Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособного специалиста в рамках дисциплин гуманитарного цикла'

Формирование конкурентоспособного специалиста в рамках дисциплин гуманитарного цикла Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / конкуренция / психологическая и спортивная подготовленность / формирование личности / воспитание воли / силы духа / мотивации достижения / саморазвития / competitiveness / competition / psychological and sports preparedness / personality formation / will-building / fortitude / achievement motivation / self-development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смелкова Елена Владимировна, Шарыпова Наиля Хабибрахмановна

в статье даётся обзор понятия «конкурентоспособность». Анализируются механизмы формирования этого показателя на примере работы со студентами-спортсменами, у которых высокие показатели спортивных достижений, организованности, целеустремлённости тесно переплетаются с их выоким уровнем психологической подготовленности. Неоспоримым является тот факт, что спорт является важным средством не только физического развития человека, но и формирования его личности, воспитания воли, силы духа, мотивации к достижениям, саморазвития и твёрдости характера. Авторы считают, что психологический модуль приобретает особую роль в достижении высоких показателей не только в спорте, но и в других сферах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A COMPETITIVE SPECIALIST WITHIN THE DISCIPLINES OF THE HUMANITARIAN CYCLE

the article gives an overview of the concept of "competitiveness". The mechanisms of the formation of this indicator are analyzed on the example of working with student-athletes who have high rates of athletic achievement, organization, determination are closely intertwined with their high level of psychological preparedness. The fact that sport is an important means of not only the physical development of a person, but also the formation of his personality, the education of will, strength of mind, motivation for achievement, self-development and strength of character, is indisputable. The authors believe that the psychological module assumes a special role in achieving high performance not only in sports, but also in other areas of activity.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособного специалиста в рамках дисциплин гуманитарного цикла»

PEDAGOGICAL SCIENCES

FORMATION OF A COMPETITIVE SPECIALIST WITHIN THE DISCIPLINES OF THE HUMANITARIAN CYCLE Smelkova E.V.1, Sharypova N.H.2 (Russian Federation) Email: Smelkova572@scientifictext.ru

1Smelkova Elena Vladimirovna - Associate Professor, PhD, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION, KAZAN STATE ACADEMY OF VETERINARY MEDICINE NAMED AFTER N.E. BAUMAN; 2Sharypova Nailya Habibrahmanovna - Doctor of Philology, Professor, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY AND LAW, KAZAN STATE AGRARIAN UNIVERSITY, KAZAN

Abstract: the article gives an overview of the concept of "competitiveness". The mechanisms of the formation of this indicator are analyzed on the example of working with student-athletes who have high rates of athletic achievement, organization, determination are closely intertwined with their high level ofpsychological preparedness. The fact that sport is an important means of not only the physical development of a person, but also the formation of his personality, the education of will, strength of mind, motivation for achievement, self-development and strength of character, is indisputable. The authors believe that the psychological module assumes a special role in achieving high performance not only in sports, but also in other areas of activity. Keywords: competitiveness, competition, psychological and sports preparedness, personality formation, will-building, fortitude, achievement motivation, self-development.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА Смелкова Е.В.1, Шарыпова Н.Х.2 (Российская Федерация)

1Смелкова Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания, Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана; 2Шарыпова Наиля Хабибрахмановна - доктор филологических наук, профессор, кафедра философии и права, Казанский государственный аграрный университет, г. Казань

Аннотация: в статье даётся обзор понятия «конкурентоспособность». Анализируются механизмы формирования этого показателя на примере работы со студентами-спортсменами, у которых высокие показатели спортивных достижений, организованности, целеустремлённости тесно переплетаются с их выоким уровнем психологической подготовленности. Неоспоримым является тот факт, что спорт является важным средством не только физического развития человека, но и формирования его личности, воспитания воли, силы духа, мотивации к достижениям, саморазвития и твёрдости характера. Авторы считают, что психологический модуль приобретает особую роль в достижении высоких показателей не только в спорте, но и в других сферах деятельности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, психологическая и спортивная подготовленность, формирование личности, воспитание воли, силы духа, мотивации достижения, саморазвития.

