Научная статья на тему 'Инфографика как средство визуализации и коммуникации'

Инфографика как средство визуализации и коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1276
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОГРАФИКА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ ИНФОГРАФИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН / ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИНФОГРАФИКИ / INFOGRAPHICS / VISUALIZATION / COMMUNICATION / TYPOLOGY OF INFOGRAPHICS / INFORMATION DESIGN / STAGES OF DEVELOPMENT OF INFOGRAPHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киргизова Елена Викторовна, Романцова Наталья Федоровна

В статье рассматривается инфографика как один из наиболее современных инструментов визуализации коммуникативного пространства. Инфографика как средство коммуникации позволяет представить большие объемы информации и наглядно продемонстрировать соотношение фактов и предметов во времени и пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFOGRAPHICS AS A MEANS OF VISUALIZATION AND COMMUNICATION

The article considers infographics as one of the most modern tools of visualization of communicative space. Infographics as a means of communication allows us to present large amounts of information and demonstrate the relationship of facts and objects in time and space.

Текст научной работы на тему «Инфографика как средство визуализации и коммуникации»

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук Киргизова Елена Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университет (г. Лесосибирск); кандидат педагогических наук, доцент Романцова Наталья Федоровна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университет (г. Лесосибирск) ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается инфографика как один из наиболее современных инструментов визуализации коммуникативного пространства. Инфографика как средство коммуникации позволяет представить большие объемы информации и наглядно продемонстрировать соотношение фактов и предметов во времени и пространстве.

Ключевые слова: инфографика, визуализация, коммуникация, типология инфографики, информационный дизайн, этапы разработки инфографики.

Annotation. The article considers infographies as one of the most modern tools of visualization of communicative space. Infographies as a means of communication allows us to present large amounts of information and demonstrate the relationship of facts and objects in time and space.

Keywords: infographics, visualization, communication, typology of infographics, information design, stages of development of infographics.

Введение. В настоящее время появляются новые способы производства и распространения информации. Технология визуализации учебного материала пересекается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая появилась в конце 60-х годов XX века в США. Она основывается на положении о значимости визуального восприятия для человека в процессе изучения мира и своего места в нем, ведущей роли образа в процессе восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях «визуализирующегося» мира и увеличение информационной нагрузки.

Изложение основного материала статьи. Сегодня инфографика - один из самых актуальных, простых для восприятия, и главное, сильно влияющих на внимание человека, способов представления информации-в процессе организации образовательного процесса. Современному человеку трудно представить изложение информации без использования профессиональных графических средств. Впервые использовать приемы инфографики попыталось Американское печатное издание «USA TODAY», освещая жизнь знаменитых людей и банкиров [3]. Основная цель инфографики - модернизация процесса восприятия информации, помощь в объяснении трудно воспринимаемой теоретической информации учебного предмета в простых образах, кроме того, передача данных в лаконичном и вызывающем интерес у человека сообщении.

«Инфографика (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение; и др. - греч. ypaçrnôç -письменный, от урафю - пишу) - это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию, одна из форм информационного дизайна» [4]. Слово «Инфографика» можно разделить на две составляющие: это «инфо» и «графика», где «инфо» - это сокращение от информации, которое означает представление данных, а «граф» - это визуальное оформление.

Понятие инфографика исследователями определяется по-разному.

Автор Понятие инфографики

Марк Смициклас [7] Инфографика - это визуализация данных или идей, целью которой является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом.

В. В. Лаптева [5] Инфографика - это область коммуникативного дизайна, в основе которой 1 лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний

В.Б. Антипова [1] Инфографика - это способ передачи какой-либо идеи, основанный на иллюстративном сопровождении какой-либо информации, представленной в виде сведений или данных, часто количественных

В.В. Артюхин [2] Инфографика - это разновидность графиков, специфика которых заключается в особенной организации материала, в частности в сочетании графического изображения и текста

Исходя из всех определений, можно сделать вывод, что инфографика - это графическое представление в I обобщенном! виде информации! и знаний, позволяющее «визуально! представить сложную! информацию. То есть это такой вид иллюстрации, где совмещаются данные и дизайн, что позволяет в краткойформе доносить! информацию.

С.В. Остриков в исследовании разделил инфографику на следующие группы: «автоматическую (изображение генерируется программными средствами), стандартизированную (изображение формируется пользователем на основе шаблона или типовой формы представления данных) идизайнерскую (графическое I произведение как результат художественно-проектной деятельности)» [6].

