Научная статья на тему 'CПЛОЧЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЗАДАЧА ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА И КИБЕРБУЛЛИНГА'

CПЛОЧЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЗАДАЧА ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА И КИБЕРБУЛЛИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

310
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ / СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Анна Витальевна

Введение. В статье представлена программа тренингов на сплочение детского коллектива. Она написана на основании психолого-педагогических особенностей учащихся третьего класса. Данная программа предполагает проведение занятия продолжительностью один час. В зависимости от индивидуальных потребностей школьников или класса время занятия может быть уменьшено или увеличено. Задача профилактики буллинга и кибербуллинга - сплочение ученического коллектива младших школьников. Методами исследования в программе будет являться тестирование и опрос. Практическая значимость. Программа вполне подходит для работы с учащимися со второго по четвертый класс. Она может помочь психологам, учителям, педагогам дополнительного образования. Выводы и заключение. Программа была реализована в частной школе на небольшой группе учащихся в возрасте десяти лет. Послужила инструментом для профилактики школьной травли, для решения задачи на сплочение коллектива. Занятия помогли развить эмпатию, способность к рефлексии, повысить самооценку, научиться взаимодействовать, проявлять уважение к старшим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COHESION OF THE YOUNGER SCHOOLCHILDREN AS A TASK FOR PREVENTION OF BULLYING AND CYBERBULLYING

Introduction. The article presents a training program for the rallying of the children's team. It is written on the basis of the psychological and pedagogical characteristics of third-grade students. This program includes a one-hour session. Depending on the individual needs of the students or the class, the time of the lesson can be reduced or increased. The task of preventing bullying and cyberbullying is to unite the student team of younger students. The methods of research in the program will be testing and questioning. Practical significance. The program is quite suitable for working with students from the second to the fourth grade. It can help psychologists, teachers, teachers of additional education. Conclusions and conclusion. The program was implemented in a private school on a small group of students aged ten years. It served as a tool for the prevention of school bullying, for solving the problem of team building. The classes helped develop empathy, the ability to reflect, increase self-esteem, learn how to interact, show respect for elders.

Текст научной работы на тему «CПЛОЧЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЗАДАЧА ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА И КИБЕРБУЛЛИНГА»

Психологические науки Psychological Sciences

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-1-70-80 УДК159.99

СПЛОЧЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЗАДАЧА ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА И

КИБЕРБУЛЛИНГА

Семенова Анна Витальевна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 anna-petrenko94@mail.ru

Аннотация. Введение. В статье представлена программа тренингов на сплочение детского коллектива. Она написана на основании психолого-педагогических особенностей учащихся третьего класса. Данная программа предполагает проведение занятия продолжительностью один час. В зависимости от индивидуальных потребностей школьников или класса время занятия может быть уменьшено или увеличено. Задача профилактики буллинга и кибербуллинга - сплочение ученического коллектива младших школьников.

Методами исследования в программе будет являться тестирование и опрос. Практическая значимость. Программа вполне подходит для работы с учащимися со второго по четвертый класс. Она может помочь психологам, учителям, педагогам дополнительного образования.

Выводы и заключение. Программа была реализована в частной школе на небольшой группе учащихся в возрасте десяти лет. Послужила инструментом для профилактики школьной травли, для решения задачи на сплочение коллектива. Занятия помогли развить эмпатию, способность к рефлексии, повысить самооценку, научиться взаимодействовать, проявлять уважение к старшим.

Ключевые слова: тренинг на сплочение, сплочение детского коллектива, младший школьник, подросток

Для цитирования: Семенова А.В. ^лочение ученического коллектива младших школьников как задача профилактики буллинга и кибербуллинга // Педагогика: история, перспективы. 2022. Том 5 . №1 . с. 70-80 DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-1-70-80

Благодарность. Выражаю особую благодарность своему наставнику, психологу М.Ю. Батраковой доценту кафедры педагогики и психологии, за ценные рекомендации в составлении программы. Также благодарю переводчика, редактора, которые помогли оформить статью по всем редакционным требованиям.

Originalarticle

COHESION OF THE YOUNGER SCHOOLCHILDREN AS A TASK FOR PREVENTION OF BULLYING AND CYBERBULLYING

Anna V. Semyonova

Kuban state University. Krasnodar, Russia ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 anna-petrenko94@mail.ru

Abstract. Introduction. The article presents a training program for the rallying of the children's team. It is written on the basis of the psychological and pedagogical characteristics of third-grade students. This program includes a one-hour session. Depending on the individual needs of the students or the class, the time of the lesson can be reduced or increased. The task of preventing bullying and cyberbullying is to unite the student team of younger students.

