Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
205
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Питкин Виктор Александрович, Холодная Лариса Александровна, Сумарокова Юлия Викторовна

В данной статье изучается проблема, связанная с недостаточным уровнем общего физического развития студентов. Целью исследования является определение вовлеченности студентов к физической активности, выявление функционального и физического состояния студентов, нарушения состояния здоровья, а также экспериментальная проверка эффективности использования физкультурно-оздоровительной технологии. В исследовании принимали участие студенты 3 курса. Оценка уровня вовлеченности студентов занятиями физической культурой проводилась на основании анкетирования. Студенты принимали участие в эксперименте: в течение 3 недель студенты получали рассылки о том, как малоподвижный образ жизни сказывается на здоровье в целом, а также они получали мотивационные письма для того, чтобы они начинали заботиться о себе с молодого возраста, чтобы избежать хронических заболеваний. Также студентам предлагалось выделять каждый день минимум 15 минут, чтобы сделать разминку и несложные упражнения. Результат проведённой работы могут быть использованы и предложены в учебном процессе как методически, так и практически для повышения и оценки уровня показателей физического развития студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Питкин Виктор Александрович, Холодная Лариса Александровна, Сумарокова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND HEALTH TECHNOLOGIES IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

This article studies the problem associated with the insufficient level of general physical development of students. The purpose of the study is to determine the involvement of students in physical activity, to identify the functional and physical condition of students, health disorders, as well as experimental verification of the effectiveness of the use of sports and health technology. The study involved the 3rd year students. The assessment of the level of students' involvement in physical culture was carried out on the basis of the survey. Students took part in the experiment: for 3 weeks, students received mailings about how sedentary lifestyle affects their health in general, and they also received motivational letters so that they start taking care of themselves from a young age in order to avoid chronic diseases. Students were also asked to allocate at least 15 minutes every day to warm up and do simple exercises. The result of the work carried out can be used and proposed in the educational process both methodically and practically to improve and evaluate the level of indicators of physical development of students.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»

REFERENCES

1. Pitkin, V.A., Eremenko, V.N., Tyupenkova, G.E., Sinko, O.V. and Khamzina, L.N. (2018)6 "Increase of motivation for physical culture among students", Modern Pedagogical study, No. 3, pp. 5962.

2. Rusinova, N.L. (2011), "Social differences in health and adherence to smoking and alcohol in Russia: trends 1994-2009", Petersburg sociology today, Issue 3, available at: http://pitersociology.ru/ru/node/21 (date accessed: 01.06.2022).

3. Eremenko, V.N., Medvedeva, A.S. and Levchenko, A. A. (2019), "The role of physical culture in human life", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, V. 8, No. 3, pp. 353-355.

4. Ivanova, N.G. (2012), "The effectiveness of the process of physical education of students of the Kuban State Technological University", Innovative processes in higher education: collection of materials of the XVIII All-Russian scientific and practical conference, September 11-15, Krasnodar, pp. 97-99.

5. Laskova, I.S., Grinchenko, V.S., Ivanova, N.G. and Anufriev, I.A. (2018), "Student's healthy lifestyle: a modern view on the problem", Innovative technologies, equipment and additives for processing raw materials of animal origin, Collection of materials of the international scientific and practical conference, Krasnodar, pp. 196-201.

6. Eremenko, VN., Sidler, M.O. and Tretiak, I.A. (2018), " The importance of doing sports in the socialization of the individual", Best student article, materials of the Intern, scientific-practical, Competition, Science and Education, Penza, pp. 302-304.

7. Barchukov, I. S. (2017), Physical culture, Academia, Moscow.

8. Nikolaenko, L.D., Ivanova, N.G., Grinchenko, V.S. and Anufriev, I.A. (2018), "Study of the main motives of young people to observe the principles of healthy nutrition", Innovative technologies, equipment and additives for processing raw materials animal origin, Collection of materials of the international scientific-practical conference, Krasnodar, pp. 201-204.

