Научная статья на тему 'Формирование компетенций в процессе обучения студентов-бакалавров в юридической клинике'

Формирование компетенций в процессе обучения студентов-бакалавров в юридической клинике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
300
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций в процессе обучения студентов-бакалавров в юридической клинике»

УДК 378.1:34

Формирование компетенций в процессе обучения студентов-бакалавров в юридической клинике

Дружинина А. В.1

В основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (далее ФГОС ВПО) находится ком-петентостный подход, цель которого заключается в подготовке востребованного, конкурентноспособного, готового к эффективной профессиональной деятельности выпускника, обладающего необходимыми общекультурными и профессиональными компетенциями.

С введением в действие ФГОС ВПО, доля практического обучения в российской модели юридического образования существенно увеличилась. В связи с чем, актуальной является проблема поиска и применения инновационных форм обучения, которые позволили бы наряду с теоретическим обучением, эффективно проводить обучение еще и в плоскости формирования практических знаний у студентов. Одной из таких форм является юридическая клиника.

Юридическая клиника в качестве действенного способа практической подготовки студентов-юристов применялась еще в дореволюционной России. Так, в середине XIX века Д.И. Мейер проводил консультации малоимущих граждан по правовым вопросам. По мнению Д.И. Мейера, юридическая сфера деятельности, как и врачебная, прежде всего, практическая, и врач, и юрист должны приобретать практические навыки и умения в высшей школе [6, с. 42]. Юридическая клиника Мейера функционировала следующим образом: малообеспеченные граждане, обращались за оказанием правовой помощи к заведующему клиникой, который в присутствии студентов-юристов консультировал их. При необходимости составлялись различного рода заявления, жалобы и запросы. Однако деятельность юридической клиники, по мнению Мейера, исключает действий, несовместимых с целями учебного заведения, поэтому помощь можно оказывать только в его стенах, а не за его пределами. Термин «юридическая клиника» Д.И. Мейер использовал потому, что он характеризует практическую составляющую процесса [6, с. 42].

В других вузах юридическая клиника как составляющая учебного процесса распространения в дореволюционной России не получила, так

1 НОУ ВПО «Международный инновационный университет», Сочи. Россия.

как во главу ставилось именно теоретическое обучение основным юридических наукам.

Только в современный период развития государственности и права, в 1995 году юридическая клиника открылась в Петрозаводском государственном университете.

В настоящее время в России действуют более ста юридических клиник, что является все равно недостаточным, учитывая количество высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов разного уровня (бакалавров, специалистов, магистров).

До 2012 года перед юридическими клиниками государством ставилась задача обеспечения доступа малоимущим слоям населения к получению юридической помощи. С 2012 года ситуация начинает кардинально меняться. 15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», где государство ставит задачу обеспечения качества юридических услуг при оказании бесплатной юридической помощи. Законодателем юридические клиники включены в число участников системы бесплатной правовой помощи (в негосударственном секторе этой системы). Поэтому современные юридические клиники должны быть ориентированы на качество оказания правовой помощи, поскольку клиника в вузе - это средство обеспечения профессиональной подготовки студентов-юристов.

Клиническое обучение проходит, как правило, несколько этапов:

1. Первый этап предполагает лекции, в ходе которых студенты изучают историю правозащитного движения, основные правила юридической этики и этикета: формируются, прежде всего, общекультурные компетенции. Студенты осознают значимость будущей профессии. Также лекции включают правила по выработке навыков интервьюирования, консультирования клиентов, анализа материалов дела, юридическую технику писем и др. Практические навыки формируются в процессе деловых игр, решения различных практических ситуаций и с использованием других инновационных педагогических приемов. Этот этап обучения занимает 3 месяца.

2. На втором этапе студенты уже оказывают юридическую помощь по несложным делам совместно с руководителем. Занятия на этом этапе проводятся с целью закрепления полученных знаний. Именно здесь наиболее четко прослеживается связь теории и практики с учетом профильной направленности.

3. На третьем этапе обучения студенты самостоятельно под руководством наставников осуществляют прием граждан, ведут делопроизводство. Руководитель знакомится с делом, проверяет план работы и подготовленные студентами разъяснения; консультирует по наиболее

сложным вопросам [4, с. 16-18]. Именно здесь в полной мере формируются профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС ВПО.

Традиционная практика в юридической клинике способствует одновременному решению двух задач:

а) обеспечение условий для формирования у каждого студента-юриста надежных практических умений и навыков в области защиты прав человека, устойчивых ориентиров профессиональной этики, воспитания уважения к чести и достоинству гражданина, ответственности за судьбы людей и порученное дело;

б) защита прав социально незащищенных граждан, формирование правовой культуры граждан, правовое просвещение населения.

