Научная статья на тему 'Формирование компетентностной модели провизора в процессе преподавания дисциплины «Управление и экономика фармации»'

Формирование компетентностной модели провизора в процессе преподавания дисциплины «Управление и экономика фармации» Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
926
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОДКОМПЕТЕНЦИИ / СТАНДАРТ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / PROFESSIONAL COMPETENCES / SUBCOMPETENCES / STANDARD OF NEW GENERATION / QUALIFICATION REQUIREMENTS / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Лоскутова Екатерина Ефимовна, Косова Ирина Владимировна, Лагуткина Татьяна Петровна, Дорофеева Валерия Валерьевна

На основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГО ВПО) по специальности «Фармация» выделены профессиональные компетенции, формируемые при преподавании дисциплины «Управление и экономика фармации». Предложены две компетентностные модели провизора: на основе профессиональной деятельности и на основе содержания рабочих программ профильных кафедр. Составлен перечень подкомпетенций для каждой профессиональной компетенции; определен перечень компетенций и подкомпетенций для должностей специалистов в аптеке; проанализирована частота исполнения стандартных компетенций в процессе выполнения должностных обязанностей директором аптеки, заместителем, провизором и фармацевтом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Лоскутова Екатерина Ефимовна, Косова Ирина Владимировна, Лагуткина Татьяна Петровна, Дорофеева Валерия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of competence-based model of pharmacist in the teaching of discipline “management and economics of pharmacy”1

On the basis of the analysis of the Federal State General Education Standard of higher education (FGO VPO) in “Pharmacy” identified the professional competence formed in teaching discipline “Management and economics of pharmacy”. Two competence-based models of the pharmacist are proposed: based on professional and content-based programs of relevant departments. The list of subcompetences for each professional competence is made; defined the list of competences and subcompetences for pharmacists positions in a pharmacy; analyzed the frequency of execution of the competences standard in process of official functions of the drugstore’s director, the deputy, a pharmacist.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентностной модели провизора в процессе преподавания дисциплины «Управление и экономика фармации»»

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ПРОВИЗОРА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦИИ»

Е.Е. Лоскутова, И.В. Косова, Т.П. Лагуткина, В.В. Дорофеева

Кафедра управления и экономики фармации Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8, Москва, Россия, 117198

На основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГО ВПО) по специальности «Фармация» выделены профессиональные компетенции, формируемые при преподавании дисциплины «Управление и экономика фармации». Предложены две компетентностные модели провизора: на основе профессиональной деятельности и на основе содержания рабочих программ профильных кафедр. Составлен перечень подкомпетенций для каждой профессиональной компетенции; определен перечень компетенций и подкомпетенций для должностей специалистов в аптеке; проанализирована частота исполнения стандартных компетенций в процессе выполнения должностных обязанностей директором аптеки, заместителем, провизором и фармацевтом.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, подкомпетенции, стандарт нового поколения, квалификационные требования, компетентностный подход.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГО ВПО) по специальности «Фармация» третьего поколения, в соответствии с требованиями педагогики высшей школы, реализуется компетентностный подход и в описании требований к специалисту-провизору заложены общекультурные и профессиональные компетенции. Общекультурные компетенции формируют социальные навыки и способствуют развитию профессиональных компетенций и, независимо от сферы деятельности, ими должны обладать все современные специалисты. Профессиональные и профессионально-специализированные компетенции, включенные в модель провизора, характеризуют его как специалиста, работающего в сфере обращения лекарственных средств.

Таким образом, компетентностная модель специалиста-провизора представляет собой перечень компетенций (рассматриваемых как профессиональные стандарты), соответствующих видам профессиональной деятельности, а также описание уровней и направлений их формирования.

Описаны две компетентностные модели провизора: 1) на основе профессиональной деятельности (производственной, организационно-управленческой, контрольно-разрешительной, информационно-просветительской, в области реализации ЛС и других фармацевтических товаров); 2) на основе содержания рабочих программ профильных кафедр (управления и экономики фармации, фармацевтической химии, фармацевтической технологии, фармакогнозии) [1].

Анализ содержания ФГО ВПО позволил выделить профессиональные компетенции, формируемые при преподавании дисциплины «Управление и экономика фармации» (32 профессиональные компетенции), в то время как на фармацевтическую технологию приходится 4 компетенции; на фармацевтическую химию — 11; на фармакогнозию — 2.

Одновременно установлено неполное соответствие профессиональных компетенций, предусмотренных ФГО ВПО и квалификационных характеристик, перечисленных в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Минздравсоцразвития от 23 июля 2010 г. № 541н).

Следует отметить также, что к самостоятельной профессиональной фармацевтической деятельности выпускник может быть допущен только после получения послевузовского образования, т.е. интернатуры (приказ Минздравсоцразвития РФ от 7 июля 2009 г. № 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»).

