4. Острые проблемы воспитания: поиски решения. /Под ред. Б.З.Вульфова, Н.Ю. Синягиной, В.А. Березиной.- М., 2007.-189 с.
5. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции. /Под ред. С.И.Григорьева, Л.Д. Деминой. -М., 2008.-511 с.
6. Чистякова, С.Н., Пряжников, Н.С. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся. //Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. /Под ред. Ю.И.Дика, А.В. Хуторского.-М., 2006.-232 с.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Михайлова А.В., учитель, аспирант Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Тарко-Сале» г. Тарко-Сале, Россия
Приведен анализ констатирующего исследования с целью определения особенностей развития адаптации у адаптированных и дезадаптированных подростков, проведен анализ детско-родительских отношений подростков из благополучных, неблагополучных семей.
An analysis of ascertaining studies to determine the characteristics of adaptation to school, adapted and dezadaptidoped adolescents, the analysis of child-parent relationships teenagers from advantaged, disadvantaged families.
Констатирующее исследование проводилось с целью определения особенностей развития адаптации к школе у адаптированных и дезадаптированных подростков. Исследование подростков обеих категорий было необходимо для того, чтобы подтвердить, что выявленные особенности адаптивности обусловлены ситуацией социального развития, что в свою очередь накладывает определенный отпечаток обучение в школе и приводит к формированию дезадаптационных нарушений. Констатирующее исследование проводилось по единой системе, а именно, дети из семей различных категорий (как благополучных, так и неблагополучных) в ходе обследования не разделялись. Это было сделано для повышения достоверности получаемых данных и уменьшения влияния дополнительных факторов (например, акцентирования внимания окружающих на неблагополучности семей подростков). Однако для наглядности представления выявленных данных полученные результаты мы предъявляем раздельно.
В рамках исследования нами также использовались методы математико-статистической, количественной и качественной обработки данных. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом экспериментальной выборки и тщательным качественным анализом результатов с использованием математико-статистических методов обработки: вычисление мер центральной тенденции, вычисление коэффициента корреляции Пирсона, применение Х2-критерия для оценки значимости различий. Подробный качественный анализ предполагал использование операций сравнения, обобщения и систематизации результатов исследования.
В результате проведения методики «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» [1] на выборке подростков из неблагополучных семей были получены следующие результаты, представленные в таблице.
Таблица
Анализ детско-родительских отношений в группе подростков из неблагополучных семей
Уровень выраженности шкалы
Низкий Средний адекватный Высокий
кол-во чел кол-во чел кол-во чел
Абсол % Абсол % Абсол %
1 Принятие 70 65 20 18 18 17
2 Эмпатия 66 61 29 27 13 12
3 Эмоциональная дистанция 7 7 24 22 77 71
4 Сотрудничество 84 78 16 15 7 7
5 Принятие решений 33 31 33 31 42 38
6 Конфликтность 12 11 45 42 51 47
7 Поощрение автономности 18 17 33 31 56 52
8 Требовательность 65 60 13 12 30 28
9 Мониторинг 41 38 31 29 36 33
10 Контроль 36 32 39 36 36 32
11 Авторитарность 4 4 24 22 80 74
12 Оказание поощрений 12 11 66 61 30 28
13 Реализация наказаний 0 0 20 18 89 82
14 Непоследовательность родителя 32 29 14 13 63 58
15 Неуверенность родителя 30 28 30 28 48 44
16 Удовлетворение потребностей ребенка 75 69 13 12 21 19
17 Неадекватность образа ребенка 23 21 11 10 75 69
Как показывает анализ таблицы, наиболее проблемными зонами общения с родителями являются: сотрудничество, удовлетворение потребностей ребенка и эмпатия (неадекватно низкие показатели у 78%, 69% и 61% опрошенных подростков - соответственно). Это свидетельствует о том, что подросток из неблагополучной семьи в значительной степени осознает нехватку участия родителей в совместной с ним деятельности, понимания родителями чувств и состояний ребенка и очень сильно переживает из-за низкого качества удовлетворения материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании и в информации. В то время как именно для подросткового возраста особо значимым и важным становится способность вести себя и «выглядеть» не хуже, чем окружающие сверстники, а отсутствие подобных возможностей ведет к сильным эмоциональным переживаниям, яркому отчуждению от других, повышенной озлобленности и агрессивности. Большое внимание также следует обратить на высокие показатели оценки подростками шкалы реализации наказаний (82%) - ребенок осознает и отмечает факт несправедливости родителей и большое количество оказываемых в качестве наказаний воздействий. Большую значимость эти данные приобретают при одновременно не высоких показателях по шкале оказания поощрений (28%), т.е. подрос-
ток особо отмечает значительное превышение количества наказаний по сравнению с поощрениями.
