ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА
Т.А. Жданко
(кафедра педагогики ГОУВПО Иркутский государственный лингвистический университет; e-mail: [email protected])
В статье дано определение образовательно-профессионального пространства вуза, описаны его компоненты. Представлен курс "Управление личной карьерой" как пример наполнения содержания образовательно-профессионального пространства вуза.
Ключевые слова: образовательное пространство, профессиональное пространство, факторы профессиональной карьеры, личная карьера, управление личной карьерой, технология поиска и формирования жизненных целей, самореализация.
Современные процессы, происходящие в экономике России, оказывают влияние на требования, предъявляемые к специалистам различных сфер деятельности. Существующие тенденции интеграции сфер образования и производства в плане подготовки специалистов для инновационной экономики и образования ориентированы на непрерывное совершенствование знаний, умений, личностных и профессиональных качеств и свойств. В рыночных условиях ставка делается на профессионала, способного успешно позиционировать себя на рынке труда. Характеризуя особенности модернизации образования, А.Г. Бермус отмечает, что "ощущение неадекватности сегодняшнего российского образования при всех его достоинствах и недостатках является слишком очевидным" [1 : 8]. Возникает необходимость совершенствовать структуру и содержание образования. Поэтому проблема проектирования образовательно-профессионального пространства вуза, совершенствование структуры и обогащение содержания образования представляется нам актуальной.
Возникший интерес к феномену пространства во многом объясняется разработкой проблем личностно ориентированного образования. Первоначально термин "пространство" использовался в естественных науках. И. Кант, П.А. Сорокин, Т. Парсон и др. характеризовали пространство как субъект-объектное взаимодействие природы и общества. В исследованиях Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева и др. пространство рассматривается как духовная составляющая жизни человека. Исследователи психологии личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Д.И. Фельдштейн и др.) используют понятие "пространство" для характеристики множественных явлений становления личности. Педагоги И.Д. Фрумин и Б.Д. Эльконин понимают под обра-
зовательным пространством "диалог культур" и "диалог возрастов". Различные аспекты пространств исследуются К.В. Воронцовой, В.И. Слободчиковым, М.Я. Виленским, В.И. Гинецинским, Н.Б. Крыловой, Е.В. Мещеряковым, А.П. Тряпициной, Б.С. Гершунским, Г.Н. Сериковым, Г.В. Кумариной, Н.П. Корнюшкиным и др. Например, Б.С. Гершунский и Г.Н. Сериков исследуют социальное пространство; Г.В. Кумарина рассматривает образовательное пространство России, В.И. Слободчиков и Н.П. Корнюшкин анализируют методологические и технологические аспекты образовательного пространства региона. В научно-педагогических трудах С.К. Болдырева, Е.В. Бондаревской, Н.Л. Селивановой, Л.М. Лузиной, А.В. Шумаковой и др. мы встречаемся с видовыми понятиями "единое образовательное пространство", "воспитательное пространство", "пространство детства" и др. Эти понятия определяют различные феномены в сферах человеческой деятельности. Наиболее общее представление о пространстве характеризует порядок взаимного расположения одновременно существующих объектов. По мнению А.В. Шумаковой, С.К. Болдырева, Б.С. Гершунского и др., образовательное пространство представляет собой часть социального пространства, в которой обществом осуществляется нормированная образовательная деятельность. Под образовательным пространством вышеперечисленные авторы понимают систему, в структуре которой осуществляется применение различных видов и форм работы, реализация методов и технологий, а также управление структурными компонентами данной системы.
Формирование специалиста как целостной личности с точки зрения современных требований необходимо осуществлять не только в образовательном пространстве, но и профессиональном, т.е. там, где большей частью формируются профессиональные умения, практический опыт. Таким образом, необходимо проектировать и организовывать в вузе образовательно-профессиональное пространство.
В научных источниках представлено определение "профессионально-образовательное пространство", характеризуемое Э.Ф. Зеером как объединение трех групп факторов: 1) изменения, связанные с возрастом человека; 2) изменения, преобразующие ведущую деятельность субъекта; 3) изменения, происходящие в ходе непрерывного профессионального образования личности. Эти три фактора "аккумулируют и социально-экономические условия, и мир профессий, и собственную активность личности, и ее потребность в самоопределении и самоактуализации" [2 : 31]. Адаптация в профессии и достижение вершин профессионализма, а также профессиональный рост и карьера могут быть достигнуты благодаря объединению этих факторов.
