Научная статья на тему 'Содержание профессиональной деятельности инженера-эколога'

Содержание профессиональной деятельности инженера-эколога Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
2217
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Козачек А. В., Попов Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание профессиональной деятельности инженера-эколога»

вать. в этом слу чае целесообразно использовать методику ранговой корреляции.

Объединение экспертов возможно на основе вычисления коэффициентов ранговой коррекции. Методика вычисления попарных коэффициентов ранговой корреляции пред-пола! ает. что вместо ранжировок «идеала» и «претендента» вписываются всевозможные пары ранжировок экспертов (таких мар может быть (). где т количество экспертов.

Обработка парных сравнений по анкете. В этом случае составляется матрица парных сравнений каждого эксперта по следующим правилам.

Предположим, что эксперт выполнил все

п(п-\) _ _

С ; = -— сравнении. Результаты могут

быть представлены в виде таблицы, где более предпочтительный в парс признак получает балл 2. менее предпочтительный - 0. эквивалентность оценивается баллом I.

Например:

Приз- наки А, А: А, А, А, Сумма баллов

А, I 0 э 4т 2 2 7

а2 2 1 2 0 0 5

А, 0 0 1 0 0 1

А, 0 2 2 1 •> Ат 7

А^ 0 2 2 0 1 5

Ранжирование признаков производится по сумме баллов, полученных каждым их них. то есть ранг 1.5 получают признаки А|. А». ранг 3.5 - А?. А< соответст венно, ранг 5 А^.

Получение нестрогого упорядочения (стандартизованных рангов) связано с допущением отношений эквивалентности и существованием циклических триад (иетранзи-I ивных предпочтений эксперта). Полученные упорядочения ранжировка каждого эксперта - обрабатываются по методике парных баллов.

Метод экспертной оценки можно использовать не только для оценивания конкретных показателей, но и для прогнозирования.

В заключение еще раз подчеркнем, что невозможно дать универсальный и неизменный набор методов исследования качества педагогического образования для всех уровней. процедур и целей проведения мониторинга. Выбор этих методов и средств определяется:

во-первых, целями, принципами и приоритетами, лежащими в основе мониторинга;

во-вторых, логикой развития процесса экс гтертного исследовани я;

в третьих, видением ситуации самими экспертами, их предпочтениями, профессионализмом. интуицией.

Поступила в редакцию 30.05.2005.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОС ТИ ИНЖЕНЕРА-ЭКОЛОГА

А.В. Козачек, Н.С. Попов

Kozachek A.V.. Poptn N.C. I he contents of The professional activity of an engineer-ecologist. I ho article presents a content research of the prfcssional activity of an engineer-ecologist. the objects and the principles of its organization. I hc essence of professional competence and skills of the engineer-ecologist is defined. This make it possible to draw up a new approach to the problem ol organization of the professionally directed engineer-ecological education in the process of continuous training of engineer-ccologists.

В работах (І; 4] мы выявили значимость инженерно-экологического образования для развития общества на современном этапе и раскрыли основные недостатки в подходах к организации такого образования в вузах. Теперь, для того чтобы правильно «выстроить траекторию» организации обучения инжене-ра-эколога. необходимо правильно определить содержание его профессиональной дея-

тельности. От этого зависит результативность функционирования всей системы инженерно-экологического образования.

Сущность профессиональной деятельности инженера-эколога

В работе [ 11 нами была раскрыта сущность понятия «профессиональная деятель-

ность». В этой связи иод профессиональной деятельностью инженера- эколога будем понимать процесс поиска и реализации комплексного решения профессиональных задач. прежде всего с точки зрения управления экологической ситуацией, направленный на достижение заданной цели и основанный на способности принятия специалистом правильных решений, умении быстро ориентироваться в сложившейся ситуации и приспосабливаться к меняющимся условиям профессиональной деятельности, а также на профессиональных, физиологических и психологических характеристиках специалиста, обеспечивающих саму возможность деятельности и выполнения задач.

Цель профессиональной деятельности инженера-эколога, по нашему мнению, - это заранее намеченное изменение состояния, свойств и качеств объекта профессиональной деятельности инженера-эколога, на окончательное достижение которого направляются его усилия.

При практическом осуществлении цель профессиональной деятельности выступает как система конкретных профессиональных задач [2].

