школьники, показавшие наиболее значимый прогресс в улучшении своих навыков, умений и знаний в проведенном виде спорта или приложившие максимум усилий для достижения командного результата.
Спортивное образование как инновационная методика преподавания физической культуры в общеобразовательной школе заслуживает применения в общеобразовательных учреждениях на территории Российской Федерации. На данном этапе необходимо изучить и описать особенности применения этой методики в реалиях российских школ.
1. Синельников О.А., Хасти П.А., Сычев А.В. // Физическая культура. 2004. № 6. С. 22-26.
2. Бальсевич В. К. // Теория и практика физической культуры. 1993. № 4. С. 21-23.
3. Siedentop D. Sport education: Quality PE through positive sport experiences. Champaign, IL, 1994.
4. Sinelnikov O.A., Hastie PA., Cole A., Schneulle D. // Journal of Physical Education. 2005. №76 (2). C. 24-29.
5. Hastie P.A. // Research Quarterly for Exercise and Sport. 1998. № 69. C. 368-379.
Поступила в редакцию 29.03.2007 г.
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
В.П. Тигров
Tigrov V.P. Technological education as a pedagogical system. The article shows that technological education as a pedagogical system can be presented in the form of value-target, content and technological blocks and its components: technological preparation, labour education and vocational orientation. The factor forming the system of technological education as the personality-focused pedagogical system, is a target-value -the development of creative potential of a pupil’s personality.
Становление новых экономических отношений в стране вызвало изменение социальных ориентиров общества и в значительной мере интенсифицировало процесс социализации молодежи; изменились содержание ценностей, транслируемых обществом, механизмы их освоения подрастающим поколением. Постоянно изменяющаяся ситуация на рынке труда актуализирует значение личностного результата технологического образования в виде развития творческого потенциала выпускников образовательных учреждений.
Технологическое образование является новым компонентом отечественного профессионального и общего образования. В России, как и в большинстве стран мира, технологическому образованию предшествовало трудовое обучение, трудовое воспитание.
Следует заметить, что содержательная и процессуальная стороны технологического образования в значительной мере совпадают с реализацией технологической подготовки,
суть которой в развитии творческих способностей школьников, готовящихся к практической деятельности на основе формирования в их сознании целостной технологической картины мира.
Технологическое образование, с одной стороны, - это фактор и средство социализации и, с другой стороны, процесс и результат активного (деятельного) усвоения учащимся общей технологической культуры, общих способов технологического преобразования действительности.
Технологическое образование школьников как педагогическая система может быть представлено в виде ценностно-целевого, содержательного и технологического компонентов. Содержательный компонент системы включает основы наук, учебный предмет «Технология» и трудовое обучение, производительный труд, трудовое воспитание, профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение школьников. Системообразующим фактором технологическо-
го образования как личностно-ориентированной педагогической системы является цель -развитие творческого потенциала личности учащегося.
Вероятность проявления его зависит от личного стремления (целенаправленности) человека в полной мере реализовать свои возможности, от степени его внутренней свободы, от сформированное™ социальной ответственности и компетентности.
Иными словами, творческий потенциал личности можно рассматривать как необходимую предпосылку творческой деятельности, т. к. он способствует выведению личности на такой уровень деятельности, когда она не просто творчески решает задачи, но и позитивно преобразует ситуацию и саму жизнь. В процессе развития творческого потенциала личности школьника в технологическом образовании формируется его технологическая культура и компетентность, реализуется творческая активность не только в технологической сфере, но и в социальной.
Творческий потенциал личности - это ресурс, позволяющий актуализировать субъ-ектность учащихся в социально-позитивной творческой деятельности; это система личностных способностей, позволяющих оптимально адаптироваться в изменяющихся условиях, а также знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), побуждающих личность к творческому саморазвитию.
Творческий потенциал личности представляет собой интеграцию всех личностных подструктур, системообразующей среди которых является направленность, проявляющаяся в иерархии мотивов деятельности, ценностных ориентациях и персонализации, позволяющих успешно включиться в созидательную деятельность.
Создание педагогических систем, направленных на развитие и актуализацию творческого потенциала личности учащегося в условиях технологического образования, предполагает их теоретико-методологическое осмысление и концептуализацию.
