Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ПРИМЕНЕНИЯ КАТЕГОРИЙ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ПРИМЕНЕНИЯ КАТЕГОРИЙ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕСТЬ / ДОСТОИНСТВО И ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ / КОММЕРЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СУБЪЕКТЫ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СВЕДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусаков Алексей Вячеславович

В контексте демократического развития российского государства определено, что права и свободы любого человека выступают высшей ценностью, что обусловливает, в свою очередь, актуальное значение вопросов, связанных с обеспечением достоинства, чести и деловой репутации отечественных субъектов. Все рассматриваемые объекты гражданско-правовых отношений являются нематериальными и составляют процесс гражданского обеспечения прав. Помимо конституционных основ нормативного регулирования обеспечения достоинства, чести и деловой репутации отечественных граждан, необходимо обратить внимание на происходящие нарушения деловой репутации коммерческих компаний. В текущих рыночных условиях распространение информационных сведений, порочащих деловую репутацию коммерческих компаний, способствует значительному уменьшению рыночной конкурентоспособности российского бизнеса. В статье представлены ключевые положения концептуальной модели гражданско-правового применения достоинства, чести и деловой репутации отечественных субъектов с учётом норм гражданского законодательства РФ, проанализирована существующая судебная практика, отражающая особенности гражданско-правового регулирования обеспечения достоинства, чести и деловой репутации отечественных субъектов, обозначены основные проблемы концептуальной модели и правоприменительной практики по обеспечению достоинства, чести и деловой репутации отечественных субъектов, сделан вывод о том, что рассматриваемые объекты гражданско-правовых отношений подразумевают адекватного и грамотного применения и регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A CONCEPTUAL MODEL OF CIVIL LAW APPLICATION OF THE CATEGORIES OF HONOR, DIGNITY AND BUSINESS REPUTATION

In the context of the democratic development of the Russian state, it is determined that the rights and freedoms of any person are the highest value, which, in turn, determines the urgent importance of issues related to ensuring the dignity, honor and business reputation of domestic subjects. All the considered objects of civil law relations are immaterial and constitute the process of civil enforcement of rights. In addition to the constitutional foundations of regulatory regulation to ensure the dignity, honor and business reputation of domestic citizens, it is necessary to pay attention to the ongoing violations of the business reputation of commercial companies. In the current market conditions, the dissemination of information discrediting the business reputation of commercial companies contributes to a significant decrease in the market competitiveness of Russian business. The article presents the key provisions of the conceptual model of civil law application of dignity, honor and business reputation of domestic subjects, taking into account the norms of the civil legislation of the Russian Federation, analyzes the existing judicial practice reflecting the features of civil law regulation of dignity, honor and business reputation of domestic subjects, identifies the main problems of the conceptual model and law enforcement practice to ensure dignity, honor and the business reputation of domestic entities, it is concluded that, that the objects of civil law relations under consideration imply adequate and competent application and regulation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ПРИМЕНЕНИЯ КАТЕГОРИЙ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ»

Формирование концептуальной модели гражданско-правового применения категорий чести, достоинства и деловой репутации

Гусаков Алексей Вячеславович,

аспирант, кафедра фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин Московского финансово-промышленного университета «Синергия» E-mail: [email protected]

В контексте демократического развития российского государства определено, что права и свободы любого человека выступают высшей ценностью, что обусловливает, в свою очередь, актуальное значение вопросов, связанных с обеспечением достоинства, чести и деловой репутации отечественных субъектов. Все рассматриваемые объекты гражданско-правовых отношений являются нематериальными и составляют процесс гражданского обеспечения прав. Помимо конституционных основ нормативного регулирования обеспечения достоинства, чести и деловой репутации отечественных граждан, необходимо обратить внимание на происходящие нарушения деловой репутации коммерческих компаний. В текущих рыночных условиях распространение информационных сведений, порочащих деловую репутацию коммерческих компаний, способствует значительному уменьшению рыночной конкурентоспособности российского бизнеса. В статье представлены ключевые положения концептуальной модели гражданско-правового применения достоинства, чести и деловой репутации отечественных субъектов с учётом норм гражданского законодательства РФ, проанализирована существующая судебная практика, отражающая особенности гражданско-правового регулирования обеспечения достоинства, чести и деловой репутации отечественных субъектов, обозначены основные проблемы концептуальной модели и правоприменительной практики по обеспечению достоинства, чести и деловой репутации отечественных субъектов, сделан вывод о том, что рассматриваемые объекты гражданско-правовых отношений подразумевают адекватного и грамотного применения и регулирования.

