ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
шении этих задач может стать формируемый постмодернизмом «образ» человека, понимающего «Другого», умеющего работать с различными мировоззренческими установками, культурными традициями и системами ценностей, «чувствующего себя ответственным в каждом аспекте своей жизни в потоке происходящих перемен» [14, р. 15].
По сути, постмодернизм позволяет выявить два органически связанных друг с другом важнейших требования, предъявляемых к современному образованию в соответствии с особенностями информационного общества: гуманизации (ориентации образования на видение человека как высшей ценности, а процесса обучения и воспитания как процесса становления личности) и гуманитаризации (формирования жизненной позиции индивида, воспитания его способности понимать другого человека, уважать, оставаясь на почве своей традиции, иные миры человеческой культуры).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баткин, Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления / Л. М. Баткин. — М. : Мысль, 1987. — 256 с.
2. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. — 2-е изд. — М. : Сов. писатель, 1963. — 363 с.
3. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М. : Искусство, 1979. — 424 с.
4. Бахтин, М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники : ежегодник. 1984—1985. — М., 1986. — С. 112.
5. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. — М. : Прогресс, 1988. — 704 с.
6. Иойлева, Г. В. Понимание в процессе обучения / Г. В. Иойлева // Современные подходы к преподаванию философии. — Архангельск, 1998. — С. 58—59.
7. Лиотар, Ж.-Ф. Ситуация постмодерна/ Ж.-Ф. Лиотар. — М.; СПб.: Алетейя, — 1998. — 159 с.
8. Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. — Тбилиси, 1984. — 112 с.
9. Олевич, Т. Современная философия диалога / Т. Олевич // Философия ХХ века. — М., 1997. — С. 270.
10. Bell, D. Beyond Modernism. Beyond Self. Arts, Politics and Will / D. Bell. — N. Y., 1977. — 379 p.
11. Giddens, A. The consequences of modernity / A. Giddens. — N. Y., 1987. — 253 p.
12. Habermas, J. Der philosophische Diskurs der Moderne. Zwolf Vorlesungen / J. Habermas. — Suhrkamp, 1985. — 517 S.
13. Lyotard, J.-F. Answering Question: What Is Postmodernism / J.-F. Lyotard // Innovation / Renovation: New Perspectives on the Humanities / ed. by I. Hassan, S. Hassan. — Madison, 1983. — P. 334—335.
14. McKenna, R. Stalking the information society / R. McKenna // Upside Magazine. — N. Y., 1995. — January. — P. 14.
15. Welsch, W. Unsere postmodeme Modeme / W. Welsch. — Weinheim, 1987. — 287 S.
Поступила 01.02.10.
ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В АСПЕКТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. Р. Еферова (Астраханский государственный технический
университет)
Статья посвящена одной из ведущих проблем модернизации профессионального образования — формирования личности, обладающей критическим мышлением. Автором доказывается, что именно такая личность конкурентоспособна и востребована на рынке труда.
Ключевыге слова: критическое мышление; конкурентоспособность; личность; критика; развитие; студенты технического вуза; модернизация профессионального образования; рефлексивное мышление; познавательные способности.
Современный этап развития высше- его содержания. Возникает необходи-
го образования предполагает качествен- мость формирования новой концепции
ное изменение подходов к определению высшего образования, в основе которой
© Еферова А. Р., 2010
№ 2,
лежит идея развития личности студента. Это означает принципиальное изменение педагогических и методических подходов к процессу обучения, при которых знание может быть полноценным только при включении в процесс его усвоения механизмов развития личности.
Приходится констатировать, что сегодня исходный уровень знаний абитуриентов на порядок ниже уровня знаний поступающих в вузы начала 1 990-х гг. В связи с этим перед преподавателями высшей школы стоят сложные задачи. Одна из них — создание и использование таких методик и технологий обучения, которые предусматривали бы возможность развития у вчерашних школьников элементарной общеметодологической культуры и научного мировоззрения и доведения его до уровня, минимально необходимого для обучения в вузе.
В настоящее время личность, обладающая критическим мышлением, умеющая подвергнуть сомнению устоявшиеся мнения и суждения, способная вести диалог, определять суть проблемы и альтернативные пути ее решения, отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения, конкурентоспособна и востребована на рынке труда, а потому формирование такой личности стало одной из ведущих проблем российского образования [1].
