Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / РАЗВИТИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Питкин Виктор Александрович

Цель: в преемственной научной работе рассматривается актуальная на сегодняшний день тематика формирования культуры здорового образа жизни в системе непрерывного образования. В соответствии с современными нормативными актами, регламентирующими тенденции модернизации системы образования (Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, общего и профессионального образования и другие), деятельность образовательных организаций должна быть направлена на формирование личностных качеств человека. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость формирования ценностей культуры здоровья у детей, подростков и учащейся молодежи, так как здоровье является одной из самых важных категорий в системе ценностей общества. В этой связи содержание формирования культуры здоровья личности должно носить системный, преемственный и непрерывный характер на всех уровнях образования: детский сад - общеобразовательная школа - учреждение профессионального образования. Автор раскрывает сущность такого понятия, как культура здорового образа жизни и культура здоровья. Методы: Рассматриваются нововведения и внедрение современных здоровьесберегающих педагогических технологий в учебный процесс. В работе применяются методы анализа научной литературы, анкетирования студентов университета, анализа, обобщения и систематизации данных. Результаты: в работе сформированы предложения по включению дополнительных курсов в общую нагрузку студентов, так как это позволит повысить в них культуру здорового образа жизни. В статье приведены реальные примеры применения подобных мер и наличие положительного эффекта от такого применения. Практическая значимость: в качестве перспективы исследования автор видит, что внедрение новых здоровьесберегающих методов положительно влияет на здоровье и учебный процесс в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Питкин Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE CULTURE IN THE SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION

Purpose: in the subsequent scientific work, the current topic of the formation of a healthy lifestyle culture in the system of continuing education is considered. In accordance with the modern regulations, governing the trends of modernization of the education system (the National Doctrine of the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025, the Federal Law "On Education in the Russian Federation", the State Program “Development of Education for 2013-2020”, The National Educational Initiative "Our New School", Federal State Educational Standards for school, General and Vocational Education, and others), the activities of educational organizations should be aimed at the formation of personal qualities of the person. In these conditions, the social and pedagogical significance of the formation of health culture values in children, adolescents and students increases, since health is one of the most important categories in the system of values of society. In this regard, the content of the formation of a culture of personal health should be systematic, continuous and continuous at all levels of education: kindergarten-general education school-vocational education institution. The author reveals the essence of such a concept as the culture of a healthy lifestyle and the culture of health. Methods: the innovations and the introduction of modern health-saving pedagogical technologies in the educational process are considered. The paper uses methods of analyzing scientific literature, interviewing university students, analyzing, summarizing and systematizing data Results: the paper has developed proposals for the inclusion of additional courses in the overall workload of students, as this will increase the culture of a healthy lifestyle in them. The article provides for the real examples of the application of such measures and the presence of positive effect from such application. Practical significance: as research perspective, the authors see that the introduction of the new health-saving methods has a positive effect on health and the educational process as a whole.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

5. Фарфель В.С. Двигательные способности / В.С. Фарфель // Теория и практика физической культуры. -1977. - № 12. - С. 27-29.

6. Усаков В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников / В.И. Усаков. - Красноярск, 1989. - 48 с.

REFERENCES

1. Anokhina, T.V. (1996), "Pedagogical support as a reality of modern society", New values of education: Care support - Counseling. Innovator, Moscow, pp.71-88.

2. Petkov, V.A. end Barannikova, E.A. (2008), "Pedagogical support for the development of the personality of preschool children", Cultural life of the South of Russia, No. 2, pp. 58-60.

3. Galton, F. (1996), The inheritance of talent. Laws and consequences, Mysl, Moscow.

4. Ozerov, V.P. (2002), Psychomotor abilities of a person, Phoenix, Dubna.

5. Farfel, V.S. (1977), "Motor abilities", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 2729.

6. Usakov V.I. (1989), Pedagogical control over physical fitness ofpreschoolers, Krasnoyarsk.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.07.2022

УДК 378.147

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Виктор Александрович Питкин, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

