Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ'

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИКТ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ / ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ / ИНФОРМАТИКА И ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECT-SUBJECT INTERACTION / RESEARCH SKILLS / ICT / STAGES OF RESEARCH SKILLS DEVELOPMENT / LEARNER-CENTERED APPROACH / ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES / ICT TOOLS USE / COMPUTER SCIENCE AND ICT IN PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проценко Анна Игоревна

Развитие современной российской системы образования, обусловленное введением новых образовательных стандартов, влечет за собой необходимость разработки качественного методического обеспечения. Системно-деятельностный подход лежит в методологической основе ФГОС СПО и определяет результаты обучения и воспитания, а именно развитие коммуникативного, познавательного, личностного и социального аспектов. Повсеместная информатизация общества обусловливает смену ценностей и выводит понятие «самообразование» на первый план. Общество нуждается в специалистах, чувствующих себя уверенно в информационном пространстве, способных четко формулировать и определять цели и задачи профессиональной деятельности, планировать этапы их реализации. Обозначенные умения необходимо развивать и у будущих учителей, так как работодатели желают получить сотрудника готового и способного к самостоятельной исследовательской деятельности. Таким образом, приоритетным в ФГОС СПО становится развитие исследовательских умений обучающихся и эффективная организация исследовательской деятельности. В связи с этим усиливается необходимость поиска эффективных средств развития исследовательских умений обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений. Цель нашего исследования осуществление поиска эффективных средств ИКТ для развития исследовательских умений обучающихся педагогического колледжа. Для определения педагогического инструментария был проведен анализ зарубежных и отечественных источников. В проводимом исследовании «исследовательские умения» понимаются как способность к действиям, необходимым для выполнения исследовательской деятельности. Результаты исследования показали, что средства ИКТ могут эффективно использоваться для развития исследовательских умений студентов в процессе субъект-субъектного взаимодействия. Теоретическая значимость статьи заключается в определении компонентного состава исследовательских умений, раскрытии позиции и роли субъектов взаимодействия в образовательном процессе, определении аспектов организации учебного процесса, выявлении характеристики этапов развития исследовательских умений на основе рассматриваемого определения. Практическая значимость статьи заключается в представлении научных основ и опыта реализации средств ИКТ в процессе исследовательской деятельности в рамках личностно-центрированного подхода и рассмотрении возможностей развития исследовательских умений студентов педагогического колледжа средствами ИКТ на примере дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Проценко Анна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of students’ research skills by means of ICT

The development of the modern Russian education system, due to the introduction of new educational standards, entails the need to develop high-quality methodological support. The system-activity oriented approach lies in the methodological basis of the FSES for professional education and determines the results of training and education, namely, the development of communicative, cognitive, personal and social aspects. The widespread informatization of society determines the change of values and brings the concept of "self-education" to the fore. Society needs specialists who feel themselves confident in the information environment, who are able to clearly formulate and determine the goals and objectives of professional activity, and plan the stages of their implementation. These skills must be developed by future teachers as well, because employers want to get an employee who is ready and capable of independent research. Thus, the development of research skills of students and the effective organization of research activities become a priority in the Federal State Educational Standard. In this regard, the need is growing to find effective means of developing the research skills of students in institutions of secondary professional education. The aim of our study was to search for effective ICT tools for the development of research skills of teachers’ training college students. To determine the teaching tools, an analysis of foreign and domestic sources was made. In the study, “research skills” are understood as the ability for actions necessary to carry out research work. The results of the study show that ICT tools can be effectively used to develop students' research skills in the process of subject-subject interaction. The theoretical significance of the article lies in determining the component structure of research skills, revealing the position and role of interaction subjects in the educational process, determining aspects of the educational process organization, identifying the characteristics of the research skills development stages based on the definition in question. The practical significance of the article lies in the presentation of the scientific foundations and experience in the implementation of ICT tools in the research process as part of a learner-centered approach and the study of the development of research skills of teachers’ training college students using ICT tools while learning the subject "Computer science and ICT in professional activities".

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 201021 2020, № 03 (март) УДК 378.147

