тенденций социальной практики и социального знания. Актуальным проявлением профессиональной культуры специалиста социальной работы в современных социально-экономических условиях становится способность к поисковой, творческой активности и потребность в такой активности, поскольку собственная активность личности в современных условиях - гарант самореализации и саморазвития в социальной и профессиональной сферах. Общепрофессиональный блок обеспечивает самореализацию будущего специалиста.
Третий этап формирования профессиональной культуры будущего специалиста социальной работы в вузе (4-5 курс) связан со специальным блоком учебных дисциплин, содержание которых по отношению к предыдущим выражает проявление инвариантного (общего) и социально-профессионального (особенного) в частном, единичном, связанном со специальными знаниями, умениями, нравственно-волевыми качествами, принципиально значимыми в конкретной специализации.
2. Бердяев H.A. Смысл творчества. М., 2006. С. 166.
3. Арнольдов А.И Живой мир социальной педагогики. М., 1999. С. 9.
4. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002. С. 48-49.
5. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. М., 2003.
6. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974.
7. Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура. Мн., 1980. С. 43-44.
8. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. П.В. Алексеев. М., 1995. С. 27.
9. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова H.A. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М., 1998. С. 5.
10. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога. М., 2006.
11. Щербак Ф.Н. Профессионально-нравственная культура. М., 1985.
12. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988. С. 149.
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для
творческого саморазвития. Казань, 2000. Поступила в редакцию 28.04.2007 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
В.П. Тигров
Tigrov V.P. Technological education as a pedagogical system. The article notices that technological education as a pedagogical system can be depicted in the form of value-purpose, content and technological blocks and components: technological training, labour training and professional self-determination. The system-forming factor of technological education being person-oriented pedagogical system is purpose-value consisting in development of student’s personality creative potential.
Одной из наиболее заметных устоявшихся тенденций в развитии и совершенствовании педагогики является применение системного подхода, широкое использование основополагающих принципов и методов, идей и выводов теории систем.
Объективные возможности применения теории систем как методологии педагогики и системного анализа, как важнейшего инструментария педагогической деятельности, безусловно, основаны на том, что систем-
ность - это стабильное, устойчивое свойство всех сложных социальных объектов.
Опираясь на позицию В.И. Андреева, считаем, что системный подход позволяет проанализировать, исследовать, развивать некоторый объект как целостную, единую систему. Системность - одна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов [1, с. 32].
Системный подход в педагогике является наиболее надежной методологической ос-
новой в совершенствовании как теории, так и практики.
Все исследователи едины в понимании того, что педагогические системы являются весьма сложными динамическими системами.
В методологии системного подхода можно встретить весьма разные трактовки понятия «система». Применительно к методологии педагогического исследования наиболее ценным является определение П.К. Анохина: «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения приобретают характер взаимосо-действия компонентов на получение фокусированного полезного результата» [1, с. 33].
Педагогические системы относятся к социальным системам, которые обладают универсальными свойствами и способностями к развитию и саморазвитию. Особенностью педагогических систем является то, что они представляют собой открытые системы.
Другая особенность педагогических систем заключается в том, что они чрезвычайно динамичны. Их динамичность, вариативность позволяют поддерживать эффективность на должном уровне.
Определив сферу применения системного подхода, а именно технологическое образование определили его как, с одной стороны, фактор и средство социализации личности и, с другой стороны, процесс и результат активного (деятельного) усвоения учащимся общей и профессиональной технологической культуры, общих и специальных способов технологического преобразования действительности, развития технологической компетентности и творческих способностей личности.
В процессе допрофессиональной социализации технологическое образование обеспечивает допрофессиональную технологическую компетентность выпускника школы. Технологическая подготовка в процессе профессиональной социализации формирует профессиональную технологическую компетентность. Рассмотрение технологического образования как педагогической системы предполагает генетический аспект. В России, как в большинстве стран мира, технологическому образованию в общеобразовательной школе предшествовало трудовое обучение, трудовое воспитание. Проведенный анализ истории развития трудового обучения позво-
лил выявить основные этапы становления системы отечественного технологического образования, выявить их специфику.
