Научная статья на тему 'Особенности самоорганизации психической деятельности сотрудников органов внутренних дел'

Особенности самоорганизации психической деятельности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
654
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / SELF-ORGANIZATION / SELF-CONTROL / SENSE / EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябова Мария Геннадьевна

В статье автор рассматривает вопросы самоорганизации психической деятельности сотрудников органов внутренних дел. Самоорганизация психической деятельности способствует мобилизации, структурированию, совершенствованию ресурсов при осуществлении оперативнослужебной деятельности. Развитие самоорганизации является важным элементом профессиональной подготовки, обеспечивающим формирование у сотрудников правоохранительных органов готовности к последовательному структурированию своей активности через создание системы самостоятельных действий, необходимых для успешного достижения целей и эффективной самореализации в рамках профессионально-служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of self-organization of psychic activity of employees of internal affairs bodies

In the article the author considers the questions of self-organization of psychic activity of employees of internal Affairs bodies. Self-organization of mental activity facilitates the mobilization, structuring, improvement of resources in the implementation of operational activities. The development of self-organization is an important element of professional training, ensuring the formation of the law enforcement readiness for the sequential structuring of its activity, through the creation of independent action necessary for successful achievement of goals and the effective realization in vocational service activities.

Текст научной работы на тему «Особенности самоорганизации психической деятельности сотрудников органов внутренних дел»

Таким образом, система психологической работы в органах внутренних дел представляет собой единую сеть, включающую не только управленческий и нормативно-правовой составляющие, но и построение и мониторинг когнитивного пространства личности сотрудника полиции при помощи различных способов, методов, технологий и психопрактик сопровождения оперативно-служебной деятельности. В результате гармоничного построения системы психологической работы, сочетания структурно-функциональной организации деятельности и самореференции, психологи могут достичь эффективного взаимодействия с сотрудниками органов внутренних дел, в отношении которых осуществляется психологическое сопровождение.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 49. - Ст. 7020.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 50. - Ст. 7075.

4. Приказ МВД России от 20 июня 2000 г. № 690 «Об утверждении Положения о порядке организации психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - URL: https:www.lawmix.ru/pprf/68778 (дата обращения: 28.11.2016).

5. Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - URL: http:docs.cntd.ru/document/902252453 (дата обращения 28.11.2016).

6. Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - URL: http:base.garant.ru/70675376 (дата обращения 28.11.2016).

7. Ефимкин, С. В. Становление и развитие психологической службы в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2003. - № 2 (20). - С. 5-8.

УДК 159.923.2 М.Г. Рябова*

Особенности самоорганизации психической деятельности сотрудников органов внутренних дел

В статье автор рассматривает вопросы самоорганизации психической деятельности сотрудников органов внутренних дел. Самоорганизация психической деятельности способствует мобилизации, структурированию, совершенствованию ресурсов при осуществлении оперативно-служебной деятельности. Развитие самоорганизации является важным элементом профессиональной подготовки, обеспечивающим формирование у сотрудников правоохранительных органов готовности к последовательному структурированию своей активности через создание системы самостоятельных действий, необходимых для успешного достижения целей и эффективной самореализации в рамках профессионально-служебной деятельности.

Ключевые слова: самоорганизация, саморегуляция, смыслообразование, сотрудники органов внутренних дел.

* Рябова, Мария Геннадьевна, доцент кафедры психологии служебной деятельности и педагогики, ФКОУ ВО «Уральский юридический институт МВД России», кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 620000, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66. Тел.: 8-932-110-35-45. E-mail: ryabina_mariya@mail.ru.

* Ryabova, Maria Gennadievna, associate professor of psychology service activity and pedagogics Department, FCO the Ural law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of psychological sciences. Address: Russia, 620000, Sverdlovsk region, Ekaterinburg, Korepina str., 66. Ph.: 8-932-110-35-45. E-mail: ryabina_mariya@mail.ru.

