ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9 ББК 88.8
DOI 10.24411 /2073-0454-2019-10118 © И.А. Ковальчук, 2019
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Илья Александрович Ковальчук, преподаватель кафедры общей психологии Академия ФСИН России (390000, Рязань, ул. Сенная, д. 1) E-mail: [email protected]
Научный руководитель: начальник кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, доцент Л.Н. Костина
Аннотация. Масштабное сокращение штатной численности ФСИН России повлекло значительное увеличение нагрузки на сотрудников. На этапе этих организационных изменений важнейшим потенциалом, на который опирается уголовно-исполнительная система, становятся сотрудники ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности. Молодые сотрудники должны решать сегодня все более трудные задачи, включаясь в новые социальные отношения, учитывая большое количество факторов, которые способствуют продуктивной и успешной деятельности. Такие условия предъявляют особые требования как к интеллектуальному потенциалу сотрудников (способность быстро и точно решать возникающие жизненные задачи), так и к личностному (уверенность в себе, ответственность, самостоятельность в принятии решения, коммуникативная компетентность и т.п.). Мы предлагаем содержательно-функциональную модель психологической оценки и развития интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности.
Ключевые слова: интеллектуально-личностный потенциал, сотрудники ФСИН России, служебная деятельность, психологическая оценка, развитие, модель.
CONTENT AND FUNCTIONAL MODEL OF PSYCHOLOGICAL ESTIMATION AND DEVELOPMENT OF THE INTELLECTUAL AND PERSONAL POTENTIAL OF FSIN RUSSIAN FEDERATION EMPLOYEES AT THE INITIAL STAGE OF BUSINESS EMPLOYMENT
Ilya A. Kovalchuk, teacher of the Department of general psychology
Academy of the Federal penitentiary service of Russia (390000, Ryazan, ul. Sennaya, d. 1)
E-mail: [email protected]
Research supervisor: head of the Department of psychology of educational and scientific complex of psychology of service activity Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', doctor of psychological sciences, associate professor L.N. Kostina
Annotation. The large-scale reduction in the staff number of the Federal Penitentiary Service of Russia led to a significant increase in the burden on employees. At the stage of these organizational changes, the most important potential on which the penitentiary system rests is the employees of the Federal Penitentiary Service of Russia at the initial stage of their work activities. Young employees must solve today more and more difficult tasks, including new social relations, taking into account the large number of factors that contribute to productive and successful activity. Such conditions impose special requirements on both the intellectual potential of employees (the ability to quickly and accurately solve emerging life tasks) and on personal ones (self-confidence, responsibility, independence in decision making, communicative competence, etc.). We propose a content-functional model of psychological assessment and development of the intellectual and personal potential of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia at the initial stage of their work activities.
Keywords: intellectual and personal potential, employees of the Federal Penitentiary Service of Russia, service activity, psychological assessment, development, model.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Ковальчук И.А. Содержательно-функциональная модель психологической оценки и развития интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2):276—281.
Профессиональная деятельность сотрудников федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН России) предъявляет достаточно серьезные требования не только к профессиональным знаниям
и умениям, которые приобретаются на начальном этапе служебной деятельности, во время обучения в образовательной организации ФСИН России и закрепляются в процессе реальной работы с осужден-
ными, но и к профессионально-личностным качествам сотрудников, осуществляющих сложную работу, включенную в понятие «исполнение наказаний».
Сотрудники ФСИН России выполняют профессиональные задачи по обеспечению общественной безопасности и правопорядка в нашем обществе, осуществляют правоприменительные функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, по содержанию лиц, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также контролируют поведение осужденных.
По своим основным характеристикам уголовно-исполнительная система (далее — УИС) отличается тем, что она сопряжена с высокими требованиями к профессиональным и психологическим качествам сотрудников, повышенной ответственностью за собственные действия, эмоциональным напряжением, морально-психологической и физической нагрузками, требующими особой подготовки и психологической устойчивости. В связи с этим, все более остро ощущается потребность в высококвалифицированных и профессионально успешных кадрах.