Мы считаем, что образовательно-профессиональное пространство вуза является объединением двух взаимовлияющих пространств — образовательного и профессионального. Именно в такой последовательности, так как образование в вузе все же первично.
Образовательно-профессиональное пространство вуза определяется нами как оптимальная совокупность условий и факторов, обеспечивающих формирование личности молодого специалиста. Охарактеризуем эти условия и факторы. Образовательно-профессиональное пространство вуза имеет свою специфику: оно является результатом освоения субъектом профессиональной деятельности данного вида; позволяет ставить и решать профессиональные задачи в процессе обучения; моделирование образовательно-профессионального пространства возможно по требованию, необходимости и в результате профессиональной деятельности преподавателей и студентов; в нем фигурируют не столько значимые для студентов образовательные задачи, которые ставятся самим студентом, но и видение их со стороны организаторов педагогического процесса — преподавателей. В структуре образовательно-профессионального пространства вуза мы выделяем следующие компоненты: образовательный (технологии, методы, формы и средства обучения); исследовательский (проблемно-поисковая и экспериментальная деятельность); финансово-экономический (материальная база, использование внебюджетных средств); управленческий (управление учреждением, наличие высококвалифицированного кадрового состава); практический (наличие эффективных баз практик, пролонгированные практики, трудоустройство по специальности); профессиональный (взаимодействие с учреждениями и организациями, интеграция студентов в учреждения и обратный процесс — внедрение профессиональных кадров в учебный процесс, проведение совместных коллективных творческих дел, конференций, конкурсов, форумов по исследованию профессионально-педагогических проблем). Каждый из заявленных компонентов содержит те или иные условия и факторы, определяющие качество влияния образовательно-профессионального пространства на формирование личности молодого специалиста: содержательные, организационные, технологические, кадровые.
На наш взгляд, проектирование образовательно-профессионального пространства вуза предполагает выполнение следующих этапов: разработка модели образовательно-профессионального пространства вуза; определение условий эффективного функционирования образовательно-профессионального пространства вуза; разработка основ сотрудничества в триаде "студент — преподаватель — работодатель"; внесение изменений в образовательное пространство; анализ эффективности образовательно-профессионального пространства вуза.
Необходимо учитывать тот факт, что рынок труда динамичен и для успешного позиционирования на рынке труда молодого специалиста и для подготовки востребованных профессиональных кадров своевременно должны меняться концептуальные подходы, ориентиры деятельности, элементы программ, задачи. Поэтому содержание образовательно-профессионального пространства вуза может (и должно)
изменяться, пока не удовлетворит требованиям работодателя, преподавателя, студента.
Изменение содержательного компонента образовательно-профессионального пространства вуза дает дополнительную возможность саморазвитию личности в профессиональной деятельности, способствует карьерному росту.
По мнению А.Е. Волкова, Я.И. Кузьминова, И.М. Реморенко и др., образование в новой экономике составляет ядро карьеры в течение всей жизни, мы предлагаем закладывать начало карьеры именно в образовательно-профессиональном пространстве вуза [3 : 36]. Карьера, по определению М. Александровой, — "успешное продвижение человека в той или иной области деятельности (общественной, служебной, научной, профессиональной), проявляющееся в получении им больших полномочий, более высокого статуса, престижа власти" [4 : 167]. Автор выделяет следующие факторы становления профессиональной карьеры: организационные (нормативно-правовое, информационное, финансовое, материально-техническое, кадровое и др. обеспечение); психологические (морально-психологический климат, мотивация карьерного роста и др.); профессиональные (рост профессиональной компетентности, создание условий для профессионального обучения и др.). Эти факторы учитываются нами при проектировании образовательно-профессионального пространства вуза.
Содержательным дополнением в структуре образовательно-профессионального пространства вуза является курс "Управление личной карьерой". Введение данного курса осуществляется на этапе внесения изменений в образовательное пространство. Курс входит в число дисциплин предметной подготовки (ДПП) нового государственного образовательного стандарта для высших учебных заведений, реализуется в рамках национально-регионального (вузовского) компонента (рассчитан на 100 часов).
Целью разработанного нами курса является формирование конкурентоспособности личности. Согласно выдвинутой цели были сформулированы конкретные задачи:
• сформировать представление о собственных жизненных, профессиональных ценностях и возможностях;
• сформировать ответственное отношение к своему профессиональному будущему;
• сформировать умения организовывать свою мыслительную и практическую деятельность в процессе выполнения работы;
• развивать опыт профессиональной самореализации, самопрезентации себя как профессионала и продуктов своей деятельности.
