Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ФОРМИРОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Марина Михайловна, Малетин Станислав Вячеславович, Рындовская Елизавета Вадимовна

В современной системе подготовки кадров высшего профессионального образования возрастают требования к выпускникам. Для того, чтобы молодому специалисту быть конкурентоспособным, необходимо помимо профессиональной подготовленности владеть основами научно-исследовательской деятельности. Научная статья посвящена проблеме формирования культуры научно-исследовательской деятельности в системе высшего профессионального образования. Авторы анализирует современные тенденции развития высшего образования. На основе системного подхода, обосновывается необходимость формирования культуры научно-исследовательской деятельности обучающихся. Особое внимание уделено конкретизации и сравнению понятий «культура» и «компетентность». В результате научных изысканий авторы определяют соотношение исследуемых понятий как подчинение. Понятие «культура» является наиболее общим по отношению к понятию «компетентность». В этом ключе сформулировано определение понятия «культура научно-исследовательской деятельности». Выделены структурные составляющие культуры научно-исследовательской деятельности: наличие ценностей, связанных с научно-исследовательской деятельностью; освоение понятийного аппарата науки; владение логикой научного исследования; освоение опыта представления собственных результатов научно-исследовательской деятельности; творческий компонент; рефлексия собственной деятельности. В работе представлены культурные уровни научно-исследовательской деятельности, выделенные на основе уровней организации материи: микроуровень, мезоуровень, макроуровень и мегауровень. Иерархия обозначенных уровней соотносится с учебными курсами. Также в статье представлены этапы формирования культуры научно-исследовательской деятельности студентов. Особое внимание уделяется рассмотрению вопроса профессиональной этики в процессе научного исследования. Авторы приходят к выводу о том, что формирование научно-исследовательской культуры обучающихся в вузе представляет собой организованную, целенаправленную, структурную деятельность и для достижения высокой эффективности педагогам необходимо осознанно управлять этими процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Марина Михайловна, Малетин Станислав Вячеславович, Рындовская Елизавета Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A CULTURE OF RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

In the modern system of training higher professional education, the requirements for graduates are increasing. In order for a young specialist to be competitive, it is necessary, in addition to professional readiness, to master the basics of research activities. The scientific article is devoted to the problem of the formation of a culture of research activities in the system of higher professional education. The authors analyze current trends in the development of higher education. On the basis of a systematic approach, the necessity of forming a culture of research activities of students is substantiated. Particular attention is paid to the concretization and comparison of the concepts of "culture" and "competence". As a result of scientific research, the authors define the ratio of the concepts under study as subordination. The concept of "culture" is the most general in relation to the concept of "competence". In this vein, the definition of the concept of "culture of research activity" is formulated. Structural components of the culture of research activities are identified: the presence of values associated with research activities; mastering the conceptual apparatus of science; possession of the logic of scientific research; mastering the experience of presenting their own results of research activities; creative component; reflection of one's own activity. The paper presents the cultural levels of research activities, identified on the basis of the levels of organization of matter: micro level, meso level, macro level and mega level. The hierarchy of the designated levels corresponds to the training courses. The article also presents the stages of the formation of a culture of research activities of students. Particular attention is paid to the consideration of the issue of professional ethics in the process of scientific research. The authors come to the conclusion that the formation of a research culture of students at a university is an organized, purposeful, structural activity, and in order to achieve high efficiency, teachers need to consciously manage this process.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Иванова Марина Михайловна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Малетин Станислав Вячеславович Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); старший преподаватель Рындовская Елизавета Вадимовна

Сибирский государственный индустриальный университет (г. Новокузнецк)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В

СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В современной системе подготовки кадров высшего профессионального образования возрастают требования к выпускникам. Для того, чтобы молодому специалисту быть конкурентоспособным, необходимо помимо профессиональной подготовленности владеть основами научно-исследовательской деятельности. Научная статья посвящена проблеме формирования культуры научно-исследовательской деятельности в системе высшего профессионального образования. Авторы анализирует современные тенденции развития высшего образования. На основе системного подхода, обосновывается необходимость формирования культуры научно-исследовательской деятельности обучающихся. Особое внимание уделено конкретизации и сравнению понятий «культура» и «компетентность». В результате научных изысканий авторы определяют соотношение исследуемых понятий как подчинение. Понятие «культура» является наиболее общим по отношению к понятию «компетентность». В этом ключе сформулировано определение понятия «культура научно-исследовательской деятельности». Выделены структурные составляющие культуры научно-исследовательской деятельности: наличие ценностей, связанных с научно-исследовательской деятельностью; освоение понятийного аппарата науки; владение логикой научного исследования; освоение опыта представления собственных результатов научно-исследовательской деятельности; творческий компонент; рефлексия собственной деятельности. В работе представлены культурные уровни научно-исследовательской деятельности, выделенные на основе уровней организации материи: микроуровень, мезоуровень, макроуровень и мегауровень. Иерархия обозначенных уровней соотносится с учебными курсами. Также в статье представлены этапы формирования культуры научно-исследовательской деятельности студентов. Особое внимание уделяется рассмотрению вопроса профессиональной этики в процессе научного исследования. Авторы приходят к выводу о том, что формирование научно-исследовательской культуры обучающихся в вузе представляет собой организованную, целенаправленную, структурную деятельность и для достижения высокой эффективности педагогам необходимо осознанно управлять этими процессом.

Ключевые слова: культура, научно-исследовательская деятельность, обучающиеся, учебный процесс, формирование, высшее образование, профессиональная подготовка.

Annotation. In the modern system of training higher professional education, the requirements for graduates are increasing. In order for a young specialist to be competitive, it is necessary, in addition to professional readiness, to master the basics of research activities. The scientific article is devoted to the problem of the formation of a culture of research activities in the system of higher professional education. The authors analyze current trends in the development of higher education. On the basis of a systematic approach, the necessity of forming a culture of research activities of students is substantiated. Particular attention is paid to the concretization and comparison of the concepts of "culture" and "competence". As a result of scientific research, the authors define the ratio of the concepts under study as subordination. The concept of "culture" is the most general in relation to the concept of "competence". In this vein, the definition of the concept of "culture of research activity" is formulated. Structural components of the culture of research activities are identified: the presence of values associated with research activities; mastering the conceptual apparatus of science; possession of the logic of scientific research; mastering the experience of presenting their own results of research activities; creative component; reflection of one's own activity. The paper presents the cultural levels of research activities, identified on the basis of the levels of organization of matter: micro level, meso level, macro level and mega level. The hierarchy of the designated levels corresponds to the training courses. The article also presents the stages of the formation of a culture of research activities of students. Particular attention is paid to the consideration of the issue of professional ethics in the process of scientific research. The authors come to the conclusion that the formation of a research culture of students at a university is an organized, purposeful, structural activity, and in order to achieve high efficiency, teachers need to consciously manage this process.

Key words: culture, research activity, students, educational process, formation, higher education, professional training.

Введение. Формирование культуры личности представляет собой длительный процесс, который не заканчивается освоением определенной ступени образования. Каждый этап обучения создает условия для овладения культурного уровня с присущим ему содержанием. Культура личности представляет собой комплекс характеристик (ценностных ориентаций, идеалов, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, творческой направленности и т.д.), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой культурой, созидая и развивая свою индивидуальность. Существует значительное количество различных видов культуры на личностном уровне: этическая, эстетическая культура, культура труда, культура общения, бытовая культура и т.д. На этапе получения высшего профессионального образования наряду, с другими видами культуры, весьма актуальным является формирование культуры научно-исследовательской деятельности, что определяется спецификой учебного процесса вуза.

