Научная статья на тему 'Актуальные аспекты формирования здорового образа жизни студентов вуза'

Актуальные аспекты формирования здорового образа жизни студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
906
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ОБРАЗ ЖИЗНИ / LIFESTYLE / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / СТУДЕНТ / STUDENT / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / PEDAGOGICAL STRATEGY / ПРИОБЩЕНИЕ / ATTACHMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красноперова Нина Анатольевна

В настоящее время большое значение придается формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) обучающихся в высшей школе, поскольку именно образ жизни в значительной степени определяет состояние здоровья. При разработке технологий формирования здорового образа жизни необходимо учитывать некоторые особенности этого процесса. Статья посвящена педагогическому аспекту проблемы формирования здорового образа жизни студентов в процессе обучения в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ASPECTS OF FORMING OF A HEALTHY LIFESTYLE OF THE UNIVERSITY STUDENTS

At the present days, there is a great importance to the forming of a healthy lifestyle (HLS) of the students in high school, since it is the lifestyle largely determines the state of health. While developing technologies for the forming of a healthy lifestyle, it is necessary to take into account certain features of this process. The article is devoted to the pedagogical aspect of the problem of forming of a healthy lifestyle of the students during their training in high school.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты формирования здорового образа жизни студентов вуза»

В сфере физической культуры и спорта в нашей стране пособий по основам научно-исследовательской деятельности не много. В последние годы изданы лишь пособия авторов Б.А. Ашмарина, Ю.Д. Железняка, П.К. Петрова, В.Н. Селуянова.

Выводы. Анализируя виды деятельности можно сделать вывод что специалист в области физической культуры и спорта по окончанию обучения должен быть готовым к разнообразным видам деятельности. Он должен не только осуществлять организацию и проведение различных физкультурно-спортивных мероприятий, но и уметь грамотно используя определенную терминологию объяснять, а также вести научную работу.

Физкультурно-оздоровительное направление, как и вся сфера образования, в последние годы претерпевает значительные изменения. Изменяется подход к подготовке специалистов, увеличивается число мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, растет количество вновь построенных спортивных сооружений и т.д.

Необходимо менять стандарты подготовки модернизируя их таким образом, чтобы специалист был готов не только обучать и подготавливать занимающихся, но и владел умением мотивировать граждан, не вовлеченных в сферу физической культуры и спорта, к повышению уровня физической подготовленности с учетом их целей.

Литература:

1. Федеральныфй закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина -М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

3. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-еизд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.

4. Семенов, Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва: Советский спорт, 2011. — 200 с. — Режим доступа: Ы^://е.1апЬоок.сот/Ьоок/10850. — Загл. с экрана.

5. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Терминологический словарь. Педагогические технологии, 1999 г.

6. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Педагогика

УДК 378.17: 796

кандидат педагогических наук, доцент Красноперова Нина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева» (г. Красноярск)

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В настоящее время большое значение придается формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) обучающихся в высшей школе, поскольку именно образ жизни в значительной степени определяет состояние здоровья. При разработке технологий формирования здорового образа жизни необходимо учитывать некоторые особенности этого процесса. Статья посвящена педагогическому аспекту проблемы формирования здорового образа жизни студентов в процессе обучения в высшей школе.

Ключевые слова: здоровье, образ жизни, здоровый образ жизни, студент, педагогические условия, педагогическая стратегия, приобщение.

Annotation. At the present days, there is a great importance to the forming of a healthy lifestyle (HLS) of the students in high school, since it is the lifestyle largely determines the state of health. While developing technologies for the forming of a healthy lifestyle, it is necessary to take into account certain features of this process. The article is devoted to the pedagogical aspect of the problem of forming of a healthy lifestyle of the students during their training in high school.

Keywords: health, lifestyle, healthy lifestyle, student, pedagogical conditions, pedagogical strategy, attachment.

Введение. Здоровье - наивысшее благо, величайшая социальная ценность, бесценное достояние всего общества и каждого человека как одно из основных условий выполнения его биологических и социальных функций, деятельности в материальной и духовной сферах, творческой самореализации. Однако без сознательного, деятельного стремления индивида к сохранению и укреплению своего здоровья невозможно реализовать свой потенциал, обеспечить долгую и активную жизнедеятельность. Можно утверждать, что поведение человека напрямую зависит от здоровья, а здоровье - от поведения, являющегося проявлением определенного образа жизни, который по данным ВОЗ (на 50%) определяет состояние здоровья.