Дореволюционный этап - этап зарождения системы трудового обучения в школе, предполагающий освоение учащимися ручного труда и ремесла. Истоками технологического образования как системы является введение изучения ручного труда в школе (60-е гг. XIX в.). С самого начала обучение ручному труду осуществлялось на практических занятиях в учебной мастерской и строилось на примере изготовления различных изделий из древесины, металлов и других материалов. Важным элементом образования в народных школах являлось обучение ремеслам. Все это позволяло подготовить учащихся к будущей трудовой деятельности и формировать у них профессиональные умения и навыки [2].
Советский этап - этап активного становления системы трудового обучения и трудового воспитания, политехнического образования, совершенствование содержания обучения с учетом развития производства и техники.
Сущность и сфера приложения политехнического принципа были определены видными деятелями народного образования (Н.К. Крупская, A.B. Луначарский) и рядом ученых-педагогов (П.Р. Атутов, В.Г. Зубов, К.А. Иванович, М.Н. Скаткин, С.М. Шабанов, A.A. Шибанов, Д.А. Эпштейн и др.).
По мнению В.Г. Зубова, следует понимать под политехническим такое образование, которое формирует важнейшие качества всесторонне развитой личности, способной ориентироваться в системе общественного производства, создает фундамент для последующей профессиональной подготовки. Для достижения этих целей необходимо знакомить учащихся в теории и на практике с основными научными принципами современного производства, формировать у них начальные общетрудовые умения и навыки [3]. В позиции В.Г. Зубова четко просматривается связь социализации и профессионализации личности учащихся.
Логическим продолжением политехнического образования является технологическое образование.
Современный этап в развитии системы общего технологического образования связан
с 1993 г., когда в школы России вводится образовательная область « Технология».
В отечественной педагогической науке в настоящее время существует несколько подходов к определению сущности технологического образования.
Согласно позиции П.Р. Атутова, в современном мире феномен технология - часть культуры общества, а суть технологической подготовки - это «развитие творческого мышления у школьников, готовящихся к практической деятельности на основе формирования в их сознании цельной технологической картины мира, где системообразующим центром является человек» [4]. Эта позиция ценна для нашего исследования ввиду рассмотрения направленности технологического образования на развитие творческого потенциала личности учащегося.
Другой подход к технологии представлен авторским коллективом под руководством Ю.Л. Хотунцева и В.Д. Симоненко. Технология определяется авторами как «наука о способах действия человека при изменении и преобразовании окружающей среды» [2].
В.Д. Симоненко разработал концепцию технологического образования, которая основана на многоуровневом описании понятия «технология» на философском, общенаучном, специальном [2, с. 43].
Развивая данную идею, считаем, что технология - одно из самых многозначных понятий, характеризующих сферу делания чего-либо и рефлексии по этому поводу. Под технологией в современном мире понимается: 1) техника; 2) описание последовательности
трудовых операций, необходимых для превращения предмета труда в продукт, и самый процесс, соответствующий описанной методике; 3) сфера деятельности человека вместе с совокупностью знаний, обеспечивающих ее; 4) общая характеристика деятельности, типичной для того или иного социума; 5) особый тип мироотношения, присущий индустриальной и постиндустриальной эпохам.
Технология связана в первую очередь со стремлением к эффективности, которая может быть достигнута и на основе истинного научного знания, и без него. Возможность достижения практических успехов при отсутствии научно-теоретического объяснения используемых для деятельности явлений означает, что она обслуживается особым
«практическим» знанием - «как сделать что-либо» (know-how), тогда как научное знание есть в первую очередь знание о том, «что есть некий объект» (know-what). «Знание как» обеспечивает эффективность действий, тогда как основной характеристикой «знания что» является истинность или ложность. В то же время знание об эффективности есть также знание истины, даже если оно представлено в необычной логической форме. Оно есть истинное знание о том, что является эффективным. Предметное же знание (если таковое имеется), обосновывающее ту или иную технологию, может быть как истинным, так и ложным [5].