The methods of research in the program will be testing and questioning. Practical significance. The program is quite suitable for working with students from the second to the fourth grade. It can help psychologists, teachers, teachers of additional education.

Conclusions and conclusion. The program was implemented in a private school on a small group of students aged ten years. It served as a tool for the prevention of school bullying, for solving the problem of team building. The classes helped develop empathy, the ability to reflect, increase self-esteem, learn how to interact, show respect for elders.

Keywords: cohesion training, cohesion of the children's team, junior schoolchild, teenager

For citation: Semenova A.V. Cohesion of the younger schoolchildren as a task for prevention of bullying and cyberbullying. Pedagogy: history, perspectives. 2022. Vol .5. No. 1.P. 70-80. (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-1-70-80

Acknowledgement: I express special gratitude to my mentor, psychologist M.Y. Batrakova, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, for valuable recommendations in the preparation of the program. I also thank the translator, editor, who helped to arrange the article in accordance with all editorial requirements.

Введение.

Начало подросткового возраста может сопровождаться различными изменениями. Как физиологическими, гормональными, так и изменениями в различных сферах жизни. В этот период важно грамотное психолого-педагогическое сопровождение подростков и поддержка значимых взрослых. Одной из проблем современности стала проблема буллинга и кибербуллинга.

Подростковый возраст (отрочество) - период онтогенеза, в традиционной классификации от 11-12 до 14-15 лет, соответствующий переходу от детства к юности [1; 2]. В этот период подросток проходит через внутриличностные и межличностные конфликты, происходит поиск своего истинного «Я», а также становление эго-идентичности. В подростковом возрасте активно развивается самосознание, эмоционально-волевая сфера, формирование ценностных ориен-таций, усвоение моральных и этических норм того общества и референтных групп, к которым принадлежит подросток, все это формируется на базе человеческих отношений, при этом особо важным для подростков становится общение со сверстниками [1; 3]. В этот период жизни подростка на фоне гормональных и физических изменений происходят изменения во всех сферах жизни подростка. Тема буллинга все чаще звучит как проблема современных подростковых групп, как проблема современной школы. Данной проблемой занимались многие исследователи: Д. Олвеус, Е. Роланд, Н.С. Бобровникова, Н.М. Сажина, Д.В. Фельдман, А.А. Бочавер, К.Д. Хломов и др.

Методами исследования в психолого-педагогической программе выступают тестирование и опрос. В качестве методик предлагается использовать социометрию Дж. Морено [4], методику для определения самооценки младших школьников «Лесенка» В.Г. Щур [5], методику «Какой Я?» модификация О.С. Богдановой [6].

Программа тренингов на сплочение детского коллектива представляет собой структуру занятий из десяти встреч учащихся с психологом-педагогом. Длительность каждого занятия - один час.

Целью программы было сплочение детского коллектива.

Задачами программы выступали:

- необходимость формирования благоприятного психологического климата в детском коллективе;

- развитие коммуникативных навыков каждого участника программы;

- развитие умения работать в команде, слышать и слушать другого;

- оказание помощи в установлении контактов между участниками;

- поддержка участников программы в проявлении открытости в выражении своего мнения и уважения мнения другого;

- помощь в обретении вербальных и невербальных способов качественного межличностного взаимодействия;

- формирование уважения к взрослым более опытным участникам

Занятие 1

Цель занятия: диагностика отношений внутри группы, построение качественного командного взаимодействия.

Задачи занятия:

- знакомство коллектива с психологом, создание благоприятного психологического климата;

- диагностика межличностных взаимодействий внутри группы;

- диагностика отношения к себе участников группы;

- формирование самоценности;

- развитие знаний, умений, навыков работы в команде.

Ход занятия:

1. Ученики сидят в кругу. Ученикам предлагается назвать свое имя, передавая клубок ниток, при этом оставляя одну оставляя часть нитки у себя. При этом ученикам предлагается рассказать про свои ожидания от программы.

2. Психолог предлагает учащимся встать со своих мест вместе с ниткой в руке и закрытыми глазами выстроиться в круг, квадрат, треугольник.

3. Психолог предлагает ребятам убрать клубок ниток и объединиться в группы по цвету глаз. По цвету волос, по половому признаку, по времени года дня рождения и т.д.

