дует забывать о возрастании профессиональной мобильности в современных условиях. Не редки случаи, когда вскоре после получения диплома военный инженер должен осваивать новую специальность. Как подготовить специалиста, готового к подобным переменам? Оценивая такую ситуацию, академик П.Л. Капица писал: «Как же быть? Получать второе образование? Нет, по-моему, нядп изятк от своего специального в^за главное: умение заниматься своим предметом, методику получения знаний, информации, хорошую общенаучную основу» [4, с. 224]. Таким образом, способность адаптироваться к новым видам и условиям деятельности следует рассматривать как элемент профессиональной готовности выпускника вуза. Формируется она на основе фундаментальной общенаучной подготовки, обеспечивающей понимание принципа действия и функционирования элементов военной техники и вооружения.
1. Лйзенцон А.Е. Целостный подход к обучению физике в системе военно-инженерных вузов //
Физическое образование в вузах. 1999. Т. 5. № 4. С. 45-48.
2. Андреева Л.А. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 1999.
3. Готт B.C. Философские вопросы современной физики. М., 1967.
4. Капица П.Л. Человек в мире информации // Наука сегодня. М., 1969.
5. Савушкии H.H. Организационно-педагогические условия формирования профессионально важных качеств у студентов профессионально-педагогического колледжа: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 1999.
6. Сагдеев Р., Фабрикант В., Грибов Л., Капица С. Как преподавать физику // Известия. 1975. 29 сент.
7. Фоменко В.В. Соотнесение физического образования с профессиональной ориентацией в вузах нефизического профиля // Физическое образование в вузах. 1997. Т. 3. № 2. С. 19-21.
Поступила в редакцию 11.06.2003.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОГО ИНЖЕНЕРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
A.B. Козачек, Н.С. Попов
В настоящее время развитие нашей страны все в большей степени нуждается в обеспечении условий устойчивого развития экономики, защиты прав и свобод граждан в системах безопасности для населения и для природной среды. Одной из составляющих устойчивого развития общества является подготовка квалифицированных специали-стов-экологов [1; 15; 17; 27].
При организации непрерывной профессиональной подготовки инженера-эколога перед учащимися в школах и вузах ставится задача усвоить обильную по структуре и содержанию учебную информацию, уметь ее анализировать и синтезировать, научиться моделировать и имитировать изучаемые процессы. А для того, чтобы спроектировать такую технологию обучения, необходимо выявить функции каждою конкретного ком-
понента системы непрерывной подготовки и определить задачи, стоящие перед инжене-ром-экологом в процессе его профессиональной деятельности, определить принципы организации непрерывного обучения.
Прежде всего, необходимо провести обзор более ранних работ, посвященных организации непрерывного экологического образования. О повышении интереса к экологическому образованию в нашей стране говорит тот факт, что только за последние 15 лет в России (а также странах СНГ) было защищено и опубликовано около 500 (!) докторских и кандидатских диссертаций, монографий и учебных пособий по данной теме, не считая значительного количества статей и тезисов, публикуемых в научной печати.
Здесь следует отметить, что из всего количества отобранных диссертаций примерно
80 % посвящено преподаванию экологии и смежных с ней дисциплин, воспитанию детей в детских садах, школах, средних специальных учебных заведениях (СПТУ, техникумах, училищах, интернатах) в духе любви к природе. Остальные 20 % диссертаций, монографий и учебно-методических пособий посвящены проблемам экологической подготовки в педагогических вузах учителей различных специализаций и возможностей использования экологических знаний в преподавании своих дисциплин. В числе этих работ есть лишь несколько диссертаций [2; 7; 8; 12; 13; 23; 24], в которых производится обоснование важности экологического воспитания и образования для студентов технических вузов (но не инженерно-экологических специальностей), без учега необходимости внесения изменений в содержание и стандарты обучения.
При этом аспектам непрерывного экологического образования к настоящему времени посвящено всего лишь 11 крупных научных работ: И.Т. Гайсина [3], H.H. Гара [4], С.Г. Гильмияровой [5], Л.Ю. Гладышевой [6], И.В. Кунцевич [9], М.А. Лигай [10], В.В. Лисниченко [11], В.М. Назаренко [14],
В.Н. Огонькова [16], О.В. Поповой [22],
Н.З. Смирновой [25], В.Е. Торикова [26]. Анализ содержания вышеперечисленных публикаций по вопросам экологического образования был проведен нами в работе [19].
