Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания'

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
995
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ИСТОРИИ / УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УДД / ФГОС ООО / HISTORY LESSON / THE LESSON OF SOCIAL STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулиева М. Н.

Автор статьи делится педагогическим опытом по формированию коммуникативных УДД на уроках истории и обществознания. Уроки по данным дисциплинам составляются и проводятся согласно действующему ФГОС ООО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания»

Кулиева М.Н.

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№8 им. Сибирцева А.Н.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Аннотация

Автор статьи делится педагогическим опытом по формированию коммуникативных УДД на уроках истории и обществознания. Уроки по данным дисциплинам составляются и проводятся согласно действующему ФГОС ООО.

Ключевые слова: урок истории, урок обществознания, формирование коммуникативных УДД, ФГОС ООО.

Keywords: history lesson, the lesson of social studies.

Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены в экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни. Это не может не отразиться на поведении, жизненных ориентирах и внутреннем мире современного человека. Пришло время смены педагогических

ориентиров, содержания и технологий образовательного процесса. [2,13]

В данной статье рассмотрим формирование коммуникативных УУД на уроках истории и обществознания, а также приведем пример типовых заданий для формирование коммуникативных УУД.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. [1,54]

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

• владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. [4,37]

Основными критериями сформированности коммуникативных действий:

• желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

• знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

• умение организовать общение (уровень овладения

коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе. [5,103]

Коммуникативные УУД - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,

распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу [2,76].

Для формирования коммуникативных действий на уроках необходимо учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, инициативное сотрудничество в поиске информации. Поэтому на уроках истории и обществознания создаю условия для возникновения проблемной ситуации, формулировки проблемы, деятельность обучающихся направлена на анализ информации, высказывание собственного мнения. На уроке обществознания в 10 классе по теме «Социальная структура общества» предлагаю для обсуждения отрывок из статьи «Неравенство» американского социолога Н. Смелзера. Учащиеся не только находят в указанной статье компоненты неравенства в социальной структуре, но и высказывают свое мнение по вопросу: «Причина социального неравенства - в способностях, богатстве или статусе?». Образовательная технология «Дебаты»

способствует созданию устойчивой мотивации к обучению, а элемент состязательности на уроках стимулируют творческую, поисковую деятельность и тщательную проработку материала. Для проведения дебатов на уроках истории можно предложить следующие темы: «Петр I - чудо или чудовище?!», «Декабристы - герои или преступники?», «События октября 1917 года: переворот или революция?», «Человек - худшая или лучшая из всех живущих на земле тварей?», «П.А. Столыпин: спаситель русской деревни?». Данная форма работы стимулирует формирование всех видов универсальных учебных действий. На таких уроках учащиеся получают возможность реализовать себя и свои способности, применять на практике

полученные знания, а овладение ими УУД обеспечивает успешность в учебной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Давайте рассмотрим типовые задания формирования коммуникативных УУД.[3,32]

Задание 1: «Бумажная презентация»

Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по

определенной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Возраст: 10-14 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (история).

Форма выполнения: групповая работа.

Описание задания: каждой группе (паре) учащихся предлагается создать бумажную презентацию из заранее подготовленных учителем иллюстраций по определенной теме. Задача учащихся - распределить обязанности (вырезание, приклеивание, поиск информации в тексте) внутри группы для наиболее оптимального выполнения работы. Полученные бумажные презентации демонстрируются всему классу и защищаются. Оценивание понятности и полноты представления темы происходит совместно с классом.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности

- умение презентовать свой продукт

- взаимный контроль по ходу выполнения работы

- взаимопомощь

Задание 2: «Собери мозаику»

Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Возраст: 10-14 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (обществознание).

Форма выполнения: групповая работа.

Описание задания: учащимся, в рамках темы «Малая группа. Коллектив» (или любой другой), предлагается объединиться в группы и собрать из разрозненных элементов целое изображение (например, изображение родной школы). Задача учащихся - сделать это быстрее, чем остальные группы. После выполнения задания происходит анализ совместной деятельности и рефлексия типичных ошибок работы в группе. Делается акцент на правильное распределение ролей в группе для достижения наилучших результатов работы группы.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Довольны ли вы результатом?

2. Кто был лидером, а кто - ведомым?

3. Правильно ли были распределены роли в группе?

4. Легко ли было договариваться?

5. Можете ли вы назвать себя коллективом?

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности

- умение договариваться, убеждать, аргументировать

- взаимный контроль по ходу выполнения работы

- взаимопомощь.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные, деятельностные качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.

Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова., 2010, с.321.

2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова., 2012.

3. Турнир по истории «Осенний марафон»: задания и ответы, 7 -11классы. Выпуск второй/под ред. А.Ю. Трифонова. -Киров: Изд-во «Новая школа», 2013., с. 98.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования., 2010.

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий/ под ред. А. Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И. А. Володарской, М:, 2010, с.235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.