Научная статья на тему 'Формирование компетентности интегративного взаимодействия педагогов как условие сопровождения детей, проживающих в замещающих семьях'

Формирование компетентности интегративного взаимодействия педагогов как условие сопровождения детей, проживающих в замещающих семьях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ / ПРОЖИВАЮЩИЕ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ / ИНТЕГРАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / COMPETENCE / PEDAGOGIC SUPPORT / FOSTER CHILDREN / INTEGRATIVE INTERACTION / INTEGRATIVE INTERACTION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жильцова Екатерина Сергеевна

В статье рассматривается актуальность формирования компетентности интегративного взаимодействия. Раскрывается сущность понятия, дается характеристика этапов процесса формирования компетентности. Определены критерии и обозначены уровни ее сформированности. Предложен способ реализации содержательных компонентов формирования компетентности интегративного взаимодействия. Также дается описание сущности педагогического сопровождения детей, проживающих в замещающих семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жильцова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of integrative interaction competence of teachers as a condition of pedagogic support of foster children

The article describes the significance of integrative interaction competence formation. The essence of the term is revealed; the article presents stages of the process of integrative interaction competence formation. The opportunity of content components’ realisation is revealed. The essence of foster children’s pedagogic support is represented.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентности интегративного взаимодействия педагогов как условие сопровождения детей, проживающих в замещающих семьях»

УДК 37.018

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Жильцова Екатерина Сергеевна

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

ekaterinashuikina@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

В статье рассматривается актуальность формирования компетентности интегративного взаимодействия. Раскрывается сущность понятия, дается характеристика этапов процесса формирования компетентности. Определены критерии и обозначены уровни ее сформированности. Предложен способ реализации содержательных компонентов формирования компетентности интегративного взаимодействия. Также дается описание сущности педагогического сопровождения детей, проживающих в замещающих семьях.

Ключевые слова: компетентность, педагогическое сопровождение; дети, проживающие в замещающих семьях; интегративное взаимодействие, компетентность интегративного взаимодействия.

Постоянно увеличивающееся количество детей, проживающих в замещающих семьях и получающих образование в общеобразовательных школах, предъявляет новые требования к педагогам. Опыт научно-исследовательской деятельности современных отечественных ученых-педагогов подтверждает актуальность вышесказанного и свидетельствует о том, что проблема профессиональной мотивации педагогов является одной из основных и приоритетных проблем государственной политики в области образования. Данное положение подтверждается также рядом нормативно-правовых документов, таких как «Закон об образовании в РФ», государственная программа РФ «Развитие образования» на 20132020 годы, новые федеральные государственные стандарты начального и основного общего образования, профессиональный стандарт педагога и др. [3, т. 20, с. 28]. На сегодняшний день предъявляемые к педагогам требования намного превосходят показатели реальной подготовки большинства работников образовательных учреждений [6]. Под работниками образовательного учреждения мы подразумеваем всех педагогических работников, участвующих в той или иной мере в образовании детей из замещающих семей. К ним относятся, прежде всего, учителя-предметники, классные руководители, школьный психолог, социальный педагог и т.д. (В статье мы называем их также педагогами, педагогическими работниками, работниками школы, учителями).

На сегодняшний день необходимым требованием для работников образовательных учреждений, принимающих участие в образовании детей из замещающих семей (далее в статье мы также будем называть их детьми), является наличие у них особой компетентности, характеризующей педагогов как перспективных и мобильных специалистов, владеющих достаточным объемом информации и высоким уровнем педагогической грамотности для образования детей, а также обладающих способностью к самоопределению и самоанализу при

решении «трудных» педагогических задач. Мы называем данную компетентность компетентностью интегративного взаимодействия. Разумеется, наличие компетентности интегративного взаимодействия не является обязательным требованием, но, по нашему мнению, она является неким «инструментом» для учителей, выполняющих свою профессиональную деятельность в процессе образования детей.

Раскроем сущность содержания понятия «компетентность интегративного взаимодействия», проанализировав каждое слово, входящее в состав этого понятия.

Компетентность, точнее профессиональная компетентность как особая педагогическая категория рассматривается в трудах В.А. Болотова, В.В. Серикова, В.И. Байденко, А.П. Чернявской и др.

В научных трудах В.А. Болотова и В.В. Серикова [1] компетентность представлена как образование, в процессе которого происходит формирование личности специалиста.