К сожалению, ни в одной из перечисленных работ не рассматриваются вопросы профессиональной подготовки инженеров-эко-логов в рамках системы непрерывного экологического образования. То есть до сих пор не проведена комплексная проработка задач, связанных с технологией непрерывной подготовки инженеров-экологов, не разработана системная классификация целей и профессиональных задач инженера-эколога, не предложены способы формирования содержания непрерывной подготовки инженеров-экологов, не выявлены принципы организации непрерывного инженерно-экологического образования на основе Государственного образовательного стандарта, отсутствует маршрутная карта системных связей между отдельными дисциплинами. Поэтому в данной работе мы попытаемся кратко (из-за ограниченного объема статьи) проанализировать
эти вопросы. Однако прежде чем выявить принципы организации непрерывной инженерно-экологической подготовки, необходимо определить ее основные компоненты.
Компоненты и этапы непрерывной подготовки инженсров-экологов
По нашему мнению, компонентами непрерывной инженерно-экологической подготовки являются:
- общеэкологическое воспитание (процесс формирования нравственной личности, стоящей на позициях защиты окружающей среды и применяющей природоохранные принципы в своей личной жизни и в общественных взаимоотношениях);
- общеэкологическое обучение (процесс формирования знаний, умений и навыков специалиста-эколога по общим и глобальным вопросам, принципам и методам защиты окружающей среды, основанных на понимании единства мира, биосреды как основного объекта исследований);
- инженерно-экологическое воспитание (процесс привития человеку правовых норм и культуры, формирования кодекса чести, этических правил поведения инженера-эколога в производственном коллективе и в обществе);
- инженерно-экологическое обучение (процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков инженера-эколога по фундаментальным и прикладным вопросам, принципам и методам инженерной защиты окружающей среды).
Каждый из этих компонентов занимает свое место в многоуровневой и многозвенной структуре прохождения этапов непрерывного инженерно-экологического образования. К таким этапам следует отнести (с учетом классификации этапов общего довузовского образования в работе [ 18]):
1) преддошкольное образование (познание окружающего мира в ясельном возрасте);
2) дошкольное образование;
3) начальное общее образование (1-5 классы);
4) общее образование (6-9 классы);
5) общее дополнительное образование (10-11 классы);
6) среднее специальное образование (до-инженерная профессиональная подготовка);
7) предвысшее образование (на подготовительном отделении, подготовительных курсах высшего учебного заведения);
8) высшее образование;
9) параллельное высшее образование (знания на «стыке» наук);
10) дополнительное высшее образование;
11) начальное научно-педагогическое об-разовзнис (бзкзлйвризт, мнгмстрзтурз)?
12) научно-педагогическое образование (аспирантура, докторантура);
13) повышение профессионально-педагогической и научной квалификации;
14) профессионально-педагогическая и научная переподготовка;
15) производственное образование (приобретение профессионального опыта в процессе профессиональной деятельности);
16) повышение профессиональной квалификации;
17) профессиональная переподготовка.
Необходимо отметить, что на ранних
стадиях непрерывного образования еще нет информации о внутреннем мире ребенка, его склонностях, поэтому конкретных целей инженерно-экологическое образование в данном случае не имеет. Причем это бывает характерно в некоторых случаях и для более поздних стадий подготовки. Поэтому лишь после определенной наработки такой информации можно рекомендовать продолжение последовательности по пунктам 1-17.
На наш взгляд, компоненты инженерноэкологического образования (общеэкологическое воспитание, общеэкологическое обучение и инженерно-экологическое обучение) можно распределить соответственно этапам образования (таблица 1).
Процессы воспитания и обучения на каждом из этих этапов подчиняются общим целям непрерывной подготовки инженеров-экологов:
- формирование нового класса специалистов инженерно-экологического направления, способных эффективно решать природоохранные задачи с точки зрения управления природо-иромышленными и природоохранными системами;
- осознание обучаемыми системности всех явлений и процессов, происходящих Б
биосфере как природо-промышленной системе;
- усвоение обучаемыми законов экологии, физических, химических, биологических и технологических особенностей инженерной защиты окружающей среды;
- включение обучаемых в сознательное освоение содержания образования на основе моделей окружающего мира;
" творческое Овладение о5уЧ2СМЬ!МИ ЗН2-ниями будущей профессиональной деятельности в результате учебно-исследовательской и научно-исследовательской работ учащихся;
- осознание обучаемыми навыков комплексного решения управленческих, технических, экономических и правовых задач, связанных с защитой окружающей среды;
- личностное и творческое становление будущих специалистов.
