МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ
Диченскова В.А.
Формирование культурной идентификации подростков в условиях образовательной среды школы
Статья посвящена вопросам формирования культурной идентификации учащихся, развития нравственности, духовности, патриотизма, активных личностных и гражданских качеств, интеграции человека и общества. В качестве основного условия развития личности рассматривается образовательная среда школы, через все структурные компоненты которой предполагается трансляция национальной культуры. Приводятся основные характеристики образовательной среды школы и исследованы возможные пути формирования субъектного опыта личности, релевантного национальным культурным ценностям и смыслам, социальным навыкам и способам поведения, переживаниям и нравственным выборам.
Ключевые слова: культурная идентификация, образовательная среда, культурологическая образовательная парадигма, толерантность, социально-культурное взаимодействие.
Главной задачей и движущей силой развития современной личности является идентификация с культурными символами эпохи. Идентификация своей культурной принадлежности, её самобытности выдвигается на первый план как решающий регулятор поведенческих программ, гарантирующих толерантность, взаимопонимание, взаимоуважение во взрослой жизни.
В последние годы российской педагогической элитой постулируется необходимость насыщения всего образовательного процесса различными элементами культуры, так называемая «культуроемкость образования» [3, с. 75]. Культура признается как «реальный методологический регулятив педагогического знания и ценностный императив педагогического действия» [4, с. 5]. В современной педагогической науке высказывается мысль о необходимости «изменения содержания и смысла идеи образования в контексте идеи культуры» [1, с. 20].
Проблема нашего исследования заключается в определении содержания модели проектирования такой образовательной среды школы, основным компонентом взаимодействия в которой стало бы формирование культурно-нравственной идентификации.
Дефиницию «культурная идентификация» следует понимать как возникновение и установление принадлежности к определенной национальной культуре, определение общих со своим народом форм бытия, позиций мировоззрения, духовных
С"""-""""'
ценностей; соотнесение с культурными особенностями других народов, понимание и принятие их как существующих параллельно, способность к бесконфликтному сосуществованию с ними. «Установление такой идентификации не есть некая естественная данность или сама собой разумеющаяся сущность трансцендентального единства с миром культурных норм и ценностей... Ценности, являясь источником и основой установления социокультурной идентификации, играют важную роль в формировании личности.» [2, с. 301].
Как показывают исследования, влияния различных систем, преобладающих в индивидуальном опыте личности, во многом определяют ее развитие. Формирование определенного индивидуально-психологического состояния человека происходит под воздействием педагогических систем, что в последствии будет определять самостоятельный выбор его личностных связей и отношений. При этом обеспечение открытого диалога индивида с внешней средой становится обязательным условием его успешного развития.
Развитие ученика в интеллектуальной, личностной и социальной сферах всегда происходит в условиях образовательной среды учебного заведения. В исследовании, проведенном нами, определения содержательного компонента понятия «образовательная среда» обходят стороной или невнятно говорят о том, что этот концепт зависим, а скорее даже имеет одним из своих оснований личностный фактор в той его части, которая касается индивидуально-возрастных, обусловленных предшествующими внедрению в новую для индивида среду (в нашем случае, образовательную) накоплениями. Мы говорим об участниках образовательного процесса: педагогах, учащихся, их родителях, непедагогическом персонале учебного заведения. Каждый из них привносит в образовательную среду свой собственный, накопленный ранее опыт: знания, умения, навыки общения, учебной и трудовой деятельности. Таким образом, личностный компонент активно воздействует на формирование «системы влияний и условий», а «заданный образец» в той или иной мере зависит от сформированных ранее момента взаимодействия с образовательной средой ценностно-смысловых установок как отдельно взятой личности, так и образовавшегося коллектива в целом. Образовательная среда - это постоянно меняющийся, развивающийся, приспосабливающийся к новым условиям, зависящий от сформированных ранее форм саморегуляции феномен.
Мы подчеркиваем важность и необходимость поддержки положительных паттернов личности каждого ребенка, то есть не только изменение ее при помощи различных влияний и условий, но и развитие присущего ей набора стереотипических поведенческих реакций.