4. Шеринг.

5. Ребята вместе с психологом придумывают правила группы.

На следующем этапе проводится диагностика. В таблице показана социометрия, предполагающая такие вопросы как [4]:

Таблица - Вопросы социометрии. Table - Questions of sociometry.

Вопросы Ответы

С кем бы ты хотел вместе сидеть на уроках?

С кем из класса ты не хотел бы сидеть за одной партой?

Перечисли фамилии одноклассников, которых ты пригласишь на свой день рождения?

А кого ты никогда не пригласишь?

С кем из одноклассников ты хочешь вместе готовиться к экзамену?

А с кем ты никогда не станешь готовиться к экзамену?

Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.

6. Психолог проводит тесты - это социометрия, методика для определения самооценки младших школьников «Лесенка» В.Г. Щур, методика «Какой Я?» (модификация О.С. Богдановой).

7. Ребятам предлагается нарисовать общий рисунок противоположностей. Тему рисунка ученики выбирают сами. В случае затруднений психолог может сам предложить тему, например, тему «добра и зла», «мальчики и девочки», «зима и лето». Далее психолог предлагает назвать картину после того, как она закончена.

8. Шеринг. Обсуждение работы и чувств, которые возникали в процессе взаимодействия и после окончания работы.

9. Методика «Лесенка».

10. Методика «Какой я».

11. Шеринг. Подведение итогов занятия.

Занятие 2

Цель занятия: построение качественного командного взаимодействия, сплочение детского коллектива.

Задачи занятия:

- создание благоприятного психологического климата в коллективе;

- диагностика развитие знаний, умений, навыков работы в команде;

- развитие рефлексии;

- принятие собственной ответственности за развитие отношений;

- формирование осознанности в понимании собственных стратегий взаимодействия со сверстниками.

Ход занятия:

1. Приветствие. Ученик называет имя и на какое животное он похож и почему.

2. Упражнение для разминки «Меняются местами те, кто...»

3. Ученикам предлагается на плакате «Дерево дружбы» приклеить стикер «Уровень дружбы в моем классе» на том уровне, который кажется им субъективно верным. Чем меньше уровень сплоченности в классе, тем ниже ребенок приклеивает стикер и наоборот. Далее дети и психолог обсуждают получившийся плакат, а затем приклеивают стикеры «Желательный уровень дружбы в классе». Происходит обсуждение получившегося плаката с психологом. Это дерево дружбы остается в классе до конца программы на сплочение.

4. Психолог предлагает ребятам посчитать закрытыми глазами до 15. Сложность заключается в том, что при одновременном счете несколькими учениками, счет начинается заново.

5. Упражнение на сплочение детского коллектива «Кораблекрушение», главная цель которого увидеть стратегии взаимодействия учеников друг с другом, и создать условия для получения опыта принятия, поддержки, взаимовыручки.

6. Шеринг.

7. Учащимся предлагается переклеить стикеры на дереве дружбы, если уровень сплоченности и доверия в классе по их ощущениям повысился.

8. Шеринг. Подведение итогов занятия.

Занятие 3

Цель занятия: работа с чувством злости, гнева, поиск путей безопасного проявления этих чувств для других участников детского коллектива, сплочение детского коллектива.

Задачи занятия:

- развитие рефлексии;

- развитие чувственной сферы ребенка;

- развитие качественного проявление чувства злости;

- создание условий для безопасного выражения чувств и переживаний, создание условий поддержки и принятия группой чувств другого.

Ход занятия:

1. Приветствие. Ребята называют свое имя и цвет настроения.

2. Психолог просит откликнуться и ценить. Происходят ли изменения в группе.

3. Работа с пластилином. На первом этапе психолог предлагает ученикам слепить из пластилина свою злость, дать ей имя, рассказать, что больше всего ее злит. Ребята по кругу представляют свою злость. На втором этапе предлагается подарить подарок своей злости. На третьем этапе учащиеся лепят подарок злости соседу справа.

4. Шеринг. Подведение итогов занятия.

Занятие 4

Цель занятия: сплочение детского коллектива.

Задачи занятия:

- развитие рефлексии;

- принятие собственной ответственности за развитие отношений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование осознанность в понимании стратегий взаимодействия со сверстниками;

- поиск сходств с другими участниками группы.

Ход занятия:

1. Приветствие. Ребятам предлагается назвать свое имя и рассказать про чувства и переживания, с которыми они пришли на занятие.

2. Упражнение для разминки «Моргалки».

