Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПЕДАГОГОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ СКРАЙБИНГ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПЕДАГОГОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ СКРАЙБИНГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СКРАЙБИНГ / САМООСОЗНАННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ / НАСТАВНИК / НАСТАВЛЯЕМЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горюнова М.Г.

В статье раскрывается актуальность и значимость развития эмоционального интеллекта у педагогов ДОУ, описывается опыт работы по развитию компонентов эмоционального интеллекта у молодых педагогов посредством внедрения в тренинги и индивидуальные консультации технологии скрайбинг, позволяющей использовать технику визуализации для повышения самоосознанности и мотивации. Данная технология служит эффективным способом передачи информации, позволяющий лучше запомнить и усвоить новый материал, быстро и качественно обрабатывать большой объем информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горюнова М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPONENTS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN PRESCHOOL TEACHERS THROUGH SCRIBING TECHNOLOGY

The article reveals the relevance and significance of the development of emotional intelligence among preschool teachers, describes the experience of developing components of emotional intelligence among young teachers through the introduction of scribing technology into trainings and individual consultations, which allows using visualization techniques to increase self-awareness and motivation. This technology serves as an effective way of transmitting information, allowing you to better remember and assimilate new material, quickly and efficiently process a large amount of information.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПЕДАГОГОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ СКРАЙБИНГ»

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПЕДАГОГОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ СКРАЙБИНГ

М.Г. Горюнова, педагог-психолог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад

№18 «Солнышко»

(Россия, г. Приморско-Ахтарск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-7-1-158-163

Аннотация. В статье раскрывается актуальность и значимость развития эмоционального интеллекта у педагогов ДОУ, описывается опыт работы по развитию компонентов эмоционального интеллекта у молодых педагогов посредством внедрения в тренинги и индивидуальные консультации технологии скрайбинг, позволяющей использовать технику визуализации для повышения самоосознанности и мотивации. Данная технология служит эффективным способом передачи информации, позволяющий лучше запомнить и усвоить новый материал, быстро и качественно обрабатывать большой объем информации.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, скрайбинг, самоосознанность, мотивация, визуализация, индивидуальный маршрут развития, наставник, наставляемый.

Эмоциональный интеллект (EQ) является одним из ключевых аспектов успешной работы педагогов в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), важным качеством, позволяющим эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, понимать эмоциональные потребности окружающих людей, способствовать гармоничному развитию [1].

Непривычно звучащий термин «эмоциональный интеллект» впервые появился в 1985 году в работе В. Пейна. Первая теоретическая модель эмоционального интеллекта была представлена в работах П. Сэловея и Дж. Мейера в 1990 году. По свидетельству ряда исследователей проблема эмоционального интеллекта получила широкое распространение благодаря публикациям американского ученого и публициста Д. Гоулмана. Эмоциональный интеллект - неотъемлемая личностная составляющая мастерства педагога, играющая важнейшую роль в жизни и карьере каждого человека [2].

Уважение, умение вести конструктивный диалог, достигая взаимопонимания, сотрудничество являются основными критериями успешности. Обладатели высокого уровня эмоционального интеллекта способны легко устанавливать контакт с

людьми, быстро решать конфликтные ситуации и создавать благоприятную атмосферу вокруг. Следовательно, повышение уровня EQ у педагогов является необходимым условием.

Наше учреждение является краевой инновационной площадкой по теме «Индивидуальная траектория развития эмоционального интеллекта педагога в условиях наставничества». Педагоги-психологи играют ключевую роль в формировании эмоционального интеллекта у молодых и начинающих педагогов и принимают активное участие в этом процессе: ведется работа по развитию пяти основных компонентов эмоционального интеллекта:

- Самоосознанности (способность распознавать, понимать собственные эмоции и побуждающие факторы; умение анализировать свои реакции).

- Мотивации (стремление достигать успехов в работе, с энтузиазмом и настойчивостью достигать поставленных целей).

- Социальной компетентности: обладание навыками эмпатии, поиск новых способов взаимодействия, позволяющих эффективно коммуницировать с детьми разных возрастов и характеров.

- Развитию самоуправления (обучение управлению своими эмоциями и эмоциональными реакциями, способность сохра-

нять спокойствие и принимать взвешенные решения в трудных ситуациях; умение контролировать свое поведение и гибко реагировать на эмоциональные потребности детей).

- Умение выстраивать отношения и управлять ими, способность адаптироваться к различным стилям общения [3].

На первом этапе молодые педагоги прошли диагностическое обследование по

определению уровня сформированности EQ, на основании которого, впоследствии, были составлены индивидуальные маршруты, выбрана траектория развития по средствам общих тренинговых занятий, индивидуальных консультаций с педагогом-психологом, форм работы с наставником и наставляемым.

Рис. 1. Диагностика сформированности эмоционального интеллекта начинающих педагогов ДОУ

Одним из эффективных методов работы с педагогами по развитию эмоционального интеллекта являются тренинги, в ходе которых молодые специалисты получают

знания о базовых эмоциях, их проявлениях и способах регуляции, учатся распознавать эмоции у детей и правильно на них реагировать.

Рис. 2. Психологический тренинг «Распознай эмоции»

Создать условия для открытого общения и раскрепощения молодых и начинающих педагогов способствуют индивидуальные консультации, помогающие разо-

браться в сложных эмоциональных ситуациях и найти оптимальные решения, а также лучше понять себя и свои истинные потребности.

