Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / БЕЗОПАСНОСТЬ / СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алекина Елена Викторовна, Сорокина Людмила Владимировна

Рассмотрена система «человек - среда обитания», предложен способ формирования культуры экологической безопасности у студентов технических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алекина Елена Викторовна, Сорокина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ»



SCIENCE TIME

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Алекина Елена Викторовна, Сорокина Людмила Владимировна, Самарский государственный технический университет, г. Самара

E-mail: alekina-samgtu@mail. ru

Аннотация. Рассмотрена система «человек - среда обитания»; и предложен способ формирования культуры экологической безопасности у студентов технических вузов.

Ключевые слова: культура, безопасность, способ формирования.

Человек и окружающая среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда все действия человека и все компоненты среды, прежде всего технические средства и технологии, находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и средой обитания. Любое действие или результат производственной деятельности обязательно сопровождается выбросом отходов, являющихся источником возникновением негативных воздействий на человека и/или среду. Состояние экологической безопасности окружающей среды является следствием нарушения нормальной жизнедеятельности людей. По данным специалистов, состояние здоровья населения зависит на 30-40% от состояния окружающей среды, на 10-20% от наследственных факторов, на 3050% от образа жизни и на 10-15% от состояния здравоохранения [1].

Практика показывает, что достижение экологической безопасности окружающей среды в системе «человек - среда обитания» зависит не только от совершенства среды, в которой находится человек, но и от знаний и отношения человека к экологии. Более того, человек может сам стать инициатором возникновения опасных ситуаций, прежде всего техногенных, сопровождаемых выбросами отходов. Поэтому необходимо обеспечить не только безопасность среды обитания, но и организовать безопасную деятельность человека.

Для повышения компетентности персонала предприятий в области экологической безопасности надо знания в этой области, т.к., во-первых,

| SCIENCE TIME Щ

необходимо сохранять среду обитания человечества и во-вторых обеспечить естественные основы жизнедеятельности человека.

Решение этих задач служит одной важной цели воспитания у студентов -культуры экологической безопасности. Сущность культуры обеспечения экологической безопасности показана на рис.1.

Рис. 1 Сущность культуры обеспечения экологической безопасности

Структура воспитания культуры экологической безопасности и культуры личной безопасности состоит из следующих компонентов: воспитание мотивации к экологической безопасности, формирование системы знаний об источниках производственных отходов и методах их утилизации, формирование системы умений и навыков безопасного поведения в условиях среды обитания, воспитание личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций, психологическая подготовка к безопасному поведению.

Для достижения поставленной цели необходимо формировать содержание технологии обучения. Так как, какие бы прекрасные цели ни были бы поставлены, реализовываться они будут через содержание обучения. Уровень

| SCIENCE TIME Щ

образованности, воспитанности, развития и дальнейший профессиональный рост определяется выбором «чему учить». Критерием для включения какого-либо материала в учебный план является его соответствие профилю дисциплины, тем функциям, которые должен будет выполнять обучаемый в будущем.

В основу обучения экологической безопасности положен культуроцентрический подход. В образовании он обусловлен тем, что современный человек наряду с общей культурой должен обладать культурой профессиональной. Культуроцентризм предполагает делать акцент в обучении не на знаниевую составляющую, а не ценностную ориентацию знаний, на умение рефлексировать и прогнозировать.

При построении модели культуры обеспечения экологической безопасности необходимо учитывать, как профессиональные, креативные (творческие), социально-психологические, так и личностные качества человека.

Для эффективного и безопасного труда необходимо осмысление человеком предмета профессии, ее задач, действий, условий и результатов, что обеспечивается осознанием усваиваемых знаний и способов деятельности еще в процессе подготовки. Для формирования и развития этого качества необходимо умение оценить свои действия, констатировать свершившийся факт, делать выводы о достижении поставленной цели. Готовность специалиста к качественной и количественной оценке своего уровня подготовки говорит о способности к самосовершенствованию и саморазвитию. Зная свои предыдущие и настоящие результаты, учащийся сможет повысить уровень своих притязаний, который является динамичной категорией, и меняется от чередования успеха или неуспеха в учебной или профессиональной деятельности. Наличие способности оценивать свои действия говорит о субъективной ответственности человека в профессиональной деятельности. Для реализации процесса формирования культуры экологической безопасности разработана модель, которая представлена на рис.2.

Предложенная модель содержит три уровня. На первом уровне осуществляется культурная инсценировка и освоение внешних проявлений опасностей в будущей профессиональной деятельности. Подготовка вопросам экологической безопасности производится непрерывно в течение всего периода обучения. Учебный процесс условно можно разделить на три вида дисциплин: общеобразовательные, общетехнические и специальные. Во всех этих видах рассматриваются аспекты экологической безопасности. На втором уровне модели формируется осознание культуры экологической безопасности. Это происходит в процессе непосредственного изучения учебной дисциплины «Производственная экология». На этом уровне формируется понятийно-деятельный тезаурус и рефлексивные умения. Основной целью является

| SCIENCE TIME Щ

приобретение знаний, умений и навыков в решении проблемы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания.

Входной контроль

I Освоение внешних проявлений опасности в будущей профессиональной деятельности

Дисциплины: общеобразовательные, общетехнические, специальные

II Осознание культуры экологической оезопасно-

Получение теоретических и практических навыкоЕ, необходимых при: проектировании и эксплуатации техники и технологических процессов оценки риска системы Ч-СО снижение производственного риска изучение нормативных документов

III Завершение формирования культуры экологической безопасности

Экзамен, зачет, защита дипломного проекта (работы)

Рис. 2 Модель формирования экологической культуры

На третьем уровне происходит завершение культурной инсценировки в рамках формирования культуры экологической безопасности. Здесь происходит оценивание уровня сформированности знаний, умений и навыков, которые приобрел обучаемый в процессе изучения дисциплины. Таким образом, педагогический процесс воспитания культуры экологической безопасности -сложная динамическая система взаимодействия обучающих с обучаемыми в ходе овладения необходимыми компетенциями, требуемыми для специалиста заданного профиля.

I

SCIENCE TIME

I

Литература:

1. Безопасное взаимодействие человека с техническими системами: Учеб. Пособие / В.Л. Лапин, В.М. Попов, Ф.Н. Рыжков, В.И. Томаков. - Курск: Курск. гос. техн. ун-т, 1995. - 238с.

2. Бондарева Е.А., Моссоулина Л.А. Человеческий фактор в обеспечении безопасности труда // Сб. мат. Всероссийской науч.-практ. конф. «Промышленная безопасность, современное состояние, перспективы системы управления». - Пенза, 6-7 июня 2001. с.31-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.