Научная статья на тему 'Формирование концепции содержания дисциплины «Конфликтология» для обучения студентов педагогических специальностей'

Формирование концепции содержания дисциплины «Конфликтология» для обучения студентов педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликтология / педагогика / педагогическая конфликтология / conflictology / pedagogy / pedagogical conflictology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеев Тимофей Эдуардович

Преподавание конфликтологии в высшей школе является актуальным, поскольку конфликтология как учебная дисциплина входит в различные рабочие планы по психологическим, педагогическим и другим направлениям, касающимся изучения коммуникации в широком смысле. В перечне планируемых результатов представлены следующие компетенции: наличие способности понимать социальную значимость своей профессии, умение обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, а также стремление к повышению квалификации и мастерства в своем деле; наличие способности и готовности к соответствию профессиональным этическим нормам и соблюдению границы профессиональной компетентности конфликтолога. В качестве теоретических основ преподавания конфликтологии в высшей школе будущим педагогам выступают междисциплинарные исследования конфликта как социального феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосеев Тимофей Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FRAMEWORKS OF TEACHING CONFLICT STUDIES IN HIGHER SCHOOL TO FUTURE TEACHERS

Teaching conflictology in higher education is relevant, since conflictology as an academic discipline is included in various work plans in psychological, pedagogical and other areas related to the study of communication in a broad sense. The list of planned results presents the following competencies: the ability to understand the social significance of one’s profession, the ability to have high motivation to perform professional activities, as well as the desire to improve qualifications and mastery in one’s field; availability of ability and readiness to comply with professional ethical standards and respect the boundaries of professional competence of a conflict specialist. Interdisciplinary studies of conflict as a social phenomenon serve as the theoretical basis for teaching conflictology in higher education to future teachers.

Текст научной работы на тему «Формирование концепции содержания дисциплины «Конфликтология» для обучения студентов педагогических специальностей»

Формирование концепции содержания дисциплины «Конфликтология» для обучения студентов педагогических специальностей

Федосеев Тимофей Эдуардович,

аспирант, университет «СИНЕРГИЯ» E-mail: Fed_twork@mail.ru

Преподавание конфликтологии в высшей школе является актуальным, поскольку конфликтология как учебная дисциплина входит в различные рабочие планы по психологическим, педагогическим и другим направлениям, касающимся изучения коммуникации в широком смысле.

В перечне планируемых результатов представлены следующие компетенции: наличие способности понимать социальную значимость своей профессии, умение обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, а также стремление к повышению квалификации и мастерства в своем деле; наличие способности и готовности к соответствию профессиональным этическим нормам и соблюдению границы профессиональной компетентности конфликтолога. В качестве теоретических основ преподавания конфликтологии в высшей школе будущим педагогам выступают междисциплинарные исследования конфликта как социального феномена.

Ключевые слова: конфликтология, ская конфликтология

педагогика, педагогиче-

Преподавание конфликтологии в высшей школе является актуальным, поскольку конфликтология как учебная дисциплина входит в различные рабочие планы по психологическим, педагогическим и другим направлениям, касающимся изучения коммуникации в широком смысле.

Рабочие программы курса «Конфликтология» входят в многочисленные учебные планы. В данных планах указано место дисциплины «Конфликтология», а также представлены основные результаты, которые достигнут студенты по прохождении указанного курса [12].

В перечне планируемых результатов представлены следующие компетенции:

- наличие способности понимать социальную значимость своей профессии, умение обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, а также стремление к повышению квалификации и мастерства в своем деле;

- наличие способности и готовности к соответствию профессиональным этическим нормам и соблюдению границы профессиональной компетентности конфликтолога.

После освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:

- специфику, определяющую социальную значимость профессии конфликтолога;

- научные и нормативные основы профессиональной деятельности конфликтолога;

- основные этапы и формы обучения знаниям в конфликтологии на уровне образования бакалавриата;

- этапы развития самого знания в конфликтологии;

- основные правила написания письменных работ и их оформления;

- место конфликтологии в системе социально-гуманитарных наук;

- профессиональные этические нормы и границы профессиональной компетентности конфликтолога.

