Научная статья на тему 'Правовая политика Российской Федерации в сфере государственных информационных ресурсов'

Правовая политика Российской Федерации в сфере государственных информационных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4957
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокопенко А. Н., Кривоухов А. А.

Рассмотрено понятие правовой политики на современном этапе. Правовая политика Российской Федерации в сфере государственных информационных ресурсов разделена на три этапа. Отмечено, что на первом этапе было сформулировано отношение государства к информационной сфере в целом. На втором этапе была сформирована политика России в области информационной безопасности. На третьем этапе происходит формирование правовой политики государства по отношению к отдельным объектам информационной сферы. Выявлены приоритеты правовой политики государства в области информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая политика Российской Федерации в сфере государственных информационных ресурсов»

УДК 342.951

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

А.Н. Прокопенко А.А. Кривоухов 2)

1) Белгородский государственный университет, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85;

e-mail: Prokopenko@bsu.edu.ru 2) Белгородский юридический институт МВД России, 308031, г. Белгород, ул. Горького, 71;

e-mail: anatka@rambler.ru

Рассмотрено понятие правовой политики на современном этапе. Правовая политика Российской Федерации в сфере государственных информационных ресурсов разделена на три этапа. Отмечено, что на первом этапе было сформулировано отношение государства к информационной сфере в целом. На втором этапе была сформирована политика России в области информационной безопасности. На третьем этапе происходит формирование правовой политики государства по отношению к отдельным объектам информационной сферы. Выявлены приоритеты правовой политики государства в области информационных ресурсов.

Ключевые слова: государственные информационные ресурсы, правовая политика, информационная сфера, информационная безопасность.

Информационные ресурсы являются социально-значимым объектом правоотношений и требуют особого внимания государства. В этой связи необходимо выявить, какой политики придерживается Российская Федерация в отношении информационных ресурсов, каковы основные направления этой политики. Поскольку информационные ресурсы являются объектом информационного права, необходимо выявить государственную политику в отношении всей информационной сферы. Для реализации государственной политики используется правовая политика.

Правовая политика является особой формой выражения государственной политики, средством закрепления воли руководителей государства, реализации ее в праве. Правовая политика воплощается в конституциях, кодексах и других законодательных и нормативно-правовых актах. Она направлена на охрану и защиту существующего социального строя, развитие общественных отношений.

Н.И. Матузов определяет правовую политику как комплекс идей, мер, задач, целей, программ, принципов, установок, реализуемых в сфере права и посредством права [4]. Подобный подход к понятию сущности правовой политики поддерживается другими учеными [2]. Так, О.Ю. Рыбаков считает, что правовая политика в широком смысле слова - это деятельность, прежде всего, государственных и муниципальных органов, общественных объединений, отдельных лиц, включающая систему идей, целей, мер и способов, обеспечивающих функционирование и воспроизводство правового механизма, направленная на осуществление интересов, прав и свобод личности во взаимодействии с ее обязанностями [5].

А.В. Малько дает определение правовой политики как научно обоснованной, последовательной и системной деятельности государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности [3].

Содержание правовой политики можно охарактеризовать или как политику в сфере права, или как политику посредством права. О.Ю. Рыбаков утверждает, что пра-

вовая или государственно-правовая политика либо политика в области создания и применения права существовала с момента формирования юриспруденции как науки, хотя и не всегда носила оформленный системный характер [5].

Правовая политика должна быть основана на существующем законодательстве, подчинена Конституции РФ, соответствовать интересам личности, общества и государства. Она должна опираться на принудительную силу государства, властное влияние которого осуществляется исключительно на основе права [5]. Правовая политика реализуется посредством следующих форм: правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной, доктринальной и правообучающей [3].

При рассмотрении правовой политики государства в информационной сфере наибольший интерес представляет правовая политика государства в отношении государственных информационных ресурсов. Основное внимание необходимо уделить правотворческой и доктринальной формам, определяющим общее отношение государства к определенной проблеме и задающим определенный вектор развития в рассматриваемой сфере.

За четырнадцать лет, в период с 1992 по 2006 годы, в Российской Федерации была сформирована правовая политика в области информационных ресурсов, которая активно развивается и реализуется в настоящее время.

Формирование правовой политики государства в сфере государственных информационных ресурсов и информатизации можно разделить, с нашей точки зрения, на ряд этапов.