Если технология в собственном смысле слова есть деятельность, соотнесенная с техническими средствами, подкрепленная соответствующим «знанием как», то в более широком смысле под технологией понимается общая характеристика совокупности трудовых действий, типичных для того или иного социума, подчиненных некоторым вполне конкретным социальным ориентирам.
При интенсивной технологии производственная деятельность направлена на овладение глубинными, сущностными сторонами природы, при экстенсивной - на использование «явления» - внешней стороны природных процессов. Активное отношение к природе может принимать и средние формы, сочетающие господство и подчинение в более или менее одинаковой мере. Соответствующая технология называется экстенсивноинтенсивной. Экстенсивная технология характерна для азиатского способа производства. Она способствовала формированию «созерцательного» типа цивилизации. Интенсивная присуща античному миру, являвшему собой «деятельный» тип цивилизации. Смешанная форма отличала трудовую деятельность древних германцев. Для каждой исторической эпохи характерна своя особая технология, но, поскольку современная эпоха отличается чрезвычайной практической активностью, именно о ней говорят как о технологической. Специфика современной эпохи не ограничивается одним лишь количественным увеличением технологической активности. Под ее влиянием произошла перемена в западной идее блага. В изначальном понимании благо есть то, что предъявляет нам непререкаемое нравственное требование.
Развитие технологии исключило из слова «следует» значение безусловного обязательства. Поскольку сегодня технология открывает перед человеком практически неограниченные и многообразные возможности, он волен желать какого угодно хода событий и находить средства для реализации своей воли. В этом смысле технология отличает современную эпоху, тогда как раньше имела место «просто» техника.
Технология становится типом отношения человека к миру, включающем деятельностные и рефрексивные составляющие. Понятие технологии превращается в некий универсальный термин, характеризующий дух эпохи [5, с. 464].
Таким образом, технологическое образование может быть представлено на основе гносеологического подхода как прогрессивная линия движения человека и общества, как процесс развития талантов и способностей личности, стремление к совершенствованию интеллекта через реализацию собственных умений и навыков, способность приобретать и систематизировать знания, и как результат - способность адаптироваться к социальным и технологическим изменениям.
Научные факты, полученные в результате изучения технологии как философской категории, позволили сделать вывод о том, что технология - парадигма современного образования. Этот факт позволяет значительно расширить рамки технологической подготовки учащихся, расширить их общекультурный кругозор, развить технологическое мышление, которое обеспечивает формирование таких способностей, как умение прогнозировать свое развитие в рамках заданной цели, принимать решения на уровне включения в трудовую деятельность, ориентироваться па постоянное обновление знаний и умений, реализовывать себя в процессе трудовой деятельности, находить нестандартные решения в сложных ситуациях, определять собственные интересы и алгоритм деятельности.
Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что:
- во-первых, формирование новых экономических отношений в стране вызвало изменение социальных ориентиров общества и в значительной мере ускорило процесс социализации молодежи;
- во-вторых, так как вектор перемен направлен на переход к рыночной экономике, то изменяется не только содержание ценностей, предлагаемых обществом молодежи, но и сам механизм их освоения;
- в-третьих, наличие конкуренции на рынке труда и отсутствие государственного распределения выпускников учебных заведений изменило положение молодежи в социально-трудовой сфере.
Важнейшим условием социальной защиты выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда является качество и широта технологического образования, которое позволит им адаптироваться к социальным и технологическим изменениям.
Содержание технологического образования должно учитывать существенные особенности деятельности людей в современной системе «наука - образование - производство», реализующей новую форму производственного процесса «от научной идеи до продукта».