Развитие исследовательских умений студентов

средствами ИКТ

Проценко Анна Игоревна1

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия anndrugandi@mail.ru

Аннотация. Развитие современной российской системы образования, обусловленное введением новых образовательных стандартов, влечет за собой необходимость разработки качественного методического обеспечения. Си-стемно-деятельностный подход лежит в методологической основе ФГОС СПО и определяет результаты обучения и воспитания, а именно развитие коммуникативного, познавательного, личностного и социального аспектов. Повсеместная информатизация общества обусловливает смену ценностей и выводит понятие «самообразование» на первый план. Общество нуждается в специалистах, чувствующих себя уверенно в информационном пространстве, способных четко формулировать и определять цели и задачи профессиональной деятельности, планировать этапы их реализации. Обозначенные умения необходимо развивать и у будущих учителей, так как работодатели желают получить сотрудника готового и способного к самостоятельной исследовательской деятельности. Таким образом, приоритетным в ФГОС СПО становится развитие исследовательских умений обучающихся и эффективная организация исследовательской деятельности. В связи с этим усиливается необходимость поиска эффективных средств развития исследовательских умений обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений. Цель нашего исследования - осуществление поиска эффективных средств ИКТ для развития исследовательских умений обучающихся педагогического колледжа. Для определения педагогического инструментария был проведен анализ зарубежных и отечественных источников. В проводимом исследовании «исследовательские умения» понимаются как способность к действиям, необходимым для выполнения исследовательской деятельности. Результаты исследования показали, что средства ИКТ могут эффективно использоваться для развития исследовательских умений студентов в процессе субъект-субъектного взаимодействия. Теоретическая значимость статьи заключается в определении компонентного состава исследовательских умений, раскрытии позиции и роли субъектов взаимодействия в образовательном процессе, определении аспектов организации учебного процесса, выявлении характеристики этапов развития исследовательских умений на основе рассматриваемого определения. Практическая значимость статьи заключается в представлении научных основ и опыта реализации средств ИКТ в процессе исследовательской деятельности в рамках личностно-центрированного подхода и рассмотрении возможностей развития исследовательских умений студентов педагогического колледжа средствами ИКТ на примере дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности».

Ключевые слова: исследовательские умения, ИКТ, этапы развития исследовательских умений, субъект-субъектное взаимодействие, личностно-центрированный подход, организация исследовательской деятельности, использование средств ИКТ, информатика и ИКТ в профессиональной деятельности.

Поступила в редакцию Received 11.02.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 18.03.20

Принята к публикации Accepted for publication 18.03.20 Опубликована Published 25.03.20

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Проценко Анна Игоревна, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург, Россия

Введение

В настоящее время развивающаяся система среднего профессионального образования все чаще отдает приоритетную роль исследовательской деятельности студентов как компоненту профессиональной подготовки будущего педагога.

Студент, владеющий исследовательскими умениями, имеет возможность эффективно решать педагогические задачи, способен к поиску новых решений, может оптимально организовать процесс обучения.

Современная система образования в основном предлагает репродуктивное усвоение обучающимися значительной части знаний без использования при этом их исследовательского потенциала.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Проблема развития исследовательских умений обучающихся рассматривается как в отечественных, так и в зарубежных работах. Такие ученые, как К. Леммель-Велез и С. А. Гильманов, решая данную проблему, доминирующую позицию в процессе обучения отдают развитию самостоятельности и исследовательским умениям [1, 2]. Педагог-исследователь Л. А. Никитина придерживается позиции, что необходимой является организация учебно-познавательной деятельности обучающихся, которая так или иначе воссоздавала бы условия при исследовательской деятельности [3]. Другого мнения придерживаются Н. А. Ермолина, А. Н. Кононов, которые отмечают необходимость реализации исследовательского метода в рамках личностно-центри-рованного подхода, так как именно включение исследовательской деятельности обучающихся в качестве неотъемлемого элемента процесса обучения позволяет реализовать положения этого подхода [4, 5]. Некоторые исследователи, такие как Н. Н. Чаадаева, предполагают, что возможно развитие исследовательских умений на основе управленческого подхода с ориентацией при этом на теорию проблемного обучения [6]. Педагог-исследователь Б. Х. Рахимов придерживается мнения, что исследовательские умения должны рассматриваться в контексте творческой деятельности [7].

В связи с этим становится актуальным выбор форм, методов и средств развития исследовательских умений студентов в процессе взаимодействия.

К определению «исследовательские умения» существует несколько подходов.

Согласно теоретическим положениям педагогов-исследователей И. В. Непроки-ной, С. А. Некрилова, С. М. Онгельдиевой, исследовательские умения обучающихся в системе «школа - вуз» обеспечивают на разных ступенях оптимальные условия обучающимся для приобретения поисково-практического, личностного опыта [8-10].

В работах Л. В. Шпитко исследовательские умения рассматриваются как возможность реализации системы операций по выполнению определенных действий в процессе исследовательской деятельности, целью которой является получение принципиально новых знаний; а также как сложная система умственных операций и практических действий, направленных на формирование предметных компетенций в процессе исследовательской деятельности [11].

Другую формулировку исследовательским умениям дают исследователи В. И. Мизёва и О. В. Лешер [12]. По их мнению, исследовательские умения формулируются как овладение способами и приемами исследовательской деятельности, которые позволяют обучающимся оперативно решать поставленные задачи на пути к определенной учебной цели.