Существенным признаком методологического знания является, прежде всего, его принадлежность к разрешению специфического противоречия между процессами по-
знания и преобразования педагогической практики.
Внешние социальные противоречия в практике технологического образования связаны с расширением образовательного пространства, с требованиями общества, прежде всего, к гуманизации образования, к качеству технологической подготовки выпускника школы и реальной возможностью их выполнить при дефиците ресурсов образовательных учреждений (кадровых, информационных, материальных). Эти противоречия актуализируют необходимость методологического и научно-методического обеспечения технологического образования как социальной системы, которая, гибко реагируя на запросы рынка труда складывающейся образовательной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, оптимально решала бы задачи, связанные с модернизацией образования, с учетом потребностей социума.
Внешние противоречия на уровне педагогической системы:
- между реализацией широкого спектра направлений технологического образования и недостаточным их теоретическим обоснованием;
- между необходимостью развития творческого потенциала учащихся и недостаточной изученностью в педагогике данного процесса, его механизмов, модели, содержательной и процессуальной компонентов;
- между наличием инновационных ресурсов образовательных систем, включая творческий потенциал их субъектов, и неготовностью учебных заведений к активной реализации творческих способностей.
Внутренние противоречия на уровне личности учащегося:
- между недостаточной технологической компетентностью и активностью учащегося в творческой деятельности;
- между достаточной технологической компетентностью и неразвитой социальной активностью учащегося, позволяющей включаться в творческие проекты;
- между достаточным творческим потенциалом учащегося, включая компетентность и активность, и невостребованностью его образовательной системой (ненужность, нет поддержки инициативы).
Согласно авторской позиции, противоречия разрешимы средствами создания и
реализации теоретических основ развития творческого потенциала личности учащихся в технологическом образовании, базой для которых являются следующие подходы: на философском уровне - диалектический; на общенаучном уровне - системный, деятельностный, синергетический; на частнонаучном уровне - аксиологический, креативный, культурологический, личностно-ориентированный, средовый, комплексный.
Философский уровень методологии исследования конкретизирован общефилософским принципом развития, характеризующим качественные изменения объектов появлением новых форм педагогической действительности, в том числе образовательных систем, сопряженных с преобразованием их внутренних и внешних связей. Развитие позволяет описывать преобразование педагогических систем, обновление сил, способностей личности.
Диалектическая модель развития творческого потенциала личности школьника связана с идеей прогресса - эволюционным и революционным, линеарным и нелинеарным приращением данного интегрального качества.
Создавая условия для развития творческого потенциала необходимо учитывать изменения в развитии общества, в образовании, в технологиях как внешних факторах, а также внутренние изменения самой личности.
Данный процесс осуществляется с помощью количественных и качественных изменений в личности, первые связаны с появлением различных новообразований в структуре личности, а вторые устанавливают, что данные новообразования различны по своему содержанию и не являются подобием друг друга.
Развитие творческого потенциала личности - сложнейший процесс объективной действительности, и необходимо учитывать, что основной внутренний механизм его - саморазвитие. В контексте диалектического подхода развитие творческого потенциала личности учащегося - это процесс и личностный результат становления, позволяющий выходить на более высокий уровень субъектности и осуществлять саморазвитие в процессе включения в творческую деятельность.
Системный подход к процессу развития творческого потенциала личности в технологическом образовании раскрывается в двух аспектах: во-первых, в контексте рассмотре-
ния технологического образования как педагогической системы; во-вторых, рассмотрения процесса развития творческого потенциала как системы.
Технологическое образование является целенаправленной системой, проектирование которой подчинено достижению педагогической цели - развитие творческого потенциала личности, и самоорганизующейся системой, способной в процессе своего функционирования изменять свою структуру, т. е. осуществлять коррекцию педагогической деятельности.
Во втором аспекте применение системного подхода позволит рассматривать ресурсный, процессуальный и критериальнооценочный компоненты развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании относительно самостоятельно, но не изолировано, во взаимосвязи, причем способ взаимодействия элементов системы обеспечивает одновременно ее устойчивость и способность к изменению.
