Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни студентов в социально-образовательной среде вуза'

Формирование здорового образа жизни студентов в социально-образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
527
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / МОЛОДЕЖНЫЕ ПРОЕКТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STUDENTS / HEALTH / YOUTH PROJECTS / SOCIAL FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирилов Кирилл Александрович, Дмух Оксана Валериевна, Осипов Александр Юрьевич

Статья посвящена проблематике формирования у современных студентов ценностей ведения здорового образа жизни. Анализ литературы показал, что данная проблема полностью не изучена специалистами. Также обнаружены различные концепции формирования ценностей здорового образа жизни, иногда противоречивые. Авторы предположили, что эффективным способом формирования у студентов ценностей ведения здорового образа жизни станет использование крупных молодежно-социальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирилов Кирилл Александрович, Дмух Оксана Валериевна, Осипов Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS IN THE SOCIO-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article is devoted to the problems of formation of modern students ' values of a healthy lifestyle. Analysis of the literature showed that this problem is not fully studied by experts. Various concepts of forming the values of a healthy lifestyle, sometimes contradictory, are found. The authors suggested that the use of large youth and social projects will be an effective way of forming students ' values of a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни студентов в социально-образовательной среде вуза»

Педагогика

УДК: 378.17:37.062.2

аспирант Кирилов Кирилл Александрович

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); кандидат педагогических наук Дмух Оксана Валериевна Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Осипов Александр Юрьевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого г. Красноярск), Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена проблематике формирования у современных студентов ценностей ведения здорового образа жизни. Анализ литературы показал, что данная проблема полностью не изучена специалистами. Также обнаружены различные концепции формирования ценностей здорового образа жизни, иногда противоречивые. Авторы предположили, что эффективным способом формирования у студентов ценностей ведения здорового образа жизни станет использование крупных молодежно-социальных проектов.

Ключевые слова: образовательная среда; студенты; здоровье; молодежные проекты; социальные факторы.

Annоtation. The article is devoted to the problems of formation of modern students ' values of a healthy lifestyle. Analysis of the literature showed that this problem is not fully studied by experts. Various concepts of forming the values of a healthy lifestyle, sometimes contradictory, are found. The authors suggested that the use of large youth and social projects will be an effective way of forming students ' values of a healthy lifestyle.

Keywords: Educational environment; students; health; youth projects; social factors.

Введение. Специалисты считают, что современная система Российского образования имеет множество различных проблем, одной из которых является довольно слабая ориентация всей системы образования в России на здоровьесберегающее обучение и воспитание ценностей ведения здорового образа жизни у обучающихся, как школьников, так и студентов [8]. Последние научные исследования, посвященные проблематике сохранения здоровья студенческой молодежи, показывают, что в системе Российского высшего образования обнаружена тревожная тенденция снижения уровня физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся [4], что способствует довольно значительному ухудшению уровня физического здоровья современной молодежи [5; 18]. Также специалистами выявлено почти полное отсутствие качественного мониторинга физического, психического и эмоционального состояния обучающихся на протяжении всей образовательной цепочки (от детского сада до школы и вуза) [3], недостаток действенных профилактических мероприятий и воспитательных мер, препятствующих возникновению и развитию различных заболеваний [15]. Данные факторы в своей совокупности приводят к почти полному отсутствию у современных молодых людей мотивационно-ценностных установок на ведение здорового образа жизни.

По мнению И.И. Булыгиной, здоровый образ жизни (ЗОЖ) - представляет собой повседневный образ жизни человека, направленный на укрепление психофизического здоровья и профилактику болезней. ЗОЖ должен включать в себя полноценное и сбалансированное питание, повседневную гигиену, оптимальную физическую активность, отказ от вредных привычек и благоприятное эмоционально-психологическое состояние в быту и трудовой деятельности [2]. Таким образом, проблемы со здоровьем у современных молодых людей - это, прежде всего проблемы связанные с некачественным преобразованием повседневного образа жизни в ЗОЖ. А формирование здорового образа жизни в среде обучающихся, неразрывно связано с побуждением молодых людей к включению в свою повседневную жизнь форм поведения, приносящих пользу здоровью [6].