А.П. Чернявская [4] выделяет следующие компоненты природы компетентности:

1. Компоненты компетенции;

2. Признаки конкретной ситуации;

3. Параметры эффективности деятельности.

По Дж. Равену, [цит. по 5, с. 98] «компетентность - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия».

Рассматривая понятие компетентности, мы подразумеваем, такие личностно-профессиональные качества и умения педагога, которые позволяют ему успешно самореализоваться в процессе образования детей. К таким качествам относятся активность, уважение и ответственность. Именно с этих понятий начинается умение ставить перед собой цели и отстаивать свою позицию, умение

© Жильцова Е.С., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

221

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

принимать решения и делать выбор, умение понимать и уважать себя и других в процессе образования детей из замещающих семей.

На основе анализа литературы представителей ярославской научной школы, занимающейся исследованием специфики взаимодействия субъектов образовательного процесса (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, А.П. Чернявская, и др.) [2], нами сделан вывод о том, что взаимодействие представляет собой особый вид совместной деятельности, цель которой заключается в обоюдном развитии личностей взаимодействующих сторон и их взаимоотношений. Интегративное взаимодействие (от лат. «интеграция» - объединение) - форма совместной деятельности субъектов, основанная на взаимном понимании и уважении всех сторон. Данная форма совместной деятельности представляет собой конструктивный диалог, в рамках которого всем участникам педагогического сопровождения детей, проживающих в замещающих семьях, дается возможность определить свое положение, а также оценить свои способности для дальнейшего эффективного использования.

Педагогическое сопровождение детей, проживающих в замещающих семьях, выражается в создании условий для проявления у них самостоятельности, развития умений радоваться собственным успехам и достижениям, проявления способности узнать и оценить себя, оценить ближние и дальние жизненные перспективы, определить свои нужды и потребности в жизненном и социальном (личностном и профессиональном) самоопределении. Другими словами, педагогическое сопровождение направлено на создание условий для того, чтобы дети из замещающих семей, обучающиеся в школе, имели возможность для самореализации. Задача учителя в процессе интегративного взаимодействия состоит в объединении субъектов (дети, проживающие в замещающей семье, приемные родители, работники образовательного учреждения) педагогического сопровождения в единую команду и обеспечении поддержки ее членов. Таким образом, интегративное взаимодействие - это объединение субъектов педагогического сопровождения детей, проживающих в замещающих семьях, характеризующееся такими качествами, как сотрудничество и сплоченность. Наличие компетентности интегративного взаимодействия проявляется в готовности и способности учителя решать профессиональные задачи, требующие опыта взаимодействия с замещающей семьей и детьми, проживающими в этой семье, а также в обладании личностно-профессиональными качествами, необходимыми для овладения подобным опытом. Компетентность интегративного взаимодействия - это единство ценностной и смысловой направленности личности педагога на конструктивное и координированное взаимодействие; знаний об особенностях

детей и закономерностях взаимоотношений между членами семьи; умений поиска эффективных решений в «трудных» ситуациях и опыта работы с детьми и их родителями, проявляющегося в способах разрешения возникающих межсубъектных и профессиональных проблем; знаний и умений использовать критерии эффективности взаимодействия с детьми и приемными родителями и умений оценить свои действия на профессиональном уровне. Формирование компетентности интегративного взаимодействия предполагает приобретение педагогом необходимого опыта в процессе обучения посредством имитационного моделирования ситуаций взаимодействия с детьми и членами замещающей семьи.

Для того, чтобы оценить степень сформирован-ности компетентности интегративного взаимодействия педагога, нами была разработана система критериев:

1. Осознание профессиональной и личностной значимости интегративного взаимодействия в процессе педагогического сопровождения детей, осознание и понимание своего соответствия образу работника образовательного учреждения, готового к сотрудничеству с замещающей семьей;

2. Знание и владение «ориентирами» своей профессиональной деятельности при работе с детьми и их родителями, построенной на целостном и представляемом образе результата (продукта) совместной деятельности; понимание педагогом своего места в процессе педагогического сопровождения детей, проживающих в замещающих семьях;

3. Опыт применения способов решения педагогических задач, требующих взаимодействия с детьми и приемными родителями;

4. Психологическая и практическая готовность к взаимодействию в «трудных» ситуациях (при недостающем количестве информации и времени, ограниченном количестве вариантов решения ситуации, тяжелой общей эмоциональной атмосфере и конфликтах);

5. Самооценка и самоконтроль своих профессиональных действий с использованием критериев эффективности интегративного взаимодействия.