3. Психолог предлагает нарисовать общий рисунок крепости, однако по мимо общего задания, дети получают индивидуальные.

4. Шеринг.

5. Психолог делит класс на подгруппы и предлагает составить рассказ «про общее».

6. Шеринг. Подведение итогов занятия.

Занятие 5

Цель занятия: сплочение детского коллектива, раскрытие индивидуальности и самоценности каждого участника группы.

Задачи занятия:

- развитие рефлексии;

- раскрытие индивидуальности и самоценности каждого участника группы;

- развитие знаний, умений, навыков принятия и поддержки сверстников.

Ход занятия:

1. Приветствие. Учащиеся называют свое имя и говорят, что ценят больше всего в себе.

2. Учащиеся становятся в два круга лицом к лицу друг в другу, психолог предлагает закончить различные фразы, например: если бы ты был фильмом, то ты был бы... Затем участники по кругу меняются местами и продолжают следующую фразу.

3. Игра «Капитан драит палубу»

4. Рисунок «Смысл моего имени». После того, как рисунок закончен ребята группой ходят в гости друг к другу и слушают презентацию сверстников.

5. Ручеек благодарностей.

6. Салют из аплодисментов.

7. Шеринг. Подведение итогов занятий.

Занятие 6

Цель занятия: сплочение детского коллектива, поддержка индивидуальности и самоценности каждого участника группы.

Задачи занятия:

- развитие рефлексии;

- поддержка и принятие индивидуальности и самоценности каждого участника группы;

- развитие знаний, умений, навыков принятия и поддержки сверстников;

- поиск сходств и различий с другими участниками группы.

Ход занятия:

1. Приветствие. Ребята представляются и рассказывают про изменения в своей жизни, если таковые имеются.

2. Психолог предлагает ребятам построиться по росту, буквой М, Н, по месяцам рождения.

3. Шеринг.

4. Работа в парах. Ребенок рассказывает сверстнику информацию о себе в течении 2 минут, тот, кто слушает должен рассказать другим ту информацию, которую узнал. Потом ребята меняются.

5. Шеринг.

6. Игра «змейка».

7. Шеринг.

8. Каждый учащийся на листе А4, разделенном на 4 части, пишет свой любимый цвет, фильм, урок, имена родителей, затем бросает листок в шляпу. После психолог вытаскивает листы и читает, а одноклассники угадывают того, кто заполнял лист.

9. Шеринг. Подведение итогов занятия.

Занятие 7

Цель занятия: сплочение детского коллектива в условиях различных интересов, индивидуальных и поведенческих особенностей участников.

Задачи занятия:

- развитие рефлексии;

- поддержка и принятие индивидуальности и самоценности каждого участника группы;

- развитие знаний, умений, навыков принятия и поддержки сверстников;

- развитие навыков стрессоустойчивости в отношениях со сверстниками.

Ход занятия:

1. Приветствие. Ребята называют свое имя и свое положительное качество на первую букву имени.

2. Игра «Импульс»

3. Лист А4 учащимся предлагается разделить на три равных части, затем в разных частях по очереди нарисовать рисунок-ассоциацию «я до занятий», «я сейчас», «я после занятий».

4. Шеринг

5. Игра «хвосты»

6. Ребята в течении 30 секунд рисуют рисунок на листе А4, затем по сигналу психолога передают его соседу справа, так повторяется до тех пор, пока рисунок не дойдет до своего первоначального автора.

7. Шеринг

8. В завершении встречи каждый ребенок проговаривает, чтобы он хотел подарить своему классу.

9. Упражнение дождик.

Занятие 8

Цель занятия: работа с пониманием понятий: дружба, травля, ответственность в рамках работы с медиапродукцией.

Задачи занятия:

- развитие рефлексии;

- работа с понятиями: дружба, булинг, травля, ответственность.

Ход занятия:

1. Приветствие. Психолог предлагает ребятам назвать свое имя и продолжить фразу: дружба - это.

2. Просмотр короткометражного мультипликационного фильма про ежика.

3. Шеринг

4. Психолог делит ребят на подгруппы. В подгруппах учащиеся рисуют плакат на темы: человек, с которым хочется дружить и человек, с которым не хочется дружить. По окончанию работы ученики презентуют свои плакаты и рассказывают о качествах персонажей, изображенных на плакатах.

5. Шеринг. Подведение итогов занятия. Домашнее задание: посмотреть мультипликационный фильм «гадкий утенок».

