Литература
1. Тавадов, Г.Т. Этнология. Словарь-справочник / Г.Т. Тавадов. - М., 1998. - С.
201.
2. Джунусов, М.С. Национализм : словарь-справочник / М.С. Джунусов. - М. : Славянский диалог, 1998. - С. 178.
3. Кертанов, Р.А. Межнациональные отношения в массовом сознании реформирующегося общества. Автореф. дисс. ... канд. полит. наук / Р.А. Кертанов. - М., 2000. -С. 14.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК СФЕРА ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Мисан Л.Н.
МОУДОД Станция детского и юношеского туризма и экскурсий г-к Анапа, Россия
Статья посвящена дополнительному образованию детей как сфере формирования жизнестойкости подрастающего поколения. Анализируя социологические исследования, автор показывает роль дополнительного образования детей в развитии жизненных сил человека. Автор полагает, что дополнительное образование детей способно решать многие задачи, направленные на формирование жизненных установок личности, создание жизненного пространства социального субъекта, гуманизацию школьной жизни ребенка.
The article is devoted to the out of school the education of children as the sphere of formation of vitality of the younger generation. Analyzing the case studies the author shows the role of supplementary education for children in the development of human vitality. The author believes that the out of school education of children is able to solve many of the tasks aimed at the formation of attitudes ofpersonality, creation of living space of a social subject, humanizing school child's life.
Изменение в последнее десятилетие общественных потребностей, уровня развития людей и их индивидуальных запросов повлекло трансформацию всех аспектов функционирования системы образования в целом. Возникла необходимость построения такой системы образования, которая позволила бы каждому человеку обучаться и совершенствоваться в течение всей жизни. Эта система получила название непрерывной [1]. В структуре непрерывного образования дополнительное образование детей выполняет свои вполне определенные функции в развитии жизненных сил человека, направленные на максимальный учет индивидуальности личности и предоставления ей большей свободы выбора [2].
Дополнительное образование - особая сфера, в которой акцент делается не только и не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей, формирование жизнестойкости подрастающего поколения. Специфика такого образования состоит в том, что образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования строится в русле парадигмы личностно-ориентированного образования, где ребенок может реализовать свое личностное право на свободный выбор цели, сформировать способность к позитивному целеполаганию, осознанию целей своего жизненного предназначения. Именно свобода выбора ребенка есть существенный отличительный признак дополнительного образования. Вот почему в самом широком смысле слова допол-
нительное образование - это "образование целевого выбора", выбора жизненных целей
[3].
С этой целью в рамках дополнительного образования создается система многообразных видов деятельности, с помощью которых можно удовлетворить самые разные интересы, склонности и потребности личности ребенка. Для обеспечения личностно-ориентированного подхода к ребенку, создания «ситуации успеха» обязательным компонентом системы дополнительного образования является диагностика особенностей, потребностей, склонностей и интересов каждого школьника, его уровня интеллектуальной, эмоционально-ценностной подготовки, психофизиологических качеств личности, а также микросреды, в которой живет его семья и сам ребенок.
Особенностью социально-педагогического подхода к этой проблеме в сравнении с философским и психологическим является ее рассмотрение не только в онтологическом, но и организационно-деятельностном аспекте. Личностное самоопределение - вот то базовое звено в психолого-педагогической характеристике ребенка, в опоре на которое и целесообразно говорить о роли и влиянии дополнительного образования детей на формирование жизненных сил и жизненного пространства подрастающего поколения.
Но, как известно, самоопределение предельно широкая категория, охватывающая практически всю сферу жизнедеятельности развивающейся личности [4]. Поэтому, принимая в расчет известную специфику основополагающих задач системы дополнительного образования, целесообразно выделить в структуре самоопределяющееся личности несколько главных моментов.
До последнего времени отечественная педагогическая наука и практика в основном ограничивались изучением и организацией профессионального, гражданского и нравственного самоопределения школьников. Современная социологическая постановка вопроса открывает возможности исследования этого феномена как совокупности ситуативного, социального, культурного факторов, воздействующих на человека [5].
Понимание социальной сущности дополнительного образования заключено в определении его как социокультурного фактора, интегрирующего педагогические, психологические, культурологические и социальные возможности развития личности ребенка для формирования способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в выборе жизненных целей - социокультурного самоопределения подростка [6].
В сфере дополнительного образования, как никакой другой, предметом социально - педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов обучения, самовоспитания, общения, образа жизни. При этом приоритет в решении жизненных проблем отдается самому ребенку, педагог лишь создает условия для успешности его жизнедеятельности.
Итак, система дополнительного образования детей как фактор развития жизненных сил направлена на обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, личностного и профессионального самоопределения, творческого труда обучающихся; на формирование их общей культуры, адаптацию личности к жизни в обществе; организацию содержательного досуга.
Подтверждением этого могут быть результаты социологического исследования, проведенного автором в учреждениях образования города-курорта Анапа.