Уметь:

- создавать мотивацию к выполнению профессиональной деятельности;

- определять совокупность конфликтов различных уровней;

- выявлять особенности влияния конфликтных ситуаций на принятие управленческих решений;

- применять методы конкретных эмпирических исследований социальных наук в анализе организационных образовательных конфликтов;

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см о см

- выполнять и соблюдать профессиональные этические нормы и границы профессиональной компетентности специалиста-конфликтолога. Владеть:

- навыками решения задач в профессиональной деятельности специалиста-конфликтолога;

- понятийным аппаратом науки конфликтологии как междисциплинарной науки;

- навыками определения и характеристики государственно-административных и муниципальных конфликтов;

- методиками обучения основам теории конфликта;

- знаниями по выполнению профессиональных этических норм и соблюдению границ профессиональной компетентности конфликтолога. Теоретической основой курса «Конфликтология» являются междисциплинарные исследования конфликта.

Конфликтология - это наука о закономерностях и механизмах появления, развития и завершения конфликтов, о принципах и механизмах управления ими. Под конфликтом понимается также противопоставление противоположных позиций и интересов, имеющее не всегда явный, но отчасти скрытый характер. При таком противопоставлении стороны воспринимают противоположные позиции друг друга как угрозу.

Конфликты всегда обусловлены противостоянием и столкновением противоположных позиций и мнений. В результате конфликтов осуществляется взаимный ущерб, проявляющийся в нанесении психологического, физического, морального и материального вреда.

Учеными выделяются два вида функций конфликта: деструктивные и конструктивные функции.

Ученые выделяют два типа функций конфликта: деструктивные и конструктивные. Деструктивные функции включают в себя отрицательное воздействие на психическое состояние участников, потерю времени, травмирование при физическом насилии, вызов заболеваний и стресса, разрушение межличностных отношений, снижение производительности, отрицательное влияние на личностное развитие, и ухудшение качества работы. Конструктивные функции также возможны в ходе конфликта и включают в себя разрешение противоречий, понимание индивидуальных особенностей людей, снятие психологического напряжения, улучшение межличностных отношений и повышение эффективности работы., в случае утверждения справедливых положений приобретение авторитета у окружающих.

Конфликт способствует формированию личности, осознанию самоценности и развитию самооценки. Успешное разрешение конфликта активизирует социальную жизнь человека и помогает выявить внутренние и внешние проблемы. Часто в результате конфликта человек пересматривает свои убеждения, что способствует его личностному росту. Конфликт также способствует улучше-

нию межличностных отношений и сплочению коллектива при решении проблемы или столкновении с внешними угрозами.

Согласно В.П. Шейнову, в конфликте выделяются внутренняя и внешняя позиция участников, причины конфликтов и т.д. [14]:

Конфликт имеет структуру, ее компоненты представлены следующими явлениями:

1) Стороны, или участники конфликта;

2) Образ конфликтной ситуации в сознании участников конфликта (информационные модели конфликта);

3) Предмет конфликта;

4) Действия участников конфликта; сюда относят мотивы, стратегии, позиции, тактики и другие психологические компоненты;

5) Условия конфликта;

6) Результат конфликта.

Рассмотрим более подробно все указанные выше компоненты.

1. Стороны, или участники, по другой терминологии - субъекты конфликта - это субъекты социального взаимодействия, которые конфликтуют между собой либо поддерживают конфликтующие стороны открыто или неявно.

Основными субъектами конфликта являются участники конфликта, которые непосредственно противостоят друг другу.

Помимо непосредственных субъектов конфликта имеются т.н. «группы поддержки», т.е. группы, которые помогают основным участникам конфликта.

Кроме вышеназванных субъектов представлены опосредованные участники конфликта, опосредованно влияющие на конфликт, его ход и результаты, например, эпизодически и фрагментарно.

2. Образ конфликтной ситуации в сознании участников конфликта - это отражение предмета конфликта у субъектов конфликтного взаимодействия.

3. Предмет конфликта - это проблема, являющаяся основой конфликта.

Возможные предметы конфликта могут включать в себя конкретный материальный объект, например, спор за определенную вещь. Также возможной причиной конфликта может стать желание занять определенную должность или позицию. Другим аспектом конфликта может быть несогласие в оценочных утверждениях, когда одна сторона оспаривает мнение другой. Наконец, нарушение или соблюдение норм и правил также могут привести к возникновению конфликта и напряженным отношениям между сторонами.

