Научная статья на тему 'Формирование элементов технологической культуры учащихся средствами учреждений дополнительного образования детей'

Формирование элементов технологической культуры учащихся средствами учреждений дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование элементов технологической культуры учащихся средствами учреждений дополнительного образования детей»

связано прежде всего с необходимостью смены ценностных ориентиров общества в целом и человека в отдельности, ухода от потребительского подхода к окружающей среде.

Авторы рассмотренных программ не ставят задачу формирования экологической направленности личности участников педагогического процесса в дошкольном учреждении. Однако эта проблема смыкается с философским осмыслением глобальных ценностей общества в современном мире, с педагогическими аспектами, направленными на экологизацию воспитательного процесса в детские годы, когда ребенок легко усваивает эти представления на себе с выходом на природоохранительную деятельность. Таким образом, важно развивать экологическое сознание, где закладываются предпосылки ценностных ориентаций, среди которых человек и среда его обитания входят в приоритет ценностей. Все это зависит от педагога, способного самостоятельно оценивать экологическую обстановку и связь этого состояния со здоровьем населения, организовать развивающую предметную среду для цели экологического образования, анализировать свое поведение по отношению к окружающей среде и работу с дошкольниками с позиции новой парадигмы (изменение ценностных ориентиров) [9, с. 42].

Таким образом, формирование экологической направленности личности требует разработки системы экологического воспитания, выстроенной в новой парадигме, которая требует рассмотрения следующих аспектов:

- во-первых, осознание человеком себя как части живой природы;

- во-вторых, бережное отношение ко всему живому на Земле;

- в-третьих, способность созидать, а не разрушать

свои отношения с окружающим миром;

- в-четвертых, воспитание стремления к бесконфликтному поведению с окружающим миром, желание приносить в этот мир добро.

Соответственно, цель экологического образования видится нами как формирование экологического сознания личности общества, обеспечивающее в свою очередь формирование экологической культуры и экологической направленности личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия с природой, обеспечивающего выживание и развитие.

Литература

1. Бобылева Л. Экологические знания - дошкольникам. // Дошкольное воспитание, 1997, № 7.

2. Венгер А. «Развитие» - программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.

3. Вересов Н. Мы - земляне. // Дошкольное воспитание, 1994, №12.

4. Кондратьева Н. Экологическое воспитание: проблемы и перспективы. // Дошкольное воспита-ние,1993, №7.

5. Королева А. Естествознание для малышей. // Дошкольное воспитание, 1998, № 10.

6. «Мы». Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. СПб.: «Детство-пресс», 2005.

7. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

8. Потапова Т. Экологическая культура в раннем детстве. // Обруч, 1997, № 2.

9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. М., 1999.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ

УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ А. А. Карачев, кандидат технических наук, заведующий кафедрой методики преподавания общетехнических дисциплин и трудового обучения МПГУ, профессор, Т.М. Лейбова, аспирантка факультета технологии и предпринимательства МПГУ, педагог МОУ ДО «Станция Юных техников», г. Саров

овременное российское образование переживает венно-индустриальную» [1].

С период модернизации, обусловленный быстрым продвижением современного российского общества в направлении «постиндустриального» или «техногенного» общества.

Каждому этапу развития общества соответствует особая культура, овладев которой, человек чувствует себя комфортно в социуме, так как является носителем и «пользователем» ее ценностей и достижений. Для современного общества особое значение приобретает технологическая культура.

В широком смысле категория «культура» представляет собой совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

Одной из черт, которые характеризуют культурное развитие современного общества, является «перенос интереса людей с традиционной культуры на производст-

Сфера производства является местом, где пересекаются материальная и духовная стороны человека и где индивид реализует свой внутренний потенциал, вступая в определенные отношения с коллективом и производством. Технология и знание играют фундаментальную роль в эволюции современного общества, именно это позволяет говорить о своеобразном переносе интересов людей в сферу культуры.

По мнению некоторых исследователей, к числу наиболее существенных противоречий в контексте полноценного включения молодого поколения в жизнь следует отнести противоречие между развитием человеческой индивидуальности, ограниченной биологическим возрастом, и социально-технологическим развитием человечества. По их мнению, обостряется и другое противоречие, порожденное несоответствием между уровнем совре-

менной техники и подготовленностью ее пользователей. Имеется в виду не столько техническая подготовка, сколько формирование культуры пользователя, уровень развития общих исследовательских умений, позволяющих своевременно находить верные (с точки зрения минимального риска) решения в критических, проблемных ситуациях [2].

