Научная статья на тему 'Формирование культуры умственного труда младших школьников'

Формирование культуры умственного труда младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / УМСТВЕННЫЙ ТРУД / MENTAL LABOR / КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА / CULTURE OF INTELLECTUAL WORK / КУЛЬТУРА УЧЕБНОГО ТРУДА / CULTURE OF EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна, Филькова Мария Михайловна

В статье анализируется сущность категории «культура умственного труда», аргументируется вероятность и специфика её формирования. Рассматриваются четыре элемента, которые играют важную роль в формировании культуры умственного труда, такие как: личностный, высокоинтеллектуальный, организационно-технический и гигиенический. Так же раскрывается суть формирования культуры умственного труда у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CULTURE OF BRAINWORK OF YOUNGER STUDENTS

In the article the essence of the category «culture of intellectual work» is analyzed, the probability and specificity of its formation are argued. We consider four elements that play an important role in the formation of a culture of intellectual work, such as: personal, highly intellectual, organizational, technical and hygienic. The essence of the formation of a culture of mental labor among younger schoolchildren is also revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры умственного труда младших школьников»

зависит от развития речевой деятельности на родном языке. Речевые штампы вводятся и заучиваются детьми целиком, не прибегая к грамматическому или структурному анализу фраз или словосочетаний. Основным моментом является использование аутентичных речевых образцов, а так как песни и стихи имеют много преимуществ перед прозаическим материалом, они легко вводятся и без труда запоминаются. Петь можно хором, что снимает психологический стресс с неуверенных в себе обучающихся.

В песнях часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, которые наиболее характерны именно для разговорной речи. Например, достаточно известная английская детская песня "Two Fat Gentlemen", в припеве данной песенки неоднократно повторяется фраза "How do you do?", которая используется в контексте песенного сюжета встречи разных людей, быстро запоминается сама фраза и ситуация, когда нужно ее использовать.

Выводы. Музыкальная ритмика является одним из эффективных средств обучения иностранному языку в дошкольном возрасте. Музыкальная составляющая в обучении иностранному языку оказывает свое воздействие и на развитие памяти. Музыка может стимулировать память. Важной особенностью развития памяти у детей дошкольного возраста является более резкое чем у взрослых, разграничение каналов восприятия и запоминания информации. Также использование музыки при предъявлении учебной информации увеличивает объем запоминаемой информации и длительность ее хранения, активизирует работу воображения, развивает творческую деятельность.

Литература:

1. Агурова Н.В. Гвоздецкая Н.Д. Английский язык в детском саду. - М., 1963.

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).

3. Карамышева Т. А., Волкова С. А. Музыка как средство эмоционального воздействия при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 494-496

4. Обучение иностранному языку дошкольников / обзор теоретических позиций. Иностранные языки в школе. №1. 1990.

5. Тарасова, Н. А. Игра как способ освоения иностранного языка дошкольниками [Текст] // Иностранные языки в школе. - 2007. №6. - С. 42-46

6. Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду. - Киев, 1984.

7. Ханова О.С. Занятия по английскому языку в детском саду. - М., 1965.

8. Шолпо, И. Л. Как научить дошкольника говорить по-английски / И. Л. Шолпо: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности «Преподаватель иностранного языка в детском саду». - СПб., 1999.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); студентка Филькова Мария Михайловна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье анализируется сущность категории «культура умственного труда», аргументируется вероятность и специфика её формирования. Рассматриваются четыре элемента, которые играют важную роль в формировании культуры умственного труда, такие как: личностный, высокоинтеллектуальный, организационно-технический и гигиенический. Так же раскрывается суть формирования культуры умственного труда у младших школьников.

Ключевые слова: культура, умственный труд, культура умственного труда, культура учебного труда. Annotation. In the article the essence of the category «culture of intellectual work» is analyzed, the probability and specificity of its formation are argued. We consider four elements that play an important role in the formation of a culture of intellectual work, such as: personal, highly intellectual, organizational, technical and hygienic. The essence of the formation of a culture of mental labor among younger schoolchildren is also revealed. Keywords: culture, mental labor, culture of intellectual work, culture of educational work.

