Научная статья на тему 'Формирование компетенций менеджера: проектно-процессный подход'

Формирование компетенций менеджера: проектно-процессный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / PROJECT / PROCESS / COMPETENCES / COMPETENCY / EDUCATION ORGANIZATION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брагина Зинаида Васильевна

Предложен проектно-процессный подход к организации учебного процесса, ориентированный на формирование компетентности выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брагина Зинаида Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of manager's competencies: project process approach

Problems of the organization of work of magistracy are considered. The design-process approach to preparation of masters is offered. Conditions of realization of a competence format of educational process are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций менеджера: проектно-процессный подход»

сультаций по вопросам подготовки этих заданий и обсуждение результатов их выполнения являются полноценной педагогической нагрузкой, которая обязательно должна входить в «часы первой половины рабочего дня преподавателя».

Расписание аудиторных занятий составляется для преподавателя, а не для студенческих групп.

Нужны лекции двух типов:

- установочные лекции, которые определяют круг рассматриваемых в учебной дисциплине вопросов, знание которых обеспечит магистру возможность освоения конкретных компетенций, предусмотренных требованиями к этому уровню образования. Вместе с тем установочные лекции должны объяснить магистру всю архитектуру источников получения необходимой информации по данным вопросам;

- проблемные лекции, в которых формулируются актуальные научные проблемы и существующие подходы к их решению, доминирующей целью которых должно являться формирование компетенций предвидения, прогнозирования развития тенденций, а также процессов и объектов профессиональной среды.

Проектно-процессный подход к организации образовательного процесса в магистратуре пред-

ставляет собой интенсивный путь обучения. Он ориентируется на реализацию компетентностного формата образовательного процесса; опирается на самостоятельную работу студентов, направленную на приобретение тех знаний и новых навыков, которые позволят ему уверенно осуществлять профессиональную деятельность в условиях неустойчивой, неопределенной среды благодаря сформированной способности к инновационному обновлению.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 568 «О Федеральной Целевой программе “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009-2013 годы».

2. Министерство образования РФ письмо от 17 июля 2000 г. № 24-52-206/10 «О лицензировании высших учебных заведений по программам магистерской подготовки».

3. Министерство образования РФ, письмо от 23 ноября 2001 г. № 14-52-607ин/13 «О порядке введения в вузах магистерских программ».

4. Мельникова Н.П. Альтернативные подходы к организации учебного процесса в магистратуре // Налоги и налогообложение. - 2008. - № 6.

УДК 378

Брагина Зинаида Васильевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

bragzv@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРА: ПРОЕКТНО-ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

Предложен проектно-процессный подход к организации учебного процесса, ориентированный на формирование компетентности выпускника.

Ключевые слова: проект, процесс, компетенции, компетентность, организация обучения.

Противоречие между существующей практикой организации обучения в вузе и целевыми ориентирами, которые определены стандартами третьего поколения, нуждается в разрешении. Существующая практика организации обучения в вузе сложилась в условиях доминирования парадигмы «знания, умения, навыки». Выпускникам каждого вида профессиональной деятельности вуз должен обеспечить решение нескольких задач. 1. Передачу и усвоение знаний -для этого лекции и семинары. 2. Сформировать умения выполнять некоторые виды профессиональной деятельности - для этого предназначены практические и лабораторные занятия. 3. Выработать некоторые навыки - для этого предусмотрены производственные практики и дипломное проектирование. В этой парадигме выработаны и формы контроля знаний, умений и навыков.

Третьим поколением ФГОС вузу поставлена принципиально иная задача: подготовить компетен-

тного бакалавра или магистра для конкретного вида профессиональной деятельности. Компетенции для каждого вида деятельности стандартом определены. Это новая целевая установка. Выпускник должен быть способен и готов к профессиональной деятельности. А организация обучения остается традиционной, старой, свойственной парадигме «ЗУН». Причем это противоречие закреплено в том же стандарте: дан тот же предметно-дисциплинарный контекст учебных занятий. Что для него характерно?