Понятие «образ жизни» охватывает всевозможные аспекты жизнедеятельности человека: труд, быт, досуг, формы удовлетворения материальных и духовных потребностей, мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения людей и т.д. Какова же суть данного понятия?

«Образ» в философии - это результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. «Образ» в психологии - субъективная картина мира или его фрагментов. Все процессы в мозге являются отражениями различных проявлений окружающего мира, в результате которых и формируется образ этого мира. «Образ», в данном случае, можно рассматривать как одну из форм отражения реальности, переходящую в понятийную модель, регулирующую закономерности организации жизненного пространства индивида. «Образ жизни» предстает перед нами как отражение субъективной картины окружающего мира в сознании человека, выраженное в действии. Образ, переходящий в действие и есть образ жизни. Отраженный образ становится основой индивидуальной модели образа жизни, включающей в себя представления, убеждения, идеи, цели, смысл бытия, идеалы, установки, программы, традиции, опыт поколений, мысли, привычное поведение, культурные стереотипы. Возникает цепочка: окружающий мир -образ - модель - действие [4]. «Образ жизни - устойчивая, долговременная система отношений человека с

природной и социальной средой, представлений о нравственных и материальных ценностях, намерений, поступков, стереотипов поведения, реализации стратегий, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей, на основе адаптации к правилам, законам и традициям общества» [3, с. 150]. В целом под образом жизни понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления.

Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни» (ЗОЖ). Проблема здоровья - это прежде всего проблема преобразования образа жизни в ЗОЖ. Соответственно целью данной статьи является выделение актуальных аспектов такого преобразования.

Изложение основного материала статьи. «Здоровый образ жизни - это максимальное количество биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способность к продлению рода и достижению активного долголетия» [3, с. 115]. ЗОЖ понимают как основу профилактики заболеваний; деятельность, направленную на сохранение и улучшение здоровья человека; определенную жизненную позицию; основное условие прогресса человечества в целом (Э.Н. Вайнер, Э.М. Казин, В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицын и др.). Нельзя не отметить, что ЗОЖ - это категория, отражающая уклад и стиль жизни, качество взаимодействия между условиями и моделями поведения.

«Формирование здорового образа жизни - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья» [3, с. 217]. Формирование ЗОЖ является актуальной аксиологической задачей в сохранении экологии жизненного пространства индивида. Поскольку образ жизни является «устойчивой, долговременной системой отношений человека» с окружающей средой, а формирование ЗОЖ подразумевает «включение в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения», то можно предполагать возникновение ряда проблем. Понимание ЗОЖ как «максимального количества биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности» предполагает введение изменений в исходной цепочке только на уровне «действия». Попытка заменить одно поведение на другое (даже более целесообразное) зачастую не дает положительных результатов. Попытка сформировать ЗОЖ приобретает временную ограниченность, т.е. начавшись, вскоре приходит к исходному образу жизни. Происходит это потому, что изменение поведения не изменяет сам «образ», который гораздо сильнее. Оставаясь неизменным, он перемещается в зону неосознаваемого и вновь проявляет себя. В конечном итоге, происходит «возвращение на круги своя», т.е. человек начинает вести свой прежний образ жизни (иногда и не совсем здоровый). Поэтому формирование индивидуального ЗОЖ требует тщательной работы с изначальными образами через познание, осмысление и осознание реалий действительности (зачем это надо) по алгоритму: проживи - прочувствуй - осознай -действуй и создание новых моделей бытия (внутренняя потребность быть здоровым): Я могу - Я хочу - Я делаю. Это и есть путь созидания ЗОЖ: постоянное осознание и изменение сознания (образа, модели). Новые формы поведения будут не чужеродным внедрением, а внутренней логической потребностью реализации нового замысла - здорового образа жизни [4].

Однако установка на ЗОЖ не появляется сама собой. Она может формироваться в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в том, чтобы обучать здоровью с самого раннего возраста, формировать индивидуальный ЗОЖ путем обучения научному пониманию данной категории, формированию новых ценностных установок, выработки индивидуального поведения, основанного на устойчивой мотивации к ЗОЖ (то есть, создавать нужный образ окружающего мира, модель и действие).