© Рябова М.Г., 2016

Психология

M.G. Ryabova*. Features of self-organization of psychic activity of employees of internal affairs bodies. In the article the author considers the questions of self-organization of psychic activity of employees of internal Affairs bodies. Self-organization of mental activity facilitates the mobilization, structuring, improvement of resources in the implementation of operational activities. The development of self-organization is an important element of professional training, ensuring the formation of the law enforcement readiness for the sequential structuring of its activity, through the creation of independent action necessary for successful achievement of goals and the effective realization in vocational service activities.

Keywords: self-organization, self-control, sense, employees of internal affairs bodies.

Профессиональная деятельность полиции характеризуется множественностью задач, стоящих перед каждым сотрудником органов внутренних дел. Дефицит времени, перегрузки, необходимость оперативного и быстрого принятия решения, соблюдения процессуальных и других сроков относятся к специфическим особенностям профессиональной деятельности сотрудников. Всё это определяет особые требования к их личности, среди которых одним из наиболее важных является способность к мобилизации, структурированию, совершенствованию ресурсов при осуществлении повседневной служебной деятельности, т.е. к самоорганизации психической деятельности, т.к. она позволяет сосредоточить основные усилия на решении первоочередных проблем борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, а также эффективно использовать личностный потенциал для достижения наилучших результатов при возможно меньших затратах.

Самоорганизация рассматривается с точки зрения законов функционирования и развития сложных структур и систем, которые могут существовать только при условии их открытости и постоянного обмена с внешней средой. Под самоорганизацией понимается «способность системы к стабилизации некоторых параметров посредством направленного упорядочения ее структурных и функциональных отношений с тем, чтобы противостоять энтропийным факторам среды. Процессы самоорганизации характеризуются при этом возрастанием упорядоченности системы, энергоинформационным взаимодействием со средой и процессами самоуправления» [10, с. 274-275].

Самоорганизацию в психологической науке обычно рассматривают в рамках какого-либо вида деятельности. Е.Ю. Мандрикова определяет самоорганизацию деятельности как «структурирование личного времени, тактическое планирование и стратегическое целеполагание, то есть способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием волевыми и интеллектуальными механизмами, проявляющаяся в мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения» [5, с. 87]. Самоорганизация рассматривается как целенаправленность действий при выполнении определенной задачи и достижения цели либо их спонтанность. Ряд исследований подтверждает, что люди, которые способны эффективно реализовывать свои планы, достигать поставленных целей, существенно отличаются от тех, кто не способен довести до завершения свои планы, не может мобилизовать свои психические и физические ресурсы как в целом, так и для преодоления препятствий, возникающих на пути к достижению цели [4].

Наиболее изучены аспекты самоорганизации учебной деятельности. Однако в подобных исследованиях самоорганизация понимается достаточно узко, а именно как способность человека к организации себя в той деятельности, которая задана ему первоначально. Рассматривается она или как умение и способность к самоорганизации или как свойство личности. Изучение самоорганизации как умения или способности характеризует ее с операционно-технический стороны. Также учитывается, что и то, и другое оказывает влияние на эффективность деятельности [10]. Обращается внимание на развитие самоорганизации деятельности студента в процессе обучения за счёт развития целеполагания, планирования, самоконтроля, самооценки [3].

По мнению ряда авторов (Е.И. Огарев, Т.Н. Носкова, С.С. Куликова), самоорганизация в практической деятельности проявляется в виде саморегуляции, основанной на управлении собственным поведением, действиями, деятельностью, а также физиологическими и психологическими состояниями и процессами. Механизмом и одновременно основанием для формирования, становления, развития и сохранения самоорганизации является самоуправление,

которое понимается как «способность личности прогнозировать, ставить перед собой дальние цели, самостоятельно планировать свои действия и поступки, выдвигать критерии оценки качества, извлекать необходимую информацию о ходе процесса управления и вносить в него коррективы» [7].

