НАУКА. ТУРИЗМ. ОБЩЕСТВО
Н. Ю. Ратушная,
г. Ростов-на-Дону
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В статье автор раскрывает понятие личности, пытается с педагогической позиции осмыслить суть понятия «учреждение дополнительного образования детей» с учетом специфики его деятельности, показывает, какие уникальные возможности для синтеза потенциалов природной социальной и личностной среды в воспитании и развитии личности подрастающего поколения имеет туристско-краеведческая деятельность.
In article the author opens concept of the person, tries to comprehend from a pedagogical position an essence of concept « establishment of additional formation of children « in view of a specific character of its activity, shows what unique possibilities for synthesis of potentials of the natural social and personal environment in education and progress of the person of rising generation has turist- study of local lore activity.
Ключевые слова: культура, личность, человек, жизненная позиция, туризм, музеи, дополнительное образование.
Keywords: culture, the person, the person, a vital position, tourism, museums, additional formation.
Известно, что как педагогическое явление дополнительное образование обладает целым рядом особенностей. Это и личностная ориентация образования, и его профильность, и практическая направленность, и многофункциональность, и разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе, и индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса, и реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся, и реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.
Дополнительное образование обладает особым потенциалом для развития личности ребенка. Оно создает личностно-образую-щую культурную среду, которая вместе с тем создает возможность апробирования обучающимся многообразных видов деятельности, наряду с основной учебной деятельностью.
Воспитательный процесс в дополнительном образовании как управляемая социализация также нацелен на развитие личности детей: формирование гражданского и профессионального самосознания, творческой направленности, коммуникационных и лидерских черт.
Иначе расставленные слова приобретают другой смысл; иначе расставленные мысли производят другое впечатление.
Блез Паскаль
Понятие личности в исследованиях отечественных психологов
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Ушакова [1] личность характеризуется как отдельное человеческое Я, как человеческая индивидуальность, являющаяся носителем отдельных социальных и психологических свойств.
В научной психологии эволюция самого понятия личности от обозначения маски к ее носителю и далее к его роли дала импульс для развития представлений о личности как системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения.
Личность - это не структура ролей и вообще не структура, а человек, который вовсе не сводится к игре в выбранные роли, не лицедействует. Человек как личность свободно и осознанно принимает ту или иную социальную роль, сознает возможные последствия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полноту ответственности за их результаты.
В качестве отправных идей для научно-психологического понимания природы личности можно принять следующее высказывание А. Н. Леонтьева. Характеризуя предмет психологии личности, он писал: «Личность и индивид - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных, по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому "сверхчувствен-
ное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования личности - как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида».
Нам представляется важным подчеркнуть и пояснить в приведенном положении те характеристики, которые составляют специфическое содержание понятия «личность» и разделяются многими психологами. Это, прежде всего, указание на то, что личность есть особое качество или характеристика человека (индивида). Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т. е. взаимосвязей с другими людьми. А. Н. Леонтьев называет личность «сверхчувственным» образованием именно за то, что связи и отношения с другими людьми составляют особого рода реальность, недоступную непосредственному восприятию, предполагающую для своего понимания использование познавательных возможностей мышления, разума человека.
Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека - существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы. Близкие к понятию «личность» понятия «индивид» и «субъект» в научном смысле не являются синонимами, они означают различные уровни организации субъективной реальности человека. В психологической литературе очень часто в понятие личности включают самые разнородные характеристики человека - от формально-динамических свойств темперамента до мировоззрения и жизненных принципов. Подобное расширительное толкование затрудняет понимание самого феномена личности в ее сути и приводит к неразличению задач полноценного развития индивида, обучения субъекта, воспитания личности. Проблема личности действительно образует новое психологическое измерение.
Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.
Как отмечал А. Н. Леонтьев, личность есть особое человеческое образование, которое не может быть выведено из его приспособительной деятельности. Личностное поведение - это поведение по собственному, свободному выбору.
Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социокультурное образование. Личность -это способ действий, образ бытия; это - субъект поступания. Следовательно, человек каждый раз должен утверждать себя как личность, он должен выбирать и отстаивать собственные позиции, начиная со школьного возраста и до глубокой старости. Личность есть специфический способ существования человека. Можно говорить об особом личностном бытии человека. Личностным способом человек может и не жить: он может жить, например, индивидным (в патологии), субъектным способом, душевными пристрастиями и влечениями.