Итак, мы определили структуру непрерывного инженерно-экологического образования, раскрыли его основные понятия и цели. Но, прежде чем проектировать технологию непрерывной подготовки инженеров-экологов на основе принципов воспитания и обучения, необходимо правильно определить содержание профессиональных задач и видов профессиональной деятельности специалиста. От этого зависит результативность функционирования всей системы непрерывного инженерно-экологического образования.
Классификация и содержание профессиональных задач инженера-эколога
Прежде всего, необходимо раскрыть сущность таких понятий как «профессиональная задача», «профессиональная деятельность», «объекты профессиональной деятельности» специалиста инженерноэкологического профиля. Нами не найдено ни одной публикации, в которой бы обсуждался данный вопрос. Поэтому строгое научное определение этих понятий имеет большое значение для системы непрерывной подготовки квалифицированных инженерноэкологических кадров.
Профессиональная задача инженера-эколога - это комплекс необходимых и желаемых в перспективе требований к природопромышленной системе и ее компонентам
Таблица 1
Распределение компонентов инженерно-экологического образования (воспитание и обучение) соответственно этапам образования
№ п/п Этапы инженерноэкологического образования Про- должи- тель- ность этапа Учреждение образования Обще- эколо- гиче- ское воспи- тание Обще- эколо- гиче- ское обуче- ние Инже- нерно- эколо- гиче- ское воспи- тание Инже- нерно- эколо- гиче- ское обуче- ние
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Преддошкольное образование 2-3 года Учреждение преддо-школьного образования (ясельного типа) +
2 Дошкольное образование 3-4 года Учреждение дошкольного образования (детский сад) +
3 Начальное общее образование (1-5 классы) 5 лет Учебное заведение среднего общего образования (школа, интернат, гимназия) +
4 Общее образование (6-9 классы) 4 года Учебное заведение среднего общего образования (школа, интернат, гимназия) +
5 Общее дополнительное образование (10-11 классы) 2 года Учебное заведение среднего дополнительного образования (школа, интернат, гимназия, лицей) 4* +
6 Среднее специальное образование (доин-женерная профессиональная подготовка) 2-3 года Средне-специальное учебное заведение (ссуз: училище, техникум, профессиональный лицей) + + +
7 Предвысшее образование (на подготовительном отделении, подготовительных курсах высшего учебного заведения) 0,5-2 года Высшее учебное заведение (вуз: институт, университет, академия) +
8 Высшее образование 5-6 лет + +
9 Параллельное высшее образование 5-6 лет + + +
10 Дополнительное высшее образование 3-4 года + + +
11 Начальное научно-педагогическое образование (бакалавриат, магистратура) 2-4 года +
Продолжение таблицы I
] 2 3 4 5 6 7 8
12 Научно-педагогическое образование (аспирантура, докторантура) 3-4 года Высшее учебное заведение (вуз: институт, университет, академия) Научно-исследовательское заведение (научно-исследовательский институт, академия наук, научное общество) +
13 Повышение профес-сионально-педагогичес-кой и научной квалификации 0,5-2 года
14 Профессионально-педа-гогическая и научная переподготовка 0,5-2 года +
15 Производственное образование (приобретение профессионального опыта в процессе профессиональной деятельности) Предприятие экологического профиля +
16 Повышение профессиональной квалификации 0,5-2 года Предприятие + высшее учебное заведение (вуз: институт, университет, академия) 4*
17 Профессиональная переподготовка 0,5-2 года 4*
как объектам профессиональной деятельности специалиста, выполнение которых позволит обеспечить правильное и эффективное решение производственных проблем, прямо или косвенно связанных с экологией (выпуск экологически чистой продукции, обеспечение необходимого качества среды обитания, энергоресурсосбережение, безопасность технологии и т. д.).