Опираясь на позицию В.П. Овечкина считаем, что качественное технологическое образование может быть достигнуто путем определенной реконструкции образования, что, как следствие, приведет к изменениям культуры личности и общества и, в первую очередь, к изменениям их технологической культуры. В составе общего образования технологическое совместно с естественнонаучным и гуманитарным призвано стать структурообразующим компонентом содержания, обеспечивающим вхождение учащегося в качестве субъекта в общество, в техногенную среду жизни и в преобразовательную деятельность [6].
Проблема технологического образования состоит в том, что в условиях глобализации, многообразия и переменчивости преобразовательной, технологической деятельности, всестороннего влияния ее результатов и последствий на человека, общество, их историю, культуру, условия существования и развития, оно ограничено некоторой локальной областью воздействия человека или группы людей на преобразуемый объект и в незначительной степени учитывает возникающий синергетический эффект от совместного действия множества влияний. Технологическое образование должно поэтому строиться на том основании, что его резуль-
таты не могут решать только текущие утилитарные потребности общества. Считаем, что технологическое образование является фактором стратегического развития человека, государства, науки, культуры, производства, экономики в современных условиях и должно способствовать развитию индивидуальной жизненной позиции, стиля и опыта деятельности учащихся, позволяющих им отыскивать и осуществлять лучшие решения непрерывно возникающих проблем, которые сегодня еще не появились. А соответственно целью современного технологического образования должно стать развитие творческого потенциала личности как ресурс, обеспечивающий стратегическое развитие общества, культуры, науки, производства.
Актуальность данной цели технологического образования обусловливается, с одной стороны, возрастанием неопределенности, динамичности и неустойчивости существования и развития человека в современном мире, а с другой - потребностью человека в устойчивости своего личного развития, стремлением к самореализации и самоутверждению. Ориентация технологического образования на развитие творческого потенциала личности учащегося как субъекта творческой технологической среды является жизненно необходимой.
Таким образом, технологическое образование является педагогической системой, обеспечивающей развитие творческого потенциала личности школьников, учащихся, студентов. Вслед за Б.Г. Яновским считаем, что она раскрывает решающую роль научнотехнического прогресса в создании новейших технологий и материальных средств области производства и информации, фундаментальных и практических исследований в различных научных направлениях. Это обширная система средств обучения творческой деятельности, охватывающая всю техносферу [5, с. 13].
Именно направленность на развитие у учащихся способности решать проблемы творчески определяет гуманистические возможности технологического образования.
Структурный анализ технологического образования показал, что оно имеет интегративную основу и включает в себя совокупность элементов общего среднего, политехнического и профессионального образования
В ходе исследования выделены уровни формального нерерывного технологического образования: допрофессиональное, профессиональное, постпрофессиональное и виды неформального технологического образования (клубы, кружки, объединения, движения). Технологическое образование предусматривает развитие творческого потенциала учащихся, который помогает овладеть суммой научных знаний и практических умений, навыков, творческих способностей, а также сформировать у них технологическую культуру, технологическую компетентность, творческую активность.
Опираясь на позицию П.Р. Атутова [4], выделены следующие компоненты системы технологического образования на этапе до-профессионалъной подготовки:
- содержательный, включающий основы наук, учебный предмет «Технология» и трудовое обучение, производительный труд, трудовое воспитание, профессиональную ориентацию;
- технологический, включающий лич-ностно ориентированные педагогические технологии, прежде всего проектную технологию, активные методы и формы обучения.
Содержательный и технологический компоненты системы непрерывного технологического образования, в значительной мере, совпадают с реализацией технологической подготовки учащихся в образовательном учреждении.
В ходе исследовании предложен уровне-вый подход к содержанию технологического образования, согласно которому:
1 уровень - инварианта технологического образования - принципы преобразования действительности как составляющей общей технологической культуры;
2 уровень - вариативная составляющая технологического образования (направления, профили, специальности) - приобретение технологической компетентности (допрофес-сиональной или профессиональной) на примере конкретного направления (не обязательно в сфере материального производства, в любой деятельности, обладающей свойствами технологичности).