- В учебном процессе преобладают традиционные (не интерактивные) аудиторные занятия (лекции и семинары);

- администрация вузов требует от студентов обязательного посещения лекций и семинаров (известно, что принудительно учить себя нельзя);

- утвержден широкий набор обязательных для изучения учебных дисциплин;

- акцент в преподавании обязательных дисциплин делается на обновлении знаний, их углубле-

нии, а также некотором расширении пространства знаний (а не на формировании компетенций);

- круг дисциплин по выбору студентов весьма ограничен;

- индивидуальная и самостоятельная работа построена на устоявшихся формах (домашние задания, лабораторные работы, заполнение рабочих тетрадей, подготовка научных докладов для семинарских занятий, дискуссии в малых группах, деловые игры).

Если изменить цель, но не создать новый способ ее достижения, то нужно ли ждать ее достижения? Как появятся компетенции и компетентность, если роль преподавателя, его полномочия и ответственность не изменились, не изменилось и стимулирование труда, и организаторы учебного процесса продолжают работать по-старому. Нужен иной подход к организации учебного процесса. Если компетентность и формирующие ее компетенции стали целью обучения студента, а «ЗУНы» -неотъемлемыми ее атрибутами, то организация учебного процесса должна быть ориентирована на их компетенции.

Содержание и организацию учебного процесса необходимо выстроить в концепции «формирование компетенций и компетентности обучающегося».

Учебный план, а соответственно, и учебные программы должны быть построены по процессному принципу. Каждый процесс (процесс - это технологическая последовательность операций, направленная на получение желаемых результатов, периодически повторяющихся) разработан с целью формирования у студента конкретной компетенции или нескольких компетенций. Он должен включать в себя изучение системы смыслов, способствующих или обеспечивающих возможность формирования предусмотренных компетенций.

Предметно-дисциплинарную технологию обучения должна заменить компетентностная, реализующая проектно-процессный подход к подготовке выпускников, где объектом проектирования выступает конкретная компетентность обучающегося (проект - это вид деятельности (формирование компетентности выпускника), ограниченный во времени и ресурсах и направленный на достижение желаемых результатов).

Структура учебного плана должна соответствовать структуре желаемой компетентности бакалавра или магистра.

В компетентности бакалавра-менежера можно выделить три блока компетенций: универсальные (социальные), профессиональные и инструментальные. Рассмотрим их роль в формировании конкурентоспособного выпускника.

Универсальные компетенции создают среду профессиональной деятельности людей, получивших высшее образование. Они выполняет «поддерживающую» роль в реальной профессиональной

деятельности. На их формирование требуется продолжительное время. Они связаны с формированием ментальности, культуры, морали, этики будущего бакалавра. В этих компетенциях проявляются общечеловеческие ценности, социальное и политическое мировоззрение. Их универсальность относительно разных направлений профессиональной деятельности позволяет вузу получить «эффект масштаба», то есть учебный процесс по дисциплинам, дающим теоретические основы, может быть организован по факультету в целом. Эти компетенции устойчивы, они если и изменяются, то медленно. Формирование этих компетенций требует значительного времени. Они не могут быть сформированы в результате изучения одной дисциплины. В конечном счете, универсальные компетенции формируют культуру профессионального поведения сотрудника фирмы, имеющего высшее образование. Доминирующую роль в формировании этих компендий выполняют дисциплины, которые принято относить к бокам ГСЭ и ЕН.

Профессиональные компетенции охватывают предметную область профессиональной деятельности, так как они необходимы для выполнения конкретных бизнес-задач. Профессиональные компетенции в первую очередь основываются на тех бизнес-функциях, которыми выпускник должен будет пользоваться в своей практической деятельности. Зная состав профессиональных компетенций, можно определить инструменты и методы, которыми сотрудник должен владеть для реализации своих полномочий и ответственности. Профессиональные компетенции формируются научными направлениями, под влиянием которых развивается и совершенствуется сама профессиональная деятельность и ее результаты. Например, революционные повороты в теории менеджмента были сделаны удачно сочетавшими теоретические исследования с активной административной работой в промышленных фирмах. Это Ф. Тейлор - школа научного менеджмента; Х. Эмерсон - принципы эффективного управления; А. Файоль - административная школа; Э. Мэйо, М. Фоллет - школа человеческих отношений и ее органическое продолжение в работах представителей школы социальных систем: Ч. Бернард, Д. Карнеги, Г. Саймон; основатели теории систем: наш А.А. Богданов и Л Берта-ланфи; и т.д. Именно профессиональные компетенции (при условии развитых универсальных компетенций) определяют и успех деятельности, и профессиональный рост личности. Они в структуре учебного плана должны быть ведущими.