Личностный способ бытия есть исходный уровень культурной и духовной жизни человека. Личностный способ бытия человека обеспечивается благодаря особым личностным образованиям. В свою очередь, эти психологические, личностные образования формируются и складываются только при условии выхода человека на особый уровень жизнедеятельности, при ведении человеком личностного способа жизни. Только совершая поступки, человек может стать личностью, сформировать свое «лицо», заявить о себе, отличить себя от других лиц. Личность есть полная самоопределенность человека во всей совокупности его действий, отношений с другими, его устремлений и ориентации.
Способности субъекта в личностном плане получают оценку через особый (присущий данному индивиду) способ социального действия: способность глубоко и правильно оценить сложившуюся ситуацию, учет различных позиций других субъектов, предвидение возможных последствий для себя и других своих действий и др.
Характер (в широком смысле слова) также неотделим от личности, поскольку реализует главные устремления человека. Принципиальная общность личности и характера проявляется в присущей им совокупности основных жизненных отношений человека. Различия же проявляются в том, что личность определяет специфику позиции человека, мотивов его социального действия, нравственных ориентиров, на которых оно строится, в то время как характер определяет способы действия, способы достижения намеченных целей.
Понятие личностных ценностей мы связываем с освоением конкретным индивидом общественных и групповых ценностей. Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личностных ценностей или ценностных ориентаций личности.
Основное содержание ценностных ориентаций личности составляют политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность поведения, постоянство взаимоотношений человека с социальным миром, с другими людьми.
Развитые ценностные ориентации - признак зрелой личности, показатель меры ее социальности, степени вхождения индивида в общественно-социальные учреждения и общности. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания и целенаправленного формирования.
Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором мотивации поведения личности, лежат в основе ее социальных поступков. Ценностные ориентации влияют на процесс личностного выбора. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается избежать социальной оценки своих поступков, честного ответа перед самим собой о мотивах своего социального поведения. Человек как личность заявляет о себе в том случае, если он самостоятельно выбирает и планирует ответственное поведение, принимает решение на совершение действий, которые получат социальную оценку, заранее берет на себя ответственность за последствия этих действий.
Самостоятельность и ответственность в социальном поведении составляют самые существенные характеристики человека как личности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретных обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими [2].
Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социальных сообществах.
Воспитательная среда учреждения дополнительного образования
Социокультурная ситуация, развитие рынка образовательных услуг в последние годы дали мощный импульс совершенствованию учреждений дополнительного образования.
Попытка с педагогической позиции осмыслить суть понятия «учреждение дополнительного образования» с учетом специфики его деятельности, творчества и содержательной направленности его работы дает возможность ряду исследователей (В. И. Андрееву, О. Е. Лебедеву, О. Е. Серединцевой, Д. Третьяченко, Н. И. Фунти-ковой и др.) [3] охарактеризовать учреждение дополнительного образования как коллективный субъект образовательно-воспитательной деятельности и творчества, которые осуществляются на основе форм и методов гибкого взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в соответствии с целями, учебными планами и программами, дополняющими и углубляющими содержание общего среднего образования. В этом определении особое внимание акцентируется на специфике форм и методов работы учреждений дополнительного образования, которые внешне и не так существенно отличаются от форм и методов работы, например, средней школы. Однако они более гибки и вариативны, в большей степени ориентированы на развитие творчества учащихся, их склонностей и способностей, чем в массовой средней школе.
Главное отличие учреждения дополнительного образования заключается в том, что ребенок, подросток имеет право сам, на свое усмотрение выбирать тот вид творческой деятельности, занятия, которое в большей степени соответствует его интересам, склонностям и способностям.
Учреждение дополнительного образования в большей степени, чем школа, дает обучающимся право самостоятельно извлекать
полезные знания, умения, овладевать тем конкретным видом деятельности, которая в перспективе может стать их профессией.
Педагогический потенциал системы дополнительного образования, основанной на принципе добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, связан с наличием возможностей для свободного выбора детьми привлекательных для них видов деятельности. Возможности для формирования у детей опыта выбора, которыми обладает система дополнительного образования, отличаются не только более высокой степенью свободы выбора, но и объектами выбора. Есть и возможность выбора темпов своей образовательной деятельности (точнее, темпов продвижения в избранном виде деятельности), нередко - ее режима (дни, часы занятий) и даже педагогов.
