Научная статья на тему 'Формирование компетентности управленческой деятельности руководителей учреждений дополнительного образования спортивной направленности'

Формирование компетентности управленческой деятельности руководителей учреждений дополнительного образования спортивной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / КОНСТРУИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ / БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкуропий Константин Викторович, Гончаров Олег Юрьевич

В статье раскрываются основные положения авторского подхода к организации процесса формирования компетентности управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности. Показан, способ организации работы по формированию управленческой компетентности в условиях образовательного учреждения, построенный с учетом особенностей деятельности руководителя, его возрастных, психофизических возможностей, ценностей, мотивации и пространственно-временных факторов влияния образовательной среды. В статье раскрыт один из вариантов конструирования содержания процесса формирования компетентности управленческой деятельности руководителей учреждения дополнительного образования детей который успешно реализуется посредством блочно-модульной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкуропий Константин Викторович, Гончаров Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of competence of administrative activity of heads of institutions of additional education of sports orientation

The article reveals in the basic provisions of the author's approach to the organization of process of formation of the competence of administrative activity of the head of organization of the additional education of the children of the sports orientation. It shows the way of the work organization on formation of the managerial competence in the context of the educational institutions, tailored to the peculiarities of the activities of a director, his age, physical and mental capabilities, values, motivation and spatio-temporal factors of influence of the educational environment. The article reveals one of the variants of construction of the content of the process of forming the competence of management activities of the leaders of the institution of the additional education of children, which is successfully implemented through a block-modular program.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентности управленческой деятельности руководителей учреждений дополнительного образования спортивной направленности»

Включение по 60 и более выстрелов в программу детских соревнований актуализирует необходимость корректировки техники юных стрелков, предупреждения ситуаций, обусловливающих преждевременный уход из спорта из-за проблем со здоровьем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Емельянов, О. А. Как контролировать изготовку стрелка из пистолета / О. А. Емельянов, Н.В. Девятайкин // Актуальные вопросы совершенствования системы технического обеспечения / Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ. - Пермь, 2017. - С. 169-171.

2. Кузьменко, Г.А. Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки : монография / Г.А. Кузьменко. - М. : Прометей. - 2013. - 532 с. - ISBN 978-5-7042-2393-1.

3. Шилин, Ю.Н. Спортивная пулевая стрельба : учебное пособие / Ю.Н. Шилин, А.А. Но-сонова. - М. : ТВТ Дивизион, 2012. - 319 с.

4. Шиленок, В.В. Применение тренажера TRX для оптимизации силовых и координационных способностей юных стрелков-пулевиков 13-15 лет / В.В. Шиленок, Д.Ю. Саженев // SCITECHNOLOGY. - 2018. - № 8. - С. 7-10.

5. Горохова, Д. А. Анализ заболеваний опорно-двигательного аппарата стрелков-пулевиков [Электронный ресурс] / Северо-Восточ. федерал. ун-т им. М.К. Аммосова // URL : http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/14562.pdf (16.05.2018).

6. Синяков, А.Ф. Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата стрелков [Электронный ресурс] / А.Ф. Синяков // Ежегодник "Разноцветные мишени". - 2014. - URL : http://www.shooting-ua.com/books/book_143.htm (16.05.2018).

REFERENCES

1. Emelianov O.A. and Devyaraikin, N.V. (2017), "How to control gun arrow lock ", Topical questions ofperfection of system technical support, Perm, pp. 169-171.

2. Kuzmenko, GA. (2013), Development of intellectual abilities of teenagers in terms of sports activity: theoretical and methodological and organizational preconditions, Prometheus, Moscow.

3. Shilin, Y.N. and Nosonova, A.A. (2012), Sports shooting: tutorial, TVT Division, Moscow.

4. Shilenok V.V. and Sazhenev, D.Yu. (2018), " Application of Simulator TRX for Powertrain optimization and coordination abilities of young shooters-pulevikov 13-15 years ", SCITECHNOLOGY, No. 8, pp. 7-10.

5. Gorokhova, D.A. (2015), "Research of supporting-motor apparatus diseases of bullet-shooters", available at: http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/14562.pdf (accessed 16.05.2018).

6. Siniakov A.F. (2014) "Chronic diseases of the musculoskeletal system device shooters", available at: http://www.shooting-ua.com/books/book_143.htm (accessed 16.05.2018).

Контактная информация: shilenokvv@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 24.05.2018

УДК 796.071.4

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Константин Викторович Шкуропий, доцент, Олег Юрьевич Гончаров магистрант, Армавирский государственный педагогический университет (АГПУ), г. Армавир

Аннотация

В статье раскрываются основные положения авторского подхода к организации процесса формирования компетентности управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности. Показан, способ организации работы по формированию управленческой компетентности в условиях образовательного учреждения, построенный с учетом особенностей деятельности руководителя, его возрастных,

психофизических возможностей, ценностей, мотивации и пространственно-временных факторов влияния образовательной среды. В статье раскрыт один из вариантов конструирования содержания процесса формирования компетентности управленческой деятельности руководителей учреждения дополнительного образования детей который успешно реализуется посредством блочно-модульной программы.