И наконец, инструментальные компетенции, предназначенные для обеспечения профессионально-квалификационного разделения труда при разном уровне и типе организации информационной среды бизнес-организации. Эта группа компетенций выполняет подчиненную роль, демонстрируя

уровни мастерства владения конкретными методиками, методами, приемами профессиональной деятельности.

Понимание роли разных компетенций в профессиональной деятельности выпускника важно для организации образования студентов. В процессе перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов с высшим образованием преподаватели практически всех вузов России провели огромную работу по подготовке к работе по новым стандартам. Мы идентифицировали набор компетенций, предусмотренный стандартом, с темами дисциплин учебного плана, все проанализировали, прописали. Что изменилось в учебном процессе? Зачем это сделали? Кто отвечает за компетентность выпускника? Декан? Он не может одинаково глубоко знать профили всех направлений, по которым ведется подготовка. Заведующий выпускающей кафедрой? Но в его ведении находится 8-10 дисциплин учебного плана, а все другие не в его полномочиях. Преподаватель? Но он заинтересован в количестве часов учебной нагрузки первой половины рабочего дня. Желательно, чтобы часы были заданы в рамках уже освоенных им дисциплин. И отвечает он за результаты тестирования студентов: должен научить правильно выполнять тестовые задания. У компетентности и компетенций студентов нет хозяина. Кому они нужны? Работодателю? Да, но как «законченный изготовлением продукт».

Если мы хотим подготовить компетентного выпускника, то надо создать по меньшей мере пять условий.

Первое условие. У компетентности должен быть владелец процесса ее формирования (становления). Да, в вузе нужна такая должность. Если искать аналогию в нашей практике, то это декан профиля, но с существенно расширенными полномочиями и ответственностью. Менеджеры знают, какими полномочиями и ответственностью должен быть наделен «владелец процесса»:

- адаптирует ФГОС к специфике региона, где расположен вуз и где будут работать многие (а желательно большинство) из выпускников. Естественно, и сам он связан с этой средой не только симпатиями, но и деловыми отношениями;

- нанимает преподавателей на свой проект (профиль), оговаривая с ними основные параметры контракта: объем, содержание работы и стимулирование ее результатов;

- ведет базовые профессиональные дисциплины;

- организует мониторинг выпускников, отслеживает их карьеру, пожелания работодателей по совершенствованию подготовки. Последнее - это самое главное в его работе: важнейшее условие обеспечения заявок (спроса) на выпускников профиля с одной стороны, а с другой - это важнейший материал для работы с преподавателями и коррек-

тировки содержания обучения, а иногда и форм занятий;

- проводит регулярно обсуждение и необходимую корректировку содержания и форм учебных занятий.

Второе условие. Придется изменить некоторые формы учебного процесса. Нужны лекции трех типов:

- установочные лекции, которые определяют круг рассматриваемых в учебной дисциплине вопросов, знание которых обеспечит студенту возможность осмысления конкретных компетенций, предусмотренных требованиями к этому уровню образования. Вместе с тем установочные лекции должны объяснить студенту всю архитектуру источников получения необходимой информации по данным вопросам;

- лекции-семинары, разъясняющие систему смыслов, обеспечивающих возможность формирования предусмотренных компетенций;

- проблемные лекции, в которых формулируются актуальные научные проблемы и существующие подходы к их решению, доминирующей целью которых должно являться формирование компетенций предвидения, прогнозирования развития тенденций, а также процессов и объектов профессиональной среды.

Компетенции нельзя получить, не участвуя в деятельности. Поэтому важнейшими формами обучения должно стать курсовое и дипломное проектирование и производственные практики. Число курсовых проектов определяет число профессиональных компетенций, которыми должен овладеть выпускник. Если дипломный проект должен позволить оценивать компетентность выпускника, то курсовые проекты должны быть «привязаны» не к учебной дисциплине, а к конкретной компетенции.

Третье условие. Надо спроектировать процессы формирования компетенций. Для организации обучения в виде процессов нельзя учитывать ни существующее распределение работ, ни деление вуза на факультеты и кафедры. Делая выбор в пользу процессной структуры компетентностно-ориентированного обучения, можно доказать, что содержание учебных дисциплин, некоторые формы и виды учебных занятий при традиционной организации обучения в вузе не координируются, дублируют друг друга, игнорируются или вообще не нужны.