С учетом этого можно определить содержание профессиональной деятельности инженера-эколога. Что же, по нашему мнению. должен делать инженер-эколог? Инженер-эколог в процессе своей профессиональной деятельности должен:

1) при создании нового промышленного производства - уметь реально оценивать экологическую ситуацию, ставить и правильно решать задачу о комплексном социально-экономическом и экологическом оптимуме загрязнения природной среды в условиях создания и функционирования экологически безопасных малоотходных технологий;

2) в условиях существования несовершенного (с экологической точки зрения) промышленного производства - уметь выбирать и проектировать системы очистки, максимально обеспечивающие защиту окружающей среды и безопасность человека, управлять ими в комплексе;

3) в условиях как существования промышленного производства, так и наличия при нем очистных систем - уметь модернизировать, оптимизировать и управлять очи-

стными системами в целях повышения эффективности их работы при минимальных затратах.

Во всех этих случаях свою деятельность инженер-эколог реализует по определенному алгоритму. Анализируя аспекты реальной производственной деятельности инженера-эколога. научную, учебную и патентную литературу, а также техническую документацию, можно назвать основные этапы данного алгоритма (с учетом [I; 3; 4]). Итак, инженер-эколог:

1. Проводит мониторинг состоянии окружающей среды.

1.1. Анализирует окружающую среду как систему, выявляет ее системные свойства и характеристики.

1.2. Выявляет неблагоприятные воздействия и степень их влияния на компоненты окружающей среды в зависимости от различных показателей (количества, уровня, интенсивности и т. д.), определяет виды, свойства, энергетическое и фазовое состояние заг рязнений, их динамическое поведение во времени.

1.3. Определяет, есть ли превышение уровня загрязненности окружающей среды (количества загрязнений, интенсивности их воздействия и т. д.) по сравнению с предельно-допустимым уровнем, указанным в нормативных документах; определяег ущерб и рассчитывает штрафные санкции к нарушителю - физическому или юридическому лицу (в случае наличия такого превышения) на основе нормативных юридических, экономических и экологических доку ментов.

2. Проектирует мероприятии по защите окружающей среды.

2.1. Определяет необходимую степень защиты (очистки от загрязнений) окружающей среды в случае наличия превышения уровня загрязненности окружающей среды (количества загрязнений, интенсивности их воздействия и т. д.) по сравнению с предельно-допустимым уровнем.

2.2. Анализирует эффекгивность существующих мероприятий и способов защиты окружающей среды на основе результатов, полученных на этапе п. 2.1.

2.3. Обосновывает и проводит выбор мероприятий и способов защиты окружающей

среды и обработки шламов на основе экологическою и техникоэкономическою расчетов.

2.4. Определяет последовательность мероприятий и способов защиты окружающей среды и обработки шламов (разрабатывает технико-экологический проект) с использованием экономических, технических, социальных и других оценок.

2.5. Выполняет проектирование (расчет и конструирование) процессов, аппаратов и технологических схем защиты окружающей среды и обработки шламов (в случае отсутствия необходимых типовых процессов, аппаратов и технологических схем в отраслевых каталогах оборудования); выполняет подбор стандартных процессов, аппаратов и технологических схем по отраслевым катало! ам оборудования (при наличии таковых); участвует в реконструкции и модернизации уже существующих на предприятии процессов, аппаратов и технологических схем защиты окружающей среды и обработки шламов в целях повышения эффективности их работы и. соответственно, увеличения степени защиты окружающей среды.

2.6. Анализирует и рекомендует способы контроля и управления состоянием окружающей среды, состоянием процессов защиты окружающей среды и обработки шламов.

2.7. Участвует в анализе и выборе способов размещения процессов, аппаратов и технологических схем защиты окружающей среды и обработки шламов, проектировании цехов и предприятий; консультирует специалистов по контрольно-измерительным приборам и автоматизации (КИ11иА) в вопросах промышленного и экологического мониторинга, а также по вопросам выбора способов размещения приборов и оборудования контроля, управления и автоматизации процессов защиты окружающей среды и обработки шламов.

3. Реализует мероприятия по защите окружающей среды.