Ключевые слова: честь, достоинство и деловая репутация, гражданско-правовое регулирование, гражданское законодательство РФ, судебная практика, гражданско-правовое применение, коммерческая компания, отечественные субъекты, распространение информационных сведений

Поскольку Россия является демократической страной, а общечеловеческие свободы и права высшей ценностью, что обозначено в Конституции РФ [1 ], то для эффективной реализации указанных правовых положений основополагающее значение в гражданско-правовом применении должно быть отдано обеспечению достоинства и чести физических лиц. Согласно правовой природе рассматриваемых объектов они являются нематериальными благами, а также включены в структуру объектов гражданско-правового применения.

С точки зрения конституционных основ гражданско-правового регулирования обеспечения достоинства и чести отечественных граждан можно выделить два ключевых принципа:

1. Охрана чести и достоинства отдельной личности, которая заключается в осуществлении определённых мероприятий государством по охране чести и достоинства, при этом никакой аспект не может стать обоснованием для прекращения охраны чести и достоинства отдельной личности;

2. Каждая личность обладает конституционным правом на неприкосновенность семейной, личной жизни, обеспечение достоинства, деловой репутации и чести [1].

Зачастую в связи с распространением недостоверных информационных сведений происходит нарушение деловой репутации коммерческих компаний, предпринимателей, а в текущих рыночных условиях данный факт приведёт к значительному сокращению внутриотраслевой конкурентоспособности коммерческой компании. Следовательно, рассматриваемые объекты подразумевают адекватного и грамотного гражданско-правового применения и регулирования.

Специфические средства обеспечения достоинства, чести и деловой репутации субъектов отражены в ст. 152 ГК РФ [2], при этом законодательно установлено, что любой субъект может требовать через соответствующую судебную инстанцию опровержения распространяемых недостоверных информационных сведений, которые приводят к нарушению деловой репутации, затрагивают достоинство и личную честь отечественных граждан, при условии, что субъект, который распространяет подобную информацию не сможет доказать их соответствие реальному положению вещей.

В процессе практического, гражданско-правового применения вышеуказанных норм были обнаружены определённые теоретико-прикладные проблемы, которые обусловлены недостаточной степенью изученности достоинства, чести и деловой репутации субъектов. Поэтому стоит провести

5 -о

сз ж

■с

научное исследование в рамках поднимаемого вопроса.

В процессе анализа норм гражданского и конституционного законодательства РФ можно увидеть, что достоинство и честь в контексте проводимого исследования можно рассматривать в качестве:

1. Особого гражданского и конституционного права субъекта;

2. Составляющей правоспособности субъекта;

3. Общественно значимых благ, которые охраняются государством с точки зрения гражданского и конституционного права.

Кроме того, стоит обратить внимание, что в научно-исследовательском сообществе ведутся дискуссии с точки зрения гражданско-правового регулирования либо охраны достоинства и чести. Тем не менее, с позиции некоторых экспертов [3], [4], [5] можно утверждать, что достоинство и честь субъекта представляют собой существующие у субъекта нематериальные блага, наличие которых не коррелирует с определёнными нарушениями.

К тому же, наличие особого гражданского и конституционного права субъекта на достоинство и честь не взаимосвязано с тем, будет ли впоследствии данное право нарушено. Здесь необходимо отметить, что в момент нарушения особого права на достоинство и честь появляется исключительная потребность в обеспечении рассматриваемого права, но непосредственно особое право на достоинство и честь не возникает. При этом поведение субъекта, обладающего соответствующими обязанностями, на которое могут предъявлять свои права управомоченные лица, выступает своеобразным объектом абсолютного права субъекта.