Существует несколько видов инфографики, которые имеют своиособенности и задачи:

- статичная инфографика - отражает факты и цифры, связи и зависимости (сведение первичной информации к визуальному отображениюзависимости между данными);

- инфографика, отображающая процесс, цепочку действий,последовательность чего-либо( инструкции, хронологические карты, рецепты,изображенные в виде графических или символьных схем);

- инфографика-инструкция (объяснение устройства, принципа работы + реконструкция события);

- динамичная инфографика (динамика развития или процесса);

- видео-инфографика (новый способ общения).

Представленная классификация основана на выборе технологийреализации инфографики.

Основным форматом инфографической коммуникации являются: статические изображения (информация для чтения и просмотра); движущиеся изображения (фиксированная информация, представленная в виде анимированных или движущихся объектов, которую пользователь может смотреть, читать или слушать); интерактивные интерфейсы (информация может быть как фиксированной, так и обновляемой; интерактивные интерфейсы позволяют организовать как сюжетную, так и исследовательскую логику изложения).

Инфографика как информационный продукт состоит из нескольких уровней функционирования. С.В. Остриков в исследовании отмечаетследующее, что «описание любого продукта инфографики и инфографического дизайна целесообразно проводить, учитывая 3 основных аспекта:

1. информационно-коммуникационный! аспект [(функционирование, назначение и [сфера! применения, I информационное содержание, коммуникативная направленность, лингвистическая составляющая терминологического аппарата и проч.);

2. проектный аспект (технико-технологические особенности, средства, методы, приемы проектирования, и т. д.);

3. эстетический аспект (творческие инфографические методы, художественные средства и приемы придания инфографике образности, стилии стилевые направления)».

Перечисленные аспекты инфографики закладываются в процессе разработки. Так, информационно-коммуникационный уровень является базовым. Он формируется на начальных этапах разработки, в частности, нартапе! целеполагания, и [определяет,! насколько «произведенный! продукт ■Зудет актуальным и I востребованным для целевой аудитории.

На этом этапе осуществляется выбор темы. Главные критерии, которые должны быть учтены при выборе темы: выявление актуальности и востребованности предоставляемой информации; определение целевой аудитории, т.е. ориентация на слушателя, для которого создается инфографика;|постановка! целей и Ьадач! коммуникации.

Вторым этапом является сбор и проверка информации. Работа по сбору и обработке информации должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:

- принцип научной строгости и последовательности изложения материала (непротиворечивость и логическая последовательность изложения теоретического материала);

- принцип доступности (постепенность перехода от простого к сложному; посильность и целесообразность терминологии и символики);

- принцип научности и связи теории с практикой (содержание должно соответствовать уровню современной науки; включать сведения, необходимые для создания у обучающихся представления о частных и общенацчных методах познания);

- принцип профессиональной направленности (отражает конечную цель обучения в вузе).

Результатом работы является полнота и упорядочение собранных данных в соответствии с выбранной

темой.

Далее ¡[следует этап сортировки и ([систематизации! данных: отбор материала в Iсоответствии! с I поставленными целями и целевой аудиторией;анализ и структурирование отобранных данных; формирование структуры сообщения. На этом этапе выявляется логическая структура информации и осуществляется выбор типа инфографики (опорный конспект, логико-структурная схема, рисунок, график или диаграмма). Сложная и систематизированная информация, охватывающая большой объем данных,должна быть разбита на модули, в которых представлены относительно автономные сообщения. Особое внимание следует уделить последовательностиизложения выделенных модулей.

Следующий этап - этап создания эскиза и его сборка. На данном этапе осуществляется поиск инструментов визуализации. Результатом работы является форма визуализации и общая компоновка информации: места расположения заголовков, подзаголовков и информационных модулей, способы выделения важной информации. Инфографика должна быть лаконичной и содержать лишь те элементы, которые необходимы для сообщения слушателю существенной информации, точного понимания ее значения. Компоновка модулей в пространстве должна отражать структуру, смысл представляемого и точно расставлять акценты композиционными средствами.

Таким образом, на этапе создания эскиза и его сборк работа ведется в соответствии с принципами функциональности формы, лаконичности,акцентирования основных смысловых элементов.

Процесс реализации! создания эскиза можно! разделить на ряд этапов: разработка графического стиля, I моделирования! и компоновки.! Кроме того, реализация проекта! осуществляется с помощью определенных I программных средств. Выбор программных средств обусловлен не только концепцией, но и исходными навыками и ресурсами разработчика, а также особенностями и масштабом поставленной задачи. Для разработки инфографики могут использоваться:

- профессиональные графические редакторы, позволяющие создавать дизайнерскую инфографику высокого качества, выполнять детализированное графическое представление, воплощать уникальные творческие идеи;

- онлайн-сервисы инфографики.

