Научная статья на тему 'Формирование концепции анализа качества таможенных услуг'

Формирование концепции анализа качества таможенных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Pozdeeva S.N., Yusupova S.Ya.

В статье рассмотрены направления совершенствования сферы по оказанию государственных таможенных услуг. Для анализа комплекса таможенных услуг, предоставляемых участнику внешнеэкономической деятельности таможенными органами, широко используется мониторинг качества таможенных услуг, позволяющий определить систему взаимоотношений участников ВЭД и таможенных органов. Предложены подходы к стандартизации услуг с применением имитационного моделирования и теории систем массового обслуживания, рассмотренные на примере работы таможенного органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Pozdeeva S.N., Yusupova S.Ya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents perfection of the sphere of providing the state customs service. The monitoring is used to analyze customs services. The authors suggest the approaches to the standardization of services with the use of simulation technique and the theory of queuing systems considered on the example of the work of a customs authority.

Текст научной работы на тему «Формирование концепции анализа качества таможенных услуг»

CONCEPT ANALYSIS OF QUALITY OF CUSTOMS

SERVICES

Pozdeeva S.N.

Russian customs Academy Lyubertsy, Russia, Candidat of Science (Economics)

Yusupova S.Ya. Russian customs Academy Lyubertsy, Russia Doctor of Science (Economics), professor

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

Поздеева С.Н.

Российская таможенная академия г.Люберцы, Россия, к.э.н.

Юсупова С.Я. г.Люберцы, Россия Российская таможенная академия, д.э.н., профессор

ABSTRACT

The article presents perfection of the sphere of providing the state customs service. The monitoring is used to analyze customs services. The authors suggest the approaches to the standardization of services with the use of simulation technique and the theory of queuing systems considered on the example of the work of a customs authority.

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены направления совершенствования сферы по оказанию государственных таможенных услуг. Для анализа комплекса таможенных услуг, предоставляемых участнику внешнеэкономической деятельности таможенными органами, широко используется мониторинг качества таможенных услуг, позволяющий определить систему взаимоотношений участников ВЭД и таможенных органов. Предложены подходы к стандартизации услуг с применением имитационного моделирования и теории систем массового обслуживания, рассмотренные на примере работы таможенного органа.

Keywords: the customs service, a government program, foreign economic activity, customs authorities, customs control.

Ключевые слова: таможенная услуга, государственная программа, внешнеэкономическая деятельность, таможенные органы, таможенное регулирование, таможенный контроль.

Таможенная служба Российской Федерации является частью системы государственного управления деятельностью во внешней торговле, формируя и укрепляя мирохозяйственные связи между государствами, регулирует и контролирует это взаимодействие путем регламентации перечня сведений и правовых документов, осуществляет системный контроль внешнеторговых операций.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу

Российской Федерации, а также санитарно-каран-тинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы), а также иных связанных с ними преступлений и правонаруше-ний[1, раздел. 1, п.1].

В настоящее время развитие бюджетной системы Российской Федерации осуществлялось в рамках Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства

Российской Федерации от 30 декабря 2013 года «О Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» [2, раздел 3, п.1].

Указанной программой предусмотрено завершение процесса перехода, начатого в 2011 - 2012 годах, к программному бюджету, формируемому на основе перечня государственных программ Российской Федерации, определяющих все основные направления экономической и социальной политики Правительства Российской Федерации. Данной программой предусмотрено формирование ряда мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов, что позволит определить планы государственных программ, как инструмента повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и обеспечивать достижение целей Правительства Российской Федерации, ориентированных на значимые для населения страны конечные результаты.

Утвержден распоряжением Правительства РФ от 11.11.10 №1950-р Перечень государственных программ Российской Федерации, содержащий 43 государственных программ (по состоянию на 01 апреля 2017 года).

Государственные программы представляют собой инструмент государственной политики, направленный для достижения целей Правительства России в сфере социально-экономического развития и безопасности. В этих документах определены цель, задачи, результаты, основные направления деятельности на среднесрочную перспективу.

В настоящее время в реестре государственных программ определены следующие направления [3, раздел 2]:

- новое качество жизни;

- инновационное развитие и модернизация экономики;

- обеспечение национальной безопасности;

- сбалансированное региональное развитие;

- эффективное государство.

