Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ / LEGAL POLICY IN THE INFORMATION SPHERE / КОММУНИКАЦИОННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / COMMUNICATION LEGAL POLIC / INFORMATIONAL LEGAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихонова С.В.

Актуальность статьи определяется необходимостью оптимизации перехода к информационному обществу, требующей продуманной и эффективной правовой политики. Цель статьи: проанализировать теоретико-правовые подходы к концептуализации правовой политики в информационной сфере и теоретически обосновать выделение ее нового вида - коммуникационной правовой политики. Автор опирался на общенаучные (диалектический, анализа, синтеза) и частнонаучные (формально-юридический, коммуникационный подход) методы при решении поставленных задач. Рассмотрены определения терминов «государственная информационная политика», «правовая политика в информационной сфере», «информационная правовая политика», установлены логические отношения между ними. Автор приходит к выводу, что цели и задачи правовой политики в информационной сфере неоднородны, а ее объект гетерогенен. В его рамках специализируется особая группа однородных общественных отношений, связанных с правовым регулированием построения информационного общества. Ее спецификой является инфраструктурный, транзакционный, коммуникационный характер, а содержанием - установление новых видов связи между гражданами и государством. Таким образом, методологически оправданно автономное рассмотрение коммуникационной правовой политики как самостоятельного вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF COMMUNICATION LEGAL POLICY AS THE BASIS FOR BUILDING THE INFORMATION SOCIETY

Topicality of the article bases on the importance the necessity of optimization of the transition to the information society, requiring thoughtful and effective legal policy. The purpose of this article is to analyze the theoretical and legal approaches to the conceptualization of the legal policy in the information sphere and theoretically justify the release of its new form - communication legal policy. The implementation of the research objectives was achieved with the help of general scientific (dialectical method, analysis, synthesis) and special scientific methods (formal-legal method and communicative approach). The author considered the definitions of «state information policy», «legal policy in the information sphere”, “ informational legal policy”, set the logical relations between them. She comes to the conclusion that the goals and objectives of legal policy in the information sphere are heterogeneous, and its object is heterogeneous. The special group of homogenous social relations is specialized. This relations are connected with the legal regulation of construction of information societies; its peculiarity consists in infrastructure, transactional, communication character, and content consists in the establishment of new forms of communication between citizens and the state. Thus, autonomous review of communication legal policy as an independent methodologically justified.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

-û X

со

4. Вопленко, Н.Н. Правоприменительная политика и справедливость // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 5, Юриспруденция. — 2014. — № 1. — С. 137—143.

5. Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (проект) / под ред. А.В. Малько. — Саратов: Саратовская государственная академия права, 2012. — 31 с.

6. Воробьев, С.М. Эволюция института компенсации морального вреда в Российском праве (теоретико-правовое исследование) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / С.М. Воробьев. — М., 2014. — 57 с.

7. Репьева, А.М. Реализация общеправовых принципов в процессе исполнения наказания в воспитательных колониях : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.М. Репьева. — Саратов, 2014. — 26 с.

8. Общая теория государства и права. Академический курс : в 2 т. : учебник для вузов / отв. ред. М.Н Марченко. — Т. 1. — М.: Зерцало, 1981. — 408 с.

9. Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — Саратов: Саратовская государственная академия права, 2010. — 702 с.

10. Современные методы исследования в правоведении / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2010. — 560 с.

11. Путин В. С нами правда // Российская газета. — 2011. — 1 дек.

12. Петров В. Пятница в клубе // Российская газета. — 2011. — 26 дек.

информационного общества

g С.В. Тихонова, S.V. Tikhonova,

доктор философских наук, Doctor of Philosophy, Professor,

профессор кафедры истории Saratov State Law Academy

s государства и права segedasv@yandex.ru

<ç Саратовской государственной

s юридической академии

0 Формирование коммуникационной

к правовой политики как основа построения

<

01 Аннотация: актуальность статьи определяется необходимостью оптимизации перехода к с информационному обществу, требующей продуманной и эффективной правовой политики. Цель

статьи: проанализировать теоретико-правовые подходы к концептуализации правовой политики 28 в информационной сфере и теоретически обосновать выделение ее нового вида — коммуникаци-

_ онной правовой политики. Автор опирался на общенаучные (диалектический, анализа, синтеза)

и частнонаучные (формально-юридический, коммуникационный подход) методы при решении щ поставленных задач. Рассмотрены определения терминов «государственная информационная по-Q литика», «правовая политика в информационной сфере», «информационная правовая политика», см установлены логические отношения между ними. Автор приходит к выводу, что цели и задачи правовой политики в информационной сфере неоднородны, а ее объект гетерогенен. В его рамках специализируется особая группа однородных общественных отношений, связанных с правовым регулированием построения информационного общества. Ее спецификой является инфраструктурный, транзакционный, коммуникационный характер, а содержанием — установление новых видов связи между гражданами и государством. Таким образом, методологически оправданно автономноерас-смотрение коммуникационной правовой политики как самостоятельного вида.