Принципы построения и реализации курса определены следующие:
• принцип деятельностной активности — целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, процессов, их осмысление, творческая переработка и применение;
• "адресность" (И.А. Колесникова) — разработка содержания курса соответственно выявленным проблемам в общем и для каждого студента отдельно;
• принцип паритетности ("равноправие сторон") — выстраивание субъект-субъектных отношений по направлениям: преподаватель—студент, студент—студент, студент—работодатель;
• принцип обратной связи — управление усвоением программного материала посредством контроля и самоконтроля, что позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся условия и мобильно адаптировать курс к ним.
Курс "Управление личной карьерой" разделен на три блока: теоретический (технология карьеры), практический (основы самоменеджмента педагога), самореализации (технология учебной и внеу-чебной деятельности в вузе).
Разрабатывая курс "Управление личной карьерой", мы учитывали возможность варьировать объем теоретического и практического материала для изучения в зависимости от личностных особенностей и уровня работоспособности каждого студента. "Управление личной карьерой" предполагает овладение методами и приемами самоуправления, эффективной организации собственного труда, техникой и навыками повышения и сохранения своей работоспособности. Так, объем теоретического блока одинаков для всех студентов, что предполагает усвоение студентами определенного количества теоретической информации. Теоретическая часть курса предполагает знакомство с теориями лидерства, с принципами рационального использования времени, с методами принятия решений, с правилами делегирования полномочий, с основами делового общения, с механизмами активизации памяти и другими важными знаниями, необходимыми для конкурентоспособной личности.
Практическая часть курса "Управление личной карьерой" предполагает овладение технологией поиска и формирования жизненных целей; личной организованностью и самодисциплиной; техникой организации дня и планирования рабочего времени; техникой управления стрессом и техникой вербального и невербального общения. Для реализации практической части курса студентам предлагаются различные тренинги, проектная деятельность, деловые и ролевые игры, дебаты, пролонгированные производственные практики, а также возможность совмещения образовательной и профессиональной деятельности (работа в образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования). В реализации практической части курса предусматривается организация взаимодействия с потенциальными работодателями. Это взаимодействие предполагает проведение практических занятий в профессиональной среде, мастер-классы, встречи с успешными людьми и др. Результатом совместной работы в данном направлении могут быть проекты, востребованные в профессиональ-
ной деятельности, разработанные как по инициативе студента, так и по заказу работодателя. Освоение практического блока может варьироваться в зависимости от эффективности применения полученных знаний в практической деятельности каждым студентом персонально. По мере овладения теоретическими знаниями и практическими умениями в плане выстраивания личной карьеры в вузе студент начинает испытывать потребность в приобретении новых знаний, сам определяет, что из массы имеющейся информации целесообразно внедрить в практику.
Блок курса "Самореализация" предполагает выстраивание персональной траектории личной карьеры — участие в конференциях, подготовке и реализации грантов, работе студенческого совета вуза и др. Освоение данного блока увеличивается от допустимого уровня к оптимальному уровню деятельности. Очевидно, что выстраивание личной карьеры у каждого студента будет проходить индивидуально.
Мы предполагаем, что курс "Управление личной карьерой" может быть включен не только в вузовский компонент учебного плана, но и может быть представлен спецкурсом, факультативом, внеаудиторной формой работы.
Обогащая содержание образовательно-профессионального пространства вуза такими практикоориентированными курсами, как курс "Управление личной карьерой", мы предоставляем дополнительную возможность для саморазвития личности студентов в профессиональной деятельности, стимулируем их карьерный рост, что в совокупности способствует формированию конкурентоспособности личности молодого специалиста.
Список литературы
1. Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура. М., 2008.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2007.
3. ВолковА.Е., КузьминовЯ.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование—2020: модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32—64.
4. Александрова М. Факторы становления карьеры студента и преподавателя // Высшее образование в России. 2007. № 2. С. 167—169.
CHARACTERISTICS OF THE EDUCATIONAL-PROFESSIONAL SPACE IN THE INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION
T.A. Zhdanko
There described the definition of the educational-professional space of the institute of higher education in the article, also its components are given. The course
"The management of personal career" is presented, as the example of filling of the educational-professional space of the institute of higher education.
Key words: educational space, professional space, management of personal career, technology of searching and forming life aims, self-realization.
Сведения об авторе
Жданко Татьяна Александровна — старший преподаватель, аспирант кафедры педагогики ГОУ ВПО Иркутский государственный лингвистический университет. Тел. (3952) 46-90-22; e-mail: [email protected]