возможность для более продуктивных действий в процессе осуществления диалога культур, в нем формируется уверенность в готовности успешно осуществлять поликультурное взаимодействие.
Полноценное использование лич-ностно развивающего потенциала билингвального обучения создает прочную основу для формирования человека, отличающегося не только практическим владением иностранным языком, но и высокой степенью развитости морально-эстетических ценностей. Результатом этого является личность, способная принимать активное участие в социально-экономическом и культурном развитии общества, а также полноценно включаться в интегративные процессы, происходящие в современном мире.
Литература:
1. Вишневская Г.М. Билингвизм и его аспекты: Учеб. пособие.— Иваново: Ива-
новский государственный университет,
1997.- 11 с.
2. Гальскова Н.Д., Коряковцева Н.Ф., Мусницкая Е.В., Нечаев Н.Н. Обучение на билингвальной основе как компонент углубленного языкового образования // Иностранные языки в школе.- 2003.-№ 2.- 12-16 с.
3. Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию: Учеб. пособие.- Волгоград: Перемена, 2003.- 399 с.
4. Миньяр-Белоручев Р.К. Механизм билингвизма и проблема родного языка при обучении иностранному // Иностранные языки в школе.- 1991.- № 5.15-16 с.
5. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность.- Л., 1974.- 354 с.
6. Tony Dudley-Evans. Development in English for Specific Purposes/ Tony Dudley-Evans and Maggie Jo St. John.-Cambridge: Cambridge University Press,
1998.- P. 143.
7. Huthchinson T. English for Specific Purposes / T. Huthchinson and A. Waters.- Cambridge University Press, 1987.-P. 245.
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
Н.Г. Маркова, кандидат педагогических наук, доцент Нижнекамского муниципального института, г. Нижнекамск
Ключевые слова: межнациональное обучение, принцип инкультурации, этнопреемственность поколений, межкультурная компетентность.
Проблема формирования культуры межнациональных отношений — это не только национально-региональная проблема, а всемирная, глобальная, общечеловеческая проблема. В этой связи Г.Н. Волков пишет: «Традиционная педагогическая культура есть сфера самопознания и взаимного познания, самоуважения и взаимного
60
уважения. Благополучие мирового человеческого сообщества зависит от духовно-нравственного и физического здоровья каждого этноса, в том числе и состоящего из нескольких десятков готовящихся уходить из истории представителей, ибо если безнадежно махнуть рукой на продолжающиеся этнические трагедии, катастрофа
может настигнуть любого и каждого из нас... Новый мир — это мир солидарных народов. Это мир диалога и сотрудничества народных культур».
П.Н. Груздев подчеркивает, что «человек воспитывается в течение всей своей жизни, начиная с колыбели. Даже в зрелые годы он воспитывается и перевоспитывается. Воспитываются не только отдельные люди, но и коллективы людей. Как коллективы людей воспитывают отдельных людей, так и отдельные люди воспитывают коллективы. Человек, воспитывая других, сам в какой то мере воспитывается...» [8, с. 5].
Основу культуры межнационального общения составляют национальные и общечеловеческие ценности, именно они определяют поведение человека, позволяют оценивать ему свои поступки, действия и, конечно, поведение людей других культур с точки зрения их определенных представлений и выбирать конструктивные способы межнационального общения.
З.Т. Гасанов под воспитанием культуры межнационального общения понимает «организованный, целенаправленный процесс, который включает в себя:
1) сообщение индивиду или группе знаний о человеческом сообществе, о народах, расах и религиях мира, основных правах и свободах человека; о Российской Федерации — родине населяющих ее народов, общности их жизненных интересов, российском гражданстве и свободе совести;
2) организацию эмоционального переживания сообщаемых знаний, превращение их во взгляды и личные убеждения:
а) воспитание национального, общенационального (республикан-
ского, регионального), российского (гражданско-патриотического) и общечеловеческого чувства;
б) формирование национального, общенационального (республиканского, регионального), российского (гражданско-патриотического) и общечеловеческого чувства;
3) организацию позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций и рас, представителями различных конфессий, этнических и языковых групп; воспитание умений и навыков преодоления личностнопсихологических барьеров в межнациональном общении, конфликтной ситуации;
4) формирование высоконравственной мотивации поступков и поведения учащихся в процессе их общения с людьми различных национальностей, рас, конфессий» [7,
с. 226]. ф
Культура межнационального общения надстраивается над национальными культурами и служит связующим звеном между ними, поэтому она призвана регулировать отношения между нациями и их представителями. Педагогическая задача формирования культуры межнационального общения у студенческой молодежи превращается в задачу формирования у нее внутренней психологической готовности и формирования устойчивых навыков соблюдения принципа равенства наций и национальных культур в различных сферах и ситуациях межнационального взаимодействия.