Изложение основного материала статьи. Происходящая трансформация различных сфер жизнедеятельности человека оказывает влияние, в том числе, и на сферу профессиональной подготовки специалистов. Высшая школа, являясь неотъемлемой частью структуры непрерывного образования претерпевает изменения. В современной системе высшего профессионального образования наблюдаются следующие тенденции: увеличивается объем получаемой студентами информации; происходит изменение методологической основы педагогики высшей школы; усиливаются процессы глобализации, интернационализации, интенсификации и оптимизации образования и др. (А.Н. Джуринский, Д.А. Карманова, В. Миронов, В. Садовничий, Л.М. Яо и др.). Одной из важнейших задач профессионального образования на современном этапе становится формирование у обучающихся научно-исследовательской культуры. Овладение научно-исследовательской культурой обеспечит активное, осознанное освоение обучающимися системы профессиональных компетенций, а также формирование у них профессиональной направленности [1]. Выпускник, который овладел на высоком уровне культурой научно-исследовательской деятельности, способен применять методы научного познания, активнее и стремительнее других проникает в сущность окружающих явлений, событий и процессов, быстрее осуществляет поиск путей решения проблемы, выполняет поставленные задачи, определяя логику своих действий, тем самым он будет более конкурентоспособным специалистом.

В рамках исследуемой проблемы возможно отождествление понятий научно-исследовательская культура и научно-исследовательская компетентность. Обобщив различные подходы к определению данных понятий, можно сформулировать следующие определения: культура - результат качественного развития совокупности ценностей, традиций, убеждений, знаний, умений, норм деятельности и поведения, компетентность представляет собой интегральную характеристику личности, позволяющую решать профессиональные задачи (знания, умения, опыт деятельности). Ключевым отличием культуры от компетентности является наличие ценностно-смысловой системы, которая имеет относительно устойчивую характеристику. В свою очередь компетентность имеет динамических и прикладной характер, что позволяет своевременно адаптироваться под необходимость решения изменяющихся профессиональных задач. Дабы избежать механистического выполнения любого рода задач, очень важно иметь сформированную систему ценностей, идеалов и убеждений, что возможно только в рамках формирования целостной культуры личности. Тем самым, культура представляет собой фундамент для формирования и развития компетентности. Вследствие чего, с этой точки зрения, соотношение понятий «культура» и «компетентность» позволяет определить их взаимосвязь как вид - подчинение.

Ретроспективный анализ проблемы формирования научно-исследовательской культуры студентов в отечественной и зарубежной литературе позволяет сделать вывод о наличии научного интереса к этому вопросу, что отражено в трудах таких исследователей как: М.В. Ломоносов (1739-1759); Ж.Ж. Руссо (1762), Н.И. Новиков (1770), И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин (1982) М.И. Махмутов (1985), М.В. Кларин (1995) и др. В работах авторов отражена важность и значимость овладения исследовательским методом обучающимися. В научных трудах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина и др. отражены подходы к развитию исследовательского мышления студентов, анализируется новые возможности рассмотрения проблемы [2, 5].

Проведенный анализ научной литературы позволяет констатировать то, что к началу XXI века в науке накоплен значительный теоретический и эмпирический материал по формированию научно-исследовательской культуры студентов. Однако недостаточно полно освещено поле проблем, связанных с формированием научно-исследовательской культуры обучающихся в рамках перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. В настоящее время фокус научного исследования смещен в сторону формирования научно-следовательской компетентности в парадигме методологических подходов современной высшей школы (комптетентностный и системно-деятельностный подходы). Целью нашего исследования является рассмотрение возможностей формирования научно-исследовательской культуры обучающихся в современном образовательном пространстве высшего учебного заведения.

Под культурой научно-исследовательской деятельности мы понимаем интегральное качество личности, характеризующееся ценностным отношением к науке и исследовательской деятельности, владением методами поисковой и исследовательской деятельности, освоенной логикой научного исследования, наличием определенных способностей и творческих возможностей, а также оценке своей деятельности [3].

Композиционными составляющими культуры научно-исследовательской деятельности являются следующие компоненты:

- наличие ценностей, связанных с научно-исследовательской деятельностью;

- освоение понятийного аппарата науки (на внутрипредметной и междисциплинарной основе);

- владение логикой научного исследование;

- освоение опыта представления собственных результатов научно-исследовательской деятельности;

- творческий компонент, предполагающий нестандартное видение решения научных задач, выражающийся в инновационной деятельности;

- рефлексия собственной деятельности.

