Формирование креативной компетенции у студентов нелингвистических направлений подготовки на основе технологии мобильного обучения
Дворецкая Мария Александровна,
преподаватель кафедры английского языка и межкультурной коммуникации, Пермский государственный национальный исследовательский университет E-mail: mariyadvoreckaya@yandex.ru
В статье анализируются проблемы, связанные с исследованием современного состояния использования мобильных технологий в процессе обучения студентов нелингвистических направлений подготовки, а также влияние подобных методов обучения на развитие креативной компетенции. Рассматриваются различные аспекты понятия «мобильное обучение»; перечислены основные технологии мобильного обучения, которые применяются в учебных заведениях, рассматривается преимущества применения обучения с помощью мобильных технологии перед традиционным обучением с целью формирования креативной компетентности у студентов нелингвистических направлений подготовки. Рассматриваются факторы, которые повлияли на интенсивное развитие и внедрение мобильных технологий в процесс обучения современных образовательных заведений. Также рассматриваются основные инструменты мобильного обучения, рассмотрена результативность применения мобильных технологий в области формирования у студентов новых креативных навыков. Также описаны специальные методы организации процесса обучения с помощью мобильных технологий, которые стимулируют у обучающихся развитие навыков и умений, присущих креативным специалистам.
Ключевые слова: креативность, творчество, информатизация образования; компетентность, мобильное обучение; мобильные технологии.
Актуальность. Для развития общества в современных реалиях очень важно появление личностей, способных к саморазвитию, творческому мышлению и к инновационной деятельности. Поэтому появляется необходимость в преобразовании существующей системы образования, так как современная система не отвечает этим требованиям. Уже сегодня несколько правительственных инициатив ориентированы на изменение стратегии функционирования образовательных учреждений. В Национальной доктрине образования Российской Федерации (2000-2025 гг.) указывается необходимость развития креативных способностей обучающихся. Креативностью является способность находить уникальные методы решения проблем. Креативность способствует созданию человеком чего-то нового, с помощью использования творческого потенциала личности.
Также можно отметить, что сформирована еще одна актуальная потребность в изменении системы образования - внедрение мобильного обучения. Пандемия способствовала интенсивному развитию данного направления.
Развитие многочисленных информационных технологий способствовало постепенным изменениям в образовательной системе российских учебных заведений. На современном этапе началось непрерывное внедрение новейших коммуникационных и информационных технологий в процесс обучения студентов. Вследствие пандемии возникла необходимость в ускорении процесса внедрения мобильного обучения и его развития.
Для применения метода мобильного обучения в учебном заведении потребуются использование различных мобильных устройств (планшеты, смартфоны и т.п.). При использовании данной формы обучения, студентам предоставляется возможность получить доступ к образовательным ресурсам в любом месте и в любое время.
Можно предположить, что основной целью организации мобильного обучения заключается не в том, чтобы использовать в процессе обучения удобные мобильные устройства, а в том, чтобы появилась возможность создания новых мобильных образовательных материалов, которые смогли бы более интенсивно вовлечь студента в процесс обучения, а также сделать подачу материала более наглядной.
Рассмотрим виды технологий дистанционного обучения, которые можно применять для студентов нелингвистических направлений подготовки:
1) мультимедийная модель (изучение мультимедийных и печатных материалов, локальных компьютерных программ, видео-, аудиоматериалов);
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
2) Интернет-обучение (ресурсы сети Интернет, интерактивная мультимедиа);
3) телеобучение, (видеоконференции, аудиоте-леконференции);
4) корреспондентская модель (печатные материалы на бумажных носителях);
5) интеллектуальная модель обучения (использование интерактивных мультимедиа, использование связи между участниками образовательного процесса с помощью Интернет технологий. Следовательно можно отметить, что обучение с помощью мобильных технологий можно отнести к форме дистанционного обучения.