Современная экономика ориентирована на кадры, требования к которым намного превосходят уровень подготовки большинства современных выпускников как средней, так и высшей школы. Поэтому можно вполне логично утверждать, что более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности являются не разрозненные знания, а обобщенные умения, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблемы, способности к иноязычному общению, подготовка в области информационных технологий и др. [4].

Современный работник должен уметь справляться как с традиционными производственными функциями, так и иметь новые качества: способности и умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу, иметь представления о технологической картине мира, об эффективных способах преобразовательной деятельности, обеспечивающих гармоничное взаимодействие человека с природной и технологической средой и улучшающих качество его жизни.

Говоря другими словами, современный человек должен быть высококвалифицированным специалистом на качественно новом уровне, обладать некими общекультурными компетенциями, интегральными характеристиками, связанными со способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного рода занятий.

В формулировке А.В. Хуторского, «Общекультурные компетенции - это круг вопросов, по отношению к которым человек должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности...», куда также можно отнести и «опыт освоения научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира» [4].

Наблюдения за процессами экономических преобразований в России и мире и анализ этих процессов позволяют сделать следующие заключения:

• в странах с развитой рыночной экономикой главное изменение в структуре экономики будет заключаться в увеличении доли высокотехнологичных отраслей;

• непрерывность образования как «явление тех-нологизации общества и распространения научных знаний становится ведущим фактором развития, расширяющим сферу применения технологии» [5];

• возрастают требования к «технологической культуре», которая олицетворяет новый слой культуры, указывающий на высокий уровень способностей и научных знаний в осуществлении человеком любого технологического процесса или проекта как в социальной, так и в производственной сферах деятельности.

В силу вышесказанного можно утверждать, что формирование технологической культуры (ТК) является необходимым условием формирования общекультурных компетенций.

По словам В.Д. Симоненко, сегодня формирование

разносторонне развитой личности из идеальной цели воспитания превращается в реальную практическую задачу. Общее образование без его технологической составляющей не способно решить эту глобальную задачу. Выражая согласие с мнением ученого о том, что проникновение технологии во все сферы человеческой жизни и деятельности обязывает подрастающее поколение иметь хотя бы минимальный уровень ТК, мы попытались уточнить смысл и содержание понятия «ТК школьника».

Не преследуя цели представить в статье все имеющиеся трактовки данного понятия, отметим, что многие ученые и исследователи в своих трудах вносят различные нюансы в раскрытие его сущности (Атутов П. Р., Бажина И.А., Калашникова О.Г., Мохова Л.А., Симоненко В.Д., Чудинский Р.М. и др.).

В современной научно-педагогической терминологии определение В.Д. Симоненко наиболее емко отражает общепринятый подход к понятию «ТК», и в нем технологическая культура характеризуется как «преобразующая творческая природосообразная деятельность, включающая знания, умения и навыки, эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия» [6].

Однако, определив для себя общий смысл данного понятия и даже его «наполнение», нам не удалось увидеть четких характеристик, позволяющих сформировать образ индивида, обладающего технологической культурой. Таким образом, оказалось невозможным представить практическую педагогическую деятельность, направленную на формирование ТК у школьников.

Важные для понимания понятия «ТК» суждения содержатся в трудах ученых, отмечающих, что для успешного овладения ТК и преобразовательной деятельностью у индивида должны быть сформировано технологическое мышление и определенные технологически важные качества, к которым относятся: гибкость мышления, высокая профессиональная компетентность и мастерство, профессиональная мобильность, самостоятельность, способность творчески решать технологические задачи, эмоциональная устойчивость, способность к коммуникативной деятельности, трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, развитие эстетических чувств и вкусов, стремление к постоянному образованию и др. [6].

Технологическое образование является лишь элементом общего образования, и, безусловно, формирование технологически важных качеств у школьников представляется трудновыполнимой задачей для отдельного предмета. Добиться требуемых результатов возможно в том случае, если данная задача будет осознаваться как ведущая преподавателями всех предметов. Это становится особенно очевидно, если обратиться к широкой общественной дискуссии, касающейся вопросов целостного компетентностного образования и требований к современной модели выпускника средней школы. Напомним, что в рамках этих требований молодые люди должны обладать образовательной компетенцией, означающей, в определении А.В. Хуторского, «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений,

навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности» [4].

Кумулятивный характер культуры, выражающийся в нарастании объема человеческого опыта, предопределяет постановку вопроса об уточнении определения технологической культуры школьника и выделении таких технологических элементов, которые могут быть сформированы у учащихся в рамках школы, а также в учреждениях системы дополнительного образования, роль которых в современном образовательном процессе невозможно не учитывать.