Освоение обучающимися культуры научно-исследовательской деятельности осуществляется в течение всего периода обучения в вузе, данный процесс имеет этапы и уровни. Взяв за основу уровни организации материи: микроуровень, мезоуровень, макроуровень и мегауровень, расстроим культурные уровни научно-исследовательской деятельности:

- микроуровнь: освоение культуры научно-исследовательской деятельности в рамках одной учебной дисциплины, начинается с первого курса обучения. На этом уровне студенты знакомятся о основами научно-исследовательской деятельности и выполняют следующие виды научно-методических работ: конспект, доклад, реферат, сообщение в различных формах - устный доклад, письменная работа, информация оформленная с помощью программы PowerPoint и др. В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению;

- мезоуровень: осуществление научно-исследовательской деятельности по выбранной самостоятельно или заданной преподавателем проблеме исследования, поиск решения которой предполагает установление межпредметных связей, использование междисциплинарного подхода. Примерами работ могут выступать конспект, доклад, реферат, сообщение, научные тезисы, научная статья, подготовка доклада и выступление на научной и научно-практической конференции, курсовые работы;

- макроуровень предполагает формирование культуры научно-исследовательской деятельности в рамках написания выпускной квалификационной работы бакалавра, специалиста или магистерской диссертации, которые являются обязательной формой государственной итоговой аттестации выпускников. Выполнение данного вида работ демонстрирует уровень овладения обучающимися системой теоретических знаний, практических умений и навыков, общих и профессиональных компетенций, позволяющих решать профессиональные задачи в рамках осваиваемой профессии. Написание выпускной квалификационной работы предполагает применение и демонстрацию знаний, умений, навыков, компетенций, полученных по всем учебным дисциплинам за все годы обучения в вузе, включая практику;

- мегауровень: высший уровень освоения культуры научно-исследовательской деятельности, проявляющийся в подготовке и защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. Написание диссертации на мегауровне предполагает максимально самостоятельное исследование на основе своих научных интересов, результатом которого выступает творчески научный продукт.

Рассмотрев формирование культуры научно-исследовательской деятельности с позиции уровней организации, выделим основные этапы формирования культуры. Процесс формирования научно-исследовательской культуры обучающихся происходит на основе имеющихся знаний, полученных на этапе общего образования.

Первый этап предполагает определение наличия исследовательского опыта у обучающихся (знание о научном исследовании и методах его организации, умения его проводить). На первом курсе при освоении учебных дисциплин общекультурного цикла, преподаватели знакомят с понятийным аппаратом наук, объектом науки, основными методами исследования. Имеющиеся знания и опыт у обучающихся могут быть недостаточными, неполными, а в ряде случаев неверными. Очень важно на этом этапе без предварительного научения не предлагать задания для выполнения, требующие системного подхода к выполнению научно-исследовательской деятельности, поскольку может закрепиться неправильный

навык. Кроме того, на этом этапе важно мотивировать обучающихся к исследовательской деятельности, подчеркивая ее важность, значимость, уникальность, тем самым способствовать формированию ценностных установок к научно-исследовательской деятельности. На всех этапах научного исследования, студентов необходимо обучать этике научного исследования. Основными аспектами в рамках этой темы являются: достоверность полученной информации; фальсификация данных; соблюдение конфиденциальности лиц, которые участвую в эксперименте; наличие в работе компиляции или плагиата; надежность полученных результатов и т.д.

Второй этап включает непосредственное знакомство студентов с научно-исследовательской деятельностью, методами исследования и их применением, логикой проведения научного исследования, компонентами методологического аппарата. На этом этапе осуществляется формирование первичного опыта исследовательской деятельности при выполнении различных видов исследовательских заданий. Поскольку одним из компонентов общей культуры научно-исследовательской деятельности является оценочно-рефлексивный компонент, нам видится важной задачей обучение студентов основам оценки и рефлексии своей деятельности. Необходимо соотносить выполненное задание с заданными критериями, при этом анализировать причины несоответствия с «образцом», определять теоретическую и практическую значимость выполненного исследования, выявлять сферы применения [4].