Ключевые слова: правовая политика, правовая политика в информационной сфере, информационная правовая политика, коммуникационная правовая политика.

The formation of communication legal policy as the basis for building the information society

Abstract: topicality of the article bases on the importance the necessity of optimization of the transition to the information society, requiring thoughtful and effective legal policy. The purpose of this article is to analyze the theoretical and legal approaches to the conceptualization of the legal policy in the information sphere and theoretically justify the release of its new form — communication legal policy. The implementation of the research objectives was achieved with the help of general scientific (dialectical method, analysis, synthesis) and special scientific methods (formal-legal method and communicative approach). The author considered the definitions of «state information policy», «legal policy in the information sphere", " informational legal policy", set the logical relations between them. She comes to the conclusion that the goals and objectives of legal policy in the information sphere are heterogeneous, and its object is heterogeneous. The special group of homogenous social relations is specialized. This relations are connected with the legal regulation of construction of information societies; its peculiarity consists in infrastructure, transactional, communication character, and content consists in the establishment of new forms of communication between citizens and the state. Thus, autonomous review of communication legal policy as an independent methodologically justified.

Keywords: legal policy, legal policy in the information sphere, informational legal policy, communication legal policy.

©

а M

* I

0 "О

с о

1 ш

о и

Переход к информационному обществу детерминирует актуальность формирования научно обоснованной правовой политики в коммуникационном пространстве. Сегодня в юридической науке заметен устойчивый интерес к этой проблеме, но ее артикуляция далека от единых оснований. § К Для отечественной научной литературы характерна традиция рассматривать О | правовую политику в этой сфере с помощью категории «информация», опе- ® Н рируя понятиями «информационная политика государства», «правовая по- 1 | литика в информационной сфере», «информационная правовая политика». | О

Информационная политика государства рассматривается в узком и широком смыслах. А.В. Шевченко считает, что в широком смысле «государ- | 1 ственная информационная политика» — это система идей, целей, установок, О -I методов и средств, с помощью которых государство осуществляет регули- Н § рование отношений между гражданским обществом и информационной з й системой государства [1, а 57]. В узком, утилитарном смысле информаци- б онную политику интерпретируют как то, чего и как хочет добиться власть, используя СМИ как связующее звено между целями субъекта политики и линией поведения, выбранных для их достижения [2]. В целом информационную политику можно рассматривать и как управление информационными ресурсами страны, и как обеспечение удовлетворения информационных потребностей граждан, и как деятельность по оптимизации взаимодействия государства и граждан. Р

Значимость информационной сферы для государственного развития детерминирует применение правового регулирования к складывающимся в ее ^ рамках общественным отношениям, следовательно, необходимо формирование | специфической правовой политики — информационной правовой политики. §

А.В. Карягина определяет информационную правовую политику как комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленных на обеспечение конституционного права граждан на доступ и распространение информации в

СП

В

®

29

соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции РФ [3, а 34]. К объектам государственной информационной политики автор относит печатные СМИ, рекламную деятельность, электронные СМИ, средства связи, информационное право, информационную безопасность, а к ее долгосрочной цели — построение информационного общества.

Отметим, однако, широкий неоднородный спектр задач, который относится к этому виду правовой политики. Часть их связана с регулированием определенного информационного содержания, часть носит инфраструктурный характер, связанный с изменением характера транзакций. Важно учитывать, что данное различие актуально только для общества с развитой и многоуровневой информационной системой, включающей не только вертикальные коммуникационные каналы средств массовой информации, но и каналы горизонтальные, аккумулирующие восходящие потоки и интеракции. Классическим образцом таких каналов является транснациональный Интернет, хотя в истории ХХ в. есть и другие национальные примеры — например, французская абонентская сеть «Минитель». Появление и распространение основанных на горизонтальных каналах коммуникации электронных сетей общества связанно с конкретным уровнем научно-технического про-^ гресса и цивилизационного развития, и именно оно является субстратом ^ построения информационного общества.