При определении понятия «исследовательские умения» О. В. Аксенова, И. Г. Булан, Н. О. Ваганова рассматривают их как итог исследовательской деятельности, её результат и описывают умения как готовность к самостоятельному осуществлению исследования [13-15].

Данное мнение разделили В. Г. Гладких, О. В. Ванчинова [16, 17]. В своих работах исследователи определяют исследовательские умения обучающихся как возможность самостоятельного использования методов научного познания, таких как наблюдение, моделирование, эксперимент, реализуемых в профессиональной деятельности.

Такие исследователи, как В. М. Лопаткин, Л. Г. Куликова, О. А. Бокова, определяют целью исследовательской деятельности функциональное формирование исследовательских умений как универсального способа познания действительности через мотивационный аспект студентов к обучению и смещение акцента на личностную позицию в образовательном процессе [18].

Другой позиции придерживаются Б. М. Куршиева, И. Х. Милиев, определяя исследовательские умения как сформированную способность к выполнению исследовательской деятельности [19]. К исследовательским умениям авторы относят: умение работать с научными источниками, умение анализировать, наблюдать, выдвигать гипотезы, проводить эксперимент, обрабатывать полученные результаты, умение использовать известные или осваивать новые методы, приходить к самостоятельным выводам в процессе решения поисковых задач.

В исследованиях И. Съямси исследовательские умения отмечаются как необходимые при трудоустройстве и включают четыре компонента: самообучение, рациональное мышление или когнитивные навыки, социальные навыки или навыки взаимодействия, а также профессиональные компетенции [20].

Наряду с этим в зарубежных исследованиях существуют и другие позиции. Так, А. Шамиси считает управление знаниями одним из наиболее важных педагогических вопросов и отмечает, что имеющиеся знания у будущих педагогов могут считаться полезными лишь в случае, когда они динамичны, активизированы и позволяют пополнять «знаниевый багаж», а также наращивать организационный потенциал и возможности для развития исследовательских умений, так как именно цели управления знаниями включают в себя поиск новых точек зрения при обучении, поиск знаний и приобретение профессиональных компетенций [21].

С точки зрения Э. Де Корта, исследовательские умения должны рассматриваться сквозь призму саморегуляции. Так, исследователь считает, что подготовка будущих учителей должна основываться на обучении саморегулируемой деятельности [22].

В представленном контексте приоритетной задачей подготовки и профессионального развития студентов выступает выбор эффективных стратегий развития навыков саморегуляции с целью реализации следующих этапов: продуманность, структурированность, контроль эффективности, саморефлексия. Результатом их освоения обучающимися выступают также соответствующие учебно-исследовательские навыки: ориентация на задачу, постановка проблемы, планирование, процесса решения задач, мониторинг, оценка результативности, размышления над учебным процессом [22].

Таким образом, под исследовательскими умениями нами понимается способность к действиям, необходимым для выполнения исследовательской деятельности, а исследовательская деятельность предполагает самостоятельный поиск и принятие решений, т. е. способность к работе с источниками, к построению научных гипотез, способность к анализу, обобщению результатов исследования, к формулированию выводов на основе результатов.

Методологическая база исследования

Основой нашего исследования является личностно-центрированный подход к обучению студентов. Сущность данного подхода - в гуманизации образовательного процесса и обучения в системе «группа - обучающийся - педагог», где студент является центром собственного личностного развития, он субъект в процессе обучения. Подобные диалогические субъект-субъектные взаимоотношения являются важнейшим аспектом как в процессе обучения в целом, так и в развитии исследовательских умений в частности. Личностно-центрированный подход базируется на идее о том, что мотивация к обучению и развитию личности исходит от самой личности благодаря потребности в самоактуализации. Данное положение ставит личность в условия самоопределения в образовательном поле и дает возможность для развития исследовательских умений.

Одним из эффективных средств организации исследовательской деятельности и развития исследовательских умений являются ИКТ, их использование в среднем профессиональном образовании подразумевает комплексное преобразование процесса обучения [23].

Информационно-коммуникационные технологии помогают существенно оптимизировать процесс обучения, обеспечивая при этом эффективность, не увеличивая сроки освоения программ, создавая все необходимые условия как для самостоятельной, так и для коллективной продуктивной исследовательской деятельности, развивая поисковую активность студентов и дивергентное мышление, параллельно формируя личностные качества обучающихся.

Следует отметить многообразие способов применения средств ИКТ, направленных на развитие исследовательских умений: компьютерное моделирование, проведение виртуальных экспериментов, овладение новой терминологией. Также информационно-коммуникационные технологии являются эффективным диагностическим средством, так как, получая продукт исследовательской деятельности обучающихся и оценивая его качество, можно сделать вывод об уровне развития исследовательских умений.

