Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧЕНИКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ'

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧЕНИКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог / профессия / креативная компетентность / педагогические классы / процесс. / teacher / profession / creative competence / pedagogical classes / process.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Абдиева С. П.

В статье рассматриваются основные способы формирования креативной компетентности учеников, обучающихся в педагогических классах. Одним из ключевых аспектов креативной компетентности обучающегося является совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных черт, которые необходимы для осуществления творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Абдиева С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CREATIVE COMPETENCE OF STUDENTS STUDYING IN PEDAGOGICAL CLASSES

The article discusses the main methods of forming creative competence of students studying in pedagogical classes. One of the key aspects of creative competence of a student is a set of knowledge, skills, abilities and personal traits that are necessary for the implementation of creative activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧЕНИКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ»

УДК 37.013

Абдиева С.П. преподаватель Нукусская профессиональная школа №1 Республика Каракалпакстан

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧЕНИКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ

Аннотация

В статье рассматриваются основные способы формирования креативной компетентности учеников, обучающихся в педагогических классах. Одним из ключевых аспектов креативной компетентности обучающегося является совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных черт, которые необходимы для осуществления творческой деятельности.

Ключевые слова: педагог, профессия, креативная компетентность, педагогические классы, процесс.

Abdieva S.P.

Teacher

Nukus Professional School No. 1 Republic of Karakalpakstan

FORMATION OF CREATIVE COMPETENCE OF STUDENTS STUDYING IN PEDAGOGICAL CLASSES

Abstract

The article discusses the main methods of forming creative competence of students studying in pedagogical classes. One of the key aspects of creative competence of a student is a set of knowledge, skills, abilities and personal traits that are necessary for the implementation of creative activity.

Keywords: teacher, profession, creative competence, pedagogical classes, process.

В последние годы перед системой образования республики Узбекистан стоит задача возрождения интереса молодежи к педагогической профессии и привлечения на педагогические специальности наиболее мотивированных и подготовленных выпускников среднеобразовательной школы.

В связи с этим принято постановление Кабинета Министров от 29.04.2024 г. № 242 «О мерах по подготовке учащихся средних общеобразовательных учреждений к педагогической профессии и обеспечению трудоустройства выпускников». Начиная с 2024-2025

учебного года в Республике Узбекистан будут организованы педагогические классы в качестве эксперимента для подготовки учащихся 10-11 классов к профессии педагога.

Введение педагогических классов в Узбекистане направлено на создание положительного имиджа профессии педагога и обеспечение высокого уровня подготовки будущих учителей еще до поступления в высшие учебные заведения. В таких классах учащиеся будут не только углубленно изучать академические предметы, но и получать специализированные знания и умения, необходимые для педагогической деятельности. Формирование таких классов поможет выявить наиболее мотивированных и ориентированных на преподавание учеников, а также эффективно подготовить их к поступлению в педагогические вузы.

Для реализации данного эксперимента предполагается привлечь опытных и высококвалифицированных преподавателей, способных передать не только знания, но и профессиональные навыки будущим педагогам.

Особое внимание будет уделяться методикам преподавания, которые предполагают активное вовлечение учеников в образовательный процесс через интерактивные формы обучения. Это могут быть различные проекты, исследовательские работы, участие в конкурсах и олимпиадах. Таким образом, учащиеся смогут не только теоретически изучить основы педагогики, но и практически применить свои знания, что повысит их интерес и даст возможность осознанного выбора будущей профессии.

На основании результатов экспериментального внедрения педагогических классов в течение первых нескольких лет будет проведен анализ эффективности данной инициативы. Ожидается, что эти классы станут важным этапом в системе образования республики, способствующим решению проблемы кадрового дефицита в педагогической сфере и обеспечивающим участие наиболее талантливой и мотивированной молодежи в формировании будущего образовательной системы Узбекистана.

Педагогический класс - это специализированный класс для учащихся Х-Х1 классов, где изучаются учебные предметы на повышенном уровне, направленные на развитие педагогических навыков, самопознание и активное вовлечение в образовательный процесс через нестандартные формы занятий, такие как тренинги или деловые игры.

Основная цель педагогических классов является организация педагогических занятий, сотрудничество между педагогическими вузами и школами, обеспечения трудоустройства выпускников в общеобразовательных учреждениях, т.е. предоставление права работать по соответствующей профессии выпускникам педагогических классов.

Одной из действенных и перспективных форм являются педагогические классы, ориентированные на личностное и

профессиональное самоопределение школьников. Педагогический класс позволяет уделить особое внимание формированию морально-нравственных эталонов личности

будущего учителя, формированию внутренней мотивации к педагогической профессии, развитию креативной компетентности выпускника среднеобразовательной школы.