Вместо этого мы сосредотачиваемся на цели процесса и его взаимоотношениях с другими процессами. Процесс - это последовательное преобразование вновь получаемых из учебных дисциплин знаний (данных, информации, документации и т.д.) в конкретную частную компетенцию. Процесс включает в себя все необходимые формы учебных занятий, предусматривающие получение и накопление знаний, формирование профессиональных навыков и накопление умений, и, наконец,

осознание студентом способности и готовности выполнять конкретную операцию или вид профессиональной деятельности. Каждый процесс должен быть не только спроектирован, но и организован. Для получения информации о том, каким будет результат выполнения процесса, нужно проверить вход и выход каждого процесса на соответствие характеристикам качества и стандартам. В результате этого получается комплекс процессов, по которым можно отследить, что происходит в учебном процессе и какой результат получается, а также определить контрольные точки в этих цепочках, в которых выполняется мониторинг качества обучения, предоставляемых вузом.

Четвертое условие. Сам процесс формирования компетенций выпускника вуза - это организационный капитал вуза. Он не может быть публичным. Это продукт не столько интеллектуальных способностей ППС вуза, сколько продукт его организационной культуры. Этот процесс нельзя купить. Можно говорить об обязательных параметрах организации обучения в вузе, при которых процессы формирования компетенций могут быть спроектированы и, что самое главное, внедрены. Рассмотрим несколько параметров.

Первый параметр. Каждый сотрудник должен сознавать, что формирование компетенции студента - это его обязанность. Каждый должен знать, как его вклад в формирование компетенции влияет на качество работы его коллег и, в конечном итоге, на компетентность выпускников (в какой-то мере мы это влияние уже анализировали недавно, закрепляя компетенции, предусмотренные стандартом за темами дисциплин учебного плана. Правда, плохо понимали, зачем это надо). Но канал, по которому осуществляется эта связь, и показатель, ее отражающий, надо определить для каждого сотрудника.

Такое возможно в случае, если организация, оплата труда и не материальное стимулирование сотрудников вуза выстроены на основе системы сбалансированных показателей. Если такая система выстроена, то есть основания полагать, что все сотрудники вуза работают на конечный результат.

Второй параметр. Формирование компетенций - вопрос внутренней политики вуза. Это совокупность используемых в вузе методов и процедур, которые обеспечивают соответствие содержания и методов проведения учебных занятий ожиданиям заказчика и существующим стандартам. Компетентность выпускника означает, что улучшения, появившиеся в результате формирования частных компетенций, поддерживаются постоянно. Следовательно, важна вовлеченность всего персонала в совершенствование деятельности вуза. Это возможно в случае, если в вузе создана система организации и поддержания эффективной, комфортной и производительной рабочей среды.

В менеджменте системы такого уровня воспитываются в соответствии с правилами «5S» [2]. Мероприятия, лежащие в основе системы «5S», абсолютно логичны. Это: сортировка, то есть наведение порядка на каждом рабочем месте, рациональная организация рабочего места, уборка, стандартизация и совершенствование. Они представляют собой базовые правила управления любым рабочим местом, которое предназначено для устойчивого получения высокого качества продукта или услуги при минимальных затратах ресурсов. Однако именно системный подход, который система «5S» применяет к этим мероприятиям, и делает ее результативной.

Пятое условие. Система формирования компетенций предполагает особую организационную структуру вуза. Можно выделить две характерные особенности.

1. Распределение полномочий и ответственности ориентировано на обеспечение управленческого воздействия на формирование компетентности выпускника и компетенций обучающегося.

2. Разработаны и используются оптимизированные и адаптированные к специфическим условиям вуза процедуры выполнения служебных обязанностей сотрудниками.

Логическая структуризация работ внутри процесса позволяет установить четкие точки перехода, в которых есть возможность выполнять мониторинг качества процесса. При проектировании процесса мы можем разделить обязанности по ведению учебного процесса так, чтобы профессора не занимались лабораторными или семинарскими занятиями и, возможно, не тратили слишком много времени на учет посещаемости занятий студентами занятий и даже на оценку усвоения студентами языка, то есть основных понятий и определений изучаемого предмета.

