Научная статья на тему 'Проектно-процессный подход подготовки магистров (направления подготовки: «Экономика» и «Менеджмент»)'

Проектно-процессный подход подготовки магистров (направления подготовки: «Экономика» и «Менеджмент») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / ЭКСТЕНСИВНЫЙ И ИНТЕНСИВНЫЙ ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТНО-ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / МAGISTRACY / EXTENSIVE AND INTENSIVE VARIANTS OF DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION / THE DESIGN-PROCESS APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брагина З. В., Суглобов А. Е.

Рассмотрены проблемы организации работы магистратуры. Предложен проектно-процессный подход к подготовке магистров. Рассмотрены условия реализации компетентностного формата образовательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIGN-PROCESS APPROACH OF PREPARATION OF MASTERS (A DIRECTION OF PREPARATION «ECONOMY» AND «MANAGEMENT»)

Problems of the organization of work of magistracy are considered. The design-process approach to preparation of masters is offered. Conditions of realization of a competence format of educational process are considered.

Текст научной работы на тему «Проектно-процессный подход подготовки магистров (направления подготовки: «Экономика» и «Менеджмент»)»

МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 338.46

Брагина З. В., Суглобов А. Е. ПРОЕКТНО-ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ (НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ: «ЭКОНОМИКА» И «МЕНЕДЖМЕНТ»)

Рассмотрены проблемы организации работы магистратуры. Предложен проектно-процессный подход к подготовке магистров. Рассмотрены условия реализации компетентностного формата образовательного процесса.

Ключевые слова: магистратура, экстенсивный и интенсивный варианты развития высшего образования; проектно-процессный подход.

Включение России в болонский процесс поставило очень серьезные задачи по реформированию высшей школы. Актуальность решения этих задач усилена необходимостью практической реализации стратегии модернизации экономики, основанной на инновационном обновлении [1]. В настоящее время в ВУЗах основные усилия сосредоточены организации учебного процесса первого уровня - бакалавриата. Идет очень серьезная работа по освоению государственных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения (для ступени бакалавриата). Проблемы обучения на второй ступени - магистратуре отступили в тень, несмотря на то, что Министерство образования и науки ориентировало внимание ВУЗов на развитие второй ступени высшего образования [2, 3]. Качество и культура подготовки магистров закладывается сегодня. Уже сейчас необходимо выработать принципиально новые подходы к организации образовательного процесса в магистратуре.

В настоящее время уже сложился подход к организации обучения в магистратуре. Данный подход можно назвать традиционным, так как он полностью исходит из сложившихся в российской высшей школе традиций. Суть традиционного подхода состоит в следующем:

- учебный план выстроен в контексте предметно-дисциплинарного знания, что было рациональным в концепции образования «Знания, Умения, Навыки»

- в учебном процессе преобладают аудиторные занятия (лекции и семинары);

- администрация вузов требует от студентов обязательного посещения лекций и семинаров;

- утвержден широкий набор обязательных для изучения учебных дисциплин;

- набор обязательных дисциплин в целом идентичен тем учебным курсам, которые включены в программу подготовки бакалавров;

- акцент в преподавании обязательных дисциплин делается на обновлении знаний, их углублении, а также некотором расширении пространства знаний;

- круг дисциплин по выбору студентов весьма ограничен;

- индивидуальная и самостоятельная работа построена на устоявшихся формах (домашние задания, лабораторные работы, заполнение рабочих тетрадей, подготовка научных докладов для семинарских занятий, дискуссии в малых группах, деловые игры).

Такой подход к подготовке магистров представляет своего рода экстенсивный вариант развития высшего образования. Можно назвать целый ряд причин, которые способствуют тому, что у нас прижился именно такой подход к организации учебного процесса. Среди них - неопределенность ситуации с принятием государственных стандартов подготовки бакалавров; неопределенность результатов первых лет переходного периода (до конца неясно, каким будет качество подготовки «первой волны» бакалавров). По нашим оценкам в связи с сокращением специальных дисциплин и в целом ухода от специализации к общеэкономическому образованию резко ухудшится качество подготовки выпускников бакалавриата.