Т.Н. Носкова и С.С. Куликова в качестве смежных моделей самоорганизации рассматривают модель саморегуляции произвольной деятельности О.А. Конопкина, модель организации времени жизни В. Графа, И.И. Ильясова и В.Я. Ляудиса, модель самоорганизации личности студента Н.А. Заенутдиновой, систему самоуправления Н.М. Пейсахова и М.Н. Шевцова, структуру учебной самоорганизации Я.О. Устиновой. Анализ структурных компонентов представленных моделей позволил выделить основные из них - это целеполагание, анализ ситуации, прогнозирование, планирование, самоконтроль и коррекцию. Авторы рассматривают эти компоненты в единстве с личностными характеристиками, которые инициируют сам процесс самоорганизации. Т.Н. Носкова и С.С. Куликова рассматривают понятие «компетенция самоорганизации» и определяют его как «системное свойство личности, представляющее собой объединение знаний, умений, навыков и опыта работы, обеспечивающих самоуправление личности с целью упорядочивания и результативности выполняемой деятельности, адаптации к условиям профессиональной среды» [6].

B.С. Степин в качестве одного из аспектов саморазвивающихся систем рассматривает процессы саморегуляции [11]. Саморегуляция обеспечивает управление собственной активностью в процессе самоорганизации деятельности, наполняя его индивидуально-психологическими особенностями самой личности и проецируя на деятельность [4].

C.И. Розум обращает внимание на то, что через рассмотрение особенностей саморегуляции, мы можем познать особенности самоорганизации деятельности. Самоорганизация деятельности, в свою очередь, определяется как соотношение и особенности внутренней организации субъекта, как те особенности, которые обеспечивают «порядок». Эти параметры носят индивидуальный характер, способны к развитию, переструктурированию и изменению, в силу чего самоорганизацию деятельности нельзя представить в виде законченной схемы, завершенного процесса [2].

Таким образом, самоорганизация деятельности обусловлена индивидуально-личностными особенностями субъекта, и в качестве механизма совладания и функционального звена, обеспечивающего связь внутреннего и внешнего уровней самоуправления, выступает саморегуляция. Это позволяет рассматривать самоорганизацию как «интегральную совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенную в осознаваемых особенностях воли, интеллекта, мотивов и реализуемую в структурно-функциональной упорядоченности выполняемой человеком деятельности через индивидуальную траекторию саморегуляции» [4, с. 155]. Ю.А. Цагарелли рассматривает процессы самоорганизации, самоуправления и саморегуляции как различные проявления одной группы психологических самопроцессов, которые в самом общем виде отражают особенности детерминации, обеспечения, актуализации и совершенствования системной активности человека [13].

С помощью целостной модели самоорганизации могут быть исследованы компоненты и регуляторные механизмы самоорганизации, факторы её построения или переструктурирования в зависимости от внутренних и внешних условий. Данная модель также позволит объяснить, за счёт каких ресурсов возможна оптимальная самоорганизация активности человека в различных видах деятельности, и обозначить точки роста, развития личности в контексте самостроительства и самосозидания [4].

Психологические аспекты проблемы саморегуляции и самоорганизации нашли отражение в трудах В.И. Моросановой, Е.Ю. Мандриковой, О.А. Конопкина, Н.Н. Ярушкина, педагогические аспекты рассматривали О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, О.М. Локша, А.К. Осницкий и др.

Особого внимания заслуживают системообразующие факторы самоорганизации, которые объединяют элементы одной системы в единое целое. В качестве таких факторов могут рассматриваться жизненная направленность, смысложизненные ориентации, смыслообразующий мотив, тенденция к самоактуализации, смысл жизни и др.