Рис. 3. Индивидуальная консультация с молодым педагогом

Для повышения интереса и максимальной вовлеченности молодых кадров в работу по развитию компонентов эмоционального интеллекта была внедрена современная технология - скрайбинг, отличающаяся своей универсальностью и успешно зарекомендовавшая себя в работе со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, их родителями, с педагогами.

Скрайбинг - техника презентации, изобретенная британским художником Эндрю Парком, представляющая собой процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, при котором зарисовка образов происходит прямо в момент передачи информации самим выступающим, по принципу параллельного следования «говорю и делаю одновременно» [4].

Подавляющее большинство людей имеют наглядно-образное мышление, у которых в разы повышается объем запоминаемой информации, если она подкреплена изображениями и образами. Известный психолог В.П. Зинченко так дает определение визуального мышления: «Визуальное мышление - это человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную - смысловую нагрузку и делающих знание видимым».

Технология скрайбинг способствует развитию у молодых педагогов навыков визуализации информации. Этот навык помогает обрабатывать большой объем информации, который, в последствии, будет передан обучающимся. Таким образом, данная технология служит эффективным способом передачи информации, позволяющий слушателям лучше запомнить и усвоить новый материал. Также элементы скрайбинга органично встраиваются в рефлексию.

Рис. 5. Рефлексия в рамках индивидуальной консультации

Научно доказано, практически около 90% информации человек получает при

помощи органа зрения, примерно 8% - при помощи органа слуха [5]. При одновре-

менной подаче аудиально и визуально воспринимаемой информации, объем воспринимаемой информации в разы повышается. Педагог, получив определенные знания и пропустив их через себя, имеет возможность сразу же продемонстрировать зрителям свою скрайб-презентацию, «свертывая» свои мысли в определенный образ. Кроме того, данная технология позволяет использовать технику визуализации для повышения компонентов эмоционального интеллекта у молодых педагогов, таких как самоосознанность и мотивация.

Визуализация - одна из самых популярных техник в психологии, позволяющая изменить негативное мышление, осуществить переоценку собственных качеств и ценностей, а также помогающая в достижении поставленных целей.

Ученые выяснили, что мозг человека не отличает реальные события от тех, что происходят в воображении. Когда мы мысленно прогнозируем какие-то моменты, мозг вырабатывает химические вещества - нейромедиаторы, как и в случае, ес-

ли бы это происходило на самом деле. Они позволяют передавать электрохимические импульсы между нейронами, за счет чего мозгом отдаются команды телу, стимулирующие нас к тем или иным действиям. Визуализация активизирует работу правого, образного полушария, что само по себе уравновешивает и гармонизирует работу мозга. Таким образом, при помощи направленного воображения происходит программирование работы тела и психики.

В индивидуальной работе педагог-психолог обучает приемам визуализации при помощи, которых педагог задумывается, каких целей он хочет достичь, ставит определенные временные ограничения (это дисциплинирует и мотивирует), а затем, используя технологию скрайбинг, визуализирует цель и способы ее достижения на бумаге. Таким образом, педагог имеет возможность осознать свои истинные цели и мечты и понять пути реализации, получив пошаговую инструкцию, созданную своими руками.

Рис. 6. Индивидуальная работа с наставником и наставляемым

Доказано, эмоциональный интеллект является неотъемлемой и очень важной составляющей личности педагога, обуславливающей его дальнейший процесс успешной самореализации [6].

Работа в этом направлении продолжается, но уже можно с уверенностью сказать, что применение данной технологии способствует повышению компонентов эмо-

ционального интеллекта - самоосознанности и мотивации, являющихся важными качествами для успешной работы педагогов в дошкольном образовании, позволяющие учитывать потребности и индивидуальные особенности своих подопечных и достигать своих собственных и общих педагогических целей.

Библиографический список

1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. -Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.

2. Майер Дж. Д., Саловей П., Карузо Д. Р., Ситарениос Г. Измерение эмоционального интеллекта с помощью MSCEIT V2.0 // Эмоции. - 2003. - Т. 3. № 1. - С. 97-105.

3. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. -М.: Институт психологии РАН, 2004. - 174 с

4. Скрайбинг как способ визуального мышления. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: кйр:///гц/Ь1о§/35/8кга1Ып§к-как-8ро8оЬ-у12иа1-по§ко-шу8Ы1еппа.

5. Прокопенко В.Т., Трофимов В.А. Психология зрительного восприятия: учебное пособие. - СПб.: СПбТУИТМО, 2006

6. Искандарова, Г.К. Развитый эмоциональный интеллект как фактор успешности в профессиональной деятельности / Г.К. Искандарова, А.И. Кашфразыев // В сборнике: Педагогика 2014. Достижения, проекты, гипотезы. Сборник научных докладов. - 2014. -С. 60-62.

FORMATION OF COMPONENTS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN PRESCHOOL TEACHERS THROUGH SCRIBING TECHNOLOGY

M.G. Goryunova, teacher-psychologist

Municipal budget preschool educational institution Kindergarten № 18 "Sunny" (Russia, Primorsko-Akhtarsk)

Abstract. The article reveals the relevance and significance of the development of emotional intelligence among preschool teachers, describes the experience of developing components of emotional intelligence among young teachers through the introduction of scribing technology into trainings and individual consultations, which allows using visualization techniques to increase self-awareness and motivation. This technology serves as an effective way of transmitting information, allowing you to better remember and assimilate new material, quickly and efficiently process a large amount of information.

Keywords: emotional intelligence, scribing, self-awareness, motivation, visualization, individual development route, mentor, mentored.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.