Деятельностный подход в исследовании позволяет учитывать, что развитие творческого потенциала возможно только в творческой деятельности. Понятие «деятельность» рассматривается как охватывающее разные формы человеческой активности в практикоориентированном аспекте, а также как философская и общенаучная категория.
В самом общем смысле деятельность можно представить как специфическую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры [1].
В контексте научного мышления понятие «деятельность» полифункционально.
Э.Г. Юдин выделил пять его функций:
1) как объяснительный принцип, универсальное основание человеческого мира;
2) как предмет объективного научного исследования, т. е. как нечто расчленяемое и воспроизводимое в теоретической картине определенной научной дисциплине в соответствии со спецификой ее задач и совокупностью ее понятий;
3) как предмет управления - то, что подлежит организации в систему функционирования и/или развития на основе фиксированных принципов;
4) как предмет проектирования, т. е. выявление способов и условий оптимальной реализации преимущественно новых видов деятельности;
5) как ценность в различных системах культуры.
Развитие творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании как вид педагогической деятельности и самостоятельной деятельности личности, в той или иной мере выступает во всех перечисленных ипостасях.
Основополагающий принцип деятельностного подхода в отечественной психологии -единство сознания и деятельности. В схеме
А.Н. Леонтьева деятельности, действиям, операциям поставлены в соответствие мотив, цель, условие [2]. Применение деятельностного подхода в исследовании позволяет создать модель и технологию, построенную с учетом мотивационно-целевых и оперативно-технических компонентов развития творческого потенциала личности.
Однако следует помнить, что «жизнь, живое, личностное упорно сопротивляются схематизации. Деятельность - это органическая система, и как таковая сама создает недостающие ей органы и отторгает искусственные, когда последние противоречат ее органике, ее внутренней форме» [3].
Целостность и органичность творческой деятельности в открытых гуманистических системах обеспечивают творческие способности субъектов, их мотивацию, ценностносмысловую сферу, личностные качества, компетентность.
Синергетический подход предполагает особое отношение к проблеме детерминизма и акцентирование внимания на процессах, протекающих в нелинейных режимах, в са-моразвивающихся системах.
Синергетика рассматривается как теория самоорганизации нелинейных динамических сред, задающая матрицу видения объекта в качестве сложного. Фундаментальным «критерием» сложности выступают динамические показатели - наличие имманентного потенциала самоорганизации, усложнение своей пространственно-временной структуры на макроуровне в силу происходящих на микроуровне изменений.
Поскольку синергетический подход имеет дело с самоорганизующимися, саморазви-
вающимися системами, а таковыми являются образовательные системы, то синергетический подход как философско-методологический принцип применим для объяснения процесса развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании.
«Область синергетики охватывает все явления, в которых каким-либо образом присутствует асимметрия. Объектами изучения являются: сложность и диссипация, хаос и упорядоченность, устойчивость и неравно-весность, флуктуации и аттракторы, бифуркации и управляющие параметры» [4].
Основным механизмом развития творческого потенциала личности является ее саморазвитие, которое всегда носит нелинейный характер и на определенном этапе превалирует в становлении.
Илья Пригожин, Грегуар Николис показали, что «приспособляемость и пластичность поведения - два основных свойства нелинейных динамических систем, способных совершать переходы вдали от равновесия, относятся к числу наиболее заметных особенностей человеческих сообществ. Поэтому естественно ожидать, что наиболее адекватными для социальных систем будут динамические модели, учитывающие эволюцию и изменчивость» [4, с. 86].
Осуществляя педагогическое воздействие на процесс развития творческого потенциала, следует учитывать, что «эволюция открытых систем определяется поведением действующих лиц во взаимодействии с условиями, накладываемыми внешней средой. Именно в этом состоит уникальная специфика гуманитарных систем... Человек всегда строит свои собственные проекты. Некоторые из них основаны на предвидении разумного возможного будущего.» [4, с. 87].
Синергетизм для педагогических систем, по В.И. Андрееву, - это процесс взаимодействия двух сопряженных, взаимосвязанных подсистем (преподавания и учения, воспитания и самовоспитания), приводящий к новообразованиям, повышению энергетического и творческого потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивающий их переход от развития к саморазвитию [5]. Соответственно синергетизм усиливает развитие индивидуального потенциала личности как целостный ресурс и качество технологического образования.