К опросу привлекались школьники и их родители. Было опрошено более 700 школьников и около 500 родителей в 17 образовательных учреждениях, что может считаться репрезентативной выборкой по наиболее важным показателям: уровню соци-78
ально-экономического развития, национальному составу, соотношению коренного населения и мигрантов.
Информация собиралась методами самозаполнения специальной анкеты и проведения экспертных интервью с представителями родительских комитетов школ (экспертная группа 47 человек).
67,5% детей - респондентов считают, что наиболее полно их жизненному выбору способствует не только семья, но и система дополнительного образования, которая влияет на формирование творчества, раскрытие потенциала возможностей ребенка и освоение жизненного пространства. Кроме этого, большинство участвующих в опросе детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя самостоятельными, они более уверенно ощущают себя в любом обществе, знают себе цену, у них более адекватная оценка себя и окружающих. Больше всего во взаимоотношениях с окружающими они ценят доброжелательность, справедливость, внимание, помощь и поддержку, умение и желание прощать недостатки.
В этой связи возникает вопрос о том, какие образовательные результаты могут быть достигнуты в сфере дополнительного образования и какие возможности основного образования могут быть реализованы при его сочетании с дополнительным. При этом следует иметь в виду, что образовательные результаты не исчерпывают всех социально- педагогических результатов, которые могут быть достигнуты в сфере дополнительного образования. Ответ на вопрос состоит в том, что дополнительное образование существенно расширяет знания о творческих возможностях личности и творческом потенциале обучаемых и на основе этих знаний обеспечивает реализацию жизненных установок личности.
Не менее важным обстоятельством является то, что дополнительное образование развивается путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ. В этой связи следует заметить, что в условиях прошлого господства унитарных программ общего образования учреждения дополнительного образования давали возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Эта функция сохраняется и по настоящее время. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач, которые снижают жизнестойкость ребенка.
Согласно результатам нашего социологического исследования большинство родителей являются сторонниками и союзниками дополнительного образования детей. Более половины из них считают, что школа не в состоянии дать все необходимое для подготовки детей к современной жизни и хотели бы, чтобы их ребенок занимался дополнительно.
Таким образом, дополнительное образование в школе способно решать многие задачи, направленные на формирование жизненных установок личности, создание жизненного пространства социального субъекта, гуманизацию школьной жизни ребенка.
Литература
1. Губанова, М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников. // Педагогика.- 2007.- № 9. - с.33.
2. Дополнительное образование детей: учеб. пособие/О.Е.Лебедева.- М., 2006.-387с.
3. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика. //Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей.-СПб., 2009.- 234 с.
4. Острые проблемы воспитания: поиски решения. /Под ред. Б.З.Вульфова, Н.Ю. Синягиной, В.А. Березиной.- М., 2007.-189 с.
5. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции. /Под ред. С.И.Григорьева, Л.Д. Деминой. -М., 2008.-511 с.
6. Чистякова, С.Н., Пряжников, Н.С. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся. //Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. /Под ред. Ю.И.Дика, А.В. Хуторского.-М., 2006.-232 с.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Михайлова А.В., учитель, аспирант Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Тарко-Сале» г. Тарко-Сале, Россия
Приведен анализ констатирующего исследования с целью определения особенностей развития адаптации у адаптированных и дезадаптированных подростков, проведен анализ детско-родительских отношений подростков из благополучных, неблагополучных семей.
An analysis of ascertaining studies to determine the characteristics of adaptation to school, adapted and dezadaptidoped adolescents, the analysis of child-parent relationships teenagers from advantaged, disadvantaged families.
Констатирующее исследование проводилось с целью определения особенностей развития адаптации к школе у адаптированных и дезадаптированных подростков. Исследование подростков обеих категорий было необходимо для того, чтобы подтвердить, что выявленные особенности адаптивности обусловлены ситуацией социального развития, что в свою очередь накладывает определенный отпечаток обучение в школе и приводит к формированию дезадаптационных нарушений. Констатирующее исследование проводилось по единой системе, а именно, дети из семей различных категорий (как благополучных, так и неблагополучных) в ходе обследования не разделялись. Это было сделано для повышения достоверности получаемых данных и уменьшения влияния дополнительных факторов (например, акцентирования внимания окружающих на неблагополучности семей подростков). Однако для наглядности представления выявленных данных полученные результаты мы предъявляем раздельно.
В рамках исследования нами также использовались методы математико-статистической, количественной и качественной обработки данных. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом экспериментальной выборки и тщательным качественным анализом результатов с использованием математико-статистических методов обработки: вычисление мер центральной тенденции, вычисление коэффициента корреляции Пирсона, применение Х2-критерия для оценки значимости различий. Подробный качественный анализ предполагал использование операций сравнения, обобщения и систематизации результатов исследования.
В результате проведения методики «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» [1] на выборке подростков из неблагополучных семей были получены следующие результаты, представленные в таблице.