Научная статья на тему 'Сущность и содержание умственного воспитания младших школьников'

Сущность и содержание умственного воспитания младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1911
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гатауллина Элина Магдановна, Сулейманова Фания Мурзабаевна

В данной статье раскрываются проблемы умственного воспитания младших школьников и мышлении как составной части умственного воспитания. Описываются задачи и направления умственного воспитания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание умственного воспитания младших школьников»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

должен учиться способам самопознания, рефлексии, планирования событий в самых разных областях жизнедеятельности, стать носителем субъектности. Третьей задачей является создание условий для саморегулирования, что предполагает психолого-педагогическую помощь студентам в оценке происходящих явлений с точки зрения нравственных норм, регламентации своего поведения.

Стимулирование умения нравственной самооценки и нравственной самокоррекции поступков представляется важным этапом педагогического воздействия на актуализированное внутреннее состояние субъекта. Представляется целесообразным выделение трех компонентов психолого-педагогического сопровождения событий: пропедевтико-прогностический (предполагает содействие студентам в преодолении возможных затруднений при решении возникающих учебно-социальных проблем, ориентация обучающихся на самостоятельную оценку происходящих событий), актуально-деятельностный (предполагает определенную деятельность педагога в реальной ситуации, активное взаимодействие со студентом по расстановке приоритетов в восприятии происходящего), рефлексивно-аналитический (предполагает осмысление происходящего, его оценку, самооценку действий студента, формирование личностного потенциала, проектирование действий в будущем).

Таким образом, можно утверждать, что субъектность студента является важной и необходимой реальностью жизни, способной стать главным движущим фактором его развития и саморазвития. Процесс формирования субъектной позиции должен реализовываться с учётом позитивного жизненного опыта обучающегося, его отношения к окружающей действительности, собственной деятельности, способности критически перерабатывать социальный и личный жизненный опыт. Адекватное отношение студента к происходящему, правильное восприятие событий, свобода выбора, наличие человекоориентированных установок по отношению к другим субъектам являются важным фактором формирования субъектной позиции.

Список использованной литературы:

1. Гаранина, Р.М. Реализация личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза в процессе освоения теоретических дисциплин: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Уфа, 2012. - 26 с.

2. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности [Текст] / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. С. 11.

© Гаранина Р.М., 2016

УДК 371

Гатауллина Элина Магдановна

Студентка 4 курса Сулейманова Фания Мурзабаевна

к.п.н., доцент

Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»

г. Стерлитамак, Российская Федерация

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В данной статье раскрываются проблемы умственного воспитания младших школьников и мышлении как составной части умственного воспитания. Описываются задачи и направления умственного воспитания младших школьников.

Ключевые слова

Умственное воспитание, мышление, культура умственного труда.

Умственное воспитание - это целенаправленная деятельность учителя по развитию умственных сил, мышления учащихся и привития культуры умственного труда. Умственное воспитание связывается с накоплением прочного фонда знаний, с овладением учебно-познавательными операциями, с проявлением гибкости ума, как при усвоении знаний, так и при их практическом использовании [1, с. 200].

Мы говорим о мышлении человека как составной части умственного воспитания. Мышление - это продукт деятельности человеческого мозга. Оно свойственно всем людям. Педагоги и психологи рекомендуют учителю развивать мышление вообще и его частные виды. Представим их в общем виде и определим сущность.

Направления умственного воспитания:

- развитие различных видов мышления;

- развитие умственных сил учащихся;

- овладение интеллектуальными умениями.

Содержание умственного воспитания включает развитие умственных сил учащихся. Это степень развитости ума, способность человека накапливать знания, овладевать основными мыслительными операциями, развивать интеллектуальные умения, которые характеризуют умственную деятельность учащихся.

Задачи умственного воспитания:

- накопление фонда знаний;

- овладение основными мыслительными операциями и способами действия;

- развитие интеллектуальных (общепедагогических) умений и различных видов мышления;

- развитие научного мировоззрения.

Накопление фонда знаний предполагает овладение конкретным учебным материалом - знанием фактов, событий, символов, терминов, имен, дат, законов, теорем и т. д. Знания связаны с областью их применения, а также методикой использования. Большую роль в освоении фонда знаний имеет личная целеустремленность ребенка, умение добывать знания, культура интеллектуального труда [4, с. 198].