Нелинейный характер взаимодействия элементов творческой среды как условие творческой деятельности личности, различный потенциал субъектов обусловливают многовариантность путей развития учащихся.
Это показывает, что развитие творческого потенциала является личностно-ориентированным процессом, а условием его эффективности является творческая среда, где есть возможности, прежде всего, для саморазвития.
Рассмотрение исследуемого процесса с позиции синергетики позволяет учесть нелинейность, неоднозначность, позволяет выявить условия гуманизации его, а системный подход позволяет конкретизировать качественные изменения в педагогической системе и в развитии личности.
Аксиологические основания в исследовании позволяют рассматривать процесс развития творческого потенциала учащегося как ценностно-значимый для личности и образования, а также как ценность - цель технологического образования в изменяющемся мире. В.И. Андреев отмечает, что «проблема ценностей возникает в любой сфере человеческой деятельности, в любой науке о человеке. Что касается педагогики и педагогической деятельности, то ценности как и цели в образовании, воспитании и саморазвитии человека только за последнее столетие весьма сильно изменились» [5, с. 40].
Т.Н. Пороховская выделила основные подходы к толкованию понятия «ценность».
1. Это понятие употребляется для оценки предметов и явлений, удовлетворяющих какую-либо потребность. Ценность в этом случае рассматривается как объективное качество предмета, обусловленное его природой и существующее независимо от человека и его практической деятельности.
2. Понятие «ценность» может обозначать полезность предметов и явлений для человека.
3. Ценность отождествляется с теми явлениями природы и общества, которые могут быть полезны людям на том или ином этапе развития общества в зависимости от их групповых либо классовых интересов.
4. Понятие «ценность» может обозначать должное, желаемое, идеал, когда он является основой личной деятельности.
5. Ценность отождествляется со значимостью одного явления для другого. В таком случае любое природное или социальное яв-
ление выступает одновременно объектом и субъектом такого отношения [6].
Главная ценность системы технологического образования состоит в ее способности открыть индивидуальный потенциал как ценность субъектов образовательной среды. Выявление ценностей образования означает, что необходимо, прежде всего, заботиться о роли образования в судьбе каждого отдельного человека и лишь потом социума.
Кроме того, творческий потенциал личности как ценность, выполняя функцию стимула, создают условия для реализации активности личности на нормативно-ролевом и личностно-смысловом уровнях.
Ценность - цель технологического образования - развитие творческого потенциала учащегося, подразумевает обязательное
включение аксиологического компонента в технологическое образование как творческую среду.
Креативный подход отвечает прогрессивной тенденции общества, образования -гуманизации, когда в центр ставится личность творца.
Исследователи выделяют четыре основных подхода к творчеству в зависимости от того, какой из аспектов проблемы выходит на первый план: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс; творческая личность.
Считаем, что формирование творческой личности и развитие творческого потенциала связано с многогранностью деятельности человека. Творчество рассматривается как источник развития, движения, взаимодействие, ведущее к развитию, развивающее взаимодействие. Творческая деятельность как условие развития потенциала личности влияет на становление творческого мышления школьника.
В.И. Андреев определил методологические принципы, предмет и задачи педагогики творчества как теории и педагогической технологии, выделив основные противоречия, барьеры и педагогические условия развития и саморазвития творческих способностей. Он дал полное и развернутое определение понятия «творчество», имеющее значение для определения педагогических условий и средств его развития. «Это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречий, решение твор-
ческой задачи, для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные (знания, умения, способности) личностные условия, результат которой обладает новизной и оригинальностью, личностной и социальной значимостью».
Способность человека к творчеству считаем его сущностной характеристикой, т. е. чертой, отражающей глубинное, основное существо, обеспечивающее человеку его существование. Данная черта выступает в качестве родового свойства, выражающегося в отношении человека к окружающему миру как могущему быть иным. Следовательно, эта способность человека к созданию (творению) нового изначально присуща каждому индивиду в силу принадлежности к человеческому роду. Названная способность дана индивиду в потенции (в «свернутом виде») и определяется как его творческий потенциал, из чего вытекает вывод о возможности проявления данного интегрального свойства личности, перевода его из потенциального состояния в актуальное.