Выявлены специфические педагогические функции технологического образования: обучающая функция (непосредственно процесс технологического обучения); разви-
вающая функция (развитие интереса к познанию, умственных способностей, технического мышления, самостоятельности, разносторонности интересов, творческого потенциала личности); профориентационная функция (введение в мир профессий, профессиональное самоопределение); креативная функция (развитие способности к творчеству, способности решения проблем); воспитательная функция (воспитание трудолюбия, самостоятельности, инициативы, ответственности, стремления принять участие в труде, овладеть различными технологиями, личная ответственность за результаты труда, умение работать в коллективе); аксиологическая функция (формирование мировоззрения, нравственных ценностей); адаптивная (адаптация учащихся к окружающей их технологической среде и социуму); прогностическая функция (позволяет определить на перспективу содержание технологической компетентности).
На современном этапе необходимо рассматривать функции технологических знаний интегрированно с позиции экономики, социологии, психологии, экологии, социальной педагогики. Это позволяет выделить интегрирующую функцию технологического образования, обеспечивающую успешную социализацию и индивидуализацию личности учащегося.
Вслед за М.Н. Поволяевой считаем, что в современных социально- культурных условиях усиливается образовательное значение технической творческой деятельности, ее роль в становлении личности школьника. Это относится к воспитательной и аксиологической функции технической творческой деятельности, куда входит развитие активности, интереса к технической творческой деятельности, готовности и творческого отношения к труду, формирование творческих умений [7].
Творческая технологическая деятельность становится средством жизнеобеспечения личности, ее выживания, функционирования и развития в технологической и социальной сферах.
Таким образом, технологическое образование на всех уровнях способствует овладению такими знаниями, которые благодаря их обобщенному характеру приобретают гибкость, подвижность, способствуют формированию функциональной грамотности, обес-
печивают профессиональную мобильность. Считаем, что если усилить формирование технологической составляющей функциональной грамотности, то это повысит уровень социальной защищенности учащейся молодежи.
Непрерывное технологическое образование способствует:
- созданию предпосылок для реального повышения качества жизни людей, сохранения и укрепление их здоровья;
- формированию адекватного самоопределения, стратегии профессионального роста и построению собственной траектории профессиональной карьеры;
- обеспечению единства обучения, воспитания и всестороннего развития личности;
- формированию потребности в знаниях, высоких мотивах учения, стремления к постоянному самообразованию.
Технологическое образование является реальным средством гуманизации личной и общественной жизни, стратегическим фактором развития личности и общества.
Важнейшим компонентом технологического образования как педагогической системы является трудовое воспитание. Владение знаниями, определенной совокупностью навыков и умений определяет только пригодность человека к труду, к исполнению конкретных трудовых обязанностей в социуме. Главное же состоит в том, чтобы сформировать готовность к труду. Трудовое воспитание - одна из сторон технологического образования, которое направлено на формирование нравственной основы труда. Под трудом в образовательном учреждении понимаются «такие взаимодействия и отношения школьников между собой, детей и взрослых, при которых для достижения цели реализуются усилия личности и не только получают запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира ребенка.
Труд - важный компонент воспитательной системы образовательного учреждения. Концепция трудового компонента воспитательной системы - погружение в мир труда как в целостность культуры и природы. В последнее время все больше внимания уделяется вопросу ориентации образования на «человека культуры».
Центром личностно ориентированного образования является развитие и воспитание
ребенка как «человека культуры». Воспитание в современных условиях - процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.
Формирование трудовой культуры, гуманизация труда - основные направления трудового воспитания в образовательном учреждении как важнейшем институте социализации, который «очеловечит» труд, соединит интересы, потребности ребенка с творческим трудовым процессом.