Ученые подчеркивают, что в культурно-образовательной среде вузов большое значение приобретает деятельность по формированию у студентов стойкой потребности в физическом и нравственном совершенствовании [13]. Данная деятельность будет успешной лишь при условии утверждения у студентов ценностей ЗОЖ [17; 19]. Формирование данных ценностей будет возможно при создании в вузах условий для занятий любыми видами физической культуры, профилактики вредных привычек, объединения студентов в физкультурно-оздоровительные организации, развитием духовно-нравственных основ молодых людей [14]. В тоже время необходимо отметить, что, несмотря на большое количество научных работ по формированию у обучающихся: школьников и студентов стойких потребностей к ведению ЗОЖ, технологии формирования культуры приобщения молодых людей к ценностям ЗОЖ недостаточно разработаны. До сих пор точно не обозначены пути эффективного сохранения и укрепления здоровья студентов через процессы самопознания, самодетерминации и целенаправленных изменений структуры поведения современных молодых людей. Также недостаточно изучены процессы формирования у студенческой молодежи моды на ведение здорового образа жизни [2].

Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи, в частности студентов педагогических направлений и их профессиональное становление являются одними из наиболее важных условий успешной деятельности любого высшего учебного заведения [1; 7; 11]. Студенты, изучающие педагогические направления деятельности должны не только формировать и воспитывать культурные, образовательные, здоровьесберегающие и профессиональные ценности у учащихся общеобразовательных учреждений, но и служить примером следования ценностям ЗОЖ, как одному из обязательных условий полноценного выполнения человеком своих профессиональных и социальных функций. Известно, что формирование ценностных установок у молодых людей происходит как во время учебно-воспитательного процесса, так и в процессе приобретения личного позитивного опыта ведения здорового образа жизни. Проблематика формирования ценностей ЗОЖ среди современной молодежи: школьников и студентов пристально изучается сегодня многими учеными [12]. Специалисты выявили целый ряд проблем, ограничивающих возможности успешной деятельности по приобщению обучающихся к ценностям ЗОЖ. Д.В. Цыбиков отмечает, что в существующей практике физического воспитания студентов доминирует лишь развитие физических качеств

молодых людей, а вопросам формирования ценностного отношения студентов к ведению здорового образа жизни не уделяется должного внимания [17]. Другие авторы утверждают, что физическое воспитание в вузе должно стать базовым компонентом формирования культуры здоровья студентов и развития у молодых людей ценностей ЗОЖ [7; 8]. Специалисты также обращают внимание на необходимость использования в образовательном процессе имитационных игр, позволяющих быстро и качественно сформировать и развить умения и навыки здорового и безопасного взаимодействия в образовательной среде [1].

Таким образом, обнаружено противоречие между высокой актуальностью проблемы приобщения обучающихся к ценностям ЗОЖ и недостатком действенных способов формирования у студентов мотивационных установок на ведение здорового образа жизни, в силу различных взглядов ученых на данную проблему. Ученые подчеркивают, что проблема формирования здорового образа жизни студенческой молодежи не полностью разработана в теории Российского высшего образования и до сегодняшнего дня не имеет четких научных основ реализации в практике образовательной деятельности [16].

Подводя итог вышеизложенному, авторы статьи определили основной целью исследований поиск действенных способов формирования у студентов ориентаций на ведение здорового образа жизни в социально-образовательной среде вуза.

Изложение основного материала статьи. По мнению специалистов, учебно-воспитательный процесс в высшей школе должен включать в себя несколько направлений организационно-педагогической деятельности по формированию ценностей ведения здорового образа жизни у студентов. Первое направление включает в себя создание оптимальных условий внутренней культуры вуза (гуманизм, благоприятный психологический климат, активное творчество), через совместную деятельность и общение преподавателей и студентов в образовательном процессе. Второе направление предполагает обеспечение ряда социально-педагогических условий (установок, потребностей и т.д.) способствующих активному саморазвитию и самовоспитанию студентов через механизмы рефлексии, самопознания и т.д. Процесс формирования ориентации обучающихся на ценности ЗОЖ рассматривается специалистами, как процесс целенаправленного воздействия на личность обучающихся с целью формирования у них стойких мотивационно-ценностных, психологических, эмоциональных и иных установок, главной ценностью которых является идея самооздоровления человека [15].