В качестве особого типа образовательной среды школы нами рассматривается «развивающая среда инновационного образовательного учреждения». Как «совокупность целенаправленно организованных пространств, континуум которых базируется на введении ценных для каждого субъекта духовных смыслов и возможностей, имеющих одновременно опосредованное мощное и щадящее воздействие, проявляющееся в синергетически естественном эффекте развития тех или иных
индивидуальных способностей в ответ на ненасильственный запрос социума» такая среда представляет собой «динамическую целостность, охватывающую все стороны жизнедеятельности образовательного учреждения» [5, с. 27].
Следуя идее поиска средств формирования культурной идентификации подростков, важно учитывать типологические признаки образовательной среды школы, среди которых наиболее значимыми для нас являются следующие:
- образовательная среда функционирует как некоторая социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте культурно-мировоззренческой адаптации индивида к миру, и наоборот;
- образовательная среда характеризуется системностью собственных процессов, выражающаяся в непрерывном поступательном движении к реализации комплексной цели обучения;
- образовательная среда - условие и средство воспитания и обучения;
- образовательная среда - процесс диалектического взаимодействия социального, пространственно-предметного и психолого-дидактического компонентов, определяющих вектор развития для каждого конкретного субъекта образовательного процесса;
- образовательная среда образует субстрат накопленного ранее жизненного опыта и направляемой извне субъективной деятельности, обеспечивающей переход от учебной ситуации к жизни.
Проведенное исследование позволило нам построить ряд основных направлений педагогического проектирования культуросообразной образовательной среды школы:
- изучение и реализация принципов культурологической образовательной парадигмы как наиболее емкой, интегративной, гармонично сочетающей в своем содержании основные современные подходы и требования к образовательному процессу: гуманизацию и демократизацию, личностную ориентацию и индивидуализацию;
- значительное обновление содержания образования, дополнение его компонентами мировой, отечественной, краевой культуры с целью поэтапного формирования социального и гражданского самосознания, в том числе межкультурную компетентность и этническую толерантность;
- организация управления образовательной средой с учетом особенностей системы культурологического подхода, разработка теоретико-методологических, научно-педагогических, организационно-системных основ внутришкольного управления; разработка «стратегии организации образовательного процесса, обеспечивающей целостность субъектно-деятельностного становления учащихся и профессионально-личностного развития педагогов с учетом стратегических интересов государства и специфических региональных требований к общему образованию» [5, с. 15];
- изучение социального опыта учащихся и педагогов, их интеллектуального, нравственного, культурного уровней и создание непрерывного пространства
-С""
развития всех участников образовательного процесса путем интеграции урочной и внеурочной деятельности, повышения педагогической культуры на основе продуктивных деятельностных способов интериоризации мирового культурного наследия;
- подбор и внедрение адекватных возрастным и психическим особенностям учащихся образовательных форм и методов, способствующих гуманизации и гуманитаризации учебных взаимодействий и создающих прецедент для продуктивной деятельности в коллективе и самостоятельно. Образовательная среда школы способна всесторонне обеспечить достижение поставленной нами цели, если исходить из того, что национальная культура должна транслироваться через все структурные компоненты образовательной среды, как то:
- транслировать в образовательной среде национальные культуры с отбором содержания традиций, имеющих тенденции к открытости;
- организовать среду развития и образования на основе культурно-исторических народных традиций при сохранении уважения и терпимости к культурам других народов, населяющих регион;
- обеспечить выполнение регионального и вариативного компонентов содержания образования, его преемственность и открытость в отношении иных культурных традиций, соответствие запросам современного общества;
- сочетать в содержании предметных областей основы русской, мировой и национальных культур.
- Таким образом, ориентация воспитания на личностный образ ребенка, правильно идентифицирующий себя относительно собственной культурной принадлежности, существенным образом корректирует содержание и способы образовательной и воспитательной деятельности.
Литература
1. Библер В.С. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур: -деи. Опыт. Проблемы. - Кемерово, 1993.
2. Григорьева Н.А. Инновации и образование: сборник материалов конференции. - Сер. «Symposium». - Вып. 29. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
3. Крылова Н.Б. Культурология образования: учебник для вузов / Н.Б. Крылова. -М., 2000.
4. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.-., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия РАО. - 2001. - № 4.
5. Тринитатская О.Г. Управление развивающей средой инновационного образовательного учреждения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М, 2009. - 50 с.