4. Действия участников конфликта; сюда относят мотивы, стратегии и тактики, позиции конфликтующих сторон и другие психологические компоненты. Рассмотрим их подробнее.

Под мотивами конфликта понимаются внутренние побудительные силы, которые направляют субъектов к конфликту.

Цели конфликта - внутреннее убеждение и представление о конечном результате конфликта каждой из сторон.

К стратегиям и тактикам конфликта относятся приемы воздействия на оппонента в конфликте, их система.

Заявления и позиционирование своих взглядов и убеждений в ходе переговоров или конфликта составляют позиция конфликтующих сторон. В отличие от мотивов, позиции представлены оппонентам явно.

5. Условия конфликта - объективные особенности внешней ситуации, которые обусловливают возникновение, развитие и разрешения конфликта, составляют условия конфликта. К условиям относят также и внутренние субъективные особенности сторон.

6. Результат конфликта - определенный итог конфликтного взаимодействия.

В качестве основным причин, по которым возникают конфликты, отмечаются:

1) Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов;

2) Внешние, объективные факторы возникновения конфликтов;

3) Внутренние, субъективные, индивидуальные факторы возникновения конфликтов.

Помимо причины возникновения конфликта, существует повод для конфликта.

Повод конфликта - это некое положение дел, явление, которое провоцирует появление конфликта, но не является обязательным условием его возникновения.

Конфликтология как область знаний имеет междисциплинарный характер. С ее помощью личность учится противостоять трудностям социальной жизни, искать и находить целесообразные проблеме решения, находить эффективные механизмы и способы влияния на поведение людей, которые участвуют в конфликтном противостоянии.

При преподавании конфликтологии студентам педагогических направлений следует говорить об особенной области конфликтологии - «педагогической конфликтологии». Данная область изучает конфликтологическую компетентность преподавателя [9].

Педагогический процесс характеризуется кон-фликтогенностью, которая обусловлена ролевой и позиционной асимметрией его участников. Преподаватель исполняет роль носителя знания и транслятора социального значимого опыта, студенту присуща роль реципиента этого знания и опыта.

Принадлежность к разным возрастным группам, разным субкультурам, разным психофизиологическим возможностям обусловливают различия между преподавателями и студентами.

Подобно компонентам конфликта, в педагогическом конфликте выделяют следующие составляющие (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов): - конфликтная ситуация (стороны и субъекты

конфликта; «группы поддержки»; предмет конфликта; инцидент; условия протекания конфликта; образ конфликтной ситуации);

- конфликтное взаимодействие (возможные

действия субъектов конфликта; причины конфликтных действий) [1].

В преподавании конфликтологии будущим педагогам учитывается конфликтогенный характер педагогической деятельности, в связи с этим подбираются методы обучения.

Обучение будущих педагогов в сфере разрешения педагогических конфликтов может обычно происходит при условии получения положительного опыта самостоятельного анализа различных конфликтных ситуаций.

При преподавании конфликтологии будущим педагогам используются разнообразные интерактивные формы. Использование интерактивных форм обеспечивает повышение уровня знаний и компетентности в сфере конфликтологии.

Одной из распространенных интерактивных форм является проблемный семинар. На таком семинаре участники ищут решения конкретной проблем и задачи.

По мнению В.М. Макарова и Л.П. Леонович, изначально обозначается проблема. Затем указываются вопросы для размышления, по мере ответов на которые происходит вовлечение участников семинара в работу над решением проблемы [4]. Таким образом, данная форма позволяет прийти к решению проблемы путем ответов на последовательные, в том числе наводящие вопросы.

Другой интерактивной формой являются игры-тренинги, дидактическая деловая игра [11]. Л.Л. Соловьева и Е.Ю. Меркулова указывают на важность деловых игр для профессионального самоопределения студентов [13], а также для их учебной мотивации в учебной деятельности [10]. Использование данных форм направлено на развитие навыков и умений конструктивного общения в деловых отношениях.