При организации занятий и подачи учебного материала с помощью мобильного обучения используются мобильные технологии, благодаря которым осуществляется взаимодействие студентами и преподавателями, либо с помощью которых получают скоростной доступ к учебным материалам.
В процессе обучения студентов нелингвистических направлений подготовки можно применять следующие инструменты мобильного обучения:
1) блог-технологию;
2) подкасты;
3) вики-технологию;
4) электронную почту;
5) веб-форум;
6)электронные словари;
7) средства синхронной видео-интернет-коммуникации;
8) информационно-справочные Интернет-ресурсы;
9) лингвистический корпус;
10) навигаторы.
Результативность внедрения технологий мобильного обучения в образовательный процесс студентов нелингвистических направлений подготовки может быть связана с многочисленными новейшими возможностями информационных технологий, что может способствовать формированию у студентов новых профессиональных навыков, таких как:
а) способность эффективно разрабатывать и передавать обучающие интернет-материалы;
б) способность выбора оптимальных решений;
в) способность быстрого поиска, отбора и редактирования информации, необходимой для учебного процесса студентов нелингвистических направлений подготовки;
г) способность студентом нелингвистических направлений подготовки создавать электронный образовательный контент, не привлекая технического специалиста;
д) способность осуществлять самостоятельную или групповую работу, находясь как в учебном за-ведении,так и дистанционно;
е) способность студентов нелингвистических 5 направлений подготовки находить ресурсы, где § можно получить информацию от практикующих ^ специалистов по своей специальности;
еЗ ж) способность эффективно и быстро взаимо-ав действовать с остальными участниками учебного
процесса. Например, с помощью электронной почты, облачных технологий и т.д.;
з) способность участвовать в обсуждении профессиональной деятельности в профессиональном сообществе (группы, форумы);
и) способность нестандартно мыслить и видеть новые эффективные решения для той или иной области.
Можно также отметить тот факт, что применение мобильных технологий обусловило разработку и последующее внедрение абсолютно новых форм обучения в процесс образования в учебных заведениях:
- видеоконференции;
- web-занятия (дистанционные уроки, форумы, веб-конференции, вебинары, учебные микро-блоги, тренинги, экскурсии, деловые игры, семинары, новостные ленты, практикумы интерактивные лекции - лекция-беседа, лабораторные работы, лекция-дискуссия, лекция-пресс-конференция и пр. формы организации учебных мероприятий);
- ^аЬзанятия, с помощью которых в процессе обучения можно организовать углубленное изучение особенностей профессиональной деятельности;
- телеконференции (например, подписки). Метод использования мобильных технологий
в процессе обучения с одной стороны позволяет повышать эффективность обучения и усвоения учебного материала, а с другой стороны обуславливает развитие у студентов новых навыков и новых компетенции, в частности креативность.
Мобильное обучение располагает множеством инструментов, благодаря которым можно успешно развивать у студентов креативное мышление. Такими инструментами могут послужить специальные программы, направленные на активацию изобретательности, предприимчивости, поиска новых путей решения различных проблематичных ситуаций. Данные программы и ресурсы содержат в себе ситуационные задачи, задания по поиску информации, задачи на прогнозирования и моделирования развития событий.
На сегодняшний день применяется множество методов развития креативности, они освещены в таких материалах, как различные Web-семина-ры; размещённые на Интернет-ресурсах публикации ведущих педагогов, методических и учебных центров и др. Все эти материалы могу использовать преподаватели в своей преподавательской деятельности с целью формирования креативной компетенции у студентов.
Развитие у студентов навыка работы с различными информационными технологиями открывает новые возможности в освоении профессиональных навыков. Таким образом, информационные технологии в мобильном обучении раскрывают потенциал развития креативных способностей студентов, позволяя им участвовать в дискуссиях не только в учебном заведении на занятии, но и виртуально. Данное способствует развитию
гибкости мышления студентов нелингвистических направлений подготовки.