Система высшего образования призвана развивать критическое мышление, направлять студента на овладение творческими способами решения жизненных проблем, на самообразование и самовоспитание. Педагогической наукой актуализирована проблема повышения уровня умений студентов в получении знаний, развитии логики, аргументации, доказательства, участия в совместном принятии решений. Признается, что студент может получить «полноценное знание» только при условии развития критического мышления (В. Зинченко, И. Савицкий, А. Тюков, В. Розин). Вот почему необходимо перенесение акцента с информационного на смыслопоисковое обучение. Это требует изменения в подходах к процессу обучения, поиска более эффективных путей формирования кри-
2010 1%
тического мышления, оценки причин и смыслов происходящего. Мыслить критически — значит уметь анализировать информацию с позиций логики, выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Критическое мышление не сводится к негативным суждениям и критике, а предполагает разумное рассмотрение разнообразия подходов. «Критическое» в данном контексте синонимично «аналитическому». Критическое мышление — это своего рода направленное мышление, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата.
В условиях становления демократического общества очень важно вооружить молодежь навыками адекватно интерпретировать явления окружающего мира, отбирать оптимальные способы поведения в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому проблема формирования критического мышления у молодежи представляется актуальной и злободневной.
Интеграция российского образования в европейскую систему высшего образования обостряет проблему подготовки специалистов, обладающих критическим мышлением, в контексте инновационного развития страны. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека. За время обучения в техническом вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех ее уровней. Они определяют направленность ума человека, т. е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную ориентацию личности.
Для успешного обучения в техническом вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, а также владения определенным кругом логических операций и т. д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают. В разных вузах уровни слегка различаются, но в общем они близки, даже если сравнивать столичные и периферийные вузы, так называемые престижные и непрестижные профессии. Для успешного овладения гуманитарными профессиями в вузе человек должен обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта. Гуманитарии должны характеризоваться широтой познавательных интересов, эрудированностью, хорошо владеть языком, иметь богатый словарный запас, уметь правильно его использовать, точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление. Специалисты гуманитарного профиля постоянно живут, образно выражаясь, «в мире слов», в то время как специалисты технического и естественного профиля чаще обращаются к предметному и конкретному миру вещей [2].
Учеба в техническом вузе требует больших затрат времени и энергии, что обусловливает некоторую задержку социального становления студентов по сравнению с другими группами молодежи. Данный факт часто порождает у преподавателей ошибочное представление о студентах как о социально незрелых личностях, нуждающихся в постоянной опеке, снисходительном отношении. Сам того не осознавая, преподаватель как бы ставит планку, ограничивает уровень, до которого студент может развить свои личные качества, такие как ответственность, инициативность, самостоятельность, критичность мышления. Поскольку человеку свойственно легко адаптироваться к заниженным требованиям, студент неосознанно воспринимает такую программу и внутренне принимает ее. В этих условиях способности студента не только не развиваются, но даже деградируют.
В настоящее время профессиональная вузовская подготовка инженеров-тех-нологов (в пищевом производстве, рыболовстве и нефтегазовой сфере) с педагогической точки зрения отстает от гу-
манитарной, остается более консервативной в том, что касается форм, методов и средств обучения. Крайне редко используются инновационные технологии обучения, активные формы занятий. Вместо поощрения инициативности, творческого подхода к решению поставленных учебных задач наблюдается жесткая заданность поведения студента. Для подготовки инженеров традиционное понимание высшего профессионального образования как усвоения определенной суммы знаний, основанного на преподавании фиксированных предметов, является общепризнанным, но недостаточным.
Формированию критического мышления инженера-технолога мешают шаблонные, стереотипные, нацеленные на механическое заучивание дидактические средства. Должно формироваться продуктивное мышление, с присущими ему поиском, ориентацией на новизну, постановкой проблем, связанных с заботами, целями и идеалами личности. Задача преподавателей усложняется и сводится к развитию, уточнению этих истин применительно к современной научной и общественно-экономической реальности, требованиям нынешнего этапа научнотехнической революции.
Таким образом, высшее профессиональное образование в условиях модернизации всех сфер общества должно быть ориентировано на подготовку конкурентоспособных специалистов, готовых к критическому мышлению в постоянно изменяющихся условиях, обладающих критичностью мышления, способных к творческой работе на всех этапах жизненного цикла создания систем, от исследования и конструирования до разработки технологии и предпринимательской деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильин, Г. Л. Изменения в отечественном образовании в свете Болонского процесса (субъективные заметки) / Г. Л. Ильин // Высш. образование в России. — 2009. — № 8. — С. 40—46.
2. Шабалина, А. Н. Гуманитарно-ориентированный подход в системе университетского комплекса как фактор модернизации образования / А. Н. Шабалина // Среднее проф. образование. — 2009. — № 9. — С. 4—6.
10
Поступила 09.02.10.