Честь представляет собой нравственно-правовую исследовательскую категорию, которая носит положительный характер, обусловливающую социально значимую оценку отдельной личности. Честь является нематериальным благом и обусловливает отражение личных качеств субъекта в социальном восприятии и сознании, которое сопровождается позитивной оценкой отдельной личности.

Для отечественного гражданского законодательства характерно существование презумпции чести субъекта, согласно которой, если личность не осуществила негативно характеризуемых обществом действий, то, значит, она обладает честью. Презумпция чести вызывает необходимость обоснования лицом достоверности и правдивости распространяемых информационных сведений. В данном случае унижение чести отечественного гражданина подразумевает, что истец считает потенциально возможным обстоятельством изменения о себе социального мнения. — В текущей версии ГК РФ [2] можно увидеть та-2 кую категорию, как «доброе имя», тем не менее, Я она не имеет гражданско-правовой самостоятель-° ности. Говоря о добром имени как о термине, мы ав принимаем во внимание, что доброе имя является

синонимом, близким по значению термина «репутация». При этом в контексте отечественной законодательной базы термин «доброе имя» по своей сути подчиняется нравственно-правовой исследовательской категории «честь».

Достоинство представляет собой личную самооценку отдельного субъекта, которая базируется на социальной оценке субъекта, внутреннем ощущении субъектом собственной ценности для гражданского сообщества в качестве отдельной личности, которая имеет профессиональные и другие позитивные качества. Вместе с тем можно отметить, что достоинство и честь коррелируют между собой, поскольку достоинство - это самооценка, а честь - это оценка.

Особого обеспечения рассматриваемые нематериальные блага подразумевают тогда, когда отечественные законодательные нормы предусматривают взаимосвязь потенциальной возможности различной деятельности и высоких нравственных качеств отдельной личности. Например, в Федеральном законе «О статусе судей в Рф» [6] установлено, что в ходе выполнения возложенных полномочий судье необходимо избегать различных ситуаций, которые могут привести к ослаблению независимости судебной власти, достоинства непосредственно судьи, а также породить сомнения в справедливости, объективности и беспристрастности вынесенного судебного решения.

В рамках вышеуказанного необходимо подчеркнуть, что в данном случае затрагиваются положения не только об обеспечении достоинства субъекта, здесь указаны требования высшего порядка для судей. Следовательно, представленная законодательная норма применяет особую категорию «достоинство судьи».

Кроме того, в Кодексе чести судьи [7] можно найти такое правило, в соответствии с которым судье необходимо постоянно сохранять человеческое достоинство, заботиться о собственной чести в современном обществе, избегать различных ситуаций, которые могут привести к нарушению личной репутации, породить сомнения в авторитете и объективности судебной правоприменительной практики. К тому же, судье необходимо минимизировать и избегать любых контактов, которые потенциально могут навредить личной репутации, а также затрагивать достоинство и честь отечественного гражданина.

Следовательно, здесь непосредственно гражданин, имеющий соответствующее субъективное право, должен предпринимать все доступные действия с целью охраны собственного достоинства и чести.

Деловая репутация подразумевает под собой объект гражданско-правового применения и одновременно с этим нематериальное благо субъекта. Вместе с тем широкое понятие «репутация» в текущей версии ГК РФ [2] отсутствует, в данном случае отражена только исследовательская категория «деловая репутация». Репутация представляет собой сложившуюся о субъекте позицию, которая ба-

зируется на оценке социально значимых качеств отдельной личности, одновременно с этим деловая репутация представляет собой оценку профессиональных качеств отдельной личности либо коммерческой компании.

С точки зрения деловой репутации для коммерческой компании можно отметить, что вышеуказанная категория, выступающая нематериальным благом, в некоторых ситуациях может быть отнесена к нематериальным активам коммерческих компаний. В рамках действующей законодательной базы можно прийти к выводу, что по сравнению с достоинством и честью отечественных граждан категорию деловой репутации можно оценить в материальной форме, несмотря на то, что оценка будет приближённой.

Помимо этого, деловая репутация также выступает объектом определённых типов соглашений коммерческих компаний, например, простого товарищества либо концессии.