Все виды добровольных детских объединений, независимо от их профиля, способствуют развитию у детей способности к самопознанию и самоопределению. Они дают опыт общения со специалистами в различных видах практической деятельности. В условиях учреждения дополнительного образования такой опыт всегда выступает как опыт «соприкосновения» духовных миров детей и педагогов, поскольку педагоги в этой системе имеют возможность быть менее «функциональными» по сравнению со школьными учителями. Сама атмосфера, принятый стиль поведения, внешняя обстановка становятся факторами приобщения детей к ценностям духовной культуры.
Дополнительное образование обладает особым потенциалом для развития личности ребенка. Оно создает личностно-образую-щую культурную среду, которая вместе с тем создает возможность апробирования обучающимся многообразных видов деятельности, наряду с основной учебной деятельностью [4].
Формирование психологической культуры личности в детских объединениях туристско-краеведческой направленности Принципы организации дополнительного образования, его содержание позволяют существенно повысить уровень познавательных возможностей и познавательной активности обучающихся. В круг значимых для обучающихся проблем включаются проблемы самопознания и самореализации творческих возможностей, в том числе и в решении социально значимых задач (поскольку практическая деятельность детей в сфере дополнительного образования всегда имеет определенную социальную мотивацию). Обу-
чающиеся осваивают новые источники образовательной информации, к их числу относится собственный опыт творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение обучающихся, основанное на интересах в одном и том же виде деятельности. Экологические экспедиции, туристические походы, исследовательская деятельность в детских объединениях и другие формы дополнительного образования представляют собой такие источники знаний о жизни, о самом себе и специальных областях культуры, которые не могут быть заменены ни уроками, ни другими источниками общеобразовательных знаний.
Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Вместе с тем в условиях вариативной образовательной системы растет спрос на такие программы дополнительного образования, которые компенсировали бы известную односторонность профильного обучения в школе, способствовали бы «гармонизации» общего образования.
Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности, оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования.
Особенностью системы современного дополнительного образования является:
• во-первых, создание образовательной среды (условий), дающих возможность для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей и развития уже проявившихся способностей личности каждого обучающегося, в соответствии с присущим каждому индивиду творческим потенциалом;
• во-вторых, комплексное развитие различных видов способностей и сторон личности (физических, эмоциональных, познавательных, личностных, духовно-нравственных) в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
При этом базовый (или повышенный) уровень «знаний - умений - навыков» превращается из цели обучения в средство развития познавательных, творческих и личностных возможностей школьников. Причем обучающийся превращается из «объекта» педагогического воздействия в «субъекта» - партнера по педагогическому взаимодействию. Педагог дополнительного образования из «транслятора» информации и опыта превращается в «организатора» познавательного взаимодействия.
В системе дополнительного образования предметом выступает развитие личности обучающегося в целом. Оно включает в себя кроме мышления и перцептивную, и эмоциональную, и духовно-нравственную, и естественно-телесную сферы.
На протяжении всей жизни в человеке протекают два взаимосвязанных процесса: личностное становление и процесс социализации, вхождение человека в общность. Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) играет большую роль в становлении личности подростка. Она задействует духовно-нравственную, физическую, эмоционально-чувственную, волевую, потребностно-мотивацион-ную, а также интеллектуальную сферы ребенка. Возможности ТКД в развитии сферы подростка реализуются наиболее эффективно и полно, если в условиях этой деятельности используется специальный психолого-педагогический комплекс.
Туризм и краеведение - интегративная деятельность, которая при разумной организации дает огромные образовательно-оздоровительные результаты:
• Во-первых, занимаясь в детском объединении, обучающийся может приобрести качества, необходимые ему для продолжения образования, учебной деятельности. Это овладение новыми (помимо привычных условий классно-урочной системы) способами получения знаний о мире и о себе во время туристских прогулок и походов, сформированный интерес к продолжению изучения своего края. Систематическое включение обучающегося в турист-ско-краеведческую деятельность расширяет его представление о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением живой природы. Для выпускника школы это может стать необходимым
условием более качественного профессионального самоопределения, выбора профиля продолжения образования.
• Во-вторых, в туристской деятельности можно сформировать у школьников и качества субъекта общения. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого - качества, которые участник туристского похода проявляет постоянно. А коллективные условия реализации деятельности дают ему представление о моральных нормах поведения общества и формируют отношение к ним как к ценности. Ребенок приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникационные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.
