Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ'

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Марина Михайловна, Зуев Владимир Михайлович, Лобыгина Наталья Михайловна

В современном мире конкурентоспособность молодых специалистов определятся уровнем их профессиональной подготовки, полученной в высшем учебном заведении. У выпускников должны быть сформированы компетенции не только необходимые для профессиональной деятельности, но и навыки познавательный и исследовательской деятельности, позволяющие качественно выполнять профессиональные задачи, а также гибко реагировать на вызовы, связанные с необходимостью постоянного совершенствования и профессионального саморазвития, используя межпредметное и межотраслевое взаимодействие. Научная статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с формированием научно-исследовательской компетентности студентов в процессе получения высшего образования. Сформированная научно-исследовательская компетентность является неотъемлемой частью подготовки будущих специалистов для решения производственных задач. В данной работе особое внимание уделено содержательным аспектам подготовки. В статье дано определение понятию «научно-исследовательская компетентность». Раскрываются содержательные характеристики данного понятия. Авторами разработана и описана структурно-функциональная модель формирования научно-исследовательской компетентности студентов. Представленная модель включает 3 блока. Каждый блок анализируется с точки зрения научно-методической наполненности. В процессе исследования были использованы следующие методы: системный подход, логико-структурный анализ, моделирование. Особое внимание уделено мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности. Практическая значимость разработанной модели заключается в возможности ее применения при подготовке специалистов. Однако ее наполнение будет определяться профилем и спецификой высшего учебного заведения. Кроме того, данная статья может быть интересна обучающимся, в сферу интересов которых входит научно-исследовательская деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Марина Михайловна, Зуев Владимир Михайлович, Лобыгина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL FOR THE FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF BACHELERS

In the modern world, the competitiveness of young specialists is determined by the level of their professional training received in a higher educational institution. Graduates should have not only the competencies necessary for professional activities, but also cognitive and research skills that allow them to perform professional tasks with high quality, as well as respond flexibly to challenges associated with the need for continuous improvement and professional self-development, using interdisciplinary and intersectoral interaction. The scientific article is devoted to the consideration of issues related to the formation of research competence of students in the process of obtaining higher education. The formed research competence is an integral part of the training of future specialists for solving production problems. In this paper, special attention is paid to the content aspects of training. The article defines the concept of "research competence". The content characteristics of this concept are revealed. The authors have developed and described a structural and functional model for the formation of students' research competence. The presented model includes 3 blocks. Each block is analyzed from the point of view of scientific and methodological content. The following methods were used in the research process: a systematic approach, logical-structural analysis, modeling. Particular attention is paid to the motivation of students for research activities. The practical significance of the developed model lies in the possibility of its application in the training of specialists. However, its content will be determined by the profile and specifics of the higher education institution. In addition, this article may be of interest to students whose area of interest includes research activities.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ»

- трудности в овладении системами для дистанционного обучения, такими как Moodle, Eliademy, Atutor, iSpring Learn и др.;

- недостаточное техническое и ресурсное обеспечение обучающихся (наличие гаджетов, необходимых для учебного процесса, а также своевременное и бесперебойное обеспечение связью, предоставляемой провайдерами);

- недостаточная сформированность навыков самоорганизации, необходимых при работе в удаленном режиме (мотивация, усидчивость, поисковые навыки, исследовательские компетенции и т.д.).

3. Проблемы на уровне технического обеспечения учебного процесса:

- помимо обозначенных выше проблем, особо стоит отметить важность обеспечения информационной безопасности. Это касается как педагогов, так и обучающихся и связано с необходимостью защиты передаваемой информации, которая может быть доступна другим лицам.

4. Проблемы на уровне нормативно-правового обеспечения учебного процесса в дистанционной форме.