Следовательно, исследовательская категория деловой репутации вбирает в себя взаимосвязь нематериального и имущественного блага для субъекта.

Среди академических исследований можно увидеть такую точку зрения, что категория деловой репутации может быть использована в гражданско-правовом обороте исключительно к отечественным гражданам и коммерческим компаниям, которые принимают непосредственное участие в деловом цикле [8]. Зачастую подобная позиция экспертов аналогична с судебным правоприменением.

При этом подобный подход приводит к искусственному ограничению возможностей обеспечения деловой репутации субъекта через судебные инстанции. Согласно ст. 152 ГК РФ [2] деловая репутация классифицируется по типу субъекта: существует отдельно деловая репутация коммерческих компаний и деловая репутация отечественных граждан. Вместе с тем здесь опускается такой момент, что деловая репутация во многом касается отечественного гражданина, который имеет статус самозанятого либо индивидуального предпринимателя, а также коммерческой компании, которая функционирует в качестве юридического лица.

Следовательно, в рамках отечественной законодательной базы деловую репутацию может иметь любой субъект.

Согласно положениям, указанным в ст. 150 ГК РФ [2], личные нематериальные права и нематериальные блага, включая достоинство, честь и деловую репутацию, каждому человеку принадлежат с рождения. Тем не менее, фактически гражданско-правовую сущность для отдельного гражданина эти нематериальные блага приобретают, когда он становится участником каких-либо социальных отношений.

Например, чувство достоинства у гражданина появляется, когда в подростковом возрасте он осознает самого себя в качестве отдельной личности. В течение всей жизнедеятельности честь гражданина меняется под воздействием происхо-

дящих событий и совершаемых человеком поступков.

Следовательно, обеспечение деловой репутации гражданина младенческого и подросткового возраста выступает малоперспективным направлением гражданско-правовых отношений.

В ГК РФ [2] обозначено, что, помимо деловой репутации отечественных граждан, необходимо обеспечить деловую репутацию коммерческих компаний, которая возникает с момента формирования коммерческой компании и выступает неотъемлемой составляющей правоспособности коммерческой компании.

Тем не менее, можно отметить, что не все субъекты гражданско-правовых отношений могут обладать деловой репутацией, только юридические лица, которые реализуют общественно значимую деятельность в современных условиях. Так, деловая репутация отсутствует у инвалидов, которые физически не могут заниматься определённой социально значимой деятельностью, неработающих пенсионеров, временно безработных граждан.

В данном случае можно утверждать, что деловую репутацию могут иметь только отечественные граждане, обладающие официальным статусом самозанятого либо предпринимателя, а также коммерческие компании. Косвенным обоснованием представленного утверждения можно считать положение, указанное в ст. 5 ГК РФ [2]. Здесь уточнено, что обычай делового оборота подразумевает под собой конкретные правила поведения, которые используются в многочисленных сферах предпринимательства.

Безусловно, существенным ограничением обеспечения деловой репутации выступает правоприменение данного объекта исключительно по отношению к коммерческим компаниям и предпринимателям. Стоит обратить внимание, что на обеспечение деловой репутации могут рассчитывать и адвокаты, и государственные служащие, и преподаватели. Тем не менее, контекстуальным значением репутации остальных категорий отечественных граждан, которые были указаны выше, выступает тот факт, что в данном случае должна осуществляться оценка служебных, компетент-ностных, профессиональных качеств отечественных граждан. С точки зрения содержания рассматриваемый вид репутации стоит обозначить в качестве отдельного профессионального вида репутации, но не делового.

Множество авторов в своих научно-исследовательских работах, например, [9], [10], [11], отмечает, что достаточно существенным признаком деловой репутации субъекта выступает публичность, иными словами, социальная оценка совокупности профессиональных и деловых качеств определён- р ного субъекта, и положительная контекстуальная Д направленность деловой репутации, иначе говоря, Ч

т

обеспечению деловой репутации через судебную К инстанцию может подлежать только такая дело- ё вая репутация, которая сопровождается позитив- у ной социальной оценкой. А

В соответствии с вышесказанным утверждением можно предположить, что деловая репутация выступает одним из видов широкой исследовательской категории «репутация». Под репутацией стоит понимать сложившееся в гражданском сообществе мнение, которое базируется на оценке качеств конкретного субъекта, а деловая репутация подразумевает под собой социальную оценку профессиональных качеств, которыми обладает выбранный субъект.