3.1. Осуществляет надзор за практической реализацией ранее выбранных мероприятий и способов защиты окружающей среды и обработки шламов (размещение, монтаж, пуско-наладка. текущий ремонт, останов, контроль состояния процессов и аппаратов защиты окружающей среды, управле-

ние процессами и аппаратами защиты окружающей среды и их автоматизация).

3.2. Взаимодействует с руководящими и контролирующими государственными органами, владельцами и менеджментом предприятий и организаций, рабочими коллективами, населением в рамках задач повышения эффективности природоохранной деятельности, недопущения зафязнения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Далее переходим вновь к этапу 1.

Данный алгоритм цикличен. так как после ре&тизации мероприятий по защите окружающей среды инженер-эколог снова проводит мониторинг ее состояния, и если его результаты оказались неудовлетворительными, то этапы данного алгоритма могут выполняться заново.

В процессе выполнения этого алгоритма инженер-эколог:

разрабатывает стратегию защиты окружающей среды;

принимает технологические и управленческие природоохранные решения;

осуществляет постановку задач на анализ свойств и состояний компонентов при-родо-промышленной системы, анализ их состояния. выбор способов защиты окружающей среды, проектирование процессов и аппаратов защиты окружающей среды, контроль и управление процессом зашиты окружающей среды, контроль и управление рациональным использованием природных ресурсов, расчет предельно-допустимых выбросов и т. д.;

изучает технологические и экологические аспекты задачи;

разрабатывает задание на проектирование или реконструкцию способов и аппаратов очистки;

осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);

анализирует потоки веществ, то есть составляет материальный батане в целях ресурсосбережения;

анализирует потоки энергии, то есть составляет энергетический баланс в целях энергосбережения:

изучает социальные требования и юридические нормы по техническому заданию;

анализирует действующие стандарты качества природной подсистемы:

разрабатывает математические, физические и другие модели поведения компонентов природо-промышленной системы, разрабатывает сценарии их имитационного исследования, выполняет имитационное исследование;

рассчитывает процессы и аппараты защиты окружающей среды:

принимает участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов аппаратов защиты окружающей среды.

готовит исходные данные для составления отчетов, планов, смет, заявок на материалы, оборудование;

помогает разрабатывать проектно-сметную. рабочую и техническую документацию. оформляет результаты научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ;

участвует в составлении планов размещения природоохранного оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает производственные мощности и загрузку природоохранного оборудования с учетом санитарно-гигиенических норм;

участвует в разработке технически и экологически обоснованных норм потребления ресурсов и энергии, выработки, обслуживания расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, энергии для природоохранного оборудования;

рассчитывает экономическую эффективность природоохранных процессов;

выявляет и анализирует причины сбоя в работе природоохранного оборудования, принимает участие в разработке мероприятий по их предупреждению:

разрабатывает методы технического контроля и испытания установок защиты окружающей среды;

осуществляет контроль соблюдения технологического регламента работы оборудования защиты окружающей среды;

осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины обслуживающею персонала и правильной эксплуатацией оборудования защиты окружающей среды:

разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности природоохранных мероприятий: сравнивает реальные результаты реализации природоохранных мероприятий с экспериментальными, полученными в ходе имитационных исследований и стендовых испытаний;

сравнивает результаты реализации природоохранных мероприятий с лучшими мировыми аналогами:

- проводит постоянный мониторинг ситуации в окружающей среде и на очистных сооружениях;

проводит работы по соответствию природоохранной деятельности стандартам 1ЯО;

проводит экологическую сертификацию продукции и различных мероприятий:

- рассчитывает ущерб, наносимый природе и обществу от загрязнений, штрафные санкции к нарушителю (физическому или юридическому лицу) на основе нормативных юридических, экономических и экологических документов:

участвует в составлении экологических паспортов на оборудование и производство, патентных и лицензионных заявок на изобретения и промышленные образцы;

- рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию природоохранных технологий и дает заключения о целесообразности их использования;

участвует в проведении соответствующих его профилю научных исследований или выполнении новых технических разработок;

участвует во внедрении разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых природоохранных изделий, объектов;

изучает специальную литературу по новинкам отечественной и зарубежной науки и техники;

подготаштиваег информационные обзоры. рецензии, оттывы и заключения тта техническую доку ментацию.