Введение. В настоящее время формирование культуры умственного труда младших школьников на этапе развития общества, является одной из самых важнейших задач для педагогов школы. Обладание более оптимальными методами и способами умственного труда могут помочь личности благополучно решать проблемы по постоянному пополнению и совершенствованию своих умений, навыков в различных сферах жизнедеятельности. Способность без помощи других осуществить свою учебно-познавательную деятельность, представляет основную значимость в достижении целей обучения.

Изложение основного материала статьи. В литературе существуют одновременно два понятия -«культура умственного труда» и «культура учебного труда».

Понятие «культура умственного труда» в педагогике раскрывается как, данное сочетание свойств личности, которые в общей сложности описывает индивидуальный подход к учебной деятельности, степень её умственных организационно-технических, гигиенических качеств, предоставляющих вероятность учащемуся высококачественно, целесообразно, с минимальными расходами сил и периода осуществлять различный интеллектуальный труд. Культура умственного труда выступает в роли общей категории по

отношению к культуре учебного труда и рассматривается как система, где взаимосвязаны две категории -умственный труд и культура личности.

Исходя из этого можно сказать, что в понятие «культура умственного труда» можно отнести четыре взаимозависимых элемента: -личностный;

-высокоинтеллектуальный;

-организационно-технический;

-гигиенический.

Личностное отношение раскрывается тем, что прежде всего- это отношение ученика к обучению, нацеленность, круг интересов, миропонимание, нравственное общество личности. Личностное отношение является основным фундаментом, которое влияет на другие компоненты, содержащие культуру умственного труда. Основное место в понятии «культура умственного труда» захватывает высокоинтеллектуальный элемент. Высокоинтеллектуальные способности и мастерство при работе с книжкой обслуживают операторную сторонку движения знаний, организуя высокое освоение содержательной стороны закреплённого материала Интеллектуальный компонент считается главным в обучении учащегося с иными источниками учебной информации: устным словом, присмотром, познавательными вопросами, в ходе закрепления домашних заданий. Личностные и интеллектуальные компоненты являются самыми основными качествами, которые играют особую роль в формировании культуры умственного труда. Именно на этих двух компонентах строится весь сам процесс обучения.

Организационно-технические Hz гигиенические аспекты организовывает более экономное Hz активное освоение учебным материалом.

Проблема формировании баз культуры умственного труда учащихся всегда была актуальной и будет. Многие педагоги и психологи разрабатывали и разрабатывают данную проблему до сегодняшнего дня. В данной проблеме изучаются: методы и техника организации умственного труда (Ю.В. Бабанский, H.A. Данилов, И.Р. Ильясов, В.А. Кукушкин, В. А. Сухомлинский, Л. А. Фридман); техника чтения и работа с книгой (С.А. Бондаренко, Л.В. Николаева, И. Федоренко); приемы, способы, с помощью которых определяют личностный стиль умственного труда (Д.С. Богоявленский, Н.Р. Валеева, П. Гальперин, H.A. Талызина); формирование умений и навыков обучающихся (Ю.В. Бабанский, В. П. Паламарчук, А.Н. Ксова). Следующей термин, который рассматривается в педагогике-«культура учебного труда». Культура учебного труда понимается как, совокупность знаний, умений и навыков, которые дают вероятность целесообразно создавать обучение, гарантировать его значительную эффективность.

Слово культура (от лат. «cultura») означает «возделывание», «обрабатывание», «уход». Учеными выделяются два аспекта современной трактовки культуры. С одной стороны, культура рассматривается, как процесс совершенствования человека. Но с другой стороны, культура - это реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем развития [2]. Функция культуры - познавательная в широком смысле слова. Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. Она выводит человека из мира животного в мир «homo sapiens», человека разумного [3].

Умственный труд - это деятельность, связанная с оперированием информацией, ее приемом и переработкой, умением использовать ее. Объединяя понятия «культура» и «умственный труд», мы приходим к определению «культура умственного труда», которое является неотъемлемой частью процесса обучения.