Как объект гражданско-правовых отношений деловую репутацию необходимо относить к комбинации нематериальных и материальных благ, которые непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Кроме того, деловую репутацию может иметь каждый отечественный граждан вне зависимости от того, осуществляет ли субъект какую-либо предпринимательскую деятельность, и коммерческая компания.

По сравнению с достоинством и честью отечественных граждан деловая репутация может обладать как позитивной, так и негативной контекстуальной направленностью. Однако применительно к нормам российского гражданского законодательства категория деловой репутации может применяться исключительно в позитивном гражданско-правовом смысле.

Рассмотрим содержание судебной практики, касающейся обеспечения достоинства, чести и деловой репутации отечественных субъектов, и представим ключевые результаты гражданско-правового применения анализируемых объектов.

В судебной практике основной нормой российского гражданского законодательства, которая используется для регулирования достоинства и чести отечественных граждан, выступает ст. 152 ГК РФ [2]. Как правило, эти две исследовательские

категории в судебной практике в определённой степени взаимосвязаны между собой, поэтому судьи в ходе разбирательства рассматривают сочетание достоинства и чести.

По итогам 2020 года и 2021 года уровень удовлетворённых судебных требований и степень отказов в удовлетворении исковых требований, касающихся обеспечения достоинства, чести и деловой репутации отечественных субъектов, практически одинаков. За 2021 год 44,5% от общего количества исковых требований было полностью либо частично удовлетворено судебными инстанциями, в 40,2% случаях был вынесен отказ в удовлетворении требований истца. В 2020 году 43,4% от общего количества исковых требований было полностью либо частично удовлетворено судебными инстанциями, а в 41,6% судебных требований был вынесен отказ.

Поскольку можно наблюдать практически одинаковые значения уровня удовлетворённых судебных требований и степень отказа в удовлетворении исковых требований отечественных граждан в 2020-2021 гг., следует также заметить, что удельный вес судебных требований, где была удовлетворена компенсация морального ущерба, относительно низкий. Как правило, судебные инстанции отказывают истцам в удовлетворении требования о возмещении морального ущерба либо устанавливают минимальный размер получаемой компенсации. Причиной данного обстоятельства, прежде всего, является сложность доказывания истцом фактов, порочащих его личное достоинство, честь и деловую репутацию.

Примеры судебной практики, когда судебными инстанциями был установлен минимальный размер получаемой компенсации, проиллюстрированы на рисунке 1.

3000 руб. из 50000 руб. (6 %)

• Решение Батайского городского суда Ростовской области от 30 марта 2021 г по делу N 2-508/2021

50000 руб. из 500000 руб. (10 %)

• Решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 06 октября 2021 г по делу N 2-7183/2021_

5000 руб. из 300000 руб. (1,7 %)

• Решение Советского районного суда г. Брянска Брянской области от 04 августа 2021 г. по делу N 2-136/2021_

15000 руб. из 900000 руб. (1,7 %)

• Решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 апреля 2021 г. по делу N 2-852/2021_

0 руб. из 42000 руб. (0 %)

• Решение Миасского городского суда Челябинской области от 21 мая 2021 г. по делу N 2-225/2021

Рис. 1. Примеры судебной практики, когда судебными инстанциями был установлен минимальный размер

получаемой компенсации морального ущерба

Источник: составлено автором на основе [12]. ца, которые носили неимущественный характер, В рамках последнего судебного дела из рисун- так как ответственность у коммерческих компа-ка 1 были удовлетворены только требования ист- ний по судебным требованиям, касающимся обес-

печения достоинства, чести и деловой репутации, появится только в случае, когда информационные сведения распространялись сотрудником, выполнявшим служебную деятельность от имени коммерческой компании, где осуществляется профессиональная деятельность. В данном случае соответствующих доказательств аналогичных событий истец не представил в судебной инстанции.