Ключевые слова: управленческая компетентность, руководитель образовательной организации, учреждение дополнительного образования детей спортивной направленности, конструирования содержания, блочно-модульная программа.

FORMATION OF COMPETENCE OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF HEADS OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF SPORTS ORIENTATION

Konstantin Viktorovich Shkurupiy, the senior lecturer, Oleg Yuryevich Goncharov, the master student, Armavir State Pedagogical University, Armavir

Annotation

The article reveals in the basic provisions of the author's approach to the organization of process of formation of the competence of administrative activity of the head of organization of the additional education of the children of the sports orientation. It shows the way of the work organization on formation of the managerial competence in the context of the educational institutions, tailored to the peculiarities of the activities of a director, his age, physical and mental capabilities, values, motivation and spatio-temporal factors of influence of the educational environment. The article reveals one of the variants of construction of the content of the process of forming the competence of management activities of the leaders of the institution of the additional education of children, which is successfully implemented through a block-modular program.

Keywords: managerial competence, head of the educational organization, institution of further education for children sports orientation, design of content, modular program.

ВВЕДЕНИЕ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Современные направления в организации образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности, обозначены в Законе РФ «Об образовании», программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 года, «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей». В содержании этих документах отмечена значимая роль учреждения дополнительного образования детей в развития способностей, склонностей и интересов детей и молодёжи, в поддержке их социального, личностного и профессионального самоопределения.

Эффективная деятельность учреждений дополнительного образования во многом определяется уровнем развития управленческой компетентности его руководителя [5].

Изучение научных трудов, посвящённых профессиональному становлению личности руководителя учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности (А.Г. Асмолов, И.В. Бестужев-Лада, Л.Н. Буйлова, А.К. Бруднов, A.B. Горский, М.Б. Коваль, А.И. Щетинская и др.) дало возможность выявить группу противоречий и определить проблемное поле исследования, заключающееся в раскрытии сущности и содержания процесса формирования компетентности управленческой деятельности руководителей учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, выявлении педагогических основ её эффективности. Анализ специальной литературы и имеющегося опыта показал, что проблема формирования компетентности управленческой деятельности руководителей, учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности практически не исследована [2; 4].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В нашей работе мы исходили из предположения, что процесс формирования компетентности управленческой деятельности руководителей учреждения дополнительного

образования детей спортивной направленности может быть существенно улучшен за счет целенаправленного развития структурных компонентов управленческой компетентности руководителя - организационного, когнитивного, творческого, отражающих взаимосвязь его профессионально-значимых и личностных качеств, обеспечивающих эффективное выполнения управленческих и социально-психологических функций руководителя.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2014-2017 гг. и включала в себя констатирующий и формирующий эксперименты. На основе результатов пилотажного исследования из 13 руководителей и их заместителей муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования участвующих в эксперименте выделены контрольная и экспериментальная группы, участники которых были близки по своим характеристикам. Нашим требованиям соответствовали группа из 6 руководителей и их заместителей в муниципальных бюджетных учреждениях МКУ ДО «Детско-юношеская школа № 1 и № 2 с. Балахоновской Ставропольского края и группа из 7 руководителей и их заместителей детско-юношеской спортивных школ г. Невинномысска : МКУ ДО « Детско-юношеская школа № 1, МКУ ДО ДЮСШ «Трудовец» и МБУ ДО ДЮСШ «Рекорд».

В ходе экспериментального исследования нами были разработаны и программа формирования компетентности управленческой деятельности руководителей учреждения дополнительного образования.

Комплекс методов диагностики включал способы изучения различных направлений деятельности образовательного учреждения, анкетирование, опрос, наблюдения, диагностики профессиональной мотивации (методику); методику изучения уровня профессиональной направленности личности (В.А. Сластёнин, Н.И. Мешков, В.А. Якунин); методику определения уровня самооценки эффективности профессионально-педагогической деятельности (М.Я. Виленский, K.M. Левитан); методику выявления стилевых характеристик управленческой деятельности (Захор).

Формирующий эксперимент предполагал организацию работы по развитию управленческой компетентности руководителя в условиях образовательной организации, построенной с учетом особенностей деятельности руководителя, его возрастных, психофизических возможностей, ценностей, мотивации и пространственно-временных факторов образовательной среды. Конструирования содержания процесса формирования компетентности управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей предполагало разработку и реализацию блочно-модульной программы [3] в объёме 72 часов (таблица 1).

Таблица 1 - Содержание программы по формированию компетентности управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности_

Блоки программы Модули программы и их направленность

Мотивационно-ценностный Теоретический Практический

Профессиональный Формирование мотиваци-онно ценностного отношения к профессиональной деятельности Формирование знаний и познавательной активности в сфере управленческой деятельности, в области теории спорта Формирование навыков и опыта эффективной управленческой деятельности

Социально-психологический Формирование установок и мотивов к коллективной работе Формирование знаний в области педагогического управления тренерским и спортивным коллективом Формирование позитивного морально- психологического климата в коллективе педагогов

Личностно-дея-тельностный Формирование мотивов профессионального саморазвития на самореализации Формирование знаний об особенностях развития личности в спортивном коллективе и эффективного управления им. Формирование индивидуального стиля деятельности на основе общих способностей.