Ректорат вуза может осуществлять контроль, основываясь на комплексной информации о качестве каждого из процессов. В большинстве случаев соответствующие показатели о состоянии процесса обучения уже предопределены образовательными стандартами. Поэтому каждодневный контроль процесса передается владельцу процесса. Владелец процесса будет оценивать работу по уровню освоения частных компетенций и компетентности обучающихся.

Владельцу процесса принципиально важно знать необходимый и достаточный уровень освоения частных компетенций (то есть индикаторы) для выпускников конкретного профиля и фиксировать меру их освоения для разработки и реализации необходимых улучшений. Он несет ответственность за результаты всего процесса.

Менеджер процесса отвечает за организацию работы преподавателей, то есть обеспечение условий качественного выполнения установленных ви-

дов учебных занятий. Он подотчетен владельцу процесса.

Координаторы процесса обеспечивают коммуникацию с обучающимися, контролируют своевременность исполнения временных параметров процесса и отчитываются о результатах их выполнения менеджеру процесса.

В заключение следует сказать, что мои рассуждения относительно процессной организации обучения студентов вуза, к сожалению, не оригинальны. Национальный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров в рамках программы «Развитие управления» давно уже озабочен обеспечением российских вузов учебниками, ориентированными на формирование компетенций у обучающихся. Назову только один пример: «Управление эффективностью и качеством: модульная программа: пер с англ. / под ред. И. Прокопенко, К. Норта: в 2 ч. - М.: Дело, 2001. - 800с. В аннотации сказано: «Книга является универсальным ин-

струментом организации обучения, цель которого -развитие умения управлять процессом повышения эффективности и качества. Двухтомник построен по модульному принципу, то есть состоит из отдельных относительно самостоятельных модулей, каждый из которых дает исчерпывающее изложение отдельной темы» [3].

Библиографический список

1. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - 2-ое изд., испр. и доп.: пер. с англ. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. - 320с.

2. Фабрицио Т. «5S» для офиса: как организовать эффективное рабочее место: пер. с англ. - М.: Альпина паблишерз: институт комплексных стратегических исследований, 2010. - 259с.

3. Управление эффективностью и качеством: модульная программа: пер с англ. / под ред. И. Прокопенко, К. Норта: в 2 ч. - М.: Дело, 2001. - 800 с.

УДК 338(47)

Бурцева Татьяна Александровна Трофимова Наталья Владимировна Кожемяко Ольга Григорьевна

Филиал Государственного университета управления (г. Обнинск) Институт атомной энергетики научно-исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт» (г. Обнинск)

ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В статье на основе показателей региональной статистики, международных оценок и собственных исследований авторов дается оценка новой промышленной политики Калужской области. В работе показано, что высокая инвестиционная привлекательность региона является основой его экономического развития; названы проблемы реализации данной политики.

Ключевые слова: новая промышленная политика региона, проблемы развития региона, инвестиционная политика региона, оплата труда работников, инвестиционная привлекательность региона.

Современное содержание новой промышленной политики региона является дискуссионным вопросом. В данной статье под ним понимается комплекс мер, осуществляемых регионом в целях эффективности и конкурентоспособности его промышленности и формирования инновационной структуры его экономики, способствующей достижению целей его развития. Калужская область является регионом-лидером в проведении такого типа промышленной политики, поэтому исследование практики ее реализации крайне актуально для всего регионального пространства России.

В Калужской области создана эффективная система работы с инвесторами, которым предлагается абсолютно понятный бизнес-продукт - размещение производств в индустриальных парках. Эффективность данного механизма привлечения инвестиций подтверждается, например, тем, что в 2011 году, по данным Международной организа-

ции кредиторов ^ОС), Калужская область занимает первое место по суммарным показателям инвестиционной привлекательности среди регионов России [1]. Индустриальные парки - это земельные участки с четко прописанными юридическими правами, необходимой инфраструктурой и коммуникациями. Сейчас в области сформировано 7 индустриальных парков, общей площадью 2,7 тыс. га, 1,3 тыс. га уже отдано под инвестиционные проекты. По данным агентства регионального развития области, уже построено 42 завода, создано 900 тыс. м2 производственных площадей, в индустриальных парках за последние пять лет создано 15 тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест. Возросло число проектов, которые характеризуются полным циклом производства.

Эффективность проводимой политики характеризуется позитивным сдвигом в изменении социально-экономических индикаторов регионального развития (далее сравнение среднегодовых темпов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.