Научная статья на тему 'Коммуникативные компетенции как социально-психологический фактор, влияющий на девиантное поведение подростков'

Коммуникативные компетенции как социально-психологический фактор, влияющий на девиантное поведение подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
336
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / АФФИЛИАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наумова Г. В.

В данной статье рассмотрена проблема профилактики девиантного поведения подростков. Выдвинута гипотеза, в которой предполагается, что профилактика девиантного поведения подростков может осуществляться с учетом наиболее актуального социально-психологического фактора данного возраста – потребности во взаимодействии с другими людьми. Дается определение аффилиации, формулируются основные ее характеристики. Описан эксперимент и приведены полученные результаты, подтверждающие выдвинутую гипотезу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные компетенции как социально-психологический фактор, влияющий на девиантное поведение подростков»

Говоря о профессии инженера, следует обратить внимание на то, что следствием некачественного выполнения его работы может быть социальный, моральный, психологический, экологический ущерб, который может быть следствием реализации некоторых проектов. Поэтому преобладание в ходе решения конфликта таких механизмов защиты, как сотрудничество и компромисс является положительным аспектом. Данные стили поведения являются наиболее конструктивными и позволяют разрешить конфликт для каждой с выгодой для каждой из сторон, а также сохранить доброжелательную обстановку в коллективе, разрядить напряженную ситуацию.

Список литературы:

1. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 303 с.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2009. - 538 с.

3. Морозова А.В. Социальная конфликтология - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.

КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

© Наумова Г.В.*

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,

г. Уфа

В данной статье рассмотрена проблема профилактики девиантного поведения подростков. Выдвинута гипотеза, в которой предполагается, что профилактика девиантного поведения подростков может осуществляться с учетом наиболее актуального социально-психологического фактора данного возраста - потребности во взаимодействии с другими людьми. Дается определение аффилиации, формулируются основные ее характеристики. Описан эксперимент и приведены полученные результаты, подтверждающие выдвинутую гипотезу.

Ключевые слова: девиантное поведение, социально-психологический фактор, аффилиация, профилактика.

Россия в настоящий момент находится на пути становления и развития всех государственных структур: экономика, сельское хозяйство, образование, политика, наука... Современная социально-психологическая деформация,

* Магистрант кафедры Психологии развития.

происходящая в обществе, смещает ценностные ориентации подростков с еще такой ранимой гибкой психикой, стирает у них ориентацию между нормой поведения и ее отклонением. Такое явление как девиантное поведение, понимаемое как отклоняющееся, противоречащее установленным в обществе морально--нравственным принципам привлекает к себе внимание специалистов из различных областей наук, поскольку имеет в настоящее время массовый характер.

Ученые всего мира занимались проблемой девиантного поведения:

- 1928 г. М. Мид. видела проблему во влиянии социального окружения и условий на развитие и становление личности подростка;

- 1930-е г. Разрабатывались формы и методы профилактики и коррекции девиантного поведения педагогами В.Н. Сорокой-Россин-ским, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким;

- 70-е г. Г. Каплан изучал взаимозависимости между девиантным поведением и заниженной самооценкой;

- 80-е г. Личко А.Е. занимался проблемой причин суицидального поведения подростков;

- 90-е г. социологи А. Кетле, Г. Тард, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон изучали влияние общественных норм, правил и принципов на девиантное поведение;

- 2000-е г. психологи Е.В. Змановская, Н.В. Майсак, И.В. Леонов, В.Н. Иванов занимались анализом происхождения девиантного поведения с точки зрения возрастной психологи, где в качестве причин девиаций рассматривалось в том числе и влияние социально-психологических факторов на развитие личности.

Наиболее актуальным социально-психологическим фактором развития подросткового возраста является потребность во взаимодействии с другими людьми. Она возникает на фоне возрастного новообразования - потребности в общении со сверстниками. Но в данном возрасте навыки общения еще не сформированы, поэтому и потребность в тесном контакте со сверстниками не может реализоваться или реализуется с трудом из-за страха быть отвергнутым другими людьми, непонятым ими. То есть, подростки с высоким уровнем потребности к взаимодействию со сверстниками и с высоким уровнем страха быть отвергнутыми, при несформированности коммуникативных навыков более склонны к примыканию их к девиантным подростковым группам и через подражание им к девиантному поведению, чем подростки с низкой степенью развития страха быть отвергнутыми. Они ищут для реализации потребности тесного взаимодействия подростковую группу с таким же низким уровнем коммуникативных способностей как и у них самих, в которой отличительными особенностями являются различного рода девиации, замещающие навыки общения и выступающие в качестве псевдосоциализации [2].

Потребность в эмоционально-доверительном контакте (мотив аффилиа-ции) авторами теории личности, такими как Я. Мазуркевич, К. Обуховский, особенно Генри Мюрреем (1938 г.) считается наиболее значимой для человека. Особенности потребности в общении в разных возрастах изучали Н.Д. Твор-гова, В.А. Лысенков, И.С. Конн. Межличностное общение как базовая потребность изучалась в работах А. Маслоу, А. Адлера, А.А. Леонтьева, Д. Фридмана, Т. Лири. Причинами возникновения трудностей в общении, связанными с недостатком или переизбытком, и влияние его на здоровье человека занимались Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Г. Салливан, Дж. Эйнсен-дорф [1].

С английского языка термин аффилиация (affiliation) переводится как присоединяться, т.е. взаимное принятие и расположение с целью получения эмоциональной связи человека с другими людьми. В том числе и как присоединение с целью реализации потребности в общении, в принятии и в стремлении к взаимосвязи, что соответствует основным потребностям подростков [3].