Под профессиональной деятельностью инженера-эколога мы понимаем процесс поиска и реализации комплексного решения профессиональных задач, прежде всего, с точки зрения управления экологической ситуацией, основанной на способности принятия специалистом правильных решений, умении быстро ориентироваться в ситуации и приспосабливаться к меняющимся условиям профессиональной деятельности, а также на физиологических и психологических характеристиках специалиста, обеспечивающих саму возможность деятельности и выполнения задач.
Объектами профессиональной деятельности инженера-эколога являются природопромышленная система, ее подсистемы (природная и промышленная), а также внутренние компоненты и связи подсистем.
Природо-промышлениая система (ЛПС) -это совокупность природной (биогенной, естественной) и промышленной (антропогенной, искусственной) подсистем и их компонентов и связей между ними, формирующаяся в результате упорядоченного взаимодействия хозяйственных сооружений, построенных человеком, и биогенных объектов, существующих и функционирующих в природе [20]. ’
В состав природо-промышленной системы входят:
I) промышленная (антропогенная) подсистема:
а) компоненты промышленной подсистемы:
- объекты общественного потребления (жилой сектор, транспорт, торговые и обслуживающие организации, военные торговые и обслуживающие организации, армия, государственное, общественное и частное управление, коммунальные системы, их рабочие и общественные коллективы, граждане и т. д.);
- объекты промышленного производства (предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства, вокзалы, аэродромы, электростанции, военно-промышленные
предприятия и прочие, их рабочие коллективы и т. д.);
- объекты (аппараты, эколого-технологи-ческие линии, цеха, энергосистемы) защиты окружающей среды (очистные сооружения, природоохранные организации, структуры ликвидации чрезвычайных ситуаций, их рабочие коллективы и т. д.);
б) внутренние и внешние связи в промышленной подсистеме:
- потоки потребительских запросов общества, адресованных объектам промышленного производства;
- потоки первичных природных ресурсов, идущих на общественные, промышленные и эколого-технологические нужды;
- потоки промышленных потребительских продуктов;
- потоки перерабатываемых и неперерабатываемых общественных и промышленных отходов (вредных загрязнений, примесей);
- потоки запросов, ресурсов, вторичных ресурсов, продуктов и отходов (потоки запросов, ресурсов, продуктов и отходов к объектам защиты окружающей среды, потоки ресурсов, продуктов и отходов с очистных сооружений);
2) природная подсистема (окружающая среда) - экосфера с флорой и фауной (компоненты и связи атмосферы, гидросферы и литосферы).
В составе природной системы также есть аналоги компонентов и связей промышленных подсистем с аналогичными функциями, но уже по отношению к компонентам окружающей среды. Однако, для инженера-эколога главным является изучение компонентов промышленной подсистемы, как определяющих экологическую обстановку и степень антропогенного влияния человека на окружающую среду.
На основе анализа научной литературы и изучения производственного опыта по аспектам инженерной экологии, выявления сущности профессиональной деятельности ин-женера-эколога и анализа структуры приро-до-промышленной системы, можно сформулировать и классифицировать профессиональные задачи инженера-эколога, определив при этом их содержание.
Профессиональные задачи можно классифицировать:
1) по характеру задачи:
а) аналитические задачи - задачи разработки стратегии защиты окружающей среды и принятия эффективных природоохранных решений на основе результатов комплексного изучения экологической ситуации в природе с учетом всех сфер общественной и производственной деятельности, определения свойств, характеристик, условий существования и функционирования природо-промышленой системы и ее компонентов и связей между ними, выявления негативных воздействий, их свойств, области и времени распространения;
б) технологические задачи - задачи реализации техно-экологических проектов на производстве, проектирования новых процессов, аппаратов и технологических схем защиты окружающей среды на основе знаний о необходимых параметрах природопромышленной системы и се компонентов, и организации эффективного функционирования и управления средствами защиты окружающей среды;
в) социальные задачи - задачи выявления и учета степени и способов взаимодействия человека, промышленности и природы, а также системы внутриобщественных отношений, влияющих на экологическую ситуацию, при организации защиты окружающей среды с целью обеспечения устойчивого и безопасного развития общества;
г) юридические задачи - задачи обоснования и обеспечения законности предлагаемых природоохранных мероприятий;
д) санитарно-гигиенические задачи - задачи обеспечения промышленной безопасности для человека и других живых организмов;
е) экономические задачи - задачи обеспечения заданных темпов социально-экономического развития промышленно-хозяйственных комплексов в ходе реализации мероприятий по защите окружающей среды, определения величины предотвращенного экологического ущерба, эффективности природоохранных мероприятий;
ж) педагогические задачи - задачи организации воспитательного и образовательного процесса в среде производственного персо-
нала, направленного на обеспечение гармонии человека и природы, пропаганды охраны природы среди населения;
2) по содержанию задачи:
а) мониторинг - задачи оптимальной организации системы контроля и получения информации об изменениях состояния производственной и окружающей природной среды и их уровне, выявления причин негативных изменений и оценки степени их воздействия на природу и человека;