Согласно концепции развития УИС до 2020 г. [1], одним из направлений развития уголовно-исполнительной системы является кадровое обеспечение работников уголовно-исполнительной системы, которое предполагает проведение комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников УИС; повышение качества образовательных программ; обеспечение сбалансированности процессов сохранения и обновления количественного и качественного состава кадров, повышения их профессиональной компетентности.
Анализ профессиональной деятельности выпускников образовательных организаций и практических работников УИС показывает, что далеко не все они успешно адаптируются к специфическим условиям исправительных учреждений. Причина этого кроется в отставании учебно-воспитательного процесса от требований современной практики. При этом одним из самых проблемных вопросов является противоречие между абстрактным содержанием предмета учебно-познавательной деятельности и реальным содержанием будущей профессиональной деятельности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Поэтому существует объективная необходимость усиления практической направленности профессиональной подготовки.
Успешность деятельности сотрудника УИС определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформиро-ванности его профессионально важных качеств, которые, будучи предпосылкой профессиональной деятельности, формируются в процессе деятельности, обладают динамикой, тренируемы и могут подвергаться коррекции.
При профессиональной подготовке курсантов образовательных организаций ФСИН России необходимо понимать, что процесс становления сотрудника ФСИН России зависит не только от практического опыта, но и наличия у него возможности постоянно совершенствоваться, повышать свой профессиональный уровень. Придя на работу в практические подразделения ФСИН России, вчерашним курсантам придется решать все более трудные профессиональные задачи, включаясь в новые социальные отношения, учитывая большое количество факторов, которые способствуют продуктивной и успешной деятельности. Такие условия предъявляют особые требования как к интеллектуальному потенциалу сотрудников (например, способность быстро и точно решать возникающие жизненные задачи), так и к личностному (уверенность в себе, ответственность, самостоятельность в принятии решения, коммуникативная компетентность и т.п.). Интеллектуально-личностный потенциал необходимо рассматривать как целостную интегративную переменную, позволяющую сохранить психологическую устойчивость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, определяющим возможность, разрешая жизненные задачи, идти по пути развития и самосовершенствования. При этом зачастую в процессе профессионально-личностного развития может происходить «десинхронизация» — неоптимальное соотношение интеллектуального и личностного потенциала. Например, высокий уровень интеллектуального потенциала и низкий уровень личностного потенциала (неуверенность, безответственность, несамостоятельность) снижает продуктивность жизнедеятельности на начальном этапе профессиональной деятельности. Обратное соотношение — высокий уровень личностного потенциала (инициативность, лидерские качества) и невысокий интеллектуальный потенциал (неспособность предвидеть и оценить последствия своих действий, закрытость познавательной позиции и т.д.) может спровоцировать опасные
ситуации как для самого сотрудника, так и для профессионального окружения.
Таким образом, важным аспектом реализации кадрового обеспечения является психологическая работа с сотрудниками ФСИН России, направленная на диагностику, психокоррекцию и развитие их интеллектуально-личностного потенциала на начальном этапе служебной деятельности (при поступлении в образовательную организацию ФСИН России).
Для настоящего исследования актуальным является определение «интеллектуально-личностный потенциал» (ИЛП), введенный в отечественную психологию Т.В. Корниловой, которая определяет ИЛП как «интерпретационное понятие, предполагающее единство интеллектуальных и личностных составляющих в регуляции решений и выборов человека, реализуемое через звенья принятия и преодоления неопределенности множественными процессами и отражаемое в формировании новообразований как показателей приложенных при выборе усилий субъекта» [2, с. 3].
По мнению Т.В. Корниловой, интеллектуально-личностный потенциал человека представлен в единстве процессов когнитивного оценивания, переживания и выбора путей разрешения проблемной (или стрессовой) ситуации [3, с. 46-57]. При этом подчеркивается, что «согласно развиваемой модели множественной и многоуровневой регуляции выбора, интеллектуально-личностный потенциал — не «мешок» с опущенными туда ресурсами или возможностями. Его психологическое «изображение» должно быть выражено по оси не вниз (в глубину потенциала), а вверх — в область актуализируемых субъектом новообразований, включающих актуал-генез личностно-мотивационных и интеллектуальных компонентов, порождаемых в деятельности и составляющих координаты образуемых субъектом систем регуляции продуктивных решений в конкретной ситуации [4].