9. Pitkin, V.A. and Drobot, T.V. (2022), "Healthy lifestyle as a fashionable trend in the life of students", Science, technology and technology (Polytechnic Bulletin), No.1, pp. 243-245.

10. Pitkin, V.A., Tyupenkova, G.E., Eremenko, V.N. and Sinko, O.V. (2018) "Dance as a means of socialization of the personality of students with deviations in the state of health, released from physical culture", Original research, V. 8, No.2, pp. 87-90.

11. Zhuravskaya, N.V. (2016), "Formation of a culture of health saving - an innovative vector of development of physical culture in the context of the reform of vocational education" New Science: Theoretical and Practical View, No. 2-3(63), pp. 3-4.

12. Pogodaeva, M.V. (2015), "Teaching preschoolers safe behavior in the process of learning English", Preschool education, No. 7, pp. 10-15.

13. "Education and health from childhood to adulthood", results of the 16th Congress of the European Union of School and University Medicine and Health (2011), School of Health, No. 3, pp. 56-61.

14. Grishina, Yu. I. (2019), Physical culture of a student, Textbook, Phoenix, Rostov-on-Don.

15. Ivanova, N.G. and Sinelnikova, N.A. (2018), "Solving some problems in the process of achieving high results in sports through the use of biomedical technologies", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 129-133.

16. Ivanova, N.G. and Svirid, A.A. (2008), "To the question of the dynamics of physical fitness of students ", Innovation processes in higher education. Materials of the XIV All-Russian Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 98-99.

Контактная информация: irvik25@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.07.2022

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

Виктор Александрович Питкин, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар; Лариса Александровна Холодная, старший преподаватель, Кубанский институт социоэкономики и права - филиал Академии труда и социальных отношений, Краснодар, Юлия Викторовна Сумарокова, преподаватель,

Краснодарский краевой базовый медицинский колледж, Краснодар

Аннотация

В данной статье изучается проблема, связанная с недостаточным уровнем общего физического развития студентов. Целью исследования является определение вовлеченности студентов к физической активности, выявление функционального и физического состояния студентов, нарушения состояния здоровья, а также экспериментальная проверка эффективности использования физкультурно-оздоровительной технологии. В исследовании принимали участие студенты 3 курса. Оценка уровня вовлеченности студентов занятиями физической культурой проводилась на основании анкетирования. Студенты принимали участие в эксперименте: в течение 3 недель студенты получали рассылки о том, как малоподвижный образ жизни сказывается на здоровье в целом, а также они получали мотивационные письма для того, чтобы они начинали заботиться о себе с молодого возраста, чтобы избежать хронических заболеваний. Также студентам предлагалось выделять каждый день минимум 15 минут, чтобы сделать разминку и несложные упражнения. Результат проведённой работы могут быть использованы и предложены в учебном процессе как методически, так и практически для повышения и оценки уровня показателей физического развития студентов.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, физкультурно-оздоровительные технологии, мотивация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p321-327

PHYSICAL CULTURE AND HEALTH TECHNOLOGIES IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS Viktor Alexandrovich Pitkin, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar; Larisa Aleksandrovna Kholodnaya, the senior teacher, Kuban Institute of Socioeconomics and Law - branch of Academy of Labor and Social Relations", Krasnodar; Yulia Viktorovna Sumarokova, the teacher, Krasnodar Regional Basic Medical College, Krasnodar

Abstract

This article studies the problem associated with the insufficient level of general physical development of students. The purpose of the study is to determine the involvement of students in physical activity, to identify the functional and physical condition of students, health disorders, as well as experimental verification of the effectiveness of the use of sports and health technology. The study involved the 3rd year students. The assessment of the level of students' involvement in physical culture was carried out on the basis of the survey. Students took part in the experiment: for 3 weeks, students received mailings about how sedentary lifestyle affects their health in general, and they also received motivational letters so that they start taking care of themselves from a young age in order to avoid chronic diseases. Students were also asked to allocate at least 15 minutes every day to warm up and do simple exercises. The result of the work carried out can be used and proposed in the educational process both methodically and practically to improve and evaluate the level of indicators of physical development of students.