В данной статье мы акцентируем внимание на проблеме подготовки конкурентоспособного специалиста. Становится всё более очевидным, что прогрессивные изменения в обществе требуют серьезных нововведений в системе высшего образования. Общество нуждается в специалистах, способных быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, готовым самостоятельно принимать ответственные решения. В качестве показательного примера о механизме формирования в высшей школе конкурентоспособного специалиста мы взяли лиц, занимающихся спортом, так как именно у них наиболее ярко проявляются все значимые личностные характеристики. Конкуренция в любой сфере деятельности является двигательной силой для развития организации, общества, личности. Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства. Следовательно, конкурентоспособный специалист - это специалист, обладающий знаниями в своей сфере деятельности, и вместе с тем специалист, умеющий при прочих равных условиях использовать свои знания в условиях конкурентной борьбы. Умение демонстрировать свои знания в различных стрессовых ситуациях отличает студентов, обладающих и психологической, и спортивной подготовкой. Неоспоримым является тот факт, что спорт является важным средством не только физического развития человека, но и формирования его личности, воспитания воли, силы духа, мотивации к достижениям, саморазвития и твёрдости характера. Вместе с тем высокие результаты связаны не только с физической подготовкой спортсмена, но и с уровнем его психологической подготовленности к этому виду деятельности. Необходимость психологической подготовленности спортсменов, как в тренировочный период, так и в соревновательный, может иметь решающее значение для успешного выступления их. Надо отметить, что психологический модуль приобретает особую роль в достижении высоких показателей не только в спорте, но и в других сферах деятельности.

Сама специфика спорта определят его как постоянную борьбу за лидерство. Спорт - это игровая соревновательная деятельность. Соревновательная деятельность в любом другом виде деятельности - это конкуренция. Наиболее ярко умение бороться за лидерство проявляется в спорте.

Студентов-спортсменов отличает готовность к участию в соревнованиях. Психологическая подготовка к соревнованиям характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы [1].

Специфика вида спорта предъявляет различные требования к качествам и структуре психологической подготовленности спортсмена. Так, спортсменам, специализирующимся в боксе, борьбе, метаниях, тяжелой атлетике, спринтерских дистанциях видов спорта циклического характера, присущи такие качества, как склонность к лидерству, независимость, высокий уровень мотивации, склонность к риску, умение сконцентрировать в нужный момент все свои силы и отдать их для победы. Для спортсменов, специализирующихся на длинных дистанциях, характерны активность, способность к перенесению высоких нагрузок, умение подчинять личные интересы общественным, отсутствие мнительности [2].

Составной частью общей психологической подготовки является волевая подготовка. Под волей понимается психическая деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достижения сознательно поставленных целей при преодолении различных трудностей во имя тех или иных побуждений. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей, возникающих на пути к цели. Волевые качества при рациональном, педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. Это позволяет спортсменам проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности. Волнения перед соревнованиями свойственны лишь

36

начинающим спортсменам. От соревнований к соревнованиям приобретается соревновательный опыт, и спортсмены постепенно приобретают навыки по уменьшению волнения, т.е. у них происходит формирование способности оперативно мыслить и готовности к нервно-психическому восстановлению. Известное выражение «Познай себя, и ты познаешь весь мир» учит спортсмена знать свои особенности, умение приводить себя в необходимое психологическое состояние. Первый путь для анализа работы над собой - это наблюдение, наблюдая свое состояние и понимая причины его изменения, можно добиться умения его регулировать. Добиваясь поставленных целей, спортсмены приходят к умению управлять своими эмоциями и поведением.

Одной из важнейших частей психологической подготовки является волевая подготовка, под которой следует понимать деятельность по управлению своим поведением в период усталости, непредвиденных обстоятельств и других трудностей для их преодоления. Спортсмен, регулярно преодолевая трудности при тренировке, подготовке к соревнованиям и во время соревнований вырабатывает в себе качество «сила воли». Выдержка и самообладание приходят с опытом, именно поэтому чем чаще спортсмен участвует в соревновательном процессе, тем более он развивает свои волевые качества. Наблюдая за участием в соревнованиях студентов-спортсменов наших вузов, мы видим, что от курса к курсу у них набирается соревновательный опыт. Вместе с тем у них улучшаются показатели участия в соревнованиях. Очень важно чтобы в сборной команде вуза были и первокурсники, и выпускники. Это способствует передаче опыта и создает хорошую психологическую атмосферу в команде, формирует межличностные отношения в команде, способствует развитию спортивного интеллекта. Мы провели опрос спортсменов и выявили, какие качества они считают наиболее значимыми в своем виде спорта.