Согласно Д.В. Сочивко нельзя не учитывать психодинамический аспект формирования интеллектуально-личностного потенциала. Психодинамика распространяется на всю сферу психических явлений, т.е. любой психический процесс, любое психическое свойство личности обладает не только уровневым показателем (например, высокий интеллект), но и энергетическим, точнее, психоэнергетическим, побудительным. Можно и при не очень высоком интеллекте многого достичь, а можно и при очень высо-
ком совсем им не пользоваться ввиду его малой психоэнергетики в интрапсихическом психодинамическом пространстве личности [5]. Об этом также хорошо сказал еще С.Л. Рубинштейн: «Но одно дело — испытывать стремление, а другое — осознавать его...» [6, с. 67-76]. Если стремление есть психодинамический побудитель, то осознание этого стремления, согласно методологическому принципу единства сознания и деятельности, есть уже его превращение в деятельность, т.е. психоэнергетическое проявление того же стремления. Здесь также видится тесная теоретическая связь современного психодинамического подхода с процессами осознания и управления поведением [8, с. 117-124].
На основании вышеизложенного нами была предпринята попытка разработать содержательно-функциональную модель психологической оценки и развития интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности (рис. 1).
В психолого-педагогических исследованиях при моделировании могут использоваться следующие виды моделей: процессные, организационные, функциональные, компетентностные, структурные [10, с. 69-78]. Последний тип модели используется, если нужно исследовать взаимодействие субъектов, результатом которого является формирование комплекса личностных и профессиональных качеств.
Проектирование модели осуществлялось на основе принципов системного подхода: «целостности, совместимости, полноты частей системы, функционально-структурного строения целого, динамизации и неравномерного развития частей системы». Она рассматривается как целостное образование, включающее в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты [11, с. 80-85].
Модель разработана как обобщенное обоснование наиболее существенных характеристик процесса развития интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности с учетом теоретико-методологических подходов, положенных в основу исследования (компетентностный подход; практико-ориентиро-ванный подход; личностно-ориентированный подход; системно-деятельностный подход).
При разработке модели учитывались требования к служебной деятельности сотрудников ФСИН России и специфика образовательных организаций
ФСИН России [12, с. 167-174], так как для курсантов начальным этапом служебной деятельности выступает поступление на ту или иную специальность, предусмотренную ФГОС ВО.
Модель включает в себя цель: создание психологических условий в образовательной организации для оценки и развития интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности.
Средой функционирования модели является социум, частью которого является служебная деятельность ФСИН России; курсанты и профессорско-преподавательский состав образовательных организаций ФСИН России.
Принципами, на которых строится процесс психологический оценки и развития интеллектуально-личностного потенциала, являются: интеграции; непрерывности и преемственности; практикоориенти-
Заказ руководства ФСИН России на качественную профессиональную подготовку кадров
Социальный заказ и социальные ожидания
Цель — создание психологических условий в образовательной организации для развития интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности
Этапы процесса развития интеллектуально-личностного потенциала у сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности
Стартовая диагностика уровня развития интеллектуально-личностного потенциала Разработка программы психологического тренинга Апробация программы психологического тренинга с целью развития интеллектуально-личностного потенциала курсантов Мониторинг и коррекция
Промежуточные диагностические срезы
Мотивационно-личностный (активная позиция к профессиональному самосовершенствованию)
Деятельностный (погружение в практические ситуации служебной деятельности на учебных занятиях)
Компоненты интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности
Познавательный (профессиональные знания, умения и навыки)
Потребностно-мотивационный
Индивидуально-психологические особенности личности
Подходы, используемые для изучения и развития интеллектуально-личностного потенциала у курсантов образовательных организаций ФСИН России
Компетентностный подход; практико-ориентированный подход; личностно-ориентированный подход; системно-деятельностный подход
Результат — компетентный сотрудник ФСИН России, способный качественно и эффективно выполнять возложенные на него профессиональные обязанности
Рис. 1. Содержательно-функциональная модель психологической оценки и развития интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности
рованности профессионального обучения; социального взаимодействия; научности; учета возрастных особенностей; вариативности.
