Кулиева М.Н.
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№8 им. Сибирцева А.Н.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Аннотация
Автор статьи делится педагогическим опытом по формированию коммуникативных УДД на уроках истории и обществознания. Уроки по данным дисциплинам составляются и проводятся согласно действующему ФГОС ООО.
Ключевые слова: урок истории, урок обществознания, формирование коммуникативных УДД, ФГОС ООО.
Keywords: history lesson, the lesson of social studies.
Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены в экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни. Это не может не отразиться на поведении, жизненных ориентирах и внутреннем мире современного человека. Пришло время смены педагогических
ориентиров, содержания и технологий образовательного процесса. [2,13]
В данной статье рассмотрим формирование коммуникативных УУД на уроках истории и обществознания, а также приведем пример типовых заданий для формирование коммуникативных УУД.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. [1,54]
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. [4,37]
Основными критериями сформированности коммуникативных действий:
• желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
• знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
• умение организовать общение (уровень овладения
коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе. [5,103]
Коммуникативные УУД - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу [2,76].
Для формирования коммуникативных действий на уроках необходимо учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, инициативное сотрудничество в поиске информации. Поэтому на уроках истории и обществознания создаю условия для возникновения проблемной ситуации, формулировки проблемы, деятельность обучающихся направлена на анализ информации, высказывание собственного мнения. На уроке обществознания в 10 классе по теме «Социальная структура общества» предлагаю для обсуждения отрывок из статьи «Неравенство» американского социолога Н. Смелзера. Учащиеся не только находят в указанной статье компоненты неравенства в социальной структуре, но и высказывают свое мнение по вопросу: «Причина социального неравенства - в способностях, богатстве или статусе?». Образовательная технология «Дебаты»
способствует созданию устойчивой мотивации к обучению, а элемент состязательности на уроках стимулируют творческую, поисковую деятельность и тщательную проработку материала. Для проведения дебатов на уроках истории можно предложить следующие темы: «Петр I - чудо или чудовище?!», «Декабристы - герои или преступники?», «События октября 1917 года: переворот или революция?», «Человек - худшая или лучшая из всех живущих на земле тварей?», «П.А. Столыпин: спаситель русской деревни?». Данная форма работы стимулирует формирование всех видов универсальных учебных действий. На таких уроках учащиеся получают возможность реализовать себя и свои способности, применять на практике
полученные знания, а овладение ими УУД обеспечивает успешность в учебной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Давайте рассмотрим типовые задания формирования коммуникативных УУД.[3,32]
Задание 1: «Бумажная презентация»
Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по
определенной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Возраст: 10-14 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (история).
Форма выполнения: групповая работа.
Описание задания: каждой группе (паре) учащихся предлагается создать бумажную презентацию из заранее подготовленных учителем иллюстраций по определенной теме. Задача учащихся - распределить обязанности (вырезание, приклеивание, поиск информации в тексте) внутри группы для наиболее оптимального выполнения работы. Полученные бумажные презентации демонстрируются всему классу и защищаются. Оценивание понятности и полноты представления темы происходит совместно с классом.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности
- умение презентовать свой продукт
- взаимный контроль по ходу выполнения работы
- взаимопомощь
Задание 2: «Собери мозаику»
Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Возраст: 10-14 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (обществознание).
Форма выполнения: групповая работа.
Описание задания: учащимся, в рамках темы «Малая группа. Коллектив» (или любой другой), предлагается объединиться в группы и собрать из разрозненных элементов целое изображение (например, изображение родной школы). Задача учащихся - сделать это быстрее, чем остальные группы. После выполнения задания происходит анализ совместной деятельности и рефлексия типичных ошибок работы в группе. Делается акцент на правильное распределение ролей в группе для достижения наилучших результатов работы группы.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Довольны ли вы результатом?
2. Кто был лидером, а кто - ведомым?
3. Правильно ли были распределены роли в группе?
4. Легко ли было договариваться?
5. Можете ли вы назвать себя коллективом?
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности
- умение договариваться, убеждать, аргументировать
- взаимный контроль по ходу выполнения работы
- взаимопомощь.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные, деятельностные качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.
Список литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова., 2010, с.321.
2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова., 2012.
3. Турнир по истории «Осенний марафон»: задания и ответы, 7 -11классы. Выпуск второй/под ред. А.Ю. Трифонова. -Киров: Изд-во «Новая школа», 2013., с. 98.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования., 2010.
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий/ под ред. А. Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И. А. Володарской, М:, 2010, с.235.