В ходе реализации содержания программы, для придания творческого характера управленческой деятельности руководителя, широко использовались активные методы

обучения, моделирующие и воспроизводящие в учебном процессе основные элементы его профессиональной деятельности (таблица 2.).

Таблица 2 - Активные методы обучения в формировании компетентности управленческой

Мотивационный модуль Теоретический модуль Практический модуль

- упражнения на развитие рефлексии; - анализ педагогических ситуаций; - перцептивно-ориентированный тренинг; - "немые новеллы". - реферат и аннотации на статьи; - проблемные семинары; - методические конференции; тематические круглые столы; - работа над ошибками. - ролевые и деловые игры; - тренинги; - проблемные ситуации; - аукцион педагогических идей; - «мозговой штурм».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Диагностические срезы, проведённые в начале и в конце опытно-экспериментальной работы, позволили определить общую динамику, характеризующую процесс формирования компетентности управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности.

Подводя итоги формирующего эксперимента, продемонстрируем изменение уров-невых характеристик развития компетентности управленческой деятельности руководителя в экспериментальной группе в сопоставлении с исходным состоянием и в сравнении с аналогичными данными контрольной группы (таблица 3).

Таблица 3 - Распределение участников эксперимента по уровням сформированное™ компетентности управленческой деятельности руководителя в начале и конце эксперимента (чел.)_

Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа

Начало Конец. Разница Начало Конец. Разница

Адаптивный 2 0 -2 2 1 -1

Репродуктивный 2 1 -1 2 2 0

Личностно-деятельностный 1 2 +1 2 3 +1

Креативный 1 3 +2 1 1 0

Произошедшее изменения в результатах экспериментальных и контрольных групп свидетельствует о том, что формирование компетентности управленческой деятельности руководителя идет успешней при учете выделенных нами педагогических оснований. Значительная часть руководителей экспериментальной группы - достигли более высокого уровня управленческого профессионализма. В контрольной группе таких существенных изменений не произошло. У оставшихся руководителей экспериментальной и контрольной групп уровень профессионализма не изменился, но внутри уровня также отмечен позитивный прирост показателей.

ВЫВОДЫ

1. Управленческая компетентность руководителя учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности представляет собой интегративное профессионально-значимое личностное качество включающих в себя совокупность профессионально-значимых и личностных качеств, необходимых для эффективного выполнения управленческих и педагогических функций. Его структура представляет взаимосвязь организационного, когнитивного, творческого компонентов.

2. Процесс формирования управленческой компетентности руководителя учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности основан на положениях аксиологического, андрагогического системно-деятельностного и компетентност-ного подходах. Его эффективная реализация осуществляется при последовательном развёртывании, следующих этапов: пропедевтического, проектировочного и диагностического, и рефлексивного уточняются и корректируются цель, задачи, содержание, методы формы и результаты управленческой деятельности руководителя.

3. Содержание процесса формирования управленческой компетентности руководителя учреждения дополнительного образования детей успешно реализуется посредством блочно-модульной программы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, А.А. Знания или компетенции / А.А. Андреев // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 3-11.

2. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 4-13.

3. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение / С.Я. Батышев. - М. : Транссервис, 1997. -

256 с.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

5. Mirabile, R.J. Everything you wanted to know about competency modeling / R. J. Mirabile // Training and development. - 1997. - Vol. 51. - No. 8. - P. 73-77.

REFERENCES

1. Andreev, A.A. (2005), "Knowledge or competences", Higher education in Russia, No. 2, рр.

3-11.

2. Baydenko, V.I. (2005), "Competences in professional education", Higher education in Russia, No. 11, рр. 4-13.

3. Batyshev, S.Ya. (1997), Modular training, Transservice, Moscow.

4. 4. Zimnyaya, I.A. (2003), "Key competences - new paradigm of educational result", Higher education in Russia, No. 5, рр. 34-42.

5. Mirabile, R.J. (1997), "Everything you wanted to know about competency modeling", Training and development, Vol. 51, No. 8, рр. 73-77.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.04.2018

УДК 796.01

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОЦЕНКЕ СТУДЕНТОВ

Татьяна Александровна Шмальц, студентка, Лариса Анатольевна Прокопенко, кандидат педагогических наук, доцент, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета

(ТИ (ф) СВФУ), Нерюнгри

Аннотация

Авторами представлено исследование субъективных соотношений общей и физической культуры студентов технического института, влияния физической культуры на компоненты их культуры. В ходе исследования выделились три группы компонентов культуры студентов: абсолютные, заметные и спорные. Выявлено, что большинство студентов не признают тесную взаимосвязь общей и физической культуры для развития своей личности. Ответы студентов характеризуются зауженными суждениями о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности.

Ключевые слова: студенты вуза, общая культура, физическая культура, общекультурное развитие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.