Сегодня в магистратуру приходят люди, которые плохо представляют статусные полномочия, для реализации которых нужно магистерское образование, поскольку нормативно-правовыми документами до сих пор не определен квалификационный статус этого уровня образования. По сути, люди приходят просто для того, чтобы получить диплом следующего уровня. При такой целевой ориентации существенно снижается заинтересованность и творческая активность обучающихся.

К числу причин можно отнести неосведомленность населения о квалификационном статусе вновь введенных уровней образования. Сегодня бакалавр не воспринимается как специалист, имеющий

© Брагина З. В., Суглобов А. Е., 2012

Экономика образования ♦ № 3, 2012

17

высшее образование. В нашем сознании сформировано представление о том, что если существует вторая ступень образования, то первая ступень -это своего рода не полное, как бы незаконченное, т. е. ущербное образование.

Определенную роль в том, что в магистратуре прижился традиционный подход к образовательному процессу, играет и консерватизм мышления самих преподавателей высшей школы, а также их сомнения относительно сферы деятельности выпускников магистратуры, а, следовательно, и содержания и качества их подготовки.

Все преподаватели отмечают, что сегодня в магистратуру приходят студенты с очень разным уровнем подготовки. В магистратуру по профилю «экономика» поступают люди не только с экономическим, но и с техническим, гуманитарным или иным образованием. Качественный уровень подготовки студентов с экономическим образованием также весьма отличается из-за различий учебных планов и учебных программ разных вузов. В этой ситуации преподаватели начинают ориентироваться на более низкий уровень подготовки лиц, поступивших в магистратуру. На этот более низкий уровень ориентированы и учебные программы дисциплин, преподаваемых в магистратуре.

Нужен иной, альтернативный подход к организации учебного процесса в магистратуре. Данный подход базируется на следующем.

Во-первых, в обществе и в самой высшей школе должно измениться отношение к бакалаврам. Придется признать что бакалавр - это специалист с полноценным высшим образованием. Преподаватели высшей школы в свою очередь осознают, что человек, имеющий высшее образование, - это человек, который получил систему знаний и способен самостоятельно учиться далее, способен самостоятельно расширять, обновлять и углублять свои знания. В этой самостоятельной работе ему необходим консультант, помощник, направляющее начало. Таким помощником, консультантом, организующим и направляющим началом и должна выступить магистратура.

Во-вторых, в магистратуру приходят те люди, которые определились в своем выборе. Они осознали, чего хотят в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Представляется, что магистратура должна готовить специалистов по трем направлениям:

- научные работники;

- преподаватели высшей школы;

- руководящие работники государственной службы и бизнеса среднего и высшего звена.

Мы разделяем представления Мельникова Н. П. об альтернативных подходах к организации учебного процесса в магистратуре [4] и развиваем их в аспекте проектно-процессного подхода. Основные его положения сводятся к следующему:

Содержание и организацию учебного процесса необходимо выстроить в концепции «формирование компетенций и компетентности магистра».

Обучение строится исходя из будущей профессиональной направленности выпускника: научный работник, преподаватель, руководитель. Указанная специфика должна быть учтена в учебных программах подготовки магистров. Обучение целесообразно проводить в малых специализированных группах.

Учебный план, а, соответственно, и учебные программы должны быть построены по модульному принципу. Каждый модуль, базируясь на конкретной компетенции или нескольких компетенциях магистра, должен предусматривать изучение системы смыслов, (способствующих) обеспечивающих возможность формирования предусмотренных компетенций. Предметно-дисциплинарную технологию обучения должна заменить компетентностная, реализующая проектно-процессный подход к подготовке магистров.

В основу образовательного процесса в магистратуре должна быть положена самостоятельная работа студента. Мы исходим из того, что магистрант способен учиться сам. Однако ему необходим наставник (тьютор) или организатор (фассилитатор), который окажет практическую помощь в выборе консультантов, а также учебных дисциплин.

В учебных планах предусматривается строго ограниченный набор обязательных дисциплин и широкий спектр дисциплин по выбору студентов. При этом учебные планы подготовки магистров должны предусматривать принципиально новые по сравнению с обучением в бакалавриате учебные дисциплины.