Исходя из результатов исследования культуры межнационального общения, сложившейся в России, в том числе и в Татарстане, ее нельзя назвать достаточно высокой. Сущность межнациональных отношений разны-
61
ми специалистами трактуется примерно одинаково. Г.Т. Тавадов определяет межнациональные отношения как «. отношения, складывающиеся между нациями в ходе их взаимодействия, а также между представителями наций на личностном уровне в рамках многонационального государства» [23, с. 201].
Люди, вступая в общение во всех сложных общественных формациях, не сознают того, какие общественные отношения при этом складываются и по каким законам они развиваются и т.д. Отсюда следует вывод, важнейший для всех общественных наук, в первую очередь, для педагогики. Из того, что люди вступают в общение как сознательные существа, никоим образом не следует, чтобы общественное сознание было тождественно общественному бытию. Эта сторона общения исследована в работах Б.Д. Парыгина, Б.Ф. Поршнева, А.И. Пригожина и др.
Мы разделяем мнение С.Л. Рубинштейна и А.А. Леонтьева, которые утверждают, что всякая личность, как субъект деятельности, формируется в процессе деятельности и в общении с другими людьми [12]. В межнациональных отношениях существенную роль играет этнопсихологическая общность партнеров, она укрепляет их контакты, приводит к развитию взаимосвязей между ними, способствует преобразованию их личных отношений и действий в совместные. Существенными мотивами в межнациональных отношениях являются: установки, потребности, интересы, отношения, цели взаимодействия, которые определяют перспективные направления их взаимодействия.
Межнациональное взаимодействие требует проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности, толерантности, гибкости, дипломатии, ассертивности, синтонности, меж-культурной компетентности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности, мировоззрение. Продуктивная совместная деятельность развивает постепенно активное сотрудничество, которое находит все большее выражение в эффективном решении проблемы путем соединения взаимных усилий партнеров.
Наша работа со студентами по формированию культуры межнациональных отношений строилась на основе интеграции содержания вузовских дисциплин, где интеграция понимается нами как более глубокая форма их взаимосвязи. Термин «интегральная технология» введен В.В. Гузеевым, который считает, что этому названию могла бы соответствовать технология, представляющая собой сплав четырех наиболее перспективных, по его мнению, направлений: укрупнение дидактических единиц, планирование результатов обучения, психологизация образовательного процесса и компьютеризация [9]. Содержание учебных материалов определяется необходимостью обеспечить основу для развития способности воспринимать, видеть, чувствовать, слышать, сопоставлять, сравнивать явления и факты различных культур, давать соответствующие определения, идентифицировать понятия, общаться, вести конструктивный диалог.
В процессе формирования культуры межнационального взаимодействия
62
интеграция предполагает использование активных методов преподавания в учебном процессе, где при отборе методов важно, чтобы они отвечали трем основным требованиям: валидности, т.е. были бы обоснованы; устойчивости, т.е. могли бы воспроизводиться; репрезентативности. Методы проблемного обучения предполагают наряду с восприятием и воспроизведением учебной информации решение специальных задач — проблем, которые подобраны в системе и в соответствии с поставленной целью. Технология проблемного обучения активизирует мыслительную деятельность студентов, развивает их творческие способности, умение анализировать, обобщать, классифицировать, находить оптимальные решения в проблемных межкультурных ситуациях.
В практике нашей работы на базе Нижнекамского муниципального института при решении задач по воспитанию культуры межнациональных отношений у студентов высших учебных заведений берутся за основу следующие принципы: политолерантность, инкультурация, аккультурация, полиидентичность, этнокоммуникатив-ная потребность, этнопреемственность поколений, культуросообразность, креативность. Названные принципы воспитания культуры межнациональных отношений в условиях многонационального Татарстана, России составляют систему и являются основой по формированию культуры межнационального общения у молодежи, дружбы между народами, веротерпимости и толерантности.Техноло-гия формирования культуры межнациональных отношений базируется на обозначенной системе принципов.