Keywords: physical culture, physical education, health-improving technologies, motivation.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура является частью общей культуры общества, объединение различных мероприятий, которые направлены на достижение человеком физического совершенствования. А именно на укрепление здоровья, развитие физических качеств, достижение спортивных результатов, поддержание физического состояния всех групп мышц и т. д. [1]. Физическое воспитание - доминирующая форма физической культуры в вузах из-за его широкой распространенности и обязательности. Упражнения на парах физкультуры могут различаться в зависимости от университета, преподавателя и группы, но, как правило, учащимся предлагается комплекс упражнений, связанный с физкультур-

но-оздоровительными технологиями.

Физкультурно-оздоровительные технологии являются процессом комплексного оздоровления человека средствами физической культуры, направленным на достижение и поддержание здорового состояния, а также на снижение риска развития хронических заболеваний.

Физкультурно-оздоровительные технологии могут классифицироваться:

- на одном виде двигательной активности (например, аэробика оздоровительный бег, баскетбол и т. п.);

- сочетание нескольких видов двигательной активности (например, аэробика и бодибилдинг, аэробика и стретчинг, оздоровительное плавание и бег);

- сочетание одного или нескольких видов двигательной активности, с добавлением различных факторов здорового образа жизни (например, йога и закаливание, аэробика и массаж, оздоровительное плавание и комплекс восстановительных процедур).

Использование физкультурно-оздоровительных технологий должно идти вслед за плановыми занятиями физической культурой и спортом, то есть носить системный характер [2].

Сегодня многие исследования в области физической культуры отмечают рост числа обучающихся с многочисленными отклонениями в деятельности нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной системы. Такое положение обусловлено отсутствием физической активности, малоподвижным образом жизни. Большинство студентов предпочитают не заниматься спортом. Основная причина заключается в том, что пары физкультуры и внеклассные спортивные мероприятия конкурируют за время со многими другими важными предметами, включая домашние задания и учебу. Также, многие студенты ленятся и не имеют на это энергии. Однако мнение о том, что занятия спортом истощают студентов, является неверным. Поскольку физические упражнения насыщают кровь кислородом и делают всю систему более активной, польза от занятий спортом на самом деле заключается в том, что вы получаете больше энергии для выполнения всего остального, что вам нужно сделать, чтобы справиться с плотным графиком учебы в университете.

Целью исследования является определение вовлеченности студентов к физической активности, выявление функционального и физического состояния студентов, а также экспериментальная проверка эффективности использования физкультурно-оздоровительной технологии.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, анкетирование, эксперимент.

Для изучения проблемы было проведено исследование, организованное на базе Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ). В исследовании принимали участие студенты 3 курса. Анализ исследуемых показателей позволил выявить уровень физической подготовки и проблемы, связанные со здоровьем у студентов, получить материал для организации дальнейшего исследования. Сопоставив показатели физического развития испытуемых, был сделан вывод о проведении эксперимента. Проведенное после эксперимента анкетирование выявило изменения в обеих группах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Студенческая молодежь как никакая другая социальная группа подвергается воздействию большого количества факторов риска к заболеваниям из-за малоподвижного образа жизни. Студенты чаще, чем их сверстники из других социальных групп, страдают различными, нередко сочетанными, заболеваниями, причем их количество за время обучения в вузе постоянно увеличивается [3].

Занятия физической культурой воспитывают такие жизненные качества, как дисциплина, ответственность, уверенность в себе, подотчетность и умение работать в команде. Также, упражнения увеличивают приток крови к мозгу и помогают организму создавать больше связей между нервами, что приводит к повышению концентрации внимания, улучшению памяти, стимуляции творчества и развитию навыков решения проблем. Занятия спортом - отличный способ избавиться от стрессовой студенческой жизни, состоящей из домашних заданий, презентаций и групповых проектов.