Для этого, по словам A.A. Пашкова, «требуется расширить горизонт педагогического видения категории «труд» - это главная цель при создании модели «труд в личностно-гуманистической воспитательной
системе» [8].
Особый социальный смысл трудовой деятельности людей К.Д. Ушинский видел в его соединительной, соборной функции: совместный труд объединяет и укрепляет семью, общество, государство. Такая деятельность составляет фундамент нравственного развития человека. Общественно направленный и социально значимый труд составляет основу, на которой развиваются и укрепляются гуманизм и нравственность. Труд становится стержневым фактором и для развития отдельного человека. Великий педагог утверждал, что если у человека не окажется своего личного труда в жизни, то он теряет саму возможность человеческого существования: перед ним открываются две «одинаково гибельные» дороги - «неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки», «добровольного, незаметного самоуничтожения»; на обеих «смерть овладевает человеком заживо потому, что труд -личный, свободный труд - и есть жизнь» [9].
Таким образом, для человека и общества стремление жить проявляется в форме трудовой деятельности. Труд «сделался довер-шительным законом человеческой природы, телесной и духовной, и человеческой жизни на земле, отдельной и в обществе». Трудовая деятельность, по своей сути, преобразует не только окружающий мир человека, а и саму сущность человеческой природы.
Целенаправленная, осознанная, преобразующая деятельность выступает в педагогической системе по мнению К.Д. Ушинского как основополагающее условие развития
личности и общества, ее ведущий принцип, как высшая необходимость и форма организации цивилизованной жизни. Только в личном и свободном труде «человек нашел самого себя, нашел жизнь и единственно достойное счастье», «вне труда нет для него счастья» [10].
Значит, технологическое образование, трудовое воспитание должны обеспечить возможность заниматься не просто делом (одинаковым и однообразным), а деятельностью преобразовательной, ибо только такой подход пробуждает и развивает в нем то неисчерпаемое богатство возможностей и способностей, которые имманентно заложены в нем с рождения.
Преобразовательная трудовая деятельность учащихся развивает творческий потенциал учащихся. Труд в этом смысле составляет не только отличительное качество человека, но и является непременным условием его становления как личности, залогом неограниченной силы и возможностей развития. Труд нужен человеку «сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства» и выступает не только средством удовлетворения материальных потребностей, но и главным источником духовного развития. Материальные результаты зримы, они «составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья» [10].
В современной гуманистической системе воспитания труд выступает как носитель человеческой культуры - материальной, нравственной, интеллектуальной, экологической, эстетической и как созидательный способ взаимодействия личности с миром.
Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель, а средство для развития главной человеческой способности - способности к труду. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов обучения и увеличение использования активных исследовательских методов познания
и, прежде всего, «метода проектов», для усвоения основ эвристики и изобретательства.
Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Этому способствует педагогическая тех-
нология создания ситуации успеха. Акцент в технологии трудового воспитания делается на практическом применении теоретических знаний. Изменяется и структура трудового образования, она становится комплексной, особое значение уделяется творческому подходу в решении нестандартных задач. Трудовое воспитание становится личностно-ориентированным, так как воспитание в современных условиях - процесс педагогической помощи учащемуся в становлении его субъект-ности, культурной идентификации, социализации, жизненном и профессиональном самоопределении.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где закладываются трудовые действия, производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности, как способ творческого освоения мира, обретения опыта реальной трудовой деятельности.
Важнейшим компонентом технологического образования как педагогической системы является профориентационная работа.
Главными мотивами для учащейся молодежи, по мнению ученых-психологов (Л.И. Божович, В.И. Жуковская, К.В. Вербова) являются получение знаний для будущей профессии, осмысление выбора профессиональной деятельности и жизненного пути, при этом все большее значение приобретают трудовые мотивы (либо как дополнение к учебной деятельности, либо как главный вид деятельности). Профессиональные намерения выступают основной движущей силой, а познавательные и межличностные отношения вторичны и обусловливаются профессиональными потребностями.