По мнению авторов статьи, воспитание культурных ценностей ведения здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса в высшей школе достигается методом формирования у обучающихся определенных жизненных ценностей. Повышение процесса эффективности формирования ценностей ЗОЖ у студентов в процессе обучения возможно при выполнении следующих условий:

- формирование у обучающихся жизненных ценностей и мотивационных установок, направленных на ведение молодыми людьми здорового образа жизни и качественного укрепления своего физического здоровья, посредством мероприятий мониторинга состояния здоровья, использования доступных физкультурно-оздоровительных средств, образовательных мероприятий и средств социальной поддержки молодых людей;

- формирование у студентов определенного комплекса теоретических познаний и практических навыков ведения здорового образа жизни на базе высших учебных заведений, посредством использования образовательных, физкультурно-спортивных мероприятий и средств социальной поддержки студентов;

- введение в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений специализированного курса по обучению студентов навыкам ведения здорового образа жизни за счет использования в образовательных учреждениях различных социально-молодежных проектов.

В Сибирском федеральном университете уже некоторое время действует социально-молодежный проект: «СФУ - территория здорового образа жизни». Данный проект включает в себя несколько важных блоков, использование которых, по мнению авторов статьи, позволяет приобщить к ценностям ЗОЖ большое количество студентов.

Блок мониторинга состояния здоровья представляет собой учет данных о состоянии здоровья студентов, физическом развитии молодых людей, повседневной физической активности и режиме труда и отдыха. Для учета данных была создана интернет-платформа, в которой каждый студент, принимающий участие в проекте, получил доступ к своему виртуальному дневнику - «ЗОЖ-бук». Чтобы поощрить молодых людей к ведению дневников, организаторы проекты предусмотрели систему начисления рейтинговых баллов за динамику прироста показателей физического развития, увеличения времени повседневной физической активности и участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. По итогам действия проекта студенты, набравшие наибольшее количество баллов награждаются денежными и материальными призами. Это способствует существенному увеличению уровня мотивации молодых людей к участию в проекте и заполнению дневников за счет внедрения в проектную деятельность состязательных элементов.

Формирование ценностей ЗОЖ у молодых людей не представляется возможным без широкого использования блока физкультурно-оздоровительной деятельности. Студентам, принимающим участие в проекте, были предложены ежедневные физкультурно-оздоровительные мероприятия: зарядки на свежем воздухе, подвижные игры, занятия с инструкторами, туристические походы и т.д. В ходе использования данного блока планировалось не только увеличить уровень физического развития молодых людей, но и создать большой коллектив студентов, объединенных общей целью - приобщение к ценностям ЗОЖ. Поскольку все физкультурно-оздоровительные мероприятия проводились коллективно, с информированием большого количества студентов СМИ вуза, то организаторам удавалось привлекать на них значительное количество молодежи. Таким образом, каждый студент мог не только принять участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, но и познакомиться с большим количеством сверстников пропагандирующих ценности ЗОЖ. Специалисты считают, что подобные мероприятия способствуют созданию в вузах социальной физкультурно-спортивной среды, способствующей сохранению здоровья обучающихся и сотрудников образовательных учреждений [9].

Для наиболее качественного формирования и развития у обучающихся действенных мотивационных установок на ведение здорового образа жизни необходимы структурные изменения в образовательном процессе. В рамках действия проекта «СФУ - территория ЗОЖ» предусмотрено проведение целого ряда семинаров, лекций, круглых столов, посвященных проблематике ЗОЖ. Для повышения интереса студентов к данным мероприятиям руководство вуза регулярно приглашает известных «медийных» личностей: спортсменов, телеведущих, политиков, как правило, проходивших обучение в СФУ ранее. Возможность

знакомства с известными людьми вызовет дополнительный интерес у студентов к посещению данных мероприятий.

Достичь значимых результатов в деятельности по приобщению большого количества студентов к ценностям ЗОЖ будет невозможно без социальной деятельности образовательных учреждений. Подобная деятельность должна включать в себя, как оказание значимых мер социальной поддержки студентам -пропагандистам ЗОЖ, так и работу с молодежью объединенной тематикой продвижения ценностей ЗОЖ в студенческой среде. В рамках проекта «СФУ - территория ЗОЖ» предусмотрены конкурсы агитационных материалов: плакатов и видеороликов, ведение онлайн-блогов в социальных сетях, проведение конкурсов: «Самый здоровый факультет» и «Самая здоровая группа». Следует также отметить серьезную волонтерскую деятельность студентов СФУ. Большое количество студентов Сибирского федерального университета осуществляют волонтерскую деятельность на различных физкультурно-спортивных, образовательных, научных и социальных форумах. Ученые отмечают, что занятия волонтерской деятельностью, в первую очередь на крупных спортивных мероприятиях, ощутимо способствуют формированию и развитию у молодых людей ценностей ЗОЖ [10; 20].