Среди студентов 3 курса КубГТУ было проведено исследование, определяющее вовлеченность студентов к физической активности, выявление функционального и физического состояния студентов. На данной диаграмме в процентном соотношении представлены показатели заинтересованности студентов к занятиям физической культурой. 80 70 60 50 40 30 20 10 0

45

40

30

75

Студенты, посещающие Студенты, занимающиеся занятия доп. физ. нагрузкой (доп.

секции, спортзал)

Студенты, которые занимаются спортом в домашних условиях

Студенты, которые не занимаются спортом

Рисунок 1 - Показатели вовлеченности студентов занятиями физической культурой, %

По результатам проведенного опроса между студентами ВУЗа были выявлены недостатки в заинтересованности физической культурой.

Причиной данного показателя может свидетельствовать то, что у студентов не хватает времени и мотивации, чтобы заняться своей физической формой и своим здоровьем. Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности [4].

Участие студенческой молодежи в занятиях физкультурой зависит от их мотивации к физической активности. В частности, от мотивационно-ценностного компонента, основанного на активно-положительном эмоциональном отношении к ней. Кроме того, в восприятии компетентности преподавателя, в распределении сил студентов, а также на методах решения ситуаций столкновения с неудачами. Именно эти факторы увеличивают вероятность участия в спорте, а в последствие в достижении успеха.

Также, в результате анкетирования было выявлено, что у большинства студентов есть нарушения в состоянии здоровья: избыточная масса тела (25%), проблемы с осанкой (55%), боли в спине и шейном отделе (15%), сердечно-сосудистые заболевания (5%). По рекомендациям ведущих экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), человек должен выполнять не менее 150 минут умеренных упражнений или иметь 75 минут более энергичной активности в неделю.

Исходя из этого, проведя анализ полученных результатов, был сделан вывод о проведении эксперимента и следующих рекомендациях для студентов университета. В течение 3 недель студенты получали рассылки о том, как малоподвижный образ жизни сказывается на здоровье в целом, а также они получали мотивационные письма для того, чтобы они начинали заботиться о себе с молодого возраста, чтобы избежать хронических заболеваний. Также студентам предлагалось выделять каждый день минимум 15 минут, чтобы сделать разминку и несложные упражнения. Студенты выполняли такие упражнения, как: наклоны головы вперед-назад, повороты головы влево и вправо, растяжка шеи при

наклонах вбок, подъемы и вращение плеч, сведение рук в замке за спиной с прогибом грудной клетки, наклоны вперед, наклоны вниз, повороты корпуса, вращение стоп по кругу и вращение кистями рук.

Польза разминки при сидячем образе жизни заключается в том, что она позволяет снизить риск поражения нервов и развития таких патологий, как плекситы и туннельный синдром.

Регулярные упражнения в течение 15 минут повышают обменные процессы и помогают организму урегулировать артериальное давление, уровень холестерина и сахара в крови, что соответственно снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний, также, при выполнении таких упражнений снижается риск болезней позвоночника и является профилактикой острых болей в области шеи, спины и поясницы. Немаловажным положительным фактором является то, что при переключении с одного вида деятельности на другой (с умственного на физический) повышается энергия и работоспособность, что позволяет избавиться от сонливости и вялости.

Выполняя эти упражнения, студенты повышали свою физическую активность. Это послужило хорошей мотивацией для вовлеченности в спортивные мероприятия.

Студенты, которые занимаются регулярно физической нагрузкой, не участвовали в данном эксперименте для развития своих физических качеств.