На третьем этапе формирования определяется уровень сформированности научно-исследовательской культуры студентов, дифференцируются виды и содержание исследовательских заданий, совершенствуются способы и приемы выполнения студентами, исследовательских заданий в зависимости от уровня сформированности их научно-исследовательской культуры. С обучающимися, испытывающими трудности необходимо проводить коррекционную работу, направленную на восполнение недостающих пробелов. На этом этапе также важно продолжать оценочно-рефлексивную работу, которая в большей степени должна переходить на уровень самоанализа и самостоятельного поиска средств и путей коррекции.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что формирование научно-исследовательской культуры обучающихся в вузе представляет собой организованную, целенаправленную и структурную деятельность. Методически грамотно выстроенная работа будет способствовать более глубокому и прочному усвоению знаний, совершенствованию умений и навыков самостоятельной работы, развитию личностных качеств и тем самым содействовать развитию науки в целом. Для студента это даст возможность быть более подготовленный специалистом.

Литература:

1. Вакджира, М.Б. Организация научно-исследовательской деятельности студентов / М.Б. Вакджира // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3(34). - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/orgamzatsiya-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov/viewer (дата обращения 15.02.2022).

2. Галактионов, И.В. Психология творческой деятельности: структура, этапы, механизмы, методы исследования: учеб. пособие / И.В. Галактионов. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос.ун-та, 2017. - 124 с.

3. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.

4. Самойличенко, А.К. Рефлексивность как психологический ресурс успешного обучения студентов ВПО (на примере студентов экономического профиля) / А.К. Самойличенко, Токмакова А.А. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - № 4 (21). - С. 272-275.

5. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2010. - 480 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры методики преподавания математики и информатики Исмаилова Замина Назимовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры музыковедения, хорового дирижирования и методики музыкального образования Шахназарова Патит Тайгибовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ВКЛАД ДИСЦИПЛИНЫ «ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В настоящее время большое распространение получили средства оценивания результатов обучения на базе современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В данной статье описана структура дисциплины «Оценивание результатов обучения с использованием ИКТ» включенной в учебный план магистратуры по направлению 44.04.01. «Педагогическое образование» магистерская программа «Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Указываются причины внедрения средств ИКТ в оценочную деятельность. Увеличение мотивации будущих магистров обучающихся при оценивании знаний с использованием современных средст ИКТ на сегодняшний день является общемировой тенденцией. Курс «Оценивание результатов обучения с использованием ИКТ» направлен на формирование у будущих магистров педагогического образования по профилям «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» и «Музыкальное образование» знаний в области современных средств оценивания результатов обучения.

Ключевые слова: оценка результатов обучения, компьютерное тестирование, тестовые системы, педагогическое образование.

Annotation. Currently, tools for evaluating learning outcomes based on modern information and communication technologies (ICT) are widely used. This article describes the structure of the discipline "Evaluation of learning outcomes using ICT" included in the curriculum of the master's degree in the direction 44.04.01. "Pedagogical education" master's program "Information and communication technologies in education. The reasons for the introduction of ICT tools in evaluation activities are indicated. Increasing the motivation of future masters students in assessing knowledge using modern ICT tools is a global trend today. The course "Evaluation of learning outcomes using ICT" is aimed at the formation of future masters of pedagogical education in the profiles "Information and communication technologies in education" and "Music education" knowledge in the field of modern means of evaluating learning outcomes.

Key words: evaluation of learning outcomes, computer testing, test systems and shells, pedagogical education.

Введение. В современных исследованиях, посвященных вопросам цифровизации профессионального образования, делается акцент на то, что одной из важнейших задач повышения качества обучения является подготовка компетентного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.