Цель: в преемственной научной работе рассматривается актуальная на сегодняшний день тематика формирования культуры здорового образа жизни в системе непрерывного образования. В соответствии с современными нормативными актами, регламентирующими тенденции модернизации системы образования (Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, общего и профессионального образования и другие), деятельность образовательных организаций должна быть направлена на формирование личностных качеств человека. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость формирования ценностей культуры здоровья у детей, подростков и учащейся молодежи, так как здоровье является одной из самых важных категорий в системе ценностей общества. В этой связи содержание формирования культуры здоровья личности должно носить системный, преемственный и непрерывный характер на всех уровнях образования: детский сад - общеобразовательная школа - учреждение профессионального образования. Автор раскрывает сущность такого понятия, как культура здорового образа жизни и культура здоровья. Методы: Рассматриваются нововведения и внедрение современных здоровьесберегаю-щих педагогических технологий в учебный процесс. В работе применяются методы анализа научной литературы, анкетирования студентов университета, анализа, обобщения и систематизации данных. Результаты: в работе сформированы предложения по включению дополнительных курсов в общую нагрузку студентов, так как это позволит повысить в них культуру здорового образа жизни. В статье приведены реальные примеры применения подобных мер и наличие положительного эффекта от такого применения. Практическая значимость: в качестве перспективы исследования автор видит, что внедрение новых здоровьесберегающих методов положительно влияет на здоровье и учебный процесс в целом.

Ключевые слова: здоровье, развитие, здоровый образ жизни, физическая культура, здоро-вьесбережение, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p316-321

FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE CULTURE IN THE SYSTEM OF

CONTINUING EDUCATION

Viktor Alexandrovich Pitkin, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

Purpose: in the subsequent scientific work, the current topic of the formation of a healthy lifestyle culture in the system of continuing education is considered. In accordance with the modern regulations, governing the trends of modernization of the education system (the National Doctrine of the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025, the Federal Law "On Education in the Russian Federation", the State Program "Development of Education for 2013-2020", The National Educational Initiative "Our New School", Federal State Educational Standards for school, General and Vocational Education, and others), the activities of educational organizations should be aimed at the formation of personal qualities of the person. In these conditions, the social and pedagogical significance of the formation of health culture values in children, adolescents and students increases, since health is one of the most important categories in the system of values of society. In this regard, the content of the formation of a culture of personal health should be systematic, continuous and continuous at all levels of education: kindergarten-general education school-vocational education institution. The author reveals the essence of such a concept as the culture of a healthy lifestyle and the culture of health. Methods: the innovations and the introduction of modern health-saving pedagogical technologies in the educational process are considered. The paper uses methods of analyzing scientific literature, interviewing university students, analyzing, summarizing and systematizing data Results: the paper has developed proposals for the inclusion of additional courses in the overall workload of students, as this will increase the culture of a healthy lifestyle in them. The article provides for the real examples of the application of such measures and the presence of positive effect from such application. Practical significance: as research perspective, the authors see that the introduction of the new health-saving methods has a positive effect on health and the educational process as a whole.

Keywords: health, students, development, healthy lifestyle, physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

При исследовании поставленного вопроса необходимо обратить внимание на поэтапное реформирование отечественной системы образования, которая затронуло как дошкольное образование, так и вузовское. Отчасти, законодатель предпринял некоторые попытки по улучшению состояния здоровья и физической активности студентов и школьников по причине того, что, нельзя не учесть, какое большое значение имеют физические упражнения как средства активного отдыха и снятия утомления после учебного процесса, а также повышения общего тонуса всего организма [1].

Однако, реформирование образовательной системы необходимо проводить с учетом специфических факторов, влияющих на восприятие обещающихся физической культуры, которая им преподается. Таким образом, при совершенствовании учебно-воспитательной работы, следует обращать внимание на психофизическое состояние студентов и школьников и их загруженность другими теоретическими предметами.

Особое внимание необходимо обратить на такое понятие как «культура здоровья». Так, большинство авторов понимают под культурой здоровья не что иное, как социально -психологическую деятельность, которая направлена на поддержание высокого уровня здоровья и прививание индивиду принципов здорового образа жизни[2]. Исходя из содержания данного понятия, можно с уверенностью утверждать, что здоровый образ жизни, в любом его проявлении, представляет собой составную часть «культуры здоровья». Что касается, смыслового значения такого термина как здоровый образ жизни, то под ним необходимо понимать определенного рода поведенческую культуру человека, направленную на сохранение и развитие своего физического здоровья и психического состояния.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Опираясь на мнение специалистов [3, 4, 5], формирование особой культуры здоровья должно начинаться с малых лет. Так, на уровне дошкольного и школьного образования необходимо закладывать в сознании ребенка жизненно важные установки и тем самым формировать в нем базисные начала биологических и социальных компонентов здоровья, например, спорт формирует характер, учит дисциплине, помогает преодолевать трудности [6].