Управление образом жизни в плане гармонизации жизнедеятельности личности студента происходит через систему образования и воспитания. Этому способствует образовательное пространство вуза как сложное и многомерное социокультурное явление «образования» личности. Оно включает в себя и получение знаний, и воспитание, и становление цельной личности, и формирование способностей преобразовывать мир, и приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям и т.д. Социокультурное образовательное пространство обладает многообразными зонами развития, ситуациями выбора личностного самоопределения, большими потенциальными возможностями профессионально-культурного становления личности студента и посредством более эффективного их использования может выступать в качестве фактора реализации педагогических процессов, явлений. Образовательное пространство как вместилище, содействующее разнообразными способами «образованию» личности, предполагает совокупность педагогических условий реализации педагогических воздействий [7].

Осуществление задач управления образом жизни студентов возможно через их приобщение к ЗОЖ. Приобщить - значит познакомить с чем-то, включить в какую-то сферу, процесс, деятельность, сделать участником чего-то. Приобщение - это процесс включения индивида в определенную сферу деятельности для достижения генеральной цели. Необходимость приобщения студентов к ЗОЖ заключается в том, что студенчество, как особая возрастная группа, находится в постоянном процессе формирования и является уязвимым в плане здоровья. Исследования состояния здоровья студентов выявляют крайне неблагополучную ситуацию. Обусловлено это влиянием ряда специфических негативных факторов, среди которых выделяют: возрастную физиологическую перестройку, психологический дискомфорт, связанный с нарушением школьного стереотипа, изменение привычного образа жизни, интеллектуальные, информационные и психоэмоциональные перегрузки, нерационально организованный учебный процесс, материальные и бытовые трудности, дезорганизация питания, нарушение режима труда и отдыха, гипокинезия, вредные привычки, социальное становление личности, неуверенность в завтрашнем дне, потеря цели, ценностных ориентиров, нигилизм, падение общей культуры студенчества и т.п. Как видно, большинство факторов, влияющих на состояние здоровья студентов, находятся за пределами влияния системы здравоохранения. Решение данной проблемы - в сфере психолого-педагогических воздействий.

Экспресс-опрос студентов первых-третьих курсов в возрасте от 17 до 20 лет позволил определить их отношение к здоровью, осведомленность в способах оздоровления и необходимость психолого-педагогического подхода в решении проблемы формирования ЗОЖ. В результате было выяснено, что состояние здоровья беспокоит 80% студентов и они хотели бы его улучшить. Однако только 65% студентов интересуются способами оздоровления, 15% предпочитают традиционное медицинское лечение, 20% это не интересует. Наиболее эффективными способами оздоровления 35% студентов считают соблюдение

гигиенических правил и ведение здорового образа жизни, 15% - медицину, 15% - нетрадиционные способы (йога, голодание, водные процедуры), 15% - физкультуру и 20% не имеют мнения по этому вопросу. Расширить свои знания в этой области хотели бы 40% студентов, 25% хотели бы узнать только то, что касается их заболевания и соответствующих им методов оздоровления, 20% вообще ничего не хотят знать, а 15% считают, что знают все. О необходимости введения теоретического курса по основам ЗОЖ 50% высказались положительно, 30% главным критерием определили желание студента, 15% высказались против и 5% затруднились с ответом. В отношении практической реализации ЗОЖ большинство студентов (95%) ответили, что занятия физическими упражнениями доставляют им удовольствие (50%), при этом некоторые из них предпочли бы заниматься, когда есть настроение к двигательной активности, 5% студентов выразили отрицательное отношение к физическим занятиям. Традиционным занятиям (бег, спортивные игры, посещение тренажерных залов) отдали предпочтение 30% студентов, 65% выбрали бы более адаптивные занятия (аэробику, фитнес, плавание, каток, теннис, походы на природу, йогу), 5% студентов не считают необходимым заниматься физкультурой.

По представлению студентов организация учебно-воспитательного процесса по формированию ЗОЖ в вузе должна учитывать следующие предложения: проводить культурно-досуговые и физкультурно-оздоровительные мероприятия с использованием современных форм (квестов, игровых и художественных форм, театрализованных представлений и т.п.), расширить возможности научно-исследовательских мероприятий по данной тематике (проведение исследований, конференций, круглых столов, дискуссий, выставок и т.п.), отменить занятия на стадионе весной и осенью (т.к. это, по их мнению, провоцирует заболевания), организовать занятия по интересам (специализациям), учитывать индивидуальные особенности студентов, вводить альтернативные формы занятий физкультурой (тренажеры, бассейн, каток, теннис, походы на природу), усилить медицинское сопровождение в процессе обучения в вузе (профилактический осмотр, лечение в профилактории, медицинские консультации по требованию), читать теоретический курс по основам ЗОЖ, использовать технические средства обучения (видеофильмы).