Наличие значимой цели у субъекта способствует его саморазвитию, самосохранению, структурной устойчивости, самоорганизации, что находит свое подтверждение в трудах ведущих отечественных и зарубежных психологов. Проблема целеполагания, направленности на смысложизненные ориентации, т.е. ориентация на высшие устремления является основой личностного благополучия и психологического здоровья современного человека и находит своё

Психология

отражение в работах все большего числа исследователей (Е.З. Басина, Б.С. Братусь, Г.А. Вайзер, Б.В. Зейгарник, В.А. Иванников, К.В. Карпинский, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Насиновская, В.Э. Чудновский и др.). Направленность на смыслы обеспечивает ориентацию субъекта в структуре смысловых связей между событиями жизненного пути и индивидуальным смыслом жизни и обеспечивает его саморегуляцию и самоорганизацию. Понятие «смысл» трактуется различными авторами по-разному. Например, А. Адлер, Б.С. Братусь, Е.Е. Насиновская, В. Франкл обращают внимание на индивидуальную неповторимость смысла и его зарождение только при активности самого субъекта. С. Мадди рассматривает смысл в зависимости от когнитивных процессов переработки информации. Р. Мэй, К.Г. Юнг и др. объясняют смысл с точки зрения социокультурной детерминации. Большое количество работ и подходов к определению смысла свидетельствует о том, что смысловые образования являются сложными многогранными категориями. Совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними обеспечивает смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах (Д.А. Леонтьев).

Смысловая сфера является ядром осознанной саморегуляции и моделирует, стабилизирует и интегрирует все её функциональные звенья и компоненты. Смыслообразование в системе саморегуляции является ведущим процессом, позволяющим восстанавливать смысловые связи, способствующим распространению смысловых систем на новые объекты, что, в свою очередь, обеспечивает соединение разрозненных компонентов смысловой саморегуляции в единую систему и, как следствие, включённость личности в жизненные отношения [8].

Проблема взаимосвязи связи смысловой сферы и особенностей саморегуляции поведения у сотрудников органов внутренних дел освещена в трудах М.Е. Зеленовой, Е.В. Филатовой, М.Ш. Магомед-Эминова, Г.Н. Анцуповой, В.А. Рогачева, И.Н. Коноплевой и др. М.Е. Зеленовой был изучен уровень осмысленности жизни у ветеранов, вернувшихся из зон «горячих точек», выявлена его взаимосвязь с уровнем социально-психологической адаптированности. В результате травматический ситуации происходит трансформация смысла, возникают ценностно-смысловые противоречия, появляются смысловые новообразования. С точки зрения М.Ш. Магомед-Эминова, это приводит к развитию посттравматического стрессового расстройства. Да и в целом, по мнению Е.В. Филатовой и Г.Н. Анцуповой, пребывание в экстремальных ситуациях является основой для глубоких изменений, затрагивающих ценностную сферу.

Осознанная саморегуляция определяет выбор стратегий преодолевающего поведения сотрудниками органов внутренних дел в стрессовых ситуациях, что является необходимым условием, обеспечивающим надежность, эффективность и успех в профессиональной деятельности в экстремальных условиях (В.А. Рогачев, И.Н. Коноплева). Способность к произвольной саморегуляции позволяет прогнозировать успешность профессиональной деятельности оперативных сотрудников (М.А. Куркин). Навыки произвольной саморегуляции необходимы для осознания личных целей, построения системы действий, направленных на достижение этих целей, моделирования условий окружающей действительности для оптимального разрешения своих проблем, контроля и коррекции программы действий в зависимости от складывающихся ситуаций. Эти навыки свидетельствуют о высоком уровне пластичности человека, приспособленности, адаптированности к окружающей действительности. Важным представляется формирование единой системы саморегуляции для множества разнообразных видов деятельности, что будет способствовать готовности человека в будущем к перемене поведения в изменяющихся условиях и его адаптации к новым направлениям деятельности [1].

