Научная статья на тему 'Формирование культуры самоорганизации сотрудников ФСИН как фактор их профессионального совершенствования'

Формирование культуры самоорганизации сотрудников ФСИН как фактор их профессионального совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ СОСТАВ ФСИН / STAFF OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE / КУЛЬТУРА САМООРГАНИЗАЦИИ / CULTURE OF SELFORGANIZATION / СПОСОБНОСТИ К САМООРГАНИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / PROFESSIONAL SELF-IMPROVEMENT / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / SELF-ORGANIZATION ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вотинов Александр Александрович

В статье рассматривается проблема профессионального совершенствования сотрудников правоохранительной системы. Ввиду того что их профессионализм обеспечивает успешное выполнение служебных задач в экстремальных ситуациях, на первое место поставлена задача поиска в образовательных учреждениях ФСИН путей профессионального самосовершенствования сотрудников. Предлагается решение этой задачи посредством формирования культуры самоорганизации сотрудников этих структур, которая рассматривается как комплекс ценностей в служебной деятельности и профессионально-личностных качеств, включающих волевые, проектировочные, коммуникативные и контрольно-оценочные способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вотинов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING OF EMPLOYEES'' SELF-ORGANIZATION CULTURE IN THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE AS A FACTOR OF THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article discusses professional development of employees of the law enforcement organizations. In view of the fact that their professionalism ensures successful execution of administrative tasks in extreme situations, the professional development in educational institutions of the Federal Penitentiary Service (FPS) is considered as a first priority objective. The author proposes to solve this problem by developing self-organization culture of employees of these organizations. The self-organization culture of FPS employees is seen as a set of professional values and professional and personal qualities, including strong-will, design, communication, management, and evaluation skills.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры самоорганизации сотрудников ФСИН как фактор их профессионального совершенствования»

УДК 378.6 Вотинов Александр Александрович

кандидат педагогических наук,

начальник Самарского юридического института

Федеральной службы исполнения наказаний России

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ САМООРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ ФСИН КАК ФАКТОР ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Votinov Alexander Aleksandrivoch

PhD in Education Science, Head of Samara Law Institute under the Federal Penitentiary Service of Russia

BUILDING OF EMPLOYEES' SELF-ORGANIZATION CULTURE IN THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE AS A FACTOR OF THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация:

В статье рассматривается проблема профессионального совершенствования сотрудников правоохранительной системы. Ввиду того что их профессионализм обеспечивает успешное выполнение служебных задач в экстремальных ситуациях, на первое место поставлена задача поиска в образовательных учреждениях ФСИН путей профессионального самосовершенствования сотрудников. Предлагается решение этой задачи посредством формирования культуры самоорганизации сотрудников этих структур, которая рассматривается как комплекс ценностей в служебной деятельности и профессионально-личностных качеств, включающих волевые, проектировочные, коммуникативные и контрольно-оценочные способности.

Ключевые слова:

кадровый состав ФСИН, культура самоорганизации, способности к самоорганизации, профессиональное самосовершенствование, профессионализм.

Summary:

The article discusses professional development of employees of the law enforcement organizations. In view of the fact that their professionalism ensures successful execution of administrative tasks in extreme situations, the professional development in educational institutions of the Federal Penitentiary Service (FPS) is considered as a first priority objective. The author proposes to solve this problem by developing self-organization culture of employees of these organizations. The self-organization culture of FPS employees is seen as a set of professional values and professional and personal qualities, including strong-will, design, communication, management, and evaluation skills.

Keywords:

staff of the Federal Penitentiary Service, culture of self-organization, self-organization abilities, professional self-improvement, professionalism.

Одной из центральных тенденций укрепления и улучшения федеральной системы исполнения наказаний является ориентированность на высококвалифицированный кадровый состав, который соответствует запросам по степени профессиональной компетентности, профессионально значимым и психолого-педагогическим особенностям личности. Существенную роль в решении этой проблемы выполняют образовательные учреждения правоохранительной системы. Масштабность и многоплановость подготовки этого кадрового состава определяется особенностью их экстремальной деятельности.

Профессионально-педагогическая переподготовка сотрудников ФСИН характеризуется как сложная, многофункциональная, диалектически развивающаяся система, которая объединяет целевые установки и все методы, виды и формы образовательной и внеобразовательной деятельности, ориентированные на их теоретико-практическую подготовку.

О наивысшем уровне профессионального образования и профессиональной культуры кадрового состава ФСИН можно говорить, если сотрудники способны осуществлять профессиональные функции в работе совместно с другими: юридическими, управленческими, организаторскими и пр. Кроме того, эта личность должна быть способна к эффективной реализации всех элементов интегративного социально-профессионального процесса и осуществлению всего перечня профессиональных функций. Повысить уровень профессиональной образованности кадрового состава ФСИН представляется возможным при помощи непрерывного самообразования сотрудников.

Исследование ключевых запросов к профессиональному образованию позволило установить основные научные и методические подходы, являющиеся основой процесса развития культуры самоорганизации: психолого-педагогический, культурологический, интегративно-модуль-ный, системный, личностный (по исследованиям Л.В. Фалеевой) [1]. Экстраполируя эти подходы на специфику служебной деятельности сотрудников ФСИН, раскроем их сущность:

- Психолого-педагогический подход. Общий смысл этого подхода сводится к изучению взаимозависимости самоорганизации с многообразными явлениями самостоятельной деятельности (В. Граф [2], И.И. Ильясов [3] и др.), созидательной инициативностью, личностным сознанием и т. п. Сторонники данного подхода подчеркивают: так как главным, объединяющим компонентом

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

личности служит ее самосознание, то самоорганизация базируется на процессах самодетерминации и представляется как активное усвоение и обращение индивидом внешних условий жизни в персональное отношение.