Применение информационных технологий в мобильном обучении дает возможность студентам вместе с педагогом создавать проект уникального образовательного процесса с помощью выбора методов и способов обучения. Подобный подход будет влиять на расширение мышления студента, будет развивать индивидуальные способности и выявлять нестандартные ассоциации, а также способствовать появлению необычных идей.
Мобильное обучение будущих специалистов нужно организовывать с помощью планшетных компьютеров и интерактивного оборудования. Применение информационных технологий в мобильном обучении позволит студенту почувствовать процесс настоящей профессиональной деятельности. На сегодняшний день в системе образования преобладает устаревшие методы обучения, на которые тратится большое количество времени. В итоге у многих студентов данное приводит к снижению мотивации генерировать новые эффективные решения учебных ситуаций, а также ведет к шаблонности мышления. В мобильном обучении информационные технологии способствуют развитию творческой свободы, так как они автоматизируют рутинные процессы обучения, в итоге развивая беглость и гибкость мышления.
Помощь в развитии скорости принятия решений может оказать применение в рабочем процессе поисковых системам. Примером может послужить выполнение определенных заданий, предоставленные преподавателем, с обобщенной формулировкой мотивируют студентов определять оптимальную стратегию поиска информации. В процессе определении подходящего варианта стратегии у студентов будет сформирована способность к анализу своих решений и действий.
В процессе мобильного обучения некоторые виды информационных технологий оказывают влияние на формирование качеств студента, которые характерны для креативного специалиста (гибкость, способность выходить за привычные рамки мышления). К данным технологиям можно отнести обучающие программы для проведения деловых игр. Подобные программы влияют на способность к генерированию огромного количества интересных идей и оригинальных решений какой-либо проблемной ситуации.
Креативность мышления студентов также можно развить с помощью графических редакторов и программ 3D-моделирования. Задачи при этом не должны предполагать конкретное решение, а должны быть направлены на поиск нестандартных новых решений, можно задать только инструменты для выполнения задания. В итоге студенты, при решении подобного вида заданий, смогут увидеть, что с помощью определенного инструментария можно получить эффективный результат, применяя свои собственные творческие способности подходы и методы.
Можно отметить, что электронные издания учебников, чаты, форумы, электронные конференции, тоже являются коммуникационными технологиями, которые способствуют развитию креативной компетенции у студентов нелингвистических направлений подготовки.
В процессе мобильного обучения повышается заинтересованность студента в освоении учебного материала, а применение программных продуктов может не только помочь решить самые разнообразные задачи обучения, а также стать эффективным средством для развития креативной компетенции студента нелингвистических направлений подготовки. Заключение.
В результате можно заключить, что проведенное исследование подтвердило предположение о том, что в мобильном обучении информационные технологии обуславливают формирование креативной компетенции студентов нелингвистических направлений подготовки.
Процесс мобильного обучения характеризуется оживленной обстановкой и отсутствием рамок, которые способствуют активации у студентов таких качеств как независимость и оригинальность мышления, интуитивность, продуктивность мышления, широта взглядов. Используя современные информационные технологии в процессе мобильного обучения, можно повысить мотивацию студентов к исследованиям, повысить заинтересованность в обучении и дальнейшем развитии в профессии. Также информационные технологии в мобильном обучении обуславливают формирование способности к прогнозированию и импровизации.
Информационная среда мобильного обучения является очень важным фактором в формировании креативной компетенции у студентов, способствуя их личностному и профессиональному росту, а также закладывает мотивацию к постоянному саморазвитию. В результате данные студенты смогут легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям, а также станут эффективными специалистами и смогут успешно вести свою профессиональную деятельность в постоянно меняющихся условиях и требованиях к решениям профессиональных задач, в условиях быстро развивающихся науки и производства.
Литература
1. Борщева О.В. Методика развития социокультурных умений студентов направления подготовки «Педагогическое образование» на основе современных Интернет-технологий: дис. ... канд. пед. наук. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2016.