В процессе формирования компетентности интегративного взаимодействия рефлексия учителя и самооценка его профессиональных действий имеет большое значение, так как в моделируемых ситуациях педагог должен самостоятельно определить способы решения каждой задачи. Находясь в рамках конкретной ситуации, работникам школы необходимо каждый раз анализировать, выбирать адекватные методы решения, проектировать и прогнозировать. Таким образом, компетентность интегративного взаимодействия определяется наличием у учителей представлений о профессиональном значении и личностной значимости данной компетентности как источнике развития

222

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Формирование компетентности интегративного взаимодействия педагогов как условие сопровождения детей...

Таблица 1

Реализация содержательных компонентов формирования компетентности интегративного взаимодействия

Этап формирования компетентности Комплекс мероприятий Задача проведения мероприятия

1.Теоретический этап Проблемная лекция «Приемные дети - какие они?»; Лекция с заранее запланированными ошибками «Замещающая семья и дети, в ней проживающие»; Пресс-конференция (лекция) «Формула счастливого ребенка» Формирование познавательных интересов Развитие теоретического мышления Определение перспектив применения полученных теоретических знаний на практике

2. Практикоориентированный этап Деловая игра «Педагогический совет» Актуализация теоретических знаний

3. Этап профессиональной самоактуализации Дебаты «Профессионализм педагога - залог успешного развития приемного ребенка» Формирование профессиональной мотивации

знаний об особенностях педагогического сопровождения детей, проживающих в замещающих семьях, и развития своих профессиональных качеств.

На основе перечисленных выше критериев выделено три уровня сформированное™ компетентности интегративного взаимодействия: низкий (характеризуется фрагментарным проявлением указанных критериев), средний (характеризуется неуверенными действиями педагога в моделируемых ситуациях), высокий (характеризуется наличием у педагогов определенного опыта разрешения проблемных ситуаций).

Процесс формирования компетентности интегративного взаимодействия включает, по нашему предположению, три этапа, последовательное достижение целей каждого из которых обеспечивает переход учителя с низкого уровня на более высокий уровень сформированности компетентности.

Первый этап - теоретический. На данном этапе у педагогических работников происходит формирование представлений о личной и профессиональной значимости компетентности. Работники образования учатся получать объективную информацию о детях и их взаимоотношениях с родителями. На основе полученных знаний приобретают умения осмысливать профессиональные требования, которые предъявляются им в процессе образования детей, и тем самым определять траекторию своей профессиональной деятельности.

Второй этап - практико-ориентированный. Работа педагогов на этом этапе направлена на формирование умений анализировать и оценивать эффективность способов решения создаваемой проблемной ситуации, а также на развитие организаторских способностей и коммуникативных навыков.

Третий этап - этап профессиональной самоактуализации. На данном этапе создаются условия для целостного проявления у учителей компетентности интегративного взаимодействия. В качестве основной формы создания ситуаций для профессиональной самоактуализации педагогов служат

дебаты. Участие в дебатах позволяет актуализировать субъектную позицию учителей и выработать свою траекторию работы с детьми. На каждом этапе педагогам предлагается комплекс мероприятий, участие в которых способствуют переходу с низкого уровня сформированности компетентности на более высокий уровень (табл. 1).

Успешное продвижение работников образовательного учреждения согласно намеченным этапам является, на наш взгляд, главным показателем формирования компетентности интегративного взаимодействия. Во всяком случае, первые результаты исследования [5] свидетельствуют о целесообразности выбранного нами подхода к формированию данной компетентности.

Библиографический список

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 8-14.

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2012.

3. Скударева Г.Н. Профессиональная мотивация педагога: научная теория и инновационная социально-педагогическая практика // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - № 1. - С. 28.

4. Чернявская А.П., Кучеряну М.Г. Особенности оценки профессиональной компетентности будущих педагогов в вузе за рубежом // Психология обучения. - 2009. - № 8. - С. 5-21.

5. Чернявская А.П. Становление партнерской позиции педагога. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007.

6. Экзистенциальный подход к воспитанию и социально-педагогическому сопровождению детей и молодежи: материалы научно-практической заочной интернет-конференции / под науч. ред. М.И. Рожкова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.