В целом можно сделать вывод, что основной контингент студентов заинтересован в укреплении своего здоровья, расширении своего практического и теоретического багажа в этой области, а их предложения по организации учебно-воспитательного процесса заслуживают внимания, т.к. свидетельствуют о культурологическом переосмыслении содержания, ценностей и целевых ориентаций в этой сфере. Необходимо учитывать потребности современной молодежи, приобщая студентов к ЗОЖ в образовательном пространстве вуза.

Большое значение, в связи с этим, мы придаем педагогическим технологиям, которые из разряда информативно-направляющей деятельности переходят в разряд деятельности по созданию педагогических условий. Это более актуально и эффективно, так как обеспечивает организацию и самоорганизацию воспитания и учения. Условия или учитываются, или создаются для использования в воспитательных целях, они представляют некоторую среду, объединяющую разнообразные возможности. Условия воспитания должны рассматриваться как комплекс предпосылок, организующих деятельность сознания в выборе конкретных действий, обеспечивающих успешность в реализации воспитательных целей [6].

Педагогическая стратегия приобщения, разработанная доктором педагогических наук, профессором В.В. Игнатовой, учитывает данный факт, рассматривает приобщение как процесс включения личности в целенаправленную социализацию личности, а личность как активного творческого субъекта, способного к преобразовательной деятельности [1; 2]. Приобщение к здоровому образу жизни - это педагогическая стратегия, основанная на целенаправленных действиях педагога по созданию определенных педагогических условий включения личности в процесс формирования индивидуального ЗОЖ и достижения генеральной цели - заложить основы всесторонне гармонично развитой личности. Приобщение - это деятельностный компонент педагогического обеспечения, в основе которого лежит учет структуры личности, возрастной периодизации личностного развития, мотивации возраста, базовых потребностей, соответствующих типов ведущей деятельности, социальных ситуаций.

Методологическое решение приобщения студентов к ЗОЖ предусматривает четыре последовательных этапа: получение научных знаний о здоровье и ЗОЖ (овладение определенной информацией); убеждение в необходимости таких знаний (трансформация в сознании, осознание ценности этих знаний); формирование умений организовывать свой образ жизни в здоровый (выработка способности правильно выполнять рекомендации); реализация навыков осуществления ЗОЖ (выработка динамического стереотипа в выполнении комплекса оздоровительных мероприятий).

Приобщение студентов к ЗОЖ, по нашему мнению, необходимо начинать с духовного аспекта. Без понимания человеком высших аспектов бытия: смысла жизни, целей, путей самореализации согласно со своей совестью, и разрешение проблем с этих позиций невозможно приближение к состоянию здоровья. Неудовлетворенность своей жизнью порождает психические эквиваленты (напряжение), а последние приводят к нездоровью. В древности духовный аспект считался первичным, движущей силой развития материи на всех этапах ее формирования. Духовность - это показатель определенной иерархии ценностей, целей и смысла существования по законам гармонического развития. Это видение себя в неразрывном единстве с обществом и природой, это вера в себя, здравый ум и смысл, это корректировка своего образа мыслей и действий в соответствии с общечеловеческими заповедями, выработанными народной мудростью на протяжении существования человечества. Для раскрытия в себе духовного сознания надо творить мир по законам добра, любви, красоты, через преодоление своих слабостей, страхов, сомнений. Реализуя новые идеалы, выходя за рамки своего эмпирического опыта, человек становится совершеннее, поднимается на новые высоты развития [5]. Поэтому важным является перевод жизненных ценностей из эгоцентрической плоскости в альтруистическую, формирование смысла бытия, цели в жизни молодого человека как факторов гармонизации. Связь здоровья человека с его ценностными ориентирами подтверждают исследования П.К. Анохина, В.А. Полякова, Е.П. Песоцкой. Надо учить человека правильно жить. Активная деятельная позиция в жизни освобождает дополнительную энергию, мобилизует ресурсы, включает механизмы самоорганизации и обеспечивает более высокий уровень здоровья. Воспитание духовности следует считать путем к здоровью.

Педагогическая стратегия приобщения студентов к ЗОЖ, с этой точки зрения, должна реализовываться через обучение научному пониманию сущности здоровья и ЗОЖ, воспитание здравотворческого мышления и поведения, формирование потребностно-мотивационной сферы личности. Педагогическое воздействие

призвано формировать готовность студентов к созданию индивидуального ЗОЖ, побуждать к моделированию и контролю поведенческой активности на всех уровнях собственной жизнедеятельности, сделать их авторами и создателями своего собственного здоровья.