• В-третьих, туристско-краеведческая деятельность имеет необходимый потенциал для развития лидерских задатков. Коллективный характер деятельности пробуждает у ее участников интерес к жизни в коллективе единомышленников. Многолетняя практика походов дает опыт планирования туристской деятельности класса, организации работы органов самоуправления, контроля реализации принятых решений. В старших классах выполнение обязанностей помощников классных руководителей в проведении туристских прогулок и походов формирует навыки руководства группами обучающихся. А участие в самоуправлении туристской группы - постоянную необходимость проявления ответственности.
• В-четвертых, включение обучающегося в систематическую туристско-краеведческую деятельность на протяжении его обучения в школе способствует формированию готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья. В этом направлении можно дать обучающимуся специальные знания по медицине, гигиене, физиологии, необходимые для профилактики заболеваний и травматизма, оказания первой доврачебной помощи, информацию о методах саморегуляции во время физических нагрузок. Постепенно у обучающегося формируется отношение к собственному здоровью как ценности и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию. Опыт различных видов походов поддерживает интерес к данному способу физических нагрузок, создает у воспитанника представления о возможностях организации собственного досуга активными методами на природе.
Потребность в определенных поступках, совершаемых в специально созданных условиях, порождает привычки, перерастающие затем в качества личности. Достигаются же такие результаты за счет преодоления элементарных естественных препятствий, длительной ходьбы, активной деятельности по жизнеобеспечению в различных метеорологических и сезонных условиях. За счет этого участники похода достигают большого диапазона самовосприятия собственного физического состояния, уровня здоровья во время и после физических нагрузок.
• В-пятых, школьный туризм и краеведение - действенные средства формирования отношения обучающихся к выполнению обязанностей защитника Отечества как ценности. Предпосылкой этого становится посещение мест боев, краеведческих музеев, памятных мест, связанных с событиями военной истории Родины. Кроме того, готовность выпускника школы к реализации обязанностей защитника Отчества определяют полученные им знания и навыки по жизнеобеспечению в природной среде, которые обучающиеся приобретают в туристских походах во время преодоления естественных препятствий, организации походного быта, ориентирования. Полевые трудности, необходимость терпеть определенные лишения в связи с непогодой и физическими нагрузками развивают волевые качества, формируют уровень самоконтроля, достаточный для ограничения собственных бытовых потребностей на время выполнения воинского долга.
• В-шестых, в процессе туристских походов, сборов, экспедиций можно сформировать у ребят готовность к природоохранительной деятельности. Что же способствует этому? Смена ландшафтов, посещение природных памятников становятся основой для восприятия ребенком значения живой природы для общества и каждого человека. Краеведческое исследование дает знания о негативном и позитивном воздействии общества на природную среду, необходимые для формирования собственной оценки фактов взаимодействия человека с его средой обитания. А наблюдения рождают интерес к изучению природы. Кроме того, в туристских походах детьми приобретаются навыки практической природоохранной деятельности: убрать место привала, почистить родник, огородить муравейник, сделать кормушки для птиц и животных.
Неотъемлемой частью туристско-краеведческой деятельности является туристский коллектив. Он представляет собой прекрас-
ную среду для морально-эстетического развития личности. Интенсивное общение и взаимодействие внутри группы, совместная творческая деятельность, общность целей, интересов и переживаний, определяемых «завтрашней радостью» предстоящих походов, а также одинаковые условия пребывания подростков создают определенный микроклимат в туристском коллективе [5].
Участие детей в краеведческой работе, а следовательно, изучение окружающей среды на примере родного края ускоряют приобретение ими жизненного опыта, способствуют формированию устойчивых убеждений и взглядов на происходящие в жизни события.
В процессе туристско-краеведческой деятельности обучающиеся добровольно принимают участие в общественно полезном труде: изучают процессы производства на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях; исследуют поля, леса, изучают различные агрохимические показатели почвы; участвуют в преобразовании и охране природы; помогают в работе археологических, этнографических, геологических экспедиций; участвуют в работе туристских агитбригад; оказывают шефскую помощь ветеранам войны и труда и делают многое другое, характерное для туристско-краеведческой деятельности.
Участие в работе школьного музея способствует развитию у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности, которая заключается в сочетании собственно музееведческих методов с методами других, чаще всего профильных, дисциплин. В процессе работы в музее применяются как общие методы этих наук, так и частные методики, выработанные археологией, этнографией, источниковедением, а также специфические музееведческие и краеведческие приемы исследования.