Спустя 3 недели проводился опрос, как студенты чувствуют себя после данного эксперимента. 60 -|-55-5550

40 30 20

10

30

20

-

Мотивация к спорту Общее состояние усилилась улучшилось

Ушли боли в спине Осанка улучшилась и шейном отделе

Потеря веса

Рисунок 2 - Показатели самочувствия студентов после эксперимента, %

По результатам опроса можно сделать вывод, что студенты, выполнявшие упражнения, отзывались об улучшенном самочувствии и прекращение болей в спине и шейном отделе. Это показывает, насколько полезными были эти разминки.

Данные результаты говорят о том, что физическая активность студентов повысилась, соответственно и улучшилось их состояние здоровье. Студенты стали задумываться о своей физической форме и своем здоровье, чтобы улучшить себя. Использованная нами программа по расширению функциональных возможностей значительно улучшила физические способности обучающихся.

Преимуществом является то, что эти упражнения не занимали много времени у обучающихся, но эффективно сказалось на их физическом состоянии. Это является важным фактором, так как у студентов не хватает времени для того, чтобы уделить внимание спорту.

ВЫВОДЫ

Проанализировав все данные, можно сделать вывод, что при минимальном затраченном времени, можно значительно улучшить свою физическую форму, улучшить свое здоровье, чтобы чувствовать себя активным и бодрым. Это говорит о том, что такие

0

упражнения, как наклоны головы вперед-назад, повороты головы влево и вправо, растяжение шеи при наклонах вправо-влево, подъемы и вращение плеч, сведение рук в замке за спиной с прогибанием грудной клетки, наклоны вниз, повороты корпуса, вращение стоп по кругу и вращение кистями рук, направлены на предотвращение развития заболеваний нервной системы и способствуют профилактике здоровья.

Чтобы повысить физическую активность студентов, нужно равномерно вводить физические упражнения для того, чтобы повысить выносливость и для поддержания физической формы. Включение в программу по физической культуре оздоровительных технологий - это объективная необходимость [5].

Рекомендуется при планировании учебно-тренировочного процесса, для улучшения показателей физической активности использовать мотивационные беседы со студентами и давать для начала несложный комплекс упражнений, чтобы студенты делали не на время, а на качество.

Для решения данной задачи необходимо принять во внимание индивидуальную физическую подготовленность и индивидуальное физическое развитие студента, следует выслушать предпочтения студентов в выборе физкультурной деятельности, которой он бы хотел заниматься в определенный период времени. Также целесообразно сформировать определенные группы по спортивным интересам. Именно такой подход, ориентированный на интересы студентов[6]. Кроме того, необходимо сформировать у студентов осознанную потребность в физической активности, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья. Для этого представляется целесообразным разнообразить занятия по физической культуре посредством включения в программу высших учебных заведений игрового и соревновательного методов, нетрадиционных видов физической культуры, которые позволят в процессе физической деятельности каждому студенту реализовать собственные потребности в движении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрианов А.Ю. Психологические аспекты физической культуры студенческой молодежи / А.Ю. Андрианов, Я.А. Кульков, А.А. Скороходов // Научные исследования и инновации сборник статей V Международной научно-практической конференции. - Саратов : Цифровая наука, 2021. - С. 300-306.

2. Алдошин А.В. Систематизация механизмов физкультурно-оздоровительных технологий на занятиях физической культурой и спортом / А.В. Алдошин, Е.А. Алдошина // Наука - 2020. -2018. - № 2-1 (18). - С. 50-54.

3. Ляшенко Х.М. Физкультурно-оздоровительные технологии в коррекции функционального состояния студентов с отклонениями в сердечно-сосудистой системе / Х.М. Ляшенко, Ю.Л. Веневцева, А.Х. Мельников // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2012. - № 1-2. - С. 29-34.

4. Рысюкевич Н.С. Мотивация в командных видах спорта: социологический анализ / Н.С. Рысюкевич // Социологический альманах. Институт социологии НАН Беларуси Социологический альманах. - 2018. - № 9. С. 150-160.