Особо важной проблемой выступает отсутствие единых стандартов, специально разработанных для дистанционной формы обучения. Несмотря на имеющуюся нормативную и правовою базу, регламентирующую дистанционное образование, не все аспекты практической деятельности законодательно подкреплены. Так, как, для обеспечения учебного процесса преподаватели были вынуждены самостоятельно адаптировать требования Федеральных государственных образовательных стандартов к системе дистанционного образования, но каждый это делал несколько по-своему, в силу этого требования стали существенно разниться у педагогов. В связи с этим необходима разработка стандартов дистанционного обучения. Стандарты дистанционного обучения, бесспорно, должны базироваться на требованиях законодательного акта, посвященного данному обучению. На наш взгляд, данные стандарты нет необходимости принимать отдельно, представляется целесообразной их включение в имеющиеся федеральные государственные образовательные стандарты.

Выводы. Таким образом, проведенное нами исследование свидетельствует о важности дистанционного образования, поскольку именно оно создает гибкую образовательную среду и является педагогикой будущего. Однако, вынужденный переход к дистанционному обучению рельефно осветил имеющиеся проблемы, которые мы обозначили выше. Выделенные проблемные точки, должны стать точками роста для совершенствования системы подготовки, трансформируясь в целевые задачи. К числу таких задач следует отнести: обеспечение информационной безопасности в цифровом образовательном пространстве, создание фундаментальной нормативно-правовой базы, посвященной дистанционному образованию, повышение квалификации педагогов в области дистанционного образования, освоение в должном объеме всех особенностей работы с онлайн-приложениями для дистанционной работы с обучающимися, разработку для всех уровней системы образования стандартов дистанционного обучения, разработку стандартов контроля результатов данного обучения.

Литература:

1. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / Г.М. Коджаспирова. - Москва: КНОРУС, 2010. - 744 с.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации // Российская газета. - N 303. - 2012 от 31 декабря.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Иванова Марина Михайловна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук Зуев Владимир Михайлович Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул); доцент Лобыгина Наталья Михайловна

Алтайский государственный медицинский университет (г. Барнаул)

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ

Аннотация. В современном мире конкурентоспособность молодых специалистов определятся уровнем их профессиональной подготовки, полученной в высшем учебном заведении. У выпускников должны быть сформированы компетенции не только необходимые для профессиональной деятельности, но и навыки познавательный и исследовательской деятельности, позволяющие качественно выполнять профессиональные задачи, а также гибко реагировать на вызовы, связанные с необходимостью постоянного совершенствования и профессионального саморазвития, используя межпредметное и межотраслевое взаимодействие. Научная статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с формированием научно-исследовательской компетентности студентов в процессе получения высшего образования. Сформированная научно-исследовательская компетентность является неотъемлемой частью подготовки будущих специалистов для решения производственных задач. В данной работе особое внимание уделено содержательным аспектам подготовки. В статье дано определение понятию «научно-исследовательская компетентность». Раскрываются содержательные характеристики данного понятия. Авторами разработана и описана структурно-функциональная модель формирования научно-исследовательской компетентности студентов. Представленная модель включает 3 блока. Каждый блок анализируется с точки зрения научно-методической наполненности. В процессе исследования были использованы следующие методы: системный подход, логико-структурный анализ, моделирование. Особое внимание уделено мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности. Практическая значимость разработанной модели заключается в возможности ее применения при подготовке специалистов. Однако ее наполнение будет определяться профилем и спецификой высшего учебного заведения. Кроме того, данная статья может быть интересна обучающимся, в сферу интересов которых входит научно-исследовательская деятельность.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, научно-исследовательская компетентность, структурно-функциональная модель, образовательный процесс, студенты, педагогические технологии.

Annotation. In the modern world, the competitiveness of young specialists is determined by the level of their professional training received in a higher educational institution. Graduates should have not only the competencies necessary for professional activities, but also cognitive and research skills that allow them to perform professional tasks with high quality, as well as respond flexibly to challenges associated with the need for continuous improvement and professional self-development, using interdisciplinary and intersectoral interaction. The scientific article is devoted to the consideration of issues related to the formation of research competence of students in the process of obtaining higher education. The formed research competence is an integral part

of the training of future specialists for solving production problems. In this paper, special attention is paid to the content aspects of training. The article defines the concept of "research competence". The content characteristics of this concept are revealed. The authors have developed and described a structural and functional model for the formation of students' research competence. The presented model includes 3 blocks. Each block is analyzed from the point of view of scientific and methodological content. The following methods were used in the research process: a systematic approach, logical-structural analysis, modeling. Particular attention is paid to the motivation of students for research activities. The practical significance of the developed model lies in the possibility of its application in the training of specialists. However, its content will be determined by the profile and specifics of the higher education institution. In addition, this article may be of interest to students whose area of interest includes research activities.

