Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ВОСПИТАНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНФЛИКТ / ДЕФЕКТЫ ОБЩЕНИЯ / АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Светлана Александровна, Салитова Фэридэ Шарифовна, Пурдина Елена Игоревна

Потребность в общении является внутренней основой личных взаимоотношений между людьми. Эта основная социальная потребность возникает и ясно проявляется уже на самых ранних этапах человеческой жизни. Почвой для её развития, как отмечал Л.С. Выготский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке. Актуальность исследования обусловлена тем, что подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами спорта, творчества и другое). В любой семье, так или иначе, формируется определенная система воспитания. Речь идет и о понимании целей воспитания, и о формулировке его задач, а также о возможности целенаправленного применения определенных методов и приемов воспитания, с учетом того, что можно и чего нельзя применять в отношении ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Светлана Александровна, Салитова Фэридэ Шарифовна, Пурдина Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CONSTRUCTIVE COMMUNICATION SKILLS IN ADOLESCENTS

The need for communication is the personal relationships between people inner basis. This basic social need arises and manifests itself clearly already at the earliest human life stages. The ground for its development, as L.S. Vygotsky noted, is that any need of a baby becomes a need for another person. The relevance of the study is due to the fact that adolescence is one of the ontogenesis critical periods associated with cardinal transformations in the consciousness sphere, activity and the system of activities carried out by them (educational, industrial activities, various sports, creativity, etc.). In any family, one way or another, a certain education system is formed. We are talking about understanding the goals of education, and its tasks formulation, as well as the possibility of certain methods purposeful application and techniques of education, taking into account what can and cannot be applied to a child.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ»

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Павлова Светлана Александровна

ФБГУ ВО «Гжельский государственный университет (пос. Электроизолятор);

доктор педагогических наук, профессор кафедры

психологии и педагогики Салитова Фэридэ Шарифовна

ФБГУ ВО «Гжельский государственный университет (пос. Электроизолятор);

кандидат педагогических наук Пурдина Елена Игоревна

ФБГУ ВО «Гжельский государственный университет (пос. Электроизолятор)

ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Потребность в общении является внутренней основой личных взаимоотношений между людьми. Эта основная социальная потребность возникает и ясно проявляется уже на самых ранних этапах человеческой жизни. Почвой для её развития, как отмечал Л.С. Выготский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке. Актуальность исследования обусловлена тем, что подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами спорта, творчества и другое). В любой семье, так или иначе, формируется определенная система воспитания. Речь идет и о понимании целей воспитания, и о формулировке его задач, а также о возможности целенаправленного применения определенных методов и приемов воспитания, с учетом того, что можно и чего нельзя применять в отношении ребенка.

Ключевые слова: подростковый возраст, воспитание, межличностные отношения, конфликт, дефекты общения, авторитет родителей.

Annotation. The need for communication is the personal relationships between people inner basis. This basic social need arises and manifests itself clearly already at the earliest human life stages. The ground for its development, as L.S. Vygotsky noted, is that any need of a baby becomes a need for another person. The relevance of the study is due to the fact that adolescence is one of the ontogenesis critical periods associated with cardinal transformations in the consciousness sphere, activity and the system of activities carried out by them (educational, industrial activities, various sports, creativity, etc.). In any family, one way or another, a certain education system is formed. We are talking about understanding the goals of education, and its tasks formulation, as well as the possibility of certain methods purposeful application and techniques of education, taking into account what can and cannot be applied to a child.

Key words: adolescence, upbringing, interpersonal relationships, conflict, communication defects, parental authority.

Введение. На сегодняшний день фиксируется актуализация проблем, связанных с формированием личностных компетенций у представителей подрастающего поколения [2; 5; 7; 16; 17]. Данная тенденция обусловлена двумя факторами (Табл. 1).

Таблица 1

Факторы, обуславливающие важность развития личностных компетенций

№ п/п Факторы

1 Распространённость среди современных детей, подростков и юношества компьютерной и мобильной техники, позволяющей осуществлять общение в режиме онлайн-коммуникации и тем самым затрудняющей социализацию [1; 4; 6; 8; 11; 16].