б) анализ - задачи разложения на некоторые части (элементы, признаки, характеристики, факторы) структур природо-про-мышленных объектов или систем (явлений, процессов, аппаратов, событий и т. д.), их свойств и взаимосвязей между ними и их исследование;
в) синтез - задачи объединения в единое целое различных частей (элементов, признаков, характеристик, факторов) природопромышленных объектов или систем (явлений, процессов, аппаратов, событий и т. д.) и их исследование;
г) моделирование - задачи разработки моделей природо-промышленной системы и(или) ее компонентов, на основе которых проектируется реальная система;
д) имитация (имитационное исследование) - задачи апробации, управления, изучения, прогнозирования, оптимизации поведения моделей природо-промышленной системы и ее компонентов путем проведения экспериментов с моделями природо-промышлен-ной системы и с моделями ее компонентов при варьируемых условиях, ограничениях и параметрах самой системы (компонента);
е) оптимизация - задачи получения наилучших в определенном смысле результатов при соответствующих условиях и ограничениях (например, задачи о комплексном социально-экономическом и экологическом оптимуме загрязнения природной среды в условиях создания и функционирования экологически безопасных малоотходных технологий, минимизации антропогенной нагрузки до пределов, безопасных для природной среды при обеспечении заданных темпов социально-экономического развития промышленно-хозяйственных комплексов [20]);
ж) проектирование - задачи создания новых и реконструкции действующих произ-
водств, отвечающих современным требованиям экологической безопасности (защиты человека и природы от антропогенных воздействий, энерго- и ресурсосбережения на основе информации, полученной в результате исследования состояния природо-про-мышленных систем;
з) реализация - задачи практической организации природоохранных мероприятий (задачи монтажа, пуска, выведения на рабочий режим, собственно эксплуатации, обслуживания и ремонта оборудования, аппаратов, систем защиты окружающей среды; задачи организации работы структурных природоохранных подразделений, обучение персонала и организация его эффективной работы;
и) управление - задачи оперативного принятия решений в интересах рационального природопользования, эффективности функционирования природоохранных учреждений, систем и предприятий, обеспечения нормативов качества продукции и гигиены на производстве, ликвидации последствий в случае возникновения аварий (например, уменьшение антропогенной нагрузки на природу до безопасных пределов, управление рабочим коллективом);
3) по объекту исследования:
а) исследование источников примесей -задачи комплексного изучения, управления и оптимизации основных характеристик (свойств, параметров, расположения, организационно-технологической структуры) антропогенных объектов природо-промышленной системы, являющихся центрами выбросов потоков веществ и оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду;
б) исследование свойств примесей - задачи комплексного изучения, управления характеристиками и технологическими потоками вредных веществ, выбрасываемых из источников примесей и оказывающих неблагоприятное воздействие на окружающую среду;
в) исследование размещения предприятия - задачи комплексного изучения, управления и оптимизации характеристик предприятия (уже построенного, строящегося или намеченного к строительству), являющегося источником выброса вредных примесей, имеющего определенное расио-
ложение в географических, геологических и климатологических координатах и условиях;
г) исследование структуры производственного комплекса - задачи комплексного изучения, управления и оптимизации характеристик объектов природо-промышленной системы и взаимосвязей между ними;
д) исследование компонентов природной подсистемы - задачи комплексного изучения. управления и оптимизации характеристик природной подсистемы, ее компонентов. взаимосвязей между компонентами, а также степени возможного и действительного воздействия антропогенных объектов на природную среду;
4) по времени решения и воздействия результатов решения (задачи комплексного исследования, оптимизации и управления природо-промышленной системой и ее компонентами, процесс решения которых продолжается в течение определенного времени с определенной степенью периодичности или результаты решения существуют и действительны в течение данного времени с определенной степенью периодичности):
а) оперативные задачи — от 1 часа до I месяца;
б) краткосрочные задачи - от 1 месяца до 6 месяцев;
в) среднесрочные задачи - от 6 месяцев до 50 лет;
г) долгосрочные задачи - от 50 лет до 500 лет;
д) перспективные задачи — более 500
лет;
е) детерминированные задачи - задачи, характеризующиеся отсутствием случайных факторов;
ж) вероятностные задачи - задачи, решения которых находятся в условиях неопределенности;
з) циклические задачи - задачи, определяемые периодическим изменением условий или ограничений во времени;
5) по площади решения:
а) локальные задачи - задачи комплексного исследования, оптимизации и управления природо-промышленной системой и ее компонентами на площади до 100 км2;
6) региональные задачи - задачи комплексного исследования, оптимизации и управления природо-промышленной системой
и ее компонентами на площади от 100 км2 до 1000000 км2;
в) глобальные задачи - задачи комплексного исследования, оптимизации и управления природо-промышленной системой и ее компонентами на площади более 1000000 км2.