По мнению авторов статьи, организация подобных социально-молодежных проектов в университетах будет способствовать разрешению противоречия между необходимостью приобщения современных молодых людей к ценностям ЗОЖ и отсутствием действенных способов организации деятельности образовательных учреждений по формированию ценностей ЗОЖ в среде обучающихся. Использование масштабных проектов, насыщенных различными блоками деятельности (социальной, физкультурно-спортивной, образовательной), объединенных общей идеей формирования ЗОЖ у студентов в образовательной среде согласуется с мнением большинства ученых по поискам эффективных способов формирования стойких мотиваций на ведение ЗОЖ у современных молодых людей.

Выводы. Авторы считают нужным отметить, что:

1. Анализ современной научной литературы показывает, что, несмотря на высокую актуальность проблемы приобщения современной молодежи к ценностям ЗОЖ до сих пор не до конца разработаны действенные методики формирования и развития у обучающихся ценностных мотивационных установок направленных на ведение здорового образа жизни. Обнаружены также существенные различия во взглядах отечественных ученых на пути формирования ориентаций на ведение здорового образа жизни у студентов.

2. Для эффективного решения проблемы формирования и развития у обучающихся ценностей ЗОЖ администрации образовательных учреждений следует использовать масштабные социально-молодежные проекты. Данные проекты должны представлять собой объединенные в общие блоки физкультурно-оздоровительную, образовательную, социальную и иные виды деятельности вуза, направленные на приобщение большого количества студентов к ценностям ЗОЖ.

Литература:

1. Акимова Л.А. Имитационные игры в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни будущего педагога // Проблемы современного педагогического образования. Серия: педагогика и психология. 2018. №58 (4). С. 13-16.

2. Булыгина И.И., Гаранина Е.Н., Елисеев А.В. Пропаганда здорового образа жизни, как составляющая гражданско-патриотического воспитания // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №4 (28). С. 181-186.

3. Воробьева И.Н. Теоретические основы формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №1 (16). С. 37-40.

4. Дьяконова Т.М., Шайдарова И.В. Условия формирования качества жизни студентов различных учебных отделений в системе высшего профессионального образования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. №8 (126). С. 55-61.

5. Кочиева Э.Р. Формирование здорового образа жизни в современной студенческой среде // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №4 (19). С. 88-90.

6. Красноперова Н.А. Актуальные аспекты формирования здорового образа жизни студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. Серия: педагогика и психология. 2018. №58 (4). С. 138-141.

7. Кудрявцев М.Д., Крамида И.Е., Ермаков С.С., Осипов А.Ю. Динамика развития личностных компонентов здорового образа жизни у относительно здоровых студентов // Физическое воспитание студентов. 2016. №6. С.26-33. D0I:10.15561/20755279.2016.0603

8. Мелешкова Н.А., Урусов Г.К. Педагогическое сопровождение формирования здорового образа жизни студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. №39. С. 195-201.

9. Осипов А.Ю., Кадомцева Е.М., Лепилина Т.В., Приходов Д.С., Раковецкий А.И. Создание социальной физкультурно-спортивной среды в вузах, с целью сохранения здоровья всех участников образовательного процесса (на примере ведущих вузов Красноярского края) // В мире научных открытий. 2015. №3.1 (63). С. 735-748.

10. Осипов А.Ю., Белов А.В., Кадомцева Е.М., Раковецкий А.И. Подготовка студентов к волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях с помощью специализированного физического воспитания // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. №1 (31). С. 131-134.

11. Осипов А.Ю., Логинов Д.В., Дворкина Е.М. Развитие здоровьесберегающей компетентности у студентов педагогических вузов // European Social Science Journal. 2014. №6-1 (45). С. 201-206.

12. Пашин А.А., Васильева А.М., Мухамеджанова В.Ф. Потребности и мотивы здорового образа жизни студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. №4 (32). С. 219-227.

13. Репринцева Е.А., Соломахина Т.Р. Формирование здорового образа жизни студентов в образовательной среде вуза: компетентностный подход // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №2 (22). С. 228-233.

14. Татарова С.Ю. Формирование здорового образа жизни студентов в культурно-образовательной среде вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. №5 (61). С. 341-343.

15. Чуб Л.С. Здоровый образ жизни, как фактор формирования здоровья подрастающего поколения // Проблемы современного педагогического образования. Серия: педагогика и психология. 2018. №59 (4). С. 350-352.