Мыслительную деятельность ученика на уроке стимулируют: познавательные интерес, интерес к предмету, стремление быть первым, осознание необходимости учения и др. Ученику должно нравится думать, тогда и учиться он будет радостно. Умение учиться - важное умение в жизни человека. Для того чтобы научить учащихся этому умению, учитель сам должен владеть культурой учебного труда.

Известно, что активность мышления на уроках развивают устные упражнения - за небольшой промежуток времени решается большое количество заданий. Они могут помочь осмыслить теоретический материал урока, повторить пройденное. С помощью устной работы можно подвести учащихся к восприятию новой темы. Устная работа в начале урока помогает учителю быстро настроить класс на восприятие темы. Развивается быстрота мышления и речь. Возможно решение заданий проблемного характера, при котором осуществляется коллективная форма деятельности учащихся. Способ решения предлагают школьники, а не учитель, что дает возможность реализовать себя каждому. Очевиден нравственный аспект обучения. Самоутверждение в учебном труде достигается не за счет каких-то особых способностей по сравнению с недостатками других. «Открыл способ не я, открыли мы, потому что вместе работали: мысль одного стала продолжением догадки другого. Я только это открытие сформулировал, зафиксировал». Дети хорошо себя чувствуют в таком коллективе.

Говоря о культуре умственного труда, необходимо иметь в виду две составляющие:

1) умения и навыки активной мыслительной деятельности учащихся, умения сравнивать, анализировать, выделять, делать выводы, выделять главное

2) навыки организационного характера, умение организовать свой труд, рабочее место, работать с книгой, специальной литературой, вести необходимые записи, пользоваться услугами библиотек, соблюдать режим дня.

Умственное развитие и умение мыслить связано с усвоением основных мыслительных операций: анализ (мыслительное разложение целого на части); синтез (мыслительное объединение частей в целое); сравнение (нахождение сходства и различия); классификация (распределение предметов, явлений по группам, классификация явлений, событий, фактов). Эти мыслительные операции чрезвычайно нужны во всех ситуациях, требующих принятия самостоятельного решения [2, С. 41-45].

К числу интеллектуальных умений, которые определяют умения школьника успешно учиться, относятся учебные умения, умения учебной деятельности. Они формируются в системе целого ряда учебных дисциплин. Учебные умения подразделяются на общие - общепедагогические, которые используются в любых учебных дисциплинах, и специальные - необходимые для овладения знаниями в какой-то определенной области.

Список использованной литературы

1. Афонина Г. М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Под ред. Абдуллиной О. А. Второе издание (Серия «Учебники, учебные пособия»). - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 512 с.

2. Лабзин Д.В. Интеллектуальное развитие школьников в процессе изучения математики // Наука и школа.

- 2002. - № 6 - С. 41-45.

3. Сластенин В.А., Кашурин В.П. Психология и педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.

- М.: Академия, 2001. - 480 с.

4. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. Школа. 1990. - 576 с.

© Гатауллина Э. М., Сулейманова Ф. М., 2016.

УДК 37

Дворжак Елена Юрьевна

Магистрант СГСПУ, г.Самара, РФ E-mail lenadjim@list.ru

ТРЕХМЕРНОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация

Рассмотрена история возникновения компьютерного моделирования, приведены основные понятия моделирования.Представлены принципы адекватности модели ,рассмотрен термин демоделирование.

Ключевые слова

Модель,компьютерное моделирование, асимптотизм, синонимизм, адекватность, демоделирование.

В свете современных достижений естественных наук, математики, компьютерного моделирования, ИКТ(Информационно-коммуникационные технологии ) представляется логичным использовать как багаж новых понятий и методов и для социального познания. В числе таких современных научных представлений - понятия глобализации, эффективно динамически развивающиеся процессы, ИКТ представлено широким спектром инструментария. Несомненно, важное место здесь занимает моделирование, компьютерное моделирование в частности. История возникновения моделирования связана с необходимостью получения статических и динамических характеристик объекта, который нельзя попробовать в реальности. То есть этот объект может быть недоступен, опасен, различных размеров (маленьким или большим).Таким образом ,приведенное понятие модели, которое является синонимическим [ 11,c.8] ] , то есть созданным методами. Подобным реальным, которыми создана реальная модель. Асимптотическое отображение объективной реальности говорит о том, что можно сколь угодно приближаться к оригиналу, но в точности повторить его однозначно не возможно. Отображение модели при помощи определенного инструментария говорит о возможности применения широкого спектра инструментов, включая и компьютерную среду. И основа основ любой модели- это анализ статических и динамических характеристик. Иначе модель нет смысла создавать. Так одна из ранних моделей была создана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.