Первый этап проходил с 1992 по 1995 годы. На этом этапе была поставлена задача формирования правовой политики государства в информационной сфере в общем, без конкретизации по отдельным направлениям. Для разработки государственной политики в области информации и информатизации в 1992 году был создан Комитет информатизации при Министерстве связи РФ [7]. На указанный Комитет были возложены обязанности по разработке и проведению государственной политики информатизации России, а также подготовке проектов законодательных актов и решений Правительства РФ в области информатизации. В 1993 году было принято Положение об указанном Комитете [11], в котором были перечислены обязанности, дополненные задачей обобщения практики применения законодательства РФ в сфере информатизации и разработкой предложений по его совершенствованию.

В 1994 году Комитет информатизации при Министерстве связи РФ был расформирован, а на его базе был создан Комитет при Президенте РФ по политике информатизации [8]. На Роскоминформ был возложен ряд задач, одной из которых являлась «разработка проектов законодательных и иных нормативных актов РФ по вопросам информатизации». Одновременно с этим был подписан Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации». Основное внимание в данном документе уделялось организационным вопросам, однако в качестве одного из направлений государственной политики в сфере информатизации было утверждено «формирование и защита информационных ресурсов государства как национального достояния».

С 1992 по 1995 год были подписаны несколько Указов Президента РФ, направленных на формирование правовой политики в области информатизации. К ним относятся:

«Концепция правовой информатизации России», утвержденная Указом Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 477.

Указ Президента РФ «Вопросы формирования единого информационноправового пространства Содружества Независимых Государств» от 27 декабря 1993 г. № 2293.

Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г. № 2334.

Указ Президента РФ «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации» от 21 февраля 1994 г. № 361.

Данными Указами принимались неотложные решения в сфере информатизации и информационных ресурсов, однако правовое поле в данной сфере было еще не сформировано. В период с 1992 по 1994 годы указанные выше Комитеты разрабатывали проекты законов, которые должны были регулировать правоотношения в информационной сфере. Результатом их работы стало принятие в 1995 году целого пакета законодательных актов, основным из которых являлся Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Этот законодательный акт являлся основополагающим, базовым актом в данной сфере правового регулирования [1].

В Федеральном законе «Об информации ...» от 1995 года были впервые закреплены обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации. Так, статья 3 Закона устанавливает, что государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации. Кроме того, Закон закрепил основные направления государственной политики в данной сфере. Анализируя впервые закрепленные законодательно приоритеты государственной политики в области информатизации, необходимо отметить, что принятие ФЗ «Об информации ...» от 1995 года стало значительной вехой на пути формирования правовой политики в области информационных ресурсов. В частности, впервые прозвучало особое отношение государства к формированию и использованию государственных информационных ресурсов. Поскольку формирование государственных информационных ресурсов не может происходить вне правового поля, то и создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов также предполагает создание соответствующей правовой базы.

Кроме вышеперечисленных основных направлений государственной политики в информационной сфере ФЗ «Об информации ...» от 1995 года закрепил порядок установления правового режима информационных ресурсов.

Необходимо отметить также принятие Уголовного кодекса РФ, который впервые в нашей стране в главе 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» установил ответственность за совершение преступлений, родовым объектом которых являются правоотношения в сфере компьютерной информации, охраняемые уголовным законом от преступных посягательств.

Принятием Федерального закона «Об информации ...» в 1995 году завершился первый этап формирования правовой политики Российской Федерации в информационной сфере. Выработанные основные направления государственной политики определили отношение государства к информационной сфере в целом, однако не конкретизировали подходы государства к отдельным объектам информационных правоотношений.

В ходе второго этапа формирования правовой политики в информационной сфере основное внимание государства было направлено на реализацию закрепленных ФЗ «Об информации .» основных направлений государственной политики. Данный этап проходил с 1995 по 2000 год и закончился принятием Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Начало второго этапа характеризовалось принятием в конце 1995 года «Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов» [10], одобренной решением Президента РФ от 23.11.1995 № Пр-1694. Указанная Концепция была первой в на-

шей стране «долговременной концептуальной программой, формирующей основные направления информатизации российского общества». Концепцией было определено, что необходимо разработать законодательные и нормативные акты, определяющие права и обязанности юридических и физических лиц по формированию и использованию информационных ресурсов, средств их обработки и доставки. При разработке законодательства об информационных ресурсах Концепция предписывала основное внимание уделить вопросам защиты авторских прав и права собственности на информационные ресурсы, а также создание условий равенства всех форм собственности при формировании информационных ресурсов. Однако не было указано на необходимость разработки правовых норм, регламентирующих порядок формирования и использования государственных информационных ресурсов.