Стоит сказать о том, что, в настоящее время, законодатель не сидит на месте и предпринимает различного рода действия, направленные на развитие данной сферы. К примеру, ведется разработка и постепенное внедрение современных здоровьесберегаю-щих педагогических технологий [7, 8, 9], которые направлены на формирование культуры здорового образа жизни и предусматривают особенности преподавания физической культуры для отдельных групп обучающихся со слабым здоровьем [7]. Примером может послужить привлечение освобожденных от физкультуры студентов в практическую деятельность, связанную с импровизацией, танцем [10]. Помимо этого, ответственные органы работают над созданием новых и совершенствованием уже существующих форм психолого-педагогического сопровождения дошкольников, школьников, студентов, а также лиц с ограниченными возможностями, которые нуждаются в особых условиях получения образования.

Также, следует сказать о том, что руководство высших учебных заведений должно ориентироваться на проведение различного рода мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у студентов, так как данная категория населения является наиболее подверженной к употреблению алкоголя, курения или же употребления наркотических средств. К тому же, именно студенты переносят стрессы, психологические срывы и апатию, ввиду перенагрузок [11]. Соответственно, проведение такого рода мероприятий позволит вывести некоторых студентов из зоны риска, а также поспособствует профилактике отклоняющихся форм поведения и потребления, так называемых, психоактивных веществ или, иными словами «ПАВ». Отметим, что подобные мероприятия также могут положительного повлиять на психическое состояние человека и предотвратить возможные суицидальные наклонности, возникающие у обучающихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В настоящее время некоторые университеты отходят от практики включения в учебную программу определенных предметов, которые прямо или косвенно направлены на формирование у человека здорового образа жизни и поддержания физического здоровья [12]. По нашему мнению, это не правильно, так как программы, направленные на воспитание культуры здорового образа жизни должны иметь место в современной образовательной системе. В данном случае речь идет о таких предметах как:

- физическое воспитание;

- элективные курсы по физической культуре (теоретический курс);

- основы безопасности жизнедеятельности.

В рамках настоящего исследования необходимо обратить внимание на международную практику, решения поставленных вопросов. Так, Европейский союз школьной и университетской медицины и здоровья провел конгресс, на котором было решено заняться работой по организации детских центров здоровья. Подобные меры позволят скоординировать деятельность педагогов и преподавателей, что поспособствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся [13]. По нашему мнению, внедрение культуры здорового образа жизни [14, 9, 15] можно достичь посредством следующих способов:

- через нравственное, физическое и половое воспитание;

- прививание гигиенической чистоты обучающегося;

- достижение психосаморегуляции.

Обратим внимание на тот факт, что некоторые университеты предприняли попытки дополнительного обучения студентов культуре здорового образа жизни. Так, в Кубанском государственном технологическом университете в порядке эксперимента были включены дополнительные курсы по «Культуре здоровья и здоровьесберегающего обучения».

Таблица - Самооценка позитивных изменений поведения с ориентацией на ЗОЖ в процессе реализации индивидуальной программы здоровья_

Год Количество студентов, позитивно изменивших поведение (% к числу опрошенных)

По 2-3 составляющим ЗОЖ По двигательной активности По питанию По распорядку дня

2016 67 56 57 34

2017 60 55 67 29

2018 69 55 72 38

2019 78 70 77 46

2020 80 78 75 51

Посредством проведения анонимных опросов от 60-80% обучающихся изменили свой образ жизни и переориентировали его соблюдение здоровья и здорового образа жизни [9, 15, 16]. Они повысили физическую активность, упорядочили режим дня, оптимизировали питание. Отдельные студенты отказались от курения или снизили его интенсивность.

Для наглядности представим данные опроса в виде графика.