Также значимыми являются выявленные высокие показатели по шкалам авторитарности (74%) и неадекватности образа ребенка (69%). Что свидетельствует об осознаваемой подростком чрезмерной полноте и непререкаемости власти родителя при одновременном значительном искажении образа ребенка - т.е. родитель не только не имеет четкого представления об интересах, увлечениях и желаниях своего ребенка, но и не стремится к этому. Достаточно диагностичным, хотя и не ярко выраженным является наличие высоких показателей по шкалам: непоследовательность родителя и неуверенность родителя (58% и 44% - соответственно). Следовательно, наблюдаются изменчивость и непостоянство воспитательных приемов родителя при одновременной неуверенности и высоких сомнениях родителя в верности его воспитательных усилий. Весьма парадоксальными являются данные, свидетельствующие о высоком поощрение автономности подростка из неблагополучной семьи (52%), однако этот факт объясняется не доверием родителя к мнению и выбору подростка, а тем, что ребенок предоставлен самому себе и даже в тех ситуациях, когда ему нужна помощь и поддержка родителя он ее не получает. Для того, чтобы проверить насколько эти выявленные особенности характеризуют подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях, мы проверили диагностику этих же характеристик и у детей из благополучных семей.
На выборке подростков из благополучных семей были получены следующие результаты. Подростками из благополучных семей отмечается высокий уровень оказания поощрений (64%) и удовлетворения материальных, духовных и информационных потребностей ребенка (62%), это обстоятельство сопровождается адекватными показателями по шкале реализации наказаний (практически равномерное распределение низких (33%), средних (45%) и высоких (22%) показателей). Таким образом, подросток отмечает то, что родитель может применять систему наказывающих воздействий, но только в соответствующих случаях, и это не рассматривается как нарушение прав ребенка. Необходимо отметить, что в дополнительных беседах о качестве наказания подростки из неблагополучных семей часто говорили о физической агрессии, рукоприкладстве, в то время как «благополучные» подростки подобных реакций не отмечали.
Также подростками из благополучных семей отмечаются высокие показатели по шкалам: эмпатии (52%), сотрудничества (55%), принятия (47%), что свидетельствует о высокой ориентации на совместную деятельность с родителями, сопровождающуюся эмоциональной поддержкой. Также благополучные подростки отметили достаточно высокий уровень контроля со стороны родителей (57%) по сравнению с неблагополучными семьями (32%), следовательно, родители в благополучных семьях уделяют большее внимание жизни и времяпрепровождению подростка. Сравнение полученных результатов свидетельствует о наличии в детско-родительских отношениях подростков из неблагополучных семей ряда особенностей, свидетельствующих о нарушениях в коммуникативно-поведенческой сфере и ведущих к определенным инверсиям личностных характеристик. В свою очередь эти обстоятельства сопровождаются нарушением школьной адаптации подростка.
В качестве общего вывода отметим, что школьная дезадаптация не является процессом самостоятельным, она напрямую связана с социально-психологической дезадаптацией подростка. Как следствие, работа над предупреждением дезадаптации детей должна выходить за рамки школьных классов. Необходима работа с семьями подростков, как дезадаптированных, так и нет, с целью предупреждения их последующей дезадаптации. Поэтому разработана интеграционная программа с комплексом праксиологических ситуаций. Это является своевременным шагом по предупреждению дезадаптации подростков в школе. 82
Литература
1. Лидере А. Г. Психологическое обследование семьи. М., 2006.
О РОЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ
Муравьева Н.И., заместитель директора по УВР, канд. пед. наук
Давыдова Н.А., заместитель директора Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4» г. Саратов, Россия
В статье раскрывается сущность психолого-педагогического сопровождения при осуществлении эксперимента по организации обучения в старших классах на основе индивидуальных учебных планов.
The article presents the essence of psychological and pedagogical support while implementing the experiment on organizing educational process according to students' individual curricular in high school.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, способствующая формированию самостоятельной, ответственной, социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе. Роль психолого-педагогического сопровождения учащихся старшей школы возрастает в связи с тем, что профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов обусловлено личностно-ориентированным подходом, когда учащийся является субъектом образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются как приоритетная задача.
Второй год в лицее проходит эксперимент по организации обучения в старших классах по индивидуальным учебным планам.
Педагогом-психологом лицея разработана программа психолого-педагогического сопровождения эксперимента, в процессе реализации которой учащимся оказывается психолого-педагогическая поддержка в проектировании продолжения обучения по индивидуальным учебным планам на старшей ступени. Программа позволяет координировать действия всех участников образовательного процесса, оказывать психологическую поддержку в проектировании вариантов дальнейшего образования, рассматривать личность старшеклассника в динамике.
Субъектами психолого-педагогического сопровождения обучения по индивидуальным учебным планам являются: учителя, классный руководитель, психолог, социальный педагог, родители и родственники ученика. Субъектом психолого-педагогического сопровождения является и сам ученик, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития.
Психолого-педагогическое сопровождение обучения по индивидуальным учебным планам осуществляет ряд функций. Рассмотрим их подробнее.
Реализация диагностической функции предполагает изучение практического запроса ученика и его родителей. При этом для учащихся проводится комплексное изучение особенностей личности, образовательных запросов, мотивации достижения уровня сформированности общих учебных умений и навыков. Изучается степень удов-