Говоря о значении туристско-краеведческой деятельности в жизни обучающихся, нельзя забывать о его гуманитарной функции - расширении кругозора, где можно выделить образование и воспитание подрастающего поколения. Основой для осуществления гуманитарных функций можно назвать и экскурсионные мероприятия. Это связано с тем, что разнообразная тематика экскурсий (исторических, литературных, архитектурных, этнографических, природопознавательных, производственных и др.) позволяет экскурсантам углубленно развивать знания о природе, жизни людей всего мира, предоставляет широкий выбор познаний каждому по
интересам. Перед школьными экскурсиями ставятся задачи обогащать знания обучающихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами; воспитывать любовь к природе; развивать творческие способности обучающихся, их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувство коллективизма и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к учению. Каждая экскурсия для школьников связана с учебным материалом разных предметов.
Практика показывает, что экскурсионные программы помогают обучающимся охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов физики и химии, физики и биологии, истории и географии, поэтому учебная экскурсия в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует реализации межпредметных связей. На экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют, расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения.
Особо следует подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы учащихся: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезными обществу. В поле, в лесу, на реке школьники находятся в мире прекрасного, учатся понимать красоту, потом воспроизводить увиденное и прочувствованное в рисунках, гербариях, стихах, рассказах, поделках.
Говоря о значении туристско-краеведческой деятельности в развитии личности обучающегося, нельзя не упомянуть и об исследовательской деятельности как одном из методов проблемного обучения, которая направлена на воспитание творческой инициативы ребенка. Обучающиеся при систематической исследовательской работе в течение ряда лет изучают выбранные ими объекты по принципу «спирали», охватывая все более широкую природную и социальную среду. В процессе исследовательской работы по краеведению обучающиеся усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности, расширяют общественные знания. Проводя научно-ис-
следовательскую работу, обучающиеся приобретают элементарные навыки научного исследования. С понимания истории родного края, его культуры, традиций, системы духовных ценностей начинается становление гармонически развитой личности. Любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам вызывают в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
Заключение
Туристско-краеведческая деятельность создает уникальные возможности для синтеза потенциалов природной социальной и личностной среды в воспитании и развитии личности подрастающего поколения. Обучающийся проявляет активность, самостоятельность в туристско-краеведческой деятельности, познавательный интерес, обладающий значительными побудительными регулятивными возможностями и активности, и самостоятельности. Весь комплекс этих личностных образований можно условно считать механизмом становления активной позиции подростка.
Роль учреждений дополнительного образования в туристско-краеведческой направленности особая, так как именно непосредственная деятельность, занятия на практике позволяют обучающимся осознать у себя предрасположенность к определенной сфере человеческой деятельности. Такие черты характера, как мужество, открытость, ответственность, выносливость, принципиальность, приобретаемые обучающимися в процессе занятий туристско-краевед-ческой деятельностью, помогают не только выбрать будущую профессию, подготовиться к ней, но и стать впоследствии достойным гражданином. Туристско-краеведческая деятельность ориентирована на формирование у детей ключевых компетенций для дальнейшей жизни: историко-познавательных, информационно-коммуникативных, социально-мировоззренческих, что позволит им занять достойное место в социуме.
Активность в детских объединениях как личностное образование выражает особое состояние и отношение к деятельности (внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности). Формирование активности, самостоятельности обучающегося любого возраста содействует его всестороннему развитию в любой деятельности, его благополучному положению в коллекти-
ве, ведь подростковый коллектив детских объединений - это общественная микросистема. Принципы взаимоотношений в ней являются конкретной моделью общественных взаимоотношений, переносимых в будущую самостоятельную жизнь.
Примечания
1. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Ушакова. М., 1995.
2. Выготский Л. С. Психология личности. Т. 2. М., 1982.
3. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. вузов / [О. Е Лебедев и др.]; под. ред. О. Е. Лебедева. М.: Владос, 2003.
4. Морозова Н. А. Дополнительное образование в современной России // Педагогика. 2003. № 8.
5. Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985.
С. А. Фортуна,
г. Москва
РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматриваются проблемы изучения краеведения в школе, различные формы и уровни краеведческой работы в школе.
The article considers the problems of the study of local lore at school, different forms and levels of work in the school.
Ключевые слова: краеведение, экскурсия, воспитание, образование.
Keywords: regional Ethnography, excursion, education, education.
Краеведение как народное знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.
Так было и в нашей стране, где сведения краеведческого характера получили отражение как в летописях, так и в различных государственных документах ещё в ХУ-ХУ1 вв. Важную роль в становлении краеведения в России сыграл М. В. Ломоносов. Со-