2 Интенсификация большинства процессов, происходящих в социуме, связанная с его переходом на постиндустриальную ступень развития. Это, в свою очередь, требует повышенного внимания к воспитательной работе, благодаря успешным результатам которой представители подрастающего поколения смогут стать конкурентоспособными членами общества будущего [9; 12].

Одной из наиболее значимых в ряду таких проблем является формирование у подростков конструктивных навыков общения [3; 5; 7; 9]. При этом сегодня можно констатировать определённый дефицит научных работ, затрагивающих соответствующую тематику. Частичному его восполнению посвящена наша статья.

Изложение основного материала статьи. Подростковый возраст, по мнению большинства исследователей, представляет собой время окончательного формирования личности [3; 14-15]. Именно в этот период фиксируется складывание основной жизненной программы и, следовательно, необходимого для него гипотетико-дедуктивного мышления. Далее, для детей, относящихся к этой возрастной категории, характерно отмирание старых интересов, связанное с интенсификацией развития биологической основы для последующего развития новых [1; 5-6; 13; 19].

Определённые трансформации происходят и в познавательной сфере. Конкретно, выходит на новый уровень процесс формирования следующих слагаемых личности:

- речь;

- воображение;

- внимание;

- память;

- восприятие [9].

Благодаря интенсификации их развития, улучшаются способности подростков, связанные с эффективным осуществлением следующих видов деятельности:

- подготовка устных выступлений;

- пересказ текстов;

- рассуждения на отвлечённые темы;

- грамотное и логичное высказывание собственных мыслей [3; 6; 14].

В свою очередь, интенсивное развитие соответствующих характеристик приводит к тому, что подростки, как правило, более чётко, чем дети младших возрастных групп, осознают собственные влечения, интересы и различные потребности. Соответственно, усложняются и связанные с ними эмоции [2].

Центральным новообразованием рассматриваемого периода является чувство взрослости. Под этим термином психологи и педагоги, как правило, понимают такую форму самосознания, достаточный уровень развития которой позволяет индивиду рассматривать себя с точки зрения взрослого [2; 6; 8; 16-18]. Данное чувство находит своё проявление в следующих аспектах:

- осознанное стремление подростка к самостоятельному принятию решений;

- потребность в обретении независимости от взрослых и большей степени самостоятельности [2; 7; 11].

Естественно, что столь существенные преобразования в структуре личности не могут не сказаться на сфере

взаимодействия с окружающими. Например, именно в это время у ребёнка появляются наиболее существенные сложности в общении со взрослыми.

В отношениях же со сверстниками подростки стремятся к активному участию в неформальных объединениях и поиску единомышленников. Таким образом, взаимоотношения в среде сверстников в подростковом возрасте постепенно выделяются в сферу существования, обособленную от влияния взрослых.

Соответственно, в своих товарищах большинство лиц, входящих в данную возрастную категорию, ценят:

- знания и ум, не всегда отождествляя их с успеваемостью;

- умение владеть собой;

- смелость;

- качества друга и товарища [2].

При этом основу авторитета в группе сверстников составляет социальная ценность личности как деятеля. Немаловажными также являются качества личности, делающие её центром в ходе осуществления межличностных отношений [3; 5; 8; 12]. К этим качествам относятся:

- коммуникабельность;

- общительность.

Далее, в связи с темой настоящего исследования определённый интерес вызывает тот факт, что подростки, характеризующиеся высоким статусом среди сверстников, в большей степени демонстрируют стремление к овладению существенными объёмами знаний, умений и навыков, ценящихся в конкретной группе [1; 7; 13].

Современное состояние разработки соответствующей проблематики позволяет выделить наиболее существенные мотивы такой социальной деятельности:

- поиск возможностей для воплощения предполагаемых жизненных планов;

- стремление к дальнейшему развитию собственного мировоззрения [13].