Key words: professional training, research competence, structural and functional model, educational process, students, pedagogical technologies.

Введение. Важнейшей задачей высшего учебного заведения является подготовка конкурентоспособного специалиста. Одной из составляющих частей общей готовности является научно-исследовательская компетентность, которая представляет собой интегральное качество личности, выражающееся в способности и готовности к поисковой деятельности, к постановке и решению исследовательских задач, а также включающее владение технологией исследовательской деятельности. Наличие сформированности на высоком уровне данной компетентности будет способствовать более глубокому и прочному усвоению знаний, выработке и совершенствованию навыков самостоятельной работы, овладению системой научной организации труда, умению применять полученные знания при решении конкретных профессиональных задач на творческом уровне. В связи с этим возникает необходимость переосмысления вопросов формирования научно-исследовательской компетентности обучающихся в процессе получения высшего образования.

Изложение основного материала статьи. Современная подготовка специалистов высшего профессионального образования во многом ориентирована на социальные запросы будущих работодателей. В отличие от системы профессиональной подготовки конца ХХ века, когда плановая экономика обеспечивала относительно стабильные требования к специалистам, в нынешних условиях образовательная система должна своевременно реагировать на социальные и экономические запросы общества. Важнейшими требованиями к выпускникам вузов в настоящее время выступают: владение высоким уровнем сформированности профессиональной компетентности, способности к академической мобильности и готовность выпускников к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию не только в выбранной профессиональной сфере, но и в смежных дисциплинах (О.Я. Артоем, Е.Е. Глотова, М.М. Дудина, Д.А. Коноплянский, В.В. Королева, К.В. Лутовина и др.). В связи с этим, важнейшим целевым ориентиром высшего профессионального образования выступает разработка и реализация эффективных технологий подготовки специалистов различного уровня и профиля, готовых к актуализации собственного личного и творческого потенциала и способных, в силу высокого уровня сформированности научно-исследовательской компетентности, качественно функционировать во всех аспектах своей профессиональной деятельности. Федеральные государственный стандарты высшего образования (ФГОС ВО) определяют научно-исследовательскую деятельность одним из видов профессиональной деятельности студентов. В связи с этим, проблема формирования у бакалавров научно-исследовательской компетентности в профессиональной сфере является актуальной.

Теоретические и практические вопросы организации научно-исследовательской деятельности студентов раскрываются в работах отечественных и зарубежных ученых, таких как С.С. Акимов, И.А. Зимняя, В.Б. Данилевская, М.Э. Жуковская, И.Я. Лернер, А.И. Момот, А.М. Митяева, С.И. Осипова и др. В результате выполнения научно-исследовательской деятельности формируется научно-исследовательская компетентность. Под научно-исследовательской деятельностью понимается специфическая деятельность человека, направленная на получение нового, научного знания (В.А. Беликов, В.В. Кукушкина, Л.Г. Лукьянец, Н.Н. Погребняк, Д.А. Посадова, П.Ю. Романов, М.Н. Скаткин, П.И. Торгашина и т.д.).

В парадигме современного компетентностного подхода результат обучения рассматривается как субъектный опыт различной деятельности, результатом которой становятся знания, умения, способности и личностные ориентации.

Для боле четкого понимания предмета нашего исследования, представляется необходимым уточнить понятие «научно-исследовательская компетентность». Научно-исследовательская компетентность, в современном научном понимании это система знаний, способностей и опыта в проведении следования, получении определенного нового знания, нового интеллектуального продукта, поиска нового (альтернативного) подхода к решению конкретной научной проблемы; качества и умения, которые человек должен проявлять в проведении исследования различного уровня [1, 2].