Здесь же необходимо сказать и о профессиональных функциях инженера-жо.юга. к которым мы относим:

!) исполнительские - функции, связанные с выполнением инженером-экологом норм, требований и правил нормативноправовых документов в сфере зашиты окружающей среды и смежных отраслях, а также указаний вышестоящего начальства и т. д.;

2) императивные - функции, связанные с использованием инженером-экологом определенных властных полномочий (например, проведение проверок предприятий, загрязняющих окружающую среду, наложение на них предписаний, наказаний, их закрытие):

- фискальная (проверочная); административная (руководящая);

- регламентирующая;

- информирующая; воспитательная;

3) самостоятельные - функции, связанные с выполнением инженером-экологом каких-либо самостоятельных действий по защите окружающей среды (например, принятие профессиональных решений, разработка стратегии защиты окружающей среды, организация и проведение мониторинга окружающей среды и т. д.);

4) альтернативные - функции, связанные со способностью инженера-эколога решать профессиональные задачи не только в сфере защиты окружающей среды, но и в сферах промышленного производства или об шест венного потребления, например, работая химиком-аналитиком в лаборатории (в случае производственной необходимости) или химиком-технологом на химическом заводе (в случае невостребованности по основной специальности).

Профессиональная деятельность инженера-эколога строится в соответствии с определенными принципами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принципы профессиональной деятельности инженера-эколога, по нашему мнению, -это основные положения, определяющие содержание. организационные формы и методы организации инженером-экологом своей профессиональной деятельности по защиге окружающей среды в соответствии с ее общими целями и особенностями.

К таким принципам можно отнести следующие:

I) принцип комплексного исследования экологической проблемы - все процессы, происходящие в промышленности (прежде

всего в химической технологии) и в природе, гак или иначе, взаимосвязаны друг с другом, поэтому разработка и реализация каких-либо природоохранных мероприятий специалистом может быть основана на комплексном изучении интересуемых явлений и процессов во взаимосвязи друг с другом и едином к ним подходе;

2) принцип приоритета экологических задач перед технико-экономическими - при одновременной заинтересованности в решении задач природоохранного, произволе I-венного или экономического характера специалисту в первую очередь необходимо обеспечить решение природоохранных задач, тогда как все остальные задачи (производственные и экономические) рассматривать в качестве ограничений;

3) принцип погружения задач проектирования природо-промышленных систем в более широкий класс задач оптимального управления - любую поставленную перед специалистом профессиональную задачу удобно рассматривать с точки зрения управлении процессом ее решения, опираясь при этом на результаты имитационного экспериментального исследования проектируемого объекта;

4) принцип обеспечения гарантированной экологической безопасности производственных и управленческих решений — специалисту необходимо обеспечить безопасность инженерных решений для окружающей среды при разработке, оптимизации, проектировании, реализации и управлении объектами производственной, общественной и природоохранной деятельности;

5) принцип учета циклической воспроизводимости процессов в природо-промыитен-ных системах - многие явления и процессы в окружающей среде являются цикличными по своей сути, что необходимо учитывать специалисту при работе с ними;

6) принцип учета био-физико-химиче-ского единства процессов в промыииенности и природе - все процессы, происходящие в промышленности и в природе, подчиняются единым фундаментальным биологическим. физическим и химическим законам мира, изоморфны по отношению друг к другу, что необходимо учитывать специалисту в процессе решения профессиональных задач;

7) принцип «холизма» или целостности природных систем - все процессы и компоненты окружающей среды настолько сильно взаимосвязаны между собой, что любое изменение одного из природных компонентов может привести к неблагоприятному изменению другого природного компонента этой же системы (это принцип особенно важен при решении инженером-экологом задач экологического менеджмента);

8) принцип применения методов имитационного моделирования и исследования в профессиональной деятельности - в процессе решения профессиональных задач специалист с помощью методов математического и физического моделирования проводит вариативные исследования явлений и процессов, происходящих в природо-промышленной системе, с таким расчетом, чтобы существовала возможность непосредственного имитационного управления этими процессами изменением начальных и граничных условий с контролем всех входных и выходных данных.

Все эти принципы накладывают определенный «отпечаток» на профессиональные качества инженера-эколога, заставляют думать о том, какие области знаний ему будут полезны в вузе.