Тенденция устойчивого развития модели складывается из следующих факторов: сохранение связи устойчивых тенденций, в том числе взаимодействия практических органов ФСИН России с ведомственными образовательными организациями; расширение территории функционирования системы, вплоть до региональных и общегосударственных масштабов; формирование единого образовательного пространства по развитию интеллектуально-личностного потенциала сотрудников силовых ведомств Российской Федерации на уровне государства.
Вся работа модели, взаимодействие ее компонентов будет происходить вокруг краеугольного камня рассматриваемого процесса. Поэтому в центре модели находится интеллектуально-личностный потенциал сотрудников ФСИН России, а также выявленные в процессе теоретического анализа его компоненты.
Обязательными компонентами модели являются цель и этапы ее достижения, причем необходим контрольно-измерительный инструмент, который позволил бы контролировать правильность вектора движения к заданному результату, а также вносить поправки при объективных изменениях в среде функционирования модели или целеполагании.
Очевидно, что логика расположения этапов, процесса оценки и развития интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности будет представлена так, что в стартовой точке ее развития должен находиться входной (стартовый) мониторинг, позволяющий соотнести имеющийся потенциал с ожидаемым результатом; т.е. уже на этом этапе необходимо применение полного пакета критериев, уровней и показателей развития интеллектуально-личностного потенциала. Постоянная сверка задач реализуемого в данный момент этапа с критериальной системой и основной целью осуществляется посредством диагностических срезов, выполняющих функцию обратной связи; т.е. данный процесс учитывает не только поэтапность развития интеллектуально-личностного потенциала, но и поэтапность работы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций ФСИН России и психологической службы.
Предложенную модель можно реализовывать на протяжении всего обучения курсанта в образователь-
ной организации ФСИН России, причем развитие содержания будет носить концентрический характер, т.е. углублять и расширять в каждом последующем цикле те интеллектуальные качества личности, которые усвоены на предыдущем; таким образом количественное изменение постепенно перейдет в качественное.
Определение основных аспектов служебной деятельности сотрудников ФСИН России предшествуют определению психологических особенностей оценки и развития интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности. Все полученные в ходе теоретического анализа данные позволят спланировать и провести экспериментальное исследование психологических особенностей оценки и развития интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности.
Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.» (ред. от 23 сентября 2015 г.) // Консультант Плюс.
2. Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска // Психологические исследования. 2015. № 40 (8). С. 3.
3. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания // Вестник московского университета. 2010. № 1. С. 46-57.
4. Сочивко Д.В. Психодинамика. М., 2007.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Сост., авт. коммент. и послесл. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2000.
6. Гаврина Е.Е., Аксенова Г.И., Ковальчук И.А., Тюгаева Н.А. Эмпирическое исследование репута-ционных ориентаций курсантов // Психологическая наука и образование. 2018. № 5 (23). C. 67-76.
7. Ковальчук И.А. Беспалова Т.М. Формирование личностных свойств курсантов Академии ФСИН России как основы профессиональной компетентности» // Прикладная юридическая психология. 2016. № 3. С. 89-95.
8. Кравченко А.В., Чуманов Ю.В. Системно-ситуативный анализ (ССА) учебной деятельности обучающихся высших учебных заведений опасных профессий в системе обеспечения профессиональной на-
дежности персонала // Вестник Института мировых цивилизаций. 2016. № 12. С. 117-124.
9. Ковальчук И.А., Сочивко Д.В. Интеллектуально-личностный потенциал будущих специалистов ФСИН России на этапе первичной подготовки к службе и обучению // Психология и право. 2018. № 4 (8). С. 204-218.
10. Ковальчук И.А., Костина Л.Н. Системно-функциональное исследование интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России, находящихся на этапе первоначальной профессиональной подготовки // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. 2018. № 3. Том 4 (70). С. 69-78.