16. Шуайбова М.О. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студенческой молодежи: Дис...канд. пед. наук. Махачкала, 2011. 212 с.

17. Цыбиков Д.В. Формирование ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни в образовательном процессе педагогического вуза: Дис.канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2013. 201 с.

18. Lebedinskiy V., Koipysheva E., Rybina L., et al. Age dynamic of physical condition changes in pre-school age girls, schoolgirls and students, living in conditions of Eastern Siberia // Physical Education of Students. 2017. №6. P.280-286. D0I:10.15561/20755279.2017.0604

19. Osipov A., Starova O., Malakhova A., et al. Modernization process of physical education of students in the framework of implementation of the state strategy for the development of physical culture, sport and tourism in the Russian Federation // Journal of Physical Education and Sport. 2016. №4. P. 1236-1241. D0I:10.7752/jpes.2016.04196

20. Osipov A., Vonog V. Ensuring a possibility of high quality training of students as sports volunteers for competitions in terms of organizing and running Universiade - 2019 // Journal of Physical Education and Sport. 2016. №2. P.361-364. D0I:10.7752/jpes.2016.02057

Педагогика

УДК: 378.012:811.161.1

кандидат филологических наук, доцент Ковалева Инесса Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа); кандидат филологических наук, профессор Вильданова Набиря Галихановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа); кандидат филологических наук, доцент Исмагилова Халиса Назибовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа)

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

«РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Аннотация. В статье представлено описание учебных пособий «Речевая коммуникация: теория» и «Речевая коммуникация: практикум», предназначенных для бакалавров технического профиля, изучающих учебную дисциплину «Речевая коммуникация». Характеризуются структура и содержание данного комплекса учебных пособий, разработанного с учетом реализации принципов компетентностного подхода в обучении.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, учебное пособие, речевая коммуникация.

Annotation. The article presents described the textbooks "Speech communication: theory" and "Speech communication: workshop" intended for bachelors of technical profile studying the discipline "Speech communication". The structure and content of this set of training AIDS developed with the implementation of the principles of competence-based approach in training are characterized.

Keywords: competence approach, competence, textbook, speech communication.

Введение. Повышение эффективности образовательного процесса и качества профессиональной подготовки специалистов является одной из доминантных задач реализации государственного образовательного стандарта высшего образования. В последние годы в методике преподавания дисциплин подчеркивается важность внедрения компетентностного подхода в процесс обучения. Обучение на основе компетентностного подхода является в настоящее время наиболее актуальным, поскольку позволяет указать на конечный продукт: знания, навыки, умения выпускника. Большой вклад в разработку компетентностного подхода и формирование ключевых компетенций внесли Л.В. Будяк, Е.В. Баранова, И.А. Зимняя, Л.Ф. Иванова, О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской, Н.В. Чекалева и др. Как показывает анализ научной литературы, компетентность, актуализуемая в компетенциях, - способность получать исчерпывающие знания и применять их в какой-либо профессиональной области. Компетентность рассматривают как качественную интегрированную характеристику личности, определяющую степень владения ею совокупностью профессиональных и социально-значимых качеств, приобретаемых в процессе образования и служащих эффективным механизмом реализации индивидуальных ценностных потребностей [10]. Предполагается, что компетентностный подход - это «приоритетная ориентация образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию и самоактуализацию» [8, с. 19], способность человека адекватно действовать в различных ситуациях, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Цель внедрения компетентностного подхода в профессиональное образование - формирование высококвалифицированного компетентного специалиста, который должен быть востребованным и конкурентоспособным, готовым к эффективной профессиональной деятельности, способным самостоятельно решать производственные проблемы, доводить любое дело до конца, повышать свой профессиональный уровень, обновлять полученные знания.

В процессе реализации компетентностного подхода в системе высшего образования поднимается острая проблема создания современных учебных пособий для вузов, к которым предъявляются особые требования к отбору, структуре, содержанию и систематизации учебно-научного и дидактического материала. Безусловно, учебная литература должна постоянно обновляться, совершенствоваться в соответствии с запросами общества и достижениями науки, она «должна быть ориентирована на внутренние и внешние компоненты образовательной системы и служить основой для реализации общекультурных и профессиональных компетенций» [7]. Полагаем, что по своей сути и назначению учебное пособие должно демонстрировать обучающемуся технологию освоения дисциплины, организовывать его учебную деятельность и активно влиять на характер и качество его знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.