УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
А.М. СТИХОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии и экологии ГОУ ВПО «Морская государственная
академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» Тел.: 9887706497; stihova.am@ mail.ru
СИСТЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕГРАТИВНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
В статье рассматриваются вопросы реализации интегративного и дифференцированного подходов в обучении общей и неорганической химии, их общие закономерности и условия функционирования. Выделены основные параметры эффективности предлагаемой системы организации процесса обучения химии в вузе. Дан анализ основных дидактических средств, обеспечивающих оптимальное сочетание и направления развития процессов интеграции и дифференциации. Установлены особенности в развитии личностных качеств обучаемых в условиях экспериментального обучения.
Ключевые слова: интегративный и дифференцированный подходы, химическая и инженерно-экологическая области знаний, профессиональная направленность, межпредметная и внутрипредметная интеграция.
В основе единства противоположных процессов интеграции и дифференциации лежит взаимосвязь и взаимозависимость химических процессов и химических явлений. Интеграция означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей в единое целое и в то же время процесс, ведущий к этому состоянию [2].
Очевидно, что интегративный и дифференцированный подходы заложены как в содержании, так и в методологии усвоения химического содержания [1, 2]. Основные закономерности взаимосвязи интегративного и дифференцированного подходов и принципы их функционирования рассмотрены в условиях высшего профессионального образования при изучения дисциплины «Общая и неорганическая химия».
Ставились следующие задачи:
■ развитие умений видеть и устанавливать связи между предметными областями, а на их основе — между явлениями окружающей действительности, имеющими эколого-химическую природу;
■ формирование устойчивого познавательного интереса к инженерно-экологической специализации;
■ повышение мотивации к изучению общей и неорганической химии.
Определены основные параметры диагностики уровней развития качеств личности выпускника в условиях экспериментального обучения. К ним относятся:
■ профессиональная мобильность;
■ высокий творческий потенциал;
■ владение методами научного исследования.
Это, в свою очередь, потребует не только повышения уровня химической подготовки курсантов, но и усиления профессиональной эколого-технической направленности химических знаний.
Закономерным является переход от интеграции к дифференциации и далее —воспроизведение этого процесса на новом уровне. Эта тенденция уже начала проявлять-
© А.М. Стихова
ся в научном познании и имеет определенные результаты. Интеграция и дифференциация проявляются одна в другой и одна через другую, однако в общей тенденции развития содержания химического образования имеет преимущество интеграция над дифференциацией [2].
Интеграция и дифференциация представляют собой элементы структуры химических и специальных инженерно-экологических дисциплин. Основные понятия этих дисциплин встроены в определенную систему, которая состоит из двух предметных областей - химической и инженерно-экологической.
В роли системообразующих были выделены самостоятельные содержательные компоненты раздела «Общая химия», с которыми на основе внутри- и межпредметной интеграции взаимодействуют аналогичные компоненты содержания всех других учебных дисциплин [3].
На основе внутрипредметной интеграции устанавливается взаимосвязь между темами и даже целыми разделами, как, например, общей химией и неорганической химией. Изучение химии элементов опирается на содержательные компоненты общей химии, что, в свою очередь, помогает структурировать большой объем фактологического материала неорганической химии.
Межпредметная интеграция предполагает изучение блока химических дисциплин (органической, физической, коллоидной и аналитической) в тесной взаимосвязи друг с другом, а также широкие обобщения на основе существующей взаимосвязи.
Установление связей возможно при наличии в них общего объекта изучения (явление, процесс), при условии, если знание об объекте, полученное при изучении одной дисциплины, широко используется в другой. Кроме того, общие теории применяются для объяснения изучаемых в разных дисциплинах природных и техногенных явлений и процессов. Причем объем и глубина изучения теоретических представлений в разных химических дисциплинах дозируется, что служит признаком уровневой дифференциации.
Ко второй предметной области относится инженерно-экологическая, в данном случае речь идет о связи содержания общей и неорганической химии с блоком специальных и общенаучных дисциплин.
Так, например, такие дисциплины, как «Общая экология», «Промышленная экология», «Инженерная защита атмосферы и гидросферы», успешно интегрируются с неорганической химией, а «Теоретические основы защиты окружающей среды» — с общей химией. Взаимосвязь прослеживается и
с такими дисциплинами, как «Науки о земле» и «Основы токсикологии».
К эффективным средствам реализации интегративного и дифференцированного подходов относятся экспериментальные действия и решение расчетных задач. Задачи же, в свою очередь, делятся на искусственные (учебные) и реальные, составленные на основе региональных экологических проблем.
Различают химические и инженерно-экологические эксперименты, а также учебные и исследовательские, которые соответственно выполняются в курсовых и дипломных работах. Возможность интеграции экспериментальных умений и навыков, в свою очередь, обеспечивает их преемственность и поэтапное развитие.
Важнейшей составляющей процесса обучения в высшей школе является самостоятельная работа, которая сама по себе имеет интегративную и дифференцированную природу. Установка на развитие самостоятельности и активности курсантов в процессе изучения общей и неорганической химии есть необходимое условие реализации интегративно-дифференцированного подхода.
Как следствие, преодоление разрыва между объективно научным, интеллектуальным, чувственным и ценностным освоением химической и инженерно-экологической областей знания очевидно.