Здесь же необходимо выделить основные свойства профессиональных задач инженера-эколога: сложность, системность, динамичность, глобальность, специфичность, гетерогенность, многомерность, многообразие, разнообразие, изменчивость, сезонность, альтернативность, нелинейность, условность, случайность, неопределенность.
Итак, нами раскрыта сущность профессиональных задач инженера-эколога, проведена их классификация, определены понятия «профессиональная деятельность инженера-эколога», «объекты профессиональной деятельности инженера-эколога». Теперь, на основе всего вышеизложенного, назовем основные методологические принципы проектирования технологии непрерывного инженерно-экологического образования.
Принципы непрерывного инженерно-экологического образования
К основным методологическим принципам проектирования технологии непрерывного инженерно-экологического образования можно отнести следующие:
1) принципы морально-нравственного и инженерно-экологического воспитания:
- обеспечение понимания взаимозависимости человека и природы;
- необходимость охраны окружающей природной среды в интересах настоящих и будущих поколений;
- поддержание биологического разнообразия;
- необходимость энерго- и ресурсосбережения на всех этапах жизни и деятельности человека;
- формирование научного мировоззрения в вопросах природопользования и защиты окружающей среды;
- согласование собственных интересов с законами природы и общества;
- обеспечение прав и свобод человека, согласования их с потенциальными возможностями природы;
- предупреждение нарастания экологических кризисов и катастроф;
- необходимость компенсации потерь, произошедших по вине человека в природе;
2) принципы общего и инженерно-экологического обучения:
- профессиональная ориентированность инженерно-экологического обучения;
- непрерывность профессиональной подготовки;
- системность профессиональной подготовки;
- введение системного инженерно-экологического мировоззрения в содержание обучения, с использованием таких базовых понятий, как «система», «природо-про-мышленная система», «управление и оптимизация природо-промышленной системы», «экологический реактор», «био-физико-хи-мическое единство процессов природной и промышленной технологий», «модель», «имитационное испытание» и других [20; 21];
- комплексное исследование экологической проблемы;
- приоритет экологических задач перед технико-экономическими;
- погружение задач проектирования и реконструкции производств в более широкий класс задач оптимального управления при-родо-промышленными системами;
- обеспечение гарантированной экологической безопасности управленческих решений;
- учет циклической воспроизводимости процессов в природо-нромышленных системах;
- применение методов математического моделирования и имитационного исследования в учебной практике и в профессиональной деятельности;
- стажировка преподавателей-экологов на промышленных предприятиях, в учреждениях по природопользованию и защите окружающей среды;
- разумное сочетание теоретических знаний с умениями и навыками при выполнении расчетов, аналитических измерений, использовании компьютерно-информационных средств и т. д.;
- направленность на достижение целей профессиональной подготовки;
- проблемно-экологическая ориентированность дипломных работ;
- прагматичность.
Таким образом, нами выявлены основные принципы организации непрерывного инженерно-экологического образования.
Учет рассмотренных особенностей и непрерывности инженерно-экологического образования, сущности профессиональных за-дям и профессиональной деятельности инже-нера-эколога, а также реализация в педагоги-ческой практике необходимых принципов обще- и инженерно-экологического воспитания и обучения будут способствовать:
- достижению целей непрерывной подготовки специалиста;
- формированию требуемого уровня и системности профессиональной культуры современного инженера-эколога;
- активизации учебно-познавательной деятельности студентов;
- готовности будущих инженеров к комплексному выполнению профессиональных задач в условиях развития науки и техники и, как следствие, к уменьшению антропогенных нагрузок на природу.