В настоящее время отсутствуют федеральные образовательные стандарты послевузовского образования, соответствующие современным требованиям, и, конечно же, их разработка должна быть основана на компетентностном подходе и скоординирована с профессиональными компетенциями, предусмотренными ФГО ВПО. Нами разработана Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования (интернатура) по специальности «Управление и экономика фармации», которая может служить основой для подготовки стандарта послевузовского образования [2].

Для выявления того, насколько полно перечень компетенций, утвержденных действующим ФГО ВПО, соответствует требованиям практики, нами был составлен перечень подкомпетенций для каждой профессиональной компетенции; определен перечень компетенций и подкомпетенций для должностей специалистов в аптеке; и проанализирована частота исполнения стандартных компетенций в процессе выполнения должностных обязанностей директором аптеки, заместителем, провизором и фармацевтом [3].

Организационно-управленческие компетенции и компетенции в области реализации лекарственных средств, которые определены ФГО ВПО, например, организация работы аптеки по отпуску лекарственных препаратов (ЛП) и других фармацевтических товаров населению и лечебно-профилактическим учреждениям, осуществление оперативно-технического учета товарно-материальных ценностей и их источников, использование элементов фармацевтического маркетинга и другие были описаны с помощью подкомпетенций, раскрывающих содержание стандартных компетенций и конкретизирующих виды деятельности, необходимые для формирования профессиональной компетенции. Набор подкомпетенций, представляющих собой оперативные функции сотрудников аптечных организаций, занимающих различные должности, получен на основе анализа функционально-должностных инструкций и составленных на их основе функциограмм.

Отмечена низкая частота исполнения руководителями таких компетенций как контроль за обеспечением населения и врачей необходимой информацией (62,4%), осуществление маркетинговых мероприятий (24,0%), довольно редко осуществлялся контроль за аптечной документацией.

Для заместителей директора аптеки был выделен набор функций, выполняемых (а) всеми специалистами, и (б) предписанных действующими стандартами, но входящих в круг обязанностей ограниченного числа заместителей. Такие функ-

ции заместителя заведующего аптекой, как заказ товара (ведение работы с поставщиками), составление товарного отчета, проверка правильности оформления приходных документов и наличия документов, подтверждающих качество, наблюдение за сроками годности лекарственных препаратов, осуществлялись не во всех анализируемых аптеках. Так, работу с поставщиками заместитель руководителя выполнял в 77,6% аптек, а составление товарного отчета — в 81,6%. Во всех случаях заместители выполняли функции директоров аптечных организаций в их отсутствии.

Компетентностный анализ деятельности провизоров и фармацевтов показал, что основные профессиональные компетенции реализуются специалистами практически во всех исследуемых аптеках.

В то же время, по полученным данным, провизоры только в 56,0% аптек ведут учетную документацию и в 73,6% осуществляют хранение ЛП с учетом требований нормативной документации и принципов складской логистики. Фармацевты (в исследуемой выборке) не во всех аптеках осуществляли такие функции как: информирование вышестоящего руководства о запасах ЛП и других фармацевтических товаров (48,0%), информирование населения и врачей о новых ЛП (76,0%), соблюдение принципов мерчандайзинга (54,4%) и контроль за остатками товара (52,0%).

Одновременно из профессиональных компетенций нами были выделены базовые или пороговые компетенции (необходимые для допуска к работе) и дополнительные (дифференцирующие), позволяющие эффективно работать. Опрос руководителей аптек показал, что, по их мнению, они должны владеть всеми базовыми и дополнительными компетенциями. Например, из пяти профессиональных компетенций в области реализации ЛС и других фармацевтических товаров директор аптеки должен владеть четырьмя (табл. 1).

Таблица 1

Анализ компетенций директора аптеки

Виды профессиональной деятельности Базовые компетенции Дополнительные компетенции

Производственная — 25%

Реализация лекарственных средств и других фармацевтических товаров 80,0% (4 из 5) 20,0%

Организационно-управленческая 68,0% (11 из16) 24,0%

Контрольно-разрешительная 8,0% (1 из 13) 23,0%

Научно-исследовательская и информационно-просветительская 67,0% (6 из 9) 22,0%

Оказание первой доврачебной помощи — 100,0

Специфика работы в аптечных организациях (в том числе взаимозаменяемость, небольшой штат), вынуждает специалистов заниматься разнообразными видами профессиональной деятельности. Анкетирование провизоров показало, что наряду с руководителями они также выполняют достаточный объем базовых и дополнительных компетенций (табл. 2).

