Литература
1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы: пособие. М.: SvR-Аргус, 1994. 207 с.
2. Нагорский Н.В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика.- 2005.- № 5. - С. 27-34
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МОЛОДЕЖИ - ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Маркова Н.Г., д-р пед. наук, доцент Нижнекамский муниципальный институт г. Нижнекамск, Россия
Главным в развитии межнациональных отношений и в целом человечества был и остается диалог культур. Взаимодействие культур, их диалог - это та благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений.
Dialogue of cultures has always been and still remains the most important factor in the development of international relations and mankind on the whole. Interaction of cultures, or their dialogue, is the favorable ground for the development of international, interethnic relations.
Главная задача российской образовательной политики - создание оптимальных условий для организации осмысления значимости подготовки молодежи к трудовой деятельности; обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности. Важно, чтобы молодые люди были готовы к изменениям извне, при этом проявляли гибкость, конфликтоустойчивость и руководствовались в своих действиях нравственными принципами. Для того, чтобы они стали ориентиром, их жизненной установкой, молодежь надо целенаправленно приобщать к ценностям, формировать у них систему ценностных ориентаций.
Обращенность современного общества к человеку, его культуре и духовному миру ставится доминантой цивилизованного развития. В образовании должна происходить ориентация на нравственное и творческое развитие будущего специалиста. Для продуктивного взаимодействия каждому необходимо знать общие правила общения, которых целесообразно придерживаться при ведении бесед в деловой или неформальной обстановке. Залог успешного общения обуславливается компетентностью, тактичностью и доброжелательностью его участников.
Перед высшим образованием встает комплекс проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений у студентов в поликультурном образовательном пространстве. Среди них - развитие аксиологических установок личности посредством обогащения сознания личности национально-специфическими ценностями разных культур, этнопедагогическое просвещение молодежи с целью расширения и углубления её этнокультурных представлений; формирование мировоззрения, толерантности, интеллекта межнациональных взаимоотношений, предполагающих гармонию межкультурного взаимодействия студентов. В настоящее время ситуация усугубляется тем, что низкая культура межнациональных отношений студентов препятствует конструктивности межкультурного диалога, влияет на проявление толерантности в межнациональных отношениях. Причинами подобной ситуации являются наличие таких деструктивных элементов в межнациональных взаимодействиях, как нетерпи-
мость к чужому мнению, эгоизм, внутренняя неприязнь, амбициозность, категоричность суждений, неспособность идти на компромисс, отсутствие здравого смысла, наличие национальных предрассудков, недопонимание реальных процессов, происходящих в обществе, мире, отсутствие у студентов культуры понимания и культуры восприятия различий, утрата правильности восприятия себя (концепция «Я») и других (концепция «Они»), культуроцентризм. Эти причины могут быть устранены в педагогическом процессе, где системообразующим фактором является цель формирования культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза, содействие межкультурному взаимопониманию обучающихся. Эффективность педагогического процесса обусловлена готовностью и способностью преподавателей приобщать студентов к культурам, языкам через понимание ценностей и особенностей национальных культур, диалоговое взаимодействие, где учет поликультурности должен стать педагогическим приоритетом. Его соблюдение является залогом выхода из кризиса межнациональных отношений, основой формирования умений жить в мире с другими и обеспечения безопасности.
Безопасность - сложное социальное явление, многоплановое и многогранное в своих структурных составляющих и проявлениях, отражающее противоречивые интересы в отношениях различных социальных субъектов. Безопасность создает необходимые условия и предпосылки для созидательной деятельности всех людей, улучшения их благосостояния и увеличения общественного богатства России. Поэтому высшая школа должна готовить как высококвалифицированных специалистов, так и культурных, интеллектуально развитых, духовно богатых людей, грамотно работающих с проблемами и умеющих искать и находить пути их решения, характеризующихся эмоциональной стабильностью, самостоятельностью, ответственностью, уверенностью в себе, а также гибкостью и критичностью мышления. Люди по разному стремятся обеспечить свою безопасность, некоторые их них стремятся обеспечить свою за счет других, либо не считаются с интересами безопасности иных людей, групп, народов. Поэтому важно в образовательном процесс формировать у студентов адекватную социальную позицию, межкультурную компетентность, толерантность и другие значимые личностные качества.