Таблица 1. Психические качества спортсменов

Виды спорта Волевые качества

Циклические виды спорта: легкоатлетический бег, бег на лыжах, плавание, велоспорт. Настойчивость, упорство, самообладание, стойкость

Ациклические виды спорта: тяжелая атлетика, борьба, единоборства, аэробика Инициативность, самостоятельность, смелость

Спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол) Инициативность, самостоятельность, смелость, настойчивость, решительность

Успешность выступлений спортсмена в соревнованиях во многом зависит от умения спортсмена управлять своим психическим состоянием на тренировках, в процессе работы перед соревнованиями и в ходе соревнования. Психическое состояние можно регулировать с помощью работы над собой.

Таким образом, роль психологической подготовки весьма значима. Она, так или иначе, влияет на тренировочный процесс и на выступления в соревнованиях.

Отдельной темой исследования могут быть девушки-спортсменки. Особенно интересны наблюдения за представительницами зрелищных видов спорта, таких как гимнастика, спортивные танцы. Для достижения идеальных пропорций тела они соблюдают режим сбалансированного питания, питьевой и тренировочный режим. При этом умение владеть своими эмоциями при любых обстоятельствах, сохранять осанку, приятное выражение лица становится закрепленным стереотипом поведения. Имидж это не только внешний облик человека, но и поведение в обществе. Таким образом, постоянная работа над собой формирует здоровое тело, стройную фигуру, крепкие мышцы и сильный дух. Специалисты, прошедшие спортивную и психологическую подготовку, востребованы на рынке труда.

Список литературы /References

1. Психологическая подготовка спортсмена. [Электронный ресурс]. // Физическая культура и спорт, 2020. Режим доступа: https://fkis.ru/ (дата обращения:07.07.2020).

2. Психологическая подготовка спортсменов. [Электронный ресурс]. // Приволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2020. Режим доступа: https://www.sportacadem.ru/ (дата обращения:07.07.2020).

3. Психологическая подготовка спортсмена. [Электронный ресурс]. // Учебные материалы, 2020. Режим доступа: https://works.doklad.ru/ (дата обращения:07.07.2020).

READING AND INTERNET NETWORKS DURING PANDEMIC Malikova D.M. (Republic of Uzbekistan) Email: Malikova572@scientifictext.ru

Malikova Dilrabohon Mahmudovna - Doctoral Student, RESEARCH INSTITUTE OF PEDAGOGICAL SCIENCES OF UZBEKISTAN NAMED AFTER T.N. KARY NIYAZI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article studies and makes recommendations on subject of reading and encouraging reading among school students during pandemic. During the COVID-19 pandemic, out of precaution, people are forced to stay indoors and with some more spare time available, they are beginning to take note of electronic libraries. Variety of literature in different languages that are available on telegram messengers would satisfy the reading needs of most people. Telegram offers not only electronic books, but also a large number of audio books, which are being used with widespead interest.

Keywords: games, social networks, messengers, pandemic, electronic library, online classes, facebook, youtube, instagram, telegram.

ЧТЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-СЕТИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ Маликова Д.М. (Республика Узбекистан)

Маликова Дилрабохон Махмудовна - докторант, Научно-исследовательский институт педагогических наук Узбекистана им. Т.Н. Кары Ниязи,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: эта статья изучает и дает рекомендации по теме чтения и поощрения чтения среди школьников во время пандемии. Во время пандемии COVID-19, из-за мер предосторожности, люди вынуждены оставаться в помещении, и, имея еще немного свободного времени, они начинают обращать внимание на электронные библиотеки. Разнообразная литература на разных языках, доступная в telegram, удовлетворит потребности большинства людей в чтении. Telegram предлагает не только электронные книги, но и большое количество аудиокниг, которые используются с большим интересом. Ключевые слова: игры, социальные сети, мессенджеры, пандемия, электронная библиотека, онлайн-классы, facebook, youtube, instagram, telegram.

In the age of 21st century technological advances the attitude towards books and reading appears to have changed. Book sales and foot traffic to libraries have declined noticeably. Nowadays, those who read are primarily college students, along with graduate and doctorate students working on researches. Children spend most of their times playing video games. The 'housewives' spend their spare time on tabloid press or soap operas on television. The entertainment sites on mobile devices with their eye-catching graphics (games, social networks,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.