Таблица2

Анализ компетенций провизора аптеки

Виды профессиональной

Базовые компетенции

Дополнительные компетенции

деятельности (способность и готовность) (способность и готовность)

Реализация лекарственных средств и других фармацевтических товаров — проводить отпуск ЛС и других фармацевтических товаров оптовым и розничным потребителям, а также льготным категориям граждан (ПК-8) — к научно-обоснованному применению современных маркетинговых и информационных систем в фармации (ПК-9) — к изучению спроса и потребности на различные группы фармацевтических товаров (ПК-7) — к использованию различных методов стимулирования сбыта фармацевтических товаров (ПК-10) — принимать участие в эффективной и добросовестной конкуренции на рынке фармацевтических товаров и услуг (ПК-11)

Организационно-управленческая — к документальному проведению предметно-количественного учета основных групп ЛС (ПК-12) — к обеспечению процесса хранения ЛС и других фармацевтических товаров (ПК-27) — к осуществлению оперативно-технического учета товарно-материальных ценностей и их источников (ПК-17)

В результате можно сделать вывод, что компетентностные модели, сформированные на основе образовательных стандартов последнего поколения по специальности «Фармация», не только создают условия и возможности для успешного профессионального становления будущих выпускников, но и позволяют сегодня оценивать качество подготовки специалистов. В то же время требования современного фармацевтического рынка таковы, что работодателям нужны не просто специалисты, которые умеют выполнять необходимые функции, а компетентные руководители, провизоры и фармацевты, которые владеют соответствующими компетенциями, определяющими квалификацию, и социальное поведение которых позволяет эффективно взаимодействовать и работать в команде. Поэтому важным моментом организационной деятельности является определение набора компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей различными специалистами в аптечных организациях. Только при наличии адекватного перечня компетенций и подкомпетенций, соответствующих содержанию профессиональной деятельности, они могут стать действенным инструментом не только для определения качества подготовки выпускников, но и служить критериями оценки персонала аптечных организаций.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Лоскутова Е.Е. Formationofprofessional competencies for pharmacists: multidisciplinary approach / Косова И.В., Лагуткина Т.П. // Тезисы международной конференции «Междисциплинарные и внутридисциплинарные аспекты фармацевтического образования». — Катанья, EAFP Annualonference Catania, 24th—26th June 2010. — С. 76.

[2] Косова И.В. The Problem of Pharmaceutical Internership: Community Pharmacy / Лоскутова Е.Е., Лагуткина Т.П. Тезисы международной конференции «Междисциплинарные и внутридисциплинарные аспекты фармацевтического образования». Катанья, EAFPAn-nual Conference Catania, 24th—26th June 2010. — С. 73.

[3] Лоскутова Е.Е. Компетентностная модель специалиста провизора в контексте содержания профессиональной деятельности / Е.Е. Лоскутова, Р.Б. Сафаров, А.А. Теодорович // Человек и лекарство: тезисы IX фармацевтической научно-практической конференции. — Владивосток, 2012. — С. 5—7.

FORMATION OF COMPETENCE-BASED MODEL OF PHARMACIST IN THE TEACHING OF DISCIPLINE "MANAGEMENT AND ECONOMICS OF PHARMACY"

E.E. Loskutova, I.V. Kosova, T.P. Lagutkina, V.V. Dorofeeva

Department of management and economics of pharmacy People's Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 8, Moscow, Russia, 117198

On the basis of the analysis of the Federal State General Education Standard of higher education (FGO VPO) in "Pharmacy" identified the professional competence formed in teaching discipline "Management and economics of pharmacy". Two competence-based models of the pharmacist are proposed: based on professional and content-based programs of relevant departments. The list of subcompetences for each professional competence is made; defined the list of competences and subcompetences for pharmacists positions in a pharmacy; analyzed the frequency of execution of the competences standard in process of official functions of the drugstore's director, the deputy, a pharmacist.

Key words: professional competences, subcompetences, standard of new generation, qualification requirements, competence-based approach.

REFERENCES

[1] Loskutova E.E. Formation of professional competencies for pharmacists: multidisciplinary approach / Kosova I.V., Lagutkina T.P. // Papers of the International Conference "Interdisciplinary and internal disciplinary aspects of pharmaceutical education". — Catania, EAFP Annual conference Catania, 24th—26th June, 2010. — P. 76.

[2] Kosova I. V. The Problem of Pharmaceutical Internship: Community Pharmacy / Loskutova E.E., Lagutkina T.P. Proceedings of International Conference "Interdisciplinary and internal disciplinary aspects of pharmaceutical education" Catania, EAFP Annual Conference Catania, 24th—26th June, 2010. — P. 73.

[3] Loskutova E.E. Competent model of specialist pharmacist in the context of the content of professional activity / E.E. Loskutova, R.B. Safarov, A.A. Teodorovich // Man and Medicine: Abstracts IX Pharmaceutical scientific conference. — Vladivostok, 2012. — P. 5—7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.