Занятие 9

Цель занятия: поиск способов разрешения конфликтов

Задачи занятия:

- развитие рефлексии;

- поиск способов разрешения конфликтов со сверстниками;

- поиск способов разрешения конфликтов с учителями;

- поиск способов разрешения конфликтов со старшими;

- создание правил поведения в коллективе.

Ход занятия:

1. Приветствие. Ребята называют свое имя и говорят, что хорошего у них случилось этим утром.

2. Упражнение «Люди к людям»

3. Обсуждение мультфильма «Гадкий утенок»

4. Игра «Мы семейка Симпсонов»

5. Ребятам предлагается пофантазировать, что они попали в страну конфликтов и ссор. Психолог предлагает учащимся разыграть кейсы различных

1 и V-* /— и 1 и

конфликтных ситуаций и найти благоприятный выход из конфликтной ситуации.

6. Но основании проигрываний конфликтных ситуаций из кейсов ученикам предлагается составить правила «Как вести себя в коллективе»

Шеринг. Подведение итогов занятий.

Занятие 10

Цель занятия: сплочение детского коллектива.

Задачи:

- развитие коммуникативных навыков каждого участника программы;

- развитие умения работать в команде, слышать и слушать другого;

- принятие собственной ценности и ценности каждого человека;

- заключительная диагностика;

- обобщение и анализ полученного опыта.

Ход занятия:

1. Приветствие. Ребята говорят с чем пришли (настроение, переживания)

2. Игра «Меняются местами те, кто.»

3. Упражнение Шкатулка.

4. Психолог проводит тесты: социометрию [1], методику для определения самооценки младших школьников «Лесенка» В.Г. Щур, методику «Какой Я?» модификация О.С. Богдановой.

5. Психолог включает медленную музыку без слов и с помощью сыпучих материалов предлагает ученикам создать волшебную мандалу. Важно, чтобы ученики работали в тишине.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Шеринг.

7. На дереве дружбы ребята прикрепляют стикеры, обозначающие уровень дружбы в классе сейчас и желаемый уровень дружеских отношений.

8. Шеринг. Подведение итогов программы.

9. После завершения программы психолог проводит самоанализ своей работы, обрабатывает методики, дает обратную связь родителям.

Выводы: Таким образом, программа тренингов на сплочение коллектива, профилактику буллинга, кибербуллинга, развитие эмпатии, рефлексии, самоценности и принятия себя, уважение к взрослым, друг к другу написана на основании психолого-педагогических особенностей учащихся третьего класса и про-

шла апробацию. Это дало основания понять, что она может послужить инструментом для профилактики школьной травли, а также помочь скорректировать отношения между школьниками, сплотить детский коллектив, что и выступало основной задачей работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Семенова А.В. Личностные характеристики в подростковом и юношеском возрасте. Педагогика: история, перспективы. Том 3 № 3. 2020. С. 74-83. URL : https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/122

2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2005.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М., 2006.

4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара. 2005.

5. http://s57.swsu.ru/files/les(1).pdf

6. http://pmss.m-sk.ra/index.php?option=com_content&view=article&id=130:--l-r-—&catid=31:2013-09-11-06-50-17&Itemid= 19

REFERENCES

1. Semenova A.V. Personal characteristics in adolescence and youth. Pedagogy: history, perspectives. Volume 3 No. 3. 2020. . 74-83. URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/122

2. Shapovalenko I.V. Age-related psychology. M., 2005.

3. Mukhina V.S. Age-related psychology. Phenomenology of development. M., 2006.

4. Raigorodsky D.Ya. Practical psychodiagnostics. Methods and tests. Tutorial. Samara. 2005.

5. http://s57.swsu.ru/files/les(1).pdf

6. http://pmss.m-sk.ra/index.php?option=com_content&view=article&id=130:--l-r-—&catid=31:2013-09-11-06-50-17&Itemid= 19

Информация об авторе: Семенова Анна Витальевна, преподаватель кафедры педагогики и психологии, магистр психологии и педагогики, психолог, Кубанский государственный университет. г. Краснодар, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 e-mail: anna-petrenko94@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Semyonova Anna Vitalievna, teacher of the Department of pedagogy and psychology, master of psychology and pedagogy, psychologist, Kuban state University.

Krasnodar, Russia

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 e-mail: anna-petrenko94@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 24.012022. Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 19.02.2022

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.02.2022

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declare no conflicts of interests

© Семенова А.В. 2022 © «Педагогика: история, перспективы» 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.