Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ МСП / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МСП / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шустова Т.А.

В статье описаны законодательные положения о малом и среднем предпринимательстве в России, а также планируемые действия в рамках государственной поддержки МСП до 2024г. Рассмотрены вопросы формирования конкурентных преимуществ и определена важность развития МСП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»

исследований и разработок», 15 февраля 2020 г., г. Пенза / под ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС "Наука и Просвещение". - 2020. - С. 105-110.

5. Крипак И.А. Методы управления затратами // Бизнес Информ. - 2013. - № 1. - С. 232-234.

6. Малюков В.П., Траоре М.А. Применение технологии бурения на обсадных трубах для вскрытия продуктивных горизонтов углеводородных месторождений // Вестник РУДН. Серия: Инженерные исследования. - 2017. №4. - С. 472-479.

© Спешилова Н.В., Баландин С.Н., 2020

УДК 339.137.2

Т.А. Шустова

Бакалавр, студентка магистратуры Финансовой Академии,

г. Москва, РФ

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье описаны законодательные положения о малом и среднем предпринимательстве в России, а также планируемые действия в рамках государственной поддержки МСП до 2024г. Рассмотрены вопросы формирования конкурентных преимуществ и определена важность развития МСП.

Ключевые слова:

развитие МСП, государственная поддержка МСП, конкурентные преимущества, оценка потребителей, диверсификация экономики

В рамках современных тенденций развития экономики формирование устойчивой конкурентной среды малого и среднего предпринимательства имеет достаточно важное значение, поскольку данный сектор позволяет рынку не только иметь возможность для диверсификации своего содержания, но и также создает дополнительные рабочие места и поддерживает денежный оборот. Создание внутри фирмы конкурентных преимуществ позволяет занимать устойчивую нишу в своей сфере в условиях современной нестабильности, и впоследствии компания, за счет увеличения своей стоимости, может выйти на новый уровень.

Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ, к показателям субъектов, включенных в состав малых и средних предприятий (МСП), включают: среднесписочную численность сотрудников предприятия и сумму выручки (пороговые значения продаж товаров (рабочей силы, услуг) за предыдущий календарный год без учета налога на добавленную стоимость). Для наглядности составим таблицу по ранжированию данных показателей.

Таблица 1

Показатели МСП

Уровень субъекта: Численность работников (среднесписочная):1 Предельная реализационная выручка (без НДС):2

Микропредприятия Штат: 1-15 человек 120 млн. рублей

Малые предприятия Штат: 16-100 человек 800 млн. рублей

Средние предприятия Штат: 101-250 человек 2000 млн. рублей

1 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

2 Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»

Организационно-правовая форма участников МСП состоит из юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом дозволенная суммарная доля участия в уставном капитале других коммерческих организаций, которые не входят в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, составляет 49%.

Таблица 2

Объем ВВП по годам (2014-2015гг.)

Объем ВВП по годам (трлн. руб./долл.)

2014 2015 2016 2017 2018

руб. 79,199 83,232 86,01 92,089 103,626

долл. 2,056 1,363 1,282 1,578 1,63

Динамика ВВП России по годам 0,7% -2,3% 0,3% 1,6% 2,3%

Доля МСП в ВВП 19,0% 19,9% 21,2% 21,9% 20,2%

□ Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

■ Добыча полезных ископаемых; обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

□ Обрабатывающие производства

□ Строительство

■ Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

■ Транспортировка и хранение

□ Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

□ Деятельность профессиональная, научная и техническая

□ Другие виды деятельности

Рисунок 1 - Количество организаций по сферам экономической деятельности на конец 2018 г.3 (в процентах)

3 По данным Росстата. 2020. URL: https://gks.ru/folder/210/document/13223 (дата обращения: 01.06.2020)

-( " )-

Согласно данным Росстата за 2018 год, в среднем, в секторе малого и среднего предпринимательства числится 3,4 чел., при этом выручка равна 16,8 млн руб. Специфика экономической деятельности организаций в основном состоит из: торговля оптовая и розничная (34,8 %); строительство (12,7%); научная и техническая деятельность (9%). При этом, объем инновационных товаров, работ и услуг занимал лишь 2% от общих оборотов в 2017 году.

Для достижения целей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» планируется выделить около 481 млрд рублей. к 2024 году эти средства будут использованы для поддержки развития сектора МСП. Для сравнения, по данным Минэкономразвития за период 2008-2017 гг. Около 160 миллиардов рублей выделено на поддержку малого и среднего предпринимательства. Эти средства были направлены на создание базовой инфраструктуры, которая создавала благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в России. Кроме того, запланированы меры государственной поддержки, такие как увеличение доли государственных закупок среди МСП.