Можно сделать вывод, что инженер-эколог должен уметь решать задачи анализа и синтеза, оптимизации, ресурсо- и энергосбережения. экологического менеджмента. При этом инженер-эколог должен уметь принимать правильное решение, делать это объективно, оперативно, предвидя возможные его последствия. Кроме этого, специалист должен быстро ориентироваться в ситуации и приспосабливаться к меняющимся условиям профес-сиональной деятельности. Для этого специалисту нужен такой блок знаний, у мений и навыков, который будет связан с глубоким и системным пониманием процессов промышленной и природной технолог ий, что и сделает его компетентным.

Сущность профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков инженера-эколога

Какими же профессиональными компетенциями, знаниями, умениями и навыками должен обладать инженер-эколог для эффек-

тивного выполнения поставленных перед ним задач? Попытаемся ответить на этот вопрос в следующих формулировках.

Профессиональная компетентность ин-женера-эколога, по нашему мнению. - это совокупность профессиональных компетенций. знаний, умений и навыков специалиста, эффективная реализация которых зависит от наличия у специалиста определенного набора профессиональных, психологических и физиологических качеств, и которые обеспечивают инженеру-экологу способность творческою и интеллектуального принятия профессиональных решений и возможность результативного, комплексного и оптимального решения профессиональных задач по защите окружающей среды в большинстве ситуаций. связанных с профессиональной деятельностью.

Составными частями профессиональной компетентности инженера-эколога являются:

профессиональные компетенции;

профессиональные знания, умения и навыки.

Определим сущность понятия профессиональная компетенция инженера-эколога. По нашему мнению, профессиональная компетенция инженера-эколога - это способность инженера-эколога эффективно и своевременно реализовывать на практике свои профессиональные знания, умения и навыки, принимать правильные решения в большинстве ситуаций, связанных с выполнением его профессиональных задач по защите окружающей среды.

Понятие «профессиональная компетенция» является, по нашему мнению, более общим случаем такого понятия, как «способность принятия специалистом профессиональных инженерных решений», определяемого в различных работах как умение специалиста за счет введения в действие упорядоченною ряда мыслительных операций (профессионального мышления), в частности, сравнения и обобщения и на основе полученных им знаний, умений и навыков решать профессиональные задачи.

Профессиональные компетенции инженера-эколога можно классифицировать в соответствии с профессиональными задачами, раскрытыми нами в работе [1]:

1. По характеру решаемых профессиональных задач (компетенция в решении аналитических задач; компетенция в решении экономических задач; компетенция в решении юридических задач; компетенция в решении технологических задач; компетенция в решении санитарно-гигиенических задач; компетенция в решении коммуникативных задач; компетенция в решении педагогических задач: компетенция в решении социальных задач).

2. По содержанию решаемых профессиональных задач (компетенция в решении задач мониторинга; компетенция в решении задач анализа; компетенция в решении задач синтеза: компетенция в решении задач моделирования; компетенция в решении задач имитации (имитационного исследования); компетенция в решении задач оптимизации; компетенция в решении задач проектирования; компетенция в решении задач реализации; компетенция в решении задач управления).

3. По объекту исследования решаемых профессиональных задач (компетенция в решении задач исследования источников примесей; компетенция в решении задач исследования свойств примесей; компетенция в решении задач исследования размещения предприятия: компетенция в решении задач исследования структуры произволе! венного комплекса; компетенция в решении задач исследования компонентов природной подсистемы).

4. По времени решения и воздействия результатов решения профессиональных задач (компетенция в решении оперативных задач; компетенция в решении краткосрочных задач; компетенция в решении среднесрочных задач; компетенция в решении долгосрочных задач: компегенция в решении перспективных задач; компетенция в решении детерминированных задач; компегенция в решении вероятностных задач; компетенция в решении циклических задач).

5. По площади решения профессиональных задач (компетенция в решении локальных задач; компетенция в решении региональных задач; компетенция в решении глобальных задач).

Прежде чем определить знания, умения и навыки применительно к конкретным ви-

дам профессиональной деятельности инже-нера-эколога и решаемых им профессиональных задач, необходимо определить их сущность.

С учетом [2] будем считать, что профессиональные знания инженера-эколога - это информация (факты, сведения, научные теории, законы, определения и т. д.) по вопросам зашиты окружающей среды, закрепленная в определенной системе сознания инженера-эколога, составляющая ею личное достояние, которым он может пользоваться по необходимости, и приобретенная в процессе его жизни, учебы и профессиональной деятельности лично или от других людей.