к Наряду с этим право на информацию является основой реализации многих конституционных прав и свобод (свободы слова, свободы массовой ш информации, свободы мировоззренческого выбора, избирательного права и т. д.), потенциально реализуемых в условиях любого (по техническим ха-^ рактеристикам) коммуникационного пространства. Налицо гетерогенность <5 современной информационной сферы, порождаемой эволюцией коммуникационного пространства. Это качество не может не отражаться на систем-^ ности правовой политики в информационной сфере. Закономерной пред-^ ставляется дифференциация ее объекта на две относительно автономные к области. Полагаем, что в современных условиях целесообразно выделение ш двух самостоятельных направлений правовой политики — информационной ш правовой политики и коммуникационной правовой политики. Обе они с являются видовыми понятиями по отношению к родовому — правовой политике в информационной сфере. Информационная правовая политика решает вопросы селекции информации в коммуникационном пространстве — (например, правовые институты цензуры, защиты детей от вредоносной информации). Коммуникационная правовая политика направлена на соз-?? дание правовых основ построения информационного общества, т. е. раз° витие коммуникационного пространства, управление его встраиванием в социальный ландшафт и, таким образом, контроль социального прогресса.

Центральными проблемами современной информационной правовой политики являются: 1) проблема усложнения права на информацию; 2) проблема правового статуса цензуры; 3) проблема правового регулирования новых видов коммуникационной деятельности (различных видов PR-технологий).

Центральными проблемами коммуникационной правовой политики выступают: 1) обеспечение развития информационно-коммуникационной инфраструктуры; 2) построение электронного государства; 3) развитие электронных структур гражданского общества. Их решение фактически будет означать построение информационного общества.

В политико-правовой сфере концепция «информационного общества»1 начала свое формирование в середине 1990-х гг. Ю. Хохлов отмечает, что в это время в США командой Б. Клинтона и А. Гора была сформулирована идея создания сначала национальной, а затем глобальной информационной инфраструктуры, позволяющей использовать преимущества телекоммуникаций с целью сокращения расстояний и передачи огромных объемов данных в кратчайшее время в любую точку планеты (в докладе «Agenda for Action») [4, c. 6]. Этой идее был противопоставлен европейский подход (М. Бангеманн), предполагающий развитие не только телекоммуникаций, но и информационных технологий и контента; все три компонента рассматривались как единое целое, под которым и понималось «информационное общество» (в докладе ф «Europe's Way to Information Society. An Action Plan»). g M

В государственной политике различных стран в области телекоммуника- 0 р ций и связи началось формирование соответствующих концепций, фиксирую- 0 S щих в качестве стратегических целей той или иной версии «информационного § I общества». Как отмечает Е.В. Шигонцева, основные цели национальных 0 *

о о

программ развития информационного общества в западных европейских странах были связаны с достижением лидирующих позиций в экономическом и социальном развитии; социально-экономическая направленность этих программ имеет антропологическую направленность и ориентирована

I у

на человеческие ценности; важным их элементом является повышение до- °

? о

2 s< а

j= =i

s "О

" и ш

верия людей к информационно-коммуникационным технологиям [5, с. 217]. Азиатский подход к построению информационного общества отличался от о

европейского: при сохранении традиционных ценностей информационные | о

технологии используются как основа связи государства и рынка. 3 §<

В нашей стране процесс построения информационного общества проходил Щщ о

на понятийной основе, близкой к европейскому подходу. Начался он с разра- с Т

ботки и принятия Доктрины информационной безопасности РФ от 9 сентября § и 2000 г. [6], зафиксировавшей большое значение информационной сферы для

государственных интересов. Кроме того, среди проблемных зон информацион- 31

ной безопасности было отмечено отсутствие четкой государственной политики -

в области формирования российского информационного пространства.

Инициированная глобализацией популяризация идей информационного ^ общества привела к тому, что 22 июля 2000 г. в Окинаве восемь ведущих н

мировых держав подписали Хартию глобального информационного общества. §

Окинавская Хартия не содержит определения информационного общества, §

но перечисляет его основные черты, связанные с новыми возможностями, § открываемыми информационными технологиями.

1 Безусловно, содержательно куда более узкая и конкретная, нежели парадигма информационного общества, сформированная на базе трудов Д. Белла, О. Тоффлера, М. Кастельса в социальной философии и, шире, в социогуманитарном знании.

Задачи, выдвигаемые Хартией, требуют эффективного политического и правового сотрудничества стран — участниц. Для их решения Хартия предписывает «изыскивать пути к принятию конкретных мер», в том числе в области формирования политического, нормативного и сетевого обеспечения, причем нормативное обеспечение рассматривается как требующее поддержки политического консультирования и укрепления местного потенциала (ст. 19).

На реализацию положений Окинавской Хартии глобального информационного общества направлена Стратегия развития информационного общества в России от 25 июля 2007 г. В ней информационное общество характеризуется «высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти» [7].

