МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
УДК 378
Д.А. Коноплянский
к.пед.н., доцент Филиал Томского государственного архитектурно-строительного университета г. Ленинск-Кузнецкий, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Аннотация
В связи с тем, что в современных условиях становится очевидной зависимость формирования конкурентоспособности выпускника вуза от организации пространства, в котором осуществляется педагогический процесс, поэтому в данной статье представляется характеристика сущности профессионально-образовательного пространства вуза. Раскрываются специфика, характерные черты, структурные компоненты, функции профессионакльно-образовательного пространства вуза.
Ключевые слова
выпускник вуза; конкурентоспособность; профессионально-образовательное пространство вуза; практикопрофессиональная, социально-образовательная и инновационная среда вуза.
Профессиональное становление специалиста как целостной личности осуществляется под влиянием как педагогического процесса в образовательном пространстве, так и, по нашему мнению, в специфическом профессионально-образовательном пространстве, в котором студент оказывается, обучаясь в вузе [7, c. 3640].
Актуальность определения и обоснования, а затем и создания профессионально-образовательного пространства вуза обусловлена необходимостью разрешения противоречия между запросом государства и работодателя на конкурентоспособную личность и недостаточной разработкой форм, методов и средств для подготовки конкурентоспособных выпускников - будущих специалистов в организациях высшего профессионального образования [1, с. 132].
На основе анализа требований современного рынка труда к качеству подготовки выпускников вуза [8, с. 88] в качестве сущностных признаков конкурентоспособности молодых специалистов выделим такие как: интеллектуальный потенциал; самостоятельность; самоактуализация; готовность к профессиональному самоопределению; инновационное мышление; творческий подход; стратегическое видение; нравственный императив; коммуникабельность.
В определении профессионально-образовательного пространства вуза нами использовались научные взгляды Э. Ф. Зеера, А. И. Каптерева, В. Д. Шадрикова, Н. В. Самоукиной, Л. В. Бурухиной и др. В научных исследованиях Э.Ф.Зеера представлены факторы, мы охарактеризовали их как психологические (возрастные изменения человека), социальные (преобразование ведущей деятельности субъекта) и профессиональные (изменения, происходящие в процессе непрерывного профессионального образования личности), интеграция которых составляет профессионально-образовательное пространство [5, с. 16-20].
Э.Ф. Зеер отмечает, что «эти три фактора аккумулируют и социально-экономические условия, и мир профессий, и собственную активность личности, и ее потребность в самоопределении и самоактуализации»[6, с. 93]. Выделение вышеперечисленных факторов позволяет нам увидеть специфику профессионально-образовательного пространства:
1. представляет собой результат освоения субъектом профессиональной деятельности данного вида (отличается от образовательной среды, которая рассматривается как данность и от образовательного пространства, которое рассматривается как влияние взаимосвязанных условий);
2. ставит и решает профессиональные задачи, моделирует профессионально-образовательное пространство по требованию, необходимости и в результате профессиональной деятельности.
В нашем исследовании приоритет отдаётся профессионально-образовательному пространству, как ведущему фактору, на этапе формирования конкурентоспособности выпускника вуза. Мы считаем, что
104
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
необходимость объединения профессионального (содержание) и образовательного (процесс) в вузе вызвана, формированием профессиональных, личностных и конкурентоспособных качеств выпускника вуза -будущего специалиста.
Мы считаем, что профессионально-образовательное пространство вуза будет являться фактором формирования конкурентоспособности личности выпускника вуза, если будет являться:
- специально организованной совокупностью взаимосвязанных образовательных и профессиональных структур по формированию конкурентоспособности личности студента;
- многофункциональным пространством, включающим компоненты: образовательный,
профессиональный, практический, исследовательский, инновационный, воспитательный, управленческий, финансово-экономический;
- многопрофильным пространством, обеспечивающим профессиональный контекст субъектсубъектного взаимодействия в триаде: студент-преподаватель-работодатель в системе высшего учебного заведения.
На наш взгляд, профессионально-образовательное пространство представляет собой взаимосвязь механизмов и условий, обеспечивающих формирование конкурентоспособности образованной личности в будущей профессии посредством самоактуализации, самосовершенствования, самодеятельности и т.п.
Мы отмечаем следующие характерные черты профессионально-образовательного пространства: организованность, структурированность и содержательность. Именно эти характеристики делают профессионально-образовательное пространство реальным фактором, влияющим на формирование конкурентоспособности выпускника вуз. К основными структурными компонентами профессиональнообразовательного пространства вуза мы определили следующие: (см. таблицу 1).
Таблица 1
Структурные компоненты профессионально-образовательного пространства вуза
№ п/п Компоненты Модули Задачи
1. Учебный учебно- образовательный - организовать процесс обучения студентов; - осуществлять мониторинг учебного процесса; развивать систему самообразования студентов.