Научно-исследовательские компетенции включают следующие умения: находить научную проблему, формулировать ее; определять цель исследовательской работы; понимать и обосновывать новизну, теоретическую и практическую значимость исследования; выдвигать и обосновывать гипотезы, составлять план (программу) исследовательской работы; самостоятельно осваивать новые методы исследования, приобретать новые знания; проводить исследования и представлять результаты своей работы.

Научно-исследовательская компетентность формируется поэтапно, поскольку она представляет собой функциональную подсистему целостного педагогического процесса, ее основы закладываются еще на этапе школьного обучения в раках учебно-исследовательской деятельности. Структурные и содержательные компоненты, логика и этапы формирования исследовательских компетенций могут меняться в зависимости от специфики учебного заведения (общеобразовательная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия и др.), особенностей организации учебно-воспитательного процесса, наличия и качества работы научного общества учащихся в школе, возраста учащихся, возможностей социального партнерства с учреждениями среднего и высшего профессионального образования и прочих факторов.

Участие студентов в научно-исследовательской деятельности (НИРС) является неотъемлемой частью подготовки будущего специалиста к решению задач, возникающих в профессиональной деятельности. С первого курса студенты знакомятся с методами и логикой научного исследования, получают основы научной работы с различными литературными источниками, овладевают способами работы с современными информационными технологиями, знакомятся со специфическими особенностями научного стиля изложения материала и т.д. Так, в городе Барнаул Алтайского края на начальном этапе научно-исследовательской деятельности у студентов имеется возможность проведения исследования и представления его результатов на научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь-Барнаулу». Где обучающимся высших учебных заведений г. Барнаула предоставляется возможность в одной из более чем 20 сфер жизнедеятельности города выявить проблему и предложить варианты ее решения. Научные проекты победителей могут быть реализованы для решения конкретных стратегических задач развития города. Кроме того, студенты могут принять участие в конкурсной и грантовой деятельности в рамках решения стратегических задач развития города и края.

На основе анализа научной литературы, а также опыта организации научно-исследовательской деятельности студентов передовых вузов Российской Федерации, нами была разработана структурно-функциональная модель формирования

научно-исследовательской компетентности студентов высших учебных заведений. За основу взята обобщенная модель деятельности структуры деятельности А.Н. Леонтьева. Согласно данному подходу, деятельность имеет определенную иерархию и включает несколько уровней, к которым относится: уровень особых видов деятельности; уровень действий; уровень операций; уровень психофизиологических функций.

Разработанная нами модель включает в себя 3 блока: целевой, технологический и результативный.

Первый - целевой блок включает цель и задачи. Цель - формирование и развитие научно-исследовательской компетентности. Декомпозиция цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование мотивации обучающихся к научно-исследовательской деятельности.

2. Обучение студентов методам научного познания; мотодологии и средствам самостоятельного решения научных задач.

3. Привлечение студентов к участию в научно-исследовательской деятельности во всех направлениях профессиональной подготовки: учебной деятельности, НИРС, производственной практике, стажировке, во взаимодействии с работодателями.

Второй блок - технологический предполагает структуру, содержание и этапы процесса подготовки.

Процесс подготовки обусловлен двумя группами факторов: внешними (социальный заказ, пожелания работодателей у ровню подготовки специалистов) и внутренними (личностная и профессиональная направленность, индивидуально-типологическими особенностями студентов, уровень обучаемости, сферой научных интересов).

Содержательный компонент подготовки включает три блока, согласно ФГОС ВО: 1. Общекультурный блок. 2. Профессиональный блок. 3. Блок профессиональной подготовки.

Мотивационный компонент подразумевает наличие комплекса мотивов, определяющих положительное отношение к научно-исследовательской деятельности (наличие интереса к выполнению курсовых работ, написанию рефератов, подготовке докладов, сообщений, научных статей, участию в конкурсной и грантовой деятельности и др.). Мотивация должна носить характер внутренней положительной.

Когнитивный компонент включает совокупность знаний, определяющих технологии проведения научного исследования (знание методов научного исследования основных видов научных и научно-методических работ, требований к выполнению исследований и др.).