Профориентация рассматривается нами как процесс, облегчающий социализацию и профессиональное самоопределение, в котором развиваются умения осуществлять выбор профессии.
Нам близка позиция группы ученых (В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, С.А. Волошина, A.B. Губина, В.И. Журавлева, А.Я. Жур-киной, Н.С. Пряжникова) о том, что «профессиональное самоопределение личности осуществляется в ходе специально организованной научно-практической деятельности -профессиональной ориентации, которая рас-
сматривается как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах» [11].
Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, составная часть целостного жизненного самоопределения внут-риличностных и социально-профессиональных потребностей, который не завершается профессиональной подготовкой по избранной специальности, происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.
Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития [11, с. 33].
«Будучи комплексным процессом «врастания» личности в систему социокультурных отношений и социальных императив ее становления и саморазвития, а также одной из основных сторон самореализации зрелой личности в системе ее профессионально производственных функций, профессиональное самоопределение является составной частью целостного жизненного самоопределения, предполагает взаимную адаптацию личностных запросов и интересов общества» [12].
Профессиональное самоопределение имеет динамический характер и осуществляется на всех этапах жизни человека. С.Н. Чистякова выделяет семь этапов профессионального самоопределения. Условно их можно обозначить:
- эмоционально-образный (дошкольный возраст);
- пропедевтический (1-4 классы);
- поисково-зондирующий (5-7 классы);
- период развития профессионального самоопределения (8-10 классы);
- уточнение социально-профессионального статуса (10-11 классы);
- вхождение в профессиональную деятельность (профессиональное образование);
- развитие профессионала в процессе труда.
Профессиональное самоопределение связано с самореализацией (личностный аспект) в выполняемом деле (технологический аспект) и взаимоотношениями с окружающими людьми (социальный аспект), то есть существует неразрывная связь профессионального самоопределения с развитием личности и ее творческого потенциала.
В рамках непрерывного технологического образования происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства, происходит профессиональное самоопределение студентов. Тем самым обеспечивается преемственность общего и профессионального образования, а также практической профессиональной деятельности.
Таким образом, технологическое образование как педагогическая система может быть представлено в виде ценностно-целевого, содержательного и технологического блоков и компонентов: технологической
подготовки, трудового воспитания и профессиональной ориентации. Системообразующим фактором технологического образования как личностно ориентированной педагогической системы является цель - ценность -развитие творческого потенциала личности учащегося.
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000. С. 32.
2. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты / под ред. В.Д. Симоненко. Брянск, 1999. С. 29.
3. Зубов В.Г. Политехническое образование и воспитание всесторонне развитой личности. Политехническое образование: опыт, проблемы, перспективы. М., 1974.
4. Атутов П.Р. // Педагогика. 1996. № 2. С. 11-14.
5. Социальная философия: словарь / сост.
B.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. М., 2003.
6. Овечкин В.П. // Педагогика. 2005. № 10.
C. 18-26.
7. Поволяева М.Н. Теория и практика технической творческой деятельности учащихся в школьном образовании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997.
8. Пашков A.A. // Народное образование. 1991. № 11. С. 59.
9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. С. 56.
10. Салтанов Е.Н. // Педагогика. 2004. № 4. С. 57.
11. Чистякова С.Н. Концепция профессионального самоопределения. Проблемы профориентации молодежи в условиях рынка труда. М., 1995. С. 35.
12. Чистякова С.Н. // Школа и производство. 1989. № 8. С. 15-25.
13. Хотунцев Ю.Л. // Педагогика. 2006. № 4.
С. 10-14.
14. Яновский Б.Г. Теория и практика инновационной деятельности учителя технологии в развитии творческих способностей учащихся: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тольятти, 2002.
Поступила в редакцию 6.04.2007 г.