Смысловая саморегуляция способствует осознанному проявлению и пониманию себя как субъекта деятельности, уменьшению конфликтности, повышению уверенности в себе, улучшению профессионального самочувствия, тем самым обеспечивая адаптивность сотрудника правоохранительных органов к различным жизненным ситуациям, способствуя выбору адекватного стиля поведения в них, обеспечивая успешность и безопасность служебной деятельности.

Способность планировать свои жизненные цели и поддерживать осознанную активность в их достижении является показателем профессионального здоровья личности сотрудника органов внутренних дел. В связи с этим особую актуальность приобретают комплексные психологические виды работы по достижению эмоционального комфорта, субъективного благополучия, адаптивности, осознанного планирования деятельности с целью предупреждения профессиональных болезней, сохранения и развития профессионального потенциала личности сотрудника [9].

Применительно к деятельности органов внутренних дел развитие личностного потенциала в сфере управления своими психическими состояниями и развитие сознательной саморегуляции имеют большое значение как для подготовки к выполнению конкретных оперативно-служебных задач, так и для профилактики и коррекции неблагоприятных факторов, влияющих на профессиональное здоровье личности сотрудника. Оперативно-служебная деятельность предъявляет особые требования к профессионально важным качествам сотрудников (эмоционально-волевой устойчивости, психологической надежности, развитой саморегуляции и т.д.), т.к. им приходится сталкиваться с различными трудностями, затрудняющими качественное выполнение работы и препятствующими достижению поставленной цели. Развитие профессионально значимых особенностей сотрудников органов внутренних дел имеет большое значение уже на этапе профессиональной подготовки. В результате несформированности и низкой результативности регуляторных механизмов могут возникнуть различного рода неблагоприятные эмоциональные состояния, сформироваться дезадаптивные формы поведения, невротические и психосоматические расстройства, влекущие за собой нарушения служебной дисциплины, редукции личных достижений, снижение эффективности профессиональной деятельности и т.п.

Таким образом, одним из ведущих направлений совершенствования профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел является формирование у них готовности не просто воспроизводить алгоритм исполнительских действий, а готовности к последовательному структурированию своей активности через создание системы самостоятельных действий, необходимых для успешного достижения целей и эффективной реализации себя в рамках профессионально-служебной деятельности.

Список литературы

1. Белоус, О. В. Формирование саморегуляции как фактор повышения профессионализма учителя // Ежегодник Рос. психол. о-ва : мат-лы 3-го Всерос. съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. : в 8 т. - Т. 1. - СПб., 2003.

2. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991. - 142 с.

3. Колокольникова, З. У. Сформированность навыков саморегуляции и самоорганизации деятельности будущих социальных педагогов / З.У Колокольникова, Е.Р. Алимова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. - № 7-1. - С. 121-124.

4. Костромина, С. Н. Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2010. - Серия 12. - Вып. 4. - С. 153-160.

5. Мандрикова, Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. - 2010. - № 2. - С. 87-111.

6. Носкова, Т. Н. Формирование компетенции самоорганизации студентов как основы обучения в современной образовательной среде университета / Т.Н. Носкова, С. С. Куликова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 78-87.

7. Огарёв, Е. И. Компетентность образования: социальный аспект. - СПб.: Изд-во РАО ИОВ, 1995. - 170 с.

8. Рябова, М. Г. Смыслообразование в структуре саморегуляции личности с психологической зависимостью в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Тамбов, 2010.

9. Рябова, М. Г. Развитие смысловой саморегуляции как основы профессионального здоровья сотрудников правоохранительных органов // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 11. - С. 125-137.

10. Салихова, Н. Р. Построение жизни субъектом: саморегуляция и / или самоорганизация // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2012. - Т. 154. - Кн. 6. - С. 267-279.

11. Степин, В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. - 2003. - № 8. - С. 5-17.

12. Уваров, Е. А. Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной деятельности : автореф. дис. ... доктора психол. наук. - СПб., 2007.

13. Цагарелли, Ю. А. Системная диагностика человека. - Казань, 2002. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.