- Культурологический подход. Коллектив ученых (В. Граф [4], И.И. Ильясов [5], В.Я. Ляудис [6] и др.), рассматривая вопрос персональной самоорганизации, определил, что в качестве ее атрибутивного критерия выступает временная организация деятельности. В обстановке современной культуры это означает, что временная организация поведения личности в целом становится особой осознанной задачей. При этом действие организации времени неотделимо от смыс-лообразования и целеполагания как существенных элементов самоорганизации индивида.

- Интегративно-модульный подход. С точки зрения ученых, данный подход содействует формированию структуры содержания профессиональной деятельности на основании базовых и специальных знаний, их сочетания на уровне законов, дефиниций, ключевых тезисов, организации единой системы действий, что содействует осмыслению служебной деятельности и формированию у сотрудников культуры самоорганизации.

- Системный подход. Обеспечивает единство построения и взаимозависимость различных элементов содержания базовых и специальных дисциплин: разные специфики саморегуляции оказывают воздействие на результативность деятельности и поведения индивида. Это изучение саморегуляции поведения личности (Б.М. Ананьев [7], В.А. Ядов [8] и др.), процессов принятия решения (Т.В. Корнилова [9], В.В. Кочетков [10], И.Г. Скотникова [11] и др.).

- Личностный подход, направляющий процесс профессионального образования сотрудников на формирование персональных качеств специалиста, который готов к интенсивной профессиональной деятельности, осознанию себя как субъекта служебной деятельности в современных социальных, экономических, социальных и культурных условиях.

Итак, вышеперечисленные научно-методологические подходы, которыми будет руководствоваться руководящий состав образовательного учреждения ФСИН, способствуют формированию культуры самоорганизации их сотрудников.

Структура культуры самоорганизации личности, согласно исследованиям Л.В. Фалеевой, в процессе профессиональной переподготовки модифицируется в компоненты будущей профессиональной деятельности. Можно полагать, что культура самоорганизации сотрудников ФСИН определяется как социальный, культурный и профессиональный феномен и является уникальной характеристикой индивидуальности личности, ее поведения и влияния на ближайшее окружение и основой для профессиональной социализации личности. Целевое назначение, которое определяет образовательная система, обусловливает сущность феномена культуры самоорганизации как социальной, культурной и профессиональной практики.

Культура самоорганизации личности, кроме того, характеризуется присутствием некоторых ценностей и качеств. Сотруднику ФСИН для реализации профессиональной (служебной) деятельности необходимы ценности в служебной деятельности и профессионально-личностные качества (волевые, проектировочные, коммуникативные, контрольно-оценочные), основанные на профессиональных, психолого-педагогических и управленческих знаниях, специфике профессиональной деятельности и проявляющиеся через саморегуляцию.

Профессионально-личностные качества сотрудников ФСИН включают в себя следующие профессиональные способности самоорганизации:

- волевые (способность прилагать длительные усилия для преодоления трудностей, по своей инициативе ставить и выполнять служебные цели в экстремальных ситуациях),

- проектировочные (способность планировать свою деятельность, ориентироваться во времени, прогнозировать последствия своих решений, формировать стратегии своего развития и самосовершенствования),

- коммуникативные (способность самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, конструктивно вести деловое общение),

- контрольно-оценочные (способность адекватно оценивать результаты своей деятельности, контролировать ее).

В ходе исследования Л.В. Фалеевой было выявлено, что для формирования профессиональных умений самоорганизации необходимы:

- осознание личной значимости способности самоорганизации,

- установка на овладение определенными способностями,

- понимание личностью обобщенного правила и актуализации знаний,

- раскрытие содержания каждого умения как определенной совокупности действий и операций, его составляющих, и способов выполнения действий,

- организация практической деятельности и упражнения по овладению умением,

- контроль за уровнем сформированности умения,

- учет и оценка хода и результатов деятельности [12].

В процессе определения ключевых параметров развития профессиональных умений самоорганизации сотрудников ФСИН мы отталкиваемся от представленных ниже центральных убеждений:

- Осознание умений представляет собой готовность осознать и выполнить служебные действия, используя рациональные методы и технологии выполнения деятельности.

- Профессиональные умения определяются как совокупность профессиональных действий, отражающих наполнение служебной деятельности, позволяющих решать обширный ракурс профессиональных вопросов.

- Профессиональные способности самоорганизации понимаются как совокупность умений, раскрывающих особенности служебной деятельности, связанные с определением стратегии решения возникающих проблем, принятием решений в экстремальных условиях профессиональной деятельности, оценкой итогов деятельности, осознанием полученных результатов.

Итак, культура самоорганизации является одной из ведущих профессиональных характеристик в современных условиях, а ценности в служебной деятельности и профессионально-личностные качества обеспечивают успешную профессиональную эффективность и мобильность сотрудников ФСИН, что является основой профессионального успеха.

Ссылки:

1. Фалеева Л.В. Формирование организационной культуры студентов как фактор социализации личности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2014. 38 с.

2. Граф В., Ильясов И.И. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М., 1981. 79 с.

3. Ильясов И.И. Структура процесса учения : монография. М., 1986.

4. Граф В., Ильясов И.И. Указ. соч.

5. Ильясов И.И. Указ. соч.

6. Ляудис В.Я. Психология инновационного обучения в высшей школе. М., 1996.

7. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М. ; Воронеж, 1996.

8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2003.

9. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М., 2003.

10. Кочетов В.В. Теория формирования личности: социализация, воспитание и перевоспитание личности. Минск, 1998. 229 с.

11. Скотникова И.Г. Уверенность в решении: моделирование и экспериментальная проверка // Экспериментальная психология. 2010. № 1. С. 30-57.

12. Фалеева Л.В. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.