Реализация «Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов» позволила, например, правоохранительным органам начать оптимизацию информационной инфраструктуры в направлении интеграции автоматизированных информационных систем правоохранительных органов с информационными системами силовых и других государственных структур [12].

В 1995-1998 годах основное внимание государства было направлено, в первую очередь, на формирование единого информационного пространства и повышение информирования населения, обеспечение его конституционного права на доступ к информации. Можно выделить несколько нормативно-правовых актов, посредством которых закреплялось отношение государства к данным проблемам и пути их решения. Это, в частности, Постановление Правительства РФ от 12.01.1996 № 11 «Об улучшении информационного обеспечения населения РФ», «Концепция национальной программы сохранения библиотечных фондов РФ», Распоряжение Правительства РФ от 24.02.1999 № 301 -р «О создании межведомственной автоматизированной информационной системы федеральных органов исполнительной власти «Доход», Постановление Правительства РФ от 24.07.1997 № 950 «Об утверждении положения о государственной системе научно-технической информации» и ряд других.

Отдельно необходимо выделить «Концепцию государственной информационной политики», которая была призвана сыграть роль организующего и координирующего документа, представляющего основу для подготовки государственной программы по вхождению России в информационное общество [6]. На основе данной Концепции происходило дальнейшее формирование правовой политики государства в информационной сфере. В частности, в области государственных информационных ресурсов.

В контексте исследуемой проблемы из задач, поставленных Концепцией государственной информационной политики, можно выделить задачу по эффективному формированию и использованию национальных информационных ресурсов и обеспечению широкого, свободного доступа к ним. Кроме того, впервые в качестве государственного приоритета прозвучала задача формирования информационного права как правового фундамента и необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества. Определенные в Концепции цели, задачи и основные направления информационной политики получили дальнейшее развитие в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [9].

Принятие Доктрины информационной безопасности РФ стало логичным итогом работы всех государственных структур, принимавших участие в формировании правовой политики РФ в информационной сфере. Данная Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере. Таким образом, она основана на двух Концепциях - по информационной политике и национальной безопасности [13].

BBS

Кроме того, необходимо отметить, что принятие Доктрины информационной безопасности по срокам совпало с принятием Хартии Глобального информационного общества (июль 2000 года) [15]. Указанная Хартия установила основные принципы создания информационного общества и вхождения в него других государств. Многие положения Доктрины повторяют или развивают положения Хартии. Необходимо отметить, что возрастание роли информационной сферы характерно не только для России, но и для всего мира. Доктрина отмечает системообразующий характер информационной сферы, ее значительное влияние на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Подчеркивается, что национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Доктрина информационной безопасности определила основные понятия в сфере информационной безопасности и установила приоритеты Российской Федерации в данной области. Доктрина определила методы обеспечения информационной безопасности, отнеся к ним правовые методы. К правовым методам обеспечения информационной безопасности РФ Доктрина относит разработку нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Наиболее важным направлением этой деятельности является внесение изменений и дополнений в законодательство РФ, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, в целях создания и совершенствования системы обеспечения информационной безопасности РФ, устранения внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась РФ, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов РФ, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности РФ.

Необходимо отметить, что Доктрина признала одним из наиболее важных объектов обеспечения информационной безопасности в сфере внутренней политики открытые информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти и средств массовой информации. В частности, к наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности РФ в сфере внешней политики Доктрина относит:

информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ, российских представительств и организаций за рубежом, представительств РФ при международных организациях;

информационные ресурсы представительств федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ, на территориях субъектов РФ;

информационные ресурсы российских предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализующим внешнюю политику РФ.

Таким образом, Доктрина информационной безопасности установила, что государственные информационные ресурсы являются важнейшим объектом обеспечения безопасности страны.

Принятием Доктрины информационной безопасности Российской Федерации закончился второй этап формирования правовой политики РФ в информационной сфере в общем и в отношении государственных информационных ресурсов в частности. Необходимо отметить, что, несмотря на принятие Доктрины, правовая политика именно в области информационных ресурсов, в том числе государственных, не была конкретизирована. Информационные ресурсы только упоминаются в качестве важной составной части информационной сферы, признаются одним из основных ее объектов. В отличие от информационной безопасности, данному направлению правовой политики государства в информационной сфере было уделено недостаточно внимания.