В настоящее время Федеральная таможенная служба России принимает участие в исполнении 6 государственных программ по выше названным направлениям.

Для реализации государственных программ ФТС РФ было выделено бюджетных ассигнований в 2015 году 68 704 194,4 млрд руб., в 2016году-68 530 324,2 млрд руб., в 2017 году - 66 082 780,9 млрд руб.

В рамках направления инновационного развития и модернизации экономики ФТС России реализует свою деятельность, формируя мероприятия, позволяющие экономике страны быть конкурентоспособным в мировом пространстве, а также укрепить «позицию в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из центров мирохозяйственных связей и поддерживая сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиат-

скими, американскими и африканскими партнерами» [4].

В рамках реализации данного направления ФТС России является соисполнителем государственной программы «Развитие внешнеэкономической деятельности» и участником государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика».

В государственной программе «Развитие внешнеэкономической деятельности», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. № 378-р, ФТС России принимает участие в качестве ответственного исполнителя подпрограммы 5 «Совершенствование таможенной деятельности», которая является инструментом реализации приоритетов государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. Указанные приоритеты определены в документах, определяющие стратегическое развитие всех сфер государства, таких как, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, основные направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года, Концепция развития таможенных органов Российской Федерации и Стратегия развития таможенной службы РФ до 2020 года.

Подпрограмма «Совершенствование таможенной деятельности» представляет совокупность мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области совершенствования таможенной деятельности.

В результате реализации данной Подпрограммы определяются направления совершенствования таможенной деятельности во внешнеторговой деятельности и снижение издержек участников внешнеэкономической деятельности, защита внутригосударственного рынка от контрафактных товаров и обеспечение полного поступления доходов в федеральный бюджет.

Интеграционные процессы, происходящие в настоящее время, оказали непосредственное влияние на деятельность таможенных органов. Основными целями таких преобразований, являются: качественное повышение результативности регулирования внешнеэкономической деятельности России, формирование условий стабильной, благоприятной среды для внешней торговли, создание современных и универсальных инструментов таможенного регулирования и контроля.

Новые условия требуют принятия соответствующих мер не только со стороны таможенных органов, но и со стороны других организаций, которые осуществляют деятельность в области таможенного дела.

Современное мировое сообщество осуществляет свои внешнеэкономические связи путем совершения со странами-партнерами торговые экономические операции. Важную роль в данном процессе занимают меры государственного воздействия на внешнюю торговлю, главной из которых являются таможенные услуги в отношении экспортных и импортных сделок.

Таким образом, таможенные услуги можно отнести к сфере услуг, обслуживающих внешнеторговую деятельность экспортеров и импортеров. В настоящее время таможенные услуги оказывают не только таможенные органы, но и околотаможенные институты, при этом услуги предоставляются не только участникам внешнеэкономической деятельности при совершении экспортно-импортных сделок, но и государству, выполняя функцию по регулированию, а также возможности защиты экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды.

Актуальность данного вопроса обусловлено тем, что от качества таможенных услуг зависят срок прохождения таможенных процедур, финансовые издержки экспортеров и импортеров. Высокое качество таможенных услуг ускоряет и упрощает процессы таможенного оформления и таможенного контроля, снижая, таким образом, издержки самих участников внешнеэкономической деятельности.

Таможенные услуги - это услуги государству и содействие современному бизнесу (в узком смысле слова - конкретному участнику ВЭД) в форме таможенного регулирования и контроля.

Вопросы качества предоставления таможенных услуг в настоящее время приобрели особую популярность среди различных исследователей, однако по-прежнему в научном плане изучены недостаточно.

Ряд исследователей определяют таможенную деятельность как своеобразную государственную услугу участникам внешнеэкономической деятельности. Как и любой другой вид деятельности таможенная услуга должна соответствовать определенным критериям качества. Критерии качества таможенной деятельности в соответствии с ее видом должны определяться заказчиком и потребителем, т.е. Правительством РФ или Федеральной таможенной службой и участниками внешнеэкономической деятельности [5, стр. 79-81].

В Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года определено, что «эффективные и качественные услуги в области таможенного дела действуют увеличению скорости таможенных процессов, снижают издержки предпринимателей и конечного потребителя товара, позволяют повысить безопасность в сфере внешнеэкономической деятельности, что способствует развитию бизнеса и торговой деятельности на территории Единого экономического пространства» [6, раздел 4, п.6].