Позитивные изменения индивидуальной программы здоровья

^^^ активность ^^^ питание ^^^ распорядок дня Рисунок - Позитивные изменения индивидуальной программы здоровья

По данному графику можно заметить, как выросли показатели после применения программы здоровья. Особенно это заметно на физической активности, которая за 3 года значительно увеличилась с 55% до 78%.

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что такие курсы влекут за собой исключительно положительный эффект, а также можно сделать следующие выводы:

- разработка и реализация индивидуальной программы здоровья каждым студентом является одним из путей оптимизации здоровьесбережения при подготовке педагогов;

- самооценка изменений поведения с ориентацией на здоровый образ жизни показала эффективность предлагаемой программы, как здоровьеформирующей технологии.

- вовлечение студентов в процесс диагностики собственных факторов риска для здоровья и работоспособности повышает их личную заинтересованность в сохранении и

улучшении собственного здоровья;

- активное участие студентов в разработке и реализации собственной программы здоровья позволит им успешно применять современные здоровьеформирующие технологии в своей профессиональной деятельности [4]. Соответственно, включение подобных дополнительных дисциплин является оправданным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Повышение мотивации к занятиям физической культурой среди студентов / В.А. Питкин, В.Н. Еременко, Г.Е. Тюпенькова, О.В. Синько, Л. Н. Хамзина // Современное педагогическое исследование. 2018. - №3. - С.59-62.

2. Русинова Н.Л. Социальные различия в здоровье и приверженности курению и алкоголю в России: тенденции 1994-2009 гг. / Н.Л. Русинова // Петербургская социология сегодня. - 2011. -Выпуск 3. - URL: http://pitersociology.ru/ru/node/21 (дата обращения: 01.06.2022).

3. Еременко В.Н., Роль физической культуры в жизни человека / В.Н. Еременко, А.С. Медведева, А.А. Левченко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8, № 3. - С. 353-355.

4. Иванова Н.Г. Эффективность процесса физического воспитания студентов Кубанского государственного технологического университета / Н.Г. Иванова // Инновационные процессы в высшей школе: сборник материалов XVIII Всероссийской научно-практической конференции 1115 сентября 2012. - Краснодар, 2012. - С. 97-99.

5. Ласкова И.С. Здоровый образ жизни студента: современный взгляд на проблему / И. С. Ласкова, В. С. Гринченко, Н.Г. Иванова, И.А. Ануфриев // Инновационные технологии, оборудование и добавки для переработки сырья животного происхождения: сборник материалов международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2018. - С. 196-201.

6. Еременко В.Н. Значимость занятий спортом в социализации личности / В.Н. Еременко, М.О. Сидлер, И.А. Третьяк // Лучшая студенческая статья 2018 : материалы Междунар. научн. -практич. Конкурса, 25 февраля 2018. - Пенза : Наука и Просвещение, 2018. С. 302-304.

7. Барчуков И. С. Физическая культура / И.С. Барчуков. - Москва : Academia, 2017. -304 с.

8. Исследование основных мотивов молодежи к соблюдению принципов здорового питания / Л.Д. Николаенко, Н.Г. Иванова, В.С. Гринченко, И.А. Ануфриев // Инновационные технологии, оборудование и добавки для переработки сырья животного происхождения: Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2018. - С. 201-204.

9. Питкин В.А. Здоровый образ жизни как модная тенденция в жизни студентов / В.А. Питкин, Т.В. Дробот // Наука техника и технологии (Политехнический вестник). -2022. - № 1. - С. 243-245.

10. Танец как средство социализации личности студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, освобожденных от физической культуры / В.А. Питкин, Г.Е. Тюпенькова, В.Н. Еременко, О.В. Синько // Оригинальные исследования. - 2018. - Т. 8, № 2. - С. 87-90.

11. Журавская Н.В. Формирование культуры здоровьесбережения - инновационный вектор развития физической культуры в условиях реформы профессионального образования / Н.В. Журавская // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. - № 2-3(63). С. 3-4.

12. Погодаева М.В. Обучение дошкольников безопасному поведению в процессе изучения английского языка / М.В. Погодаева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 7. - С. 10-15.

13. Образование и здоровье с детства и до взрослой жизни: итоги 16-го конгресса Европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья // Школа здоровья. - 2011. - № 3. - С. 56-61.