В ходе анализа судебной практики можно привести нижеследующие ключевые моменты:

1. Главными нарушениями достоинства, чести и деловой репутации отечественных граждан стали:

- оказание незаконных услуг, связанных с формированием фиктивных официальных документов (дипломов об образовании, водительских прав, налоговых и медицинских документов);

- распространение с помощью электронных ресурсов информационных сведений о том, что отечественный субъект предоставляет мошеннические услуги;

- публикация на видеохостингах роликов, клипов, которые порочат достоинство, честь и деловую репутацию отечественных граждан;

- распространение информационных сведений, носящих порнографический характер;

- применение торгового бренда на Интернет-сайте без разрешения обладателя авторскими правами на торговый бренд;

- распространение на Интернет-сайтах информационных сведений, ориентированных на продажу контрафакта;

2. Нарушения достоинства, чести и деловой репутации отечественных субъектов могут быть заявлены в судебных инстанциях:

- ФСИН РФ;

- прокурором;

- непосредственно отечественными гражданами и коммерческими компаниями;

3. Ответственность за нарушения достоинства, чести и деловой репутации отечественных субъектов:

- размещение опровержения на Интернет-сайте, где распространялись недостоверные информационные сведения;

- удаление порочащих достоинство, честь и деловую репутацию информационных сведений из электронных ресурсов;

- признание судебной инстанцией информационных сведений, которые были размещены на Интернет-сайте, запрещёнными на российской территории;

- блокировка аккаунта либо социального сообщества в социальных медиа;

- компенсация морального ущерба отечественному субъекту.

Основополагающей проблемой обеспечения достоинства, чести и деловой репутации отечественных граждан выступает то обстоятельство, что в существующей судебной практике практически отсутствуют решения по распространению информационных сведений на электронных ре-

сурсах, порочащих достоинство, честь и деловую репутацию субъектов.

В процессе анализа судебной практики, касающейся обеспечения деловой репутации коммерческих компаний, на протяжении 2019-2021 гг. была выявлена устойчивость в динамическом изменении числа судебных разбирательств по вопросу обеспечения деловой репутации коммерческих компаний, кроме того, стабилен и удельный вес удовлетворённых судебных требований по рассматриваемому объекту гражданско-правовых отношений (рисунок 2).

70% 60% 50% 40% 30%

■ Требования были удовлетворены полностью либо частично

■ Было отказано в удовлетворении требований

Рис. 2. Динамическое изменение удельного веса

удовлетворённых и неудовлетворенных судебных

требований по обеспечению деловой репутации коммерческих компаний,% Источник: составлено автором на основе [13].

Причиной представленной на рисунке 2 статистической информации является тот факт, что коммерческим компаниям крайне трудно доказывать нарушение деловой репутации в современных рыночных условиях, при этом подлежащие обоснованию категории обладают свойством оценочности, иначе говоря, руководство коммерческой компании может преувеличить степень возникшей ситуации в части нарушения деловой репутации.

Традиционно предметом обоснования нарушений деловой репутации коммерческих компаний выступают следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Факт распространения информационных сведений, нарушающих деловую репутацию коммерческих компаний;

2. Распространяемые информационные сведения порочат деловую репутацию коммерческих компаний;

3. Распространяемые информационные сведения не соответствуют реальному положению дел коммерческих компаний.

Необходимо подчеркнуть, что определённую гражданско-правовую нагрузку по обоснованию первых двух составляющих обоснования нарушений деловой репутации коммерческих компаний несёт истец, в сочетании с этим правдивость распространяемых информационных сведений обосновывается ответчиком.

За 2019-2021 гг. в ходе судебных разбирательств истцы требовали следующее:

1. Признание распространяемых информационных сведений нарушающих деловую репутацию коммерческих компаний;

5 -о

сз ж

■с

0%

2019

2020

2021

см со

2. Обязательство ответчика удалить размещённые информационные сведения в рамках судебного решения;

3. Публикация опровержения;

4. Компенсация ущерба коммерческой компании, связанного с нарушением деловой репутации в современных рыночных условиях;

5. Отзыв документа, в котором содержались порочащие коммерческую компанию информационные сведения;

6. Возмещение коммерческих убытков в связи с нарушением деловой репутации [13].