Определяя понятие «информационно-коммуникационные технологии», следует отметить, что оно понимается как информационные каналы, программные средства создания, сбора и хранения информации, ее обработки и использования, а также являются основой информационно-коммуникационной среды.

В исследованиях Н. А. Нагиной, В. П. Тихомирова, Н. В. Юдалевич информационно-коммуникационная среда определяется как комплекс условий, позволяющий субъекту с помощью интерактивных средств ИКТ взаимодействовать с информационным ресурсом. А под информационными технологиями авторы понимают программное и аппаратное обеспечение, а также актуальные современные системы обмена информацией [24-26].

Современные исследователи придерживаются мнения, что компьютерные средства качественным образом влияют на процесс обучения и развитие исследовательских умений [27, 28]. Акцентируется внимание на эффективности применения средств ИКТ в процессе развития исследовательских умений, в частности на способность к поисковому мышлению и способность видеть многообразие решений проблемы. Также использование средств ИКТ существенно влияет на мотивационную сферу обучающихся.

Компьютерные технологии дают обучающимся возможность самостоятельно осваивать материал и позволяют наглядно представить результат своего исследования, это

дает основу для рефлексии учащихся. В данном случае информационно-коммуникационные технологии играют важнейшую системообразующую, интегративную роль.

Использование информационных технологий в процессе развития исследовательских умений будущих педагогов является обогащающим фактором, такое положение свидетельствует о гуманистическом характере процесса [29, 30].

Благодаря своим функциональным особенностям современное аппаратное обеспечение обладает уникальными возможностями применения в разнообразных дисциплинах и является основой для создания новых информационных технологий.

Приведем пример возможностей использования современного аппаратного обеспечения:

- для активизации учебного процесса и повышения мотивационной активности;

- повышения наглядности дидактического материала;

- переведения обучения на интерактивный уровень.

Последнее положение говорит о возможности смещения акцента с пассивного обучения на активное, то есть о возможности перехода к практике, что повышает мо-тивационную сферу студентов, стимулирует их поисковую активность и позволяет эффективно организовать исследовательскую деятельность.

Это далеко не все возможности использования ИКТ как средства развития исследовательских умений студентов педагогического колледжа.

На данный момент информационно-коммуникационные технологии имеют прочную связь с интерактивным, дистанционным обучением, глобальной сетью Интернет, электронными образовательными ресурсами, смарт-технологиями. Это позволяет субъектам образовательного процесса вступать в диалог, во взаимодействие.

Уровень развития современных информационно-коммуникативных технологий позволяет добиваться интерактивных и смарт-свойств повсеместно. Появляется возможность моментальной коммуникации. Информационное пространство становится неотъемлемой частью образования и повседневной жизни обучающегося.

Анализируя технологические возможности в сфере образования, можно отметить смарт-доски, смарт-учебники, смарт-проекторы, а также планшеты, робототехнику, системы тестирования и интерактивный стол, программное обеспечение, имеющее образовательный, интерактивный и коммуникативный характер.

В условиях динамичного развития технологий и информационной среды интерактивные и смарт-технологии становятся актуальными, в том числе и в качестве средства развития исследовательских умений обучающихся.

С появлением новых интерактивных средств ИКТ их влияние на образовательный процесс выросло, так же как и их методический потенциал.

Интерактивные средства обучения способствуют созданию активной образовательной среды, высокой продуктивности процесса познания и позволяют обеспечить субъект-субъектное взаимодействие как обучающегося и преподавателя, так и обучающегося и группы студентов.

Результаты исследования

В учебной дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» доминирующим является изучение закономерностей протекания информационных процессов. Развитие таких исследовательских умений, как умение эффективно осуществлять поиск информации, опираясь на различные достоверные источники;

умение структурировать данные, использовать методы научного исследования; умение определять понятия, оперировать ими, классифицировать; умение видеть вариативность решений поставленной проблемы; умение анализировать информацию и на основе анализа делать выводы; умение презентовать свою исследовательскую работу, позволит обучающимся справиться с требованиями к освоению дисциплины.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в рамках дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» приоритетными определяет следующие цели: развитие коммуникативных навыков, развитие исследовательских умений, развитие поискового мышления, формирование умения определять круг проблем, формирование умения использовать полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности.

Применение ИКТ в педагогическом колледже способствует решению следующих задач:

1. Изменение учебного пространства, возможность дистанционно осуществлять работу, в том числе и исследовательскую деятельность (Sococo/ Skype/ Idass).

2. Индивидуализация процесса обучения, возможность дифференцировать как сам учебный материал, так и его содержание, градация сложности, а также наглядности обучения (RoundMe, ThingLink, Genial.ly).

3. Возможность удаленной подготовки к олимпиадам, конкурсам, конференциям.

4. Мониторинг и контроль знаний обучающихся (Miraxtest/ learningApps).