11. Ковальчук И.А., Лебедев И.Б. Интеллектуально-личностный потенциал будущих специалистов ФСИН России: психологическое сопровождение // Прикладная юридическая психология. 2018. № 3 (44). С. 80-85.
12. Ковальчук И.А. Особенности применения типологии личности К. Юнга к анализу интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России // Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе: Сб. мат.в Всерос. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. Д.В. Сочивко. Рязань, 2017.
13. Ковальчук И.А., Османов Г.Б. Взаимосвязь социального интеллекта и толерантности в подростковом возрасте // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. № 3 (40). С. 107-116.
References
1. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Fede-ratsii ot 14 oktyabrya 2010 g. № 1772-r «O Kontseptsii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossiyskoy Federatsii do 2020 g.» (red. ot 23 sentyabrya 2015 g.) // Konsul'tant Plyus.
2. Kornilova T.V. Printsip neopredelennosti v psik-hologii vybora i riska // Psikhologicheskiye issledova-niya. 2015. № 40 (8). S. 3.
3. Kornilova T.V. Intellektual'no-lichnostnyy po-tentsial cheloveka v strategiyakh sovladaniya // Vestnik moskovskogo universiteta. 2010. № 1. S. 46-57.
4. Sochivko D.V. Psikhodinamika. M., 2007.
5. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii / Sost., avt. komment. i poslesl. A.V. Brushlinskiy, K.A. Abul'khanova-Slavskaya. SPb.: Piter, 2000.
6. Gavrina E.E., Aksenova G.I., Koval'chuk I.A., Tyugayeva N.A. Empiricheskoye issledovaniye reputat-sionnykh oriyentatsiy kursantov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye. 2018. № 5 (23). C. 67-76.
7. Koval'chuk I.A. Bespalova T.M. Formirovaniye lichnostnykh svoystv kursantov Akademii FSIN Rossii kak osnovy professional'noy kompetentnosti» // Priklad-naya yuridicheskaya psikhologiya. 2016. № 3. S. 89-95.
8. Kravchenko A.V., Chumanov Yu.V. Sistemno-si-tuativnyy analiz (SSA) uchebnoy deyatel'nosti obuchay-ushchikhsya vysshikh uchebnykh zavedeniy opasnykh professiy v sisteme obespecheniya professional'noy na-dezhnosti personala // Vestnik Instituta mirovykh tsivi-lizatsiy. 2016. № 12. S. 117-124.
9. Koval'chukI.A., Sochivko D.V. Intellektual'no-lichnostnyy potentsial budushchikh spetsialistov FSIN Rossii na etape pervichnoy podgotovki k sluzhbe i obucheniyu // Psikhologiya i pravo. 2018. № 4 (8). S. 204-218.
10. Koval'chuk I.A., Kostina L.N. Sistemno-funk-tsional'noye issledovaniye intellektual'no-lichnostnogo potentsiala budushchikh spetsialistov FSIN Rossii, na-khodyashchikhsya na etape pervonachal'noy professional'noy podgotovki // Uchenyye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. 2018. № 3. Tom 4 (70). S. 69-78.
11. Koval'chuk I.A., LebedevI.B. Intellektual'no-lich-nostnyy potentsial budushchikh spetsialistov FSIN Rossii: psikhologicheskoye soprovozhdeniye // Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya. 2018. № 3 (44). S. 80-85.
12. Koval'chuk I.A. Osobennosti primeneniya tipo-logii lichnosti K. Yunga k analizu intellektual'no-lich-nostnogo potentsiala budushchikh spetsialistov FSIN Rossii // Nauchnoye obespecheniye psikhologo-pedago-gicheskoy i sotsial'noy raboty v ugolovno-ispolnitel'noy sisteme: Sb. mat.v Vseros. nauch.-prakt. konf. / Pod ob-shch. red. D.V. Sochivko. Ryazan', 2017.
13. Koval'chuk I.A., Osmanov G.B. Vzaimosvyaz' sotsial'nogo intellekta i tolerantnosti v podrostkovom vozraste // Aktual'nyye problemy psikhologicheskogo znaniya. 2016. № 3 (40). S. 107-116.