Представленная статистическая информация, характеризующая судебную практику обеспечения достоинства, чести и деловой репутации отечественных субъектов, отражает существование проблем гражданско-правового применения анализируемых объектов и имеющейся концептуальной модели обеспечения достоинства, чести и деловой репутации отечественных субъектов, ключевые аспекты которой были приведены в контексте проводимого исследования.

Необходимо отметить, что деловую репутацию могут иметь не только граждане, обладающие официальным статусом самозанятого и предпринимателя, но и любые физические лица, которые реализуют социально значимую деятельность.

Вместе с тем компенсация морального ущерба как один из исходов судебного разбирательства должна быть характерна исключительно для отечественных граждан, данную категорию не следует применять к коммерческим компаниям. Судебная практика обусловливает тот факт, что коммерческим компаниям в целом причиняется нематериальный ущерб, одновременно с этим он не практически не компенсируется материально. Следовательно, для того чтобы осуществлять в судебной практике предлагаемый концептуальный принцип обеспечения деловой репутации коммерческих компаний, необходимо скорректировать ст. 152 ГК РФ [2] и изложить таким образом: «Юридическое лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие его деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и денежной компенсации неимущественного вреда, причинённых их распространением».

Подводя итог исследованию, необходимо отметить, что вопросы обеспечения достоинства, чести и деловой репутации отечественных субъектов на сегодняшний момент времени требуют совершенствования с точки зрения гармонизации гражданского законодательства РФ и современной судебной практики.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.

ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 19.03.2023).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 54-ФЗ (часть первая) (ред. от 16.04.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 19.03.2023).

3. Лугинов К.В. Гражданско-правовые способы защиты чести, достоинства и деловой репутации // Актуальные проблемы юридической науки и практики. - 2019. - С. 101-104.

4. Исаков А.А. Особенности обеспечения и защиты прав на свободу, честь и достоинство личности // Аллея науки. - 2019. - Т. 1. - № . 3. -С.656-659.

5. Горевой Е.Д., Палагина А.А., Пугачева Е.В. Проблемы обеспечения равновесия между реализацией права на выражение своего мнения и права на защиту чести и достоинства // Юридическая наука. - 2020. - № . 7. - С. 42-46.

6. Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 19.12.2022) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_648/ (дата обращения: 19.03.2023).

7. Кодекс чести судьи Российской Федерации (утв. Постановлением Совета судей РФ от 21.10.1993) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://apkrfkod. ru/zakonodatelstvo/ kodeks-chesti-sudi-rossiiskoi-federatsii/ (дата обращения: 19.03.2023).

8. Идрисов Х.В., Тураева Д.С. Деловая репутация юридического лица: доктринальный анализ, экономический критерий и правовое регулирование // Экономика и предпринимательство. -2021. - № . 3. - С. 1029-1036.

9. Гаврилов Е.В. Защита права на деловую репутацию по гражданскому законодательству Российской Федерации (в контексте диссертационного исследования Н.Н Парыгиной) // Вестник гражданского права. - 2019. - Т. 19. -№ . 5. - С. 243-266.

10. Феоктистова Н.И. Защита чести, достоинства и деловой репутации по гражданскому законодательству: некоторые правовые проблемы // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. - 2021. -С.40-43.

11. Кокорин И.С., Категов А.С., Виноградов О.В. Правовое регулирование деловой репутации // Ленинградский юридический журнал. - 2019. - № . 2 (56). - С. 91-95.

12. Защита чести и достоинства, информации в сети Интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rtmtech.ru/research/rtm-re-search-rp/ (дата обращения: 19.03.2023).

13. Споры о защите юридического лица: судебная практика и ключевые аспекты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rtmtech.ru/re-

search/protection-of-goodwill-research/ (дата обращения: 19.03.2023).