Межкультурный и коммуникативный аспекты формирования личности раскрываются и реализуются через систему принципов, методов межкуль-турного взаимодействия. Практика показывает, что реализация принципа политолерантности способствует формированию и воспитанию чувства уважения к своему народу, его традициям, ценностям достижений, понимания и принятия многообразия (этнического и культурного) мира, главное — уважение, принятие другой культуры, стремление ее познать и заимствовать все ценное и полезное, что способствует объединению. Принцип политолерантности служит основой для построения межкультурного понимания и взаимодействия, взаимоотношений представителей разных культур, формирования толерантного сознания. Известно, что без толерантного сознания невозможно межкуль-турное понимание.
Толерантность в межнациональных отношениях, а также правильный подход к ее формированию, без сомнения, могут и должны быть объектом пристального внимания, и в результате позволит с их помощью решить многие проблемы, связанные с самой сложной областью бытия и жизни людей. Идея толерантности понимается как форма отображения в общественном сознании объективного существования плюрализма культур, способов и стилей жизни, разных моделей и концепций понимания мира и места человека в нем (Римаренко С., 1996). Толерантность, по определению академика В.А. Тишкова,— это «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными,
63
а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу» [24].
Апробация принципа инкультура-ции в учебно-воспитательном процессе представляет собой процесс изучения и вхождения человека в культуру своего народа, который начинается с момента рождения, с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир и продолжается всю жизнь. Данный принцип в нашей работе выполняет важную функцию в процессе формирования культуры межнационального общения и межнациональных отношений у студенческой молодежи. Результат процесса инкультурации — это становление человека в своей культуре, в языке, ритуалах, обычаях, традициях, нормах, ценностях, и только такие люди способны понять и принять культуру других народов, то есть их обычаи, традиции, ритуалы. Термин инкультурации ввел М. Херсковиц, который особо подчеркивал, что процессы социализации и инкультурации протекают одновременно.
В содержании технологического подхода по формированию культуры межнациональных отношений у молодежи важное место занимает принцип аккультурации. Он представляет собой процесс вхождения человека в иную культуру. Данный принцип употребляется и используется нами в процессе формирования этноориен-тированной личности, межкультурной компетентности и культуры межнациональных отношений. Принцип аккультурации способствует формированию умений понимать, принимать, уважать культурные различия, развитию культурного плюрализма. Ре-
зультат аккультурации — это уважение культурных различий. Известно, эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет свой характер, свои уникальные черты, свою историю становления и развития.
Полиидентичный человек проявляет большую готовность узнать о другой культуре и ее носителях, более гибок и дипломатичен в отношениях с окружающими людьми [21, с.48].
Социальный интеллект представляет собой чрезвычайно важную способность человека, в значительной мере определяющую возможность жизни среди людей [4].
По мнению Г. Айзенка, социальный интеллект — это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий социальной среды. В то же время Дж. Гилфорд рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Возможность измерения социального интеллекта вытекала из общей модели структуры Интеллекта [1]. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности [17].
Реализация технологии по формированию культуры межнациональных отношений включает важный принцип — принцип этнопреемственности поколений, который связан с необходимостью сохранения культуры и передачи культурной информации каждому поколению. В нашей работе
64
принцип этнопреемственности поколений реализуется как принцип формирования культуры межнациональных отношений у студенческой молодежи. Преемственность поколений является одним из факторов совершенствования практики нравственного воспитания культуры межнационального общения и отношений. Принцип куль-туросообразности является значимым в образовательном процессе и становится следующей доминантой формирования межнациональной меж-культурной толерантности. Работы Г.Д. Дмитриева посвящены теоретическому обоснованию данного принципа применительно к условиям России. Он указывает, что «будущее российского образования, как и будущее российского государства в целом, невозможно представить без реализации принципа культуросообразности, являющегося основой для мирного и взаимовыгодного сотрудничества разных народов».