учебно-методический - разрабатывать и использовать учебнометодические материалы в образовательный процесс; - оказывать методическую помощь преподавателям; - анализировать и оценивать состояние и эффективность методической работы в вузе;
3. Научно-инновационный научно-исследовательский - развивать опытно-экспериментальную, проблемно-поисковую, учебноисследовательскую, научноисследовательскую, научно-практическую, научно-методическую деятельность студентов и преподавателей
инновационный - использовать инновационный научный потенциал вуза в профессиональной подготовке будущего специалиста; - развивать творческий потенциал и инновационное мышление.
2. Учебно- производственный учебно-профессиональный - сформировать у студентов первоначальные профессиональные умения и навыки.
производственно-практический - сформировать и закрепить базовые профессиональные умения и навыки.
профессионально-творческий. - усовершенствовать базовые профессиональные умения и навыки; - сформировать и развить профессиональнотворческие способности; - сформировать устойчивое положительное отношение к профессиональной деятельности.
3. Социально- воспитательный социально-адаптационный - помочь студентам успешно адаптироваться в вузе на начальном этапе обучения.
105
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
воспитательно-развивающий - организовать воспитание и разностороннее развитие личности студента в вузе; - использовать разнообразные направления, формы и методы внеучебной воспитательной деятельности студентов; -развивать систему самовоспитания студентов.
4. Управленческий управленческий - развивать стратегическое планирование деятельности вуза; - повышать квалификацию научнопедагогических работников вуза; - привлекать профессионалов-практиков от производства (работодателей) к подготовке будущих специалистов.
5. Материально- технический материально-технический - развивать учебно-методическую базу; -укреплять материально-техническую базу (учебные аудитории, лаборатории, спортивные сооружения и т.п.).
Пониманию сущности профессионально-образовательного пространства вуза будет способствовать определение его функций. С нашей точки зрения, к таковым относятся:
1. Общие функции: обучающая; воспитывающая; формирующая; развивающая;
оздоравливающая; социализирующая.
2. Специфические функции:
- организационно-координирующая функция отражает процесс и результаты конструирования элементов (блоков и модулей) образовательного пространства, их взаимосвязь и взаимозависимость. В рамках этой функции решается проблема целостности и гармоничности образовательного пространства, являющейся условием целостности и гармоничности педагогического процесса.
- организационно-деятельностная функция определяет характер, направленность и результаты деятельности субъектов образовательного процесса; отражает процесс организации и деятельности образовательного пространства во времени, его роль и место в социальном и культурном пространствах.
- информационно-аналитическая функция отражает содержание и педагогический смысл, целей, задач, средств, методов, условий реализации целостного педагогического процесса, осуществляемого в определенном образовательном пространстве, а также позволяет определить эффективность функционирования образовательного пространства как самостоятельного педагогического явления по имеющимся критериям и показателям.
- прогностическая функция позволяет предсказывать результаты деятельности субъектов образовательного пространства, развитие образовательного пространства как динамичной самоформирующейся системы и влияние образовательного пространства на включенные в него субъекты.
- контролирующая функция позволяет разработать критерии и показателей эффективности функционирования образовательного пространства и его субъектов, а также осуществлять мониторинг и коррекцию функционирования образовательного пространства в целях развития его субъектов.
Обобщая сказанное выше, мы понимаем профессионально-образовательное пространство вуза как единую организованную и структурированную систему блоков и модулей, которая обусловливает возникновение возможностей и условий для активизации потенциала студента, проявления его интеллектуальных и творческих способностей, профессионального и личностного развития, направленных на формирование конкурентоспособности выпускника вуза.
В качестве единого процесса целенаправленного формирования конкурентоспособности выпускника, мы определяем профессионально-образовательное пространство вуза как поле активного взаимодействия четырёх компонентов: студента, преподавателя, работодателя и среды между ними.
Для формирования конкурентоспособности выпускника вуза представляется важным рассмотрение содержания понятия «профессионально-образовательное пространство» как совокупности и единства трех образовательных сред: социально-образовательной, практико-профессиональной и инновационной [4, c. 502] (см. таблица 2).
106
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
Таблица 2.
Содержательное представление профессионально-образовательного пространства вуза
^Понящие аспект Образовательное пространство вуза Образовательная среда вуза
Социально- образовательный Итог процесса интеграции всех компонентов образовательно-^воспитательного процесса в целях активизации интеллектуального, творческого и личностного потенциала студента для становления и развития качеств и свойств личности студента, необходимых в формировании конкурентных преимуществ относительно других соискателей на рынке труда Результат, целенаправленного создания условий, обеспечивающих гармонизацию личностных и профессиональных смыслов в содержании, структуре и организации профессиональной подготовки в высшем учебном заведении. Результат современной молодёжной политики в вузе, организации системы внеучебной деятельности студентов, а также социального партнёрства.
