Научная статья на тему 'Учет личностного потенциала при обучении дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»'

Учет личностного потенциала при обучении дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косынкина С. Э.

Рассмотрена структурно-функциональная модель личностного потенциала обучаемых. Показаны факторы, участвующие в формировании личностного потенциала при обучении вопросам безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет личностного потенциала при обучении дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»»

УДК 378

С.Э. Косынкина

УЧЕТ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Рассмотрена структурно-функциональная модель личностного потенциала обучаемых. Показаны

факторы, участвующие в формировании личностного потенциала при обучении вопросам безопасности жизнедеятельности.

Для повышения компетентности человека в области безопасности жизнедеятельности человеку необходимо овладеть знаниями в этой области. В связи с этим в российскую систему образования в 90-х гг. прошлого столетия была введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».

Необходимость и актуальность получения образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности диктуется, во-первых, важностью сохранения среды обитания человечества и обеспечения естественных основ жизнедеятельности человека, во-вторых, значимостью такого образования для формирования гармонично развитой личности будущего специалиста.

Основополагающим условием реализации личностного потенциала при обучении безопасности жизнедеятельности является формирование личности, способной избегать опасности. Применительно к безопасности жизнедеятельности разработанная Ю.К. Черновой и В.В. Щипановым структурно-функциональная модель личностного потенциала претерпевает изменения и приобретает вид, представленный на рисунке. Она включает блоки профессиональных и креативных (личностных) качеств обучаемых.

Блок профессиональных качеств как фундамент будущего специалиста включает в себя два фактора.

Первый - чисто биологический фактор, вытекающий из индивидуальных особенностей человека (возраст, пол, состояние здоровья и т.п.) и проявляющийся в целом наборе безусловных рефлексов, которыми человек неосознанно пользуется в различных опасных ситуациях. К безусловным рефлексам можно отнести способность к концентрации внимания; скорость неосознанно используется в различных опасных ситуациях. К безусловным рефлексам можно отнести: способность к концентрации внимания; скорость зрительно-моторных и других реакций человека; скорость оценки обстоятельств; приспособление человека к неожиданным изменениям и т. п.

Вторым фактором является психофизиологический, определяющий индивидуальные особенности психического отражения и психических функций. Психологические качества проявляются в чувствительности человека к обнаружению опасности; скорости реакции на проявленную опасность; эмоциональной реакции на опасность и т.п.

Креативные (личностные) качества характеризуют творческие возможности обучаемого и позволяют ему быстро адаптироваться и быть конкурентоспособным в условиях современного производства. Они формируются из факторов, определяемых опытом человека и характеризующих степень мотивации к обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Характеристики фактора, определяемого опытом человека, включают следующие компоненты: умение принимать решения в нестандартных ситуациях; способность к качественной и количественной оценки опасной ситуации; умение применять полученные знания и навыки; способность видеть возможности и пути совершенствования безопасной деятельности и т. п.

Существенным фактором самосохранения человека в условиях производственной опасности является степень мотивации к обеспечению безопасности жизнедеятельности. Он включает в себя формирование способностей самосохранения человека в условиях производственной опасности; установки личности к безопасному труду; положительного отношения к требованиям правил безопасности и т.п.

Приоритетную роль в безопасной деятельности личности играет система саморегуляции, т.е. образ «Я», интегрирующий ценности, цели, идеалы, и достижение их, избегая при этом опасностей.

Основополагающим условием реализации личностных качеств и личностного потенциала при обучении является готовность человека к обеспечению безопасности жизнедеятельности.

186

Представления о значении того или иного явления, предмета, действия формируются в соответствующей среде, отражая его наиболее важные свойства, связи, отношения. В индивидуальном сознании конкретного человека происходит субъективное отражение этих понятий, их индивидуальная интерпретация, которая определяется понятием «смысл».

Для выявления отношения человека к различным задачам и ситуациям, возникающим в ходе его деятельности, необходимо установить смысл, который он в этих ситуациях усматривает. Выделяя эмоции, которые обусловлены успешным ходом деятельности и достижением цели, с одной стороны, и эмоции, связанные с трудностями, опасностями и угрозами здоровью человека, с другой стороны, необходимо ввести понятие значимости как меры эмоциональной реакции человека на смысл ситуации, задачи и т. п.

Учет личностного потенциала при обучении БЖД

Биологические

факторы:

индивидуальные

особенности

человека:

возраст, пол, состояние здоровья, степень утомлени;

безусловные

рефлексы:

скорость реакции человека, концентрация внимания, скорость оценки обстоятельств, приспособление к неожиданным изменениям

Психо-физиологические факторы:

чувствительность человека к обнаруженной опасности;

скорость реакции на проявленную опасность;

эмоциональная

реакция

на опасность

Профессиональные качества

Креативные качества

Факторы,

определяемые

опытом

человека:

умение принимать решения в нестандартных ситуациях;

способность к качественной и количественной оценке опасной ситуации;

умение применять полученные умения

и навыки;

способность видеть возможности и пути совершенствования безопасной деятельности

Факторы, характеризующие степень мотивации к обеспечению БЖД:

формирование способности самосохранения человека вусло-виях производственной опасности;

формирование установки личности к безопасному труду;

формирование положительного отношения к требованиям правил

Структурная модель учета личностного потенциала при обучении БЖД

Главной целью человека как системы является его самосохранение, т.е. личная безопасность. Однако человек постоянно взаимодействует со средой обитания. Его безопасность неотделима от безопасности среды. Поэтому функциональной целью системы «человек» является поддержание безопасного состояния среды обитания.

Организация безопасной деятельности человека в среде обитания состоит из следующих элементов: психологического настроя; обучения и обеспечения стимуляции безопасной деятельности.

Создание психологического настроя основывается на установке общественного мнения о том, что каждый, начиная от рабочего и до руководителя предприятия, заинтересован в создании безопасных условий труда на рабочем месте.

Обеспечение стимуляции безопасной жизнедеятельности есть один из путей усиления мотивации к безопасному труду. При этом возможны как положительные (поощрения), так и отрицательные (наказания) стимуляции. К положительным относятся: объявление благодарностей, премирование, награждение ценными подарками и т. п. К отрицательным - выговор, увольнение, наложение штрафа и т.п.

Обучение безопасности жизнедеятельности является хорошим способом выработки навыков безопасного труда. В ходе обучения необходимо последовательно переводить обучаемого от способности узнавать, идентифицировать отдельные явления до способности критически их осмысливать (философия безопасности). Это способствует закреплению в памяти обучаемого определенной методики действий в любой практической ситуации (рефлексия).

Решение этих задач служит одной из важных целей воспитания - готовности к обеспечению безопасной жизнедеятельности. Достижение этой цели обеспечивается решением более конкретных задач - формированием практической готовности к обеспечению личностной безопасности.

Воспитание фактической готовности к обеспечению личностной безопасности направлено на формирование у студентов готовности к предупреждению и действиям в опасных ситуациях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. Высш. шк., 1991.

2. Должнеко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод. пособ. М.: Высш. шк., 1990.

3. ЗимняяИ.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 1999.

4. Карпов В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе. СПб., 1992.

5. КрыловаН.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М: Высш. шк., 1990.

6. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Наука, 1987.

7. Чернова Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе: Учеб. пособие. Тольятти: ТолПИ, 1992.

8. Чернова Ю.К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения: Монография / Под ред. В.В. Щипанова; Москва-Тольятти: Изд-во ТолПИ, 2000.

9. Щипанов В.В. Интегративно-дивергентное проектирование мультидисциплинарных систем. М.: Исследовательский центр проблем качеств подготовки специалистов, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.