Для решения задачи по совершенствованию сферы по оказанию государственных таможенных услуг требуется качественное изменение системы межведомственных коммуникаций, и для оценки результатов проводится мониторинг качества и доступности таможенных услуг, который направлен на своевременное выявление проблемных мест в оказании таможенных услуг.

Стратегический анализ, являющийся одним из элементом стратегического планирования в таможенной службе РФ, является инструментом страте-

гического менеджмента, с помощью которого администрация таможни определяет и планирует деятельность в направлении эффективности и перспективности.

Так, в Распоряжении Правительства РФ от 15 ноября 2012 года № 2096- р определен перечень показателей для оценки эффективности выполнения работ менеджментом федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности (до 2018 года). Согласно данному документу определен регламент новой стратегии ФТС РФ, которая направлена на совершенствование таможенного администрирования и внедрения новых позиций результативности в работе таможенных органов [7, раздел 2].

Руководитель Федеральной таможенной службы РФ, как федеральный орган исполнительной власти, является ответственным за выполнение целевых значений по следующим показателям:

- предельное количество документов, которые необходимы субъекту ВЭД для пропуска товаров через границу при импорте;

- предельное количество документов, которые необходимы субъекту ВЭД для пропуска товаров через границу при экспорте;

- предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, которые требуют дополнительной проверки;

- предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки;

- доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары, при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях;

- предельное время совершения, таможенными органами операций;

- доля участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами.

Постоянное совершенствование процесса таможенного администрирования в условиях интеграционных процессов позволяет определить основные направления активного сотрудничества и взаимодействия с бизнес- структурами, оценка результативности этого взаимодействия приобретает особое значение.

В настоящее время для анализа комплекса таможенных услуг, предоставляемых участнику внешнеэкономической деятельности (далее- ВЭД) таможенными органами, используется мониторинг

качества таможенных услуг, позволяющий построить систему взаимоотношений участников ВЭД и таможенных органов, которая была взаимовыгодна обеим сторонам с соблюдением таможенного законодательства.

Как правило мониторинг состоит из трех частей, первая из которых осуществляется участниками внешнеэкономической деятельности с соблюдением обязательств, касающихся контроля движения личного грузопотока до входа в зону таможенного контроля. Вторая часть мониторинга, включая таможенный контроль, охватывает участников ВЭД и таможенные органы, при этом возможно достижение максимальной объективности. На этом этапе используются следующие методы:

- анкетирование участников ВЭД;

- тестирование кадрового состава таможенных органов;

- сбор статистической информации.

На последнем этапе мониторинга ответственность ложится на таможенный орган, например, с использованием таможенного аудита.

Система мониторинга качества таможенных услуг, предоставляемых участникам внешнеэкономической деятельности, ориентирована на Стратегию развития таможенной службы до 2020 года, позволяющую реализовать основные направления обеспечения экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и содействие международной торговле.

В системе управления качеством таможенных услуг, предоставляемых участникам внешнеэконо-минческой деятельности, можно использовать модели массового обслуживания. Примерами процессов массового обслуживания являются обработка документов в системе управления (таможенное оформление товаров) и таможенное обслуживание.

Главной особенностью процессов массового обслуживания является случайность. При этом имеются две взаимодействующие стороны- обслуживаемая (участники ВЭД) и обслуживающая (таможенные инспектора). Случайное поведение хотя бы одной из сторон приводит к случайному характеру протекания процесса обслуживания в целом. Источниками случайности взаимодействия этих двух сторон являются случайные события двух типов: появление заявки (требования) на обслуживания и окончание обслуживания очередной заявки. Эти случайные события составляют систему двух взаимодействующих потоков событий- систему массового обслуживания:

• входного потока заявок на обслуживание;

• выходного потока обслуженных заявок.

Результатом взаимодействия указанных потоков случайных событий является число находящихся в системе массового обслуживания заявок на таможенные услуги в данный момент, которое принято называть состоянием системы. Одной из целей является исследование различных характеристик случайного состояния системы массового обслуживания. Знание этих характеристик дает должностному лицу таможенного органа информацию для

выработки направленного воздействия на эти характеристики, и для управления эффективностью процессов массового обслуживания.