Однако, несмотря на разноплановость изучения данной проблемы никто не изучал взаимосвязь уровня мотива аффилиации с подростковыми девиациями.

Мы предполагаем, что изучив уровень мотивации аффилиации у подростков и разработав программу профилактики девиантного поведения, в которой обучающие технологии будут направлены на формирование навыков общения, установления межличностных взаимосвязей. Эти навыки снижают уровень страха быть отвергнутым другими людьми, тем самым повышается уровень мотивации аффилиации. Т.е., владея навыками общения, подросток смело и умело будет устанавливать межличностные связи со сверстниками. Потребность в принятии другими людьми и страх быть отвергнутым будет снижена и необходимость вовлечения подростка в псевдосоциа-лизированные девиантные группы отпадет за ненадобностью.

Проблема девиантного поведения подростков в основном брошена на плечи узких специалистов образовательных учреждений, которые проводят с детьми авторские программы профилактики девиантного поведения подростков, однако ситуация не меняется.

Вопрос девиантного поведения подростков для является актуальным и для системы образования, так как проблема стратегий методов и форм профилактики девиантного поведения требует поиска новых социально-психологических факторов, влияющих на их эффективность. Тем более что разновидность девиаций неуклонно растет и вовлечение в них подростков тоже.

Разработанная нами программа профилактики девиантного поведения подростков, направленная на формирование у них коммуникативных компетенций состоит из 3-х блоков и включает в себя следующие методы и техники:

1. Формирование навыков общения и межличностного взаимодействия: - игры и упражнения на актуализацию опыта понимания окружающих, поиск способов расположения людей к себе;

- тренинг для развития коммуникативной компетенции;

- игры и упражнения на овладение искусством ведения беседы;

- упражнения на выявление стратегии поведения при разрешении конфликта.

2. Повышение уровня саморегуляции:

- игры и упражнения на овладение простейшими методами психической саморегуляции, противострессовой помощи, мешающей полноценному самовыражению;

- игры и упражнения на развитие стрессоустойчивости, создания позитивного эмоционального фона;

- релаксации, аутотренинги на формирование установок, способствующих развитию самоконтроля.

3. Создание установок на здоровый образ жизни:

- просмотр видеофильмов о вреде продукции портящей здоровье,

- культивирование моды на ведение здорового образа жизни,

- упражнения на установку правильного выбора в пользу хороших привычек и умения отказываться от плохих занятий, формирующих вредные для здоровья зависимости.

Апробирование разработанной нами программы девиантного поведения подростков мы осуществили в школе города Уфы с учениками пятого класса в возрасте 11-12 лет, так как младший подростковый возраст является самым подходящим для профилактики девиантного поведения через формирование коммуникативных компетенций.

Для определения степени развитости мотивации аффилиации у подростков мы взяли опросник А. Мехрабиана. Опросник определял две шкалы -стремление к принятию окружающими людьми (СП) и страх быть отвергнутыми другими людьми (СО).

Сравнив показатели у испытуемых констатирующего и итогового этапов эксперимента мы получили следующие результаты:

Таблица 1

Название шкалы Констатирующий этап Итоговый этап Сдвиг

Шкала СП Стремление к принятию подростков окружающими людьми 163,0 176,3 13,3

Шкала СО Страх быть отвергнутыми другими людьми 178,9 97,7 81,2

Полученные результаты эксперимента по изучению уровня аффилиации у подростков мы вывели в диаграмму.

По результатам констатирующего и итогового эксперимента мы получили положительные данные по нашему эксперименту (рис. 1).

2оо

150 I

100 Н I

III

о

ШкалаСП

Рис. 1

Из 30 испытуемых у 28 наблюдается положительный сдвиг значений показателя «потребность к контакту и стремление к принятию окружающими людьми». Он вырос на 13,3 балла, то есть типичный сдвиг является положительным.

Из 30 испытуемых у 26 наблюдается отрицательный сдвиг значений показателя «страх быть отвергнутым другими людьми» Он снизился на 81,2 балла, то есть типичный сдвиг является отрицательным (табл. 1).

Статистическая обработка эмпирических данных по определению уровня аффилиации подростков с помощью Т-критерия Вилкоксона подтвердила результаты:

- по шкале СП - p-level равен 0,03 < 0,05. Различия достоверны;

- по шкале СО - p-level равен 0,02 < 0,05. Различия достоверны.

Из этого следует, что мы вправе сделать вывод о том, что психологическая профилактика девиантного поведения подростков привела к повышению уровня стремления к принятию окружающими людьми у подростков и снижению уровня страха быть отвергнутыми другими людьми. Что в свою очередь снижает риск попадания подростков в девиантные группы с целью псевдосоциализации своей личности. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза доказана. Разработанная нами программа профилактики девиантного поведения, основанная на реализации основных потребностей подросткового возраста подтвердила свою эффективность.

Список литературы:

1. Абакирова Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: автореф. дисс. ... кандид. психол. наук. - Новосибирск, 2000. - 20 с.

2. Сорокина А.И. Психологическое исследование девиантного поведения подростков (Основы формирования правосознания) / А.И. Сорокина. -Уфа: ГУ «Мир печати», 2008. - С. 5-6.

3. Бобнева М.И. Нормы общения и внутренний мир личности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. иобщая редакция А.Л. Свенцицкого. - СПб: Питер, 2007. - С. 339-362.

Шкала СО

■ Констатирующий этап

■ Итоговым этап Сдвиг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.