Реализация проекта также предполагает и повышение занятости в секторе малого и среднего предпринимательства ориентировочно на 1/3 (на 6 млн. человек) всего за пять лет до 2024г. Немаловажной целью плана является направленность на увеличение доли МСП в ВВП России с 22% до 32,5%. При этом, согласованная ранее Стратегия развития МСП в России до 2030г.4 имеет схожие направления, цели и задачи, что обуславливает важность и приоритетность развития малого и среднего бизнеса в реализуемой экономической политики страны.5

Расширение доли малого предпринимательства повлечет за собой формирование новых рынков, поскольку экономика, особенно обособленная в отдельных районах, постоянно диверсифицируется. Появляются новые услуги, открываются дополнительные торговые точки, салоны, офисы, с более выгодными условиями, чем у конкурентов. Также, в современных тенденциях, в условиях свободного рынка, в России наблюдается повышение бизнес-заинтересованности у населения и рост их экономической грамотности, что способствует росту малого бизнеса, который впоследствии может преобразоваться в средний. Экономика укрепляется за счет увеличения разнообразия компаний, возникновения новых услуг, повышения конкурентности. Соперничество и постоянное преодоление рыночных барьеров новыми игроками влечет за собой изменение объема предложения и снижение цен, за счет чего у населения высвобождаются средства и появляются накопления, которые также можно пустить в оборот.

Благодаря достаточно активной на текущий момент государственной поддержке малого и среднего предпринимательства могут решаться такие задачи, как: диверсификация отечественного производства, снижение доли импортных товаров, инновационное развитие страны. В условиях политических и экономических неравновесия и нестабильности страны, связанных с внешними факторами, Российская Федерация всё больше меняет свой курс развития на формирование и поддержку конкурентоспособности своего внутреннего рынка. Разумеется, описанные задачи нельзя решить в краткосрочной перспективе, но благодаря разработанным государством мерам по развитию сектора МСП, это является достаточно важной стратегической целью, которая может быть постепенно достигнута за несколько десятков лет.6

Соперничество и конкуренция заставляет производителей всё больше совершенствовать собственные технологий, улучшать качество производимой продукции и услуг, вводить инновации, дабы не оказаться

" 7

под угрозой вытеснения с рынка.7

4 Распоряжение от 2 июня 2016г. № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» // Правительство России. 2016. URL: http://government.ru/docs/23354/ (дата обращения: 01.06.2020)

5 Медведев, Д.А. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. 2018. № 10. С. 5-28.

6 Воронцова А.М. Инструменты управления конкурентоспособностью коммерческих организаций// Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4-1. С. 47-50

7 Афанасьева О.Г. Повышение конкурентоспособности - важнейший фактор обеспечения устойчивого развития / М.: ИНФРА-М, 2017. — 118 с.

Конкурентными преимуществами фирмы называют такие количественные и качественные параметры товара (работы, услуги), которые делают компанию-производителя сильным игроком на конкурентном рынке. Существование соперничества в малом и среднем предпринимательстве играет большую роль в развитии экономической и социальной сферы страны, поскольку в целях правительства Российской Федерации стоит цель по увеличению доли МСП в ВВП до 32,5% к 2024 г. и ее значимости в экономике страны в целом.

В современной экономике конкурентные преимущества в совокупности с другими факторами (рис. 2) в результате приводит к формированию самой сущности конкурентоспособности предпринимателей.

Рисунок 2 - Определение конкурентоспособности предпринимательских структур

в современной экономике8

Для любой фирмы иметь стабильные конкурентные преимущества является способом для возможности планирования устойчивого курса развития компании, и иметь прибыль. Формирование конкурентного преимущества у компании должно быть строго засекречено, и не допускать возможности его заимствования фирмой-соперником ни в начале возникновения идеи, ни на выходе готового продукта. Таким образом, стратегия по созданию конкурентного преимущества должна быть строго конфиденциальна на нескольких уровнях:

1) на уровне возникновения лишь идеи конкурентного преимущества, например, в случае простого описания концепции на бумаге (что уменьшит риск заимствования идеи в самом начале ее формирования). Это могут быть маркетинговые предложения по продвижению, идеи по созданию нового, уникального продукта, изменение ассортимента и т.д.;

2) на документарном уровне - подробный план на бумажном или информационном носителе по