Практико- профессиональный Интегративное представление организованной и структурированной системы линий-подпространств в разрезе: государство, бизнес структуры и высшие учебные заведения для обеспечения возможностей для активизации личностного потенциала студента, проявления его интеллектуальных и творческих способностей, профессионального саморазвития в ходе накопления практического опыта решения профессиональных задач. Результат, целенаправленного создания условий, обеспечивающих активное взаимодействие работодателей и высших учебных заведений в контексте формирования и развития профессиональных навыков и умений студентов, обеспечивающих им конкурентные преимущества на современном рынке труда.
Инновационный Объединенная система взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса, учитывающая сращивание интересов высших учебных заведений с научно-исследовательской работой, в том числе необходимость применения таких образовательных технологий и моделей развития потенциала студентов, которые обеспечивают формирование конкурентных преимуществ студентов-выпускников. Совокупность условий, обеспечивающих развитие «всех сущностных сил» студентов, его творческого и интеллектуального потенциала в разрезе инновационного содержания образования, инновационных образовательных технологий и инновационных методов воспитания молодежи, как базиса формирования конкурентоспособности студента на современном рынке труда.
Кроме того, профессионально-образовательное пространство вуза и образовательная среда вуза в разрезе представления трех аспектов: социально-образовательного, практико-профессионального и инновационного обеспечивают наращивание практического опыта студента в решении профессиональных задач, формирование и развитие его профессиональных навыков и умений, соответствующих запросам работодателей и потребностям современного рынка труда. Поэтому качество формирования и степень развития практико-профессиональной, социально-образовательной и инновационной среды вуза оказывают значительное и неоспоримое влияние на формирование конкурентоспособности выпускника вуза.
Список использованной литературы:
1. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009. №12 (16). С. 132-140.
2. Белых И.Л., Шилова М.И. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза / И.Л. Белых, М.И.Шилова // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Вып. 4 (94). С. 3945.
3. Данакин Н.С., Шутенко А.И. Конкурентоспособность выпускников как показатель эффективности работы современного вуза. [Электронный ресурс] // http://www.science-education.ru/pdf/2014/6/596.pdf
4. Ефимов П.П. Сущность инновационной образовательной среды вуза [Текст] / П. П. Ефимов, В. Н. Костин // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 502-506.
5. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер., Г.М. Романцев. // Педагогика.- 2002.- № 4.- С. 16-20.
107
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
6. Зеер Э.Ф., Морозова С.А., Сыманюк Э.Э. Профессиональная мобильность - интегральное качество субъекта инновационной деятельности // Э.Ф. Зеер и др. // Педагогическое образование в России. - 2011. - №
5. - С. 90-97.
7. Леонова О.А. Образовательное пространство как педагогическая реальность // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2006. - № 1. - С. 36-40.
8. Никулина Ю.Н. Профессиональная подготовленность молодых специалистов: взгляд выпускников вуза и работодателей // Вестник ОГУ № 8 (127). - 2011. - С.88-93.
© Д.А. Коноплянский, 2015
УДК 371
М.П.Кулаченко
к.п.н, доцент
Факультет документоведения и педагогического образования Орловский государственный университет г.Орел, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования толерантности, дается характеристика интерактивных методов и технологий, их использование в образовательном процессе с целью воспитания толерантности подростков.
Ключевые слова
Толерантность, взаимодействие субъектов образовательного процесса, интерактивные методы
Одной из самых актуальных проблем современного мира и современного образования является проблема формирования толерантности у подрастающего поколения и распространение идей толерантности во всех сферах жизни и деятельности человека.
В рамках образовательного процесса воспитание толерантности рассматривается как основа педагогического общения всех участников и выступает как система мероприятий, направленных на формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях [1, с.112].
В настоящее время приоритет в работе педагога и воспитателя должен отдаваться приёмам опосредованного педагогического воздействия. Вместо лобовых методов, лозунгов и призывов, излишнего дидактизма, назидательности на первый план следует выдвигать диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие личности через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность (П.В.Степанов) [2].
Воспитывать толерантность следует целенаправленно и поэтапно. Формированию толерантности способствует специально организованная деятельность [3, с.34], в частности, использование в образовательном процессе диалогового, интерактивного взаимодействия его субъектов. Поэтому в последнее время педагогам всё чаще рекомендуется использовать в образовательном процессе интерактивные методы и технологии.
Воспитание толерантной личности - процесс сложный и длительный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми [4, с.15].
108