Сущность межнациональных отношений разными специалистами трактуется примерно одинаково. Г.Т. Тавадов определяет межнациональные отношения как «... отношения, складывающиеся между нациями в ходе их взаимодействия, а также между представителями наций на личностном уровне в рамках многонационального государства» [1]. М.С. Джунусов отмечает, что в научном, концептуальном понимании межнациональными являются только отношения, возникающие «. по поводу самоутверждения каждой национальности в отдельности, сохранения, обогащения национальных ценностей, создания условий и возможностей для дальнейшего воспроизводства этой национальности» [2]. Аналогичного понимания придерживается Р.А. Кертанов: «Межнациональные отношения - это отношения между различными нациями (этническим группами) в различных сферах жизнедеятельности и на различных уровнях взаимосвязей - от национально-личностных до государственных.» [3]. Несомненно, только при диалоге культур, при взаимодействии и взаимопонимании возможно ослабление и межнациональных конфликтов, способствует формированию национального самосохранения и эффективному развитию традиционных культур. Межнациональные отношения требуют от людей компетентности, что и наука, той же изобретательности и воображения, что и искусство, того же профессионализма и творческого подхода, что и сфера человеческого духа. Межнациональные отношения требуют как четкого осознания собственных, государственных интересов, так и учет интересов противоположной стороны. 76
Литература
1. Тавадов, Г.Т. Этнология. Словарь-справочник / Г.Т. Тавадов. - М., 1998. - С.
201.
2. Джунусов, М.С. Национализм : словарь-справочник / М.С. Джунусов. - М. : Славянский диалог, 1998. - С. 178.
3. Кертанов, Р.А. Межнациональные отношения в массовом сознании реформирующегося общества. Автореф. дисс. . канд. полит. наук / Р.А. Кертанов. - М., 2000. -С. 14.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК СФЕРА ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Мисан Л.Н.
МОУДОД Станция детского и юношеского туризма и экскурсий г-к Анапа, Россия
Статья посвящена дополнительному образованию детей как сфере формирования жизнестойкости подрастающего поколения. Анализируя социологические исследования, автор показывает роль дополнительного образования детей в развитии жизненных сил человека. Автор полагает, что дополнительное образование детей способно решать многие задачи, направленные на формирование жизненных установок личности, создание жизненного пространства социального субъекта, гуманизацию школьной жизни ребенка.
The article is devoted to the out of school the education of children as the sphere of formation of vitality of the younger generation. Analyzing the case studies the author shows the role of supplementary education for children in the development of human vitality. The author believes that the out of school education of children is able to solve many of the tasks aimed at the formation of attitudes ofpersonality, creation of living space of a social subject, humanizing school child's life.
Изменение в последнее десятилетие общественных потребностей, уровня развития людей и их индивидуальных запросов повлекло трансформацию всех аспектов функционирования системы образования в целом. Возникла необходимость построения такой системы образования, которая позволила бы каждому человеку обучаться и совершенствоваться в течение всей жизни. Эта система получила название непрерывной [1]. В структуре непрерывного образования дополнительное образование детей выполняет свои вполне определенные функции в развитии жизненных сил человека, направленные на максимальный учет индивидуальности личности и предоставления ей большей свободы выбора [2].
Дополнительное образование - особая сфера, в которой акцент делается не только и не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей, формирование жизнестойкости подрастающего поколения. Специфика такого образования состоит в том, что образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования строится в русле парадигмы личностно-ориентированного образования, где ребенок может реализовать свое личностное право на свободный выбор цели, сформировать способность к позитивному целеполаганию, осознанию целей своего жизненного предназначения. Именно свобода выбора ребенка есть существенный отличительный признак дополнительного образования. Вот почему в самом широком смысле слова допол-