8 Хакимов, А.Х. формирование системы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в российской экономике [Текст]: дис. доктора эк. наук: 08.00.05: защищена 27.12.2019: утв. 27.12.2019 / Хакимов Алмаз Хамитович. - СПб., 2019. - 304 с. - Библиогр.: с.41. - 100044507

разработке и внедрению конкурентного преимущества; также сюда входит база клиентов;

3) на уровне технологии производства, что позволит уменьшить риск по заимствованию продукта в момент его выпуска на рынок - т.к. у фирмы-соперника нет плана-производства. На разработку схожей технологии производства нового продукта конкуренту может понадобиться несколько месяцев, и за это время фирма, выпустившая товар первой на рынок, может разработать новый план или идею по конкурентному преимуществу.

Разработка конкурентных преимуществ компании соответствует ее целям и задачам (основная цель коммерческой фирмы - получение максимальной прибыли), которые можно достичь, лишь занимая определенное положение среди фирм-соперников, и поэтапно реализуя намеченные планы. Базисом для успешного осуществления запланированных действий - результат грамотно составленного прогноза конкурентного рынка и потенциальных потребителей продукта, а также контроль за сохранением его конфиденциальности. 9

Для представителя МСП в условиях нестабильного экономического состояния на динамически развивающемся рынке важно в первую очередь максимально точно спрогнозировать портрет потенциальных потребителей товаров, а именно составить анализ:

1) в основном целевой аудитории - физических лиц: возраст, пол, статус в обществе, семейное положение, состав семьи, регион проживания, причины, по которой производимый продукт может быть приобретен (например, продукт может быть приобретен как для личного использования, так и в целях подарка - от этого может зависеть конечная упаковка продукта), а также отдельные характеристики, связанные уже со спецификой продукта (например, музыкальные предпочтения или вопросы, связанные со здоровьем (актуально для поставщиков или дистрибьюторов косметической продукции));

2) юридических лиц - так, в зависимости от специфики и региона производимого товара (работы, услуги) анализируются потенциальные компании-покупатели (впоследствии для них составляется коммерческое предложение). Например, если субъект-представитель МСП предоставляет консультационные бухгалтерские услуги для более крупного бизнеса, или оказывает техническое обслуживание принтеров. Также субъект-представитель МСП может предоставлять ассортимент товаров для офисов - кофе, канцелярия. В таком случае анализируются цены конкурентов и условия их работы.

Конкурентные преимущества могут быть: 10

• Отличительными - товар (работы, услуги) выделяются на фоне аналогичных товаров у конкурентов;

• Маркетинговыми - привлечения потребителей за счет яркой рекламы и продвижения продукта; создание маскота и бренда.

• Полезными - приносить выгоду и пользу покупателю;

• Стабильными - не менять свои характеристики и полезность в условиях меняющейся экономической стабильности;

• Инновационными, уникальными - особенные, эксклюзивные товары (работы, услуги), которых нет у конкурентов;

• Доходными - объем товаров (работ, услуг) имеет такую цену продажи на рынке, что с учетом всех издержек на его производство он приносит прибыль компании и сохраняет конкурентоспособную позицию на рынке;

• Конфиденциальными - наличие хотя бы базисных частей комплаенса, включающих в себя положения про экономическую безопасность и обязательность ввода документа о неразглашении информации.

9 Мусальников Д.А. Конкурентоспособность предприятия. Факторы, пути повышения конкурентоспособности// Вопросы науки и образования. 2019. № 1 (43). С. 4-8

10 Песоцкая Е.В., Феткуллова К.А. Формирование конкурентной стратегии производства и реализации инновационных продуктов на малых и средних предприятиях/ В сборнике: Экономика и управление - 291 сборник научных трудов. Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный экономический университет". Санкт-Петербург, 2015. С. 63-67

В данный перечень можно также добавить «Законность конкурентного преимущества», однако на практике фирмы часто пренебрегают данным фактором, за счет чего они могут на определенный промежуток времени выбиться в лидирующего на рынке игрока. В частности, это может быть кража сотрудником компании концепции какого-либо продукта или идеи его продвижении, и реализация его раньше остальных в другой фирме.

В основном, наиболее важный вес имеет такое конкурентное преимущество, как «инновационность», которое должно обеспечиваться максимальной конфиденциальностью в целях сохранения своей будущей востребованности. Однако в современных условиях в России еще недостаточный уровень поддержки подобного сектора МСП в качестве стимула для инновационного развития.11

Основными причинами утраты конкурентных преимуществ являются:

1. Изменение факторов производства (повышение себестоимости производства и других издержек, таких как аренда, коммунальные платежи и т.д., ухудшение профессионализма и квалификационного уровня сотрудников компании).