В основе образовательного процесса в магистратуре должна лежать их самостоятельная внеаудиторная работа. Внеаудиторная работа предполагает следующие формы:

- консультации. Консультации с наставником (тьютором); консультации с ведущими преподавателями вуза; консультации с ведущими специалистами соответствующей сферы деятельности.

- участие в научных семинарах, конференциях, круглых столах (участие пассивное, а также выступления и доклады);

- подготовка научных докладов;

- подготовка и публикация научных статей;

- сбор и анализ статистических материалов, их анализ и обобщение;

- подготовка экспертных заключений;

- проведение научных исследований. В прикладной экономике такие исследования должны быть определены необходимостью решения актуальных проблем развития бизнеса или социальной сферы или государственного и муниципального управления.

Существенное расширение внеаудиторной работы, развитие ее новых форм потребует принципи-

ально иного подхода к планированию педагогической нагрузки преподавателей, составлению расписания занятий, учебных планов.

Представляется, что в новых условиях, когда будут преобладать дисциплины по выбору, а также индивидуальные формы внеаудиторной и аудиторной работы, акцент должен быть сделан на составлении индивидуальных графиков обучения магистрантов, и, как правило, индивидуальных учебных планов.

Подготовка высококачественных заданий для индивидуальной работы студентов, проведение консультаций по вопросам подготовки этих заданий и обсуждение результатов их выполнения являются полноценной педагогической нагрузкой, которая обязательно должна входить в «часы первой половины рабочего дня преподавателя».

Расписание аудиторных занятий составляется для преподавателя, а не для студенческих групп.

Нужны лекции двух типов:

- установочные лекции, которые определяют круг рассматриваемых в учебной дисциплине вопросов, знание которых обеспечит магистру возможность освоения конкретных компетенций, предусмотренных требованиями к этому уровню образования. Вместе с тем, установочные лекции должны объяснить магистру всю архитектуру источников получения необходимой информации по данным вопросам;

- проблемные лекции, в которых формулируются актуальные научные проблемы и существующие подходы к их решению, доминирующей целью ко-

торых должно являться формирование компетенций предвидения, прогнозирования развития тенденций, а так же процессов и объектов профессиональной среды.

Проектно-процессный подход к организации образовательного процесса в магистратуре представляет собой интенсивный путь обучения. Он ориентируется на реализацию компетентностного формата образовательного процесса; опирается на самостоятельную работу студентов, направленную на приобретение тех знаний и новых навыков, которые позволят ему уверенно осуществлять профессиональную деятельность в условиях неустойчивой, неопределенной среды благодаря сформированной способности к инновационному обновлению.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 568 «О Федеральной Целевой программе “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009-2013 годы».

2. Министерство образования РФ письмо от 17 июля 2000 г. N 24-52-206/10 «О лицензировании высших учебных заведений по программам магистерской подготовки».

3. Министерство образования РФ письмо от 23 ноября 2001 г. N 14-52-607ин/13 «О порядке введения в Вузах магистерских программ».

4. Мельникова Н. П. Альтернативные подходы к организации учебного процесса в магистратуре // Налоги и налогообложение. - 2008. - № 6.

Bragina Z. V., Suglobov A. E.

THE DESIGN-PROCESS APPROACH OF PREPARATION OF MASTERS (A DIRECTION OF PREPARATION «ECONOMY» AND «MANAGEMENT»)

Problems of the organization of work ofmagistracy are considered. The design-process approach to preparation ofmasters is offered. Conditions of realization of a competence format of educational process are considered.

Keywords: мagistracy, extensive and intensive variants ofdevelopment of higher education; the design-process approach

УДК 378

Сизикова С. Ф., Романова М. Ю. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

В статье описано модульно-рейтинговая система обучения, позволяющая реализовывать предпринимательскую функцию.

Ключевые слова: Модульно-рейтинговая система обучения, развитие предпринимательства.

Цель юучения модуля государственного стандарта общего образования

Местомодуля вучебном предмете (Часть II. Среднее (полное) общее образование),

Концепция профильного обучения на старшей а также Федеральный базисный учебный план

ступени общего образования и разработанный и примерные учебные планы для образователь-

в соответствии с ней федеральный компонент ных учреждений РФ предусматривают различные

© Сизикова С. Ф., Романова М. Ю., 2012

Экономика образования ♦ № 3, 2012

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.