[Специализированные 1онлайн-сервисы,1 чаще «всего,! разрабатываются каклюбительские! программные I продукты, делающие процесс созданияинфографики доступным широко аудитории.

К инфографике можно отнести! любое сочетание! текста и графики, созданное с намерением! наглядно I изложить ту или иную историю, донести тот или иной факт. Именно схематизация является одной из стратегий обучения при конструктивистском подходе [1].

Существует множество сервисов, предлагающих услуги по созданию инфографики. Наиболее оптимальные из них приводятся в таблице ниже.

Название сервиса Описание сервиса

EASELLY [www.easel.ly] Этот сервис позволит красиво и просто структурировать любую информацию, при 1этом| не [требуется! каких-либо Ц познаний в [дизайне. Он ¡работает по [принципу! drag&drop, 1 методом! перетаскивания 1 наиболее| подходящих цля Н конкретной цели элементов. Каждому элементу, будь это текст, картинка, или линия, можно придать нужную величину или форму, просто растягивая или уменьшая объект при помощи курсора. Сервис существенно упрощает создание инфографики так как предоставлены готовые шаблоны. Готовый проект можно сохранить в форматах JPEG и PDF

RAW [www.raw.densitydesign.or g] Сервис RAWподходит для создания графиков с интересной визуализацией данных. Процесс создания прост: введите вашу информацию в виде текста, которая будет тут же сформирована в таблицу. Вы сами можете выбирать| форму 1 визуализации, а затем перенести ну жные данные в соответствующие поля для отображения каких-либо взаимосвязей между ними. Сервис позволяет сохранить диаграмму в таких форматах, как PNG, SVG, JSON и в HTML-коде

CREATELY [www.creately.com] Сервис |Creately| предоставляет |очень| широкие [возможности! для создания красивой инфографики. Сервис открыт любому пользователю, и работу над проектом можно начать без предварительного обучения. Интерфейс переведен на русский язык, следовательно, разобраться не сложно. Удобный редактор дает возможность создавать диаграммы любой сложности на очень обширном рабочем поле. В наличии имеется более| тысячи уже готовых шаблонов, трафаретов, и 1 других элементов, «которые помогут 1спроектировать| нужную вам инфографику. Создание инфографики строится на простом| перетаскивании [необходимого] элемента на 1рабочее| поле. Особенность сервиса - опция командной работы, которая дает возможность следить за созданием инфографики 1 онлайн каждому человеку, имеющему доступ к проекту.

VISAGE [www.visage.com] Онлайн-инструмент для построения обычных графиков и диаграмм с возможностью добавления собственного фона, текста и цвета. Похож на MS Excel, но со спокойными цветами

CACOO [www. cacoo.com] Онлайн инструмент для рисования, который делает возможным создание] разных видов| инфографики, включая] карты сайта, схемы страниц, UML (Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования) и сетевые графики. Он позволяет совершить совместную работу в реальном времени, а значит, несколько пользователей могут делиться друг с другом и добавлять в блог одну диаграмму одновременно

GOOGLE CHARTS [https://developers.google.com/chart/] Сервис создаст красивые и легко настраиваемые графики и 1 диаграммы| из [данных, которые вы [внесете. Полученный 1 результат отлично [ляжет в |основу| хорошей |инфографики| или отличной презентации

На данный момент существует большой выбор онлайн-сервисов длясоздания инфографики. Для того, чтобы выбрать тот или иной сервис, нужно исходить из разработанной структуры эскиза. Современные сервисыпозволяют практически полностью! отказаться от стандартных! графических редакторов и создавать! более профессиональную инфографику, используя предложенныешаблоны.

Выводы. Для решения! образовательных задач в соответствии с поставленной целью обучения вИвузе! использование специализированных онлайн-сервисов сегодня оправдано. Использование онлайн-сервисов позволяет упростить и автоматизировать следующие процессы: на этапе создания эскиза и его сборки разработчик может «использовать! шаблоны в|качестве! аналогов, в «процессе! реализации «применять! готовые! композиционные решения, графические стили, шрифтовые и цветовые решения, библиотеки готовых изображений.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что инфографика является актуальным инструментом визуализации, обеспечивающая донесение сложной информации до целевой аудитории и наглядно демонстрирующая соотношение фактов и предметов во времени и пространстве. Онлайн-сервисы| инфографики экономят ресурсы и время и позволяют пользователю, обладающему базовыми навыками работы на компьютере, создавать стандартизированную инфографик на основе фиксированной информации и собственных данных. Кроме того, использование онлайн-сервисов развиваетвизуальное мышление, позволяет получить представление о критериях качества и современных тенденциях в области инфографики.