В научных статьях Ю.А. Хотунцева [7], Е.Б. Слеповой [8], исследовании И.С. Хамитова [9] в состав технологической культуры включены такие элементы, как: культура труда, графическая культура, культура дизайна, информационная культура, предпринимательская культура, культура человеческих отношений, экологическая культура, культура дома, потребительская культура, проектная культура. Можно предположить, что данные компоненты выделены на основании соотнесения их с соответствующими разделами программы образовательной области «Технология» (ООТ). Вместе с тем, приведенная выше классификация не имеет достаточной степени обобщенности элементов, например, не совсем ясно, почему культура дизайна и проектная культура отнесены к разным компонентам, хотя по логике они органично сочетаются, а потребительскую культуру в обозначенном контексте трудно отнести к преобразовательной деятельности.

При определении элементов технологической культуры учащихся мы сталкиваемся с задачей выделения инвариантной составляющей, которую можно формировать посредством широкого спектра учебных предметов и внеучебной деятельности,при системообразующей роли ООТ. Принимая за основу положение об определяющем значении ТК для успешной социализации каждого члена общества, можно предложить следующие принципы выделения ее составляющих: инвариантность наиболее распространенным видам технологической деятельности, соответствие современным общественными взглядами на технологическую культуру индивида, социальная значимость знаний, умений и личностных качеств.

На наш взгляд, целесообразно разделить все многообразие составляющих технологической культуры на две основные группы:

1) общетехнологические компоненты (ОТК);

2) специальные технологические компоненты (СТК).

В такой классификации общетехнологические компоненты и представляют собой инвариантную составляющую элементов технологической культуры, формирование которых можно возложить на общее и дополнительное образование, предоставив профессиональному образованию задачи формирования специальных технологических компонентов.

Таким образом, в состав ОТК попадают инвариантные элементы, формирование которых соответствует целям технологического образования и ценностно-смысловой ориентации школьного и дополнительного образования, а именно:

1) культура труда (владение трудовыми движениями, приемами обработки различных материалов, выполнение правил безопасной работы с инструментами, гигиены труда, рациональная организация рабочего места);

2) графическая культура (знания и умения работать с графическими изображениями, технической и технологической документацией, использование чертежных инструментов и ИКТ технологий для подготовки технологической документации);

3) проектная культура (владение навыками проектной и исследовательской деятельности, выполнение требований дизайна и эргономики, правовая компетентность в сфере интеллектуальной собственности);

4) информационно-коммуникационная культура (умение работать с различными источниками информации, находить информацию, критически ее оценивать, анализировать и отбирать, хранить и перерабатывать, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, умение взаимодействовать с людьми в процессе преобразовательной деятельности);

5) политехническая грамотность (знание истории, современного состояния и перспектив развития техники, ее влияния на процессы в жизни общества, умения осуществлять выбор необходимых технических средств для решения технологических задач, знание и использование приемов безопасной эксплуатации устройств и приборов);

6) экологическая культура (умение оценивать экологические последствия преобразовательной деятельности и руководствоваться экологическими принципами принятия решений);

7) культура профессионального самоопределения (владение навыками рефлексии, готовность к осознанному профессиональному самоопределению, самообразованию и профессиональной мобильности).

Подчеркивая значение элементов ТК, непосредственно связанных с преобразовательной деятельностью индивида, мы определяем ТК школьника как накопленный опыт технологической деятельности общества, отраженный в готовности школьника к личностной ценностно-смысловой, природосообразной преобразовательной деятельности.

Отметим также, что в настоящее время существует проблема недооценки технической составляющей технологической культуры. В средствах массовой информации и научных исследованиях все чаще поднимаются вопросы о стремительной автоматизации, компьютеризации и роботизации производства [10], технократиза-ции среды обитания человека, но в то же время подготовка индивида к существованию в такой среде все менее адекватна изменяющимся условиям.

Особую озабоченность вызывает наметившийся разрыв в технологическом образовании школьников при переходе от начальной к основной школе. Анализ школьных учебников по технологии для начальной школы свидетельствует о том, что техническая составляющая в них выражена слабо, недостаточное внимание уделяется знакомству школьников с технологической терминологией, необходимой для перехода к изучению программы основной школы, за рамками учебников остаются исторические примеры создания технических объектов, развитие материалов, инструментов и техники. Практические задания в основном направлены на выполнение работ в области декоративно-прикладного

искусства. Поэтому у младших школьников не формируются в полной степени даже те технические знания и навыки, которые отраженны в требованиях «Образовательного стандарта начального общего образования по технологии».