Культура умственного труда - это качество личности, характеризующее уровень развития ее интеллектуальных, познавательных, исследовательских и организационно-технических сторон, обеспечивающих рациональность и высокую продуктивность умственной деятельности [4]. Иод культурой умственного труда подразумевается целенаправленный организованный процесс развития умственных сил и мышления учащихся, вооружение их знаниями основ наук, а также формирование научного мировоззрения и национального самосознания, развитие умственных сил и способностей, овладение мыслительными операциями.

Формирование культуры умственного труда- это есть синтез развития качеств индивида, которые в основном определяют индивидуальный подход к учебной деятельности, степень её умственных, организационно-технических, гигиенических, эстетических сторон, которые дают возможность учащемуся, высококачественно, целесообразно, с невысокими расходами сил и времени осуществлять разновидную работу.

При воспитании культуры умственного труда важнейшую роль играет формирование хорошего отношения обучающегося к учению, мотивировки.

Чтобы развивалась мотивация применяется важнейшая группа методов: «пробуждение положительного отношения к учебе; раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала; организация познавательной дискуссии; приучение школьников к выполнению соответствующих требований; создание ситуации успеха и поощрение учащихся».

П.П.Блонский соединял культуру умственного труда с формированием важнейших качеств работника: творчества, сообразительности, расчетливости, потребности в знаниях, стремления к исканиям и т.п. Исходя из этого, мысль обосновывалась о воспитании и развитии качеств человека, создающих творчески активной личности. Он подчеркивал, что «организация труда является в высшей степени педагогически ценным предметом» [11.

Достоинство П.П. Блонского заключается в желании разработать основу формирования организационных навыков, введенных им в культуру умственного труда: способность контролировать, воспитания критичности, самостоятельности ума путем упражнений, формирующих привычку. При этом он упирался на потребность вызвать желание формировать в себе все те качества, которые были названы.

Первое, к чему, по мнению П.П.Блонского, мы должны приучить детей, критически относиться к чужим словам и непременно всегда, насколько возможно, проверять их. «Способность сомневаться есть в высшей степени полезная и плодотворная способность, которая никогда не приводила к застою или бездействию, как стараются внушить те, которые пугают связью сомнения с унынием. И массы, и наука сомнением только двигалась вперед. Вот почему и школа должна систематически, путем упражнений развивать охоту и привычку к проверке принятых верований и вообще к самостоятельному наблюдению и мышлению» [11.

Таким образом, комплекс решений и навыков культуры умственного труда, выделенный П.П.Блонским,

затрагивал личностную, интеллектуальную, организационно-техническую и гигиеническую стороны феномена, хотя названные аспекты не дифференцировал, очевидно, тем самым подчеркивал их органичное единство.

В.А. Сухомлинский выделял, что умственный труд, как «глубоко индивидуальный процесс, зависящий не только от способностей, но и от характера ребенка и от многих других условий, часто не всегда заметных»Г51.

Исходя из работы по развитию у учеников стремления обучаться, В.А.Сухомлинский тем самым опирается и раскрывает основы личностного элемента культуры умственного труда.

В сфере образования сформировалось понятие «культура учебного труда». К культуре умственного труда входят учебные умения, их можно разделить на общие, используемые при изучении любых учебных предметов (умение читать, слушать, устно излагать свои мысли, писать, работать с книгой, контролировать и оценивать себя), и специальные, необходимые для овладения знаниями в какой-то определенной области (умение читать ноты, технические чертежи, карты, слушать музыку, записать числа, формулы, нотные знаки и т.д.). В понятие «культура умственного труда» входит и умение рационально организовывать режим умственной работы, способность делать все точно и аккуратно, содержать в порядке рабочее место, материалы и т.д.

Культура умственного труда предполагает и выработку у учащихся особых качеств, необходимых для овладения знаниями в любой отрасли: умение сосредоточенно и внимательно работать; умение преодолевать трудности; развитие памяти и использование различных ее видов: логической; моторной, зрительной; умение вести наблюдение и записи; владение некоторыми рациональными способами умственных действий; умение контролировать себя.