2. Бурганов Н. Т. IT-стратегии образовательного учреждения в развитии электронного образования // Новые образовательные технологии в вузе: материалы XI Междунар. науч.-метод. конф. - Екатеринбург, 2014. - URL: http://hdl. handle.net/10995/24752
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
3. Голицына И. Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. - 2011. -№ 1. - T. 14. - С. 241252. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ mobilnoeobucheniekak-novaya-tehnologiya-v-obrazovanii#ixzz3wHqUi6HT
4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2017.
5. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2016. № 2. С. 2-9.
6. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2016. № 6. С. 12-21.
7. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2016. № 1 (17). С. 120-133.
8. Титова С.В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы //Вест ник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. -№ 1. - С. 57-71. - URL: http://www.ffl.msu.ru/ research/vestnik/1-2012-titova.pdf
9. Сысоев П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2016. № 3 (23). С. 140-152.
FORMATION OF CREATIVE COMPETENCE AMONG
STUDENTS OF NON-LINGUISTIC AREAS OF TRAINING
BASED ON MOBILE LEARNING TECHNOLOGY
Dvoretskaya M.A.
Perm State University
The article analyzes the problems associated with the study of the
current state of the use of mobile technologies in the process of
teaching students of non-linguistic areas of training, as well as the
impact of such teaching methods on the development of creative competence. Various aspects of the concept of "mobile learning" are considered; the main technologies of mobile learning that are used in educational institutions are listed; the advantages of using mobile learning over traditional learning are considered in order to form creative competence in students of non-linguistic areas of training. The factors that influenced the intensive development and implementation of mobile technologies in the learning process of modern educational institutions are considered. The main tools of mobile learning are also considered, and the effectiveness of the use of mobile technologies in the formation of new creative skills among students is considered. Special methods of organizing the learning process using mobile technologies are also described, which encourage students to develop the skills and abilities inherent in creative specialists.
Keywords: creativity, creativity, informatization of education, competence, mobile learning, mobile technologies.
References
1. Borshcheva O.V. Methodology for the development of socio-cultural skills of students of the direction of training "Pedagogical education" on the basis of modern Internet technologies: Candidate's thesis. M.: MGGU named after M.A. Sholokhov, 2016.
2. Burganov N. T. IT-strategies of an educational institution in the development of electronic education / / New educational technologies in higher education: materials of the XI International Scientific method. conf. - Yekaterinburg, 2014. - URL: http:// hdl.handle.net/10995/24752
3. Golitsyna I. N., Polovnikova N.L. Mobile learning as a new technology in education / / Educational technologies and society. -2011. - № 1. - T. 14. - P. 241-252. - URL: http://cyberlen-inka.ru/article/n/mobilnoeobucheniekak-novaya-tehnologiya-v-obrazovanii#ixzz3wHqUi6HT
4. Robert I.V. Modern information technologies in education: didactic problems, prospects of use. Moscow: IIO RAO, 2017.
5. Sysoev P.V. Informatization of language education: main directions and prospects // Foreign languages at school. 2016. No. 2. pp. 2-9.
6. Sysoev P.V. Didactic properties and functions of modern information and communication technologies // Foreign languages at school. 2016. No. 6. pp. 12-21.
7. Sysoev P.V. Modern information and communication technologies: didactic properties and functions // Language and culture. 2016. No. 1 (17). pp. 120-133.
8. Titova S.V. Mobile learning today: strategies and prospects // Bulletin of the Moscow University. Series 19. Linguistics and intercultural communication. - 2012. - No. 1. - pp. 57-71. - URL: http://www.ffl.msu.ru/research/vestnik/1-2012-titova.pdf
9. Sysoev P.V. Wiki-technology in teaching a foreign language // Language and culture. 2016. No. 3 (23). pp. 140-152.
о с
u