Выводы. Обозначим актуальные аспекты формирования здорового образа жизни студентов вуза:

- «образ» как одна из форм отражения реальности переходит в действие и становится «образом жизни», охватывая всевозможные аспекты жизнедеятельности человека: труд, быт, досуг, формы удовлетворения материальных и духовных потребностей, мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения людей и т.д.;

- взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни» -категории, отражающей качество, уклад и стиль жизни, определяющей качество взаимодействия между условиями жизни и моделями поведения;

- разрабатывая индивидуальный ЗОЖ, необходимо более тщательно работать с изначальными образами через познание, осмысление и осознание реалий действительности, создание новых моделей бытия, основанных на внутренней потребности быть здоровым; тогда новые формы поведения будут внутренней логической потребностью реализации нового замысла - ЗОЖ;

- установка на ЗОЖ формируется в результате определенного педагогического воздействия, предусматривающего обучение научному пониманию данной категории, формирование новых ценностных установок, выработку индивидуального поведения, основанного на устойчивой мотивации к ЗОЖ; управление образом жизни студентов происходит в системе образования и воспитания, в условиях социокультурного образовательного пространства, обладающего многообразными зонами развития, возможностями создания педагогических условий реализации педагогических воздействий;

- приобщение к ЗОЖ как педагогическая стратегия основана на целенаправленных действиях педагога по созданию определенных педагогических условий включения личности в процесс организации индивидуального ЗОЖ и достижения генеральной цели развития гармоничной личности;

- приобщение студентов к ЗОЖ необходимо начинать с духовного аспекта, предусматривающего активную деятельную позицию в жизни, основанную на понимании высших аспектов бытия, что освобождает дополнительную энергию, мобилизует ресурсы, включает механизмы самоорганизации и ЗОЖ.

Таким образом, приобщение студентов к ЗОЖ, решая общие (информационные, практические) и специфические (ценностно-ориентационные, воспитательные, оздоровительные) задачи, будет способствовать решению глобальной задачи современности - воспитанию нового человека - здорового, способного бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих его людей.

Литература:

1. Игнатова, В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: Монография. - Красноярск: СибГТУ, 2000. - 272 с.

2. Игнатова, В.В. Педагогические стратегии как предмет системного анализа / В.В. Игнатова, В.С. Нургалеев // Мир человека: Научно-информационное издание. Вып. 1. - Красноярск: СибГТУ, 2001. -С. 112-122.

3. Колбанов, В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. Изд. 2. - СПб.: Деан, 2000. - 256 с.

4. Красноперова, Н.А. Некоторые аспекты формирования здорового образа жизни // Физическая культура и спорт ХХ1 века: Сб. трудов регион. Научно-практич. Конференции. - Красноярск: Изд-во «Гротеск», 2002. - 304 с. - С. 269-273.

5. Красноперова, Н.А. Приобщение студентов к здоровому образу жизни // Красноярский край: Освоение, развитие, перспективы: Тез. докл. регион. студ. науч. конф. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. -Красноярск, 2002. - 300 с. - С. 283-284.

6. Кульневич, С.В. Педагогика личности от концепций до технологий : учеб. пособие / С.В. Кульневич. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. - 160 с.

7. Пономарев, В.В. Приобщение студентов к здоровому образу жизни в процессе обучения в вузе / В.В. Пономарев, Н.А. Красноперова // Физическая культура и спорт ХХ1 века: Сб. трудов регион. научно-практич. конференции. Красноярск: Изд-во «Гротеск», 2002. - 304 с. - С. 263-268.

Педагогика

УДК:372.8

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Никитина Нина Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С

ПОМОЩЬЮ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ

Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности сетевых сервисов для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. Приведены примеры формирования универсальных учебных действий при изучении различных тем на уроках информатики.

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, сетевые сервисы.

Annotation. The didactic possibilities of network services for the formation of regulative, cognitive and communicative universal educational activities of students are considered in the article. Examples are given of the formation of universal learning activities in the study of various topics in computer science lessons.

Keywords: regulative universal learning actions, cognitive universal learning actions, communicative universal learning actions, project activity, network services.

Введение. В основу разработки Федерального государственного образовательного стандарта общего образования положен системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.