Определённым образом меняются и взаимоотношения с родителями. В них, прежде всего, фиксируются возрастание противоречий и некоторое снижение авторитетности родителей. Причина подобных перемен - внутренний конфликт индивида между сохраняющейся потребностью в родительской опеке с одной стороны и формирующейся потребностью в самостоятельности и равноправных отношениях - с другой [1; 6; 17; 18].

Как видим, взаимодействие между подростком с одной стороны и родителем - с другой в рассматриваемый период приобретает черты взаимного влияния. Это, последнее может осуществляться, главным образом, по ходу совместной деятельности.

К формам такой деятельности могут быть отнесены:

- обучение;

- игра;

- общение;

- отдых;

- продуктивная деятельность [17].

С точки зрения формирования личностных компетенций у детей подросткового возраста семья представляет собой уникальную в своем роде структуру. Только она позволяет в полной мере обеспечить условия, наиболее благоприятные с точки зрения оптимизации соответствующего процесса [1-3; 6; 9; 12].

В ходе построения более сложных межличностных отношений подростки получают умения и навыки, связанные с поиском и использованием необходимой информации, эффективным формированием представлений о морали и нравственности, а равно и их использованием в реальной жизни. Немалое значение имеет также складывание у них системы знаний, умений и навыков, связанных с корректным поведением в социуме [13; 15; 19].

С другой стороны, усложнение межличностных отношений в подростковом возрасте может вести к конфликтам. Их возникновение в большинстве случаев обусловлено недостаточной сформированностью коммуникативных навыков лиц, относящихся к этой возрастной категории [4].

В целях коррекции недостаточной сформированности коммуникативных навыков у детей подросткового возраста авторами настоящей статьи был разработан комплекс мероприятий. В этот, последний, входят восемь занятий. Они направлены, прежде всего, на развитие коммуникативных навыков. Предлагаемые упражнения носят практический характер. Их выполнение предполагает широкое использование активных методов обучения [10]. В числе этих методов:

- деловые и ролевые игры;

- тренинговые упражнения [4; 6; 10].

Представим разработанный нами комплекс (Табл. 2).

Таблица 2

Комплекс мероприятий по формированию коммуникативных навыков у подростков

№ п/п Содержание деятельности участников мероприятия Цель реализации Длительность, (ч.)

1 Разминка Определение степени развития умений и навыков подростков, связанных с адекватным восприятием окружающих. 1,5-2

Игра «Мой сосед справа»

Игра «Былинка на ветру»

2 Разминка Оказание каждому ребёнку помощи в овладении ключевыми способами и приемами взаимодействия с другими людьми. 1,5-2

Игра «Я и мир»

Игра «Оркестр»

3 Разминка Формирование у подростков системы умений и навыков, связанных с регулированием процесса общения, эффективным применением вербальных и невербальных средств в ходе него [2; 9; 11; 15; 19]. 1,5-2

Игра «Преодоление трудностей»

Упражнение «Бой ораторов»

4 Разминка Выявление проблем, затрудняющих плодотворное участие каждого члена группы во взаимодействии с другими участниками 1,5-2

Игра «Не столкнись!»

5 Разминка Отработка коммуникативных навыков. 1,5-2

Игра «Не урони»

Дискуссия «Откуда берутся равнодушные»

6 Разминка Формирование у подростков навыков позитивного восприятия друг друга участников, осознание возможных влияний индивидуальных особенностей участников процесса общения на его ход [2; 7; 18]. 1,5-2

Игра «Связующая нить»

Игра «Встреча через десять лет»

7 Разминка Диагностика и последующее развитие индивидуального стиля общения подростков, формирование у них аналитических коммуникативных умений. 1,5-2

Упражнение «Смена мест»

8 Разминка Утверждение чувства групповой поддержки, близости, значимости группы для каждого. 1,5-2

Игра «Сборщики»

Упражнение «Назови сильные стороны»

Для более полного раскрытия темы нашей статьи следует привести пример мероприятия, входящего в разработанный комплекс.