Обучение общей и неорганической химии на основе интеграции и дифференциации способствует формированию элементов системного мышления и развитию мотивации к ее изучению. Однако формирование мотивационно-ценностного отношения курсантов к будущей профессиональной деятельности происходит не стихийно, а лишь при наличии специальной организации учебного процесса.
Обеспечивают оптимальное соотношение интеграции и дифференциации разнообразные учебно-методические пособия:
а) руководства к лабораторным и практическим работам;
б) краткие лекционные курсы;
б) указания к курсовым работам;
в) рекомендации к выполнению аудиторной и внеаудиторной дифференцированной самостоятельной работы и др. Все они имеют экологическую направленность и содержат перечень необходимого к усвоению основного и фактологического материала.
Так, выполнение заданий по неорганической химии способствует развитию теоретических представлений общей химии. В свою очередь, эти задания дифференцированы в соответствии с те-
матикой разделов и привязаны к определенным видам контроля и самоконтроля.
Внутрисистемная интеграция и дифференциация в химической области знаний обеспечивают, с одной стороны, представление мира как единого целого, с другой — познание глубины и объективности закономерностей природы [2].
Очевидно, что существует связь между оптимизацией в преподавании химии и разработкой и использованием дидактических материалов с разнообразными образовательными функциями и интегративно-дифференцированным характером.
В основе образовательного процесса лежит понимание всеми его участниками структуры изучаемых дисциплин, их теоретического и практического значения, от которых напрямую зависит преемственность в обучении. Учебные дисциплины, их преподавание и непосредственно процесс учения находятся во взаимной связи и взаимообусловленности и как дифференциальные компоненты составляют единую интегративную систему.
Так, содержание учебного предмета определяет и характер преподавания, и характер учения, а строится это содержание с учетом особенностей как учения, так и преподавания. В то же время преподавание считается тем успешнее, чем больше учитывает особенности усвоения, специфику учебных программ, учебников, отдельных методов и организационных форм.
В том числе и процесс учения изменяется под влиянием как разнообразия программ, учебников и учебно-методических пособий, так и методов и форм обучения и оказывает обратное влияние на них, т.е., в свою очередь, влияет на построение учебного предмета и методику его преподавания.
Дифференциация и интеграция обусловливаются личностными компонентами обучаемого (свойствами личности, интересами, в том числе профессиональными), а также уровнем изучения содержания, его систематичностью, глубиной, последовательностью усвоения.
Центральное место обучаемого — его интегративно-дифференцированная природа, под него подбираются содержание, методы, а также технологии обучения. Были установлены особенности в развитии личностных качеств обучаемых в условиях экспериментального обучения. Не меньшее значение придается и личностным качествам преподавателя, оказывающим влияние на интегративно-дифференцированное взаимо-
действие всех компонентов учебного процесса.
Интеграция и дифференциация - это элементы системы естественнонаучного подхода к изучению химических явлений, сюда же входят и основные операции мышления. Так, синтез и обобщение можно считать процессами интегративными, в то же время операции анализа, систематизации, классификации относятся к категории дифференциации.
Итак, технология сочетания дидактических принципов интеграции и дифференциации как в содержании, так и в процессе его воплощения в учебной деятельности представляет несомненный интерес. Система качества химических знаний профессиональной инженерно-экологической направленности включает следующие компоненты:
■ предметно-содержательный (полнота, глубина, обобщенность химических знаний, ориентированных на использование в дисциплинах общепрофессионального и специального циклов);
■ деятельностно-процессуальный (системность, оперативность, гибкость знаний, умение усваивать профессионально значимые химические знания, применять их в решении профессиональных проблем);
■ личностно-мотивационный (осознанность знаний, их прочность и самостоятельность в применении к решению инженерно-экологических проблем).
Речь идет, по сути, о реализации дифференцированного подхода в условиях интегративного обучения общей и неорганической химии, о преемственности в реализации идей интеграции и дифференциации.
Результатом интегративно-дифференцированного подхода является развитие личности, формирование самостоятельности, развитие творческой инициативы. Кроме того, речь идет о преодолении обособленности между предметными сферами и разрыва между аудиторной и внеаудиторной деятельностью курсантов, что способствует формированию системного мышления, поднимает содержание на новый уровень обобщения.
В то же время можно говорить о формировании интегративной и одновременно дифференцированной структуры познавательной деятельности, адекватной деятельности специалиста, развитии качеств личности, отвечающих инженерноэкологическому профилю образования.
Библиографический список
1. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. — Ростов н /Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. — 440 с.
2. Вьюнова Н.И. Теоретические основы интеграции и дифференциации психолого-педагогического образования студентов университета: дис... д-ра пед. наук / Н.И. Вьюнова. — М.,1999.
3. Топина Е.В. Формирование химико-экологических знаний в курсе общей химии в вузе: дис. канд. пед. наук / Е.В. Топина. — М., 1998.
А.М. БТШОУД
THE SYSTEM OF INTERRELATION OF THE INTEGRATED AND DIFFERENTIATED APPROACHES IN
CHEMISTRY TRAINING
In article realisation questions integrated and the differentiated approaches in training of the general and inorganic chemistry are considered; their general laws and functioning conditions. Key parametres of efficiency of offered system of the organisation of process of training of chemistry in high school are allocated. The analysis of the basic didactic means providing an optimum combination and directions of development of processes of integration and differentiation is given. Features in development of personal qualities of trainees in the conditions of experimental training are established.
Key words: integrated and the differentiated approaches, chemical and engineering-ecological fields of knowledge, a professional orientation, intersubject and intrasubject integration.