Третий этап формирования правовой политики РФ в сфере государственных информационных ресурсов идет с 2000 года. В процессе данного этапа положения Доктрины информационной безопасности РФ, касающиеся государственных информационных ресурсов, были значительно конкретизированы.

В 2002 году принята федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65. Одной из задач целевой программы названо обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий. На первом этапе реализации программы (2002 год) была запланирована подготовка пакета законопроектов, направленных на решение проблем, связанных с:

созданием и распространением электронных документов; развитием электронной торговли;

снижением административных барьеров, препятствующих выходу российских организаций на рынки информационных и коммуникационных технологий;

гармонизацией законодательства РФ в сфере информационных и коммуникационных технологий с положениями международных конвенций и законодательством стран Европейского союза.

Часть законопроектов была представлена и принята, например, Федеральные законы «Об электронной цифровой подписи», «О коммерческой тайне» и «О персональных данных». Другая часть законопроектов находится в стадии рассмотрения.

Одним из основных направлений реализации целевой программы является совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере информационных и коммуникационных технологий. Целью мероприятий этого направления является создание правовых предпосылок для широкого использования информационных и коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни, в экономике, во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и организациями.

Программа определила, что к одной из основных задач, реализуемых в рамках данного направления, является создание правовой базы для решения проблем, связанных с производством и распространением документов в электронной цифровой форме. Одновременно были закреплены принципы, на которых должно быть основано правовое регулирование в данной сфере. К ним, в частности, относится создание правовых условий для использования электронных документов в государственном управлении и гражданско-правовой сфере. Указанные положения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» позволяют утверждать, что по итогам ее реализации в РФ должны быть сформированы государственные информационные ресурсы открытого доступа, предназначенные для информирования граждан и организаций о политике государства, что является реализацией положений Доктрины информационной безопасности РФ.

В результате внедрения федеральной целевой программы предполагается довести долю электронного документооборота в общем объеме документооборота до 65 % внутри ведомств и до 40 % в межведомственном документообороте. Кроме того, вследствие особой географической протяженности и организационной централизации информационных ресурсов России планируется реализовать возможность подключения к удаленным информационным системам для обеспечения граждан и хозяйствующих субъектов необходимыми сведениями.

В процессе реализации первого этапа федеральной целевой программы «Электронная Россия» был принят ряд нормативно-правовых актов, которые окончательно сформировали правовую политику РФ в сфере государственных информационных ресурсов.

В 2003 году принято Постановление Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти», которым был утвержден перечень сведений о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования (53 вида сведений).

В сентябре 2004 года Распоряжением Правительства РФ от 27.09.2004 № 1244-р одобрена «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года». В соответствии с указанной Концепцией определяются основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти.

Концепция предусматривает, что реализация государственной политики в данной области должна привести к созданию «электронного правительства» - эффективной системы предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий. Основой для «электронного правительства» должны стать государственные информационные ресурсы открытого доступа. Доступ к данным информационным ресурсам должен осуществляться через сеть Интернет или через корпоративные компьютерные сети.

Для реализации положений государственной политики в сфере государственных информационных ресурсов созданы органы исполнительной власти. Основную работу в данной области проводит созданное в 2004 году Министерство информационных технологий и связи РФ и подчиненные ему федеральные службы [14]. Система межведомственной координации государственных программ и проектов использования информационных технологий находится в процессе формирования. Определен порядок создания координационных и совещательных органов в этой сфере. Федеральной целевой программой и Концепцией определены основные приоритеты использования информационных технологий.

Анализируя вышеперечисленные приоритеты, необходимо отметить, что большое внимание уделяется мониторингу различных видов деятельности, ведению различных систем учета и отчетности, повышению эффективности государственного планирования. Реализация этих задач позволит снизить государственные расходы и исключить дублирование информационных ресурсов в информационных системах министерств.

Федеральная целевая программа предполагает, что создание указанных государственных информационных ресурсов или их модернизация для размещения в сети Интернет должна сопровождаться принятием нормативно-правовых актов по каждой информационной системе отдельно. По однотипным информационным системам Министерство информационных технологий и связи РФ должно издать соответствующие типовые положения, на основе которых будут создаваться конкретные нормативноправовые акты министерств.

В 2005 году Распоряжением Правительства РФ от 09.06.2005 № 748-р была одобрена «Концепция создания системы персонального учета населения РФ». Данная Концепция определяет роль и место системы персонального учета в структуре государственных информационных систем и ресурсов, цели, принципы, структуру, функции и основные этапы создания и развития системы персонального учета, а также источники финансирования. Концепция также содержит предложения по формированию нормативной правовой базы, необходимой для функционирования системы персонального учета и обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан при сборе и использовании их персональных данных.