Деятельностный компонент содержит опыт применения научно-исследовательских действий (умения осуществлять поиск необходимой информации из различных источников, находить научную проблему, выстраивать логику научного исследования, составлять программу исследовательской деятельности, включающую методологическую и методическую части, определять перспективы внедрения научных и научно-методических разработок и т.д.).

Оценочно-рефлексивный компонент отражает способность оценивать результат своей научно-исследовательской деятельности, соотносить в завяленными критериями, определять перспективы и направления дальнейшего исследования, адекватно реагировать на критические замечания и рекомендации к совершенствованию научно-исследовательских работ.

Принципы, на основе которых базируется формирование научно-исследовательской компетентности:

1. Целенаправленности и целесообразности обучения основывается на наличии четко сформулированных целей в научно-исследовательской деятельности.

2. Принцип последовательности предполагает линейный принцип в организации учебного процесса («от простого к сложному»).

3. Принцип сознательности и активной деятельности заключается в осознанном отношении к выполняемой поисковой деятельности, наличии положительной внутренней мотивации, формировании рефлексирующей позиции студента.

4. Принцип саморазвития предполагает самостоятельную организацию своей деятельности, где обучающийся выступает активным субъектом.

5. Принцип креативности обусловлен спецификой осуществляемой деятельности, которая носит творческий и эвристический характер.

Основными подходами будут являться компетентный и деятельностный, что отражено в ФГОС ВО.

Виды деятельности: учебная - основной вид деятельности (где обучающимся необходимо использовать научные методы исследования) НИРС, производственная практика, стажировка, взаимодействие с работодателями и др.

Третий блок - результативный, он отражает уровни сформирванности научно-исследовательской компетентности:

1. Базовый уровень предполагает владение знаниями и умениями проведения научно-исследовательской деятельности для выполнения различных видов работ в рамках учебной деятельности, предусмотренной программой профессиональной подготовки. Мотивация носит внешний характер и обусловлена потребностью в выполнении минимума заданий на репродуктивном уровнем и достаточном для успешного освоения учебной программы. При данном уровне сформированности участие в НИРС, конкурсах, конференциях студентом не предусмотрено.

2. Продуктивный уровень свидетельствует о наличии у студентов мотивации заниматься научно-исследовательской деятельностью; владением системой необходимых знаний и умений, наличии опыта поисковой и исследовательской деятельности. Продуктивный уровень позволяет студентам принимать участие в конкурсной научно-исследовательской деятельности.

3. Творческий уровень характеризуется проявлением познавательных и поисковых мотивов, поисковых умений, творческой активностью, владением навыками работы с информацией, владением методами исследования, представленностью коммуникативных и презентационных навыков, обладанием критическим мышлением, оценочно-рефлексивными умениями; самоорганизованностью, самостоятельностью. Предусматривает наличие опыта создания научно-исследовательского продукта, который получил положительные оценки компетентными специалистами в исследуемой области знаний.

Выводы. Научно-исследовательская деятельность является творческой, поскольку в процессе ее осуществления необходимо выдвигать новые идеи, знания, способы деятельности и т.д. В связи с этим, необходимо внимательно подходить к вопросу привлечения студентов к данному виду деятельности. Так, немаловажно учитывать индивидуальные особенности студентов: уровень интеллекта, наличие мотивации, креативность, самооценку, готовность к систематическому научному труду. В настоящее время существуют различные способы для этого: стимулирование при оценивании по учебному предмету, материальное поощрение в виде стипендии, перспективы успешного трудоустройства и т. д. Однако, нужно учитывать, в первую очередь, внутреннюю положительную мотивацию обучающихся — истинное желание заниматься поисковой, созидательной научной деятельностью.

Таким образцов, предложенная структурно-функциональная модель может быть использована при подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования, однако необходим учет специфики и профиля подготовки вуза.

Литература:

1. Букушева, А.В. Учебно-исследовательские задачи в подготовке бакалавров-математиков / А.В. Букушева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2015. - N 11. - С. 85-93.

2. Валеева, О.А. Технологическое обеспечение организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - N 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27249 (дата обращения 15.12.2021).