Правовые подходы к разработке понятия информационного общества также сводятся к перечислению признаков и задач такого общества. Юридическое понятие «информационное общество», вытекающее из теории права и информационного права, пока находится в стадии концептуализации.

Переход к информационному обществу невозможен без построения его фундамента — интегрированной совокупности информационно-коммуникационной ^ инфраструктуры, обслуживающей функционирование электронной коммерции, ^ электронного государства, образования, науки, здравоохранения и т. д. Для этого к необходимо: формирование единого информационного пространства страны и его интеграция в мировое информационное пространство; переход к инноваци-ш онной экономике знания; повышение эффективности государственного управления посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий ^ в государственное строительство; повышение доступности информационно-<5 коммуникационных технологий и преодоление цифрового разрыва; повышение качества работы социальной сферы (здравоохранения, обслуживания, ^ транспорта и т. п.) на основе применения информационно-коммуникационных ^ технологий; развитие науки и системы образования; обеспечение правопорядка к и противодействие преступности.

т Решение этих задач носит преимущественно коммуникационный ха-ш рактер, поскольку предполагает установление и поддержку связей между с отдельными сегментами общества, при обязательном наличии обратной связи. Обеспечение их эффективного правового регулирования и составляет 32 содержание коммуникационной правовой политики — самостоятельного вида — современной правовой политики в информационной сфере.

щ Список литературы:

□ 1. Шевченко, А.В. Информационное пространство мегаполиса — метамодель ком-

<м муникативных отношений // Управление мегаполисом. — 2008. — № 1. — С. 55—68. т- 2. Карасева, Е.В. Информационная политика органов исполнительной власти со-

временного мегаполиса: особенности ее формирования и реализации (на примере деятельности правительства Москвы) : автореф. дис. ... канд. полит. наук / Е.В. Карасева. — М., 2004. — 26 с.

3. Карягина, А.В. Современная информационная правовая политика в РФ: Теоретико-правовой аспект // Вестник Таганрогского института управления и экономики. — 2012. — № 2. — С. 34-35.

4. Ершова, Т. Вперед к информационному обществу 2.0! Беседа с председателем редакционного совета журнала «Информационное общество», председателем Совета директоров Института развития информационного общества Ю.Е. Хохловым в связи с 15-летием института // Информационное общество. — 2013. — № 5. — С. 4—15.

5. Шигонцева, Е.В. Генезис концепции информационного общества: теоретико-правовой аспект // Гуманитарные исследования. — 2012. — № 4. — С. 213—221.

6. Доктрина информационной безопасности РФ от 9 сентября 2000 г. // СПС «ГАРАНТ».

7. Стратегия развития информационного общества в России от 25 июля 2007 г. // СПС «ГАРАНТ».

Д.С. Хижняк, D.S. Khizhnyak,

кандидат юридических наук, доцент Candidate of Law, Associate Professor of кафедры криминалистики Саратовской the Forensic Science Department Saratov государственной юридической академии State Law Academy

denis_khizhnyak@mail. ru

Юридическая стратегия как элемент механизма реализации государственной правовой политики и методологии криминалистических исследований (на материале стратегий борьбы с транснациональными преступлениями)

Аннотация: цель статьи — рассмотрение понятия стратегии применительно к правовой науке в качестве элемента механизма правовой политики, а также одной из методологических предпосылок развития теории и практики борьбы с преступлениями. В последние десятилетия как на международном, так и на национальных уровнях принимаются стратегические документы, поэтому одна из задач юридической науки — выявление структурных особенностей таких стратегий, их положения в системе теоретического знания. Стратегические проблемы современной науки и практики способствуют развитию стратегического метода, представляющего собой систему методов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности, направленное на решение задач как в настоящем, так и в будущем. Специфика применения стратегического метода должна основываться на учете элементов стратегии; последним в статье уделено особое внимание.

Ключевые слова: методология, стратегия, элементы стратегии, транснациональные преступления.

Legal strategy as an element of the mechanism of realization of state legal policy and methodology of forensic studies (with the example of the strategies to combat transnational crimes)

Abstract: the aim of this article is to consider the concept of strategy as applied to legal theory and the mechanism of legal policy, as well as one of the methodological prerequisites for the development of the theory and practice of combating crimes. In recent decades documents on various legal and political issues have been accepted both on international and national levels. So one of the tasks of legal theory is to identify the structural features of such strategies, their position in the system of theoretical knowledge. Strategic problems of contemporary science and practice contribute to the development of the strategic method - a system of methods and techniques helping to achieve the objective cognition of reality aimed at solving problems both in the present and in the future. The specifics of the application of strategic methods should be based on the consideration of the elements of the strategy, which are given attention to in the article.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.