Таким образом, можно отметить, что существующий опыт применения средств

ИКТ дает положительный результат для развития исследовательских умений студентов. Использование информационно-коммуникативных технологий в исследовательской деятельности обучающихся способствует развитию дивергентного мышления, поиску альтернативных подходов к решению поставленных задач, работе с информацией на качественно новом уровне.

Развитие исследовательских умений студентов следует осуществлять поэтапно. На основе изученной психолого-педагогической литературы мы выделяем мотиваци-онно-подготовительный, демонстрационно-рефлексивный этапы. Основным «стержнем» исследовательской деятельности мы видим взаимодействие в системе «обучающийся - педагог - группа».

На первом репродуктивном этапе развития исследовательских умений перед обучающимися ставится исследовательская задача или формулируется проблема. В рамках изучаемой дисциплины даются задания, направленные на поиск и анализ учебно-методической литературы, составление индивидуального или группового ответа по изучаемому материалу. На данном этапе эффективным будет использование электронных библиотечных систем, файлхостингов, а также средств дистанционного взаимодействия ^куре, Sococo/ GoogleServices), которые позволяют быстро обмениваться учебной информацией в микрогруппе. Немаловажным будет использование сервисов составления библиографических ссылок. Результатом такой деятельности становится развитие таких основных исследовательских умений, как умение определить проблему исследования, способность осознать цель исследования, а также умение находить первоисточники и работать с ними как самостоятельно, так и во взаимодействии с группой. Данное положение позволяет уже на первом этапе развития исследовательских умений будущих педагогов включить их в систему субъект-субъектного взаимодействия.

Продуктивный этап предполагает развитие у студентов умения формулировать проблему, определять противоречия, цели, задачи, объект и предмет исследования. Деятельность педагога на данном этапе заключается в индивидуальном консультировании

либо помощи в работе микрогрупп. Педагогом предлагаются задания по постановке целей и задач, задания по планированию, предлагается определить рабочую гипотезу. Обучающиеся на основе выявленной проблемы ставят цели и задачи, обсуждают пути их решения. Деятельность на данном этапе, помимо гностических умений, способствует развитию таких умений, как умение планировать ход научной исследовательской деятельности, умение в соответствии с целью и задачами осуществлять подбор методов исследования, выдвижения и формулировки исходной гипотезы. Субъектность взаимодействия сохраняется за счет постоянного межличностного контакта как педагога с обучающимися, так и обучающихся между собой. Студенты обсуждают общие цели, оценивают выдвинутые гипотезы. Среди возможных к использованию на данном этапе средств ИКТ можно отметить интерактивное аппаратное обеспечение, такое как смарт-доска; использование мультимедиатехнологий (PowerPoint, LearningApps), что позволит обеспечить групповое обсуждение и наглядность принятых решений.

На креативном этапе акцентируется внимание на развитии следующих исследовательских умений обучающихся: умение представить и защитить свою исследовательскую работу или работу в группе, доказать выдвинутую гипотезу, представить эффективное решение проблемы, умение делать выводы. Педагог на данном этапе осуществляет контроль рефлексивных умений студентов. Обучающиеся, в свою очередь, осуществляют рефлексию, фокусируясь на осознании проделанной работы на каждом этапе, анализе недочетов в ходе исследования и путей их устранения, на соотнесении полученных результатов с запланированными. Субъект-субъектное взаимодействие реализуется за счет того, что каждый обучающийся или микрогруппа защищают свое мнение, приводят в его защиту аргументы, доказательства, пользуются при этом приобретенными знаниями; обучающиеся задают вопросы, с их помощью углубляются в процесс познания, делятся своими знаниями с группой в целом [31-33]. Уместным и эффективным будет использование на данном этапе следующих средств ИКТ: интерактивное и мультимедийное аппаратное и программное обеспечение, сервисы для создания интерактивной наглядности, интерактивных плакатов и презентаций (SmartlearningSuite, Genial.ly, RoundMe, ThingLink); для мониторинга и контроля знаний возможно использование программ профессионального тестирования или опросников, размещенных в сети Интернет (MiraxTest, GoogleForms).

Для нашего исследования особое значение имеет реализация личностно-центриро-ванного подхода, так как через взаимодействие реализуется диалог полноправных субъектов процесса обучения. Обучающийся как субъект имеет возможность самостоятельно выбрать путь своего развития, оценить результаты своей деятельности и сделать выводы. Субъект-субъектное взаимодействие осуществляется на каждом этапе, педагог в процессе исследовательской деятельности студентов непрерывно поддерживает мотивационную и познавательную активность обучающихся, консультирует и направляет, побуждает находить разные варианты решения задач. Студенты помогают одногруппникам, советуются, делятся мнениями, распределяют обязанности в ходе работы. Эффективное развитие исследовательских умений студентов решается оптимальной организацией педагогического общения, одним из решений является личностно-центрированный подход.