Педагогика

УДК 377.1

доктор педагогических наук, доцент Игнатьев Владимир Петрович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Варламова Лариса Федоровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); аспирант Федорова Оксана Федоровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

О ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся гражданско-патриотического воспитания студентов колледжа. Целью проведенного исследования является гражданско-патриотическое воспитание студентов колледжа в процессе подготовки будущих специалистов. Патриотическое воспитание молодежи возведено в ранг государственной политики. Утверждена нормативно-правовая база патриотического воспитания на разных уровнях управления воспитательным процессом. Разработаны государственные программы на уровне РФ и её субъектов. Раскрыты положительные и отрицательные стороны патриотизма. Показано изменение подходов к патриотическому воспитанию в нашей стране в различные исторические периоды. Перечислены основные мероприятия по патриотическому воспитанию студентов, проводимые в колледже. Раскрыт термин «патриотическое воспитание», дано собственное уточняющее понятие данного термина. Показан уровень гражданско-патриотического воспитания студентов колледжа. Во время исследования использовался метод опроса студентов посредством анкетирования. В результате проведенного опроса было выявлено насколько студенты осведомлены в различных аспектах гражданско-патриотического воспитания молодежи. Видно усиление гражданско-патриотических чувств у студентов старших курсов. Разработаны меры, направленные на совершенствование патриотического воспитания в педагогическом колледже. Сделан вывод о том, что для получения ожидаемых результатов, патриотическим воспитание студентов необходимо заниматься планомерно и систематически.

Ключевые слова: патриотизм, патриот, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, среднее профессиональное образование.

Annotation. The article deals with issues related to the civic and patriotic education of college students. The purpose of the study is the civic and patriotic education of college students in the process of training future specialists. Patriotic education of young people has been elevated to the rank of state policy. The regulatory and legal framework of patriotic education at different levels of educational process management has been approved. State programs have been developed at the level of the Russian Federation and its subjects. The positive and negative sides of patriotism are revealed. It shows the change in approaches to patriotic education in our country in various historical periods. The main events on patriotic education of students held at the college are listed. The term "patriotic education" is disclosed, its own clarifying concept of this term is given. The level of civil and patriotic education of college students is shown. During the study, the method of interviewing students by means of a questionnaire was used. As a result of the survey, it was revealed how well students are aware of various aspects of civic and patriotic education of young people. One can see the strengthening of civic-patriotic feelings among senior students. Measures aimed at improving patriotic education in the pedagogical college have been developed. It is concluded that in order to obtain the expected results, patriotic education of students must be dealt with systematically and systematically.

Key words: patriotism, patriot, patriotic education, civic and patriotic education, secondary vocational education.

Введение. В настоящее время вопросам, касающимся формирования и развития чувства патриотизма, стало отводиться довольно серьезное внимание в процессе подготовки специалистов среднего звена. Сегодняшний студент должен стать не только профессионалом своего дела, но и высоконравственной личностью, обладающей устойчивыми моральными и волевыми качествами, основанными на чувствах любви к своей Родине и своему народу. Взращивание истинных патриотов страны является основой жизнеспособности и устойчивого развития любого общества.

Изложение основного материала статьи. В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» отмечается, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов, влияющих на формирование чувства патриотизма, резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества» [1]. Таким образом, стало очевидным, что дальнейшее поступательное развитие страны и духовное обогащение нашего народа напрямую зависят от уровня патриотического воспитания молодежи.

Основной целью государственной программы Республики Саха (Якутия) «Реализация молодежной политики, патриотического воспитания граждан и развитие гражданского общества в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» от 12 декабря 2019 года № 888 является «создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики, создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, уровня консолидации общества для решения задач обеспечения устойчивого развития Республики Саха (Якутия), воспитания гражданина, любящего свою Родину, имеющего активную жизненную позицию» [3]. Вся программа пронизана идеей создания благоприятных условий реализации и осуществления государственной молодежной политики, направленной на развитие потенциала подрастающего поколения. При этом во главу угла ставится задача воспитания у граждан чувства патриотизма, что зафиксировано как национальная идея государства. От молодежи зависит будущее развитие любого общества, следовательно только успешная, благополучная молодежь может стать залогом процветания нации и социальной стабильности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.