Еще одной формой обучения конфликтологии в высшей школе будущим педагогам является диалоговое общение, т.н. работа в парах. При таком виде работы происходит постоянное коммуникативное взаимодействие, планомерное разыгрывание конфликтных ситуаций. В результате таких форм работы происходит обогащение знаниями в области конфликтологии, приобретение навыков успешного разрешения конфликтов в различных сферах жизни человека. Успешное разрешение конфликтов в разнообразных сферах определяется понятием уважения к собеседнику, умением выслушать его и строить свою речь с учетом личностных психологических особенностей коммуниканта.

Еще одной формой преподавания конфликтологии является проектирование. Студенты учатся проектировать конфликтные ситуации, конструировать их в учебных условиях.

Следующей формой работы при обучении конфликтологии в высшей школе является организация бесед с приглашенными гостями. При использовании таких форм планируются и организуются встречи с известными людьми, экспертами в обла-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

U

см о см

сти психологии, культурологии, социологии и т.п. Преподавателем подбираются темы, касающиеся педагогических конфликтов, их предупреждения и разрешения. Например, тема: «Управление развитием и предупреждение конфликтов в педагогических системах». На таких семинарских занятиях происходит обсуждение проблем в свободной форме, учащиеся ищут эффективные способы решения поставленной проблемы, отвечают на конкретные вопросы, направленные на разрешение конфликтных ситуаций.

Таким образом, в качестве теоретических основ преподавания конфликтологии в высшей школе будущим педагогам выступают междисциплинарные исследования конфликта как социального феномена.

Рассматривается понятие конфликта, характеризуются составляющие компоненты конфликта, учитываются особенности возникновения, развития и разрешения конфликта.

Преподавание ведется с помощью различных методов и подходов, обеспечивающих повышение уровня знаний и компетентности в сфере конфликтологии.

Среди основных форм преподавания можно назвать интерактивные формы проведения занятий: проблемный семинар, игры-тренинги, дидактические деловые игры, работа в парах, проектирование, организация бесед с приглашенными гостями и др.

Литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: Ю НИТИ, 2000. - 551 с.

2. Аршинова К.В., Тайсина Э.А. Конфликтология: конспект лекций. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2013. - 48 с.

3. Бочарова Е.Е. Конфликтология: учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология». - Саратов: ИЦ «Наука», 2011. - 110 с.

4. Макаров В.М., Леонович Л.П. Исследование влияния проблемных семинаров при преподавании дисциплины «Химическая технология текстильных материалов» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 12-3. - С. 512-515.

5. Мансуров Т.З., Терешина Е.А. Введение в конфликтологию: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 37.03.02 «Конфликтология». - Казань: Казанский университет, 2021.- 91 с.

6. Метлякова, Л.А. Конфликтология: учеб.-метод. пособие: направления подготовки 44.03.02 -«Психолого-педагогическое образование» и 39.03.03 - «Организация работы с молодёжью» / Л.А. Метлякова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2016. - 208 с.

7. Миловидова А.И. Игра как интерактивное средство повышения мотивации студентов 1 курса юридического вуза при изучении иностранного

языка // Будущее российского права: концепты и социальные практики: Мат. конф. М.: РГ-Пресс, 2018. - С. 252-256.

8. Никулина И.В. Психология профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы: учебное пособие. - Самара Изд-во «Самарский университет», 2010. -162 с.

9. Никулина, И.В. Педагогическая конфликтология: учеб. пособие. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2016. - 72 с.

10. Остапенко И.А. Интерактивные формы обучения в преподавании конфликтологии студентам технического вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2019. - Т. 8. - № 4(29). - С. 153-156.

11. Просекова М.Н. Практика деловых игр-тренингов в контексте интерактивных форм обучения // Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования - 2018: Мат. IX Междунар. науч.-ме-тод. конф. / Отв. ред. С.Д. Погорелова. - Тюмень: Тюменский индустр. ун-т, 2018. - С. 138140.

12. Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания конфликтологии» / разработчик: Волкова В.В. - СПб.: СПбГИПСР, 2021. - 24 с.

13. Соловьева Л.Л., Меркулова Е.Ю. Значение учебной ролевой игры как интерактивной формы обучения для профессионального самоопределения обучающихся в школе и вузе // Проектирование. Опыт. Результат. - 2018. -№ 1 (01). - С. 15-17.

14. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск: Амалфея, 1996. - 288 с.

15. Шеметов А.К. Использование методов интерактивного обучения в форме «деловой игры» в профессиональной подготовке следователей // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью: Сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. - Орёл: Орловский юрид. ин-т, 2018. - С. 216-219.

THEORETICAL FRAMEWORKS OF TEACHING CONFLICT STUDIES IN HIGHER SCHOOL TO FUTURE TEACHERS

Fedoseev T.E.

SYNERGY University

Teaching conflictology in higher education is relevant, since conflic-tology as an academic discipline is included in various work plans in psychological, pedagogical and other areas related to the study of communication in a broad sense.

The list of planned results presents the following competencies: the ability to understand the social significance of one's profession, the ability to have high motivation to perform professional activities, as well as the desire to improve qualifications and mastery in one's field; availability of ability and readiness to comply with professional ethical standards and respect the boundaries of professional competence of a conflict specialist.

Interdisciplinary studies of conflict as a social phenomenon serve as the theoretical basis for teaching conflictology in higher education to future teachers.

Keywords: conflictology, pedagogy, pedagogical conflictology.

References

1. Antsupov A.Ya., Shipilov A.I. Conflictology: Textbook for universities. M.: Yu NITI, 2000. - 551 p.

2. Arshinova K.V., Taisina E.A. Conflictology: lecture notes. - Kazan: Kazan. state energy univ., 2013. - 48 p.

3. Bocharova E.E. Conflictology: educational method. a manual for students studying in the specialty "Pedagogy and Psychology". - Saratov: IC "Science", 2011. - 110 p.

4. Makarov V.M., Leonovich L.P. Study of the influence of problem-based seminars in teaching the discipline "Chemical technology of textile materials" // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2016. - No. 12-3. - P. 512-515.

5. Mansurov T.Z., Tereshina E.A. Introduction to conflictology: Educational and methodological manual for students studying in the direction 37.03.02 "Conflictology". - Kazan: Kazan University, 2021. - 91 p.

6. Metlyakova, L.A. Conflictology: educational method. manual: areas of training 03.44.02 - "Psychological and pedagogical education" and 03.39.03 - "Organization of work with youth" / L.A. Metlyakova; Perm. state humanit.-ped. univ. - Perm, 2016. - 208 p.

7. Milovidova A.I. Game as an interactive means of increasing the motivation of 1st year law school students when studying a foreign language // The Future of Russian Law: Concepts and Social Practices: Mat. conf. M.: RG-Press, 2018. - pp. 252-256.

8. Nikulina I.V. Psychology of professional and pedagogical activity of a higher school teacher: textbook. - Samara Publishing house "Samara University", 2010. - 162 p.

9. Nikulina, I.V. Pedagogical conflictology: textbook. allowance. -Samara: Samara University Publishing House, 2016. - 72 p.

10. Ostapenko I.A. Interactive forms of learning in teaching con-flictology to students of a technical university // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. - 2019. - T. 8. -No. 4(29). - P. 153-156.

11. Prosekova M.N. Practice of business training games in the context of interactive forms of learning // Problems of engineering and socio-economic education in a technical university in the context of modernization of higher education - 2018: Mat. IX International scientific method. conf. / Rep. ed. S.D. Pogorelova. -Tyumen: Tyumen industrial. univ., 2018. - pp. 138-140.

12. Work program of the discipline "Methodology of teaching conflictology" / developer: Volkova V.V. - St. Petersburg: SPb-GIPSR, 2021. - 24 p.

13. Solovyova L.L., Merkulova E. Yu. The importance of educational role-playing games as an interactive form of learning for professional self-determination of students at school and university // Design. Experience. Result. - 2018. - No. 1 (01). - P. 15-17.

14. Sheinov V.P. Conflicts in our lives and their resolution. - Minsk: Amalfeya, 1996. - 288 p.

15. Shemetov A.K. The use of interactive learning methods in the form of a "business game" in the professional training of investigators // Criminal procedural and forensic problems in the fight against crime: Coll. mat. All-Russian scientific-practical conf. -Orel: Oryol legal. Institute, 2018. - pp. 216-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.