Таким образом, использование ИКТ-средств в рамках межличностного взаимодействия способствует более эффективному развитию исследовательских умений будущих педагогов.

Приведем пример проведения занятия по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» для студентов педагогических специальностей по

теме «Компьютерная графика» на репродуктивном этапе развития исследовательских умений (см. таблицу). Процесс изучения темы разделим на этапы: мотивационно-под-готовительный, деятельностный, демонстрационный, рефлексивный.

На мотивационно-подготовительном этапе в процессе беседы с педагогом определяется уровень мотивации студентов к исследовательской деятельности. Обучающимися ставится цель исследования в рамках изучаемой темы: собрать сведения о компьютерной графике, ее видах, о графических редакторах, областях применения, плюсах и минусах использования отдельных видов компьютерной графики. Педагог дает рекомендации по подбору источников информации.

Далее происходит формирование малых групп по четыре человека. В каждой подгруппе назначается организатор, который, выполняя роль, курирует всю деятельность доверенной группы в процессе всего учебного занятия. Распределяются задачи между субъектами для эффективного и менее затратного по времени выполнения задания. Таким образом, весь объем задания делится между участниками подгруппы и все студенты несут ответственность за выполнение своей части работы.

Таким образом, уже на организационно-подготовительном этапе занятия можно наблюдать элементы субъект-субъектного взаимодействия.

Содержание деятельностного этапа изучения включало задание, предполагающее самостоятельное нахождение информации по одному из видов компьютерной графики, и задание проанализировать все достоинства и недостатки данного вида, а также определить область применения. Результатом выполнения работы должна была стать мультимедиапрезентация с ее последующей защитой. Обучающиеся, пользуясь электронными библиотечными системами, собрали необходимую информацию и составили план ответа. На основе плана студентами были сделаны презентационные материалы с использованием сервиса Genial.ly и программ подготовки мультимедиа- и интерактивных презентаций PowerPoint и SmartNotebook.

Демонстрационный этап предполагал защиту результатов, в ходе которой каждая из подгрупп акцентировала внимание на важной, по их мнению, информации, и предлагала сделать соответствующие пометки остальным участникам учебного процесса, так как одной из задач, поставленной в начале урока, было «научить» своих одногруппников тому, что они усвоили в процессе исследования. При защите результатов исследования студенты использовали интерактивную доску и программное обеспечение SmartNotebook.

На рефлексивном этапе происходило оценивание проделанной работы по следующей системе: после защиты каждой мультимедиапрезентации педагог проводил блиц-опрос со слушателями, после чего и слушатели, и отвечающие в ходе небольшой беседы и обсуждения выполненной работы самостоятельно проводили оценивание.

Рефлексия проводилась средствами электронного образовательного ресурса Learn-ingApps. Используя сеть Интернет, обучающиеся прошли по предложенной преподавателем ссылке, где в приложении «Доска объявлений» в интерактивной форме им было предложено оставить сообщение с оценкой занятия или личными впечатлениями о проделанной работе. Фрагмент технологической карты занятия представлен в таблице.

Приведенный вариант занятия по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» является одним из структурных элементов технологии развития исследовательских умений у студентов педагогического колледжа.

Фрагмент технологической карты урока с использованием интерактивных методов и средств обучения

Тема урока Тема 3.1. Компьютерная графика. Технология обработки векторных и растровых изображений

Ф. И. О. преподавателя Проценко Анна Игоревна

Цель урока Формирование представления о компьютерной графике и технологии обработки графической информации

Студент должен

Знать Уметь

Основные понятия по теме, общие сведения о компьютерной графике, ее видах, графических редакторах Оперировать основными понятиями по теме

Формируемые компетенции (или их элементы) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Средства обучения, оборудование Лекционный материал, ИКТ, ТСО, сетевые интернет-ресурсы

Вид учебного занятия Те оретическое

Применяемые технологии Информационные технологии, интерактивные методы

СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП Организационный момент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность преподавателя Взаимное приветствие, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния класса и готовности учащихся к уроку, организация внимания. Сообщение задания и условий его выполнения

Деятельность студентов Взаимное приветствие, включение в деловой ритм, установка внимания. Формирование малых групп и распределение обязанностей и области ответственности

ЭТАП Изучение новых знаний

Деятельность преподавателя Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, добиться усвоения способов, путей, средств получения знаний, оперирования ими. Помощь при затруднении в ходе работы над информацией

Деятельность студентов Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Создание единого плана выступления и подготовка сопровождения в виде презентации

ЭТАП Закрепление изученного материала

Деятельность преподавателя Блиц-опрос слушателей

Деятельность студентов Защита выполненной работы с мультимедийным сопровождением

ЭТАП Рефлексия

Деятельность преподавателя Совместное обсуждение и оценивание работ. Предлагает обучающимся оценить свою работу с помощью ресурса LearnmgApps

Деятельность студентов Совместное обсуждение и оценивание. Рефлексия с помощью ресурса Learn-ingApps

Заключение

Таким образом, опыт практического применения представленной технологии позволил нам выявить эффективные ИКТ-средства для развития исследовательских умений обучающихся и определить, что изучение дисциплины с использованием средств ИКТ в процессе субъект-субъектного взаимодействия способствует развитию у студентов педагогического колледжа исследовательских умений, активизирует творческий, исследовательский потенциал обучающихся, способствует проявлению и сохранению субъектности студентов в процессе собственного исследования.