Конкретно, первое из них, как уже говорилось, направлено на определение степени развития умений и навыков подростков, связанных с адекватным восприятием окружающих [11; 12; 14; 16].

В ходе организации такой игры, как «Мой сосед справа», включается быстрая энергичная музыка. Детям предлагается стать в круг и танцевать. По хлопку руководителя каждый из них должен имитировать то танцевальное движение, которое в момент сигнала выполнял его сосед справа. Далее танец продолжается. Игра заканчивается в момент, когда каждому участнику «вернётся» его собственное движение.

Следующая игра, «Былинка на ветру», направлена на развитие внимания к другим людям. В её начале один из членов группы встаёт в центр круга и закрывает глаза. Остальные стоят лицом внутрь круга, плотно прижавшись, друг к другу, и, протянув руки ладонями вперед, начинают раскачивать стоящего в центре [1; 6; 10].

Теперь необходимо подвести итоги проделанной работы.

Выводы. Таким образом, мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что в последнее время возрастает актуальность вопросов, имеющих отношение к процессу развития личностных компетенций у представителей подрастающего поколения.

В их числе одним из наиболее значимых является формирование у подростков конструктивных навыков общения.

Характерные для данного возраста существенные преобразования в структуре личности не могут не сказаться на сфере их взаимодействия с окружающими. Например, именно в это время у ребёнка появляются серьёзные затруднения в общении со взрослыми.

При этом в отношениях со сверстниками подростки стремятся к активному участию в неформальных объединениях и поиску единомышленников. Взаимоотношения в среде сверстников в подростковом возрасте постепенно выделяются в сферу существования, обособленную от влияния взрослых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе построения более сложных, чем это характерно для предшествующего периода онтогенеза, межличностных отношений подростки вооружаются умениями и навыками, связанными с поиском и использованием необходимой информации, эффективным формированием представлений о морали и нравственности, а равно и их использованием в реальной жизни. Кроме того, они получают умения и навыки, связанные с корректным поведением в социуме.

При этом, однако, усложнение межличностных отношений в подростковом возрасте может вести к конфликтам. Их возникновение в большинстве случаев обусловлено недостаточной сформированностью коммуникативных навыков лиц, относящихся к этой возрастной категории.

Для коррекции недостаточной сформированности коммуникативных навыков у детей подросткового возраста авторами настоящей статьи был разработан комплекс мероприятий.

Последний включает восемь занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков. Упражнения, выполняемые в ходе предлагаемых мероприятий, носят практический характер. Это, в свою очередь, предполагает широкое использование активных методов обучения.

Литература:

1. Абельбейсов, В.А. Влияние семьи на процесс социализации подростков / В.А. Абельбейсов, М.В. Хить // Школа науки. - 2021. - № 5 (42). - С. 86-88

2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 2010. - 375 с.

4. Белоусова, Н.В. Причины возникновения межличностных конфликтов в педагогической сфере и рекомендации по их разрешению / Н.В. Белоусова, Я.Я. Кайль // Воспитание, обучение, образование: новые методы и технологии. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 334-340

5. Быкова, Е.А. Динамика показателей антивитальности и витальности в подростковом возрасте / Е.А. Быкова, С.В. Истомина // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). - С. 5-8

6. Васильченко, Н.А. Особенности агрессивности и образа родителей у подростков / Н.А. Васильченко // Из фондов Российской государственной библиотеки, Москва, 2006. - 162 с.

7. Жданова, С.Н. Психолого-педагогические средства профилактики конфликтов обучающихся кадетского училища / С.Н. Жданова, О.В. Хлянова // Приоритетные направления развития образования и науки. Статья в сборнике трудов конференции. - Оренбург, 2017. - С. 96-98

8. Иванова, И.П. Особенности агрессивного поведения подростков / И.П. Иванова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2017. - № 2. - С. 102-103

9. Изотова, Е.И. Позитивная социализация детей и подростков. Методология и эмпирика / Е.И. Изотова, М.С. Гусельцева. - Москва: Смысл, 2019. - 320 с.