Формирование знаний и выработка учебно-познавательных приёмов, является долгим и основными процессами. Эти приёмы можно поделить на несколько этапов: репродуктивный (в ходе обучения, учащиеся применяют весь полученный багаж знаний в обычных, учебных условиях под присмотром учителя); продуктивный, заключительный (на данном этапе обучающиеся применяют свои знания в нестандартных условиях, без руководства учителя, развивается творчески, выполняя данную операцию его использования автоматически, в сжатом виде).

Перед учителем стоит всегда важная задача- научить учащихся учиться, а так же вызвать интерес у школьников к обучению. Чтобы осуществить данную задачу, учитель должен реализовать близкое сотрудничество прежде всего с родителями. Учитель обязан время от времени объяснять родителям, как они должны помочь ребёнку выполнять домашнее задание; обучать их, как осуществить данную работу, всегда направлять и исправлять их действия, если это нужно.

При этом учитель должен сам владеть определёнными психологическими и педагогическими знаниями об учебной деятельности, о её структуре, развитии, последствиях нарушения, речевыми способностями, т.е. он должен обладать познанием, умением и навыками развития учебно-познавательных возможностей учащихся, методами и приёмами этого формирования. Так же обладать педагогической компетентностью, а там же и педагогическим мастерством, что очень важно для учителя.

Учитель должен уметь заинтересовать ученика по отношению к учёбе, например можно использовать игру. Игра- один из важнейших видов детской деятельности. Если использовать на уроке развивающие игры, то это приводит к быстрому усвоению окружающего мира, а значит и интеллектуальному развитию, конечно же к предотвращению трудностей, присутствующих в интеллектуальном, психическом, речевом формировании. Если ребёнок заинтересован удивительным замыслом новой игры, он как бы не замечает того, что он учится, несмотря на то что всё равно встречается с трудностями. Этот метод полезен тем, что не только знания, данные в познавательной форме, усваиваются учащимися стремительнее, прочнее и проще, но и тем что все обучающиеся будут задействованы.

Развивающие и учебно-дидактические игры делают обучение интересным, порождают заинтересованность к приобретённым знания, умениям, способностям, т.е. интеллектуально развивают. Поэтому к формированию культуре умственного труда младшим школьникам можно отнести и такой метод, как игра.

В ходе обучения учитель может использовать такие приёмы и методы, как сказки, введение сказочных персонажей, логические задачи, экспериментирование, обследование предметов и викторины, что тоже способствует формированию культуры умственного труда. Такой приём, как введение сказочных персонажей можно использовать в изучении новой темы или закреплении. Учитель начинает урок с такой фразы:

«Ребята, у нас сегодня необычный урок! К нам на урок прилетел гость из другой планеты».

Учитель тем самым мотивирует обучающихся к учебной деятельности, где у учащихся проявляется заинтересованность к изучению темы урока.

Элементы культуры умственного труда качества индивида замечаются по трём направления:

1. при работе с невзаимосвязанными источниками учебной информации;

2. в постановлении познавательных задач;

3. npnz выполнению домашних заданий.

Выводы. Делая вывод можно сказать, что культура умственного труда- основа единой культуры-проявляется в различных видах деятельности и обеспечивает высокий эффект, результат обучения и воспитания обучающихся начальной школы, полное формирование его индивида, предполагает непростой педагогический феномен, где отмечаются важные компоненты: внешний(учебный труд как деятельность по приобщению к культуре); внутренний (личностный, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, организационно-деятельностный, гигиенический компоненты).

Литература:

1. Блонский П.П. Трудные школьники. - М.: Работник просвещения, 1992. - 106 с.

2. Глуздов В.А. Культурология: учеб. пособие / В.А. Глуздов, И.И. Лукичева, А.А, Касьян и др.; Под ред. В.А. Фортунатовой и Л.Е. Шапошникова. - М.: Высш. шк., 2003. - 11 с.

3. Культурология. Учеб. пособие / Сост. И ответств. Ред. A.A. Радугин. - М.: Центр, 2003. - 60 с.

4. Зубра A.C. Культура умственного труда студента: пособие для студентов высших учебных заведений / A.C. Зубра. - Минск: Дикта, 2006. - 228 с.