До 2012 года перед юридическими клиниками государством ставилась задача обеспечения доступа малоимущим слоям населения к получению правовой помощи. С 2012 года ситуация начинает кардинально меняться. 15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [1], где государство ставит задачу обеспечения качества юридических услуг при оказании бесплатной юридической помощи. Законодателем юридические клиники включены в число участников системы бесплатной юридической помощи (в негосударственном секторе этой системы).

Правовая помощь юридической клиникой может оказываться в различных сферах жизнедеятельности людей. Для Сочи актуальным является рекреационная сфера [7].

Современная реальность такова, что традиционная деятельность юридических клиник уже не может в полной мере удовлетворять потребностям компетентностного подхода в высшем юридическом образовании. Современная юридическая клиника - это сочетание традиционных форм (консультирование при личном приеме граждан по правовым вопросам, оказание помощи в составлении заявлений, жалоб, претензий, запросов и др. документации) и инновационных форм, включающих, прежде всего, оказание правовой помощи населению на основе электронных технологий: электронное онлайн консультирование, электронное делопроизводство, ситуацию «одного окна».

Функционирование юридических клиник на основе электронных технологий полностью отвечает ожидаемым результатам реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы), утвержденной Постановлением Правительства от 15 апреля № 31: «осуществление большинства, юридически значимых действий в электронном виде; обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию; развитие сервисов на основе информационных технологий в сфере образования и т.д. [3].

Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» важным является «совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными образовательными стандартами» [2].

Представляется целесообразным организовать следующим образом деятельность электронной юридической клиники (юридической клиники онлайн): на официальном сайте вуза создается раздел «Электронная юридическая клиника», действующая для зарегистрированных пользователей в режиме, как открытого форума, так и форума, функционирующего на условиях анонимности.

Электронная юридическая клиника (или юридическая клиника онлайн)

Желая получить правовую помощь, пользователю необходимо зарегистрироваться, заключать договор об оказании правовой помощи на безвозмездной основе и выбрать сферу жизнедеятельности, в которой необходимо получение помощи:

После выбранной операции, пользователю присваивается индивидуальный номер, и он становится в электронную очередь, после наступления которой, пользователю предлагается в электронной форме изложить суть дела в режиме онлайн общения с сотрудником клиники. В случае необходимости сотрудник связывается с пользователем в дальнейшем по электронной почте. После оказания правовой помощи (получением пользователем необходимой правовой помощи по электронной почте) в надлежащие сроки или в сроки, оговорённые сторонами, договор считается исполненным.

Ежегодно сотрудники электронной юридической клиники должны подготавливать обзор дел, по которым в отчетном периоде была оказана правовая помощь. В условиях информационной открытости детальности вуза (не разглашая конфиденциальных сведений о пользователях в силу законодательства, условий договора и профессиональной этики) обзор должен содержать статистические данные о том, какая из сфер

жизнедеятельности, наиболее востребована пользователями. Данный обзор дел должен выставляться на официальном сайте вуза, он не совпадает с отчетом юридической клиники за год, так как помимо статистических сведений включает разъяснения пользователям по наиболее популярным запросам.

Электронная юридическая клиника выступает в качестве инновационной составляющей электронного образовательного пространства вуза, дополняющей традиционные формы формирования практических знаний у студентов-юристов. Применяя инновационные подходы к обучению студентов-юристов, вузы подтверждают статус участников системы в сфере правового просвещения граждан и партнеров государства в деле реализации конституционных гарантий граждан на получение бесплатной юридической помощи.

Библиографический указатель:

1. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ, 2011. № 48. Ст. 6725.

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 2014. № 17. Ст. 2058.

3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 31 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы)» // Собрание законодательства РФ, 2014. № 18 (часть II). Ст. 2159.

4. Дружинина А.В. Становление юридической клиники в вузах России // Юридическое образование и наука, 2011. № 4. С. 16-18.

5. Дружинина В.В. Риторика рекламного дискурса // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 16 / Под ред. проф. А.А. Ворожбитовой. Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2011.

6. Мейер Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855. 51 с.

7. Яковлева-Чернышева А.Ю. Методологические подходы к формированию инфраструктуры предпринимательской деятельности в рекреационном кластере // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 2010. № 4. C. 23-26.

Об авторе:

Дружинина Анна Валентиновна, доцент, кандидат юридических наук, НОУ ВПО «Международный инновационный университет», Сочи, Россия. E-mail: aanwar@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.