Организация непрерывного инженерно-экологического образования на основе выявленных принципов обучения и воспитания имеет своим результатом повышение качества профессиональной подготовки, что, кроме всего прочего, способствует формированию непрерывного инженерно-экологического образования как «ключевого элемента устойчивости» [27], оказывающего огромное влияние на человека и окружающую среду.
1. Алымов В.Т., Крапчатое В.П., Тарасова П.П. Анализ техногенного риска. М., 2000.
2. Багич Д.В. Формирование экологической культуры будущего инженера па основе информационных технологий: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.
3. Гайсин И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: Дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2000.
4. Гара H.H. Педагогические условия обеспечения непрерывности экологического образования в учебно-воспитательном процессе школы: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.
5. Гильмиярова С.Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей в России и США: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Уфа,
2002.
6. Гладышева Л.Ю. Муниципальная система непрерывного экологического образования как условие развития экологической культуры учащихся: Дис.... канд. пед. наук. СПб., 1999.
7. Козловская В.А. Экологическая культура инженера: Теоретико-методологические аспекты: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 1999.
8. Кузнецов Е.Г. Формирование готовности студентов - будущих инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте к решению профессиональных экологических задач: Дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2003.
9. Кунцевич И.В. Повышение эффективности непрерывного экологического образования: На материале Республики Северная Осетия-Алания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2003.
10.Лигой М.А. Экологическая подготовка преподавателя физики в системе непрерывного образования: Дис. ... д-ра пед. наук. Акмола, 1995.
1 \.Лисниченко В.В. Формирование основ экора-циональной модели повеления старшеклассника в системе непрерывного экологического образования и воспитания: Дис. ... канд. пед. наук. Архангельск, 2000.
\2.Лызь H.A. Экологическое образование как средство развития экологического сознания личности студентов технического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Таганрог, 1998.
13. Муравьева Е В. Дидактические условия развития экологической культуры студентов технического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Казань,
2003.
14. Назаренко В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: химический аспект образования: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994.
15. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Пер. с англ. / Под ред. С.А. Евтее-ва, P.A. Переплета. М., 1989.
16. Огоньков В.Н. Развитие экологической культуры учащихся на разных этапах непрерывного образования: на примере районного центра: Дис. ... канд. пед. наук. Новгород, 1998.
17. Повестка дня на 21 век // Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 1992.
18. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
19. Попов Н.С., Козачек А.В. Современные проблемы профессиональной подготовки инжене-ров-экологов в вузе // Экология Центральночерноземной области Российской Федерации: Науч.-техн. журнал. 2003. № 2 (11). С. 54-57.
20.Попов Н.С., Козачек А.В. Моделирование и управление ппиродо-ппомкмнпенными системами // Малоотходные и безотходные технологии - главный фактор охраны окружающей среды: Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. совещания. М.. 1983. Ч. 1. С. 68-69.
21. Попов Н.С., Назаров А.Г., Петрова Н.П.. Алексеев А.А. Проектирование информационно-аналитической системы природопользования // Информационные системы и процессы: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. В.М. Тютюнни-ка. Тамбов - М. - СПб. - Баку - Вена, 2003. Вып. I.C. 136-152.
22. Попова О.В. Конструирование региональной модели непрерывного экологического образования: Школа - вуз - факультет повышения квалификации: Дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 1996.
23.Секлетова Н.Н. Формирование экологической и информационной культуры инженера как комплексная дидактическая задача: Дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2002.
2А.Сшаганова Л.Б. Методика проектирования эргономичной системы экологического образования в техническом вузе: Дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 1999.
25. Смирнова Н.З. Методологические основы системы непрерывного экологического образования в условиях современных школ-комплексов: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002.
26. Ториков В.Е. Непрерывное экологическое воспитание и образование. Брянск, 1998.
21.Nguyen D.Q. Environmental engineering education I I 1st Russian Seminar on Engineering Education. Tomsk, Russia, 7-8 September 2000. Australia, 2001. P. 61-64.
Поступила в редакцию 15.04.2004.