Технологическая карта, основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической практической деятельности.

Ссылки на источники

1. Lemmel-Velez K., Rivero-Mejia S. E., Ocampo-Quintero C. A. Experiences of the SICAP Research Seeding in the Development of Soft Skills // Lecture notes in computer science. - Springer-Verlag GmbH, 2018. - 10925 LNCS. -P. 446-460.

2. Гильманов С. А. О факторах затруднений освоения исследовательских умений будущими педагогами-психологами // Вестник ЮГУ. - 2017. - № 1-1 (44). - C. 35-42.

3. Никитина Л. А. Формирование исследовательских умений у будущих учителей в методической организации ситуаций совместной деятельности на уроке // Вестник ТГПУ. - 2015. - № 8 (161). - С. 60-64.

4. Ермолина Н. А. Современные теоретические представления об управлении учебным взаимодействием учителя и ученика // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований: материалы Меж-дунар. (заоч.) науч.-практ. конф. - Нефтекамск, 2017. - С. 739-743.

5. Кононов А. Н. Влияние личности учителя на процесс формирования личности ученика, трудности и задачи взаимодействия // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2017. - С. 95-96.

6. Чаадаева Н. Н., Кондрашова И. Н., Кондыкова Н. Н. Учебная практика как форма развития первичных профессиональных и научно-исследовательских умений и навыков студентов бакалавриата по естественнонаучным направлениям подготовки // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2018. - № 3 (80). - С. 426-429.

7. Рахимов Б. Х. Важнейшая задача современного образования - воспитание творческой личности // Достижения науки и образования. - 2018. - № 7 (29). - С. 78-80.

8. Непрокина И. В. К вопросу о формировании поисково-исследовательских умений у обучающихся в педагогическом пространстве «Школа - вуз» // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 5. -С. 94-96.

9. Nekrylov S. A. Russian and international scientific and educational contacts among professors and teachers as a form of organization for scientific work and the improvement of the teaching and research skills (based on the example of Tomsk State University) // History of Medicine. - 2014. - Vol. 3. - P. 78-84.

10. Ongeldieva S. M. Formation of research competence of students of pedagogical specialties // International scientific review. - 2015. - Vol. 3 (4). - P. 69-73.

11. Шпитко Л. В., Егорова М. И. Современная проектно-исследовательская деятельность как одна из эффективных инновационных форм взаимодействия учителя-предметника, учеников и родителей // Информатика: проблемы, методология, технологии: сб. материалов XVII междунар. науч.-метод. конф. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2017. - С. 387-390.

12. Мизёва В. И., Лешер О. В. Формирование исследовательских умений у студентов технического вуза на основе метапредметного подхода // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 584. - C. 171-173.

13. Аксенова О. В., Бодряков В. Ю. Натуральный эксперимент с применением средств информационно-коммуникационных технологий и мобильных устройств как инструмент формирования исследовательских умений студентов // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2018. - № 4. - С. 363-372.

14. Булан И. Г. Критериально-диагностический инструментарий оценивания сформированности проектно-ис-следовательских умений студентов среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2018. - № 2 (30). - С. 149-155.

15. Ваганова Н. О., Лопаткин В. М. Научно-исследовательская работа студентов в организациях среднего профессионального образования // Образование и наука. - 2016. - № 5 (134). - С. 55-67.

16. Гладких В. Г., Ванчинова О. В. Педагогические условия формирования исследовательских умений будущих специалистов сестринского дела // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 2. -С. 23-27.

17. Гладких В. Г. Целевые доминанты интерактивной технологии формирования практической готовности бакалавра профессионального обучения // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. -№ 3 (221). - С. 21-27.

18. Лопаткин В. М., Куликова Л. Г., Бокова О. А. Современные подходы к пониманию научно-исследовательской деятельности студентов, магистрантов и аспирантов // Вестник алтайской науки. - 2015. - № 1 (23). - С. 508-513.

19. Куршиева Б. М., Милиев И. Х. Развитие исследовательских умений учащихся в учебной деятельности // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). - С. 223-224.