5. Андреенко, Т. А. Применение физкультурно-оздоровительных технологий на уроках физической культурой / Т.А. Андреенко, А.Д. Артамонова // Наука-2020. - 2019. - № 5 (30). - С. 43-46.

6. Питкин, В.А. Повышение мотивации к занятиям физической культурой / В. А. Питкин, Д.Д. Иванова, Л.А. Холодная // Проблемы современного образования. - 2019. - № 5. - С. 171-177.

REFERENCES

1. Andrianov, A.Yu., Kulkov Ya.A. and Skorokhodov A.A. (2021), "Psychological aspects of student youth physical culture", Scientific research and innovation collection of articles of the V International Scientific and Practical Conference, Digital Science, Saratov, No. 2-1 (18), pp. 300—306.

2. Aldoshin, A.V. and Aldoshina E.A. (2018), "Systematization of the mechanisms of physical culture and health technologies in physical culture and sports", Science - 2020, No. 2-1 (18), pp. 50-54.

3. Lyashenko, Kh.M., Venevtseva, Yu.L. and Melnikov, A.Kh. (2012), "Physical and health-improving technologies in the correction of the functional state of students with deviations in the cardio-

vascular system", Bulletin of the Tula State University. Humanitarian sciences, No. 1-2, pp. 29-34.

4. Rysyukevich, N.S. (2018), "Motivation in team sports: a sociological analysis", Sociological almanac, Institute of Sociology of the National Academy of Sciences of Belarus Sociological almanac, No. 9, pp. 150-160.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Andreenko, T.A. and Artamonova, A.D. (2019), "The use of physical culture and health technologies in the lessons of physical culture", Science-2020, No. 5 (30), pp. 43-46.

6. Pitkin, V.A., Ivanova, D.D. and Holodnaya, L.A. (2019), "Increasing motivation for physical education", Problems of modern education, No. 5, pp. 171-177.

Контактная информация: irvik25@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.07.2022

УДК 797.122:159.9

ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ГРЕБЛЕЙ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ

Анна Сергеевна Распопова, кандидат психологических наук, Елена Игоревна Берилова,

кандидат психологических наук, Юлия Михайловна Босенко, кандидат психологических наук, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

Детско-юношеский спорт представляет собой актуальную область для исследований. Недостаточно внимания уделяется исследованиям устойчивости к стрессовым воздействиям спорта на юных спортсменов. В исследовании приняли участие 90 спортсменов подросткового возраста. В публикации представлены данные изучения психологических предпосылок устойчивости к стрессу спортсменов, занимающихся греблей на байдарках и каноэ в Краснодарском крае. Выявлено, что большое значение имеют не только личностные особенности спортсмена, но и его отношения с тренером.

Ключевые слова: перфекционизм, отношения с тренером, подростковый возраст, стрессо-устойчивость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p327-329

PERSONALITY CHARACTERISTICS OF TEENAGERS ENGAGED IN KAYAKING

AND CANOEING

Anna Sergeevna Raspopova, the candidate of psychological sciences, Elena Igorevna Beri-

lova, the candidate of psychological sciences, Julia Mikhailovna Bosenko, the candidate of psychological sciences, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

A children's and youth sport is an urgent area for research. Not enough attention is paid to the research of resistance to the stressful effects of sports on young athletes. The study involved 90 teenage athletes. The publication presents data on the study of psychological prerequisites for stress resistance of athletes engaged in kayaking and canoeing in the Krasnodar Territory. It is revealed that not only the personal characteristics of the athlete are of great importance, but also the relationship with the coach. Keywords: perfectionism, tolerance to uncertainty, adolescence, stress tolerance.

Современный спорт устанавливает высокие требования даже к юным спортсменам, но их личностные ресурсы еще недостаточно сформированы, чтобы успешно справляться с высокими требованиями спорта [2, 4]. Влияет и специфика подросткового возраста: для спортсменов этой возрастной группы важны внешние оценки, имеет значение необходимость соответствовать ожиданиям окружающих. Это является фактором роста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.