А.Н. Джуринский пишет о поли-культурной парадигме воспитания и противопоставляет ее парадигме ассимиляции и аккомодации. С его точки зрения, сущность поликультурного воспитания и формирования этноо-риентированной личности состоит в «...утверждении человеческого достоинства и высоких нравственных качеств, .в отказе этнического большинства от культурного диктата». Он обращает внимание на необходимость введения поликультурного компонента в различные учебные дисциплины, развития двуязычного и многоязычного обучения в сложных условиях многонационального государства, утверждает, что «.в поликультур-ном воспитании учет национальных особенностей более важен, не-
жели в интернациональном» [10, с. 93-97].
Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Более глубокому изучению личностных особенностей студентов в нашей работе по формированию культуры межнациональных отношений у молодежи помогает принцип креативности. Креативность — это творчество; творческая сила; создание чего-то нового на основе существующей социальной информации; способность идти необычным путем. Данный принцип в нашей работе играет значимую роль в процессе формирования культуры межнациональных отношений у студенческой молодежи, формирования межкультурной компетентности. Креативность (creativity) — творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/ или ее отдельной стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности. Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям. Важным этапом в изучении креативности послужили работы Дж. Гилфорда (1967), выделившего конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики) мышление [22, с. 192— 193]. Джейн Пиирто в своем исследовании креативности считает свойства личности главным фактором, спо-
65
собствующим успеху плодотворных, креативных людей. [2, с. 51].
В практике нашей работы реализуются различные способы и методы обучения культуре межнационального общения и понимания. Практика показывает, что целесообразно использовать активные методы по формированию культуры различий и культуры понимания у молодежи. Среди них наиболее эффективными являются те, которые не преподносят готовые решения, факты из реальной жизни, а требуют анализа, абстрагирования, классификации фактов в виде диагностики конкретных ситуаций межнационального общения, отношений и понимания, а также генерирования всех имеющихся знаний и навыков для преодоления культурного непонимания. В практике поликультур-ного обучения с целью формирования у молодежи межкультурной компетентности, кросскультурной грамотности, политолерантности, этноассер-тивности, саморефлексии, эмпатии получили распространение активные методы: дискуссии, инструктаж, деловые игры, просвещение, ориентирование, моделирование, межкультурные собеседования, анализ этнокультурных ситуаций, межкультурные тренинги, метод мониторинга и диагностики и др., которые позволяют полноценно погрузиться обучающимся в активное контролируемое межнациональное взаимодействие.
Просвещение как метод представляет собой процесс приобретения знаний об иных культурах, к контакту с которыми человек целенаправленно готовится. Инструктаж как метод знакомит человека с проблемами, которые могут возникнуть в той или иной ситуации.
66
По мнению Г. Триандиса, межкуль-турный тренинг ставит перед собой две основные задачи: познакомить с межкультурными различиями в межличностных отношениях, что потребует проигрывания ситуаций, в которых что-либо протекает по-разному в двух культурах; сделать возможным перенос полученных знаний на новые ситуации. Это достижимо, если обучающийся знакомится с самыми характерными особенностями культуры соседних народов.
Итак, культура общения является необходимой предпосылкой становления не только социальных отношений, но и культурного мира. Процесс общения «является по своей функции процессом воспитания» [13, с. 13]. Без общения между людьми невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности [26, с. 13]. Б.С. Алякринский считает, что «общение есть потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания» [3, с. 9]. Квинтэссенция понятия «культура общения» удачно определена М.О. Фаеновой. Под «культурой общения» она понимает «высоко развитое умение осуществлять коммуникацию соответственно нормам, исторически сложившимся в данном языковом коллективе, с учетом психологических механизмов воздействия на адресата, а также используя лингвистические средства и способы реализации такого общения с целью достижения наибольшего запланированного прагматического результата» [25, с. 6-8].
По мнению Б.Д. Парыгина, культура общения представляет собой многогранное явление, которое вклю-
чает в себя культуру восприятия и понимания, отношения и обращения, сообщения и убеждения, влияния и взаимовлияния людей друг на друга в процессе совместной деятельности [18, С. 6].
Понятие «культура общения», по мнению В.П. Пивченко, представляет собой сочетание социально-ценностных установок в сфере межличностного взаимодействия, знаний об особенностях общения и владение коммуникативными умениями и техникой общения [19, с. 12].