Профессиональные умения инженера-эколога, по нашему мнению, - это осознанные практические целесообразные действия инженера-эколога. связанные с решением им профессиональных природоохранных задач, осуществляемые на основе приобрегенных профессиональных знаний (с учетом [3]).

Под профессиональными навыками инженера-эколога мы подразумеваем привычные профессиональные действия (умения) инженера-эколога, доведенные до автоматизма и безошибочно выполняемые определенными способами (с учетом |2|).

Профессиональные навыки и умения вырабатываются на основе приобретенных профессиональных знаний [2].

По нашему мнению, профессиональные знания, умения и навыки инженера-эколога можно киксифицировать следующим образом:

1) специальные профессиональные знания, умения и навыки инженера-эколога -знания, умения и навыки, необходимые для комплексного и оптимального решения системы профессиональных задач по защите окружающей среды, творческого, интеллектуального и объективною принятия профессиональных решений;

2) общепрофессиональные знания, умения и навыки инж енера-эколога - знания, умения и навыки, позволяющие инженеру-экологу решать сопутствующие или вспомогательные задачи, связанные с профессиональной деятельностью (например, проектирование конкретных типов природоохранного оборудования. разработка производственной документации и т. д.):

3) базовые профессиональные знания. умения и навыки инженера-эколога - знания, умения и навыки, являющиеся базовой основой для решения проблемно-ориентированных профессиональных задач (например, знание способов численного решения задач оптимизации, анализа, синтеза, проектирования. имитационного моделирования и т. д.):

4) элементарные профессиональные знания, умения и навыки инженера-эколога -знания, умения и навыки, дающие возможность специалисту выполнять определенные профессиональные действия при решении каких-либо задач (например, знание видов математических уравнений, методов и приемов интегрирования, дифференцирования, принципов функционирования электрических цепей, строения ядра, классификацию хими-

ческих веществ, таблицу Менделеева, умение читать и разрабатывать чертежи и т. д.).

На основе информации об области профессиональной деятельности инженера-эколога, анализа научной и учебной литературы по защите окружающей среды и по организации педагогического процесса можно определить знания, умения и навыки для выявленных нами видов профессиональных задач. Специальные и обшепрофессиональ-ные знания, умения и навыки выделены в таблице I.

Перечисленные профессиональные знания, умения и навыки, так или иначе, должны приобретаться студентами инженерно-экологических специальностей в процессе их обучения в вузе.

Таблица I

Комплекс профессиональных знаний, умений и навыков специалиста инженерно-экологического профиля

№ п/п Тематика Профессиональные

знания умения навыки

1 2 3 4 5

I. Специальные профессуоншьные знания, умения и навыки инженера-эколога

1.1 Проведение анализа окружающей среды как системы, выявление ее системных свойств и характеристик +

1.2 Выявление неблагоприятных воздействий и степени их влияния на компоненты окружающей среды в зависимости от различных показателей (количества, уровня, интенсивности и т. д.), определение видов, свойств, энергетическою и фазового состояния загрязнений, их динамического состояния во времени + + 4-

1.3 Определение, есть ли превышение уровня загрязненности окружающей среды по сравнению с предельно-допустимым уровнем, указанным в нормативных экологических документах 4. 4

1.4 Выполнение экологических и технико-экономических расчетов по защите окружающей среды, рациональному природопользованию, определению штрафных санкций к нарушителю экологической ситуации + +

1.5 Определение необходимой степени защиты (очистки от загрязнений) окружающей среды в случае наличия превышения уровня загрязненности окружающей среды по сравнению с предельнодопустимым уровнем +

1.6 Проведение анализа существующих мероприятий и способов зашиты окружающей среды на основе выявленной необходимой степени ее зашиты

1.9 Проектирование (расчет и конструирование) процессов, аппаратов и технологических схем защиты окружающей среды и обработки шлама (в случае отсутствия необходимых стандартных процессов, аппаратов и технологических схем в отраслевых каталогах оборудования)

1 И) Подбор стандартных процессов, аппаратов и технологических схем по отраслевым каталогам оборудования (в случае наличия таковых) + 4-