Потенциальная способность к творчеству актуализируется в процессе жизнедеятельности человека, деятельность выступает основой, условием и результатом творчества человека. Субъект творчества выступает не только инициатором творческой деятельности, но и ее результатом. Актуализация способности к творчеству протекает на разных уровнях осознанности.
Содержательное проявление и качественное своеобразие способности к творчеству на уровне отдельного субъекта определяются биологическим фактором (задатки и на их основе развившиеся способности), психическим фактором (сознание, включающее в свою структуру когнитивный, волевой и аффективный элементы) и социальным (общество как социальное окружение, целенаправленная деятельность людей). Степень проявления творчества обусловлена, с одной стороны, творческим потенциалом самого человека, а с другой - социальными условиями и уровнем его собственной активности, готовности и способности к развитию и реализации своего творческого потенциала. Именно активность личности выступает определяющим условием, при котором творческая деятельность оказывает свое развивающее влия-
ние; отсутствие же таковой приводит к угасанию способности к творчеству.
Творческий процесс представляет собой диалектическое единство и взаимообусловленность репродуктивной и продуктивной, конструктивной и деструктивной составляющих, предполагает рефлексивную культуру.
Культурологический подход в технологическом образовании предполагает овладение учащимся общей, технологической и рефлексивной культурой, активное освоение ценностей. Культурологический подход к исследованию развития творческого потенциала учащегося как педагогическая проблема осуществляется в контексте общефилософского понимания культуры, рассматриваемой на уровне обыденного и теоретического сознания. «В обыденном сознании культура представлена неоднозначно: с одной стороны, она понимается как нечто нормативное, заданное как образец, на который должны равняться представители конкретного общества или профессиональной группы; с другой - отождествляется с образованностью, интеллигентностью человека; с третьей - связывается с характеристикой места и образа жизни человека» [6].
Согласны с позицией И. Ф. Исаева о том, что в настоящее время в изучении культуры определилось три направления, рассматривающих ее:
1) как совокупность материальных и духовных ценностей;
2) как специфический способ человеческой деятельности;
3) как процесс творческой самореализации сущностных сил личности.
Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий.
Особое значение в процессе развития творческого потенциала учащегося имеет личностно-творческий контекст культурологического подхода, обусловленный объективной связью индивида и культуры. Освоение технологической культуры следует понимать также как проблему изменения самого человека, его становления как творческой личности.
В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фактора становления и развития личности как индивидуальности.
Личностно-ориентированный подход к рассматриваемому процессу предполагает его ориентацию на личность как цель, субъект и результат, акцент на уникальность личности, ее творческих способностей. Личностно-ориентированный подход позволяет определить соответствующие педагогические условия, содержательный и технологический компоненты образования, подобрать диагностический инструментарий для проведения гуманистической экспертизы творческой среды.
Личностно-ориентированный подход в технологическом образовании предполагает:
- создание условий для развития всех субъектов образовательного процесса;
- создание действительных стимулов (внешних побуждений) развития субъектов образовательного процесса;
- акцентирование внимания на развитии качеств личности;
- внедрение в образовательный процесс современных педагогических и психологических технологий развития личности;
- обеспечение эмоциональной комфортности и социальной защищенности субъектов образования;
- создание ситуации успеха учащихся;
- обеспечение мониторинга личностного развития всех субъектов образования, т. е. регулярная и оперативная диагностика, которая входит в систему обратной связи в процессе развития личности;
- развитие вариативного образования, направленного на расширение возможностей профессионального самоопределения и на саморазвитие личности;
- организация учебно-пространственной среды, предусматривающая создание интегративных, многофункциональных учебнопроизводственных мастерских, лабораторий, бюро;
- коррекция социального и профессионального самоопределения личности.
Принимая приоритетную позицию личностно-ориентированной парадигмы образования, необходимо учитывать, что, несмотря на всю полезность, личностно-ориентированное обучение не должно заменять саморазви-
тие, самовоспитание личности учащегося. Следовательно, личностно-ориентированное образование предполагает проектирование образовательной среды, в которой есть потенциальные условия для развития и самореализации личности. Приоритет самостоятельности и субъектности личности требует создания условий, позволяющих реализовать учащимся свой личностный потенциал в решении технологических проблем и задач, и расширить их опыт творческой деятельности.