2. Фирма теряет инвестиционную привлекательность и свой инновационный потенциал в результате неправильных действий руководства. Например, если было принято решение ввиду сохранения уровня текущего дохода не вкладывать свободные средства в развитие компании и улучшать эффективность существующей организационный структуры. 12

3. Неактуальность для рынка. В какой-то период времени фирма могла не успеть адаптироваться к современным тенденциям или своевременно реализовать разработку, в результате чего товары или услуги стали невостребованными для покупателей. Сюда также входит вопрос как экономической, так и технологической безопасности производства. На практике, малый и средний бизнес в Российской Федерации может не уделять должного внимания вопросу организации системы экономического расследования мошенничества на предприятии.

4. Увеличение доли влияния более крупных фирм, монополизм, повышение таможенных, акцизных пошлин, изменение условий налогообложения в результате решений правительства России - всё это влияет на понижение конкурентоспособности МСП на рынке в целом.

5. Снижение платежеспособности основной доли покупателей, в результате чего это снижает требовательность населения к качеству и ассортименту выпускаемой продукции. В результате фирма вместо развития вынуждена производить ограниченный по объему и качеству для сохранения своей доходности.

Также как и государству, предприятию необходимо постоянно поддерживать существующий уровень своей конкурентоспособности, а также анализировать возможные будущие тенденции, которые могли бы повлиять на рост этого уровня, особенно это актуально для малого и среднего предпринимательства. Таким образом, повышая конкурентоспособность, как на микро, так и на мезо-уровнях, страны в той или иной степени развивают различные отрасли, создают новые преимущества, улучшают качество, тем самым двигая всю экономику в целом.

Именно борьба конкурентная борьба стоит в центре модели Майкла Портера, являясь стимулом развития. Желание быть лидером и иметь наибольшее количество потребителей и инвесторов подстегивает государства уделять большое внимание вопросу конкурентоспособности своей страны. Конкурирующие субъекты МСП так или иначе достигают более лучших результатов в прибыльности производства, эффективности использовании капитала и труда, если грамотно учитывают скорость и тенденции меняющегося спроса, а также уделяют должное внимание вопросу экономической безопасности внутри фирмы.

11 Лузан Ю.П. Некоторые аспекты повышения конкурентоспособности предприятий малого бизнеса// Наука -промышленности и сервису. 2014. № 9-1. С. 140-144

12 Дранко В.С. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия // Наука и практика регионов. 2018. № 4 (13). С. 18-22.

Источники:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

2. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»

3. Распоряжение от 2 июня 2016г. № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» // Правительство России. 2016. URL: http://government.ru/docs/23354/

Список использованной лиетратуры:

4. Афанасьева, О.Г. Повышение конкурентоспособности - важнейший фактор обеспечения устойчивого развития / М.: ИНФРА-М, 2017. - 118 с.

5. Воронцова, А.М. Инструменты управления конкурентоспособностью коммерческих организаций// Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4-1. С. 47-50.

6. Дранко, В.С. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия // Наука и практика регионов. 2018. № 4 (13). С. 18-22.

7. Лузан, Ю.П. Некоторые аспекты повышения конкурентоспособности предприятий малого бизнеса// Наука - промышленности и сервису. 2014. № 9-1. С. 140-144

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Медведев, Д.А. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. 2018. № 10. С. 5-28.

9. Мусальников, ДА. Конкурентоспособность предприятия. Факторы, пути повышения конкурентоспособности// Вопросы науки и образования. 2019. № 1 (43).

10.Песоцкая, Е.В., Феткуллова К.А. // Формирование конкурентной стратегии производства и реализации инновационных продуктов на малых и средних предприятиях / В сборнике: Экономика и управление - 291 сборник научных трудов. Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет». СПб, 2015.

11.Хакимов, А.Х. формирование системы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в российской экономике [Текст]: дис. доктора эк. наук: 08.00.05: защищена 27.12.2019: утв. 27.12.2019 / Хакимов Алмаз Хамитович. - СПб., 2019. - 304 с. - Библиогр.: - 100044507

Интернет-ресурсы:

12. Росстат. 2020. URL: https://gks.ru/folder/210/document/13223

© Шустова Т А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.