1. Антипова, В.Б. Современные подходы к формированию информационной грамотности в школьных библиотечных медиацентрах США. [Электронный ресурс] / В.Б. Антипова // Официальный сайт школьной библиотечной ассоциации. - 2005. - №7. - Режим доступа: http://schooШbrary.юso.ш/mdex.php?news_id=385.

2. Артюхин, В.В. Статистическая графика и инфографика: области применения, актуальные проблемы и критерии оценки: учебник / В.В. Артюхин. - Москва: Просвещение, 2012. - 132 с.

3. Брежнева, А. Мозг в цифрах (инфографика) [Электронный ресурс] / А. Брежнева. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medicena.ru/blogpost/mozg-v-tsifrah-infografika/.

4. Инфографика [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения 01.07.2019)

5. Лаптев, В.В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику. Санкт-Петербург: Эйдос, 2012.

6. Остриков, С.В. От стандартизированной инфографики к дизайнерской: опыт многоаспектного классификационного описания // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. С.Г. Строганова. 2013. № 4.

7. Smiciklas Mark. The Power of Infographics: Using Pictures to Communicate and Connect with Your Audience. Indianapolis, Indiana, USA, 2012.

Педагогика

УДК: 796.011.1:378.172

аспирант Кирилов Кирилл Александрович

Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и валеологии Приходов Дмитрий Сергеевич Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск), Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Ясенецкого (г. Красноярск), Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); старший преподаватель кафедры физической культуры Харламова Лариса Валерьевна Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ

Аннотация. В современном мире уровень здоровья становится главной личностной и общественной ценностью. Однако в последние годы выявлено значительное ухудшение показателей здоровья населения, в том числе и студенческой молодежи - будущего потенциала развития нашей страны. В статье рассматриваются проблемы качественного формирования у студентов культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни. Анализ научных данных показал, что формирование указанных ценностей возможно при создании в высшей школе определенной образовательной среды, имеющей валеологическую направленность. Структурными компонентами данной среды являются: валеологизация практики образования; активизация физкультурно-спортивной деятельности; социальные проекты, пропагандирующие ЗОЖ.

Ключевые слова: сохранение здоровья; студенты; здоровый образ жизни (ЗОЖ); образовательная деятельность; физкультурно-спортивная деятельность; социально-молодежные проекты.

Annоtation. In modern times, the level of health becomes the main personal and social value. However, in recent years there has been a significant deterioration in the health of the population, including students - the future development potential of our country. The article deals with the problems of qualitative formation of students ' health culture and values of a healthy lifestyle. The analysis of scientific data showed that the formation of these values is possible when creating a certain educational environment in higher education, which has a valeological orientation. The structural components of this environment are: valeologization of the practice of education; activation of physical culture and sports activities; social projects promoting healthy lifestyle.

Keywords: health preservation; students; healthy lifestyle (HLS); educational process; physical culture and sports activities; social and youth projects.

Введение. Одной из основных особенностей современной социально-экономической и социокультурной ситуации, сложившейся в нашей стране, является существенное изменение качественных требований к уровню востребованности специалиста на рынке труда. По мнению Б.М. Зысманова, к появившимся в последние годы требованиям относится наличие у работников высокого уровня ответственности за качество своей жизни, базирующейся, в том числе на здоровье и должном физическом развитии [4]. Здоровый образ жизни в современных условиях становится для человека определенной ценностью, наполненной личной и общественной значимостью [14]. Однако учеными выявлено, что важность здорового образа жизни, как необходимой составляющей общего здоровья личности, не полностью осознана студентами вузов [17]. Данные медицинских и социологических исследований показывают, что в современной молодежной (студенческой) среде наблюдаются серьезные отклонения в состоянии психофизического и нравственного здоровья молодых людей [8]. Увлечение молодежи алкоголем, табакокурением и наркотическими веществами приобрело угрожающие для общего фонда здоровья нашей нации масштабы [16]. Ученые утверждают, что подобные результаты являются следствием болезненной смены социокультурных ориентаций молодых людей, сопровождающейся столь серьезными негативными изменениями в состоянии их здоровья [2]. Следовательно, для повышения уровня здоровья молодежи необходимо запустить «обратный» механизм смены ценностных ориентаций личности студентов на сохранение своего здоровья и ведение ЗОЖ.

По мнению О.А. Немовой, основными социокультурными механизмами трансляции ценностей здорового образа жизни в современном мире являются: институт семьи, система образования и средства массовой информации [6]. К сожалению, ученые отмечают, что действующая сегодня система образования не способна активизировать у субъектов образовательного процесса деятельность по конструированию собственного здоровья и формированию ценностей ЗОЖ [3]. Данные А.В. Самарина показывают, что интерес

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.