10. Клименко, И.С. Деловые игры, имитационные упражнения, кейсы / И.С. Клименко. - Москва: Добросвет, 2019. - 128 с.

11. Козырь, З.О. Педагогические условия реализации воспитательного потенциала в процессе дистанционного обучения курсантов колледжа / З.О. Козырь, А.Н. Томилин // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). - С. 115-117.

12. Лукашин, Ю.В. Риски социализации детей и подростков в условиях вынужденной самоизоляции (в период пандемии коронавируса) / Ю.В. Лукашин, Т.Н. Черняева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. -№ 9(89). - С. 111-118

13. Мартишина, Н.В. Педагогическое общение и педагогическая конфликтология / Н.В. Мартишина. - Москва: РУСАЙНС, 2020. - 172 с.

14. Прохорова, Л.Н. Позитивная социализация: управленческий и методический аспекты / Л.Н. Прохорова, О.Е. Девятова. - Москва: Сфера, 2020. - 112 с.

15. Сафонова, Н.В. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / С.В. Сафронова // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». - 2017. - № 1. - С. 29-31

16. Сорокин, Н.С. Проблема смысла жизни подростков как объект психолого-педагогической и философской рефлексии / Н.С. Сорокин // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 65-67

17. Харламенкова, Н.Е. Изменение отношений в диаде мать и ребенок и динамика образа матери в подростковом возрасте / Н.Е. Харламенкова, Т.С. Стоделова // Вестник Костромского государственного университета. - 2011. - С. 145-154

18. Шишонина, Н.В. Формирование социальной зрелости подростка посредством конфликта / Н.В. Шишонина, И.А. Андреасян // Innovation Science: сборник научных трудов по материалам Первой Международно научно-практической конференции. - Смоленск: Наукосфера, 2019. - С. 52-54

19. Poyatos, F. Cross-cultural Perspectives in Nonverbal Communications / F. Poyatos. - Toronto: Hogrefe, 1988. - 354 р.

Педагогика

УДК 378

кандидат технических наук, доцент Паульс Вячеслав Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» (г. Тюмень); кандидат технических наук, доцент Смолин Николай Иванович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» (г. Тюмень); кандидат технических наук Рожкова Татьяна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» (г. Тюмень)

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ДОКТОРА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК ПРОФЕССОРА ВИКТОРА НИКОЛАЕВИЧА КУСКОВА

Аннотация. Представлены сведения из истории становления и развития научной школы доктора технических наук, профессора Виктора Николаевича Кускова. Выделялось 3 научных направления - исследование воздействия электрического тока малой плотности при высокотемпературной обработке на физико-химические и механические характеристики поверхностного слоя низколегированных сталей; изучение особенностей структуры и физико-механических процессов происходящих в порошковых материалах при электроконтактном спекании; установление специфики получения функциональных покрытий микродуговым оксидированием на алюминиевых сплавах. С 2004 по 2006 гг. были защищены ряд кандидатских диссертаций. Результаты исследований применены в учебном процессе для специализированных расчетов и модернизации сельскохозяйственной техники. Полученные новые научные знания использованы при проведении занятий в форме практической подготовки, а также выполнении курсовых работ, дипломных проектов и магистерских диссертаций. За время своей деятельности в университете профессор Кусков В.Н. внес большой личный вклад в науку, практику и подготовку специалистов высшей квалификации. На базе полученных результатов исследований разработаны новые технические решения для термоэлектрического упрочнения низколегированных сталей, электроконтактного спекания материалов на медной основе, микроразрядного оксидирования сплавов алюминия. В общей сложности профессор Кусков В.Н. опубликовал более 160 научных работ, из них 52 патента. Таким образом, руководитель школы оставил богатое научное наследие, которое принесет ещё свои результаты. Заложенные доктором технических наук, профессором В.Н. Кусковым научные основы имеют большой потенциал развития в сфере подготовки научных кадров высшей квалификации для АПК.

Ключевые слова: научное наследие, подготовка научных кадров, история научных школ, новые научные знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.