В 2006 годы были приняты Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Данные законы упорядочили правоотношения в области оборота информации и персональных данных.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Правовая политика РФ в сфере государственных информационных ресурсов формировалась в три этапа. На первом этапе были определены основные приоритеты государства в информационной сфере и принят «базовый» ФЗ «Об информации ...», закрепивший правовой режим информационных ресурсов. На втором этапе была сформирована правовая политика в области информационной безопасности, которая неразрывно связана с государственными информационными ресурсами. Этот этап завершился принятием Доктрины информационной безопасности РФ. На третьем этапе были приняты концептуальные документы, которые определяют общее направление развития государственных информационных ресурсов и основные положения государственной политики в данной области. В настоящий момент происходит конкретизирование и реализация правовой политики РФ по отношению к отдельным вопросам формирования и использования государственных информационных ресурсов.

Основным приоритетом правовой политики государства в данной сфере определено формирование открытых государственных информационных ресурсов для информирования граждан и организаций о политике государства и принимаемых государственных решениях, создание «электронного правительства», что является реализацией конституционных прав граждан нашей страны на информацию.

В качестве второго приоритета правовой политики государства в данной области можно выделить правовое регулирование формируемых межведомственных государственных информационных ресурсов. Создание межведомственных государственных информационных ресурсов улучшит информационное обеспечение деятельности органов власти и снизит количество расходуемых на эти цели денежных средств.

Список литературы

1. В.А. Копылов. Информационное право. - М.: Юрист, 2004. - С. 147.

2. А.П. Коробова. О многозначности понятия «правовая политика» // Правоведение, 1999. № 4.

3. А.В. Малько, К.В. Шундиков. Правовая политика современной России: цели и средства //

Государство и право, 2001. № 7. С. 15.

4. Н.И. Матузов. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правове-

дение, 1997. № 4. С. 8.

5. О.Ю. Рыбаков. Правовая политика как юридическая категория: понятие и признаки // Журнал российского права. 2002. № 3. С. 71.

6. О.А. Финько. Правовое обеспечение Государственной информационной политики // Сб. НТИ. Сер. 01.1999. № 8.

7. Вопросы Комитета информатизации при Министерстве связи РФ: Постановление Правительства РФ от 09.03.1992 № 148; О Комитете информатизации при Министерстве связи РФ: Указ Президента РФ от 29.02.1992 № 203 // Ведомости СНД и ВС РФ. 12.03.1992. № 11. Ст. 550.

8. Вопросы деятельности Комитета при Президенте РФ по политике информатизации: Указ Президента РФ от 17.02.1994 № 328 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 21.02.1994. № 8. Ст. 589.

9. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 28.09.2000. № 187.

10. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. - М.: Информрегистр, 1996.

11. Об утверждении положения о Комитете РФ по информатизации: Постановление Правительства РФ от 06.01.1993 № 15 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 11.01.1993. № 2. Ст. 110.

12. О системе информационного взаимодействия правоохранительных органов России: Решение ГКИ при Госкомсвязи РФ от 16.06.1998 № 20 // СвязьИнформ, 1998. № 7. Ч. 1.

13. О концепции национальной безопасности РФ: Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 // СЗ РФ. 10.01.2000. № 2. Ст. 170.

14. Об утверждении положения о Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 26.06.2004 № 311 // СЗ РФ. 05.07.2004. № 27. Ст. 2774.

15. Хартия Глобального информационного общества. - Окинава, 2000. С. 51-56.

LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF NATIONAL INFORMATIONAL RESOURCES

A.N. Prokopenko^, A.A. Krivoukhov2)

1} Belgorod State University, Pobeda St., 85, Belgorod, 308015, Russia; e-mail: Prokopenko@bsu.edu.ru

2) Belgorod Police Training Institute, Gorky St., 71, Belgorod, 308031, Russia; e-mail: anatka@rambler.ru

The article describes the notion of legal policy in contemporary world. Legal policy of the Russian Federation in the sphere of national informational resources is divided into three stages. It is said that the first stage is characterized by setting up a general attitude of the state to the informational environment. The second stage deals with the establishment of Russia’s information security policy. The third stage embraces the formation of the national policy concerning certain objects of informational environment. The issue establishes priorities of the national policy in respect to the field of informational resources.

Key words: national informational resources, legal policy, informational environment, information security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.