5. Сухомлинский В.А. Интерес к учению - важнейший стимул учебной деятельности учащихся // Сов. Педагогика. - 1952. - № 4. - 17 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); студент Матросова Ксения Сергеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Существуют разные мнения ученых по поводу формирования и развития личности человека. С точки зрения одних, формирование личности происходит в соответствии с врожденными способностями, при этом социальное окружение играет незначительную роль. Представители другой позиции отвергают врожденные качества и способности, отдавая при этом главенствующую роль социальному окружению, которое, в свою очередь, формирует человека, как личность в процессе непосредственного социального опыта. Все психологические теории объединяет одно общее мнение: человек не рождается личностью, а становится ею в процессе своей жизни.

Ключевые слова: толерантность, социализация, социальная толерантность, младшие школьники.

Annotation. Personal development of a person occurs throughout life. There are different opinions of scientists about the formation and development of a person's personality. From the point of view of one, the formation of personality takes place in accordance with innate abilities, while the social environment plays an insignificant role. Representatives of another position reject innate qualities and abilities, while giving the dominant role to the social environment, which in turn forms a person as a person in the process of direct social experience. All psychological theories unite one common opinion: a person is not born a person, but becomes it in the course of his life.

Keywords: tolerance, socialization, social tolerance, younger schoolchildren.

Введение. Младенец вступает в большой мир, в первую очередь, как биологический организм, и его основной установкой является обретение зоны физического комфорта. Только через определенный промежуток времени, по мере взросления, ребенок становится человеческим существом со своими установками, ценностями, намерениями, шаблонами, симпатиями и антипатиями, а также индивидуальным видением мира. Становление человека как личности проходит через процесс его социализации.

Изложение основного материала статьи. Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются правила и нормы принятые обществом. Стоит отметить, что через становление собственного «Я» проявляются особенности процесса усвоения данных норм и правил, а также уникальность индивида как личности. Процесс социализации носит разносторонний характер, так как на его развитие и формирование оказывает влияние: семья, соседи, СМИ, образовательные организации и др. Д. Смелзер: «Успех становления личности зависит от ожидания, стремления соответствовать этим ожиданиям и изменения поведения».

По мнению данного ученого, процесс социализации происходит в три стадии: копирование и подражание поведения взрослых; игровая стадия - осознание поведения как исполнение роли; стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ожидает группа людей.

Важно подчеркнуть, что одним из первых, кто выделил элементы социализации, является 3. Фрейд. Он говорил: «Личность состоит из трех элементов: «ид» - источник энергии, который стимулирует стремление к удовольствию; «эго» - осуществляющий контроль личности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент».

Социализация по 3. Фрейду - процесс развертывания врожденных свойств и качеств, в результате которых происходит становление всех трех составляющих элементов личности. Многие ученые в области психологии и социологии отмечают, что социализация взрослых резко отличается от социализации детей. Социализация детей формирует ценностные установки, а социализация взрослых изменяет их внешнее поведение. Отметим, что процесс социализации в детском возрасте рассматривается в роли мотивации поведения, в то время как, социализация взрослых направлена на приобретение определенных навыков и умений.

В начале жизненного пути у человека еще не сформировано собственное «Я». Он продолжает жизнь, как эмбрион части материнского тела. Отделение личности, прежде всего, происходит от физического мира, а затем социального, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Сначала ребенок учится различать людей по половому признаку и именам. Примерно в полтора года, ребенок осознаёт своё становление, как отдельного человеческого существа, активно используя при этом понятие «Я». Образ собственного «Я» формируется у ребенка посредством накопления социального опыта, который порождает у него образы различных личностей и включая его самого.

Всё дальнейшее развитие и формирование ребенка, как личности происходит при помощи противопоставления себя с другими индивидами. Вследствие этого, постепенно происходит становление личности с уникальными внутренними качествами, при помощи восприятия общих качеств, принятых социальным окружением. Развитие личности человека происходит не автоматическим способом раскрытия природных задатков - об этом свидетельствует опыт социальной изоляции индивида. Учеными зафиксированы случаи, когда ребенок, оторванный от человеческого окружения, воспитывался животными. Исследованиями, было доказано, что такой ребенок не имеет собственного «Я», по- тому что у него не сформировано представление о себе, как об обособленном отдельном существе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.