Главным условием, позволяющим развивать творческий потенциал учащихся, рассматриваем личностно-ориентированную
творческую среду, которая представляет систему взаимодействия ее субъектов в творческой деятельности.
Это обусловливает значение средового подхода. Для определения сущности творческой среды как фактора и условия развития творческой личности и актуализации творческого потенциала используем термин «образовательная среда».
Среда обеспечивает возможности для создания условий, способствующих воспитанию и развитию, поэтому выделение наиболее значимых элементов, содержащихся в образовательной среде, рассматривается во многих исследованиях в качестве критериев оценки, выраженности ее образовательного потенциала.
В работах С.Д. Дерябо, И.А. Зимней,
Н.В. Кузьминой предполагается, что учащиеся должны сами включаться в решение своих социокультурных проблем посредством выработки собственной индивидуальной образовательной траектории, что само по себе предполагает их движение в некоторой образовательной среде. Основу для организации воспитательного процесса, а также проектирование его целей и средств составляют возможности и потребности учащихся.
При этом в образовательной среде предполагается наличие комплекса возможностей для развития по заданному образцу, выделяется и анализируется компонентный состав среды, показывается ее неоднородность и теоретически обосновывается возможность типологизации образовательных сред. В образовательной среде выделяются информационный, социальный, пространственно-
предметный и психолого-педагогический компоненты (В .А. Ясвин) [7].
В широком смысле образовательная среда представляет собой объект деятельности, связанный с целеполаганием образования в целом и содержания педагогического процесса как производной от общего содержания образования, его социально-ценностной культурной направленности, что предполагает иерархизацню целей и задач образовательной политики государства с учетом образовательных традиций данного общества.
Л.С. Выготский считал, что образовательное учреждение должно создавать условия для превращения спонтанной и непосредственной активности человека в опосредованное культурное поведение, в творческую деятельность. Условие реализации такого превращения он видел в создании образовательной среды как совокупности качественно разнородных условий развития личности. Возникающая в результате этого социальная ситуация развития реализуется в развивающей среде открытой для действия личности, для становления особой субкультуры, в которой педагоги отвечают на активность учащихся собственной активностью. В результате воспитательно-образовательная среда становится фактором развития творческих способностей каждого включенного в нее, создает условия для адекватной творческой самореализации.
Считаем, что творческая среда - это вид образовательно-воспитательной среды, представляющей собой систему взаимодействия субъектов среды, связанную с целеполаганием образования и воспитания, содержанием педагогического процесса как производной от содержания образования, социально-ценностной культурной направленности воспитания, а также способами реализации данных целей, образовательными и социально-воспитательными технологиями.
Средовый подход позволяет рассматривать творческую среду как систему образовательных возможностей учащихся, направленную на развитие технологической компетентности и личностного опыта, усиливаю-
щих и актуализирующих творческий потенция всех субъектов среды. Данная среда выступает как условие развития творческой личности, включения в творческую деятельность, реализации творческой активности учащихся.
Комплексный подход в исследовании позволяет выявить в научном знании и практике вариативный элемент - комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала в технологическом образовании. Комплексный подход позволяет функционировать моделируемой системе в целом как органическому единству взаимосвязанных компонентов, которые могут быть как взаимодополнительными, так и взаимо-пересекающимися.
Таким образом, определен теоретикометодологический базис развития творческого потенциала личности, обеспечивающий концептуализацию, моделирование и проектирование гуманистически-ориентированного технологического образования школьников.
1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. СПб., 2003. С. 136.
2. Леонтьев А.Н. Психологическая теория деятельности: Избр. псих. произв. М., 1983.
3. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. М., 2002.
С. 138.
4. Синергетика и психология. Тексты. Вып. 1. Методологические вопросы. М., 1997. С. 61.
5. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000. С. 63.
6. Исаев И. Ф., Макарова Л.Н. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность. М.; Белгород, 2002. С. 77.
7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. ЦКФЛ РАО, 1997.
Поступила в редакцию 29.03.2007 г.