Продолжение таблицы I

1 2 3 4 5

111 Реконструкция и модернизация уже существующих на предприятии процессов, аппаратов и технологических схем защиты окружающей среды и обработки шлама в целях увеличения тффектив-ности их работы и, соответственно, увеличения степени защиты окружающей среды + + +

1.12 Выбор способов контроля, управления и автоматизации процессов зашиты окружающей среды и обработки шлама + +

1.13 Выбор способов размещения процессов, аппаратов и технологических схем зашиты окружающей среды и обработки шлама, проектирование цехов и предприятий; выбор способов размещения приборов и оборудования контроля, управления и автоматизации процессов зашиты окружающей среды и обработки шлама

1.14 Реализация выбранных ранее мероприятий и способов зашиты окружающей среды и обработки шлама (участие или самостоятельное размещение, монтаж, пуско-наладка, текущий ремонт, остановка, контроль за состоянием процессов и аппаратов защиты окружающей среды, управление процессами и аппаратами защиты окружающей среды и их автоматизация) +

1.15 Взаимодействие с руководящими и контролирующими государственными органами, владельцами и менеджментом предприятий и организаций, рабочими коллективами, населением в целях повышения эффективности природоохранной деятельности

1.16 Организация и руководство работой трудового коллектива природоохранного предприятия X +

1.17 Экологическое воспитание трудового коллектива природоохранного предприятия и других предприятий и пропаганда защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов среди населения

1. IX Оценка состава и свойств промежуточных продуктов с целью возможности разработки новых технологических процессов, более безопасных для окружающей среды + +

2. Общепрофессионшьные тан их, умения и навыки инженера- жо.юги

2.1 Постановка задачи шшиты окружающей среды, анализа, проектирования, упрааления и т. д. 4- + +

2.2 Формулирование целей защиты окружающей среды, анализа, проектирования, управления и т. д. + *г +

2.3 Формулирование критериев и показателей достижения целей защиты окружающей среды, анализа, проектирования, управления и т. д., построение структуры их взаимосвязей

2.4 Разработка стратегии защиты окружающей среды, анализа, проектирования, управления и т. д. + + 4

2.5 Выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных, социальных, бытовых, экономических, юридических аспектов деятельности

2.6 Разработка задания на проектирование или реконструкцию способов и аппаратов очистки 4-

2.7 Осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по теме (заданию) 4"

2.8 Разработка и анализ обобщенных вариантов решения проектной задачи, оценка их воздействия на окружающую среду + т 4

2.9 Нахождение компромиссных решений в условиях многокритери-альности и неопределенности т 4»

2.10 Перевод любой профессиональной задачи из класса, например, проектирования, в класс управления (например, процессом проектирования) и оптимизации +

2.11 Методологические принципы решения профессионатьных задач и учета их в профессиональной деятельности +

2.12 Стратегия принятия профессиональных решений + + +

2.13 Принятие решения, предвидение ею последствий 4-

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5

2.14 Разработка разделов «Охрана окружающей природной среды» в обоснованиях инвестиций и проектах + 4- 4-

2.15 Разработка проектов технических условий, стандартов и технических описаний 4- + 4-

2.16 Основные параметры, принципы появления, существования и функционирования природо-промышленной системы и ее объектов 4-

2.17 Сущность системных связей обмена, потребления и переработки и механизмов переноса массы, энергии и импульса между объектами промышленной и природной подсистем +

2.18 Сущность аналогии экологических объектов с химическими реакторами +

2.19 Принципы, методы и способы знерго- и ресурсосбережения, оптимизации и оптимального управления объектами природо-промышленной системы и природоохранными процессами +

2.20 Принципы и методы анализа экологической ситуации, характеристик и изменений объектов деятельности (источников выделения загрязняющих веществ и образования отходов, источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ, природоохранною оборудования, систем управления и т. д.) +

2.21 Социальные требования к состоянию и защите окружающей среды 4-

2.22 Юридические нормы состояния и зашиты окружающей среды +

2.23 Действующие стандарты качества природной подсистемы +

2.24 Принципы организации природоохранной деятельности с учетом отраслевой специфики 4-

2.25 Механизмы воздействия производства на компоненты биосферы 4-

2.26 Экологические требования, предъявляемые к сырью, материалам, готовой продукции в промышленных производствах 4-