Необходимость формирования у учащихся педагогических классов креативной компетенции в XXI веке связана с проблемами, возникшими в образовании: поиск новых способов формирования креативной компетенции обучающихся, которым по окончании школы предстоит реализовывать личностные качества, приобретённые знания, умения и навыки в современном обществе, ориентироваться в огромном потоке информации, с её насыщенностью и научностью; определение своего места в обществе

Термин «креативная компетентность» связан с актуальными на современном этапе образования подходами к подготовке специалистов нового времени. Первым понятие «креативная компетентность» в научный обиход ввел Р.Эпстайн, который характеризует данный феномен как готовность адаптивно применять полученные знания, дополнять систему знаний самостоятельно и стремление к самосовершенствованию.

Одним из ключевых аспектов креативной компетентности обучающегося является совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных черт, которые необходимы для осуществления творческой деятельности. Элемент творчества может присутствовать в любой форме активности обучающегося, будь то коммуникативная, учебная или организационная деятельность. Термин «креативность», происходящий от латинского слова creatю (создание, сотворение), эквивалентен понятию «творческие способности» и тесно связан с творчеством и творческим процессом, приводящим к возникновению чего-то качественно нового.

Креативная компетентность представляет собой сложное личностное образование, которое объединяет интеллектуальные, эмоциональные, нравственные и другие освоенные знания, умения и навыки. Она позволяет на новом, интегративном уровне переносить накопленные компетенции из одной сферы деятельности в другую с целью получить принципиально новый результат.

Организация педагогических классов позволяет уделять особое внимание формированию креативной компетентности выпускника среднеобразовательной школы. Важно отметить, что современная образовательная система стремится не только передавать учащимся знания, но и развивать их творческие способности, критическое мышление и умение решать нестандартные задачи. Учебные программы, направленные на развитие креативности, включают в себя разнообразные

методы преподавания, такие как проектная деятельность, исследовательская работа, творческие задания и интерактивные игры.

Педагогические классы создают уникальную образовательную среду, где ученики могут раскрыть свои таланты и потенциал. Учителя в таких классах применяют индивидуальный подход к каждому ученику, поощряя их интересы и стремление к саморазвитию. Кроме того, педагогические классы способствуют развитию взаимодействия и коммуникативных навыков учащихся, что является неотъемлемой частью креативной компетентности. Студенты учатся работать в командах, обмениваться идеями, представлять свои проекты и аргументировать свою точку зрения. Такие навыки являются важными не только для дальнейшего обучения, но и для успешной карьеры в будущем. У учащихся есть все условия для развития креативности: ^ стремление к новизне и готовность к новому опыту; ^ поиск стимулов и нахождение проблем для решения; ^ развитая восприимчивость и богатое воображение; ^ умение легко и гибко менять идеи и способы мышления; ^ интерес и увлечение своими действиями.

Благодаря созданным условиям в педагогических классах у учащихся развиваются черты креативной компетенции: ^ способность к креативности, решению сложных задач,

изобретательность; ^ гибкость ума, критическое мышление, интуиция, оригинальность и

уверенность в своих силах; ^ умение ставить и решать нестандартные задачи, анализировать,

синтезировать и комбинировать, переносить опыт, предвидеть и др.; ^ эмоционально-волевые качества: воодушевление, эмоциональный подъём в творческих ситуациях, ассоциативное мышление, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны, восприимчивость к противоречиям, способность к эмоциональному отклику;

^ свобода мыслей, чувств и движений, проницательность, умение

видеть новое в знакомом, преодоление стереотипов; ^ умение формулировать гипотезы, разрабатывать версии и

обосновывать их; ^ высокая степень самоорганизации, критичность, рефлексивность. Таким образом, организация педагогических классов играет важную роль в формировании всесторонне развитого выпускника, способного к инновационному мышлению и готового к вызовам современного мира. Важно продолжать развивать и поддерживать такие образовательные инициативы, чтобы каждый ученик получил возможность раскрыть свой внутренний потенциал и приобрести необходимые навыки для успешной жизни в обществе.

Использованные источники:

1. Корепанова Н. В., Стародубова Е. А. Педагогический класс в российской школе как форма профильного образования // Cross-Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES). - С.99-108

2. Шумовская А. Г. Формирование креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве / автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - Чита 2013. - 23с.

3. Хлюпин О.В. Формирование креативных компетенций как способ снижения психологического напряжения школьников // Социальная педагогика» 1/2012. - C.36-40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.