Незнание теории массового обслуживания может привести к ошибочному выводу об идеальной согласованности входного потока с максимальной возможностью интенсивного обслуживания в случае их совпадения. Экономически выгодно допустить превышение обслуживающей мощи. Способы вычисления оптимального соотношения интенсивности входного потока и максимальной способности обслуживания дает теория массового обслуживания.

Одной из важных характеристик системы массового обслуживания является длина очереди (число участников ВЭД). Эта величина является случайной, и бессмысленно ее прогнозировать. Средняя длина очереди является характеристикой случайной величины и подлежит прогнозированию для целей контроля и управления. Для вычисления средней длины очереди можно воспользоваться формулой:

[1],

где р- относительная нагрузка на систему; п- число каналов системы; рп - вероятность работающего канала; к- длина очереди.

Вероятность свободного состояния системы определятся по формуле:

Ро =

п пп+1 Yn — 4- —_

Li=0i! + пп\ '

и

[2],

где т- число мест в очереди. Вероятность того, что в системе находится к требований, число которых больше числа обслуживающих каналов, вычисляется по формуле:

Рь =

, т! ак Г г31

к пк-п.п].(т-к)] и г° г3Ь

р0 - вероятность свободного состояния системы;

Среднее время пребывания заявки в очереди вычисляется по формуле:

ч А

[4],

где А - среднее число заявок, обслуживаемых системой в единицу времени.

Интенсивность обслуживания определяется как величина, обратная среднему времени обслуживания:

1

tobsl

[5].

С точки зрения тех, кого обслуживают, очередь (часть заявок на оказания таможенных услуг) связана с бесполезной потерей времени. Хорошо

-1

1

1-

п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организованное обслуживание соответствует реально незначительному времени нахождения заявки в очереди. Поэтому в настоящее время важно контролировать процессы образования очереди, что оказывает влияние на качество предоставляемых таможенных услуг участникам внешнеэкономической деятельности.

Качество предоставляемых услуг - это стратегический показатель конкурентоспособности и основа улучшения экономического положения, это мера того, как уровень предоставленной услуги удовлетворяет ожиданиям.

Совершенствование таможенной деятельности напрямую зависит от повышения уровня качества предоставляемых таможенных услуг с учетом интересов участников внешнеторговой деятельности и оказывает влияние на устойчивое развитие экономики России.

Список использованной литературы:

1. Положение о Федеральной таможенной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г № 809)

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р «Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и

муниципальными) финансами на период до 2018 года»

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010г. №1950-р «Перечень государственных программ Российской Федерации»

4. Портал госпрограмм РФ [Электронный ресурс: http://programs.gov.ru (дата обращения: 13.07.2017)]

5. Ермилов И.С. Управление качеством таможенных услуг в современных условиях/И.С.Ерми-лов//Вестник Саратовского государственного социально- экономического университета. - 2011. - № 2. - С. 79-81.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №2575-р «Об утверждении стратегии таможенной службы Федеральной таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».

7. Распоряжении Правительства РФ от 15 ноября 2012 года № 2096- р «О показателях оценки эффективности деятельности должностных лиц по созданию благополучных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)

8. Экономико- математические методы и модели: Учебное пособие/ Н.И.Холод и др.; Под общ.ред. А.В. Кузнецова.-Мн.:БГЭУ, 2000.

THE ACHIEVEMENT OF SUSTAINABLE GROWTH IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY

Tleptserukov M.A.

Kuban state technological university, candidate of economic sciences, associate Professor of the Department of economic security

Shadrina Zh.A. Kuban state technological university, candidate of economic sciences, associate Professor of the Department of economic security

Kochian G.A. Kuban state technological university, candidate of economic sciences, associate Professor of the Department of economic security

ВОПРОСЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПАРАМ ЕТРОВ УСТОЙЧИВОГО РОСТА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Тлепцеруков М.А.

Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности

Шадрина Ж.А.

Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности

Кочьян Г.А.

Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности

ABSTRACT

The work examines topical issues related to sustainable growth industries of the agrarian sector of Russia. The authors investigate problems and main aspects of modern trends of development of the various sectors, measures and promising methods of ensuring the progressive development of production and economic activity of agricultural enterprises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.