2.27 Определение допустимой экологической нафузки на окружающую среду 4- + 4

2.28 Виды загрязнений, их классификация, характеристики и свойства +

2.29 Степень влияния различных видов загрязнений на компоненты окружающей среды +

2.30 Источники загрязнений, их классификация и характеристика 4-

2.31 Принципы, способы и теоретические основы рекуперации и утилизации газообразных, жидких и твердых отходов производства с возможностью их использования при модернизации существующих и создании новых производств +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.32 Виды основного технологического природоохранного и промышленною оборудования и принципы его работы +

2.33 Технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных технологий защиты окружающей среды 4*

2 34 Системы и методы проектирования химико-технологических и природоохранных процессов и режимов функционирования +

2.35 Принципы и методы размещения производственных цехов на определенной территории, степень влияния такого размещения на окружающую среду +

2.36 Выполнение размещения технологических схем и установок по очистке газовых выбросов и сточных вод и переработке твердых отходов на определенной территории с учетом влияния такого размещения на окружающу ю среду 4- 4

2.37 Принципы и методы работы в управленческих структурах природоохранных органов и в органах надзора за экологической безопасностью +

2.38 Расчет штрафных санкций к нарушителю (физическому или юридическому лицу) в случае наличия превышения уровня загрязненности окружающей среды по сравнению с предельно-допустимым уровнем, на основе нормативных юридических, экономических и экологических документов + 4- 4-

Продолжение таблицы I

I 2 3 4 5

2.39 Проведение экологических экспертиз проектных решений, технологических процессов и производств, сертификации продукции по признакам экологической безопасности + + 4-

2.40 Конструирование, разработка технологии изготовления оборудования защиты окружающей среды ■f 4- +

2.41 Конструирование, разработка технологии изготовления наладки специализированной оснастки или технологического инструмента для типового оборудования защиты окружающей среды + + 4-

2.42 Использование каталогов технологическою и вспомогательного оборудования для выбора готовых машин и аппаратов применительно к данному технологическому процессу зашиты окружающей среды +

2.43 Проведение работы по испы танию вновь созданного оборудования защиты окружающей среды + 4* 4-

2.44 Планирование и проведение научных исследований в области зашиты окружающей среды + 4- 4*

2.45 Основные научно-технические проблемы экологической безопасности +

2.46 Перспективы развития техники и технологии защиты окружающей среды +

2.47 Способы проведения экологических экспертиз проектных решений, технологических процессов и производств, сертификации продукции по признакам экологической безопасности

2.48 Организационные основы осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и антропогенного характера на предприятиях отрасли +

2.49 Нормативы загрязненности окружающей среды +

2.50 Стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации на технику защиты окружающей среды +

2.51 Постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по технологической подготовке как промышленного производства, гак и природоохранной техники 4

2.52 Принципы, методы и средства экологического и производственного контроля +

2.53 Прикладные компьютерно-информационные программы в области решения задач защиты окружающей среды •f

2.54 Принципы и методы прикладного программирования, программирование при орг анизации защиты окружающей среды 4- 4-

2.55 Основные физико-химические процессы в атмосфере, гидросфере и почвенном слое: особенности распространения и трансформации загрязняющих веществ в окружающей среде, их расчет 4- + 4-

Заключение

Проведенный анализ содержания профессиональной деятельности инженера-эколога позволяет с новых позиций подойти к разработке профессионально-ориентированной методолог ии организации подготовки инженера-эколога в вузе.

Ктачек А.В. Принципы организации непрерывного профессионально-ориентированного инженерно-экологического образования П Психол.-педагог, журн. Гаудеамус. Тамбов. 2004. № I (5). С. Ю5-П4.

2. Под.часый П.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М., I996.

3. Попов Н.С. Проектирование информационноаналитической системы природопользования Ч Информационные системы и процессы: сб. науч. ip. / под ред. проф. В.М. Тютюнника. Тамбов - М. СПб. Баку - Вена, 2003. Выи. I.C. 136-I52.

4. Попов Н.С. Современные проблемы профес-

сиональной подготовки инженеров-экологов в вузе // Экология Центрально-Черноземной области Российской Федерации: науч.-техи.

журн. 2003. № 2 (11). С. 54-57.

Поступила в редакцию 10.06.2U04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.