Б.Т. Лихачев дает очень емкое содержание понятия «культура общения». В него он включил: образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоциональноэстетические модификации, прочая нравственная основа, взаимное доверие субъектов общения; его результаты в виде освоения истины, стимулирование деятельности, ее четкой организации [14, с. 194].
В работах М.С. Кагана высказывается положение, что «культуру человеческого общения можно рассматривать как процесс формирования личности в процессе общения с другими людьми» [11, с. 199]. Такой же точки зрения придерживаются Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.И. Донковцев, И.С. Кон, Р.Л. Кри-чевский, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин и др. Благодаря общению человек расширяет свой кругозор, развивает интеллект, осваивает ценности культуры, заложенные многими поколениями людей [20, с. 94].
Психолого-педагогический анализ технологии формирования культуры
межнациональных отношений занимает особое место в нашей работе, позволяет определить уровень развития этноориентированной личности и сформированности культуры межнациональных отношений, а также проектировать модель будущего специалиста.
Литература:
1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии.- 1995.
2. Алан Дж. Роу. Креативное мышление / Алан Дж. Роу; Пер. с англ. В.А. Островский.- М.: НТ Пресс, 2007.
3. Алякринский Б.С. Общение и его проблемы / Б.С. Алякринский. - М.: Знание, 1982.
4. Беляева Е.В. Социальный интеллект и психологические качества руководителя (на примере предприятий нефтегазовой отрасли) : Дисс. ... канд. наук / Е.В. Беляева.- Самара, 2005.
5. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория и практика / З.Т. Гасанов.- Махачкала, 1998.
6. Груздев П.Н. Вопросы воспитания и обучения / П.Н. Груздев.- М.: Педагогика, 1949.
7. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В.В. Гузеев.- М., 1996.
8. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития / А.Н. Джуринский // Педагогика.-2002.- № 10.- С. 93-98.
9. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган.- М.: Политиздат, 1988.
10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев.- М.: Просвещение, 1969.
11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ, 1981.
67
12. Лихачев Б.Т. Педагогика : Курс лекций : Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев.- М.: Прометей, 1992.
13. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. / Р.С. Немов.- М.: Просвещение, 1995.
14. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения / Б.Д. Парыгин.- Ленинград: Наука, 1981.
15. Пивченко В.П. Формирование культуры общения старшеклассников средствами социально ориентирующей игры : Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В.П. Пивченко.- Новосибирск, 1995.
16. Серова И.И. Культура межнационального общения / И.И. Серова.- М.: Университетское, 1986.
17. Словарь ин. слов.- 14 изд.- М.: Рус. яз.
18. Современный психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.- СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.
19. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник / Г.Т. Тавадов.- М., 1998.
20. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах / В.А. Тишков // Толерантность и культурная традиция.- М., 2002.
21. Фаенова М.О. Обучение культуре общения на английском языке: Научнотеоретическое пособие / М.О. Фаенова.-М.: Высшая школа, 1991.
22. Чернышева М.А. Культура общения / М.А. Чернышева.- Л.: Знание, 1983.
УЧЕТ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ И ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКАМ (На примере концепта «путешествие»)
А.А. Кошенкова, преподаватель Камской инженерно-экономической академии (ИНЕКА), г. Набережные Челны РТ
Ключевые слова: культурный концепт, языковая картина мира, языковые средства.
Перед современной высшей школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития студентов, для подготовки интеллигентного человека; для воспитания в каждом обучаемом потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии; для формирования у студентов широкого взгляда на мир. Одним из важнейших условий в формировании профессиональной компетенции является лингвистический аспект образования.
Понятие картины мира, в том числе национально-культурной, является весьма вариативным для мо-
делирования лингвокультурной специфики того или иного сообщества.
Главным элементом картины мира является ее языковой компонент. Язык объединяет представителей той или иной культуры, в нем отражается коллективный опыт, реальная действительность, окружающая человека, условия жизни народа, особенности его мышления и восприятие реальности. «Язык обладает универсальной структурой, национальные формы которой представляют собой лишь взаимокомпенсирующие варианты этой структуры - ее индивидуальные и национальные формы создают безграничные возможности
68