В этой связи представляется необходимым активизировать педагогическую деятельность по формированию элементов технологической культуры школьников в рамках учреждений дополнительного образования

(УДО).

Как известно, статус УДО подразумевает наличие в них такой образовательной среды, при которой воспитанникам предоставляется право выбирать виды деятельности, отвечающие их интересам и склонностям. Поэтому система УДО позволяет реализовать методологические принципы гуманистической педагогики: каждый ребенок занимает свое собственное место в целостном образовательном процессе, личностно-деятельностный подход, уважение и доверие, педагогика успеха; индивидуальный подход к ребенку, учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей, формирование индивидуальности, принцип добровольности участия в деятельности детского объединения, опора на детскую самодеятельность и самоуправление, гибкость, вариативность и преемственность в воспитании и образовании.

Мы полагаем, что и в системе УДО, начиная с младшего школьного возраста, следует ориентироваться на формирование у детей таких элементарных технологических навыков и умений, которые составляют основу ТК.

Рассмотрим модель образовательного процесса по формированию отдельных элементов ТК у младших школьников, реализованную в творческом объединении технического профиля «ЭВРИКА» Станции юных техников города Сарова Нижегородской области. Исходя из специфики учреждения и возраста детей (7-11 лет), нами были выделены для освоения следующие элементы ТК: культура труда, графическая культура, информационно-коммуникативная, политехническая грамотность.

Модель включает в себя следующие структурные компоненты: целевой, содержательный, процессуальный и результативный.

Целевой компонент модели формируется на основе образовательных устремлений детей, социального ожидания их родителей и с учетом специфики и возможностей УДО.

Содержательный компонент модели нашел отражение в комплексной разноуровневой образовательной программе объединения «ЭВРИКА». В нашем случае комплексность определялась взаимосвязью обучающего, развивающего, воспитательного блоков программы, возможностью многосторонней деятельности детей, основывающейся на центре детских интересов - техническом творчестве.

Процессуальный компонент модели определяется организацией педагогической деятельности на основе целей и задач блоков образовательной программы. За время работы в объединении дети проходят три этапа обучения в соответствии со своим возрастом и подготовкой: подготовительный, творческо-технологический, проектный. Особенностью организации педагогической деятельности на всех этапах является постепенное освоение детьми элементов технологического образования в индивидуальном темпе, по мере выполнения программных требо-

ваний и личных образовательных планов.

На подготовительном этапе воспитанники приобретают базовые знания и навыки (культура труда, первоначальные графические знания и умения), необходимые в дальнейшем для овладения элементами ТК. Расширяются представления детей об экологических проблемах техносферы и их последствиях для здоровья и жизнедеятельности людей. Ведется работа по эстетическому развитию детей.

Следующий технологический этап характеризуется деятельностью, связанной с решением детьми простейших конструкторско-технологических задач, в том числе при работе с технологическими картами при составлении и оформлении собственных и привнесении изменений оптимизирующего характера в имеющиеся. Политехнические знания воспитанников распространяется на сферу бытовых и производственных технологических процессов и технических устройств, реализуясь в рамках творческих проектов. Формирование и развитие оргдеятель-ностных качеств детей происходит параллельно с обучением в объединении: увеличивается доля самостоятельной деятельности учеников при выборе объектов и форм деятельности и при планировании ее этапов, особое внимание уделяется обучению детей приемам взаимодействия в процессе деятельности.

На проектном этапе обучения воспитанникам предлагается работать по индивидуальным планам, которые составляются в процессе индивидуальных бесед с воспитанниками, с учетом пожеланий их родителей и (или) при помощи педагога. Работа по составлению, корректированию и анализу индивидуальных карт, а также работа в органах ученического самоуправления тесно взаимосвязана с работой по обучению детей приемам рефлексии, в процессе чего происходит формирование и развитие личностных и оргдеятельностных качеств воспитанников и приобретение ими коммуникативных способностей. Обязательной формой оценки эффективности деятельности детей является защита работ с представлением технологической и описательной документации определенной формы.

Положительные результаты эксперимента по реализации образовательной программы творческого объединения «ЭВРИКА» подтверждены статистическими данными. Организация диагностики включала в себя следующие методы: наблюдение, тестирование, беседы, контрольные и творческие задания и упражнения, экспертиза образовательных продуктов воспитанников.