14. Гришина Ю.И. Физическая культура студента : учебное пособие / Ю.И. Гришина. -Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. - 480 с.

15. Иванова, Н.Г. Решение некоторых проблем в процессе достижения высоких результатов в спорте путем использования медико-биологических технологий / Н.Г. Иванова, Н.А. Синельникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 129133.

16. Иванова, Н.Г. К вопросу о динамике физической подготовленности учащихся / Н.Г. Иванова, А.А. Свирид //Инновационные процессы в высшей школе. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2008. - С. 98-99.

REFERENCES

1. Pitkin, V.A., Eremenko, V.N., Tyupenkova, G.E., Sinko, O.V. and Khamzina, L.N. (2018)б "Increase of motivation for physical culture among students", Modern Pedagogical study, No. 3, pp. 5962.

2. Rusinova, N.L. (2011), "Social differences in health and adherence to smoking and alcohol in Russia: trends 1994-2009", Petersburg sociology today, Issue 3, available at: http://pitersociology.ru/ru/node/21 (date accessed: 01.06.2022).

3. Eremenko, V.N., Medvedeva, A.S. and Levchenko, A. A. (2019), "The role of physical culture in human life", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, V. 8, No. 3, pp. 353-355.

4. Ivanova, N.G. (2012), "The effectiveness of the process of physical education of students of the Kuban State Technological University", Innovative processes in higher education: collection of materials of the XVIII All-Russian scientific and practical conference, September 11-15, Krasnodar, pp. 97-99.

5. Laskova, I.S., Grinchenko, V.S., Ivanova, N.G. and Anufriev, I.A. (2018), "Student's healthy lifestyle: a modern view on the problem", Innovative technologies, equipment and additives for processing raw materials of animal origin, Collection of materials of the international scientific and practical conference, Krasnodar, pp. 196-201.

6. Eremenko, VN., Sidler, M.O. and Tretiak, I.A. (2018), " The importance of doing sports in the socialization of the individual", Best student article, materials of the Intern, scientific-practical, Competition, Science and Education, Penza, pp. 302-304.

7. Barchukov, I. S. (2017), Physical culture, Academia, Moscow.

8. Nikolaenko, L.D., Ivanova, N.G., Grinchenko, V.S. and Anufriev, I.A. (2018), "Study of the main motives of young people to observe the principles of healthy nutrition", Innovative technologies, equipment and additives for processing raw materials animal origin, Collection of materials of the international scientific-practical conference, Krasnodar, pp. 201-204.

9. Pitkin, V.A. and Drobot, T.V. (2022), "Healthy lifestyle as a fashionable trend in the life of students", Science, technology and technology (Polytechnic Bulletin), No.1, pp. 243-245.

10. Pitkin, V.A., Tyupenkova, G.E., Eremenko, V.N. and Sinko, O.V. (2018) "Dance as a means of socialization of the personality of students with deviations in the state of health, released from physical culture", Original research, V. 8, No.2, pp. 87-90.

11. Zhuravskaya, N.V. (2016), "Formation of a culture of health saving - an innovative vector of development of physical culture in the context of the reform of vocational education" New Science: Theoretical and Practical View, No. 2-3(63), pp. 3-4.

12. Pogodaeva, M.V. (2015), "Teaching preschoolers safe behavior in the process of learning English", Preschool education, No. 7, pp. 10-15.

13. "Education and health from childhood to adulthood", results of the 16th Congress of the European Union of School and University Medicine and Health (2011), School of Health, No. 3, pp. 56-61.

14. Grishina, Yu. I. (2019), Physical culture of a student, Textbook, Phoenix, Rostov-on-Don.

15. Ivanova, N.G. and Sinelnikova, N.A. (2018), "Solving some problems in the process of achieving high results in sports through the use of biomedical technologies", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 129-133.

16. Ivanova, N.G. and Svirid, A.A. (2008), "To the question of the dynamics of physical fitness of students ", Innovation processes in higher education. Materials of the XIV All-Russian Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 98-99.

Контактная информация: irvik25@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.07.2022

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

Виктор Александрович Питкин, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар; Лариса Александровна Холодная, старший преподаватель, Кубанский институт социоэкономики и права - филиал Академии труда и социальных отношений, Краснодар, Юлия Викторовна Сумарокова, преподаватель,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.