20. Syamsi I. Preparation for vocational life-skills education model implementation for school dropouts // ИТС. - 2019. - № 3 (96). - P. 366-278.

21. Shamsi A. Relationship between Knowledge Management and Managerial Skills: The Role of Creative Thinking // Форсайт. - 2017. - Vol. 11 (4). - P. 44-51.

22. De Corte E. Learning Design: Creating Powerful Learning Environments for Self- Regulation Skills // Вопросы образования. - 2019. - № 4. - С. 30-46.

23. Панасюк К. А. Формирование научно-исследовательских умений: эффективные подходы // АНИ: педагогика и психология. - 2016. - № 4 (17). - С. 184-187.

24. Нагина Н. А. Педагогическая лаборатория «сетевое взаимодействие в ОУ: учителя-ученики-родители // Информатика: проблемы, методология, технологии: материалы XVI Междунар. науч.-метод. конф. - Воронеж, 2016. - С. 429-431.

25. Тихомиров В. П., Днепровская Н. В. Смарт-образование как основная парадигма развития информационного общества // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2015. - № 11. - С. 9-13.

26. Юдалевич Н. В. Тенденции развития современных средств интерактивного взаимодействия в образовательном процессе // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2017. - № 2 (7). - С. 131-134.

27. Днепровская Н. В. Янковская Н. В., Шевцова И. В. Понятийные основы концепции смарт-образования // Открытое образование. - 2015. - № 6. - С. 43-51.

28. Еремина И. И., Макусева Т. Г. Серверная компонента информационной образовательной среды вуза на платформе LMS Moodle как основа управления интерактивным взаимодействием студентов // Вестник Казанского технологического университета. - 2015. - № 6. - С. 216-220.

29. Глазунова Е. А. Современные подходы к оцениванию взаимодействия учителя и ученика на уроке // Реализация ФГОС начального общего образования в современных условиях: инновационные практики, проблемы, перспективы: Материалы XV регион. науч.-практ. конф. - Ростов н/Д.: Южный федеральный университет, 2017. - С. 122-128.

30. Горшкова В. В., Пузына Н. В. Интерактивное взаимодействие учителя и ученика как сотворение нового опыта // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2016. - № 2 (7). - С. 21-23.

31. Проценко А. И. К проблеме развития исследовательских умений студентов педагогического колледжа // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. - Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2019. - С. 5060-5064.

32. Проценко А. И. Проблема взаимодействия «учитель-ученик» как фактор формирования учебно-исследовательских умений учащихся // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. - Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2018. - С. 4262-4265.

33. Проценко А. И. Сущностные характеристики понятия взаимодействия субъектов // Вестник ОГУ. - 2018. -№ 5 (217). - С. 66-72.

Anna I. Protsenko,

Postgraduate Student, General and Professional Pedagogy Chair, Orenburg State University, Orenburg anndrugandi@mail.ru

Development of students' research skills by means of ICT

Abstract. The development of the modern Russian education system, due to the introduction of new educational standards, entails the need to develop high-quality methodological support. The system-activity oriented approach lies in the methodological basis of the FSES for professional education and determines the results of training and education, namely, the development of communicative, cognitive, personal and social aspects. The widespread informatization of society determines the change of values and brings the concept of "self-education" to the fore. Society needs specialists who feel themselves confident in the information environment, who are able to clearly formulate and determine the goals and objectives of professional activity, and plan the stages of their implementation. These skills must be developed by future teachers as well, because employers want to get an employee who is ready and capable of independent research. Thus, the development of research skills of students and the effective organization of research activities become a priority in the

Federal State Educational Standard. In this regard, the need is growing to find effective means of developing the research skills of students in institutions of secondary professional education. The aim of our study was to search for effective ICT tools for the development of research skills of teachers' training college students. To determine the teaching tools, an analysis of foreign and domestic sources was made. In the study, "research skills" are understood as the ability for actions necessary to carry out research work. The results of the study show that ICT tools can be effectively used to develop students' research skills in the process of subject-subject interaction. The theoretical significance of the article lies in determining the component structure of research skills, revealing the position and role of interaction subjects in the educational process, determining aspects of the educational process organization, identifying the characteristics of the research skills development stages based on the definition in question. The practical significance of the article lies in the presentation of the scientific foundations and experience in the implementation of ICT tools in the research process as part of a learner-centered approach and the study of the development of research skills of teachers' training college students using ICT tools while learning the subject "Computer science and ICT in professional activities".

Key words: research skills, ICT, stages of research skills development, subject-subject interaction, learner-centered approach, organization of research activities, ICT tools use, computer science and ICT in professional activities.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:

Проценко А. И. Развитие исследовательских умений студентов средствами ИКТ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). -С. 57-68. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201021.htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2020-11021

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Проценко А. И., 2020

ISSN nt'-'XlX

Ф У? iIJB4

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.