FORMATION OF A CONCEPTUAL MODEL OF CIVIL LAW APPLICATION OF THE CATEGORIES OF HONOR, DIGNITY AND BUSINESS REPUTATION

Gusakov A.V.

Moscow Financial and Industrial University «Synergy»

In the context of the democratic development of the Russian state, it is determined that the rights and freedoms of any person are the highest value, which, in turn, determines the urgent importance of issues related to ensuring the dignity, honor and business reputation of domestic subjects. All the considered objects of civil law relations are immaterial and constitute the process of civil enforcement of rights. In addition to the constitutional foundations of regulatory regulation to ensure the dignity, honor and business reputation of domestic citizens, it is necessary to pay attention to the ongoing violations of the business reputation of commercial companies. In the current market conditions, the dissemination of information discrediting the business reputation of commercial companies contributes to a significant decrease in the market competitiveness of Russian business. The article presents the key provisions of the conceptual model of civil law application of dignity, honor and business reputation of domestic subjects, taking into account the norms of the civil legislation of the Russian Federation, analyzes the existing judicial practice reflecting the features of civil law regulation of dignity, honor and business reputation of domestic subjects, identifies the main problems of the conceptual model and law enforcement practice to ensure dignity, honor and the business reputation of domestic entities, it is concluded that, that the objects of civil law relations under consideration imply adequate and competent application and regulation.

Keywords: honor, dignity and business reputation, civil law regulation, civil legislation of the Russian Federation, judicial practice, civil law application, commercial company, domestic entities, dissemination of information.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) [Electronic resource]. - Ac-

cess mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/ (data accessed: 15.03.2023).

2. The Civil Code of the Russian Federation of 30.11.1994 No. 54-FZ (part one) (ed. of 16.04.2022) [Electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142/ (data accessed: 19.03.2023).

3. Loginov K.V. Civil-legal ways of protecting honor, dignity and business reputation // Actual problems of legal science and practice. - 2019. - P. 101-104.

4. Isakov A.A. Features of ensuring and protecting the rights to freedom, honor and dignity of the individual // Alley of Science. -2019. - Vol. 1. - No. 3. - P. 656-659.

5. Gorevoy E.D., Palagina A.A., Pugacheva E.V. Problems of ensuring a balance between the realization of the right to express one's opinion and the right to protect honor and dignity // Legal Science. - 2020. - No. 7. - P. 42-46.

6. Federal Law «On the Status of Judges in the Russian Federation» dated 26.06.1992 No. 3132-1 (ed. of 19.12.2022) [Electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_648/ (data accessed: 19.03.2023).

7. The Code of Honor of a Judge of the Russian Federation (approved Resolution of the Council of Judges of the Russian Federation dated 21.10.1993) [Electronic resource]. - Access mode: https://apkrfkod.ru/zakonodatelstvo/kodeks-chesti-sudi-rossiiskoi-federatsii/ (data accessed: 19.03.2023).

8. Idrisov H.V., Turaeva D.S. Business reputation of a legal entity: doctrinal analysis, economic criterion and legal regulation // Economics and entrepreneurship. - 2021. - No. 3. - P. 10291036.

9. Gavrilov E.V. Protection of the right to business reputation under the civil legislation of the Russian Federation (in the context of N.N. Parygina's dissertation research) // Bulletin of Civil Law. - 2019. - Vol. 19. - No. 5. - P. 243-266.

10. Feoktistova N.I. Protection of honor, dignity and business reputation under civil law: some legal problems // Legal sciences, the rule of law and modern legislation. - 2021. - P. 40-43.

11. Kokorin I.S., Kategov A.S., Vinogradov O.V. Legal regulation of business reputation // Leningrad Law magazine. - 2019. - No. 2 (56). - P. 91-95.

12. Protection of honor and dignity, information on the Internet [Electronic resource]. - Access mode: https://rtmtech.ru/re-search/rtm-research-rp/ (data accessed: 19.03.2023).

13. Disputes on the protection of a legal entity: judicial practice and key aspects [Electronic resource]. - Access mode: https://rt-mtech.ru/research/protection-of-goodwill-research/ (data accessed: 19.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.