Для каждого из четырех выделенных элементов ТК были выделены показатели и предложены критерии оценки:

- культура труда оценивалась по следующим показателям: владение трудовыми движениями, владение приемами обработки различных материалов, техника безопасности, гигиена труда, организация рабочего места;

- графическая культура: знание условных обозначений графических изображений, использование их на практике, владение чертежными инструментами, владение приемами работы с различными художественно-графическими средствами;

- информационно-коммуникативная культура: владение приемами работы с печатными источниками информации, владение приемами работы с простейшей технологической документацией, умение взаимодействовать с партнерами по деятельности, умение организовать

работу в малой группе;

- политехническая грамотность: теоретические знания по истории развития техники в соответствие с программой объединения, умения осуществлять выбор необходимых технических средств для решения простейших технологических задач.

Для каждого из заявленных четырех элементов была составлена таблица, в которой были обозначены ее качественные характеристики и параметры их оценки по десятибалльной шкале. Количество набранных баллов за каждую качественную характеристику суммировалось, и определялся общий уровень овладения элементом ТК: низкий, средний, или высокий.

В соответствие с данными по каждому элементу составлялась сводная таблица и определялась динамика успешности овладения воспитанниками элементами ТК, анализировались результаты эксперимента.

Для выявления достоверности и статистической значимости полученные данные обрабатывались по методу 1-критерия Стьюдента, показавшем, что общие показатели в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Несмотря на имеющиеся в некоторых случаях идентичные итоговые количественные показатели в обеих группах, качественные показатели у экспериментальной группы оказались существенно выше, несмотря на то, что «на старте» эта группа имела более низкие характеристики.

Эксперимент показал, что в результате реализации программы творческого объединения нам удалось успешно сформировать у детей заявленные элементы технологической культуры. Отметим также, что данный перечень элементов ТК соотносится с требованиями образовательных стандартов к ученикам, оканчивающим начальную школу, и в некоторых пунктах их частично дублирует, что вполне закономерно. В процессе практической деятельности по данному направлению было выявлено, что в условиях занятий в творческих объединениях, воспитанники младшего школьного возраста успешно справляются и с более высокими требованиями к их технологической подготовке.

В заключении хочется отметить, что представленные в рамках данной статьи результаты педагогической дея-

тельности в детском объединении дополнительного образования уже сегодня могут быть охарактеризованы как реальные шаги к новому наполнению образования, о реформировании которого идет речь в широких научно-педагогических кругах.

Литература

1. Toffler А. The third wave. - N.Y.: William Morrow and Co., 1980.

2. Титов Е.В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии // Педагогика. - 2003. - №9.

3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября.

4. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, 23 апреля 2002 г.

5. Витаньин И. Общество, культура, социология. -М., 1984.

6. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. Книга для учителя. - Брянск: Вентана Граф, 1998.

7. Хотунцев Ю.Л. Проблема формирования технологической культуры учащихся // Педагогика». - 2006. -№4.

8. Слепова Е.Б. Место и роль курса "Основы технологической культуры" в профильном обучении на старшей ступени общего образования»// http://www.websib.ru/noos/technology/method.html.

9. Хамитов И.С. Формирование технологической культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Овечкин В.П. Теоретико-методологические основы проектирования содержания технологического образования учащихся: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. -Ижевск, 2006.

11. Денисова Н.А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования: Дисс. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2006.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА В УСЛОВИЯХ ВНУТРЕННЕЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НА ОСНОВЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ УЧЕБНОЙ

ИНФОРМАЦИИ

А. А. Толстенева, кандидат педагогических наук, докторант Волжского государственного инженерно-педагогического университета, г. Нижний Новгород

Комплексное психолого-педагогическое изучение ния информации. Нами рассматривались визуальный. чд

д

человека, проведены рядом отечественных исследователей, а именно М.А. Холодной, А.Е. Дружининым и др. позволило установить, что успешность изучения различных дисциплин зависит от рада индивидуальных психологических особенностей обучаемых, которые мало изменяются с возрастом и являются индивидуальной особенностью каждого. Одной из таких особенностей является индивидуальный стиль кодирова-

предметно-практический и словесно-речевой стили кодирования учебной информации. Проведенное анкетирование показало, что опрошенные студенты распределились следующим образом по преобладающим стилям кодирования информации: визуальный стиль - 25%; предметно-практический стиль - 45%; словесно-речевой стиль -30%. Анализ результатов успеваемости по различным предметам дал следующий результат (таблица 1).

Таблица 1

Стили кодирования информации История и иностранный язык Инженерная графика Физика

Визуальный 3,8 ± 0,2 4,0 ± 0,2 3,6 ± 0,2

Предметно-практический 3,2 ± 0,2 3,3 ± 0,2 3,3 ± 0,2

Словесно-речевой 4,4 ± 0,2 4,4 ± 0,2 4,4 ± 0,2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.